ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03-032 от 07.03.2012 Пензенского областного суда (Пензенская область)

                                                                                    Пензенский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Пензенский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

дело № 4а-24/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Пенза 7 марта 2012 года

Первый заместитель председателя Пензенского областного суда Рыженков А.М., рассмотрев жалобу в порядке надзора защитника Тришкина А.А. адвоката филиала «Адвокатская консультация № 11» межреспубликанской коллегии адвокатов Ирышкова В.Б., действующего на основании ордера от 30 ноября 2011 года № 2214, на решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 29 июня 2011 года по делу по жалобе Тришкина А.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области Е. от 26 мая 2011 года № 03-032/2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении директора ООО «С.» Тришкина А.А., постановление заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области Е. от 26 мая 2011 года № 03-034/2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении директора ООО «С.» Тришкина А.А.,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области Е. от 26 мая 2011 года № 03-032/2011 директор ООО «С.» Тришкин А.А. привлечен к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ за то, что не принял всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: не организовал предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления за 2010 год, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области Е. от 26 мая 2011 года № 03-034/2011 директор ООО «С.» Тришкин А.А. привлечен к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ за то, что не принял всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: не обеспечил предоставление в установленном порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за II - IV кварталы 2010 года и I квартал 2011 года, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Тришкин А.А. обратился в суд с жалобами на указанные выше постановления заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области, в которых просил об их отмене и освобождении его от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Определением судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 29 июня 2011 года дела по жалобам Тришкина А.А. объединены в одно производство.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 29 июня 2011 года постановлением заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области Е. от 26 мая 2011 года № 03-032/2011 оставлено без изменения, а постановление заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области Е. от 26 мая 2011 года № 03-034/2011 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении Тришкина А.А. прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

11 января 2012 года в Пензенский областной суд поступила жалоба защитника Тришкина А.А. адвоката Ирышкова В.Б., в которой заявитель просит отменить состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление и решение суда и прекратить производство по делу, указав в обоснование своих доводов об их незаконности на то, что в действиях Тришкина А.А. отсутствуют составы административных правонарушений.

Определением первого заместителя председателя Пензенского областного суда Рыженкова А.М. от 2 февраля 2012 года жалоба защитника Тришкина А.А. адвоката Ирышкова В.Б. принята к рассмотрению.

Истребованное 2 февраля 2012 года дело по жалобам Тришкина А.А. поступило в Пензенский областной суд 10 февраля 2012 года.

Изучив материалы дела, доводы жалобы защитника Тришкина А.А. адвоката Ирышкова В.Б., нахожу ее подлежащей удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года) «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы (пункт 3); отчетный период составляет один календарный год (пункт 4); отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5).

Как усматривается из материалов дела, должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области 21 апреля, 3 и 12 мая 2011 года на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области от 7 апреля 2011 года № 36-/3п проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «С.» по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, в области использования и охраны земельных ресурсов.

В ходе указанной проверки был выявлен факт не представления ООО «С.» указанной выше отчетность.

Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении, приказом о проведении проверки, актом проверки, оцененными в совокупности с другими материалами дел об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Тришкин А.А., являясь директором ООО «С.», не предпринял всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

При таких обстоятельствах указание в постановлении заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области от 26 мая 2011 года № 03-032/2011 об осуществлении ООО «С.» деятельности по накоплению отходов производства и потребления не может повлечь признание незаконным привлечение Тришкина А.А., как директора Общества, к административной ответственности.

Вместе с тем, привлечение Тришкина А.А., как директора ООО «С.», к административной ответственности за непредставление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за II - IV кварталы 2010 года и I квартал 2011 года в результате деятельности по обращению с отходами, а именно: накопление отходов производства и потребления, является незаконным.

Так, статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ) определено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Исходя из содержания указанной нормы права, накопление отходов является самостоятельным специализированным видом деятельности в составе деятельности по обращению с отходами.

Однако из материалов дела не усматривается об осуществлении ООО «С.» деятельности по накоплению отходов. В ходе проведенной должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области проверки выявлено, что от работы персонала Общества и при эксплуатации и техническом обслуживании автотранспорта могут образовываться отходы, то есть отходы от деятельности ООО «С.», в процессе которой они и образуются.

Статьей 33 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой из понятия «обращение с отходами» исключена «деятельность, в процессе которой образуются отходы».

Кроме того, действия по непредставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в силу диспозиции статьи 8.5 КоАП РФ не образуют состав административного правонарушения.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ решение судьи в части отмены постановления заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области от 26 мая 2011 года № 03-034/2011 и прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении Тришкина А.А. на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит изменению в части основания прекращения производства по делу об административном правонарушении - производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении Тришкина А.А. подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, первый заместитель председателя суда

п о с т а н о в и л:

жалобу в порядке надзора защитника Тришкина А.А. адвоката филиала «Адвокатская консультация № 11» межреспубликанской коллегии адвокатов Ирышкова В.Б. удовлетворить частично.

Решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 29 июня 2011 года изменить - производство по делу № 03-034/2011 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении Тришкина А.А. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В остальной части решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 29 июня 2011 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области от 26 мая 2011 года № 03-032/2011 оставить без изменения.

Первый заместитель председателя

Пензенского областного суда А.М.Рыженков