ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-144/2021 от 30.08.2021 Касимовского районного суда (Рязанская область)

№ 1-144/2021

УИД 62RS0010-01-2021-000968-45

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Касимов 30 августа 2021 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующей судьи Пивоваровой О.В.,

при секретаре Двойняковой А.С.,

с участием: государственного обвинителя – старшего помощника Касимовского межрайонного прокурора Рязанской области Косолапова Н.А.,

потерпевшего ТСД,

подсудимого НДС,

его защитника – адвоката Касимовской коллегии адвокатов Адвокатской палаты Рязанской области – Финогеевой А.Е., представившей удостоверение и ордер от 06.08.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

НДС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, холостого, со средним профессиональным образованием, официально нетрудоустроенного, военнообязанного, несудимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

НДС обвиняется в совершении применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, при следующих обстоятельствах:

В соответствии с положениями ч.1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации №3-Ф3 от 07.02.2011 «О полиции» (далее ФЗ «О полиции»), полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с положениями статей 2 и 12 ФЗ «О полиции» деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения.

Сотрудники полиции обязаны: принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия; выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других в общественных местах.

В соответствии с положениями статьи 13 ФЗ «О полиции», полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина.

В соответствии с положениями статьи 18 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 20 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях: для пресечения преступлений и административных правонарушений; для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц; для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

В соответствии с положениями п.п. 1, 2, 3, 4 и 9 части 1 статьи 21 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях: для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; для пресечения преступления или административного правонарушения; для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке.

В соответствии с ч.1 ст. 25 ФЗ «О полиции», сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Согласно п.п.1, 4 ч.3 ст.28 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении своих обязанностей имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, требовать от лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения оставаться на месте до прибытия территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в иное служебное помещение.

В соответствии со ст.ст. 27.1, 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сотрудники полиции в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении наделены полномочиями по доставлению нарушителей общественного порядка в отделы полиции.

Согласно выписки из приказа № 21 л/с от 25 февраля 2020 года, младший сержант полиции ТСД назначен на должность <данные изъяты>) отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции межмуниципального отдела МВД России «Касимовский».

В соответствии с п.п. 17, 18, 33 и 49 раздела III Должностного регламента по должности <данные изъяты>) ОВ ППСП МОМВД России «Касимовский» ТСД, утвержденного 06 апреля 2020 года, он обязан: обеспечивать четкое и полное составление протоколов административных правонарушений в соответствии с требованиями КоАП РФ; пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; по указанию руководства возглавлять патрульный наряд, и принимать все меры, в рамках закона, по выполнению поставленных задач; исполнять иные служебные обязанности, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 10, 11, 12, 13, 14 и 15 раздела II Должностного регламента по должности <данные изъяты>) ОВ ППСП МОМВД России «Касимовский» ТСД, утвержденного 06 апреля 2020 года, он имеет право: применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе подразделения (группы) в случаях и в порядке предусмотренных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции» и другими Федеральными законами; требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать из в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержаний; патрулировать населенные пункты и общественные места; составлять протоколы об административных правонарушениях; реализовывать иные права, предоставленные в соответствии с законодательством российской Федерации.

Таким образом, <данные изъяты>) отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции межмуниципального отдела МВД России «Касимовский» ТСД «далее по тексту полицейский (кинолог)», имеющий специальное звание сержант полиции при исполнении служебных обязанностей сотрудника полиции, является должностным лицом – представителем власти, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

08 мая 2021 года в 13 часов 00 минут <данные изъяты>) ТСД, назначенный на должность приказом начальника межмуниципального отдела министерства внутренних дел Российской Федерации «Касимовский» (далее МОМВД России «Касимовский») от 25 февраля 2020 года № 21 л/с, будучи одетым в форменное обмундирование сотрудника полиции, совместно с <данные изъяты> группы обслуживания (следственно-оперативной группы) дежурной части МОМВД России «Касимовский» сержантом полиции НАВ и <данные изъяты>) ОВ ППСП МОМВД России «Касимовский» младшим сержантом полиции КНА, руководствуясь действующим законодательством, и исполняя служебные обязанности в соответствии со своим должностным регламентом, утвержденным 06 апреля 2020 года, находился при исполнении своих должностных обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с постовой ведомостью расстановки нарядов с 13 часов 00 минут 08 мая 2021 года до 01 часа 00 минут 09 мая 2021 года.

