Дело № 1-11/2020
Поступило 29.07.2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 декабря 2020 г. г. Барабинск
Судья Барабинского районного суда Новосибирской области Саморуков Ю.А.
при секретаре Безделевой И.Г.,
с участием государственного обвинителя – помощника Барабинского межрайонного прокурора Новосибирской области Мамека О.В.,
обвиняемого ФИО33
защитника адвоката коллегии адвокатов Новосибирской области «Форум Сибирь», Ермилова Д.А., представившего уд. № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство адвоката Ермилова Д.А. в защиту интересов обвиняемого ФИО33, о прекращении уголовного дела по обвинению ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, несудимого, проживающего <адрес>, в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО33 органами предварительного следствия предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.286 УК РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:
Решением второй сессии Совета депутатов г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО33 назначен на должность главы администрации <адрес>.
В соответствии с Уставом <адрес>, принятым решением Совета депутатов <адрес> второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Устав <адрес>), администрация <адрес> входит в структуру органов местного самоуправления <адрес> в качестве исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и в соответствии с Уставом <адрес> наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
Администрацией <адрес> руководит глава администрации на принципах единоначалия. Главой администрации является лицо, назначенное на должность по контракту.
27.04.2011 главой <адрес> с ФИО33 на срок полномочий Совета депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации, заключен контракт, в соответствии с которым глава администрации принимает на себя обязательства, связанные с обеспечением исполнения полномочий местной администрации <адрес> по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 контракта, глава администрации руководит администрацией на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности администрации.
В соответствии с п. 2.3 контракта глава администрации организует деятельность администрации по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, представляет администрацию в отношениях с органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени администрации, издает муниципальные правовые акты в пределах своих полномочий, использует материальные ресурсы и расходует финансовые средства, в том числе, предоставленные администрации для осуществления отдельных государственных полномочий, совершает в пределах компетенции и в установленном порядке сделки от имени администрации. В соответствии со ст. 34 Устава <адрес> глава администрации в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации.
Таким образом, ФИО33 с 27.04.2011 является должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти и выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления – главой администрации <адрес>.
До 11.10.2013 у Главы администрации <адрес> ФИО33 при реализации региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013-2015 годы, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его должностных полномочий, что в период с 11.10.2013 по 26.12.2014 повлекло причинение особо крупного ущерба бюджету <адрес>, существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:
В соответствии с п. 1, п. 2, п. 6, п. 22 ст. 5, п.6 п.23, п. 30 ст. 33 Устава <адрес> к вопросам местного значения <адрес> и к полномочиям администрации относятся: формирование, разработка проекта местного бюджета, исполнение и подготовка отчета об его исполнении; владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес>; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений; формирование и обеспечение размещения муниципального заказа.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.04.2013 № 161-п «Об утверждении региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013-2015 годы» утверждена указанная программа, одной из основных задач которой является, в том числе, формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из жилых помещений аварийного жилищного фонда.
Финансовые средства для выполнения мероприятий программы формируются за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), областного бюджета Новосибирской области и местных бюджетов.
Средства местных бюджетов, полученные за счет средств Фонда, средств областного бюджета и предусмотренные в соответствующих бюджетах на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расходуются органами местного самоуправления муниципальных образований на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе, в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) и на строительство таких домов.
Лица, с которыми заключены муниципальные контракты на строительство домов, в порядке и сроки, которые установлены муниципальными правовыми актами, обязаны направлять в органы местного самоуправления информацию о ходе строительства таких домов.
На основании указанной Программы 27.05.2013 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области и администрацией <адрес> в лице главы ФИО33 было заключено соглашение №, в соответствии с которым поступающие денежные средства зачисляются в доходную часть бюджета <адрес> и администрация <адрес> обязуется обеспечить достижение планируемых показателей региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в сроки, установленные региональной адресной программой.
