ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-137/2018 от 28.03.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 1-137/2018

Следственный № 11711300001000018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 28 марта 2018 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Лычковой Н.Г.,

при секретаре Гвоздковой П.Ю.,

с участием: государственных обвинителей-Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Новицкого М.А., помощника Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Цибульского Д.С.,

подсудимого Лоткова А.А.,

защитников: адвокатов Прохорова С.В., представившего удостоверение № 229 и ордер № 005129 от 14 марта 2018 года, Зайцевой Е.А., представившей удостоверение № 252 и ордер № 019242 от 27 марта 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Лоткова <данные изъяты>

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ,

установил:

Лотков совершил незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства, с использованием своего служебного положения, и причинившее особо крупный ущерб, при следующих обстоятельствах.

Согласно судовой роли судна «СП-101» с 15 июня 2017 года Лотков состоит в должности капитана иностранного судна «СП-101» (идентификационный номер ИМО 8007690, зарегистрировано в Управлении по Морским Делам Международного Судового Регистра Республики Того, разрешено плавание под флагом Республики Того), которое в соответствии с данными, внесёнными в Международный судовой регистр Республики Того, принадлежит на праве собственности иностранной компании «ЭсПи Лайн Ко. ЭлТэДи», адрес: Траст Кампани комплекс, Аджелтейк роуд, остров Аджелтейк, Маджуро, Маршалловы острова.

В соответствии со ст. ст. 61 и 67 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ, согласно которым на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу; распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами; капитан судна имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна, обладая продолжительным опытом работы в должностях командного состава на судах рыбопромыслового флота, достоверно осознавая, что в соответствии со ст. ст. 56, 58, 61, 62 и 77 Конвенции по морскому праву (Монтего-Бэй, 10 декабря 1982 года) прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, имеет юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях Конвенции ООН, в отношении защиты и сохранения морской среды, другие права и обязанности, предусмотренные в Конвенции ООН; прибрежное государство, с учётом имеющихся у него наиболее достоверных научных данных, обеспечивает путём надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации; передача статистических данных об уловах и промысловом усилии и других данных, относящихся к сохранению рыбных запасов, и обмен ими осуществляется на регулярной основе через компетентные международные организации, будь то субрегиональные, региональные или всемирные, в зависимости от обстоятельств, и с участием всех заинтересованных государств, включая государства, гражданам которых разрешено вести рыбный промысел в исключительной экономической зоне; граждане других государств, ведущие рыбный промысел в исключительной экономической зоне, соблюдают меры по сохранению и другие положения и условия, установленные в законах и правилах данного прибрежного государства, эти законы и правила должны быть совместимы с Конвенцией ООН и могут касаться, в том числе лицензирования рыбаков, рыболовных судов и оборудования, регулирования сезонов и районов рыбного промысла, видов, размеров и количества орудий лова, а также типов, размеров и количества рыболовных судов, которые могут быть использованы, определения информации, требуемой от рыболовных судов, включая статистические данные об уловах и промысловом усилии, а также сообщения о местонахождении судна, размещения прибрежным государством наблюдателей или стажеров на борту таких судов, выгрузки такими судами всего или какой-либо части улова в портах прибрежного государства, процедур обеспечения выполнения; прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов, которые включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами, то есть обязательным условием осуществления разработки природных ресурсов континентального шельфа РФ с использованием промыслового судна является соблюдение требований в области охраны окружающей среды, правил рыболовства и ограничений рыболовства, установленных законодательством РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для рыбохозяйственного бассейна, в том числе:

