ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-120/18 от 17.08.2018 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Копия

№1-120/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 августа 2018 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Сотскова С.И.

при секретаре Шейкиной А.И.,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Логинова П.В.,

обвиняемого ФИО4,

защитника – адвоката Нехорошева А.Н., представившего удостоверение №1024 и ордер №2218, рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство следователя следственного отдела по Октябрьскому району г. Саратов следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области ФИО5 о прекращении уголовного дела в отношении ФИО4, родившегося <дата> в <адрес>, гражданина России, имеющего высшее образование, женатого, имеющего двоих малолетних детей, работающего начальником лаборатории федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Саратовской области», зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 291 УК РФ,

установил:

ФИО4 обвиняется в совершении дачи взятки должностному лицу лично в значительном размере при следующих обстоятельствах.

Приказом начальника Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.11.2014 №109-НС ФИО1 назначен на должность начальника отделения (внутреннего финансового аудита) Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – ПРЦ МЧС России) с 01.12.2014, которую занимал до 15.04.2016.

Согласно Положению отделения (внутреннего финансового аудита) ПРЦ МЧС России, отделение предназначено для организации и осуществления внутреннего финансового аудита в ПРЦ МЧС России. Оно является самостоятельным структурным подразделением ПРЦ МЧС России и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми документами МЧС России, Положением о региональном центре, приказами и распоряжениями начальника регионального центра, а также настоящим Положением. Отделение возглавляет начальник. Основными задачами отделения являются организация и осуществление внутреннего финансового аудита в ПРЦ МЧС России, а также организация работы по оценке эффективности бюджетных расходов в проверяемых подчиненных подразделениях. Отделение, среди прочего, осуществляет проведение плановых и внеплановых аудиторских проверок в подведомственных подразделениях ПРЦ МЧС России. Начальник отделения внутреннего финансового аудита, среди прочего, осуществляет руководство деятельностью отделения внутреннего финансового аудита; распределяет и

утверждает должностные (функциональные) обязанности между должностными лицами отделения; дает поручения руководителям главных управлений и организаций, входящих в ведение ПРЦ МЧС России, в рамках компетенции отделения.

В соответствии с планом организации проведения внутреннего финансового аудита (проверок) на 2015 год и на основании предписания заместителя начальника ПРЦ МЧС России ФИО2 от 02.11.2015 № 15749-16-5, ФИО1 назначен руководителем комиссии по проверке финансовой и хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Саратовской области» (далее – ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области»).

Согласно программе проверки финансовой и хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области», утвержденной 05.11.2015 начальником отделения (внутреннего финансового аудита) ПРЦ МЧС России ФИО1, с которой ФИО4 ознакомлен под роспись, проверяемый период занимает с 01.01.2014 до 01.11.2015, цель проверки – проверка законности, правильности, эффективности и целесообразности использования бюджетных средств.

В соответствии с пунктами 29, 34, 47 и 53 постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 №193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменений в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года №89» и приказа МЧС России от 26.05.2014 №258 «Об организации внутреннего финансового аудита в системе МЧС России», ФИО1, как руководитель комиссии по проверке финансовой и хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области», обладал полномочиями оценивать надежность внутреннего финансового контроля, подтверждать достоверность бюджетной отчетности и соответствия порядка ее ведения, имея право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита и в отношении которых осуществляется аудиторская проверка, выполнять другие аналитические процедуры, а также обладал правом подписания акта аудиторской проверки и вручения его представителю аудита (ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области»).

Таким образом, начальник отделения (внутреннего финансового аудита) ПРЦ МЧС России ФИО1, на постоянной основе выполняя организационно-распорядительные функции в государственном органе, является должностным лицом.

Приказом начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее – ГУ МЧС России по Саратовской области) от 11.06.2015 №45-НС ФИО4, имеющий специальное звание – подполковник внутренней службы, назначен на должность начальника лаборатории федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Саратовской области» с 10.06.2015, которую он занимает по настоящее время.

