ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-120/20 от 13.10.2020 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 1-120/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

судебного заседания

с. Троицкое Нанайского района 13 октября 2020 г.

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Якина А.А.

при секретаре Вишнякове П.А.

с участием: государственного обвинителя - помощника прокурора Нанайского района Тюхтева В.А.,

подсудимой ФИО1,

защитника: адвоката Суковатого К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке судопроизводства материалы уголовного дела в отношении:

ФИО1, <данные изъяты>, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.2 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Органом предварительного следствия и лицами, уполномоченными поддерживать государственное обвинение, ФИО1 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.2 УК РФ, а именно в том, что в период времени с 13.10.2011 года по 31.12.2014 года, она совершила мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, в особо крупном размере, при следующих обстоятельствах:

23.10.2009, ФИО2, в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы получила социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 306180 рублей, и приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В 2011 - 2013 годах на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года N 858 (ред. от 28.04.2011) «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года"» из средств федерального бюджета и краевого бюджета субъекта РФ, на приобретение или строительство жилья предоставлялись социальные выплаты в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе, которые работают или изъявили желание работать в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности.

Согласно Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, введенных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года N 858, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации, в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; (пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336)

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома или приобретения жилого помещения на первичном рынке, в том числе путем участия в долевом строительстве.

В соответствии с абзацем 3 раздела 1 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858, право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз.

Право гражданина на получение социальной выплаты удостоверяется Свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

В 2011 году, точные дата и время не установлены, ФИО1, узнала о Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», получила сведения о том, что по данной программе безвозмездное финансирование составляет 70% от стоимости приобретаемого жилья, а также условия и порядок получения социальной выплаты и решила принять в ней участие.

В число документов, которые необходимо было предоставить для получения социальных выплат, входили:

а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;

в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств и (или) право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала в размере, установленном подпунктом "б" пункта 4 настоящего Типового положения. Перечень таких документов определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336)

г) выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета;

д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;

е) копий трудовых книжек (для работающих) или копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336)

В это время у ФИО2, фактически ранее использовавшей право приобретения жилого помещения, получив социальную выплату и будучи обеспеченной жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, возник корыстный преступный умысел, направленный на хищение денежных средств из бюджета Российской Федерации при получении социальных выплат, установленных законами и нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений.

Реализуя свой преступный умысел, ФИО2 получила заведомо подложный акт от 05.10.2011 б/н, о признании ее жилища расположенного по адресу: <адрес> не пригодным для проживания, изготовленный неустановленным лицом из числа сотрудников администрации <адрес>.

Продолжая свои преступные действия, ФИО2, 13.10.2011 подала в администрацию сельского поселения «<адрес>» <адрес> заявление о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», для получения социальной выплаты на строительство жилого дома, при этом, не имея намерений, на выполнение условий программы. Вместе с заявлением ФИО2 предоставила в администрацию сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края необходимые для получения социальной выплаты документы, в том числе заведомо подложный акт обследования жилого помещения, согласно которого жилище, расположенное по адресу: <адрес>, не пригодно для проживания, и умолчала о факте приобретения жилища путем получения ею ранее социальных выплат.

Сотрудники администрации сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского каря, на основании представленных документов для получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий, приняли данные документы, предоставленные ФИО2, в том числе и акт обследования жилого помещения от 05.10.2011 б/н, и направили список участников мероприятий - получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в Министерство сельского хозяйства Хабаровского края на рассмотрение.

После рассмотрения документов сотрудники Министерства сельского хозяйства Хабаровского края, на основании Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 года N 858 (ред. от 28.04.2011) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" приняли решение о включении молодой семьи ФИО1 в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2013 года».

В связи с окончанием финансирования федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», комплект документов ФИО2, администрацией сельского поселения с. Троицкое, направлен в Министерство сельского хозяйства и продовольствия края для участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

На основании Постановления Правительства РФ от 14.07.2012 года N 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», первоочередниками на получение социальной выплаты являлись участники федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», не реализовавшие свое право на получение социальной выплаты.

