ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-160/2021 от 28.09.2021 Красноярского районного суда (Астраханская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

село Красный Яр Астраханской области 28 сентября 2021 года

Красноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Нургалиевой Н.Р.

с участием государственного обвинителя, помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Егорова К.В.

представителя потерпевшего Водолазской А.В.

подсудимой Идылбаевой А.С.к.

защитника, в лице адвоката Филиала «АК Советского района г.Астрахани» Астраханской областной коллегии адвокатов Убушаева П.С., представившего удостоверение № 1010, ордер № 11468 от 15.09.2021;

при секретаре судебного заседания Тарасовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Идылбаевой Асем Сирек-Калиевны, <>

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Органами предварительного расследования Идылбаева А.С.К. обвиняется в том, что она совершила мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных иными нормативными правовыми актами путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное в крупном размере.

Согласно обвинительному заключению, постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013», предусматривающая основные мероприятия «Поддержки реализации мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий», которые предполагают проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

С целью включения в состав участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013» Идылбаева А.С.-К. 20.12.2013 подала заявление в администрацию МО «Красноярский район» Астраханской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 № 858.

В соответствии с ч.26 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 № 858, право на получение социальных выплат имеет молодая семья при соблюдении в совокупности следующих условий:

- работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

- постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

- наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Действие Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013», утвержденной указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 № 858 прекращено с 1.01.2014, в связи с истечением сроков ее реализации. Дальнейшая реализация мероприятий данной программы осуществлялась в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 и на период до 2020».

В соответствии с п.38 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления, с учетом первоочередного предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам. Включенным в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 №858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013».

В соответствии с ч.33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, право на получение социальных выплат имеют граждане Российской Федерации при соблюдении в совокупности следующих условий:

- работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

-постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

-наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.

Так, в ходе реализации указанной Федеральной целевой программы на территории Астраханской области полномочия по начислению денежных средств (социальных выплат), поступивших из бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, а также муниципального бюджета, гражданам, которым полагаются указанные выплаты, осуществляются непосредственно администрациями муниципальных образований, в частности администрацией муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области.

Не позднее 2014 у Идылбаевой А.С.-К., осведомленной о реализации на территории Астраханской области Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020», возник преступный умысел, направленный на хищение путем обмана денежных средств муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области в крупном размере, при получении единовременной социальной выплаты на строительство жилого помещения путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений о месте работы.

С целью реализации преступного умысла, направленного на хищение денежных средств в крупном размере Идылбаева А.С.-К., действуя из корыстных побуждений, осознавая, что основным условием участия в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020», является работа по трудовому договору в агропромышленном комплексе (основное место работы), до 1.04.2014, находясь на территории Астраханской области, обратилась к ранее знакомому индивидуальному предпринимателю, главе крестьянско-фермерского хозяйства (основной вид деятельности рыбоводство), установленному лицу, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела по основаниям п.3 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации, за истечением срока привлечения к уголовной ответственности, с просьбой о ее трудоустройстве в его крестьянское фермерское хозяйство, на что последний ответил согласием. По поручению последнего, установленное лицо, являющееся работником данного крестьянско-фермерского хозяйства, внесло сведения в трудовую книжку ТК-II № 0610041 о принятии Идылбаевой А.С.-К. на должность рабочего рыбовода в крестьянско-фермерское хозяйство, а также составило трудовой договор № 3 от 1.04.2014, в котором установленное лицо, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела по основаниям п.3 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации, за истечением срока привлечения к уголовной ответственности, собственноручно поставило подпись, после чего передало вышеназванные документы, а также их светокопии с оттиском печати указанного КФХ Идылбаевой А.С.-К.