08 мая 2021 года в период времени с 21 часа 00 минут до 21 часа 18 минут 47 секунд, точное время не установлено, НДС совместно с ВЕФ, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, и своим поведением нарушающие общественный порядок были остановлены сотрудниками полиции ТСД, НАВ и КНА на участке местности размерами 10,9x12,4 метров, находящемся между <данные изъяты>», расположенным по адресу: <адрес><данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>.

При разговоре сотрудников полиции ТСД, НАВ и КНА с НДС и ВЕФ было установлено, что у последних имеются явные внешние признаки алкогольного опьянения, в связи с чем НДС и ВЕФ было разъяснено, что они нарушают общественный порядок, находясь в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, и за данное правонарушение предусмотрено административное наказание.

Желая избежать административного наказания за совершенное административное правонарушение, НДС стал себя вести агрессивно и выражаться нецензурной бранью.

В связи с агрессивным поведением НДС<данные изъяты>) ТСД отвел его в сторону, чтобы поговорить, успокоить и разъяснить, в чем заключается его административное правонарушение.

В этот момент, а именно 08 мая 2021 года в период времени с 21 часа 00 минут до 21 часа 18 минут 47 секунд, точное время не установлено, у НДС, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, на вышеуказанном участке местности, недовольного предъявляемыми законными требованиями и действиями <данные изъяты>) ТСД, возник преступный умысел, направленный на применение в отношении последнего насилия, не опасного для жизни и здоровья, в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, по мотиву неприязненного отношения к сотруднику полиции и воспрепятствования его законным требованиям.

Реализуя свой прямой преступный умысел, НДС, будучи в состоянии алкогольного опьянения, умышленно, с целью применения насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти, по мотиву неприязненного отношения к находящемуся возле него <данные изъяты>) ТСД, как к сотруднику полиции и воспрепятствования исполнению им своих должностных обязанностей, 08 мая 2021 года в период времени с 21 часа 00 минут до 21 часа 18 минут 47 секунд, точное время следствием не установлено, находясь на участке местности размерами 10,9x12,4 метров, находящемся между <данные изъяты> расположенным по адресу: <адрес><данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, умышленно нанес ТСД, являющемуся представителем власти и находящегося при исполнении должностных полномочий, один удар головой в область лица, причинив своими умышленными действиями физическую боль и телесное повреждение - кровоподтек в левой скуловой области головы, не причинивший вред здоровью человека.

Потерпевший ТСД в судебном заседании заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении НДС за примирением сторон, пояснив, что подсудимый осознал свои неправомерные действия, перед ним извинился как перед должностным лицом, загладив причиненный преступлением вред, материальный ущерб ему не был причинен, никаких претензий к НДС он не имеет, между ними состоялось примирение.

Подсудимый НДС поддержал заявленное потерпевшим ходатайство, также просил прекратить уголовное дело за примирением сторон, признает, что совершил инкриминируемое ему деяние при обстоятельствах, указанных в обвинительном заключении, раскаивается, в связи с чем принес извинения потерпевшему. Подсудимый заявил, что осознает последствия прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию.

Защитник Финогеева А.Е. просила удовлетворить заявление потерпевшего, указывая на наличие предусмотренных законом оснований для прекращения уголовного дела в отношении НДС за примирением сторон.

Государственный обвинитель Косолапов Н.А. в судебном заседании пояснил, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК РФ, посягает на два охраняемых законом объекта (нарушение порядка функционирования органа государственной власти, а также жизнь и здоровье человека), в связи с чем оснований для прекращения уголовного дела не имеется.

