ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 марта 2022 года г.Первоуральск Свердловской области
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Елисеевой Е.А.,
при секретаре Арбузовой А.А.,
с участием: государственного обвинителя помощника Свердловского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Ашихина В.С.,
защитника-адвоката Арндт И.В.,
обвиняемой Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
МИРОНОВОЙ АНДЖЕЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ, <данные изъяты>, ранее не судимой,
в порядке ст.91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не задерживалась,
мера пресечения по уголовному делу не избиралась,
обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных п.п.«б, в» ч.3 ст.204, п.п.«б, в» ч.2 ст.204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации,
Установил:
Органами предварительного расследования Миронова А.А. обвиняется в совершении коммерческого подкупа, то есть незаконной передаче денег лицу, выполняющему управленческие, организационно-распорядительные функции в коммерческой организации, за совершение заведомо незаконных действий и бездействий в интересах дающего, если указанные действия и бездействия входят в служебные полномочия такого лица, совершенном в крупном размере.
Кроме того, Миронова А.А. обвиняется в совершении посредничества в коммерческом подкупе, то есть непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа по поручению лица, получающего предмет коммерческого подкупа, за совершение заведомо незаконных действий и бездействий, совершенном в крупном размере.
ОАО «Федеральная пассажирская компания» - коммерческая организация, созданная в 2010 году на основе имущественного комплекса Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД»), 100% акций ОАО «ФПК» принадлежат ОАО «РЖД». В 2014 году название изменено на акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее по тексту-АО «ФПК»).
В соответствии с п.п.2, 6 раздела 3 Положения о Центре внутреннего аудита АО «ФПК», утвержденного генеральным директором АО «ФПК» 10.03.2016 № ФПК-80 (далее по тексту - Положение о Центре 2016), основными функциями Центра являются в том числе: проведение аудита перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты; осуществление контроля за соблюдением установленных норм и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа и почты в пути следования пассажирских, почтово-багажных и почтовых поездов.
В соответствии с п.п. 2,5 раздела 3 Положения о Центре контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК», утвержденного генеральным директором АО «ФПК» 10.12.2017 № ФПК-558, утвержденного генеральным директором АО «ФПК» 14.03.2018 № ФПК-108, утвержденного генеральным директором АО «ФПК» 04.04.2018 № ФПК-163, основными функциями Центра являются: разработка планов и графиков проведения ревизий, проверок и контроля клиентских услуг в пассажирских поездах и пунктах продажи проездных документов, производственной, финансовой и экономической деятельности АО «ФПК», осуществление контроля за их выполнением; осуществление контроля за соблюдением установленных норм и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа и почты, сервисным обслуживанием пассажиров, соблюдением поездными бригадами трудовой и производственной дисциплины в пути следования пассажирских и почтово-багажных поездов, работой билетных касс по оформлению проездных и перевозочных документов.
В соответствии с п.п.2, 5, 6, 13 п.4 раздела 3 Положения о региональном отделении Центра внутреннего аудита структурного подразделения АО «ФПК», утвержденного приказом генерального директора АО «ФПК» 09.03.2016 № 80 (далее по тексту - Положение об Отделении 2016), основными функциями Отделения являются в том числе: проведение аудита перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа; проведение внутреннего аудита обеспечения противодействия мошенничеству и другим противоправным действиям; осуществление контроля за соблюдением установленных норм и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, и почты в пути следования пассажирских, почтово-багажных и почтовых поездов; осуществление мониторинга выполнения Филиалом мероприятий по результатам проведенного аудита, оценки своевременности и эффективности действий, направленных на устранение нарушений и недостатков, а также на совершенствование систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления. Согласно п.п.3 п.5 раздела 5 Положения об Отделении 2016, начальник Отделения осуществляет в порядке, установленном АО «ФПК», обязанности работодателя в отношении работников Отделения. По согласованию с Центром производит прием, увольнение и перемещение работников, заключает с ними трудовые договоры.
В соответствии с п.п. 5 п. 5 раздела 3 Положения об Уральском региональном отделении Центра контрольно-ревизионной деятельности структурного подразделения АО «ФПК», утвержденного приказом генерального директора АО «ФПК» 29.11.2017 № ФПКЦКР-12 (далее по тексту - Положение об Отделении 2017), основными функциями Отделения являются: осуществление контроля за соблюдением установленных норм и правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, сервисным обслуживанием пассажиров, соблюдением поездными бригадами трудовой и производственной дисциплины в пути следования пассажирских поездов, работой билетных касс по оформлению проездных и перевозочных документов.
