ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02-07 от 07.02.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Постановление №82-п о создании ООПТ отвечает указанным требованиям.

Так, при подготовке решения о создании ООПТ Минприроды НСО с ф. 07.02.2022 г. был заключен государственный контракт №02-07. Согласно Отчету по проведению экологического обследования территории Заельцовского бора и подготовки материалов, обосновывающих придание правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения – лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области, выполненному на основании заключенного госконтракта, сделаны выводы о безусловной необходимости организации лесного парка. Отмечено о нахождении в границах создаваемой ООПТ природного комплекса (Приобского бора), большого количества видов растений и представителей фауны позвоночных, в том числе включенных в Красные Книги Новосибирской области и РФ. Сделан вывод о важнейшей природоохранной роли лесного парка, что соответствует пп.1 п.1 ст.6 Закона НСО №325-ОЗ (л.д.1-101 том 2, л.д.210 том 4).

Указанные выводы подтверждаются также Отчетом по камеральному исследованию территории предполагаемого к созданию лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области для определения соответствия данной территории критериям, установленным Законом Новосибирской области от 26.09.2005 №325-ОЗ, выполненным Филиалом ФГБУ «Р.» «З.» Федерального агентства лесного хозяйства ФГБУ «Р.» от 19.04.2022 г. (л.д.103-207 том 4).

Оснований сомневаться в изложенных выводах у суда не имеется, поскольку отчеты подготовлены специализированными организациями, с участием специалистов в области биологии, с проведением полевых исследований в течение длительного периода времени, на основе собранной в результате исследований информации, а также имеющейся информации в отношении обследуемой территории в литературных, научных источниках, и полученной из уполномоченных органов.

При этом все земельные участки истцов расположены в границах исследованной территории, в отношении которой сделаны указанные общие выводы, в связи с чем отдельного обследования каждого из участков не требовалось. На основании изложенного также не имеют правового значения заключения, представленные истцами об обследовании отдельных участков истцов, с выводами о том, что данные участки не представляют ценности, не обладают по своему значению и характеристикам ООПТ (л.д.105,205 том 2, л.д.165 том 6, л.д.174 том 7, л.д.188 том 8). Кроме того, как следует из заключений, исследования участков проводились на протяжении короткого периода времени, из пояснений же представителей ответчика, Минприроды НСО, а также специалиста К.Д.В.., в составе других специалистов участвовавшего в подготовке Отчета Ф. по госконтракту (л.д.84 том 9), следует, что для исследования территории требуется более длительный период, на протяжении около полугода, поскольку это связано с миграцией животных, коротким периодом жизни растений. В связи с изложенным, заключения также не отражают наличие всех имеющихся на участках видов флоры и фауны и выводы об отсутствии редких видов животных и растений необоснованны.

На основании изложенного оснований для проведения по делу судебной экспертизы, о чем было заявлено истцами, у суда не имелось.

Пояснения специалиста К.Д.В.. в судебном заседании от 04.08.2023 г. (л.д.84 том 9) не опровергают изложенных выводов о необходимости создания ООПТ.

Письмом от 13.01.2022 г. №15380-2115/3 за подписью директора З. – филиала Ф. доктора с.х. наук Т.В.В. на запрос Минприроды НСО (л.д.208 том 4, л.д.186 том 8) даны разъяснения о целесообразности включения в границы планируемого ООПТ регионального значения – лесной парк «Заельцовский бор» селитебных участков административных истцов. Указано, что территория ООПТ – относительно цельный участок ценнейших высокопродуктивных приобских боров, которые относятся к защитным и выполняют важнейшие водоохранные, почвозащитные, санитарно-оздоровительные, рекреационные и ресурсные функции. Для функционирования этого массива как единой целостной экосистемы очень важен вопрос о сохранении географической целостности и «внутренней связанности» биотопов, для которых губительна фрагментация естественно-исторически сложившихся ландшафтов. В этой связи нерационально «вырезать» из намечаемой площади ныне застроенные участки, которые содержат частично деградированные фрагменты фитоценозов этой единой экосистемы. Напротив, целесообразно ввести для них особый режим охраны и природопользования, нацеленный на возможно более полное восстановление биоценозов. В противном случае они неизбежно превратятся в центры «экологической эрозии» Заельцовского бора.