Заслушав стороны, суд находит ходатайство подлежащим удовлетворению, а дело - прекращению по следующим основаниям:

Согласно п.3 ст.254 УПК РФ суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, предусмотренных статьями 25 и 28 настоящего Кодекса.

Согласно ст.25 УПК РФ суд вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, предусмотренных ст.76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Статьей 76 УК РФ предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

В соответствии с ч.3 ст.15 УК РФ преступление, в совершении которого обвиняется НДС, относится к категории преступлений средней тяжести.

Потерпевший ходатайствует о прекращении уголовного дела за примирением сторон, данное ходатайство заявлено им добровольно.

Подсудимый примирился с потерпевшим, загладил в полном объеме причиненный преступлением вред, что подтверждается заявлением потерпевшего и его пояснениями в судебном заседании; согласен на прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию.

НДС не судим, на учете у врачей нарколога и психиатра не состоит, по месту жительства УУП МО МВД России «Касимовский» характеризуется как лицо, спиртными напитками не злоупотребляющее, ранее не судимое. Жалоб со стороны местных жителей <адрес> на поведение НДС не поступало. По месту прохождения военной службы НДС характеризуется исключительно положительно как обладающий твердым характером, целеустремленный, с развитыми нравственными качествами, хорошими организаторскими способностями, с высоким чувством ответственности, пользующийся авторитетом и уважением в коллективе. По предметам боевой подготовки и военно-технической подготовки успевал на «хорошо» и «отлично».

Суд не может согласиться с доводами государственного обвинителя о необходимости отказа в удовлетворении заявления потерпевшего ТСД о прекращении уголовного дела. По смыслу уголовного закона, принесение извинений является одним из способов заглаживания причиненного потерпевшему преступлением вреда. Потерпевшим по ч. 1 ст. 318 УК РФ признан представитель власти, то есть непосредственно то лицо, к которому применено насилие, не опасное для жизни и здоровья. При совершении вышеуказанного преступления действия НДС были направлены в отношении представителя власти в связи с исполнением тем своих должностных обязанностей. Запретов и ограничений для прекращения уголовного дела по мотивам и основаниям, указанным государственным обвинителем, уголовно-процессуальный закон не содержит. Исследовав материалы дела, суд убедился, что нормальное функционирование органа государственной власти восстановлено.

Из положений ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ следует, что примирение между подсудимым и потерпевшим возможно по любым составам преступлений небольшой и средней тяжести, если подсудимый привлекается к уголовной ответственности впервые. Примирение зависит от волеизъявления потерпевшего, а также о договоренности между сторонами о способах заглаживания вреда, причиненного потерпевшему.

Применение положений ст. 76 УК РФ, при наличии указанных в ней условий и оснований, согласно разъяснениям п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" является реализацией принципов справедливости (ст. 6 УК РФ) и гуманизма (ст. 7 УК РФ), то есть направлено на соблюдение норм уголовного закона.

В данном случае условия, установленные законодателем для прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, выполнены.

С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что уголовное дело в отношении НДС подлежит прекращению в связи с примирением сторон на основании ст. 25 УПК РФ. При установлении судом оснований для прекращения уголовного дела по ст. 25 УПК РФ, не имеется условий для прекращения уголовного дела по иным основаниям.

Избранная НДС мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления постановления в законную силу изменению и отмене не подлежит.

Вопрос о судьбе вещественных доказательств суд разрешает в соответствии со ст. 81 УПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 25, 254 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Уголовное дело в отношении НДС, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.318 УК РФ, прекратить по основанию, предусмотренному ст.25 УПК РФ – в связи с примирением сторон.

Меру пресечения НДС – подписку о невыезде и надлежащем поведении – оставить без изменения до вступления постановления в законную силу.

Вещественное доказательство – детализацию абонентских соединений абонентского номера – хранить в уголовном деле.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Рязанского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения с подачей апелляционных жалобы, представления через Касимовский районный суд. В случае подачи апелляционных жалобы, представления НДС вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Судья