44RS0013-01-2020-000827-64
Дело № 1-11/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении уголовного дела
п. Красное-на-Волге 26 мая 2021 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Ильиной И.Н.,
при секретаре Валутиной А.Н., Тюриной А.Ю.,
с участием государственного обвинителя Голубева А.А.,
законного представителя потерпевшей С.В.Г. - С.О.С.
представителя потерпевшего Р.Д.Ю.
подсудимой ФИО1,
защитника-адвоката Стефанишиной С.В., представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
ФИО1 <данные изъяты> ранее не судимой,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 оказала услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, при следующих обстоятельствах:
Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 внесена запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя за основным государственным № Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ФИО1 является деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг, а дополнительными видами ее деятельности являются: разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных; деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки; прокат, аренда товаров для отдыха и спортивных товаров; деятельность по предоставлению туристических информационных услуг; деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием; деятельность спортивных объектов и спортивных клубов; деятельность физкультурно-оздоровительная; деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков; деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1, используя земельный участок общей площадью около 4 Га по <адрес> на котором располагается личное подсобное хозяйство «<данные изъяты>» (далее по тексту ЛПХ «<данные изъяты>»), принадлежащее ее отцу Д.О.В.., где содержатся домашние птицы и животные различных видов, а также дикое животное - самка волка обыкновенного по кличке Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения, приобретенная в ДД.ММ.ГГГГ, природной средой обитания которой является дикая природа, организовала на указанном земельном участке оказание возмездных услуг - экскурсии по ЛПХ «<данные изъяты>» с использованием животных в культурно-зрелищных целях, то есть осуществляла на постоянной основе деятельность по демонстрации животных, содержа зоологическую коллекцию и способствуя сохранению видов животных посредством экологического просвещения, сбора и распространения информации о животных среди посетителей ЛПХ «<данные изъяты>», что относится к деятельности зоопарков, согласно Требованиям к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 года № 1937. Согласно п. 26 вышеуказанных Требований, индивидуальный предприниматель, использующий животных в культурно-зрелищных целях, обязан обеспечить безопасность посетителей (зрителей) зоопарков, выставок и иных мероприятий с участием животных, не допуская контактов с животными, угрожающих здоровью и жизни людей, в том числе посредством размещения посетителей (зрителей) на безопасном расстоянии от животных, установления предохранительных барьеров (решетка, сетка и иные защитные ограждения) между посетителями (зрителями) и местом демонстрации животных (манежем, сценой и др.), информирования (устного или письменного) посетителей (зрителей) об опасности несанкционированных контактов с животными, а также запрета на привлечение (посетителей) зрителей к участию в выступлениях животных. При этом безопасным считается расстояние не менее 1 метра от вольера с животными или защитного рва перед вольером с животными. Согласно Перечню животных, запрещенных к содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 года № 795, волк обыкновенный отнесен к животным, запрещенным к содержанию. В соответствии со ст. 10 Федерального закона Российской Федерации «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 года № 498-ФЗ при обращении с животными не допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Запрещенные к содержанию животные, приобретенные до ДД.ММ.ГГГГ года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации.
Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.
В соответствии со ст. 15 вышеуказанного Федерального закона осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается.