Изложенное опровергает доводы административных истцов об отсутствии обоснованности включения их участков в границы ООПТ, поскольку их участки не представляют собой ценности, относятся к крайней степени деградации.

Кроме того, вопрос включения в территорию ООПТ регионального значения – лесной парк конкретных земельных участков находился в исключительной компетенции Правительства НСО и не может являться предметом судебного контроля.

Так, согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Несостоятельны доводы истцов и о наличии коррупциогенного фактора, поскольку судом установлено обоснование включения земельных участков в границы ООПТ. Исключение, как утверждают истцы, иных, не принадлежащих им участков, из границ ООПТ, не может служить основанием для исключения из данных границ и земельных участков, принадлежащих истцам, отвечающим необходимым критериям в составе всех территории. Данное обстоятельство не свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора при принятии оспариваемого решения.

Также оспариваемые положения не содержат правовой неопределенности, изложены ясно и четко, не допускают их неоднозначного, двойного толкования.

ООПТ – лесной парк «Заельцовский бор» создано в интересах всех жителей Новосибирской области, не нарушает прав и законных интересов административных истцов. Земельные участки, в результате создания ООПТ, у их пользователей, владельцев и собственников не изымались, могут использоваться ими в соответствии с видом их разрешенного использования.

Доводы истцов о причинении им убытков в результате включения их участков в границы ООПТ, невозможности вследствие этого осуществления строительства, не имеют правового значения при рассмотрении данной категории спора, данные требования подлежат разрешению в ином порядке.

Возможность ограничения прав и свобод правообладателей и иных лиц при создании ООПТ прямо предусмотрена законодательством об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях (ст.24 Закона №33-ФЗ).

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При установленных судом обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, несоответствия оспариваемых актов положениям иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, судом не установлено.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО «Союз», ООО «Сибирские Жилые Кварталы» о признании противоречащими законодательству и не действующими с момента принятия:

- в части приложения № 1 «Схема функционального зонирования особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области» к Положению об особо охраняемой природной территории регионального значения - лесном парке «Заельцовский бор» Новосибирской области в части установления на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, № зоны хозяйственного назначения;

- в части раздела 2 приложения № 3 «Сведения о границах зоны хозяйственного назначения особо охраняемой природной территории регионального значения – лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области» к Положению об особо охраняемой природной территории регионального значения - лесном парке «Заельцовский бор» Новосибирской области в части включения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, № в границы зоны хозяйственного назначения;

- в части абзацев 2, 3, 4 пункта 15 Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения - лесном парке «Заельцовский бор» Новосибирской области;

- в части сносок в приложении № 6 «Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области» к Положению об особо охраняемой природной территории регионального значения – лесном парке «Заельцвский бор» Новосибирской области», а именно:

«<1> - виды разрешенного использования земельных участков определяются для геологического изучения недр в целях поиска и оценки подземных вод, их разведки и добычи;

<2> - виды разрешенного использования земельных участков определяются для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства до даты создания лесного парка включительно;

<3> - виды разрешенного использования земельных участков определяются для земельных участков, на которых размещены соответствующие данному виду разрешенного использования объекты капитального строительства, построенные до даты создания лесного парка включительно;

<4> - виды разрешенного использования земельных участков определяются для земельных участков, на которых расположены соответствующие данному виду разрешенного использования объекты капитального строительства, построенные или разрешение на строительство которых выдано до даты создания лесного парка включительно;

<5> - виды разрешенного использования земельных участков определяются для земельных участков, на которых размещены или планируется строительство объектов детской железной дороги;

