ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № от 23.08.2010 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Ставрополя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о возвращении уголовного дела прокурору

г. Ставрополь "23" августа 2010 г.

Судья Октябрьского районного суда г.Ставрополя   Просвирина Н.И.

с участием государственного обвинителя в лице старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Ставрополя В.В. ФИО1

обвиняемого: ФИО2

защитника: Постанюка В.Д.

при секретаре Алехиной И.В.

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении ФИО2  , обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л  :

Уголовное дело по обвинению ФИО2 поступило в Октябрьский районный суд г. Ставрополя 29 июля 2010 года с утвержденным заместителем прокурора Ставропольского края обвинительным заключением.

ФИО2 органами предварительного следствия обвиняется в совершении преступления предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ, а именно в нецелевом расходовании бюджетных средств, то есть - расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенные утвержденными бюджетом, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершённое в особо крупном размере.

В вину ФИО2 вменено то, что он занимая должность *** управления Ск, назначенный приказом **** Ставропольского края № ***-р от **.**.**** года, действуя на основании «Положения об управлении ****», утверждённого постановлением *** Ставропольского края № *** от **.**.**** года, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств Ставропольского края, в соответствии с Законом Ставропольского края от **.**.**** г. № **-кз «О бюджете Ставропольского края на 2006 год» действуя умышленно, ложно понимая интересы Управления *** *** СК, для того, чтобы получить одобрение своей профессиональной деятельности со стороны руководства Ставропольского края, осознавая противоправный характер своих деяний, с целью расходования бюджетных средств в крупном размере на цели, не соответствующие условиям их получения, совершил нецелевое расходование бюджетных средств Ставропольского края на оплату работ по строительству контрольного поста милиции на *** км автодороги «***-***-***-***» граница Республики ***– *** ***» в Ставропольском крае, то есть их использование на цели, не соответствующие условиям получения бюджетных средств Ставропольского края, определённые утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, в особо крупном размере, при следующих обстоятельствах:

ФИО2, назначенный на должность ***** Ставропольского края приказом *** Ставропольского края № ***-р от **.**.****года, действуя на основании «Положения об *** *** *** Ставропольского края», утверждённого постановлением *** Ставропольского края № ***от **.**.****года, осуществляя руководство деятельностью *** на основе единоначалия, неся персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач и осуществление им своих функций, имея право первой подписи на банковских и финансовых документах, являясь ответственным за организацию бухгалтерского учёта и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ от **.**.**** №***-ФЗ «О *** учёте», являясь должностным лицом получателя бюджетных средств Ставропольского края *** *** *** СК, в соответствии с Законом Ставропольского края от **.**.**** г. № **-кз «О **** Ск на ****г.», за период с 29.09.2006 года по 21.12.2006 года, расходовал денежные средства, бюджета Ставропольского края, выделенные по коду бюджетной классификации *** на «Отдельные мероприятия в области *** ***», которые отражают расходы на содержание, ремонт, капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, включая проектно-изыскательские работы и прочие расходы в рамках реализация программных мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги», на оплату работ ГУП СК ДЭСУ- 2 им В.И. Демидова по строительству контрольного поста милиции на ***км автодороги «***-***-***-***» граница Республики ***–***» в Ставропольском крае, что не предусмотрено утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов Управления дорожного хозяйства Ставропольского края на 2006 год.

Так, в 2006 году согласно Закону Ставропольского края от **.**.*** года №**-кз «О бюджете *** *** на ****год», на Управление **** Ставропольского края в составе министерства *** *** и *** Ставропольского края распределены расходы из краевого бюджета в сумме 922187000, 00 руб., в том числе по функциональной классификации расходов бюджетов РФ 120 04 08 3150200 365 241 в сумме 305156400, 00 руб., согласно уведомления о бюджетных ассигнованиях из краевого бюджета на 2006 год от 11.01.2006 года, а так же согласно утверждённой сметы доходов и расходов на ***год Управлению *** *** Ставропольского края в составе министерства *** *** и *** Ставропольского края на ***год предусмотрено расходование средств бюджета Ставропольского края в размере 922187000, 00 руб.

На лицевой счет Управления *** *** Ставропольского края
№ 120 04 08 3150200 365 01 А1500 23821 перечислены в 2006 год денежные средства из краевого бюджета, в сумме 305062161, 63 руб., в том числе по статьям бюджетной классификации:

- министерство 120 «Управление *** *** Ставропольского края»;

- разделу 04 «Национальная экономика»;

- подразделу 0408 «Транспорт»;

- целевой статье 315 00 00 «Дорожное хозяйство»;

- виду расходов 365 «Отдельные мероприятия в области дорожного хозяйства»;

- подстатье 241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» (120 04 08 3150200 365241000) в сумме 265147161,63 руб.;

- по статьям бюджетной классификации: 120 04 08 3150200 365 310001 в сумме 39915000,00 руб.