Всего по этапу 2013 года (с планируемой датой переселения в IVквартале 2014 года) программой предусмотрено переселение 270 жителей <адрес> в многоквартирные жилые дома общей площадью 3 550,09 м2, общей стоимостью 119 438 600,5 рубля, в том числе, за счет средств Фонда – 60 798 800 рублей, за счет средств областного бюджета – 53 866 100 рублей, за счет средств местного бюджета – 4 087 968,5 рубля и за счет дополнительных источников финансирования – 685 732 рубля.
При этом в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
09.09.2013 между администрацией <адрес> и <данные изъяты> заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым <данные изъяты> получило в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> для строительства многоквартирного жилого дома.
01.10.2013 администрация <адрес> опубликовала на официальном сайте Российской Федерации единой информационной системы в сфере закупок и на электронной площадке <данные изъяты> в сети «Интернет» извещение о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на долевое строительство с последующей передачей в муниципальную собственность 13-ти жилых помещений (квартир) со сроком подачи заявок до 21.10.2013 с начальной (максимальной) ценой контракта 11 078 260 рублей, при этом в документации об открытом аукционе прописаны обязательные требования к перечню документов, подтверждающих соответствие товара требованиям: разрешение на строительство, проектная декларация и документы, подтверждающие право застройщика на земельный участок, а также обязательные минимальные требования к внутренней отделке и комплектации объектов закупки. Указанные документы об электронном аукционе утверждены главой администрации ФИО33
Согласно п. 6, 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и материалы, содержащиеся в проектной документации, в частности:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 22.11.2010 № 305-ФЗ) уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В период с 11.10.2013 по 16.10.2013 (точное время в ходе следствия не установлено) генеральный директор <данные изъяты> обратился в администрацию <адрес> за выдачей разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по указанному адресу, которое подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства объекта капитального строительства. При этом ФИО32 не предоставил в администрацию <адрес> обязательные в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для выдачи разрешения на строительство документы:
материалы, содержащиеся в проектной документации:
пояснительная записка;
схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
схемы, отображающие архитектурные решения;
сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
проект организации строительства объекта капитального строительства;
так как указанные документы у ФИО32 на указанные даты отсутствовали.
ФИО33, как глава администрации <адрес> в соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ обязан был провести проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, провести проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и отказать генеральному директору <данные изъяты> в выдаче разрешения на строительство при отсутствии вышеуказанных документов.
Однако, вопреки вышеуказанным требованиям Закона, ФИО33, достоверно зная об отсутствии у застройщика указанных документов, в целях избежать негативных для себя последствий виде срыва сроков реализации региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальной программы <адрес> по переселению граждан <адрес> из аварийного муниципального жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2012, создания положительного имиджа для себя, как руководителя администрации муниципального образования перед Правительством Новосибирской области при выполнении указанной программы, действуя с умыслом, направленным на превышение своих должностных полномочий, осознавая, что в результате его противоправных действий могут наступить общественно-опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, и сознательно допуская наступления указанных последствий, выдал в период с 11.10.2013 по 16.10.2013 (точная дата в ходе следствия не установлена) в адрес <данные изъяты> разрешение на строительство № многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым №) (далее многоквартирный жилой дом), чем своими действиями явно превысил свои должностные полномочия, т.к. в данном случае при вышеуказанных обстоятельствах не вправе был выдать данное разрешение, и указанные действия повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, т.к. отсутствие проектной документации при строительстве оказывает влияние на безопасность возводимых объектов капитального строительства.
17.10.2013 генеральный директор <данные изъяты>. разместил на электронной площадке <данные изъяты> электронную заявку на участие в вышеуказанном открытом аукционе, прикрепив к последней, вопреки требуемым документам, лишь свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ№ выданное <данные изъяты> в адрес <данные изъяты> согласно которого <данные изъяты> имеет право заключать договоры по осуществлению работ по организации строительства на сумму до 10 000 000 рублей.
По результатам размещения заказа на открытом аукционе в электронной форме, на который была представлена только одна заявка от <данные изъяты> ФИО33, как глава администрации <адрес>, в дневное время 12.11.2013, действуя с умыслом, направленным на превышение своих должностных полномочий и осознавая, что в результате его противоправных действий могут наступить общественно-опасные последствия в виде причинения особо крупного ущерба бюджету <адрес>, существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, и сознательно допуская наступления указанных последствий, заключил в своем служебном кабинете в здании администрации по <адрес> с <данные изъяты> муниципальный контракт № на долевое строительство с последующей передачей в муниципальную собственность 13 жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, на сумму 11 078 260 рублей, чем явно превысил свои должностные полномочия т.к.: ФИО33 достоверно знал об отсутствии проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома по <адрес> у <данные изъяты> представленная <данные изъяты> заявка не соответствовала требованиям документации об электронном аукционе; сумма сделки превышала 10 000 000 рублей, установленных для <данные изъяты> свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ№
ДД.ММ.ГГГГ управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области произведена государственная регистрация сделки участия в долевом строительстве и ипотеки в силу закона по указанному муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> в лице и.о. главы администрации ФИО31 и <данные изъяты> в лице генерального директора ФИО32 по результатам размещения заказа на открытом аукционе в электронной форме заключен муниципальный контракт № на долевое строительство с последующей передачей в муниципальную собственность 3 жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме на сумму 2196869 рублей 50 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области произведена государственная регистрация сделки участия в долевом строительстве и ипотеки в силу закона по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> в лице и.о главы администрации ФИО31 и <данные изъяты> в лице генерального директора ФИО32 по результатам размещения заказа на открытом аукционе в электронной форме заключен муниципальный контракт № на долевое строительство с последующей передачей в муниципальную собственность 3 жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме на сумму 1689742 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области произведена государственная регистрация сделки участия в долевом строительстве и ипотеки в силу закона по указанному муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ.
Предметом всех вышеуказанных контрактов является долевое участие администрации <адрес> в строительстве 19 квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, для обеспечения жилой площадью лиц, переселяемых из домов, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу, в целях реализации постановления Правительства Новосибирской области от 15.04.2013 № 161-п «Об утверждении региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на ДД.ММ.ГГГГ годы».
В соответствии с п. 1.2 вышеуказанных контрактов после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома <данные изъяты> передает администрации <адрес> 19 жилых помещений – квартир общей площадью не менее 438,18 м2 (далее – объекты долевого строительства).
Цена вышеуказанных контрактов в сумме составляет 14 964 871 рубль 50 копеек и не подлежит увеличению независимо от изменения стоимости строительства на протяжении действия контракта (п. 3.1 контракта).
Согласно п. 3.4 вышеуказанных контрактов, источником финансирования по контракту являются средства местного бюджета, областного бюджета, внебюджетных источников, выделенные в рамках реализации программы по переселению граждан.
В соответствии с п. 3.5 вышеуказанных контрактов администрация <адрес> производит застройщику авансовый платеж для приобретения материалов и конструкций, необходимых для выполнения работ, в размере 80% от суммы контракта, из которых 30% после регистрации контракта, 50% в случае готовности объекта не менее 30%. В соответствии с п. 3.6 контрактов окончательный расчет по контрактам осуществляется после подписания акта приема-передачи квартир сторонами и получения Участником долевого строительства необходимых документов.
Согласно п. 1.5 вышеуказанных контрактов, плановое завершение строительства, ввод в эксплуатацию дома и передача объектов долевого строительства должны быть осуществлены до 01.04.2014.
В соответствии с п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 вышеуказанных контрактов администрация <адрес> имеет право знакомиться с исходно-разрешительной и технической документацией, относящейся к строительству объектов долевого строительства и дома, получать информацию о ходе строительства, во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой застройщиком, осуществлять контроль за целевым использованием перечисленных застройщику бюджетных средств, требовать от застройщика исполнения возложенных обязательств по контракту, отказаться полностью или частично от услуг застройщика в случае неисполнения или систематического некачественного исполнения обязательств по контракту.
Согласно п. 6.2 вышеуказанных контрактов, застройщик за ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту уплачивает штраф за несвоевременное исполнение работ, заданий (предписаний, распоряжений) администрации <адрес> в размере 1% от стоимости контракта за каждое нарушение.
Изменение условий контрактов по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством о закупках и поставках для муниципальных нужд (п. 7.3 вышеуказанных контрактов).