- ст.ст. 1, 2, 11, 16, 19, 43.1 и 52 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, согласно которым рыболовством признаётся деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных случаях по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; промышленным рыболовством признаётся предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов; одними из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов являются учёт значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы; приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; определение объёма добычи (вылова) водных биоресурсов с учётом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ; рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, запрещается осуществлять иностранным лицам и указанным в ч. 3 ст. 16 названного закона лицам с судов, принадлежащих иностранным лицам, если иное не предусмотрено названным законом и другими федеральными законами; промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота; для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля; технические средства контроля в обязательном порядке устанавливаются на осуществляющие рыболовство самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн; порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства; уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, и произведённая из них рыбная и иная продукция подлежат доставке в морские порты РФ или в случаях и порядке, определяемых Правительством РФ, в иные места доставки; уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определённых Правительством РФ районах, и произведённая из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством РФ; правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов; правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность; лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ;

- ст.ст. 4, 12, 33, 40, 55 и 56 ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ, согласно которым животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью; РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормами международного права; одним из основных принципов в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания является обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира; объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным ФЗ «О животном мире» и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов; пользователи животным миром обязаны осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром, соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром, применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ, осуществлять учёт и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ; юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесённый ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учётом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды;

- п.п. 1, 3, 8, 9, 9.2, 9.3, 9.5, 9.6, 9.9, 10.1, 11.2, 11.3, 11.4 и 95 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утверждённых приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2013 года № 385, согласно которым Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства) регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и их общинам, осуществляющих рыболовство во внутренних водах РФ, в том числе во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (далее-пользователи), Правила рыболовства, в том числе регламентируют добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) в целях осуществления промышленного рыболовства, устанавливают в частности требования к сохранению водных биоресурсов, включая обязанности пользователей, перечень документов, необходимых пользователям, требования к пользователям; право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает на основании договоров и решений, установленных ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, обеспечивают раздельный учёт улова и приёмки уловов водных биоресурсов по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов, орудий добычи (вылова) и мест добычи (вылова) (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, квадрат) в промысловом журнале и других отчётных документах, выполнение Порядка оснащения судов техническими средствами контроля, утверждённого приказом Росрыболовства от 14 июля 2008 года № 50, а также временного положения о спутниковом позиционном контроле иностранных рыбопромысловых судов, утверждённого приказом Госкомрыболовства России от 22 ноября 1999 года № 330, соблюдение международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, располагают оборудованием для взвешивания улова на судне (за исключением беспалубных маломерных судов), а также схемой расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенной судовладельцем, с указанием их размеров и объемов для определения количества улова водных биоресурсов объёмно-весовым способом, зафиксированной информацией промыслово-навигационного компьютера, характеризующей деятельность судна с начала рейса (в случае оснащения судов этим прибором); ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - технологический журнал, а также приёмо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведённой из них рыбной и иной продукции. Промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приёмо-сдаточные документы или их копии, заверенные подписью и/или печатью капитана или лица, ответственного за добычу (вылов), должны храниться в течение года на борту судна или в рыбодобывающей организации; имеют на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля (далее - ТСК), обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна (для судов с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн); капитан судна, оборудованного ТСК ежедневно подаёт в установленном порядке судовые суточные донесения (далее - ССД) о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения), обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи»; капитан судна должен иметь при себе либо на борту судна документ о соответствии ТСК требованиям отраслевой системы мониторинга (для судов с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн), действующие документы об освидетельствовании и классификации, а также регистрации судна, выданные уполномоченными Правительством РФ на то органами или российскими организациями, а также иностранными классификационными обществами, действующими в соответствии с международными соглашениями, в отношении судов, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, документ о соответствии (ДСК), подтверждающий соответствие судовладельца требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), а также свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) для судна, выданные в определяемом Минсельхозом России порядке; при осуществлении рыболовства запрещается принимать (сдавать), иметь на борту судна уловы водных биоресурсов (либо рыбную или иную продукцию из них) одного вида под названием другого вида или без указания в промысловом журнале или технологическом журнале видового состава улова, принимать (сдавать) уловы без их взвешивания или определения количества улова водных биоресурсов объёмно-весовым методом и/или способом поштучного пересчёта с последующим пересчётом на средний вес водных биоресурсов, допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (за исключением серого морского ежа, анадары, мерценарии Стимпсона и спизулы), находящейся на борту, в пределах 5 % в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловый журнал, технологический журнал и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов, запрещается иметь на борту судов и плавучих средств, на рыбопромысловых участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приёмо-сдаточных документах; пользователи, осуществляющие добычу (вылов) водных биоресурсов, виновные в нарушении Правил рыболовства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ;

