ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № от 28.03.2011 Абазинского районного суда (Республика Хакасия)

                                                                                    Абазинский районный суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Абазинский районный суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

П О С Т А Н О В Л ЕН И Е

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

г. Абаза республика Хакасия 28 марта 2011 года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Мамойкина П.Г.

при секретаре Крючковой Н.И.,

с участием: представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – МУ «СМИ г. Абаза» - исполняющего обязанности директора МУ «СМИ г. Абаза» Гонза О.В., представителя МУ «СМИ г.Абаза» по доверенности Егоровой Э.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Муниципального учреждения «Средства массовой информации г.Абазы», зарегистрированной в Межрайонной ИМНС России №4 по Республике Хакасия за № 1031900760066 1.12.2003г., ИНН 1909051830, юридический адрес 655750, Хакасия Республика, Таштыпский район, г.Абаза, Ленина ул. Д.20,-

УСТАНОВИЛ:

В Абазинский районный суд поступил материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ в отношении муниципального учреждения «Средства массовой информации».

Согласно протоколу об административном правонарушении, основанием для его составления послужили следующие обстоятельства: на канале муниципального учреждения «СМИ г. Абаза» 11.03.2011 года была показана передача под названием «Выборы 13 марта», в которой Фефелов С.В. - Глава города Абазы проводил предвыборную агитацию в отношении Власова С.Б., а именно: создавал отрицательное отношение к Власову С.Б., который на момент выхода в эфир указанной выше передачи являлся кандидатом в депутаты Абазинского городского Совета депутатов четвертого созыва. Кроме того, Фефелов С.В. в этом же эфире выражал мнение о том, что если доминирующее положение в депутатском корпусе будут занимать депутаты - работники градообразующего предприятия (в г. Абаза градообразующим предприятием является ООО «Евразруда»), то это, по его мнению, цитата: «не есть хорошо».

На заседании рабочей группы территориальной избирательной комиссии было установлено, что в эфире 11.03.2011 года Глава муниципального образования г. Абаза Фефелов С.В. на телеканале муниципального учреждения «СМИ г. Абаза» проводил предвыборную агитацию.

Член территориальной избирательной комиссии г.Абазы с правом решающего голоса Цветкова Е.В., составившая протокол об административном правонарушении, высказалась о необходимости привлечения муниципального учреждения «СМИ г. Абаза», к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.12 КоАП РФ, дала пояснения, соответствующие изложенным в протоколе.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - МУ «СМИ г. Абаза» - исполняющая обязанности директора МУ «СМИ г. Абаза» Гонза О.В., вину в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.12. ч. 1 КоАП РФ при обстоятельствах, изложенных в протоколе, не признала и пояснила, что не согласна с составленным в отношении МУ «СМИ г. Абаза» протоколом об административном правонарушении. В доводах в обоснование своей позиции указала, что телевизионная трансляция выступления Фефелова С.В. происходила во время новостных передач МУ «СМИ г. Абаза» с 18 до 20 часов 11.03.2011 г., данное время не являлось специально выделенным кандидатам в депутаты эфирным временем для проведения предвыборной агитации. В период проведения избирательной кампании информационные материалы и сюжеты, каковым является и выступление Фефелова С.В., освещающие ход избирательной кампании, организационные вопросы, связанные с организацией выборов депутатов в г.Абазе, готовились и выпускались в телевизионный эфир регулярно. Главе Муниципального образования г.Абаза Фефелову С.В., находившемуся в то время в отпуске, была предоставлена возможность как гражданину, проживающему в г.Абазе, с помощью телевидения обратиться к жителям г.Абазы за день до начала выборов с информационным обращением, касающимся порядка их проведения и обеспечения соответствующей явки избирателей, при этом сюжет снимался в его рабочем кабинете, как наиболее подходящем по освещению в здании муниципалитета. Как агитационный сюжет не готовился и аудитории в качестве такового не преподносился, какого – либо умысла на агитацию электората у них не было, конкретной специальной цели, направленной на поддержку либо противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, у средства массовой информации при выпуске сюжета в эфир не имелось.

Поэтому в действиях МУ «СМИ г.Абаза» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.12 КоАП РФ, так как этот сюжет никем не заказывался, не готовился как агитационный материал, сам по себе таковым не является.

