Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 20 июня 2011 года
Судья Кировского районного суда г. Екатеринбурга Вдовиченко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенном Обществом с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Высота» ИНН , ОГРН ( далее ООО АН«Высота»),
УСТАНОВИЛ:
ООО АН «Высота» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом
В ходе выездной проверки деятельности данного юридического лица, проведенной Межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому Федеральному округу установлено, что обществом не исполнены обязанности по соблюдению законодательства регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предусмотренные Федеральным законом от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ (далее ПОД/ФТ).
Так, проверкой были установлены следующие нарушения законодательства:
1. отсутствие правил внутреннего контроля, отсутствие специально назначенного должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программы его осуществления (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ),
2. юридическим лицом не утвержден перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ; им не разработан ежегодный план - график обучения на 2010г., мероприятия по проверке знаний и навыков работников; не проведено обучение работников ( п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года. № 115-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 715, приказ Росфинмониторинга от 01 ноября 2008 года № 256),
3. юридическим лицом не осуществлена идентификация 179 физических лиц - выгодоприобретателей (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ).
4. юридическим лицом не осуществлялась идентификация 179 юридических лиц - клиентов, находящихся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), а также 179 физических лиц - выгодоприобретателей в части установления организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Список договоров без проведения идентификации выгодоприобретателей физических лиц, а также клиентов и физических лиц в части установления сведения об их участии в экстремистской деятельности, издаваемый «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности» за проверяемый период отсутствовал и не применялся для выявления операций, подлежащих обязательному контролю (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07 августа 2001 года. № 115-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года. № 27 «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности» Издаваемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 года. № 27).
5. В проверяемом периоде юридическим лицом как посредником заключены договоры на оказание посреднических услуг с юридическими лицами (заказчиками), предметом которых являлись обязательства по подбору объекта недвижимости и оказанию содействия заказчикам при совершении ими операций купли - продажи недвижимого имущества.
В соответствии с доверенностями, выданными заказчиками ООО АН «Высота» являлось представителем во всех предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе банках и сберегательных банках по вопросам поиска и подбора объектов недвижимого имущества для последующего приобретения в собственность заказчика недвижимости, для чего заказчики предоставляли право: на заключение предварительных договоров купли - продажи на подобранные объекты недвижимости; вносить авансовые платежи; получать и предъявлять необходимые документы; расписываться за заказчика и совершать все действия, связанные с выполнением поручения по приобретению недвижимого имущества в собственность заказчиков.
ООО АН «Высота» выполнены обязанности по договорам на оказание посреднических услуг, что подтверждено подписанными заказчиками актами выполненных работ. В соответствии с актами выполненных работ к договорам на оказание посреднических услуг юридическим лицом были заключены предварительные договоры купли - продажи недвижимого имущества с физическими лицами и внесены денежные средства (авансовые платежи) в качестве обеспечения исполнения обязательств заказчика по приобретению объекта недвижимости путем получения расписки от физических лиц, в пользу которых заказчики передавали денежные средства в качестве авансовых платежей. Кроме того, им же не осуществлено хранение 179 документов, содержащих сведения, указанные в законе и сведения, необходимые для идентификации личности.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО АН «Высота» составлялись предварительные договоры купли - продажи недвижимого имущества, характеристики предметов договоров купли - продажи - объектов недвижимого имущества, истребовались расписки физических лиц в получении денежных средств, а также документы, позволяющие восстановить сведения, установленные федеральным законом для идентификации получателя (выгодоприобреталя) по операции с денежными средствами, а также объектов недвижимого имущества не представлены в связи с их отсутствием в организации, также оно документально не фиксировало и не представляло в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, выразившиеся в отсутствии документов, содержащих сведения, указанные в ст. 7 Федерального закона (нарушение п. 4 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ).
Отсутствие в ООО АН «Высота» разработанных правил внутреннего контроля и программ его осуществления (а именно: программы идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, установления и идентификации выгодоприобретателей; программы оценки степени риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием); программы выявления операций, подлежащих обязательному контролю; программы документального фиксирования информации, программы, регламентирующей порядок работы по приостановлению операций; программы хранения информации и документов), должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ, обучения работников организации, а также отсутствие иных, разработанных самой организацией, мероприятий по осуществлению деятельности организации по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю свидетельствует о непринятии мер, направленных на ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.