С целью включения в состав участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020» Идылбаева А.С.-К. в период времени с 1.04.2014 до 11.06.2014, более точное дата и время в ходе следствия не установлены, действуя умышленно, реализуя свой преступный умысел, направленный на совершение мошенничества при получении социальных выплат, то есть хищение путем обмана бюджетных денежных средств, распорядителем которых является МО «<адрес>» <адрес>, в крупном размере, находясь в здании администрации МО «<адрес>» <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> Яр, <адрес>, к ранее поданному ею заявлению о включении ее семьи в состав участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013», приобщила заверенные светокопии указанных трудовой книжки ТК-II , трудового договора № 3 от 1.04.2014, содержащие заведомо ложные, недостоверные сведения об основном месте ее работы в сфере агропромышленного комплекса с 1.04.2014, осознавая, что, в случае не предоставления сведений о трудоустройстве в агропромышленном комплексе в сельской местности, она утратит право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения, заведомо зная, что предоставляемые сведения не соответствуют действительности, поскольку в указанный период времени она трудовую деятельность в сельской местности, в частности у индивидуального предпринимателя главы КФХ, установленного лица, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела по основаниям п.3 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации, за истечением срока привлечения к уголовной ответственности, не осуществляла.

По результатам рассмотрения заявления Идылбаевой А.С.-К. в период с 25.08.2014 по 30.09.2014 администрацией муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области с расчетного счета УФК по Астраханской области (отдела градостроительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области), открытого в Управлении Федерального казначейства по Астраханской области, расположенном по адресу: <адрес> Г на расчетный счет Идылбаевой А.С.-К. , открытый в дополнительном офисе Астраханском РФ ОАО «Россельхозбанк», расположенном по адресу: <адрес> Яр, <адрес>, платежными поручениями от 25.08.2014 на сумму 408816 руб.; 28.08.2014 на сумму 296039 руб.; 30.09.2014 на сумму 63 383 руб.; 30.09.2014 на сумму 45 898 руб., перечислены денежные средства в виде единовременной социальной выплаты на строительство жилого помещения в общей сумме 814 136 руб. Полученные денежные средства Идылбаева А.С.-К. похитила, распорядившись ими по своему усмотрению, причинив ущерб федеральному бюджету в сумме 341 937 руб., областному бюджету в сумме 472 199 руб., причинив общий ущерб в крупном размере в сумме 814 136 руб.

Допрошенная в судебном заседании подсудимая Идылбаева А.С.-К. вину признает в полном объеме, в содеянном раскаивается, суду показала, что в 2014 принимала участие в программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Основным условием для участия в указанной программе было трудоустройство в КФХ, в связи с чем, она обратилась с вопросом трудоустройства к своим соседям, Зукеевым, который являлся главой КФХ, по документам он принял ее на работу, фактически в КФХ она не работала. Далее она подала необходимый пакет документов, который одобрили, администрацией МО «<адрес>» <адрес> платежными поручениями ей были перечислены денежные средства в виде единовременной социальной выплаты на строительство жилого помещения в общей сумме 814 136 руб., на которые они покупали стройматериалы, построили домовладение.

Из оглашенных показаний согласно п.1 ч.1 ст.276 УПК Российской Федерации в ходе предварительного расследования Идылбаевой А.С.-К. в качестве подозреваемой (л.д.204, 209 том 1) следует, что примерно в 2012-2013 они с супругом решили принять участие в программе «Молодая семья», для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, однако по данной программе они не прошли и им отказали в постановке на учет, т.к. они проживали в родительском доме, где площадь позволяла совместное проживание.