Согласно п. 4.3 устава ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области», утвержденного приказом МЧС России от 03.08.2011 №413 (далее устава), ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» возглавляет начальник.

Согласно п. 4.9 устава, начальник ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области», среди прочего, руководит ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» и подчиненных структурных подразделений; в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, организует контроль их исполнения; утверждает должностные инструкции сотрудников и работников, правила внутреннего трудового распорядка; обеспечивает организацию ведения оперативного, бюджетного, бухгалтерского и статистического учета финансовой, хозяйственной и иной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области».

Таким образом, начальник лаборатории ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» ФИО4, на постоянной основе выполняя организационно-распорядительные функции в государственном учреждении, является должностным лицом.

В один из дней в период с 02.11.2015 по 15.11.2015 у начальника лаборатории ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» ФИО4 в неустановленном месте на территории города Саратова возник преступный умысел на дачу взятки в виде иного имущества - мобильного телефона марки «<данные изъяты> стоимостью более 25 000 рублей, то есть в значительном размере, должностному лицу - руководителю комиссии по проверке хозяйственной и финансово-экономической деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» - начальнику отделения (внутреннего финансового аудита) ПРЦ МЧС России ФИО1 лично за совершение в свою пользу действий, входящих в полномочия последнего, как руководителя комиссии, а именно за пояснения и консультации ФИО4 по всем выявленным в ходе проверки финансовой и хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» нарушениям и недостаткам; предоставление ему возможности устранить данные нарушения и недостатки в ходе проверки; составление по результатам проведенной проверки соответствующего акта с указанием всех выявленных нарушений.

Реализуя свой преступный умысел, в один из дней в период с 10.11.2015 по 15.11.2015 в здании ФГБУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Саратовской области», расположенном по адресу: <...>, ФИО4, будучи ответственным за вопросы финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области», зная об имеющихся нарушениях в хозяйственной и финансово-экономической деятельности возглавляемого им учреждения, желая избежать неблагоприятных и негативных последствий для себя и иных должностных лиц ГУ МЧС России по Саратовской области, в том числе его руководства, зная, что в проверяемый период времени не работал в занимаемой должности, встретился с руководителем комиссии по проверке финансовой и хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» - начальником отделения (внутреннего финансового аудита) ПРЦ МЧС России ФИО1 и предложил последнему совершить в свою пользу указанные выше действия. В указанное время и в указанном месте ФИО1 согласился на предложение ФИО4

Реализуя далее свой преступный умысел, в один из дней в период с 10.11.2015 по 15.11.2015 в неустановленном месте на территории г. Саратова ФИО4 приобрел мобильный телефон марки «<данные изъяты> с идентификационным номером <данные изъяты> стоимостью 41 882 рубля.

В ходе проведения проверки финансовой и хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» членами комиссии ПРЦ МЧС России под руководством ФИО1 были выявлены следующие нарушения:

- один случай недоплаты денежного довольствия на общую сумму 1174,5 рублей;

- в нарушение требований п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (далее – Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 №447), в ходе проверки не предоставлена карта учета федерального имущества по числившемуся на учете основному средству – газовый хроматограф «Кристаллюкс» балансовой стоимостью 578 672, 59 рублей;

- в нарушение требований п. 15 Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 №447, по состоянию на 01.11.2014 в карты учета федерального имущества по результатам квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не внесены изменения по остаточной стоимости на 8 объектов основных средств, общая сумма не внесенных изменений составила 1 717 172,72 рублей;

- в нарушение требований п.п. 118, 337, 338 приложения №2 к приказу Министра финансов РФ от 01.12.2010 №157н, не оприходованы по учету на 03 счете бланки строгой отчетности (денежные чеки) в количестве 50 штук на общую сумму 50 рублей (нарушение устранено в ходе проверки 12.11.2015);- в нарушение требований пункта 7 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций», мероприятия по обеспечению сохранности денежных средств при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и срок проведения проверок фактического наличия наличных денег начальником ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» не определены;