Согласно п.п. 1, п.3 раздела 2 Положения об отделе операционного аудита пассажирских перевозок Уральского регионального отделения Центра внутреннего аудита АО «ФПК» (далее по тексту - УРО ЦВА АО «ФПК») от 13.05.2016 (далее по тексту – Положение 2016), утвержденного начальником УРО ЦВА АО «ФПК», основными задачами отдела является проведение операционного аудита пассажирских перевозок и их оформления, обеспечения сохранности активов, соблюдения требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов АО «ФПК». Согласно п.п.4,7,8 п.4 раздела 3 Положения 2016 основными функциями является разработка проектов графиков проведения операционного аудита пассажирских поездов, билетных и багажных касс; мониторинг выполнения подразделениями АО «ФПК» мероприятий по результатам проведенного операционного аудита пассажирских перевозок, оценки своевременности и эффективности действий, направленных на устранение нарушений и недостатков, а также на совершенствование систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления; проведение анализа причин возникновения нарушений и недостатков, разработка предложений и рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков в процессе пассажирских перевозок, по совершенствованию систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, а также по совершенствованию пассажирских перевозок.
Согласно п.п. 1, п.3 раздела 2 Положения об отделе контроля пассажирских перевозок Уральского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПк» (далее по тексту - УРО ЦКРД АО «ФПК») от 27.11.2017 №2 (далее по тексту - Положение 2017), утвержденного начальником УРО ЦКРД АО «ФПК», основными задачами отдела является проведение ревизий и проверок пассажирских поездов и пунктов продажи проездных и перевозочных документов.
Согласно п.п.5,6,7,8,9 п.4 раздела 3 Положения 2017 основными функциями является планирование и разработка на основании ранее выявленных нарушений информации полученной из обращений граждан и других источников, графиков проведения проверок поездов и пунктов продажи проездных и перевозочных документов. После утверждения Центром разработанного графика неукоснительное его исполнение; подготовка отчетов (заключений), служебных записок (рапортов) о результатах проведенных ревизий и проверок, информирование начальника отделения, начальника отдела организации контроля пассажирских перевозок Центра, заместителя начальника Центра, начальника Центра о результатах ревизий и проверок, а также о недостатках в производственной, финансовой и экономической деятельности АО «ФПК» по вопросам контроля пассажирских перевозок, а также неэффективных и (или) незаконных действиях или бездействии руководителей и работников; правильное и обоснованное составление актов формы ЛУ-4фпк, других актов, установленных в АО «ФПК», и иных документов, оформляемых работниками отдела при выявлении нарушений, влекущих предъявление контрагентам штрафных санкций; мониторинг выполнения подразделениями АО «ФПК» мероприятий по результатам проведенных ревизий и проверок, оценки своевременности и эффективности действий, направленных на устранение нарушений и недостатков, в том числе полноты предъявления филиалами штрафных санкций и оплаты их контрагентами; проведение анализа причин возникновения нарушений и недостатков, разработка предложений и рекомендаций по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контроля пассажирских перевозок.
Разделом 2 Регламента организации ревизии поездов, утверждённого Распоряжением АО «ФПК» от 23.12.2010 №1271р (далее по тексту - Регламент №1271р), определяются основные цели и задачи ревизий поездов и билетных касс.
Согласно п.п. 2.2., 2.3 Регламента №1271р, ревизии поездов и проверки билетных касс организуются и проводятся в целях выявления и предупреждения потерь доходов от пассажирских перевозок, недопущения провоза безбилетных пассажиров, неоплаченной излишней ручной клади, багажа, грузобагажа и скрытия свободных мест от продажи, установления случаев нерационального использования пассажирских, багажных вагонов, вагонов-ресторанов, вагонов-кафе, выявления фактов несоблюдения технологий и правил в работе структурных подразделений филиалов АО «ФПК», а также своевременного обеспечения руководства АО «ФПК» достоверной информацией о результатах ревизий поездов и проверок билетных касс для принятия соответствующих управленческих решений. Основными задачами ревизий поездов, являются в том числе: контроль соблюдения филиалами АО «ФПК» и их структурными подразделениями нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов АО «ФПК», в части организации пассажирских перевозок.