25.12.2014 года, ФИО2, получила свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, став тем самым получателем социальной выплаты по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в сумме 1676757,60 рублей.

После чего 25.12.2014 ФИО2 был заключен договор № 40817810670000215361 от 25.12.2014 с ОАО «Сбербанк РФ» «О банковском счете для обслуживания государственных программ». После чего на счет № 40817.810.6.7000.0215361, открытый ФИО2 25.12.2014 года на её имя, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», по свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, перечислена социальная выплата в сумме 1676757,60 рублей, а именно 754 540,92 рублей из средств Федерального бюджета Российской Федерации, 922 216,68 рублей из средств бюджета субъекта Российской Федерации, на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. После чего, похищенными денежными средствами в сумме 1676757,60 рублей ФИО2 распорядилась по своему усмотрению, переведя по заявлению-поручению от 25.12.2014 на счет ООО «Короед» на оплату по договору на выполнение работ № 15 от 11.09.2014 по строительству жилого помещения общей площадью 72 квадратных метра выполняемых по адресу: <адрес>.

В результате мошеннических действий в период времени с 13.10.2011 года по 31.12.2014, ФИО3, осознавая противоправность своих преступных действий, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба Российской Федерации, и желая их наступления, то есть, действуя умышленно, из корыстных побуждений получила в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» социальную выплату на строительство индивидуального жилого дома в размере 1676757,60 рублей, а именно 754 540,92 рублей из средств Федерального бюджета Российской Федерации, 922 216,68 рублей из средств бюджета субъекта Российской Федерации, распорядившись указанными денежными средствами по своему усмотрению, причинив бюджету Российской Федерации материальный ущерб в сумме 1676757,60 рублей, что является особо крупным размером.

В настоящем судебном заседании, суд поставил на обсуждение сторон вопрос о необходимости возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий для рассмотрения дела судом, в связи с тем, что описательная часть деяния, инкриминируемого органом предварительного следствия ФИО2, не соответствует требованиям пункта 3 ч. 1 ст. 220 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Государственный обвинитель Тюхтев В.А. полагал рассмотреть поставленный вопрос по усмотрению суда.

Подсудимая ФИО1 и её защитник - адвокат Суковатый К.А. не возражали против возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий рассмотрения дела судом.

Выслушав мнения и пояснения сторон, суд пришел к следующему.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству сторон или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству», под допущенными при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта нарушениями требований уголовно-процессуального закона следует понимать такие нарушения, которые служат препятствием для принятия судом решения по существу дела на основании данного заключения или акта.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 220 УПК РФ, в обвинительном заключении должны быть указаны: существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.

При этом следует учитывать то, что из разъяснений, зафиксированных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» следует, что способами хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество при мошенничестве, ответственность за которое наступает в соответствии со статьями 158.1, 159, 159.1, 159.2, 159.3, 159.5 УК РФ, являются обман или злоупотребление доверием, под воздействием которых владелец имущества или иное лицо передают имущество или право на него другому лицу либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению права на него другим лицом.

Обман, как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении (представлении) заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям.

Из содержания деяния, инкриминируемого ФИО1 органом предварительного следствия, зафиксированного в обвинительном заключении, следует, что: «в 2011 году, точное время и дата не установлены, ФИО1 узнала о Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

«В это время, (то есть в неустановленные дату и время), у ФИО2, фактически ранее использовавшей право приобретения жилого помещения, получив социальную выплату и будучи обеспеченной жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, возник корыстный преступный умысел, направленный на хищение денежных средств из бюджета Российской Федерации. Реализуя свой преступный умысел, ФИО2 получила заведомо подложный акт от 05.10.2011 б/н, о признании ее жилища расположенного по адресу: <адрес> не пригодным для проживания, изготовленный неустановленным лицом из числа сотрудников администрации <адрес>