ФИО2, в период с *******года по *******года заведомо зная, что Законом Ставропольского края от **.**.****года №**-кз «О бюджете Ставропольского края на ****год», уведомлением о бюджетных ассигнованиях из краевого бюджета на ****год от **.**.****года, утверждённой сметой доходов и расходов Управления *** *** Ставропольского края на ****год, являющимися основанием для получения бюджетных средств Ставропольского края не предусмотрено расходование бюджетных средств на оплату работ ГУП СК ДЭСУ- 2 им В.И. Демидова по строительству контрольного поста милиции на ***км автодороги «****-****-****-****» граница Республики ***–**** **» в Ставропольском крае, действуя умышленно, ложно понимая интересы Управления *** *** СК, для того, чтобы получить одобрение своей профессиональной деятельности со стороны руководства Ставропольского края, осознавая противоправный характер своих деяний, с целью расходования бюджетных средств в крупном размере на цели, не соответствующие условиям их получения, расходовал денежные средства бюджета Ставропольского края в 2006 году не по целевому назначению в сумме 14520000, 00 руб.

ФИО2, являясь начальником Управления *** *** Ставропольского края, должностным лицом получателя бюджетных средств Ставропольского края, осуществляющим руководство деятельностью управления на основе единоначалия, несущим персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач и осуществление им своих функций, имея право первой подписи на банковских и финансовых документах управления *** *** Ставропольского края согласно «Положения об управлении *** *** Ставропольского края», являясь ответственным за организацию бухгалтерского учёта и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», находясь в административном здании Управления *** *** Ставропольского края, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, д. **, подписал два соглашения о переводе долга с ГУП СК ДЭСУ- 2 им В.И. Демидова, согласно которым принял на Управление *** *** Ставропольского края исполнение и исполнил обязательства по оплате стоимости материалов - битума, возникшие на основании договора № 24 от 02.02.2005 года, заключенного между ГУП СК ДЭСУ- 2 им В.И. Демидова и ГУП СК «Ставрополькрайавтодор» на сумму 6866839, 91 руб.: в соответствии с соглашением от 29.09.2006 года № 00064 на сумму 1131953, 01 руб. и в соответствии с соглашением от 31.10.2006 года № 000091 на сумму 5734886, 90 руб. в счет оплаты работ по государственному контракту от 23.03.2005 года № 13ср, по строительству контрольного поста милиции на ** км. автодороги «****-****-****-***» граница Республики **** -*** ***» в Ставропольском крае. Таким образом, бюджетные средства Ставропольского края в сумме 6866839, 91 руб., выделенные по коду экономической классификации 120 04 08 3150200 365241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям», который не предусматривает строительство каких-либо объектов, были расходованы на оплату работ ГУП СК ДЭСУ- 2 им В.И. Демидова по строительству контрольного поста милиции на 3 км автодороги «***-***-***-***» граница Республики ****– ***» в Ставропольском крае.

Продолжая реализовывать свой преступный умысел на нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере, ФИО2, находясь в административном здании Управления **** *** Ставропольского края, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ****, д. **, лично подписал и, пользуясь полномочиями начальника Управления *** *** Ставропольского края, дал указание подписать главному бухгалтеру Управления *** *** Ставропольского края М.Л.А. платёжные документы - платёжные поручения: № 81 от 11.10.2006 года на сумму 156608, 99 руб., № 429 от 21.12.2006 года на сумму 1020018, 00 руб., платежные поручения были направлены для исполнения в Министерство Финансов Ставропольского края. В результате неправомерных действий ФИО2 денежными средствами бюджета Ставропольского края в сумме 1176626, 99 руб., выделенными по коду экономической классификации 120 04 08 3150200 365241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям», который не предусматривает строительство каких-либо объектов, Министерством Финансов Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края, с лицевого счёта Управления дорожного хозяйства Ставропольского края № 1200408315020036501А150023821 в управлении Федерального казначейства по Ставропольскому краю была произведена оплата работ по государственному контракту от 23.03.2005 года № 13ср по строительству контрольного поста милиции на 3 км. автодороги «***-***-***-***» граница Республики *** -***» в Ставропольском крае путём перевода денежных средств на счёт ГУП СК ДЭСУ-2 им. В.И. Демидова № 40602810100040000005 в ОАО «Ставропольпромстройбанке». Денежными средствами ГУП СК ДЭСУ-2 им. В.И. Демидова распорядилось по своему усмотрению.