20.12.2013, собрав необходимый пакет документов, она обратилась с заявлением в администрацию МО «<адрес>» с просьбой включить ее, семью в программу «Социальное развитие села до 2013», заявление было рассмотрено, их семья была включена в указанную программу. На тот период времени она официально работала продавцом в магазине ООО «Айгуль», принадлежащем ФИО4, откуда в марте 2013 уволилась. Через некоторое время узнала, что программа «Социальное развитие села до 2013» окончила свое действие, начала действовать ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020». Основным условием для участия в указанной программе было трудоустройство в КФХ, в связи с чем, примерно в конце марта 2014 она обратилась к своим соседям, Зукеевым, где Зукеев является главой КФХ. Она попросила его помочь с трудоустройством к нему на КФХ, пояснив, что работать может только иногда по мере необходимости, работа необходима для получения льгот для своей семьи. ФИО5 оформил ее к себе на работу, заключив трудовой договор, внес сведения о ее трудоустройстве в ее трудовую книжку. Она фактически не желала у него работать, данные документы ей были необходимы для предоставления в администрацию, чтобы получить социальную выплату по вышеуказанной федеральной программе. После чего, она представила данные документы в администрацию района и в 2014 получила социальную выплату в размере 814136 руб. При этом, не осуществляла трудовой деятельности в сфере агропромышленного комплекса, налоговые отчисления она платила сама за себя, передавая денежные средства ФИО5, заработной платы никогда не получала, просто числилась в вышеуказанном КФХ.

Заявление от 23.12.2013 о включении ее в программу «Социальное развитие села до 2013 написано, подписано ею. Выплату получила в 2014 в сумме 814 136 руб., на которые они построили дом, путем покупки на указанные денежные средства строительных материалов, домовладение строили самостоятельно. За потраченные указанные денежные средства они постоянно отчитывались перед администрацией МО «<адрес>» <адрес>. Сама занималась сбором документов для постановки в очередь по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020», ей сотрудники администрации разъясняли, что для участия в Программе она должна работать в КФХ, и указанная работа должна быть основной работой. Понимала, что, не сообщив информацию о том, что реально не работает в КФХ «Зукеев», предоставив документы по трудоустройству в указанном КФХ, вводила в заблуждение сотрудников администрации МО «<адрес>» <адрес>. Трудовой договор № 3 от 01.04.2014, согласно которому она принята на работу к КФХ «ФИО5», копию которого она приложила к заявлению от 23.12.2013, она подписывала. Вину в том, что подала в администрацию МО «<адрес>» <адрес> ложные сведения о своем трудоустройстве в КФХ «ФИО5» с целью получения социальной выплаты в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020» признает, в содеянном раскаивается.

Из оглашенных показаний согласно п.1 ч.1 ст.276 УПК Российской Федерации в ходе предварительного расследования Идылбаевой А.С.-К. в качестве обвиняемого (л.д.6, 10 том 2) следует, что вину по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ полностью признает, в содеянном раскаивается. Свои показания в качестве подозреваемой, явку с повинной поддерживает в полном объеме. Попросила ФИО5 приехать в администрацию МО «<адрес>», чтобы он, как работодатель, подтвердил ее трудоустройство, с указанным договором ФИО5 не знакомился. Что нашло свое подтверждение и из явки с повинной Идылбаевой А.С.К. (л.д.103 том 1).

Представитель потерпевшего Водолазская А.В., начальник отдела по правовым и кадровым вопросам и противодействию коррупции МО «<адрес>» в судебном заседании показала, что на территории <адрес> в период с 2014 по 2020 реализовывалась Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020». В рамках которой между администрацией МО «<адрес>» и Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности было заключено соглашение, согласно которому последнее осуществляло финансирование Федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020», софинансирование осуществлялось МО «<адрес>». В ходе проведения проверки, касающиеся получения социальной выплаты Идылбаевой А.С.-К. установлено, что подсудимая получила социальную выплату в размере 814136 руб.

