Тюменский районный суд Тюменской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Тюменский районный суд Тюменской области — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень 15 августа 2011 года
Судья Тюменского районного суда Тюменской области Галяутдинова Е.Р. с участием:
представителя юридического лица ОАО «Птицефабрика «Боровская» по доверенности ФИО2,
представителей Управления Росприроднадзора по Тюменской области ФИО3, ФИО4,
при секретаре: Кабировой З.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении № в отношении юридического лица ОАО «Птицефабрика «Боровская»», находящегося по адресу: ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Определением № 11О от 18.05.2011г. государственным инспектором РФ по охране природы по Тюменской области ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование в отношении ОАО «Птицефабрика «Боровская» по факту несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления по ст. 8.2 КоАП РФ.
Поводом для возбуждения административного дела послужили сообщения комитета по экологии администрации г.Тюмени от 29.04.201г. и департамента недропользования и экологии Тюменской области от 13.05.2011г. о заявлениях жителей Восточного АО г.Тюмени о неприятных запахах при преобладающем южном и юго-восточном ветре.
Постановлением № 23О от 17.06.2011г. производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ОАО «Птицефабрика «Боровская» прекращено за отсутствием события правонарушения.
В ходе проведения административного расследования в период с 18 мая по 17 июня 2011 года сотрудниками управления Росприроднадзора по Тюменской области установлено, что ОАО «Птицефабрика «Боровская», осуществляя предпринимательскую деятельность, на принадлежащих обществу на праве собственности производственных площадках, расположенных в «А», , а также на площадке для компостирования помета в и о. Кирчим, , в нарушение ст.30 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 9 Федерального Закона Российской Федерации от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального Закона Российской Федерации от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» без лицензии осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-4 класса опасности (помета куриного перепревшего, навоза крупного рогатого скота свежего, навоза конского свежего, отходов перьев и пуха, отходов обработки и переработки древесины (пыль древесная), фильтровочные и поглотительные отработанные массы, не загрязненными веществами), при обязательном наличии лицензии.
В судебном заседании представитель ФИО2 вину признал и суду пояснил о том, что в настоящее время принимаются меры для получения лицензии. Предприятие продолжает осуществлять деятельность по переработке отходов I-IV класса опасности, так как прекращение этой деятельности не возможно, поскольку это связано с разведением животноводства, птицеводства, растениеводства. Организация также реализует навоз и куриный помет.
Проверив и оценив исследованные доказательства, суд находит вину ОАО «Птицефабрика «Боровская» доказанной.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 55О от 06.07.2011г., юридическое лицо ОАО «Птицефабрика «Боровская» привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, а именно за осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-4 класса опасности, по адресу: «А» и район о. Кирчим, , без лицензии, при обязательном наличии таковой.
ОАО «Птицефабрика «Боровская» осуществляет деятельность по использованию и обезвреживанию сырого птичьего помета, навоза крупного рогатого скота свежего. В весенне-летний период на 2-х площадках для приготовления компоста осуществляется обезвреживание помета.
Помет куриный перепревший, помет куриный свежий, навоз крупного рогатого свежий вывозится на площадки для компостирования помета и на поля в качестве удобрений.
В объяснениях законный представитель ФИО5 указал, что нарушения допущены по невнимательности прежнего руководства (л.д. 1-3).
Лицензией № 72М03/0029/Л от 17.11.2003г. ОАО «Птицефабрика «Боровская» разрешено осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Срок действия лицензии установлен до 17.11.2008г. (л.д.145).
ОАО «Птицефабрика «Боровская» указанную деятельность осуществляла на собственном предприятии в соответствии с технологической инструкцией по внесению помета на поля Боровской птицефабрики, проектом образования отходов, утвержденный 21.07.2008г., и лимитов годовых нормативов образования отходов производства и потребления от 25.12.2008г., неизменность производственного процесса подтверждена 25.05.2011г. Заключением от 30.01.2003г. № 32/ЭЭ и гидрогеологическим заключением от 11.11.2002г. указанная деятельность признана соответствующей требованиям законодательных актов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов (л.д.15, 16, 21-36, 141-144, 146-162).
Осуществление указанной деятельности ОАО «Птицефабрикой «Боровской» подтверждается сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления 1, 3 и 4 класса опасности. Согласно которым в 2010 году на ОАО «Птицефабрике «Боровская» образовалось 77 349 тонн птичьего помета. Использованы отходы 4 класса: 0,004 тонны золошлаков от сжигания углей, 13 880 тонн помета куриного перепревшего, 2 707,6 тонн навоза крупного рогатого скота, передано для использования (переработки) другим организациям - 204,4 тонны навоза крупного рогатого скота, использованы: 221 тонна отходов перьев и пуха, 1,8 тонны отходов водоподготовки, 12 000 отходов (осадков) от выгребных ям, 98 тонн тел животных и птиц, 10 тонн прочих коммунальных отходов, 190,5 тонн конского свежего навоза, фильтровочные и поглотительные отработанные массы, не загрязненные опасными веществами - 0,2 тонны (л.д.146-152).