В случае если Фефелов С.В., как должностное лицо, допустил какие-либо высказывания, в которых могут быть усмотрены признаки предвыборной агитации, то должен быть рассмотрен вопрос о наличии в его действиях, а не средства массовой информации, наличия либо отсутствия какого-либо состава административного правонарушения, так как при подготовке и трансляции новостных передач и сюжетов МУ «СМИ г.Абаза» руководствуется частями 1, 3 и 5 ст. 28 Конституции Российской Федерации.

Представитель МУ «СМИ г.Абаза» по доверенности Егорова Э.Е., поддержав позицию Гонза О.В. суду пояснила, что правонарушение, предусмотренное ст. 15.12 КоАП РФ, может быть совершенно путем изготовления, распространения, размещения агитационных материалов.

Условия и порядок изготовления и распространения агитационных печатных и аудиовизуальных материалов предусмотрены ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст. 31, 34 Закона РХ от 10.06.2005 г. «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия».

Изготовление или распространение агитационного материала будет признано административным правонарушением, если допущено хотя бы одно из нарушений, указанных в ст. 5.12 КоАП РФ. При этом к аудиовизуальным агитационным материалам относятся агитационные материалы на аудио-и видеоносителях.

Кроме административной ответственности за нарушения положений ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 15.12 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований п.9 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ. Данная норма содержит условия возможного использования изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в их агитационных материалах только с письменного согласия данного физического лица. Такое согласие должно быть выражено в письменной форме и представлено в избирательную комиссию вместе с экземплярами соответствующих агитационных печатных материалов в общем порядке.

Данная статья не содержит в своей диспозиции такое действие, как выпуск в эфир материалов предвыборной агитации с участием лица, которому федеральным законом запрещено заниматься такой агитацией (что предусмотрено п.8 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ). Соответственно, такие действия не могут составлять состав вмененного правонарушения.

В самом решении о привлечении к административной ответственности указывается, что нарушение избирательного законодательства со стороны МУ «СМИ г. Абазы» состоит в том, что при выпуске в эфир передачи с участием Фефелова С.В., муниципальным учреждением были нарушены требования федерального закона № 67-ФЗ к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении (т.е. требования п. 9 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ); данный вывод не обоснован и не применим в данной ситуации. Пункт 9 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает ситуацию, когда в материале кандидата содержаться высказывание либо изображение физического лица без согласия последнего, но не ситуацию, когда физическое лицо допускает высказывание о кандидате. Т.е. субъектом правонарушения может быть либо сам кандидат, либо организация, выпускающая его агитационный материал, но не лица, допускающие высказывания о кандидате.

Кроме того, оспариваемый видеоматериал не содержит признаки предвыборной агитации.

Согласно п.4 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании (т.е. в период со дня опубликования решения ор назначении выборов до дня предоставления избирательной комиссией отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, потраченных на подготовку и проведение выборов, и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против них.

Ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» раскрывает понятие предвыборной агитации, однако таких действий в выступлении Фефелова С.В. не содержится. Он не призывал голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо
против него (них). Не выражал предпочтения какому-либо кандидату, избирательному
объединению. Высказывание о том, что руководитель первичной организации Всероссийской политической партии «Единая Россия» поддерживает партийный список, не говорит о том, что в выступлении отдается предпочтение какому-либо кандидату, и тем более не содержит прямого указания на то, за какого именно кандидата следует голосовать. Выступление не содержит описания возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов. В материалах дела (заявлении, решении ТИК) содержатся сведения о том, что в выступлении были допущены высказывания о том, что выборы в состав городского совета работников ОАО «Евразруда» будут иметь негативные последствия, однако данный вывод не соответствует действительности. В видеоматериале ни разу не называется наименование ОАО «Евразруда», также не указывается на какие-либо негативные последствия того, если большинство депутатов будут являться работниками данной организации. Выступающим было сказано лишь то, что в случае доминирующей роли градообразующего предприятия в депутатском корпусе мы будем иметь ту же картину, что и в предыдущий период. При этом не дана позитивная либо негативная оценка таких последствий; вывод об отрицательном значении данного высказывания сделан заявителями необоснованно и субъективно;