- ст.ст. 1, 4, 5, 6, 7, 12.2, 12.4 и 40 ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ, согласно которым внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря; внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ; природными ресурсами исключительной экономической зоны признаются водные биологические ресурсы и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах; водными биологическими ресурсами (живыми ресурсами) исключительной экономической зоны (далее - водные биоресурсы) признаются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется ФЗ «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ; Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны, другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами РФ; Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» и международными договорами РФ; в исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полётов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, при этом указанные свободы осуществляются при условии соблюдения ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» и международных договоров РФ, а также при условии обеспечения защиты и сохранения окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны; в компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят установление порядка выдачи деклараций об уловах водных биоресурсов, выловленных (добытых) российскими и иностранными судами в исключительной экономической зоне, а также о произведённой из этих ресурсов продукции; установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов; установление ограничений рыболовства; разработка и внедрение системы наблюдения и контроля за рыболовством в исключительной экономической зоне, в том числе с использованием космических средств связи и радионавигации; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, защита и охрана морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов с привлечением органов государственной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью; установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из неё, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий; обеспечение совместно с органами государственной власти субъектов РФ выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономической зоны, защиту и сохранение ее морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов, пресечение нарушений ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» и международных договоров РФ и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий; иные полномочия, предусмотренные ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» и другими федеральными законами; промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне осуществляется гражданами РФ и российскими юридическими лицами, у которых в установленном порядке возникло право на добычу (вылов) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне; иностранные граждане и иностранные юридические лица осуществляют промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне в соответствии с международными договорами РФ; лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приёмку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов и обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством РФ требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов; обеспечивать беспрепятственный доступ на судно должностных лиц органов охраны; представлять беспрепятственно и бесплатно отчётные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биоресурсов, об уловах водных биоресурсов, в том числе сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, о количестве, качестве и видах выгруженных или погруженных в иностранных портах уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, в федеральные органы исполнительной власти, определённые соответственно Президентом РФ, Правительством РФ; вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ; иностранные суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, также обязаны представлять в федеральные органы исполнительной власти, определённые соответственно Президентом РФ, Правительством РФ, по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешённого рыболовства и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе; ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при осуществлении рыболовства или при приемке уловов водных биоресурсов с других судов; осуществлять рыболовство только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем; представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства; российским судам и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами запрещается осуществлять не предусмотренные решениями органов государственной власти и договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениями на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов; погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны; лица, виновные в нарушении ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ», несут ответственность в соответствии с законодательством РФ; привлечение к ответственности за нарушение ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения нанесенного ущерба в порядке, установленном законодательством РФ;

- ст.ст. 4, 5, 6, 14.2 и 14.4 ФЗ «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ, согласно которым к природным ресурсам континентального шельфа, в том числе относятся живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - водные биоресурсы); Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации, также осуществляет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права; в компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и водных биоресурсов и их охрана, установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, установление ограничений рыболовства, установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование природными ресурсами континентального шельфа, обеспечение выполнения мероприятий, направленных на охрану континентального шельфа, его минеральных и водных биоресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров РФ, и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий; промышленное рыболовство на континентальном шельфе осуществляется гражданами РФ и российскими юридическими лицами, у которых в установленном порядке возникло право на добычу (вылов) водных биоресурсов на континентальном шельфе; иностранные граждане и иностранные юридические лица осуществляют промышленное рыболовство на континентальном шельфе в соответствии с международными договорами РФ; лица, осуществляющие рыболовство на континентальном шельфе, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приёмку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, эти же лица обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством РФ требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов, обеспечивать беспрепятственный доступ на судно должностных лиц органов охраны, представлять беспрепятственно и бесплатно отчётные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биоресурсов, об уловах водных биоресурсов, в том числе сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, о количестве, качестве и видах выгруженных или погруженных в иностранных портах уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом РФ, Правительством РФ, вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ; иностранные суда, осуществляющие рыболовство на континентальном шельфе, также обязаны представлять в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом РФ, Правительством РФ, по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного рыболовства и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе, ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при осуществлении рыболовства или при приёмке уловов водных биоресурсов с других судов, осуществлять рыболовство только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем, представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства; российским судам и иностранным судам на континентальном шельфе и за его пределами запрещается осуществлять не предусмотренные решениями органов государственной власти и договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениями на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов; погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны;