Разделом 3 Регламента №1271р определяется порядок планирования и проведения ревизий поездов. Так согласно п.3.1 Регламента № 1271р, ревизии проводятся в соответствии с утвержденным графиком на соответствующий месяц. Согласно п.п.3.2, 3.3, 3.5, 3.6 Регламента №1271р график разрабатывается по каждому региональному отделению Центра. При формировании графика обеспечивается равномерный охват ревизиями поездов, следующих по полигону ответственности филиала АО «ФПК» и соответственно регионального отделения Центра. Региональными отделениями Центра разработанные проекты графиков за подписью начальника регионального отделения Центра представляются на согласование и утверждение в Центр не позднее, чем за 10 дней до начала планируемого месяца. Графики утверждаются начальником Центра и направляются в региональные отделения Центра за 3 дня до начала планируемого месяца. Начальником регионального отделения Центра утверждаются расшифровки маршрутов ревизий и проверок с указанием дат их проведения. Форма таких расшифровок устанавливается Центром. Утвержденные графики и сформированная региональными отделениями Центра информация о поездах, билетных кассах, дате и месте проведения ревизий и проверок являются конфиденциальной информацией. Ограниченный доступ к графикам и информации о поездах, билетных кассах, дате и месте проведения ревизий и проверок в Центре и его региональных отделениях обеспечивается: установлением в должностных инструкциях работников их ответственности за несоблюдение конфиденциальности информации; запретом на передачу в устном, письменном и электронном виде третьим лицам, в том числе работникам Центра, региональных отделений Центра информации о дате и месте проведения ревизий и проверок; установлением причин утечки информации и своевременным принятием мер к виновным, допустившим такую утечку; соблюдением порядка доступа уполномоченных работников к графикам и информации о поездах, билетных кассах, дате и месте проведения ревизий и проверок.
Разделом 4 Регламента №1271р определяются обязанности и права лиц, осуществляющих ревизии и проверки (далее по тексту - ревизор), начальников пассажирских поездов (далее по тексту - НПП) и билетных кассиров. Так, согласно п.4.1 Регламента №1271р, ревизоры при проведении ревизий и проверок, должны руководствоваться законодательными и правовыми нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами АО «ФПК», распоряжениями генерального директора АО «ФПК», начальника Центра, указанным регламентам. Согласно п.4.3 Регламента № 1271р, требования ревизоров, связанные с проведением ревизий или проверок, являются обязательными для работников АО «ФПК». Согласно п.5.1 раздела 5 указанного регламента, в случаях обнаружения нарушений, указанных в приложении №1 к Регламенту №1271 р, результаты ревизий оформляются актами формы ЛУ-4фпк. Согласно п.6.1 раздела 6 Регламента №1271 р, в Центре и его региональных отделениях осуществляется контроль за своевременностью поступления материалов разборов и мероприятий по устранению нарушений по каждому акту формы ЛУ-4фпк и фактическим устранением нарушений.
Согласно п. 2.2., 2.3 Регламента организации контроля пассажирских перевозок, утверждённого Распоряжением АО «ФПК» от 25.02.2019 №170р (далее по тексту - Регламент №170р), определяющего основные цели и задачи контроля пассажирских перевозок, основными задачами контроля пассажирских перевозок являются выявление нарушений и недостатков в производственной, финансовой, экономической деятельности АО «ФПК» в ходе контроля пассажирских перевозок, в том числе пассажирских поездах и пунктах продажи проездных и перевозочных документов, а также подготовка предложений по их предотвращению. Выполнение задач контроля пассажирских перевозок достигается в ходе проведения ревизий (проверок) пассажирских, скорых, скоростных, туристических и других поездов формирования АО «ФПК», пассажирских вагонов АО «ФПК», филиалов АО «ФПК» и их структурных подразделений.
Согласно п. 4.1 - 4.3, 4.10 раздела 4 Регламента № 170р ревизии поездов и пунктов продажи проводятся в соответствии с утвержденным графиком контроля пассажирских перевозок. При формировании графика проверок применяется риск-ориентировочный подход с учетом результатов ранее проведенных ревизий и другой информации, полученной из различных источников. Центром до 20 числа месяца, предшествующего месяцу, на который планируется график, формируется и направляется в региональное отделение (участок) Центра задание на разработку графика проверок по форме согласно приложению №1 к Регламенту. Региональным отделением (участком) Центра на основании задания разрабатывается проект графика проверок по форме согласно приложению № 2 к настоящему Регламенту, и не менее чем за 5 календарных дней до начала месяца, на который планируется график, представляется в Центр для утверждения. В графике учитываются ревизии (проверки) всех типов вагонов, следующих в составе поезда. Проведение ревизий (проверок) пассажирских поездов, вагонов, вагонов-ресторанов может осуществляться как в пути следования, так и в пункте формирования или оборота пассажирского поезда. Графики проверок не подлежат разглашению лицам, не связанным с их разработкой, утверждением или исполнителем. Информация об объекте, времени и месте проведение ревизии предоставляется начальнику отдела контроля пассажирских перевозок регионального отделения Центра, который обладает информацией о ревизиях (проверках) отдела (участка) на месяц для организации общего контроля за работой ревизоров в текущем периоде.
Согласно п. 3.4 Регламента № 170р, ревизоры при проведении ревизий (проверок), должны руководствоваться нормативными актами Российской Федерации, локальными нормативными актами АО «ФПК», ОАО «РЖД», Центра.
Согласно п. 3.7 Регламента № 170р ревизоры несут ответственность за отражение в отчете (акте) о результатах ревизии (проверки) непроверенной, необоснованной, неполной или документально неподтверждённой информации, а также за недостоверную оценку размеров последствий нарушений; за использование служебного положения в личных целях; за проведение ревизий (проверок) без предписания или открытого листа, отсутствие при исполнении своих должностных обязанностей бланков актов формы ЛУ-4фпк; за несоблюдение утвержденного графика ревизий (проверок), планов-заданий на проведение ревизий и проверок.
ФИО5 в период с 22.03.2016 по 30.11.2017 на основании приказа начальника Уральского регионального отделения Центра внутреннего аудита структурного подразделения АО «ФПК» № 19/УФКлс от 22.03.2016 занимал должность начальника отдела операционного аудита пассажирских перевозок Уральского регионального отделения Центра внутреннего контроля и аудита - структурного подразделения акционерного общества «Федеральная пассажирская компания». В связи с реорганизацией предприятия в период с 01.12.2017 по 09.07.2019 на основании приказа начальника Уральского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК» № 111/УОлс от 01.12.2017 ФИО5 занимал должность начальника отдела контроля пассажирских перевозок УРО ЦКРД АО «ФПК» (далее по тексту - начальник Отдела).
В соответствии с п.1.6 должностной инструкции, утвержденной начальником УРО ЦКРД АО «ФПК» 22.03.2016 №99, в своей деятельности ФИО5 должен руководствоваться законодательством Российской Федерации, Уставом АО «ФПК», нормативными документами ОАО «РЖД», АО «ФПК», положением об Отделе, Отделении, а также должностной инструкцией. В соответствии с нормами раздела 2 указанной должностной инструкции, ФИО5 обеспечивает выполнение функции по планированию и организации проведения операционного аудита (п. 2.2.); осуществляет оперативно-функциональное руководство в организации операционного аудита пассажирских перевозок в соответствии с нормативными документами АО «ФПК», положением об Отделе, настоящей должностной инструкцией (п. 3.1); планирует работу Отдела, организует разработку и утверждение графиков операционного аудита пассажирских поездов, пунктов продажи проездных и перевозочных документов, графиков работы работников Отдела (п.3.2); принимает участие в проведении операционного аудита, производственно-хозяйственной деятельности филиалов АО «ФПК», с последующим осуществлением контроля своевременности и полноты устранения структурными подразделениями филиалов АО «ФПК» нарушений и недостатков, выявленных в результате проведенного аудита (п.3.3); осуществляет контроль за выполнением работниками пассажирского комплекса Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, железнодорожным транспортом и иных нормативных документов ОАО «РЖД», АО «ФПК», должностных инструкций (п. 3.4); обобщает материалы проведенного аудита пассажирских поездов, билетных и багажных касс, структурных подразделений филиалов АО «ФПК» и на их основе представляет руководству Центра предложения по повышению доходов от пассажирских перевозок в дальнем следовании (п. 3.6); принимает участие в проводимых контрольных мероприятиях по вопросам соблюдения норм и правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, работы билетных и багажных касс по оформлению проездных и перевозочных документов, сервисного обслуживания пассажиров, соблюдения поездными бригадами трудовой, производственной и финансовой дисциплины (п. 3.7); распределяет обязанности, устанавливает ответственность ревизора-инструктора, контролеров-ревизоров Отдела (п. 3.8); проверяет исполнение должностных обязанностей контролерами-ревизорами, ревизором-инструктором Отдела. При необходимости проводит повторные ревизии пассажирских поездов с принятием мер по выявленным нарушениям (п. 3.9); контролирует своевременность выполнения и правильное использование руководящих распоряжений и указаний АО «ФПК», Центра в части организации пассажирских перевозок, соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, обеспечивает в установленном порядке режим секретности (п. 3.10). В соответствии с п. 5.1, 5.2, 5.6 раздела 5 указанной должностной инструкции, начальник Отдела несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией; нарушение установленных в Компании требований по защите информации, составляющей коммерческую тайну; нарушение действующего законодательства Российской Федерации, приказов и распоряжений АО «ФПК» и Центра.