Продолжая реализовывать свой преступный умысел на нецелевое расходование бюджетных средств в особо крупном размере, ФИО2 пользуясь полномочиями начальника Управления *** *** Ставропольского края, дал указание подчинённым ему работникам подписать платёжные документы, своему заместителю С.В.Г., имеющему право подписи в отсутствие начальника управления, и главному бухгалтеру Управления *** *** Ставропольского края М. Л.А., которые, находясь в административном здании Управления *** *** Ставропольского края, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ***, д. **, подписали платёжные поручения: № 169 от 07.11.2006 года на сумму 0,10 руб., № 308 от 01.12.2006 года на сумму 6476533, 00 руб., после чего платёжные поручения были направлены в Министерство Финансов Ставропольского края для исполнения. В результате неправомерных действий ФИО2 денежными средствами бюджета Ставропольского края в сумме 6476533, 10 руб., Министерством Финансов Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края, с лицевого счёта Управления **** *** Ставропольского края № 1200408315020036501А150023821 в управлении Федерального казначейства по Ставропольскому краю была произведена оплата работ по государственному контракту от 23.03.2005 года № 13ср по строительству контрольного поста милиции на 3 км. автодороги «***-***-***-***» граница Республики *** -***» в Ставропольском крае путём перевода указанных денежных средств на счёт ГУП СК ДЭСУ-2 им. В.И. Демидова № 40602810100040000005 в ОАО «Ставропольпромстройбанке». Денежными средствами ГУП СК ДЭСУ-2 им.
В.И. Демидова распорядилось по своему усмотрению.

В результате указанных действий ФИО2 денежные средства бюджета Ставропольского края в сумме 14520000, 00 рублей, выделенные Управлению *** *** Ставропольского края, были израсходованы не по их целевому назначению.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина РФ от 08.12.2006 №168н, по виду расходов 365 «Отдельные мероприятия в области дорожного хозяйства» отражаются расходы на содержание, ремонт, капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, включая проектно-изыскательские работы и прочие расходы в рамках реализация программных мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги»,

- по коду экономической классификации расходов 241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» отражаются расход за счёт средств бюджетов на предоставление субсидий и субвенций государственным и муниципальным организациям, в том числе на: возмещение убытков; выпадающих доходов (по жилищно-коммунальному хозяйству, транспортным организациям); компенсацию расходов на приобретение оборудования, на выполнение мероприятий, по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях; компенсацию потерь основных фондов от стихийных бедствий и техногенных катастроф; обеспечение жизнедеятельности предприятий в период ликвидаций; осуществление расходов, связанных с проведением мероприятий по реструктуризации угольной отрасли и ликвидации прочих предприятий; финансирование мероприятий по проведению закупочных и товарных инвестиций продовольственного зерна; возмещение авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства по договорам лизинга; обеспечение единства измерений и технического регулирования; другие цели,

- по коду экономической классификации расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств» отражаются расходы по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительств, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам независимо от их стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях обеспечения собственных нужд в том числе: зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений машин, оборудования, материалов для подрядчика, прочих основных средств; расходы на новое строительство объектов, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться в оперативном управлении у государственных и муниципальных учреждений; на оплату договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, необходимость в которых возникает в процессе осуществления строительно-монтажных работ на объектах.

Исходя из вышеизложенного в соответствии с заключением комиссионной судебно-бухгалтерской и финансово-экономической экспертизы №1276/1322-08/1 от 14.05.2010 Управлением федерального казначейства Ставропольского края Министерством финансов Ставропольского края с лицевого счёта Управления *** *** Ставропольского края произведено расходование средств бюджета Ставропольского края в 2006 году на оплату работ ГУП СК ДЭСУ- 2 им В.И. Демидова по строительству контрольного поста милиции на 3 км. автодороги «***-***-***-***» граница Республики *** -***» в Ставропольском крае по коду экономической классификации расходов бюджета 120 04 08 3150200 365 241 в сумме 14520000, 00 рублей не по целевому назначению.

Таким образом, в нарушение статей 38 и 163 БК РФ предусматривающих, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, а получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина РФ от 08.12.2006 №168н, Закона Ставропольского края от 31.12.2005 года №84-кз «О бюджете Ставропольского края на 2006 год», уведомления о бюджетных ассигнованиях из краевого бюджета на 2006 год от 11.01.2006 года, сметы доходов и расходов на 2006 год Управлению *** *** Ставропольского края в составе министерства ****** Ставропольского края на 2006 год, допущенных ФИО2 за счёт средств бюджета Ставропольского края в сумме 14520000, 00 руб., выделенных по коду бюджетной классификации 120 04 08 3150200 365 241 на «Отдельные мероприятия в области дорожного хозяйства», и отражающих расходы на содержание, ремонт, капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, включая проектно-изыскательские работы и прочие расходы в рамках реализация программных мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги», произведена оплата работ ГУП СК ДЭСУ- 2 им В.И. Демидова по государственному контракту от 23.03.2005 года № 13ср, по строительству контрольного поста милиции на 3 км. автодороги «****-****-****-****» граница Республики **** -***» в Ставропольском крае оплата которых должна производится за счет средств бюджета Ставропольского края, выделенных по экономическому коду расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств».