- п.п. 1 и 7 Постановления Правительства РФ «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов» от 26 февраля 1999 года № 226, согласно которым постановлено на основе использования космических средств и информационных технологий создать отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов - российских и иностранных судов, ведущих промысел (поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приёмку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами) и морские ресурсные исследования во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях, а также российских судов, осуществляющих промысел водных биологических ресурсов и морские ресурсные исследования в открытой части Мирового океана и в экономических зонах иностранных государств; производить аннулирование разрешений, выданных судам на ведение промысла водных биологических ресурсов, лишение прав (квот) на пользование водными биологическими ресурсами сроком до 2 лет в отношении российских и иностранных судов, указанных в п. 1 названного Постановления, в случае отсутствия на борту судна технических средств контроля, отсутствия информации о местоположении судна, объеме находящихся на борту водных биологических ресурсов и продукции морского рыбного промысла, других касающихся рыболовства данных, которая должна передаваться в региональные центры отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, при наличии на борту судна технических средств контроля;

- ст.ст. 2.2, 2.3, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6 и 4.7 «Временного положения о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов», утверждённого приказом Госкомрыболовства РФ от 22 ноября 1999 года № 330, согласно которым данный нормативный правовой акт распространяется на все иностранные промысловые суда, ведущие промысел водных биологических ресурсов и морские ресурсные исследования в морских водах РФ (далее по тексту - суда); капитан судна с помощью любого средства связи (ТСК, радио, телефакс или телекс) не позднее чем за 72 часа до входа в морские воды РФ направляет в РЦМ сообщение о входе в соответствии с форматом, рекомендованным РЦМ; капитан судна обеспечивает постоянное нахождение ТСК во включенном состоянии, начиная с момента подачи сообщения о намерении войти в морские воды РФ (п. 4.1) и кончая 6-ти часовым периодом после выхода из морских вод РФ; в случае прекращения работы ТСК из-за технической неисправности или по другим причинам капитан судна прекращает промысел, докладывает о причинах неисправности и сроках ее устранения в РЦМ и органы рыбоохраны и запрашивает органы рыбоохраны о возможности продолжения промысла; в случае прекращения работы ТСК капитан судна обеспечивает передачу сообщений о текущих позициях судна в формате рекомендованном РЦМ, начиная с 12.00 UTC через каждые 6 часов с помощью других средств связи (радио, телефакс или телекс); в случае невозможности восстановления работоспособности ТСК в течение 10 дней судно следует в российский порт для устранения неисправности или замены оборудования, либо покидает морские воды РФ; капитан судна не позднее чем за 8 часов до выхода судна из морских вод РФ, используя любые средства связи (ТСК, радио, телефакс или телекс), передает в РЦМ сообщение о выходе в формате, рекомендованном РЦМ; выполнение п. 4.2 названного Временного положения не освобождает капитана иностранного судна от передачи сообщений о результатах промысловой деятельности судна и от выполнения других обязанностей, установленных правилами рыболовства в морских водах РФ,

Лотков, являясь капитаном иностранного промыслового судна «СП-101», которому не представлено право плавания под Государственным флагом РФ, в Компании, не зарегистрированной в РФ в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в период с 22 часов 30 минут 9 июля 2017 года по 12 часов 10 июля 2017 года (время камчатское), находясь в Западно-Беринговоморской промысловой зоне (6101) Берингова моря исключительной экономической зоне РФ в примерных координатах 61 градус 28 минут Северной Широты и 175 градусов 10 минут Восточной Долготы (точные дата, время и место не установлены), действуя умышленно, в целях извлечения материальных выгод и преимуществ для себя и других лиц - членов экипажа судна «СП-101» в виде заработка за счёт незаконных добычи (вылова) водных биологических ресурсов и их дальнейшей реализации, с использованием служебного положения капитана судна и технически исправного, надлежащим образом оснащённого навигационными приборами, промысловым оборудованием самоходного транспортного плавающего средства - судна «СП-101», в нарушение вышеуказанных требований международных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов РФ, регулирующих порядок ведения промышленного рыболовства, при отсутствии на борту судна технических средств контроля и акта соответствия технических средств контроля, не имея на борту судна судового, промыслового журналов, журнала судовых суточных донесений и, соответственно, не внося в них сведения о промысловой деятельности судна, не подавая в контролирующие органы судовые суточные донесения о промысловой деятельности судна, не располагая схемой расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенной судовладельцем, с указанием их размеров и объёмов, не имея разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не информируя контролирующие органы о местонахождении судна, организовал и лично руководил незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов - живого синего краба в количестве 5 361 особи, которые поместил в трюма судна «СП-101», где хранил и транспортировал с использованием производственного оборудования судна вплоть до момента пресечения его противоправной деятельности сотрудниками ПУ ФСБ России по восточному арктическому району в 03 часа 11 июля 2017 года в координатах 61 градус 31 минута Северной Широты и 174 градуса 55 минут Восточной Долготы.

Таким образом Лотков, с использованием своего служебного положения капитана судна и самоходного транспортного плавающего средства - судна «СП-101», осуществил при вышеуказанных обстоятельствах незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а именно живого синего краба в количестве 5 361 особи, чем причинил особо крупный ущерб водным биологическим ресурсам континентального шельфа РФ в размере 2 238 635 рублей.

Органами предварительного следствия действия Лоткова квалифицированы по ч. 3 ст. 256 УК РФ - незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства, лицом, с использованием своего служебного положения, и причинившее особо крупный ущерб.

В судебном заседании от подсудимого и его защитника Зайцевой поступило ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Лоткова с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии со ст. 25.1 УПК РФ, поскольку последний впервые привлекается к уголовной ответственности за совершение преступления средней тяжести, причинённый преступлением ущерб в размере 2 238 635 рублей полностью возмещён.

Подсудимый Лотков заявил, что согласен на прекращение уголовного дела с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, так как он впервые привлекается к уголовной ответственности за совершение преступления средней тяжести, причинённый преступлением ущерб в размере 2 238 635 рублей полностью возместил. Последствия прекращения уголовного дела ему ясны и понятны.

Государственный обвинитель не возражал против прекращения уголовного дела в отношении Лоткова по ст. 25.1 УПК РФ, поскольку условия прекращения уголовного дела по данному основанию полностью соблюдены.

В соответствии со ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причинённый преступлением вред.

Согласно ст. 25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причинённый преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что выдвинутое в отношении Лоткова обвинение по ч. 3 ст. 256 УК РФ обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, и в материалах уголовного дела содержатся достаточно сведений, позволяющих суду принять итоговое решение о прекращении уголовного дела и назначении подсудимому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Согласно ч. 3 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 256 УК РФ, в совершении которого обвиняется Лотков, относится к категории средней тяжести.

Лотков не судим (л.д. 170), вред, причинённый охраняемым законом интересам государства в виде экологического ущерба водным биологическим ресурсам континентального шельфа РФ, полностью возмещён. Преступление, инкриминируемое подсудимому, относится к категории преступлений средней тяжести, что является одним из оснований к прекращению уголовного дела. Возражений со стороны защиты и стороны обвинения не поступило, подсудимый согласен на прекращение уголовного преследования по указанному основанию.

Размер штрафа суд определяет с учётом тяжести совершённого преступления, имущественного положения Лоткова и его семьи, а также с учётом возможности получения им заработной платы или иного дохода.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Лоткову, с учётом данных о его личности, а также тяжести совершённого преступления, до вступления постановления в законную силу оставить прежней (т. 2 л.д. 211, 212).

При рассмотрении заявленного Камчатским межрайонным природоохранным прокурором иска о взыскании с Лоткова в счёт возмещения ущерба, причинённого объектам животного мира РФ, 2 238 635 рублей в доход федерального бюджета, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении, в связи с выплатой подсудимым указанной денежной суммы в добровольном порядке (т. 2 л.д. 118-120).

Вещественные доказательства - 160 конических крабовых ловушек, находящихся у генерального директора <данные изъяты>ФИО4 на площадке специального хранения в районе <адрес> в <адрес>, подлежат уничтожению (т. 2 л.д. 75, 78).

Вопрос о вещественном доказательстве - судне «СП-101» (порт прописки - Ломе; флаг - Того; ИМО 8007690, длина 55 м, ширина 8 м, высота борта 4 м) со всеми техническим и иным оборудованием, двигательной установкой, разрешён постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда от 18 сентября 2017 года.

Арест, наложенный на денежные средства Лоткова, находящиеся на счёте в дополнительном офисе № 8558/0125 ПАО Сбербанк, в размерах 200 000 рублей и 1 240 010 рублей подлежит отмене, поскольку причинённый преступлением материальный ущерб возмещён Лотковым в полном объёме (т. 3 л.д. 125, 136).

Процессуальные издержки в виде сумм, израсходованных на оплату услуг переводчика агентства «Мир перевода» ИП Баранкова И.В. в сумме 9 600 рублей (т. 3 л.д. 174), на проведение биологической экспертизы ФГБНУ «КамчатНИРО» в размере 38 291 рубля (т. 3 л.д. 177), на оплату услуг по хранению вещественных доказательств в сумме 1 016 рублей 36 копеек (т. 3 л.д. 178), подлежат возмещению за счёт средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 76.2 УК РФ, ст.ст. 25.1, ст. 256 УПК РФ, суд

постановил:

прекратить уголовное дело № 1-137/2018 и уголовное преследование по уголовному делу в отношении Лоткова Андрея Александровича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ, на основании ст. 25.1 УПК РФ, в соответствии со ст. 76.2 УК РФ Лоткова А.А. от уголовной ответственности освободить.

Назначить Лоткову А.А. меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 70 000 рублей.

Лоткову А.А. назначенный судебный штраф оплатить в течение 10 суток после вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: р/с , БИК 043002001, ИНН 4101092326, КПП 410101001 (получатель - УФК по Камчатскому краю.

Разъяснить Лоткову А.А., что в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса РФ. Также разъяснить необходимость представления сведений об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения, по вступлении постановления в законную силу - отменить.

Производство по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора о взыскании с Лоткова А.А. 2 238 635рублей - прекратить.

Вещественные доказательства по вступлении постановления в законную силу:

- 160 конических крабовых ловушек, находящихся у генерального директора <данные изъяты>ФИО4 на площадке специального хранения в районе <адрес> в <адрес>, - уничтожить.

Арест, наложенный на денежные средства Лоткова А.А., находящиеся на счёте в дополнительном офисе № 8558/0125 ПАО Сбербанк, в размерах 200 000 рублей и 1 240 010 рублей, - отменить.

Процессуальные издержки в размере 48 907 рублей 36 копеек возместить за счёт средств бюджета РФ. Лоткова А.А. от уплаты процессуальных издержек освободить.

Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Н.Г. Лычкова