П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О возвращении уголовного дела прокурору
Дело №1-122\18
Санкт-Петербург 13 сентября 2018 года.
Дзержинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Соболевой Н.Н.,
С участием старшего помощника Санкт-Петербургского транспортного прокурора Галкина С.А.,
Защитника-адвоката Коробейникова Г.А., представившего удостоверение №*** и ордер Н 153142 от **.**.****,
при секретаре Ерниязовой И.К.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в ходе предварительного слушания материалы уголовного дела в отношении: Б.Я.И., **.**.**** года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, со средним специальным образованием, холостого, детей не имеющего, работающего в ООО «СК ПК» судоводителем, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно обвинительного заключения, Б.Я.И. обвиняется в том, что совершил оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, при следующих обстоятельствах:
Б.Я.И., **.**.**** года рождения, состоящий в должности судоводителя ООО «СК ПК» (далее по тексту - ООО «СК ПК») на основании трудового договора №03 от 18.05.2018, являясь судоводителем (капитаном) маломерного судна «ФР», находящегося в пользовании ООО «СК ПК», не позднее 23 часов 00 минут **.**.****, действуя в рамках исполнения договора №11-18, заключенного между ООО «СК ПК» и ООО «СТС», предметом которого являлось оказание ООО «СК ПК» услуг по предоставлению ООО «СТС» транспортного средства для перевозки пассажиров для совершения водной прогулки по рекам и каналам г. Санкт-Петербург с экипажем, обеспечивающим работу судна, а также в соответствии с условиями которого ООО «СК ПК» за денежное вознаграждение приняло на себя обязательства по предоставлению судна в надлежащем, технически исправном состоянии; по предоставлению экипажа, обладающего необходимой квалификацией и отвечающий обязательным требованиям эксплуатации судов; по обеспечению соблюдения пассажирами мер безопасности при нахождении на судне исполнению норм и правил техники безопасности и поведения на ТС повышенной опасности посредством проведения инструктажа пассажиров перед рейсом о соблюдении мер безопасности и правил поведения на судне; по обеспечению контроля за соблюдением выполнения правил поведения на судне и мер безопасности пассажирами, с целью осуществления перевозки маломерным судном «ФР» группы пассажиров по <адрес> по маршруту <адрес> г. Санкт-Петербург» **.**.**** с 23 часов 00 минут до 23 часов 20 минут, выполняя свои трудовые обязанности, пришвартовал маломерное судно «ФР», регистрационный номер «№***» у причала, расположенного у <адрес> по <адрес><адрес>, подав его тем самым к посадке пассажиров.
Б.Я.И., являясь лицом, на которое в соответствии с ч. 2 ст. 30 «Кодекса внутреннего водного транспорта» № 24-ФЗ от 07.03.2001 и ст. 11 Приказа Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» возложены обязанности управления судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу, проигнорировал требования безопасности для жизни и здоровья пассажиров, заключающиеся:
- в допуске шестнадцати пассажиров на борт судна, состоящего на учете в Федеральном автономном учреждении «Российский Морской регистр судоходства» и признанного по результатам освидетельствования маломерным судном, допустимое количество лиц на борту которого составляет двенадцать человек, включая членов экипажа, то есть в нарушении п. 21 «Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ №129 от 14.10.2002, согласно которому суда, предназначенные для перевозки пассажиров, не должны иметь на борту большее количество пассажиров, чем это предусмотрено судовыми документами, а также в нарушении требований приложения №8 «Временного руководства по классификации и освидетельствованию маломерных судов», изложенного в приложении к циркулярному письму № 340-48-751ц от 16.07.2014, согласно которому допустимое количество людей на борту маломерного судна определяется в зависимости от грузоподъемности, наличия оборудованных мест для размещения людей на маломерном судне, принимая при этом массу человека, равную 75 кг, превысив на 375 кг грузоподъемность судна, которая, согласно акта классификации и первоначального освидетельствования №17.15083.120, составляет 900 кг.
- в отсутствии на судне необходимого количества спасательных жилетов, имея на борту маломерного судна шесть спасательных жилетов, пригодных к использованию, то есть в нарушении п. 2.3.6 «Временного руководства по классификации и освидетельствованию маломерных судов», изложенного в приложении к циркулярному письму № 340-48-751ц от 16.07.2014, согласно которого установлены нормы оснащения маломерных судов минимальным набором средств безопасности - индивидуальными спасательными средствами по количеству людей на борту.
Непосредственно после посадки пассажиров, в нарушение п. 4. Приказа Минтранса России от 05.05.2012 № 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте», согласно которому на |судах транспортных, туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутов капитан судна в возможно короткие сроки после окончания посадки пассажиров на судно организует с пассажирами инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях; при проведении инструктажа пассажиры должны быть ознакомлены с приемами применения индивидуальных спасательных средств, местами расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств и планом эвакуации пассажиров, требованиями пожарной безопасности, местами, отведенными на судне для курения, оказываемыми на судне услугами и местами размещения справочной информации; не проведя соответствующего инструктажа (занятия) и не ознакомив пассажиров с приемами применения индивидуальных спасательных средств, местами их расположения, Б.Я.И., осознавая, что оказываемая услуга по экскурсионной перевозке пассажиров по рекам и каналам г. Санкт-Петербурга, в силу нарушения вышеприведенных норм и правил, представляет реальную опасность для жизни и здоровья потребителей, выраженную в виде возможной потери остойчивости с последующим опрокидыванием судна и отсутствием возможности непроинструктированных пассажиров воспользоваться спасательными индивидуальными средствами, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения пассажирам травм различной степени тяжести, в том числе с наступлением смертельного исхода, и желая совершить указанные действия по предоставлению услуги, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, **.**.**** в период времени с 23 часов 00 минут до 23 часов 20 минут, единолично управляя маломерным судном «Форт Ривер», регистрационный номер «49-4700», осуществил на нем перевозку группы лиц, состоящей из шестнадцати совершеннолетних пассажиров и одного члена экипажа, проследовав на указанном судне от причала у <адрес>, расположенного по <адрес><адрес> по маршруту: «<адрес>», затем вверх по течению от «<адрес>» до «<адрес>», где, не завершив экскурсионную прогулку, пришвартовалось к причалу «<адрес>» по требованию сотрудников полиции.