В соответствии с п. 8.3 вышеуказанных контрактов администрация <адрес> вправе расторгнуть контракт при снижении качества работ в результате нарушения застройщиком условий контракта и в случае невозможности или нецелесообразности продолжения выполнения работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Далее, Глава администрации <адрес> ФИО33, как распорядитель бюджетных средств, действуя с умыслом, направленным на превышение своих должностных полномочий и осознавая, что в результате его противоправных действий могут наступить общественно-опасные последствия в виде причинения особо крупного ущерба бюджету <адрес>, существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, и сознательно допуская наступления указанных последствий, отдавал распоряжения отделу бухгалтерского учета и отчетности администрации <адрес> о выплате в адрес <данные изъяты> денежных средств до 80% от сумм заключенных муниципальных контрактов:
26.11.2013 администрацией <адрес> по распоряжению ФИО33 <данные изъяты> по платежным поручениям № и № произведен авансовый платеж в размере 30% от суммы контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 323 478 рублей.
04.12.2013 администрацией <адрес> по распоряжению ФИО33 <данные изъяты> по платежным поручениям № и № произведен авансовый платеж в размере 50% от суммы контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 539 130 рублей.
23.12.2013 администрацией <адрес> по распоряжению ФИО33 <данные изъяты> по платежному поручению № произведен авансовый платеж в размере 30% от суммы контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 506922 рубля 60 копеек.
23.12.2013 администрацией <адрес> по распоряжению ФИО33 <данные изъяты> по платежному поручению № произведен авансовый платеж в размере 30% от суммы контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 659060 рубля 85 копеек.
24.12.2013 администрацией <адрес> по распоряжению ФИО33 <данные изъяты> по платежному поручению № произведен авансовый платеж в размере 30% от суммы контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 844871 рубль.
24.12.2013 администрацией <адрес> по распоряжению ФИО33 <данные изъяты> по платежному поручению № произведен авансовый платеж в размере 45% от суммы контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 000 000 рублей.
24.12.2013 администрацией <адрес> по распоряжению ФИО33 <данные изъяты> по платежному поручению № произведен авансовый платеж в размере 5% от суммы контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 98434 рубля 75 копеек.
Однако в срок до 01.04.2014 многоквартирный жилой дом по <адрес><данные изъяты> в эксплуатацию не введен, объекты долевого строительства администрации <адрес> не переданы.
Вопреки п. 1 ст. 330, п. 1 ст. 394, п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», п. 6.1, 6.2 муниципальных контрактов с <данные изъяты> п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ на 01.04.2014 глава администрации <адрес> ФИО33, заведомо зная о том, что застройщиком срок окончания строительства нарушен, то есть обязательства по муниципальному контракту не исполнены, предусмотренные контрактом права проверять ход и качество работы, выполняемой застройщиком, осуществлять контроль за целевым использованием перечисленных застройщику бюджетных средств и требовать от застройщика исполнения возложенных обязательств по контрактам не использовал, от услуг застройщика не отказался, мер к расторжению контрактов и взысканию ранее перечисленных по контрактам денежных средств в сумме 11 971 897 рубля 20 копеек, не принял, а также мер к взысканию штрафа, предусмотренного контрактом за несвоевременное исполнение работ к застройщику не применил.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 4 указанной статьи заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указанные требования Федерального закона ФИО33 перед подписанием актов приема-передачи квартир не выполнил и экспертизу поставленных объектов долевого строительства (квартир) не провел. При выдаче разрешения на ввод многоквартирного жилого дома по <адрес> в эксплуатацию и подписании актов приема-передачи квартир ФИО33 был осведомлен о том, что вводимый в эксплуатацию дом и передаваемые в муниципальную собственность жилые помещения не соответствуют п.1.3 вышеуказанных муниципальных контрактов на предмет соответствия проектной документации и технических условий, т.