В период времени ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года индивидуальный предприниматель ФИО1, осознавала, что проведение организованной ею услуги - экскурсии по территории ЛПХ «<данные изъяты>» с использованием животных в культурно-зрелищных целях, является объектом повышенной опасности, а содержащаяся на территории самка волка обыкновенного опасна своей физической силой, способна совершать внезапные, быстрые перемещения по земле, причинять телесные повреждения потребителю услуги, то есть в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, волк обыкновенный является источником повышенной опасности и не поддается полному контролю со стороны человека и владельцы источников повышенной опасности несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам. При оказании населению в качестве индивидуального предпринимателя услуги - экскурсии по территории ЛПХ «<данные изъяты>» с использованием животных в культурно-зрелищных целях ФИО1 достоверно знала и понимала, что: в соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья; в соответствии со ст.ст. 7, 18 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья; право на охрану здоровья обеспечивается созданием безопасных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране; государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей; в соответствии с ч.3 ст.4, ч.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, продавец (исполнитель) обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями; потребитель имеет право на то, чтобы предоставляемая услуга была безопасна для его жизни и здоровья, а требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления указанного вида деятельности - экскурсии по территории ЛПХ «<данные изъяты>» с использованием животных в культурно-зрелищных целях ФИО1, будучи индивидуальным предпринимателем, в нарушение: ч.1 ст.41 Конституции РФ; ст.ст. 7, 18 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ч.3 ст.4, ч.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1; действуя умышленно, из корыстных побуждений, без проведения лично инструктажа потребителя по технике безопасности получаемой услуги, в целях получения прибыли, не обеспечив безопасных и благоприятных условий отдыха, осознавая, что оказываемая ею услуга не отвечает требованиям безопасности, хотя должна была обеспечить безопасность оказываемой услуги, в том числе путем применения требований п.п. 6.5.7, 6.6.1, 6.6.2, 7.6, 7.6.1 ГОСТ Р 57013-2016 «Услуги населению. Услуги зоопарков. Общие требования», предусматривающих организацию территории зоопарка способом, исключающим несанкционированный доступ посторонних лиц и животных; проектирование и оборудование помещений для содержания животных с учетом опасности животных отдельных видов и создание условий для бесконтактного осмотра и защищенного обслуживания животных; при устройстве помещений для содержания животных в зоне экспозиции использовать ограждения различных видов: металлические сетки, остекление, перепады рельефа, водные преграды, острова, недоступные рвы, электропастухи и другие, применяемые ограждения должны надежно препятствовать как выходу животных из замкнутого пространства, так и проникновению внутрь вольера посетителей и беспризорных животных; запрет на территории зоопарка осуществления любой деятельности, ставящей под угрозу благополучие и безопасность животных и посетителей зоопарка; необходимость обеспечивать безопасность посетителей и персонала зоопарка при проведении на территории зоопарка мероприятий с участием животных, а также критериев безопасности, определяемых п.п. 2.2, 7, 15, 21, 24, 44, 46, 153.3, 213, 226, 254, 254.1 «Правил техники безопасности и производственной санитарии для зоопарков (зоосадов) СССР», утвержденных Минкультуры СССР 25.07.1973 года, выражающихся в обязанности обеспечить строгое соблюдение техники безопасности, категорический запрет доступа в помещения (вольеры, загоны и т.п.), где непосредственно содержатся животные, и за барьеры (отжимы) этих помещений всем посторонним лицам; вывешивание правил поведения посетителей на территории зоопарка на территории парка, в местах массового скопления посетителей и у главного входа на видных местах; исключение возможности прямых контактов с посетителями, а также учитывать, что у многих животных проявляется агрессивность, необыкновенная ловкость, сила, дальность прыжков и другие отклонения от нормы поведения, многие виды опасны своей огромной физической силой, наличием острых и больших зубов, когтей, рогов, бивней, копыт, игл и способностью нападать, совершая при этом внезапные прыжки, быстрые перемещения по земле (полу) и т.п.; а также п. 26 Требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 года № 1937, обязывающим обеспечить безопасное расстояние не менее 1 метра между посетителями и вольером с животным, осознавая, что тем самым создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, оказала услугу - экскурсию по территории ЛПХ «<данные изъяты>» с использованием животных в культурно-зрелищных целях посетителю несовершеннолетней С.В.Г.. ФИО1 при оказании вышеуказанной услуги несовершеннолетней С.В.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с целью предотвращения общественно опасных последствий, посетителю не были созданы безопасные условия.
Таким образом, ФИО1, будучи индивидуальным предпринимателем, которой было заведомо известно, что дикое животное - волк обыкновенный, содержащийся в указанном хозяйстве является источником повышенной опасности, обладает опасными для окружающих свойствами и не поддается полному контролю со стороны человека, предвидела возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетней С.В.Г. при оказании услуги, не желала их наступления, но сознательно допускала эти последствия либо относилась к ним безразлично, полагаясь на то, что она имеет достаточный опыт работы с дикими животными и сможет самостоятельно контролировать их поведение в сложившихся условиях.
ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя С.В.Г. находясь в группе экскурсантов на платной основе на территории ЛПХ «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> в период времени с 13 часов до 14 часов, при получении услуги - экскурсии с использованием животных в культурно-зрелищных целях подошла к решетке вольера, с находившейся в нем самкой волка обыкновенного по кличке Д. на расстояние менее 1 метра при отсутствии дополнительного ограждения, обеспечивающего безопасное расстояние от животного, а также предупреждающих (запрещающих) знаков и табличек. В ходе экскурсии волчица по кличке Д. находившаяся в вольере, агрессивно отреагировала на присутствие людей и набросилась на несовершеннолетнюю С.В.Г. просунув свою пасть между прутьев решетки ограждения вольера, схватила ее зубами за левую ногу в области голени, в результате чего несовершеннолетней С.В.Г. согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ года, была получена обширная рваная укушенная рана верхней трети левой голени с некрозом и образованием дефекта мягких тканей, которая опасности для жизни не имела и причинила средней тяжести вред здоровью, так как повлекла длительное расстройство здоровья на срок свыше 21 дня.