Фефелов С.В. не распространял информации, в которой явно преобладают сведения о каком- либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. В материале рассказано о проведенной партийной конференции, пояснено, почему наряду с выдвиженцами от «Единой России» в выборах участвуют в том числе и кандидаты - самовыдвиженцы, при этом являющиеся членами «Единой России», также была затронута деятельность депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, проблемы благоустройства города, а также просьба к жителям города проявить активность при проведении выборов. При этом ни позитивные, ни негативные комментарии не давались. Он не распространял информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.12 КоАП РФ, может быть лицо, изготавливающее либо распространяющее информацию, в данном случае-непосредственно средство массовой информации. Согласно Уставу МУ «СМИ г. Абаза», свидетельства о регистрации средств массовой информации, такими средствами являются муниципальная газета «Абазинский вестник» и муниципальное телевидение «Абаза». Данные средства массовой информации действуют через свои редакции. Соответственно, ответственность за материалы, выпущенные в средствах массовой информации, несут их главные редакторы.

Таким образом, следует сделать вывод об отсутствии в действиях учреждения признаков предвыборной агитации, материал носит исключительно информационный характер, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Выслушав представителей лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Данное дело об административном правонарушении возбуждено должностным лицом, уполномоченным в соответствия со ст. 28.3 ч. 5 п. 1 КоАП РФ составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренным ст. 5.12 КоАП РФ при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования от 14 марта 2011 года № 3 возбуждено дело об административном правонарушении и назначена проведение расследования по факту совершения МУ «СМИ г. Абаза» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.12 КоАП РФ в срок до 16 марта 2011 года.

Решением от 14 марта 2011 года № 80/425-2 территориальная избирательная комиссия г. Абаза решила привлечь юридическое лицо- МУ «СМИ г. Абаза» к административной ответственности за изготовление и распространение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах в соответствии со ст. 5.12 КоАП РФ. Поручено члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса составить протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица МУ «СМИ г. Абаза».

Из содержания аудиовизуального материала, представленного с протоколом об административном правонарушении, следует, что он посвящен выборам депутатов муниципального образования г.Абаза 13 марта 2011 года, съемка происходит в помещении, выступающее лицо представлено как Глава г.Абаза ФИО1. Выступающий рассказывает о проведенных в связи с предстоящими выборами мероприятиях, действующих депутатах и кандидатах в депутаты, доводит другую информацию, связанную с этой темой.

В соответствии с частями 1, 3 и 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы: содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование Организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания в действиях муниципального учреждения «Средства массовой информации г. Абаза» наличия правонарушения, за которое предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 5.12 КоАП РФ. По мнению суда, доказательств того, что средство массовой информации подготовило и транслировало выступление ФИО1 как агитационный сюжет, преподносило его телезрителям в качестве такового, действуя с умыслом на агитацию электората, преследуя конкретную специальную цель, направленную на поддержку либо противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, не имеется.

Данный вывод суда основан также на том, что выступление ФИО1 муниципальным учреждением «Средства массовой информации г. Абаза» снято и показано в телевизионном эфире в качестве периодического новостного информационного материала о предстоящих выборах, от интервьюирующего лица вопросы, ответы на которые подразумевают проведение в том или ином виде агитации, не задавались; сведения о том, что изготовление и распространение аудиовизуального материала было кем-либо заказано и оплачено как агитационного, суду не представлены.

Оценка того, имеются ли в действиях ФИО1, как главы Муниципального образования города Абаза признаки какого-либо состава административного правонарушения в связи с определенного рода высказываниями в период избирательной кампании в информационной передаче, судом не делается, так как это не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу и не может в связи с этим быть постановлено в вину муниципальному учреждению «Средства массовой информации г. Абаза», которое действовало в пределах полномочий, предусмотренных для средств массовой информации Конституцией Российской Федерации, законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 5.12 ч. I, 22.1, 23.1, 24.5, 29.9, 29.10, Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении муниципального учреждения «Средства массовой информации г. Абаза» по ст. 5.12 ч. 1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления в Верховный суд Республики Хакасия через Абазинский районный суд.

Судья

Абазинского районного суда подпись ФИО2