Органами предварительного следствия действия обвиняемого Б.Я.И. квалифицированы по ч.1 ст.238 УК РФ, как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
В ходе предварительного слушания судом был поставлен на обсуждение вопрос о возвращении настоящего уголовного дела прокурору в связи с тем, что обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления приговора.
Участвовавший в судебном заседании старший помощник прокурора не возражал против возвращения дела прокурору, указав, что дело подлежит возвращению прокурору в связи с тем, что сформулированное в обвинительном заключении обвинение не соответствует предъявленному Б.Я.И. обвинению, указанному в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого.
Обвиняемый Б.Я.И., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения предварительного слушания, в судебное заседание не явился, при этом направил в суд по электронной почте письменное ходатайство о проведении предварительного слушания в его отсутствие, указав, что против возвращения уголовного дела прокурору не возражает. Учитывая положения ч.3 ст. 234 УПК РФ, согласно которым предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству, ходатайство Б.Я.И. судом удовлетворено. Защитник Б.Я.И. поддержал позицию своего подзащитного о возвращении уголовного дела прокурору.
Обсудив указанный вопрос, выслушав мнения сторон, суд полагает возвратить настоящее уголовное дело прокурору, поскольку невозможно постановить приговор на основе обвинительного заключения, утвержденного заместителем Санкт-Петербургского прокурора 09 августа 2018 года, имеющего существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
Согласно ч.1 ст.220 УПК РФ в обвинительном заключении должно быть указано существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, а также формулировка предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за данное преступление.
Представленное обвинительное заключение по настоящему уголовному делу не соответствует указанным требованиям закона.
По смыслу закона, преступление, предусмотренное частью 1 статьи 238 УК РФ, инкриминируемое Б.Я.И. органами предварительного следствия, является преступлением с формальным составом, которое считается оконченным в момент оказания услуги, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителя.
Согласно сформулированного в обвинительном заключении обвинения, Б.Я.И., **.**.**** в период времени с 23 часов 00 минут до 23 часов 20 минут, единолично управляя маломерным судном «Форт Ривер», проигнорировав требования безопасности для жизни и здоровья пассажиров, осуществил на нем перевозку шестнадцати совершеннолетних пассажиров и одного члена экипажа, проследовав на указанном судне от причала у <адрес>, расположенного по <адрес><адрес> по маршруту: «<адрес>», затем вверх по течению от «<адрес>» до «<адрес>», где, не завершив экскурсионную прогулку, пришвартовалось к причалу «<адрес>» по требованию сотрудников полиции.
Таким образом Б.Я.И., согласно указанного в обвинительном заключении обвинения, совершил преступление в период времени с 23 часов 00 минут до 23 часов 20 минут, от причала у <адрес> по <адрес><адрес> до причала «Летний сад». Следовательно, инкриминируемое Б.Я.И. преступление совершено (окончено) в 23 часа 20 минут в месте, где судно пришвартовалось по требованию сотрудников полиции, то есть в месте расположения причала «<адрес> адрес которого в сформулированном в обвинительном заключении обвинении не указан.
Отсутствие в обвинении, сформулированном в обвинительном заключении, указания на адрес места совершения (окончания) преступления является основанием для возвращения дела прокурору.
При этом суд учитывает, что в предъявленном Б.Я.И. обвинении от **.**.****, изложенном в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, указан адрес места расположения причала «<адрес>», то есть адрес места совершения (окончания) преступления и таким образом сформулированное в обвинительном заключении обвинение, предъявленное Б.Я.И., не соответствует предъявленному Б.Я.И. обвинению, указанному в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого от **.**.****.
Данные обстоятельства имеют существенное значение и не могут быть устранены судом самостоятельно, поскольку при рассмотрении дела в соответствии с положениями ч.1 ст.252 УПК РФ, определяющей пределы судебного разбирательства, суд не вправе выйти за рамки сформулированного в обвинительном заключении обвинения.
Приведенные нарушения создали неопределенность в обвинении, нарушили право обвиняемого на защиту от предъявленного обвинения, следовательно, имеющееся в материалах дела обвинительное заключение препятствует постановлению судом приговора или иного решения.
Таким образом, учитывая, что обвинительное заключение, составленное в отношении Б.Я.И., утвержденное заместителем Санкт-Петербургского транспортного прокурора 09 августа 2018 года, содержит существенные нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, что исключает возможность постановления приговора, настоящее уголовное дело подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий рассмотрения его судом.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.236, п. 1 ч.1 ст.237, 256 УПК РФ, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Уголовное дело в отношении Б.Я.И., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ, возвратить Санкт-Петербургскому транспортному прокурору, для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Меру пресечения Б.Я.И. - подписку о невыезде- оставить без изменения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья: