1-129/2021 16RS0037-01-2021-001132-48 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 30 марта 2021 года город Бугульма Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сафиной З.М., при секретаре Базгутдиновой А.Р., с участием государственного обвинителя – старшего помощника Бугульминского городского прокурора Сабировой Л.М., подсудимого ФИО2 ФИО22, защитника - адвоката ФИО23., представившего удостоверение № рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении ФИО2 ФИО24, <данные изъяты> обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, УСТАНОВИЛ: ФИО1 предъявлено обвинение в том, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: - местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (статья 1); - глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36); - глава муниципального образования (часть 4 статьи 36): 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; - глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (часть 4.1 статьи 36); - глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36). В соответствии со статьями 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется, в том числе, через местные органы самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Так, на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1, являясь депутатом по «<данные изъяты>» избирательному округу №, избран мэром <адрес>. На основании решения <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ мэр <адрес>ФИО1 избран Главой <данные изъяты>. На основании решения <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ депутат <данные изъяты> избирательного округа №ФИО1 избран <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты>. Полномочия ФИО1 в должности <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> установлены Уставом муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» <данные изъяты>, принятым решением №<данные изъяты><данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно статье 43 которого глава района: 1) представляет Район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действуя от имени Района; 2) организует работу Совета Района, созывает сессии Совета Района и председательствует на них; 3) вправе требовать созыва внеочередной сессии Совета Района; 4) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, правовые акты, принятые Советом Района; 5) издает в пределах своих полномочий правовые акты по вопросам организации деятельности Совета Района, в случае, если Глава Района исполняет полномочия председателя Совета Района, подписывает решения Совета Района; 6) заключает контракт с Руководителем Исполнительного комитета Района, трудовой договор с Руководителем Контрольно-счетной палаты Района; 7) организует прием граждан, рассмотрение их обращений; 8) осуществляет руководство работой аппаратов Совета Района; 9) координирует осуществление контрольных полномочий Совета Района; 10) является распорядителем средств по расходам, предусмотренным в бюджете Района на содержание и обеспечение деятельности Совета Района; 11) от имени Района заключает договоры и соглашения с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований о сотрудничестве в экономической и социально-культурных сферах, договоры и соглашения о взаимодействии с органами государственной власти Республики Татарстан и координации действий; 12) осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Республики Татарстан к ведению глав муниципальных районов, а также иные полномочия, отнесенные настоящим Уставом, решениями Совета Района к компетенции Главы Района; 13) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Татарстан. Кроме того, ФИО1 в своей деятельности должен был руководствоваться Уставом муниципального образования <адрес> муниципального района <данные изъяты>, принятым решением <данные изъяты> Совета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому: - мэр <адрес> является высшим должностным лицом муниципального образования <адрес> муниципального района <данные изъяты> (статья 44); кроме того, согласно статье 47 устава: 1) мэр <адрес>: представляет муниципальное образование <адрес> в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования <адрес>; 2) организует работу <данные изъяты> городского Совета, созывает сессии <данные изъяты> городского Совета и председательствует на них; 3) вправе требовать созыва внеочередной сессии Бугульминского городского Совета; 4) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, правовые акты, принятые Бугульминским городским Советом; 5) издает в пределах своих полномочий правовые акты по вопросам организации деятельности <данные изъяты> городского Совета, в случае, если Мэр <адрес> исполняет полномочия председателя <данные изъяты> городского Совета, подписывает решения <данные изъяты> городского Совета; 6) заключает контракт с Руководителем Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>; 7) организует прием граждан, рассмотрение их обращений; 8) осуществляет руководство работой аппарата <данные изъяты> городского Совета; 9) координирует осуществление контрольных полномочий <данные изъяты> городского Совета; 10) является распорядителем средств по расходам, предусмотренным в бюджете муниципального образования <адрес> на содержание и обеспечение деятельности Бугульминского городского Совета; 11) от имени муниципального образования <адрес> заключает договоры и соглашения с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований о сотрудничестве в экономической и социально-культурных сферах, договоры и соглашения о взаимодействии с органами государственной власти Республики Татарстан и координации действий; 12) осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами <данные изъяты> к ведению глав муниципальных образований, а также иные полномочия, отнесенные настоящим Уставом, решениями <данные изъяты> городского Совета к компетенции Мэра <адрес>; 13) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <данные изъяты>. Таким образом, ФИО1 постоянно осуществлял функции представителя власти и выполнял организационно-распорядительные функции в органе местного самоуправления, был наделен в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, и правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, то есть являлся должностным лицом. При этом, ФИО1 за период своей работы, обладая полномочиями высшего должностного лица района, в том числе по назначению и прекращению полномочий руководителя исполнительного комитета, пользуясь своим авторитетом и иными возможностями занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц, используя авторитарный метод руководства, создал атмосферу беспрекословного подчинения лично ему всех назначенных руководителей и иных должностных лиц. При этом, ФИО1 обладающий специальными познаниями и навыками в сфере решения вопросов местного значения, в том числе по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в силу ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, вследствие небрежного отношения к службе, допустил халатность. В ДД.