к. в жилых помещениях отсутствуют обязательные предусмотренные условиям контракта электроприборы и сантехническое оборудование, а также отделка отдельных квартир и помещений общего пользования, отсутствует благоустройство придомовой территории, а системы жизнеобеспечения – вентиляция - не соответствует п. 7.11.5 СП 60.13330.2012 и п. 6.10, 6.13 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», и несущие конструкции дома явно выполнены с отклонениями от проекта, что напрямую влияет на безопасность эксплуатации возведенного объекта капитального строительства, нарушает права собственников и проживающих в указанном доме по договору социального найма граждан, однако, 18.12.2014 ФИО33, находясь в своем служебном кабинете, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства осознавая, что в результате его противоправных действий могут наступить общественно-опасные последствия в виде причинения особо крупного ущерба бюджету <адрес>, существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, и сознательно допуская наступления указанных последствий, подписал разрешение <данные изъяты>№ на ввод объекта – многоквартирного жилого дома по <адрес> в эксплуатацию, а 23.12.2014 – акт № акт №, акт № приема-передачи 19 квартир по вышеуказанным муниципальным контрактам общей площадью 558,8 м2, то есть принял объекты в муниципальную собственность, указав в данных документах, что передаваемые жилые помещения соответствуют техническим условиям по эксплуатации и дефектов при их осмотре не обнаружено, что позволило в последующем провести государственную регистрацию права собственности администрации <адрес> на указанные объекты недвижимости и в последующем передать указанные объекты для переселения граждан из жилых помещений аварийного жилищного фонда в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 15.04.2013 № 161-п «Об утверждении региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013-2015 годы», чем своими действиями ФИО33 существенно нарушил права граждан, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, признанных в установленном законом порядке подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда и переселенных в указанный жилой дом
25.12.2014, вопреки требованиям вышеуказанных нормативно-правовых актов, ФИО33, осознавая, что в результате его противоправных действий могут наступить общественно-опасные последствия в виде причинения особо крупного ущерба бюджету <адрес>, существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, и сознательно допуская наступления указанных последствий, в своем служебном кабинете, как глава администрации <адрес>, подписал расходное расписание № на сумму 2 701 220 рублей 53 копейки и 26.12.2014 заявки на кассовый расход №, №, № о перечислении денежных средств в сумме 2 701 220 рублей 53 копейки в адрес ООО «СК Дисан» в качестве окончательного расчета по вышеуказанным муниципальным контрактам, на основании которых 26.12.2014 по платежным поручениям №, №, № в адрес <данные изъяты> была перечислена вышеуказанная сумма 2 701 220 рублей 53 копейки, а всего в период с 26.11.2013 по 26.12.2014 в адрес <данные изъяты> администрацией <адрес> были перечислены денежные средства в сумме 14 673 117 рублей 73 копейки.
05.04.2019 заключением межведомственной комиссии, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области №-па от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Своими действиями ФИО33 грубо нарушил требования части 3 статьи 40 Конституции РФ, в соответствии с которой указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами; требования Жилищного кодекса РФ: статьи 2 - органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; ч. 3 ст. 57- гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, ст. 87 – если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, и требования ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которыми жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока; заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, не допускается; содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам; а также требования постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в соответствии с которым: жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами; кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах; инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
Таким образом, глава администрации <адрес> ФИО33, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, явно превысил свои должностные полномочия:
при выдаче разрешения на строительство вышеуказанного дома;
заключении муниципального контракта;
проведенных выплат в адрес <данные изъяты> по вышеуказанным муниципальным контрактам;
выдаче разрешения на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию;
приемке в муниципальную собственность объектов долевого строительства по вышеуказанным муниципальным контрактам, заключенным с <данные изъяты>
по эффективному использованию бюджетных средств и контролю за исполнением подрядчиком условий контрактов.
В результате преступных действий ФИО33 собственники и наниматели жилых помещений по договорам социального найма в вышеуказанном многоквартирном жилом доме с момента ввода дома в эксплуатацию 18.12.2014 по настоящее время вынуждены пользоваться жилыми помещениями - квартирами, не соответствующими вышеуказанным требованиям Градостроительного и Жилищного кодексов РФ, санитарно-эпидемиологическим требованиям, постановлениям Правительства РФ, а также требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требований национальных стандартов, строительных норм и правил (СНиП) и сводов правил (СП), утвержденных распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р: п. 9.1 п. 9.4 СП 15.13330.2012, п. 2.2.7п.6.1.2, п. 6.1.3, п. 7.2.5 СТО (стандарт организации) НААГ 3.1-2013-1, п. 3.26 СП 82.13330.2011, ГОСТ Р 53254-2009, п. 5.1.1 ГОСТ 30971-2012, пп. В п. 7.11.5 СП 60.13330.2012, п.9.2.13.3, п. 9.2.13.4 СП 32.13330.2012:
ФИО14 – квартирой № общей площадью 32,9 м2,
ФИО16 – квартирой № общей площадью 34,3 м2,
ФИО17 и ФИО6 - квартирой № общей площадью 26,6 м2,
ФИО29 и ФИО7 - квартирой № общей площадью 28,9 м2,
ФИО30 - квартирой № общей площадью 23,8 м2,
ФИО2 - квартирой № общей площадью 22,8 м2,
ФИО4 и ФИО3 - квартирой № общей площадью 28,6 м2,
ФИО1 - квартирой № общей площадью 26,3 м2,
ФИО9 и ФИО10 - квартирой № общей площадью 34,3 м2,
ФИО26 - квартирой № общей площадью 32,8 м2,
ФИО20 - квартирой № общей площадью 32,9 м2,
ФИО24 - квартирой № общей площадью 34,3 м2,
ФИО8 - квартирой № общей площадью 26,6 м2,
ФИО5, ФИО21, ФИО11, ФИО12 - квартирой № общей площадью 28,9 м2,
ФИО15 и ФИО18 - квартирой № общей площадью 23,8 м2,
ФИО19 - квартирой № общей площадью 22,8 м2,
ФИО25 - квартирой № общей площадью 28,6 м2,
ФИО28 - квартирой № общей площадью 26,3 м2,
ФИО22 - квартирой № общей площадью 34,3 м2,
в результате чего вышеуказанным лицам причинен моральный вред, существенно нарушено их право, предусмотренное ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, на получение жилых помещений надлежащего качества, а также существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, выразившийся в дискредитации органов местного самоуправления, подрыва уважения и доверия граждан к авторитету органов местного самоуправления, причинении ущерба бюджету <адрес> на сумму 14 673 117 рублей 73 копейки, что является особо крупным ущербом, в результате оплаты объектов долевого строительства, не пригодных для проживания в силу вышеуказанных законодательных норм.
В судебном заседании государственный обвинитель в соответствии с п. 3 ч. 8 ст.246 УПК РФ переквалифицировал деяние вменяемое подсудимому в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание, а именно на ч.1 ст.293 УК РФ - халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства (в ред. Федерального закона от 08.04.2008 N 43-ФЗ).
В связи с чем, просил признать ФИО33 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ и назначить ему наказание в виде исправительных работ, от назначенного наказания освободить в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Гражданские иски потерпевших о взыскании морального вреда, просил оставить без рассмотрения т.к. они предъявлены к ненадлежащему ответчику – ФИО33
Иск прокурора также просил оставить без рассмотрения в связи с тем, что сумма причиненного ущерба бюджету <адрес> – 14 673 117 руб. 73 коп. не нашла своего подтверждения.
В силу ст. 246 и 254 УПК РФ полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства, а также изменение обвинения в сторону смягчения предопределяет принятие судом соответствующего решения.
В связи с изменением обвинения в сторону смягчения, адвокатом подсудимого заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении ФИО33 в связи с истечением сроков давности.
ФИО33 не возражает против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности. Обвиняемому разъяснено, что при прекращении уголовного дела по данному основанию не возникает права на реабилитацию.
Государственный обвинитель также не возражает против удовлетворения ходатайства стороны защиты о прекращении уголовного дела, полагая, что для этого имеются законные основания.
Выслушав защитника, обвиняемого и государственного обвинителя, судья считает ходатайство о прекращении уголовного дела подлежащим удовлетворению с учётом следующего.
В соответствии со ст.78 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло 2 года после совершения преступления небольшой тяжести.
Срок давности исчисляется со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу.
Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.
Из материалов уголовного дела следует, что ФИО33 обвиняется в совершении преступления небольшой тяжести, имевшем место в период с 11.10.2013 по 26.12.2014, следовательно, на данный момент истёк 2-х годичный срок после совершения преступления.
Каких-либо доказательств того, что ФИО33 уклонялся от следствия или суда, в материалах дела не имеется.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 24 и ч.2 ст. 27 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по основаниям истечение сроков давности уголовного преследования. Прекращение уголовного дела не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
Согласно ч.1 ст.254 УПК РФ суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в пунктах 3 - 6 части первой, в части второй статьи 24 и пунктах 3 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
В силу ч.2 ст.306 УПК РФ при постановлении оправдательного приговора, вынесении постановления или определения о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 24 и пунктом 1 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, суд отказывает в удовлетворении гражданского иска. В остальных случаях суд оставляет гражданский иск без рассмотрения. Оставление судом гражданского иска без рассмотрения не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Как разъяснено в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 55 «О судебном приговоре», при постановлении оправдательного приговора за отсутствием события преступления или непричастностью подсудимого к совершению преступления суд отказывает в удовлетворении иска. В остальных случаях суд оставляет гражданский иск без рассмотрения.
Следовательно, гражданский иск заявленный Барабинским межрайонным прокурором на сумму 14 673 117 руб. 73 коп. подлежит оставлению без рассмотрения.
Также как подлежат оставлению без рассмотрения гражданские иски ФИО14, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО14, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО16, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО17, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО18, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО19, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО30, на возмещение морального и материального вреда на сумму 323926 рублей 89 копеек, ФИО21, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО22, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО23, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО24, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО25, на возмещение морального вреда на сумму 200000 рублей, ФИО26, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО27, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО1, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО3, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО4, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО8, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО5, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО28, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО29, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 299 УПК РФ при постановлении приговора суд решает вопрос о том, как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения исполнения наказания в виде штрафа и для обеспечения гражданского иска.
В ходе предварительного расследования приняты меры в обеспечение исполнения наказания в виде штрафа и для обеспечения гражданского иска: наложение ареста на имущество обвиняемого ФИО33 на сумму 458 000 рублей.
Срок ареста на ? долю в праве собственности на денежные средства и имущество ФИО13 истек ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 144 ГПК РФ вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Принимая во внимание, что гражданские иски подлежат оставлению без рассмотрения, а дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, меры принятые по обеспечению исков и исполнению наказания в виде штрафа следует отменить.
Вещественные доказательства по уголовному делу (документы в оригиналах, накопители на жестких дисках), в соответствии со ст.81 УПК РФ, остаются при материалах дела в течение всего срока хранения.
Процессуальных издержек по уголовному делу нет.
Руководствуясь ст.78 УК РФ, ст. 24,27, 254 УПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить уголовное дело в отношении ФИО33, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.04.2008 N 43-ФЗ), в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Мера пресечения в отношении ФИО33 не избиралась.
Вещественные доказательства по уголовному делу хранить при материалах дела.
Гражданские иски, предъявленные Барабинским межрайонным прокурором Овсянникову Максиму Анатольевичу на сумму 14 673 117 руб. 73 коп., ФИО14, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО15, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО16, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО17, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО18, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО19, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО30, на возмещение морального и материального вреда на сумму 323926 рублей 89 копеек, ФИО21, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО22, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО23, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО24, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО25, на возмещение морального вреда на сумму 200000 рублей, ФИО26, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО27, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО1, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО3, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО4, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО8, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО5, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО28, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, ФИО29, на возмещение морального вреда на сумму 100000 рублей, оставить без рассмотрения.
Меры, принятые для обеспечения исполнения наказания в виде штрафа и для обеспечения гражданского иска: наложение ареста на имущество обвиняемого ФИО33 на сумму 458000 рублей отменить.
Разъяснить, что оставление судом гражданского иска без рассмотрения не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня его оглашения через Барабинский районный суд Новосибирской области.
СУДЬЯ Ю.А. Саморуков