Таким образом, нападение дикого животного - самки волка обыкновенного на несовершеннолетнюю С.В.Г. и его последствия в виде причинения средней тяжести вреда здоровью несовершеннолетней С.В.Г.. состоит в прямой причинной связи с вышеуказанными нарушениями требований безопасности жизни и здоровья потребителей при оказании услуги со стороны ФИО1
Действия ФИО1 квалифицированы органом следствия по ч.1 ст.238 УК РФ как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Согласно ч.1 ст. 25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
В соответствии со ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
В ходе судебного заседания установлено, что ФИО1 обвиняется в совершении преступления, которое относится к категории преступлений небольшой тяжести, ранее не судима, полностью признала вину в инкриминируемом преступления, возместила ущерб, а именно выплатила законному представителю потерпевшей С.В.Г. - С.О.С. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, которая претензий материального характера (в части возмещения морального вреда) к подсудимой не имеет.
Подсудимая ФИО1 с прекращением в отношении нее уголовного преследования по нереабилитирующему основанию с назначением ей меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа согласна, пояснила, что вину в совершенном преступлении признала, с квалификацией своих действий согласна, ущерб потерпевшей возместила. Юридические последствия прекращения уголовного дела в порядке ст.25.1 УПК РФ ей разъяснены и понятны.
Защитник подсудимой - адвокат Стефанишина С.В. в судебном заседании просила суд прекратить уголовного дела в отношении ФИО1 с применением к ней меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, пояснив, что ФИО1 вину в инкриминируемом преступлении признала, ущерб потерпевшим добровольно возместила, ранее к уголовной ответственности не привлекалась, инкриминируемое ей преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Представители потерпевшей С.В.Л.. - С.О.С. и Р.Д.Ю. не возражали относительно прекращения уголовного дела в отношении подсудимой с применением к ней меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, пояснив, что ФИО1 выплатила потерпевшей С.В.Г.<данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, и в этой части претензий материального характера к ней не имеют.
Государственный обвинитель Голубев А.А. также не возражал относительно прекращения уголовного преследования в отношении ФИО1 с назначением ей меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, поскольку подсудимая обвиняется в совершении преступления, относящегося к категории небольшой тяжести, ранее не судима, вину признала, добровольно возместила потерпевшей моральный вред.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что обвинение, с которым согласилась подсудимая, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по делу, а также тот факт, что в материалах уголовного дела содержаться достаточные сведения, позволяющие суду принять итоговое решение о прекращении уголовного дела и назначить подсудимой меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, суд приходит к выводу о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1 с назначением ей меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Обстоятельств, препятствующих освобождению ФИО1 от уголовной ответственности и назначении ей меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, судом не установлено.
При определении размера судебного штрафа суд, руководствуясь положениями ст.104.5 УК РФ, учитывает тяжесть преступления, в котором ФИО1 обвиняется, имущественное положение подсудимой и ее семьи. ФИО1 является трудоспособной, занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью, от которой получает доход.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 76.2 УК РФ, ч.1 ст. 25.1 УПК РФ, п.4 ст.254, 256, 446.2 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело и уголовное преследование в отношении ФИО1, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, прекратить по основаниям, предусмотренным ст.25.1 УПК РФ.
Назначить ФИО1 меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей, который подлежит оплате в срок не позднее двух месяцев с момента вступления постановления в законную силу.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель- УФК по Костромской области (следственное управление Следственного комитета РФ по Костромской области); л/с <***>, ИНН <***>, КПП 440101001,ОГРН <***>, ОКПО 83578245, ОКАТО 34401000000, лицевой счет <***> в УФК по Костромской области, отделение Кострома г. Кострома, р/счет <***>, БИК 043469001, КБК 41711621010016000140 - денежные взыскания и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений.
Разъяснить ФИО1, что в соответствии с ч.2 ст.104.4 УК РФ в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса.
Кроме того, суд разъясняет ФИО1 о необходимости представления сведений об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде в отношении ФИО1 отменить и до вступления постановления в законную силу не избирать.
Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Красносельский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий И.Н. Ильина