«Продолжая свои преступные действия ФИО2 13.10.2011 подала в администрацию сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского района Хабаровского края заявление о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», для получения социальной выплаты на строительство жилого дома, при этом, не имея намерений, на выполнение условий программы. Вместе с заявлением, ФИО2, продолжая осуществлять свой преступный умысел, предоставила в администрацию сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края необходимые для получения социальной выплаты документы, в том числе заведомо подложный акт обследования жилого помещения, согласно которого жилище, расположенное по адресу: <адрес>, не пригодно для проживания, и умолчала о факте приобретения жилища путем получения ею ранее социальных выплат.

25.12.2014 года, ФИО2, получила свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в сумме 1676757,60 рублей, в то же число она заключила договор № 40817810670000215361 с ОАО «Сбербанк РФ» «О банковском счете для обслуживания государственных программ». В то же число на указанный счет была перечислена вышеуказанная сумма. Похищенными денежными средствами в сумме 1676757,60 рублей ФИО2 распорядилась по своему усмотрению, переведя по заявлению-поручению от 25.12.2014 на счет ООО «Короед» на оплату по договору на выполнение работ № 15 от 11.09.2014 по строительству жилого помещения общей площадью 72 квадратных метра выполняемых по адресу: <адрес>.

В результате мошеннических действий в период времени с 13.10.2011 года по 31.12.2014 года, ФИО3, осознавая противоправность своих преступных действий, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба Российской Федерации, и желая их наступления, то есть, действуя умышленно, из корыстных побуждений получила в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» социальную выплату на строительство индивидуального жилого дома в размере 1676757,60 рублей, а именно 754 540,92 рублей из средств Федерального бюджета Российской Федерации, 922 216,68 рублей из средств бюджета субъекта Российской Федерации, распорядившись указанными денежными средствами по своему усмотрению, причинив бюджету Российской Федерации материальный ущерб в сумме 1676757,60 рублей, что является особо крупным размером.

Таким образом, в вышеуказанном деянии отсутствуют сведения о том, в какое время и где у ФИО4 возник преступный умысел на совершение мошеннических действий, где и в какое время ФИО2 получила заведомо подложный акт от 05.10.2011 б/н, о признании жилища расположенного по адресу: <адрес> не пригодным для проживания, где она подала заявление и указанный акт, где получила свидетельство, где заключила договор с ОАО «Сбербанк России» и где произвела перевод денег на счет ООО «Короед».

Кроме того, в силу положений ч. 1 ст. 24 УК РФ, виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Статьей 25 УК РФ предусмотрено, что преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. (ч.1) Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (ч. 2). Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

В случае с ФИО1, конкретный вид умысла не указан, и фактически допущено изложение субъективной стороны преступления, а именно вины, в виде, не предусмотренном законом.

Также из содержания последнего абзаца обвинения следует, что мошеннические действия совершила не ФИО2, а ФИО3, и та, из корыстных побуждений, совершила не хищение в форме мошенничества, а получила социальную выплату на строительство индивидуального жилого дома в размере 1676757,60 рублей, а именно 754 540,92 рублей из средств Федерального бюджета Российской Федерации, 922 216,68 рублей из средств бюджета субъекта Российской Федерации, что противоречит первому абзацу обвинения.

Следует отметить и то, что подложный акт обследования жилого помещения, на который имеется ссылка в обвинительном заключении, не относится к документам, подтверждающим признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, и может служить лишь основанием для принятия компетентным органом решения о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к убеждению, что исключена возможность постановления судом приговора или вынесение иного решения на основании данного обвинительного заключения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 237, 256 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Возвратить прокурору Нанайского района уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.2 УК РФ, для устранения препятствий рассмотрения уголовного дела судом.

Меру процессуального принуждения в отношении ФИО1 - обязательство о явке, оставить прежней.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: А.А. Якин