ММ.ГГГГ мэром <адрес>, главой <данные изъяты> муниципального района ДД.ММ.ГГГГФИО1 (далее - глава района), а также иными руководителями <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> принято решение об установке <данные изъяты> на объекте строительства «Реконструкция центральной площади <адрес>». Примерно в ДД.ММ.ГГГГ находясь в своем служебном кабинете, расположенном в здании по адресу: <адрес>, глава района ФИО1 привлек ООО <данные изъяты>» в лице его директора ФИО3 к разработке эскиза и коммерческого предложения по поставке <данные изъяты> оборудования, состоящего из <данные изъяты>). При этом, контроль за строительством и поставкой ДД.ММ.ГГГГ оборудования и непосредственное взаимодействие по данному вопросу с ФИО3 был поручен заместителю руководителя <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> по инфраструктурному развитию Свидетель №8 Далее, в ДД.ММ.ГГГГ, но не позднее ДД.ММ.ГГГГФИО3 представила ФИО1 коммерческое предложение, согласно которому примерная стоимость поставки и монтажа оборудования для одного <данные изъяты> составит <данные изъяты> рублей, при условии поставки <данные изъяты>. Предложение ФИО3 было одобрено ФИО1, но принято решение об отложении вопроса о поставке <данные изъяты> оборудования до <данные изъяты>, в связи с необходимостью изыскания денежных средств и отсутствием возможности установки оборудования в зимний период времени. После этого, не позднее ДД.ММ.ГГГГФИО1, находясь на территории <данные изъяты>, являясь мэром <адрес>, главой <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты>, желая выполнить работы на объекте строительства «Реконструкция центральной площади <адрес>» в срок, исключения недобросовестных поставщиков, дал указание Свидетель №8 о подготовке и проведении электронного аукциона на поставку <данные изъяты> оборудования и использовать техническое задание на основании представленных ФИО3 данных. ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела муниципальных заказов <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты>Свидетель №1, действовавшим по поручению Свидетель №8, от имени заказчика - исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района <данные изъяты> опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на приобретение оборудования для <данные изъяты> на центральной площади <адрес> на сумму не более <данные изъяты> рублей, сформированное на основании технического задания и спецификации оборудования, представленного ФИО3 При этом, Свидетель №1 сообщил ФИО3 о дате и обстоятельствах проведения аукциона. ДД.ММ.ГГГГ по результатам итогового открытого аукциона, проведенного в электронной форме, комиссией выбран поставщик <данные изъяты> оборудования ООО <данные изъяты> предложившее минимальную стоимость контракта в сумме <данные изъяты>. Затем, ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес><данные изъяты>, руководителем исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района <данные изъяты>Свидетель №3 по указанию ФИО1, а также по указанию Свидетель №8, который действовал по поручению и согласованно с ФИО1, подписаны муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ за № на поставку оборудования для <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>, а также без фактической поставки оборудования акт приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ№ и товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании указанных документов, подписанных Свидетель №3, отделом № Управления федерального казначейства по <адрес> (Финансовая палата (Исполком <адрес>) на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ООО <данные изъяты>№, открытый ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «<данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, перечислены денежные средства в размере <данные изъяты>. ФИО1, поручая Свидетель №3 подписать указанные документы, надлежащим образом факт поставки оборудования не проверил, не обеспечил исполнение условий контракта, что повлекло без фактической поставки оборудования, в нарушение статьи 94 от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», произвести оплату ООО <данные изъяты> При этом ФИО1 имел реальную возможность для надлежащего исполнения своих должностных полномочий. ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела муниципальных заказов <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты>Свидетель №1, действовавшим по указанию Свидетель №8, от имени заказчика - исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района <данные изъяты> опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на приобретение напорного гидродинамического устройства для исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района <данные изъяты>, сформированное на основании технического задания и спецификации оборудования, представленного ФИО3 на сумму не превышающей <данные изъяты>. При этом Свидетель №1 сообщил ФИО3 о дате и обстоятельствах проведения аукциона. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения итогового открытого аукциона в электронной форме комиссией выбран поставщик фонтанного оборудования ООО <данные изъяты>», предложившее минимальную стоимость контракта в сумме <данные изъяты>. Далее, в <данные изъяты> на территории <адрес><данные изъяты> и.о. руководителя исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района Республики Татарстан Свидетель №2 по указанию ФИО1, а также по указанию Свидетель №8, который действовал по поручению ФИО1, подписаны муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ за № на приобретение напорного гидродинамического устройства на сумму <данные изъяты>, а также без фактической поставки оборудования акт приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ№ и товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании указанных документов, подписанных Свидетель №2 отделом № Управления федерального казначейства по <адрес> (Финансовая палата (Исполком <адрес>) на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ООО «<данные изъяты>№, открытый ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «<данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты>. ФИО1, поручая подписать указанные документы, надлежащим образом факт поставки оборудования не проверил, не обеспечил исполнение условий контракта, что повлекло без фактической поставки оборудования, в нарушение статьи 94 от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», произвести оплату ООО <данные изъяты>». При этом ФИО1 имел реальную возможность для надлежащего исполнения своих должностных полномочий. Однако, оборудование по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за № на сумму 1 <данные изъяты> и муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за № на сумму <данные изъяты> не поставлено, денежные средства в бюджет не взысканы. В результате действий ФИО1 бюджету исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района <данные изъяты> причинен имущественный вред в размере <данные изъяты>, то есть в крупном размере. Таким образом, ФИО1 не были надлежащим образом использованы возложенные на него полномочия статей 1, 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; статей 41, 42, 43, 48 Устава муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> принятым решением № XXIII сессии Совета <данные изъяты> муниципального района второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ; статей 44, 46, 47, 51 Устава муниципального образования <адрес> муниципального района <данные изъяты>, принятым решением <данные изъяты> городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ. В результате вышеуказанных преступных бездействий ФИО1 существенно нарушены права и законные интересы граждан и организаций, выразившиеся в лишении их законной победы в конкурсе; общества в виде нарушения общественных отношений, регламентированных статьей 34 Конституции РФ, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; государства в виде подрыва авторитета органа государственной власти и государства в целом; причинения ущерба государству на общую сумму <данные изъяты>. При этом, ФИО1 не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействий) в виде причинения крупного ущерба бюджету и существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Органами предварительного расследования действия ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 293 УК РФ (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 162-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ) - халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. В судебном заседании подсудимый ФИО1 просил прекратить уголовное дело по его обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с истечением сроков давности, пояснив, что он вину признает, ему понятно, что прекращение уголовного дела по данному основанию не является реабилитирующим. Также поддержал ходатайство об отмене ареста на имущество Защитник – адвокат ФИО11 в судебном заседании просил о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодека Российской Федерации, в связи с истечением сроков давности. Ходатайства об отмене ареста на имущество также поддержал. Государственный обвинитель ФИО4 в судебном заседании не возражала против прекращения уголовного дела в отношении ФИО1 в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Ходатайства о снятии ареста с имущества просила разрешить в соответствии с требованиями закона. Выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года. В силу части 2 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное данным Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы. Согласно части 2 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которого обвиняется ФИО1, относится к категории преступлений небольшой тяжести. Из материалов дела следует, что в <данные изъяты> руководителем исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района <данные изъяты>Свидетель №3 по указанию ФИО1, а также по указанию Свидетель №8 и согласованно с ФИО1 подписаны муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ за № на поставку оборудования для <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>, а также без фактической поставки оборудования акт приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ№ и товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ№. А в ДД.ММ.ГГГГ года и.о. руководителя исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района Республики Татарстан Свидетель №2 по указанию ФИО1, а также по указанию Свидетель №8, действовавшего по поручению ФИО1, подписаны муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ за № на приобретение напорного гидродинамического устройства на сумму <данные изъяты>, а также без фактической поставки оборудования акт приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ№ и товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании данных документов ООО «<данные изъяты>» произведена оплата. На основании пункта 2 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 6 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по истечении сроков давности уголовного преследования. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», а также исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2133-О, обязательным условием освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в форме прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, является согласие на это лица, совершившего преступление, при отсутствии которого производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также учитывая, что на момент рассмотрения настоящего уголовного дела истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности по части 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, подсудимый ФИО1 выразил согласие на прекращение уголовного дела, ему разъяснено, что прекращение уголовного дела, в связи с истечением сроков давности не является реабилитирующим основанием, однако ФИО1 настаивает на прекращении уголовного дела по данному основанию, суд приходит к выводу, что уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, подлежит прекращению. Постановлением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ наложен арест на имущество: <данные изъяты>. Суд считает необходимым данные обеспечительные меры отменить. Судьба вещественных доказательств подлежит разрешению в порядке статьи 81 УПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 24, пункта 1 статьи 254, статьи 256 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд П О С Т А Н О В И Л : уголовное дело в отношении ФИО2 ФИО27, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №162-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ№ФЗ) на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прекратить в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении ФИО2 ФИО28. отменить после вступления постановления в законную силу. Отменить обеспечительные меры в виде наложения ареста по постановлению <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Вещественные доказательства: <данные изъяты> Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его провозглашения. Председательствующий: подпись. Копия верна. Судья Сафина З.М. Постановление вступило в законную силу: «___»_________ 2021 года. Судья Сафина З.М. |