В соответствии с нормами раздела 2 указанной должностной инструкции, ФИО5 осуществляет общее руководство деятельностью Отдела; осуществляет планирование, организацию и участие в проведении ревизий и проверок, в том числе оперативных, пассажирских поездов в пути следования, в пунктах формирования и оборота, в пунктах продажи проездных и перевозочных документов по вопросам организации пассажирских перевозок; обеспечивает контроль за работой контролеров-ревизоров пассажирских поездов, ревизора-инструктора по контролю пассажирских поездов, в том числе за правильностью и обоснованностью составленных актов формы ЛУ-4фпк, других актов, установленных в АО «ФПК» и иных документов, оформленных контролерами-ревизорами и ревизором-инструктором; осуществляет организацию и проведение совместных с работниками отдела контроля клиентских услуг ревизий и проверок поездов и пунктов продажи проездных и перевозочных документов; обеспечивает подготовку отчетов (заключений), служебных записок (рапортов) о результатах проведения ревизий и проверок пассажирских поездов и пунктов продажи поездных и перевозочных документов; осуществляет организацию и проведение анализа причин возникновения нарушений и недостатков, разработку предложений и рекомендаций по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контроля пассажирских перевозок; осуществляет организацию и проведение мониторинга выполнения подразделениями АО «ФПК» мероприятий по результатам проведенных ревизий и проверок, оценку полноты, своевременности и эффективности действий, направленных на устранение нарушений и недостатков; планирует работу отдела, организует разработку и утверждение графиков ревизий (проверок) пассажирских поездов, пунктов продажи проездных и перевозочных документов, графиков работы работников Отдела; принимает участие в проведении проверок производственно-хозяйственной деятельности филиалов АО «ФПК», с последующим осуществлением контроля своевременности и полноты устранения структурными подразделениями филиалов АО «ФПК» нарушений и недостатков, выявленных в результате проведенных проверок; осуществляет контроль выполнения работниками пассажирского комплекса Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, железнодорожным транспортом и иных нормативных документов ОАО «РЖД», АО «ФПК», должностных инструкций; распределяет обязанности, устанавливает ответственность заместителя начальника Отдела, ревизора-инструктора по контролю пассажирских перевозок, контролеров-ревизоров пассажирских поездов Отдела; контролирует своевременное выполнение и правильное использование руководящих распоряжений и указаний АО «ФПК», Центра, Отделения в части организации пассажирских перевозок, соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, обеспечивает в установленном порядке режим секретности; в течении рабочего дня осуществляет контроль за поступающим по ЕАСД и электронной почте документами, проверяет их по срокам исполнения, важности и принимает меры к своевременному их исполнению; начальник Отдела несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией; нарушение установленных в Компании требований по защите информации, составляющей коммерческую тайну; нарушение действующего законодательства Российской Федерации, приказов и распоряжений АО «ФПК» и Центра.
Таким образом, в период с 22.03.2016 по 09.07.2019 ФИО5 являлся лицом, постоянно выполняющим управленческие, организационно-распорядительные функции в коммерческой организации.
Миронова А.А. на основании приказа начальника пассажирского вагонного депо Омск структурного подразделения Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» №02-04/851 от 09.04.2010 занимала должность начальника пассажирского поезда Резерв проводников пассажирских вагонов II группы пассажирское вагонное депо Омск, структурного подразделения Западно-Сибирского филиала АО «ФПК».
14.10.2017 у Мироновой А.А., являющейся начальником пассажирского поезда № 115/116 сообщением «Омск-Нижневартовск», ответственной за организацию работы членов поездной бригады при осуществлении пассажирских перевозок, желающей знать точные даты и места проведения ревизорских проверок в ее поезде, в целях обеспечения надлежащей подготовки к ним и исключения нарушений в работе ее поездной бригады, по которым составляется акт формы ЛУ-4фпк, влекущий привлечение ее к материальной, либо к дисциплинарной ответственности, возник умысел на передачу коммерческого подкупа в виде денег лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации АО «ФПК», - начальнику отдела операционного аудита пассажирских перевозок Уральского регионального отделения Центра внутреннего контроля и аудита - структурного подразделения ОАО «ФПК» ФИО5, причастному к составлению и согласованию графиков ревизий поездов и проверок пунктов продажи поездных и перевозочных документов (далее - график ревизий, график ревизий поездов) и, в силу этого, располагающему необходимой Мироновой А.А. конфиденциальной информацией о дате и месте проведения ревизий ее поезда, либо об отсутствии в графике соответствующего поезда, за сообщение данной конфиденциальной информации ей, а также за не включение возглавляемого ею поезда в график ревизий, то есть за заведомо незаконные действия и бездействия, входящие в служебные полномочия ФИО5
В этот же день Миронова А.А. и ФИО5 договорились о совершении последним за денежное вознаграждение действий и бездействий в интересах Мироновой А.А., а именно о не включении при личном составлении графика и способствованию не включению в график ревизий поездов пассажирского поезда, начальником которого она является, а в случае его включения в график ревизий о заблаговременном предоставлении им информации конфиденциального характера о дате и месте проведения ревизий его поезда; а также о размере денежного вознаграждения и способе его передачи, условившись о безналичном переводе денежных средств в суммах от 3000 до 5500 рублей за каждый рейс следования возглавляемого Мироновой А.А. пассажирского поезда по полигону обслуживания Уральского регионального отделения Центра внутреннего контроля и аудита структурного подразделения ОАО «ФПК» на банковскую карту №, привязанную к банковскому счету №, открытому 18.09.2017 на имя ФИО6 в филиале банка ПАО «Банк ВТБ», находящейся в пользовании ФИО5
После получения от ФИО5 информации о реквизитах банковской карты, необходимых для перечисления денежных средств, Миронова А.А. в период с 14.10.2017 по 24.06.2019, посредством банковских переводов перечислила на вышеуказанный банковский счет денежные средства:
в 13:26 в сумме 30000 рублей;
в18:23 в сумме 42000 рублей;
15.01.2018 в 11:06 в сумме 12000 рублей;
в 16:33 в сумме 33000 рублей;
в 07:30 в сумме 24000 рублей;
в 17:57 в сумме 18000 рублей;
в 07:48 в сумме 18000 рублей;
в 09:40 в сумме 18000 рублей;
в 12:20 в сумме 8000 рублей;
в 21:07 в сумме 18000 рублей;
15.11.2018 в 14:12 в сумме 23000 рублей;
в 17:28 в сумме 8000 рублей;
19.04.2019 в 21:21 в сумме 38000 рублей;
19.05.2019 в 00:00 в сумме 30000 рублей;
24.06.2019 в 17:29 в сумме 9000 рублей, а всего на общую сумму в размере 329000 рублей.
После чего, исполняя свою часть договоренности, ФИО5, находясь по месту работы по адресу: <адрес>, в период с 14.10.2017 по 24.06.2019, незаконно действуя и незаконно бездействуя в интересах Мироновой А.А., используя свое служебное положение, полномочия по составлению и согласованию графиков ревизий, при личном составлении графиков ревизий поездов не включал пассажирский поезд, возглавляемый Мироновой А.А., в график ревизий. При составлении графиков ревизий иным лицом ФИО5, пользуясь своими руководящими организационно-распорядительными функциями, путем дачи соответствующих указаний своему подчиненному, составляющему график, способствовал не включению в график ревизий поезда, начальником которого является Миронова А.А., а также после получения согласованного с Центром графика ревизий посредством телефонной связи и мессенджеров, используя абонентский №, незаконно предоставлял Мироновой А.А. использующей абонентский №, конфиденциальную информацию, содержащуюся в графиках ревизий, а именно информацию об отсутствии запланированных ревизий, а также о дате и месте их проведения, тем самым предоставляя Мироновой А.А. возможность скрыть либо своевременно устранить имеющиеся нарушения в работе поездной бригады и тем самым избежать возможного привлечения к материальной и дисциплинарной ответственности.
Кроме того, в период времени до 21.04.2018 у Мироновой А.А., являющейся начальником пассажирского поезда № 115/116 сообщением «Омск-Нижневартовск», в ходе личной встречи с ФИО5 в поезде по пути следования по участку Свердловской железной дороги и достижения с последним соглашения о совершении ФИО5 за незаконное денежное вознаграждение в интересах Мироновой А.А. или иных знакомых ей начальников поездов указанного направления, незаконных действий и бездействий по не включению при личном составлении графика и способствованию не включению в график ревизий поездов при составлении другим лицом пассажирского поезда, начальником которого она или иные начальники поездов являются, а, в случае их включения в график, о заблаговременном предоставлении Мироновой А.А. или иным начальникам поездов информации конфиденциального характера о дате и месте проведения ревизий их поездов, возник умысел на посредничество ФИО7 в получении коммерческого подкупа за совершение аналогичных незаконных действий и бездействий в интересах других начальников поездов Резерва проводников пассажирских вагонов Вагонного участка Омск структурного подразделения Западно-Сибирского филиала АО «ФПК», путем непосредственной передачи ею незаконного вознаграждения ФИО5от других начальников поездов.