Таким образом, в ООО АН «Высота» внутренний контроль в целях выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма в проверяемом периоде не осуществлялся. Отсутствие внутреннего контроля и программ его осуществления увеличивает риск использования организации в преступных целях отмывания денег, что может повлечь угрозу охраняемым общественным отношениям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ, к мерам, направленным на ПОД/ФТ, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Статьей 5 указанного закона определен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, являющихся субъектами настоящего закона. Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли - продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно ст. 3 вышеназванного Федерального закона:
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ указанные организации обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, в соответствии с программами, предусмотренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 года № 983-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 967-р.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 715 требования к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании организаций) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, устанавливаются Росфинмониторингом.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаныв целях ПОД/ФТ разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления; назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. В соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ документы, содержащие сведения, указанные в статье, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.
Таким образом, под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с ПОД/ФТ, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 715, приказом Росфинмониторинга от 01 ноября 2008 года № 256, организации обязаны принимать иные внутренние организационные меры в целях ПОД/ФТ в части подготовки и обучения кадров организации.
Квалификационные требования, предъявляемые к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления установлены Постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях ПОД/ФТ».
П. 3 Постановления № 715 определено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях ПОД/ФТ, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 01 ноября 2008 года № 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях ПОД/ФТ.
В соответствии с п. 2 данного положения руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.
П. 5 положения установлено, что обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж в организации; б) плановый инструктаж в организации; в) внеплановый инструктаж в организации; г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее - целевой инструктаж); д) самостоятельное изучение работником законодательства РФ о ПОД/ФТ, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.
Целевой инструктаж (в соответствии с пп. "г" п. 5 Положения) для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже одного раза в год, для специальных должностных лиц в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, - не реже двух раз в год, а для иных работников организаций - не реже одного раза в три года (п. 9 Положения).
Согласно п. 10 положения программа обучения разрабатывается с учетом требований законодательства РФ о ПОД/ФТ, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов. На основании программы обучения организация должна разработать план - график реализации программы обучения на очередной календарный год (далее - план - график) (п. 13 Положения).
План - график определяется организацией для каждого указанного в п. 3 и 4 Положения работника организации, исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей, а также при соблюдении требований раздела II положения (п. 15 положения).
П. 16 положения установлено, что план - график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года. При необходимости в течение года в план могут быть внесены изменения, которые также утверждаются руководителем организации.
В соответствии с п. 18 положения проверка знаний и навыков в области ПОД/ФТ проводится регулярно, но не реже одного раза в год.
Таким образом, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли - продажи недвижимого имущества, обязаны обучать своих работников ПОД/ФТ в вышеуказанном порядке.
В соответствии п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента); предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных п. 1.1 и 1.2 ст. 7; систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях. Кроме того, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07 августа 2001 года. № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с названным Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица. Порядок определения перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 года. № 27.
Организации обязаны идентифицировать лицо, являющееся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, в части установления организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности согласно Перечню.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ документы, содержащие сведения, указанные в ст. 7 Федерального закона и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.
В судебное заседание представитель юридического лица не явился, был извещен надлежащим образом и в срок уважительности причин своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял, а потому судом принято решение о рассмотрении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя ООО АН «Высота».
Указанные нарушения подтверждают следующие исследованные доказательствами:
- кт проверки от 22 ноября 2010 года № 71,
-объяснения генерального директора ООО АН «Высота» Р.,
-копии учредительных документов: Устава ООО АН «Высота», протокола учредительного собрания, учредительного договора б/н от 13 ноября 2007 года,
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 22 ноября 2007 года 74 № 004658543;
-свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 22 ноября 2007 года № 004659111;
- документы о назначении должностных лиц юридического лица,
- выписки из ЕГРЮЛ от 16 апреля 2010 года № 3354,
-список договоров, актов, и доверенностей физических лиц, указанные в таблице 1 приложения к протоколу.
.Исследовав представленные суду материалы административного дела, суд приходит к выводу, что вина юридического лица ООО АН «Высота» в совершении правонарушения нашла свое полное подтверждение при рассмотрении дела в суде.
Проанализировав собранные доказательства, суд пришел к выводу о том, что в действиях ООО АН «Высота» содержится состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля.
При назначении административного наказания юридическому лицу судом учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Высота» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50.000 рублей.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней.
Судья: