ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № от 31.12.9999 Московского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

                                                                                    Московский районный суд г. Рязани                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Московский районный суд г. Рязани — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

... г. Рязань

Судья Московского районного суда г. Рязани Барышников И.В. (адрес: г. Рязань, Московское ш., д. 14),

при секретаре судебного заседания Мельник М.С.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «Р» – Г.К.И., действующего на основании доверенности от ...,

заместителя начальника отдела надзорной деятельности – заместителя главного государственного инспектора Московского района г. Рязани по пожарному надзору Р.Р.В., действующего на основании доверенности ... от ...,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ОАО «Р», находящегося по адресу: г. Рязань, ...

У С Т А Н О В И Л:

... заместителем начальника отдела ГПН Московского района г. Рязани УГПН ГУ МЧС России по Рязанской области Р.Р.В. в присутствии представителя ОАО «Р» Г.К.И. составлен протокол ... об административном правонарушении в отношении ОАО «Р» находящегося по адресу: г. Рязань, ..., согласно которому ... в ... часов ... минут в общежитии ОАО «Р» по адресу: г. Рязань, ... выявлены нарушения п. п. 3, 4, 89, 91, 40, 129, 52, 57, 60, 16, 125, 53, поз. 8 прил. 3 п. 108 Правил пожарной безопасности в РФ ПППБ 01-03; п. 14 табл. 1 п. 6.1 Норм пожарной безопасности НПБ 110-03; п. 4.1 табл. 1, п. 5.1 табл. 2 поз. 18 Норм пожарной безопасности НПБ 104-03; п. 6.1 табл. 3, п. 6.2-6.4, 6.8 СНиП 2.04.01-85*; п. 2.4.3 ГОСТ 12.4.009-83; п. п. 2.1.26, 2.1.25, 2.1.27, 2.1.28 Правил устройства электрооборудования ПУЭ 6-е издание, п. 6.30* СНиП 21-01-97. Выявленные нарушения заключаются в том, что требуемый уровень пожарной безопасности системы пожарной безопасности, направленной на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений, составляет менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной безопасности для людей превышает предельно допустимое значение 10?6 воздействия опасных факторов пожара, в год в расчете на одного человека; пожарные краны № № 17, 18, 16, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 5, 3, 1 не имеют рукавов и стволов; пожарные краны № № 17, 7 не имеют запорного вентиля; отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией; произведено изменение объемно-планировочных решений (установлены дополнительные перегородки в коридоре у квартир № ..., 100, 173, 93, 82, 95, 69) в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации (ограничивается доступ на балкон аварийного выхода); сняты, предусмотренные проектом, двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в лестничные клетки на 9-м, 8-м, 7-м, 6-м, 5-м, 4-м, 3-м, 2-м, 1-м этажах; произведено изменение объемно-планировочных решений (демонтированы аварийные лестницы на балконах с 5 по 9 этажи), в результате которого ухудшаются условия безопасной эвакуации (движение по аварийному выходу невозможно); отсутствуют с 5-ого по 9-ый этажи индивидуальные спасательные устройства (комплект спасательного снаряжения или лестница навесная спасательная) из расчета одно устройство на каждые 30 человек; двери эвакуационных выходов первого этажа не открываются свободно (одна дверь заблокирована сугробом снега, вторая заблокирована при помощи гвоздей); этажи общежития не обеспечены не менее двумя ручными огнетушителями; не проведена проверка работоспособности сети внутреннего противопожарного водопровода, а именно не определены основные гидравлические параметры противопожарного водоснабжения (водоотдача пожарного крана, расход воды, высота компактной струи диктующей точки пожарного крана); электропроводка здания общежития эксплуатируется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике: допускается соединение электропроводов методом «скрутки» в коридоре 9-ого этажа, в коридоре 8-ого этажа у квартиры № ..., в коридоре 6-ого этажа у квартиры № ..., в коридоре 4-ого этажа в районе электрощитка, в коридоре 3-его этажа; отсутствует колпак на электролампу накаливания, предусмотренный конструкцией светильника в коридорах 9-ого, 8-ого, 6-ого, 4-ого, 3-ого, 1-ого этажей; отсутствует крышка на распаячную коробку в коридоре 6-ого этажа у квартиры ...; отсутствуют поэтажные планы эвакуации общежитий и планы эвакуации из комнат общежития; допускается загромождение коридоров 7-ого, 6-ого, 5-ого, 2-ого этажей ящиками, мебелью и другими предметами; высота проступи лестничного марша второго эвакуационного выхода более 22 см и составляет 41 см, что не допускается, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «Р» – Г.К.И. пояснил, что вину в совершенном юридическим лицом правонарушении он признает полностью. Выполнение большинства требований норм пожарной безопасности требует больших финансовых затрат. Дом, расположенный по адресу: г. Рязань, ... состоит на балансе ОАО «Р», в настоящее время выявленные нарушения требований пожарной безопасности частично устранены.

Заместитель начальника отдела надзорной деятельности – заместитель главного государственного инспектора Московского района г. Рязани по пожарному надзору Р.Р.В. в судебном заседании пояснил, что при проведении проверки были установлены нарушения требований пожарной безопасности, которые перечислены в протоколе об административном правонарушении. Совокупность выявленных нарушений может привести к тому, что при возникновении возгорания будет затруднена эвакуация людей из здания.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО «Р» Г.К.И., заместителя главного государственного инспектора Московского района г. Рязани по пожарному надзору Р.Р.В., суд приходит к следующему.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ. Указанным Законом устанавливаются отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утверждены Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года, зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 года № 4838 и устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пункт 4 Правил устанавливает требование, согласно которому руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

Согласно пунктам 89, 91 Правил сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

В соответствии с пунктами 40, 119 Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей. В квартирах жилых домов, жилых комнатах общежитий запрещается изменять функциональное назначение указанных квартир, комнат, за исключением случаев, предусмотренных нормами проектирования.

На основании пункта 129 Правил здания для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания, за исключением жилых домов) высотой 5 и более этажей должны быть обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Индивидуальные спасательные устройства должны храниться в доступном для каждого человека на этаже месте, имеющем соответствующее обозначение указательным знаком пожарной безопасности. Каждое индивидуальное спасательное устройство должно быть снабжено биркой с указанием двух ближайших помещений, оборудованных приспособлениями для крепления устройства.

Согласно пункту 52 Правил двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

На основании пункта 108 Правил помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3.

Как следует из пунктов 57, 60 Правил проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.

Пунктами 16, 125 Правил установлено требование, согласно которому в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. В номерах гостиниц, кемпингов, мотелей и общежитий должны быть вывешены планы эвакуации на случай пожара.

Нормы пожарной безопасности НПБ 110-03, утверждены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 года № 4836, устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). В перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией, включены здания общежитий и жилые здания высотой более 28 м. (пункт 14, табл. 1 п. 6.1, 6.2).

Нормы пожарной безопасности НПБ 104-03, утверждены Приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323, зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 года № 4837, устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Они устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами, к которым относятся общежития (пункт 5.1, п. 18 табл. 2).

Правила устройства электроустановок (ПУЭ) утверждены Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года и являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок.

В соответствии с п.п. 2.1.25-2.1.27 ПУЭ места соединения и ответвления жил проводов и кабелей, а также соединительные и ответвительные сжимы и т.п. должны иметь изоляцию, равноценную изоляции жил целых мест этих проводов и кабелей. Соединение и ответвление проводов и кабелей, за исключением проводов, проложенных на изолирующих опорах, должны выполняться в соединительных и ответвительных коробках, в изоляционных корпусах соединительных и ответвительных сжимов, в специальных нишах строительных конструкций, внутри корпусов электроустановочных изделий, аппаратов и машин. При прокладке на изолирующих опорах соединение или ответвление проводов следует выполнять непосредственно у изолятора, клицы или на них, а также на ролике. Конструкция соединительных и ответвительных коробок и сжимов должна соответствовать способам прокладки и условиям окружающей среды. Соединительные и ответвительные коробки и изоляционные корпуса соединительных и ответвительных сжимов должны быть, как правило, изготовлены из несгораемых или трудносгораемых материалов.

Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» приняты постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7 и устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.

В соответствии с п. 6.30* СНиП 21-01-97* уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи, как правило, - не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.

Таким образом, установленные факты нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в протоколе по делу об административном правонарушении, являются нарушениями Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. № 4838), Норм Пожарной безопасности НПБ-110-03 (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. № 4836), Норм Пожарной безопасности НПБ 104-03 (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. № 4837), Правил устройства электроустановок (ПУЭ) утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года, строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из объяснений представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «Р» – Г.К.И. следует, что ему было известно об имеющихся нарушениях требований пожарной безопасности в здании, принадлежащем юридическому лицу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ОАО «Р» имелась возможность для соблюдения правил и норм пожарной безопасности, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в бездействии ОАО «Р» установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Данное обстоятельство подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении ... от ...; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ... ...; предписанием ... от ...; заключением эксперта ГУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Рязанской области» ... от ..., согласно которому требуемый уровень пожарной безопасности людей, находящихся на объекте: общежитие ОАО «Р», расположенного по адресу: г. Рязань, ..., не обеспечен; свидетельством о государственной регистрации права 62-МД № 110066 от 19 февраля 2010 года, согласно которому ОАО «Р» на праве собственности принадлежит общежитие, расположенное по адресу: г. Рязань, ...; экспликацией к поэтажному плану здания, расположенного по адресу: г. Рязань, ..., от ...; объяснениями представителя ОАО «Р» – Г.К.И., заместителя главного государственного инспектора Московского района г. Рязани по пожарному надзору Р.Р.В.

Обсуждая вопрос об избрании вида наказания правонарушителю, суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить цели административного наказания. Как следует из справки ОАО «Р» в общежитии, расположенном по адресу: г. Рязань, ..., зарегистрировано ... человек, проживает ... семей. В связи с этим приостановление деятельности общежития в рамках производства по делу об административном правонарушении невозможно, так будет связано фактически с выселением граждан, чем будут нарушены их жилищные права. Кроме того, из пояснений представителя ОАО «Р» следует, что в настоящее время частично устранены выявленные нарушения правил пожарной безопасности. С учетом изложенного, принимая во внимание характер допущенных нарушений требований пожарной безопасности, суд полагает возможным не приостанавливать деятельность общежития ОАО «Р» и назначить правонарушителю наказание в виде административного штрафа.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Представитель ОАО «Р» в судебном заседании вину в совершенном правонарушении признал полностью, в настоящее время принимаются меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности. Данные обстоятельства в силу ст. 4.2 КоАП РФ суд признает в качестве смягчающих административную ответственность. С учетом изложенного, суд находит возможным определить минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ОАО «Р» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Наложить на ОАО «Р» административный штраф в размере десяти тысяч рублей.

Разъяснить представителю ОАО «Р» положение ст. 32.2 КоАП РФ, согласно которой административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, или банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Информация о получателе штрафа, необходимая для заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

-наименование получателя платежа: УФК по Рязанской области (ГУ МЧС России);

-ИНН: 6234010196;

-КПП: 623401001;

-номер счета получателя платежа: 40101810400000010008;

-наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань;

-БИК: 046126001;

-наименование платежа: штраф за нарушение ТПБ по постановлению Московского районного суда г. Рязани от ...;

-код бюджетной квалификации: 17711627000010000140;

-код ОКАТО: 61401000000.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г. Рязани в течение 10 суток.

Судья Барышников И.В.