В предварительном слушании адвокатом обвиняемого ФИО2 – ФИО3 было заявлено ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору для пересоставления обвинительного заключения.

Суд, выслушав мнение обвиняемого ФИО4, поддержавшего заявленное ходатайство, государственного обвинителя, просившего отказать в его удовлетворении, так как оно заявлено преждевременно, считает, что настоящее уголовное дело подлежит возвращению прокурору Ставропольского края в соответствии со ст. 237 ч. 2 УПК РФ с целью обеспечения устранения допущенных нарушений норм УПК РФ по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения, если обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения решения на основе данного заключения или акта. Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ №1 от 5 марта 2004 года «О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса РФ» под допущенными при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта нарушениями требований УПК РФ следует понимать нарушения в изложенных в ст.ст. 220, 225 УПК РФ положений, которые исключают возможность принятия судом решения по существу дела на основании данного заключения или акта.

Требования, которым должно отвечать обвинительное заключение, изложенные в ст. 220 УПК РФ, имеют юридическое значение, а содержащееся в обвинительном заключении утверждение о совершении лицом деяния, запрещенного уголовным законом, определяет пределы предстоящего судебного разбирательства. Невозможно вынесение судебного решения, если в обвинительном заключении представленного в суд уголовного дела отсутствует полноценное обвинение, призванное служить предметом судебного разбирательства.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предъявляет определенные требования к постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, которое впоследствии является основой обвинительного заключения. В частности, в п. 5 ч.2 ст. 171 УПК РФ указано на то, что в постановлении должны быть указаны: пункт часть и статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

Следствие инкриминирует ФИО5 совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 285. 1 УК РФ, а именно нецелевое расходование бюджетных средств, то есть - расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенные утвержденными бюджетом, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершённое в особо крупном размере на сумму 14520000 рублей.

Объективная сторона преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 285.1 УК РФ выражается в действии - расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

Закон не предусматривает наступления каких-либо последствий, для признания наличия в действиях соответствующего субъекта, состава нецелевого расходования бюджетных средств, то есть данный состав преступления является формальным и считается оконченным в момент списания бюджетных средств со счета организации.

Из постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения следует, что ФИО2 расходовал денежные средства бюджета Ставропольского края в 2006 году путем списания денежных средств по нескольким платежным поручениям:

соглашению о переводе долга на основании договора №24 от 02.02.2005 года на сумму 6866839,91 руб;

№ 81 от 11.10.2006 года на сумму 156608,99 рублей,

№ 429 от 21.12.2006 года на сумму 1 020 018, 00 рублей,

№ 169 от 07.11.2006 года на сумму 0,10 рублей

№308 от 01.12.2006 года на сумму 6476533, 00 рублей.

В соответствии со ст.ст. 8, Уголовного кодекса РФ, основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления.

В силу ч.1 ст. 29 УК РФ преступление признается оконченым, если в совершенном деянии содержатся все признаки состава преступления, которое подлежит самостоятельной квалификации, предусмотренной соответствующей статьей особенной части УК РФ.

Однако, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого ФИО2, отсутствует самостоятельная квалификация его конкретных действий.

Под нарушениями требований УПК РФ, исключающими возможность постановления приговора или вынесения иного решения, следует понимать нарушения требований к содержанию обвинительного заключения, изложенные, в п. 4 ч. 1. ст. 220 УПК РФ о том, что оно должно содержать, формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающей ответственность за данное преступление.

Суд считает, что формулировка обвинения ФИО2, изложенная в обвинительном заключении и в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, нарушает требования ч.1.ст 29 УК РФ, устранить которые суд лишен возможности и которые являются препятствием для принятия законного решения по делу.

Изложенные обстоятельства приводят суд к убеждению в том, что уголовное дело по обвинению ФИО2, подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий его рассмотрения.

Руководствуясь ст. 237 УПК РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Уголовное дело по обвинению ФИО2, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ, возвратить прокурору Ставропольского края, обязав его обеспечить устранение допущенных нарушений.

Меру пресечения в отношении обвиняемого ФИО2 - подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить прежнюю.

Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток с момента его оглашения.

Судья Н.И. Просвирина

Копия верна

Судья Н.И. Просвирина