С целью реализации задуманного, в период времени до 21.04.2018 ФИО7 сообщил Мироновой А.А., что в случае согласия начальников поездов за денежное вознаграждение избежать ревизий путем невключения поезда в график ревизий, либо минимизирования негативных последствий посредством предупреждения о времени и месте ревизий, в сумме не менее 3000 рублей за каждый рейс от каждого начальника поезда, желающего исключить включение возглавляемого пассажирского поезда в график ревизий и получать конфиденциальную информацию о времени и месте ревизий, она будет передавать коммерческий подкуп путем безналичных банковских переводов от нее на банковскую карту №, привязанную к банковскому счету №, открытому 18.09.2017 на имя ФИО6 в филиале банка ПАО «Банк ВТБ», находящуюся в пользовании ФИО7, на что Миронова А.А. согласилась.
Осуществляя задуманное Миронова А.А., действуя в целях посредничества ФИО5 в получении коммерческого подкупа и по поручению последнего, в период после достижения договоренности с ФИО5 и до 21.04.2018, при личной встрече с начальником пассажирского поезда №93/94 сообщением «Омск-Нижневартовск» ФИО8 предложила той систематически передавать денежное вознаграждение в сумме 3000 рублей за каждый рейс, за предоставление той конфиденциальной служебной информации о дате и месте проведения ревизий поезда, начальником которого та является, либо об отсутствии в Графике ревизий таковых сведений, а также за не включение в График ревизий поезда, начальником которого она является, на что ФИО8 согласилась.
Далее, в период до 21.04.2018 Миронова А.А. передала ФИО8 реквизиты своей банковской карты, с банковским счетом №, открытым 26.06.2015 в филиале банка ПАО «Банк ВТБ», на счет которой в период с 21.04.2018 по 30.06.2019, посредничая ФИО5 и способствуя ему в получении от ФИО8 коммерческих подкупов, получила от ФИО8, для дальнейшей передачи ФИО5, денежные средства:
21.04.2018 в 20:30 в сумме 6000 рублей;
01.06.2018 в 08:11 в сумме 15000 рублей;
01.07.2018 в 12:50 в сумме 18000 рублей;
01.08.2018 в 13:06 в сумме 22000 рублей;
01.09.2018 в 11:59 в сумме 21000 рублей;
27.10.2018 в 15:02 в сумме 15000 рублей;
27.11.2018 в 12:33 в сумме 13000 рублей;
30.12.2018 в 15:44 в сумме 22000 рублей;
31.01.2019 в 17:28 в сумме 19000 рублей;
27.02.2019 в 18:39 в сумме 9000 рублей;
27.03.2019 в 06:43 в сумме 12000 рублей;
30.06.2019 в 16:38 в сумме 18000 рублей, а всего на общую сумму в размере 190000 рублей.
В период с 14.10.2017 по 24.06.2019 Миронова А.А., способствуя ФИО5 в получении предмета коммерческого подкупа за незаконные действия и бездействие от ФИО8, посредничая тому, передала ФИО5 незаконное денежное вознаграждение в общей сумме 190 000 рублей от ФИО8, путем перечисления с банковского счета №, открытого 26.06.2015 на её имя в филиале банка ПАО «Банк ВТБ», на банковскую карту №, привязанную к банковскому счету №, открытому 18.09.2017 на имя ФИО6 в филиале банка ПАО «Банк ВТБ», находящейся в пользовании ФИО5, а именно:
в 17:57 в сумме 6000 рублей;
в 07:48 в сумме 15000 рублей;
в 09:40 в сумме 18000 рублей;
в 12:20 в сумме 22000 рублей;
в 21:07 в сумме 21000 рублей;
в 15:41 в сумме 15000 рублей;
в 14:12 сумме 13000 рублей;
в 17:28 в сумме 22000 рублей;
в 08:59 в сумме 18000 рублей;
в 21:21 в сумме 22000 рублей;
в 17:29 в сумме 4000 рублей;
в 00:00 перечисление в сумме 14000 рублей, а всего на общую сумму в размере 190000 рублей.