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Положениями ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 74 п.1 ase=LAW;n=72493;fld=134;dst=100147" ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами регламентируется Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 г. N 524.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов (в редакции приказа от 30.07.2003 N 663), отходы в виде помета куриного перепревшего, навоза крупного рогатого скота свежего, навоза конского свежего, отходов перьев и пуха, отходов обработки и переработки древесины (пыль древесная), фильтровочные и поглотительные отработанные массы, не загрязненными веществами, относятся к отходам 4 класса опасности, а помет куриный свежий относится к 3 классу опасности.
Таким образом, ОАО «Птицефабрика «Боровская» осуществляло деятельность по обращению с опасными отходами без лицензии, при обязательном наличии таковой.
Вместе с тем, в соответствии с уставом целью и предметом деятельности ОАО «Птицефабрика «Боровская» является извлечение прибыли. Основными видами деятельности птицефабрики является производство и реализация удобрений, торгово-закупочная деятельность, коммерческо-посредническая деятельность, производство продукции растениеводства, животноводства и птицеводства, разведение сельскохозяйственной птицы, крупно - рогатого скота, розничная торговля, другие виды деятельности, связанные с разведением, производством птицы, скота, кормов, молочных, хлебобулочных изделий, маркетинговая деятельность, строительство и ремонт.
При этом, ОАО «Птицефабрика «Боровская», являясь юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несёт обязанности, прибыль, полученная организацией в результате хозяйственной деятельности, направляется в фонды, образуемые в организации (л.д.163-177).
В соответствии с ч.1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и услуг.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «Птицефабрика «Боровская» осуществляет предпринимательскую деятельность.
При таких обстоятельствах, действия ОАО «Птицефабрика «Боровская» суд квалифицирует по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности, без лицензии, если такая лицензия обязательна.
Объяснения законного представителя юридического лица ФИО5, представителя ФИО2, а также данные о том, что в настоящее время принимаются меры к получению лицензии, свидетельствует о том, что у юридического лица была возможность для соблюдения требований закона, однако, должные меры по их соблюдению приняты не были.
Доводы представителя ФИО2 о том, что отсутствие согласования проведения проверки с прокурором, предписания по результатам проверки, отсутствие распорядительных документов на проведение проверки, свидетельствует о нарушении процедуры производства по делу, суд находит несостоятельными.
Согласно п. 57, 91-93 Приказа от 26.07.2010г. N 282 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды», с органом прокуратуры согласовывается проведение внеплановой выездной проверки. Предписание об устранении нарушения в области охраны окружающей среды выносится одновременно с постановлением о назначении административного наказания, в случае рассмотрения дела должностным лицом органа Росприродназора.
Согласно материалам дела, правонарушение по настоящему делу выявлено в ходе административного расследования в рамках дела, возбужденного по ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ в связи с непосредственным обнаружением данных о наличии признаков правонарушения по настоящему делу составлен протокол об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Исходя из названных требований закона, согласование возбуждения административного дела с органами прокуратуры и вынесение предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе административного расследования, законом не предусмотрено.
В судебном заседании установлено, что представителю ОАО «Птицефабрика «Боровская» вручена копия протокола № О от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 КоАП РФ. Представитель Росприродназора по ФИО1 пояснила, что данная копия вручена ошибочно. В материалах дела имеются данные о вручении копии протокола по настоящему делу от ДД.ММ.ГГГГ законному представителю юридического лица ФИО5, оригинал которого имеется в деле.
При таких обстоятельствах, существенных нарушений закона при производстве по делу не допущено.
При назначении наказания судом учитывается характер совершённого правонарушения в области порядка управления, отсутствие вредных последствий, признание вины, впервые привлечение к административной ответственности.
В соответствии с ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ смягчающим ответственность обстоятельством, суд признаёт совершение действий, направленных на получение лицензии, признание вины.
Отягчающих ответственность обстоятельств, судом не установлено.
Учитывая изложенное, непрерывный процесс сельскохозяйственной деятельности юридического лица, а также в целях достижения цели административного наказания, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальных его размерах, без назначения дополнительного наказания.
На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать виновным юридическое лицо - открытое акционерное общество «Птицефабрика «Боровская» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в доход государства, без конфискации орудий производства, сырья, изготовленной продукции.
Оплату штрафа произвести по следующим реквизитам: КПП 720301001, БИК 047102001, ОКАТО 71401000000, ИНН получателя 7203000979, номер счета получателя 401 018 103 000 000 100 05 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области г.Тюмени, номер корреспондентского счета Банка получателя платежа в ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области г.Тюмени, номер лицевого счёта <***>.
Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы.
Судья Тюменского районного суда
Тюменской области (подпись) Галяутдинова Е.Р.
Копия верна:
Судья Тюменского районного суда
Галяутдинова Е.Р.