- в нарушение требований ст. 73 БК РФ, в реестр закупок за 2014 год не вносились сведения о товарах, работах (услугах), оплаченных подотчетными лицами, кроме того, в реестр закупок не вносились сведения о кратком наименовании закупаемых товаров, работ (услуг), местонахождении поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

- в нарушение требований п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в единой информационной системе не были размещены планы закупок товаров, работ, услуг на 2014-2015 года, в ходе проверки планы закупок не предоставлены;

- в нарушение требований пункта 2 приложения к совместному приказу Министерства экономического развития РФ №544 и Федерального казначейства №18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникативной сети «Интенет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы (далее – приказ №544/18н), план-график размещения заказов на 2014 год не опубликован на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, в ходе проверки не предоставлен, план-график размещения заказов на 2015 год опубликован на официальном сайте www.zakupki.gov.ru позднее установленного срока в 47 календарных дней;

- в нарушение требований пункта 5 приложения к приказу №544/18н, план-график размещения заказов на 2015 год не содержал информацию: о кодах общероссийского классификатора видов экономической деятельности по объектам закупок; о порядковом номере закупки, наименовании товара, работы, услуги, являющихся предметом контракта, минимально необходимые требования к предмету контракта; о единице измерения товаров, работ, услуг, являющихся предметом контракта; о количестве товаров, работ, услуг, являющихся предметом контракта; о размере обеспечения заявки, размере обеспечения исполнения контракта и размере аванса; о планируемом сроке заключения контракта и сроке исполнения контракта;

- в нарушение требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 №2019-р «О перечне товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион» в 2014-2015 годах, осуществлялась закупка нефтепродуктов с единственным поставщиком на общую сумму 226 517,58 рублей;

- в нарушение указания заместителя Министра МЧС России ФИО3 от 09.04.2015 №43-1533-15, письма ПРЦ МЧС России от 13.04.2015 №5649-7-3-5, не произведена работа по перерасчету платы (цен) на оказываемые услуги, выполняемые работы, в соответствии с методическими рекомендациями по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности ФБУ, находящихся в ведении МЧС России;

- в нарушение требований п. 6,7 приказа Министра Финансов РФ от 21.07.2011 №86н, на официальном сайте www.bus.gov.ru не были размещены необходимые электронные копии документов и информации по ним за 2014-2015 года: государственное задание на оказание услуг (выполнение работ); план финансово-хозяйственной деятельности; годовая бухгалтерская отчетность; отчет о результатах деятельности государственного учреждения и об исполнении закрепленных за ним государственного имущества.

Выявить иные нарушения не представилось возможным по причине нахождения части необходимых для изучения документов в правоохранительных органах, в связи с уголовным преследованием предыдущего начальника лаборатории ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области».

О выявленных нарушениях ФИО1 сообщил ФИО4, согласно достигнутой ими ранее договоренности, дал последнему возможность организовать устранение нарушения в виде не оприходования 50 бланков строгой отчетности (денежных чеков) на общую сумму 50 рублей, проинформировал ФИО4, что выявленные нарушения будут отражены в полном объеме в акте проверки финансовой и хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области», тем самым совершив в его пользу действия, входящие в свои полномочия, как руководителя комиссии.

После этого 19.11.2015 в дневное время на участке местности у здания гостиницы «Саратов», расположенного по адресу: <...>, ФИО4, реализуя свой преступный умысел, передал ФИО1 лично в качестве взятки новый мобильный телефон марки <данные изъяты> с идентификационным номером <данные изъяты>, стоимостью 41 882 рубля, то есть в значительном размере, за совершение последним в свою пользу вышеуказанных действий, который ФИО1 принял.

24.11.2015, находясь в г. Нижний Новгород, ФИО1, как руководитель комиссии по проверке финансовой и хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области», подписал акт проверки финансовой и хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области», в котором были отражены вышеуказанные нарушения финансовой и хозяйственной деятельности ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области», выявленные в ходе проверки.

Следователь ходатайствует о прекращении уголовного дела в отношении ФИО4 с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, мотивируя тем, что ФИО4 обвиняется в совершении впервые преступления, относящегося к категории средней тяжести, причиненный преступлением вред загладил, принеся руководству официальные извинения, характеризуется положительно.

Обвиняемый ФИО4 и его защитник Нехорошев А.Н. ходатайство следователя поддержали.

Прокурор против прекращения уголовного дела по указанному основанию возражал, мотивируя тем, что вмененное ФИО4 преступление является коррупционным, вред причинен государству, из ГУ МЧС России по Саратовской области не представлено сведений о том, что причиненный ФИО4 вред заглажен. Принесение обвиняемым письменных извинений и добровольное перечисление на счет ГУ МЧС России по Саратовской области денежной суммы, эквивалентной стоимости предмета взятки, не является, по мнению прокурора, достаточным основанием для освобождения обвиняемого от уголовной ответственности.

Ходатайство подлежит удовлетворению на основании ст. 76.2 УК РФ и ст. 25.1 УПК РФ, поскольку ФИО4 обвиняется в совершении впервые преступления средней тяжести.

Согласно ст. 76.2 УПК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

По смыслу закона совершение преступления не в отношении конкретного потерпевшего не является безусловным препятствием для применения предусмотренных ст. 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации положений о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Как видно из материалов уголовного дела, причиненный преступлением вред обвиняемый ФИО4 загладил путём принесения 14 мая 2018 г. официальных извинений в письменной форме в адрес начальника ГУ МЧС России по Саратовской области (т. 3 л.д. 136), а также путём перечисления суммы, эквивалентной стоимости предмета взятки, на расчетный счет ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Саратовской области» в качестве возмещения ущерба. При этом вину в инкриминированном преступлении ФИО4 полностью признал, характеризуется он положительно, женат, имеет двоих малолетних детей.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении ходатайства следователя о прекращении в отношении ФИО4 уголовного дела с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа не имеется.

При определении размера штрафа и срока, в течение которого он подлежит уплате, суд в соответствии со ст. 104.5 УК РФ учитывает тяжесть инкриминированного преступления, имущественное положение ФИО4, а также возможность получения им заработной платы по основному месту его работы.

Судьба вещественных доказательств подлежит разрешению в соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 25.1, 446.2 УПК РФ, суд

постановил:

ходатайство следователя следственного отдела по Октябрьскому району г. Саратов следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области ФИО5 о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа удовлетворить, уголовное дело в отношении ФИО4, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 291 УК РФ, прекратить с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Уплату штрафа произвести по реквизитам, указанным в прилагаемой к настоящему постановлению информации, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы судебного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

Срок уплаты судебного штрафа установить в четыре месяца со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке ФИО4 отменить.

Вещественные доказательства: мобильный телефон марки <данные изъяты> с идентификационным номером <данные изъяты>, хранящийся в камере хранения вещественных доказательств следственного отдела по Октябрьскому району г. Саратов СУ СК России по Саратовской области, - конфисковать, обратив в доход государства; папку с документами «Дело №16-5 том №9 Документы аудиторских проверок, проводимых Управлением реализации программ и контроля эффективности бюджетных расходов, отделением внутреннего финансового аудита Приволжского регионального центра МЧС России финансово-хозяйственной деятельности (Акт проверки ФГБУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Саратовской области» 2015 год)», хранящуюся в камере хранения вещественных доказательств следственного отдела по Октябрьскому району г. Саратов СУ СК России по Саратовской области, - вернуть по принадлежности ГУ МЧС России по Нижегородской области по адресу: <...>.

Разъяснить ФИО4, что в случае неуплаты им судебного штрафа суд в соответствии со ст. 446.5 УПК РФ по представлению судебного пристава-исполнителя отменяет постановление о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору для осуществления дальнейшего производства по уголовному делу в общем порядке.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья подпись С.И. Сотсков

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>