Кроме того, Миронова А.А. в указанное время посредством телефонных переговоров и мессенджеров передавала ФИО5 сведения о передаче через него коммерческого подкупа ФИО8, а тот, действуя в рамках договоренности с Мироновой А.А. в период с 21.04.2018 по 30.06.2019, находясь в своем служебном кабинете, расположенном по адресу: <адрес>, с целью систематического получения от ФИО8 через Миронову А.А. незаконных денежных вознаграждений в сумме не менее 3000 рублей за каждый рейс, ежемесячно совершал в интересах ФИО8 незаконные действия и бездействия: используя свое служебное положение, полномочия по составлению и согласованию графиков ревизий, при личном составлении графиков ревизий поездов не включал пассажирский поезд, возглавляемый ФИО8, в график ревизий, а при составлении графиков ревизий иным лицом, ФИО5, пользуясь своими руководящими организационно-распорядительными после получения согласованного с Центром графика ревизий, посредством телефонной связи и мессенджеров, используя абонентский №, незаконно, для дальнейшей передачи ФИО8, предоставил Мироновой А.А., использующей абонентский №, конфиденциальную информацию, содержащуюся в графиках ревизий, а именно информацию об отсутствии запланированных ревизий, а также о дате и месте их проведения. В свою очередь Миронова А.А. в указанный выше период времени полученную информацию посредством смс-сообщений и мессенджеров передавала ФИО8, тем самым, предоставляя ФИО8 возможность скрыть, либо своевременно устранить имеющиеся нарушения в работе поездной бригады и, тем самым, избежать возможного привлечения к материальной, либо к дисциплинарной ответственности.
Адвокатом ФИО4 заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Мироновой А.А. в соответствии с примечанием 2 к ст.204 УК РФ, а также примечанием к ст.204.1 УК РФ, поскольку Миронова А.А. добровольно сообщила о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, а также активно способствовала раскрытию и расследованию преступления.
Обвиняемая Миронова А.А. поддержала заявленное её защитником ходатайство.
Государственный обвинитель ФИО9 полагал возможным освободить от уголовной ответственности Миронову А.А. по п.п.«б, в» ч.3 ст.204, п.п.«б, в» ч.2 ст.204.1 УК РФ по примечанию 2 к ст.204 УК РФ и примечанию к ст.204.1 УК РФ, поскольку имеются предусмотренные законом основания для прекращения уголовного дела.
Выслушав мнение обвиняемой, защитника, поддержавших заявленное ходатайство, мнение государственного обвинителя, не возражавшего против удовлетворения заявленного ходатайства, суд считает, что уголовное дело в отношении Мироновой А.А. подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.75 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный этим преступлением, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным. Лицо, совершившее преступление иной категории, освобождается от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с примечанием 2 к статье 204 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой - четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Согласно примечанию 2 к статье 204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Согласно материалам уголовного дела, постановление о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного п.п.«б, в» ч.3 ст.204 УК РФ вынесено 17.01.2022 года (том 1 л.д.6), явка с повинной, в которой Миронова А.А. добровольно сообщила о совершенном ею преступлении, предусмотренном п.п.«б, в» ч.3 ст.204 УК РФ, отобрана у Мироновой А.А. 16.12.2021 (том 1 л.д. 84). Постановление о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного п.п.«б, в» ч.2 ст.204.1 УК РФ вынесено 06.05.2021 года (том 1 л.д. 1), явка с повинной, в которой Миронова А.А. добровольно сообщила о совершенном ею преступлении, предусмотренном п.п.«б, в» ч.2 ст.204.1 УК РФ, отобрана у Мироновой А.А. 02.04.2021 (том 1 л.д. 56).
Таким образом, учитывая, что Миронова А.А. ранее не судима, после совершенных ею преступлений добровольно обратилась с явкой с повинной, а также активно способствовала раскрытию и расследованию совершенных преступлений, суд считает, что имеются предусмотренные законом основания для прекращения уголовного дела и уголовного преследования по п.п.«б, в» ч.3 ст.204, п.п.«б, в» ч.2 ст.204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении Мироновой А.А. согласно примечанию 2 к ст.204 Уголовного кодекса Российской Федерации и примечанию к ст.204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вопрос о судьбе вещественных доказательств подлежит разрешению в соответствии с п.5 ч.3 ст.81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.28, 239 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановил:
Уголовное дело и уголовное преследование в отношении МИРОНОВОЙ АНДЖЕЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ по п.п.«б, в» ч.3 ст.204, п.п.«б, в» ч.2 ст.204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации прекратить на основании примечаний 2 к статьям 204, 204.1 в связи с деятельным раскаянием.
Вещественные доказательства по уголовному делу по вступлению приговора в законную силу:
- выписки по банковским счетам, открытым в ПАО «Банк ВТБ», хранящиеся в уголовном деле - оставить при уголовном деле.
Постановление может быть обжаловано в Свердловском областном суде в течение 10 суток со дня вынесения с подачей жалобы через Первоуральский городской суд.