<6> - виды разрешенного использования земельных участков определяются для земельных участков, предоставленных для ведения огородничества до даты создания лесного парка включительно;

<7> - виды разрешенного использования земельных участков определяются для земельных участков, предоставленных для ведения садоводства до даты создания лесного парка включительно;

<8> - виды разрешенного использования земельных участков определяются для земельных участков, на которых размещены объекты индивидуального жилищного строительства, построенные до даты создания лесного парка включительно»;

- в части слов в подпункте 1 «Зона хозяйственного назначения» приложения № 7 к Положению об особо охраняемой природной территории регионального значения - лесном парке «Заельцовский бор» Новосибирской области»:

«на которых до даты создания лесного парка включительно построены объекты капитального строительства или строительство, реконструкцию объектов капитального строительства застройщик вправе осуществлять в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации»,

«на которых до даты создания лесного парка включительно построены объекты капитального строительства или выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации».

Отказать в указании в резолютивной части решения суда, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений в виде исключения сведений из ЕГРН о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, № в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области.

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО «Вектор» о признании противоречащими законодательству и не действующими с момента их принятия постановлений Правительства Новосибирской области от 13.03.2023 № 82-п «О создании особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области» и от 13.03.2023 № 83-п «Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения - лесном парке «Заельцовский бор» Новосибирской области» в части включения в территорию особо охраняемой территории земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №.

Отказать в указании в резолютивной части решения суда, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в виде исключения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № из границ особо охраняемой природной территории регионального значения - лесной парк «Заельцовский бор» Новосибирской области.

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО «Ривьер Парк» о признании противоречащими законодательству и не действующими с момента их принятия:

- постановления Правительства Новосибирской области от 13.03.2023 № 82-п «О создании особо охраняемой природной территории регионального значения – лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области» в части включения в границы особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области» земельного участка с кадастровым номером №;

- постановления Правительства Новосибирской области от 13.03.2023 № 83-п «Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения - лесном парке «Заельцовский бор» Новосибирской области» в части включения в схему функционального зонирования (Приложение № 1 к Положению об ООПТ) и в границы ООПТ (Приложение № 4 к Положению об ООПТ) земельного участка с кадастровым номер №, а также в части введения предусмотренных пунктами 13,15,17,19,20 Положения об ООПТ, Приложением № 5 к Положению об ООПТ, пунктом 3 таблицы в Приложении № 6 к Положению об ООПТ, пунктом 2 таблицы в Приложении №7 к Положению об ООПТ ограничений, налагаемых на объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером №.

Отказать в указании в резолютивной части решения суда, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений в виде исключения сведений из ЕГРН о нахождении земельного участка с кадастровым номером № из границ особо охраняемой природной территории регионального значения – лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области.

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО «Прогресс» о признании противоречащими законодательству и не действующими с момента принятия:

Отказать в указании в резолютивной части решения суда, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для исключения из состава границ особо охраняемой природной территории регионального значения – лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области земельных участков с кадастровыми номерами №, № в соответствии с координатами характерных точек земельных участков с кадастровыми номерами №, № содержащимися в ЕГРН.

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО «Сибирские традиции» о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента принятия: раздела 2 приложения к постановлению Правительства Новосибирской области от 13.03.2023 № 82-п «О создании особо охраняемой природной территории регионального значения – лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области» в части включения земельного участка с кадастровым номером № в границы особо охраняемой природной территории регионального значения – лесной парк «Заельцовский бор» и постановления Правительства Новосибирской области от 13.03.2023 № 83-п «Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения – лесном парке «Заельцовский бор» Новосибирской области» в части включения в территорию особо охраняемой территории земельного участка с кадастровым номером №.

Отказать в указании в резолютивной части решения суда, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в виде исключения территории в границах земельного участка кадастровым номером № из границ особо охраняемой природной территории регионального значения – лесной парк «Заельцовский бор» Новосибирской области.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд.

Судья Шумова Н.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 января 2024 г.