Свидетель ФИО5 суду показал, что является главой КФХ с 2011, занимается растениеводством, прудовым рыбоводством, расположено оно на территории МО «Ватаженский сельсовет». Подсудимая является его соседкой, которая в 2014 обратилась к нему с просьбой оформить ее на работу в КФХ, для дальнейшего получения пособий по уходу в декретный отпуск и получения ежемесячных пособий по уходу за ребенком. В связи тем, что они соседи, давно знакомы, он согласился, в апреле 2014 оформил Идылбаеву А.С. рабочим рыбоводом по трудовому договору, где он расписался, поставил печать. В связи с тем, что Идылбаева А.С.-К. фактически не работала у него, однако налоговые отчисления за нее должны были поступать в налоговую службу, он сообщил ей, что необходимо оплачивать за себя налоги, как за работника КФХ, в связи с чем, с апреля 2014 по июль 2014 ежемесячно она приносила денежные средства, которые он перечислял за нее в налоговые органы как за своего работника. Зарплата ее составляла 5554 руб., от указанной суммы производились отчисления. О том, что Идылбаева А.С. с помощью данного трудового договора получила субсидию в рамках программы молодая семья, узнал от сотрудников полиции.

Из оглашенных показаний свидетеля ФИО5 в части, данных в ходе предварительного расследования, согласно ст.281 УПК Российской Федерации (л.д.216, 219 том 1) следует, что 11.06.2014 Идылбаева А.С.-К. попросила его приехать в администрацию МО «<адрес>», как работодателя, подтвердить, что она у него работает. Не знал, что подписал договор, который накладывает обязанности по предоставлению рабочего места Идылбаевой А.С.-К., она не сообщила ему, что указано в этом договоре. О том, что она на основании данного договора получит какие-либо социальные выплаты, ему не было известно. Какой-либо материальной выгоды, подарков от нее не получал, помог ей, так как они соседи.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании дала аналогичные показания свидетеля ФИО5

Свидетель ФИО7, начальник отдела развития сельской территории Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности <адрес> в судебном заседании показал, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 О государственной программе «Устойчивое развитие сельских территорий <адрес> на 2014 — 2017 и на период до 2020» и внесении изменения в распоряжение <адрес> от 4.07.2013 N 306-Пр, начала свое действие с 08.11.2013 Программа, которая предусматривала улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях. В 2014 право получения социальных выплат имели граждане, работающие только в АПК или социальной сфере на сельских территориях. Списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты формируются органами местного самоуправления и в соответствии с Положением, регламентирующим порядок и условия предоставления социальных выплат. После того, как гражданин, изъявивший желание участвовать в программе, обратился в администрацию муниципального образования и представил пакет документов, необходимый для получения социальной выплаты, администрация готовит списки, изъявивших желание лиц, направляет в Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности, где впоследствии отдел развития сельских территорий готовит свидетельство, позволяющее в дальнейшем открыть банковский счет, на который перечисляются выплаты.

В свидетельстве заполняются установочные и паспортные данные, оно передается администрации МО «<адрес>», для дальнейшего их вручения получателям выплат. После получения гражданином указанного свидетельства, он обязан открыть на свое имя банковский счет под конкретную программу, свидетельство хранится в банке до момента закрытия счета, т.е. осуществления социальной выплаты, в дальнейшем данное свидетельство хранится в Министерстве 5 лет, затем уничтожается.

Непосредственным распределением денежных средств (социальных выплат) между гражданами занимается администрация муниципального образования, последняя осуществляет перечисление денежных средств на счета граждан. Исходя из того, что перечисление выплаты Идылбаевой А.С.-К. в 2014 осуществлялось за счет федерального бюджета, средств субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета, собственником средств является администрация МО «<адрес>» ввиду того, что получателями субсидии являются МО <адрес> на основании порядка представления субсидий, утвержденного Постановлением <адрес> от 10.02.2010 N 39-П, от 23.04.2010 N 173-П «Социальное развитие села до 2013». Администрация распределяет денежные средства по счетам получателей социальных выплат и несет ответственность за расходование бюджетных средств, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из показаний свидетеля ФИО8, главного казначея отдела № 6 УФК по <адрес> в судебном заседании следует, что расчетный счет отдела градостроительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации МО «<адрес>» открыт в <адрес>, на котором проводятся операции по расходованию бюджетных денежных средств администрации МО «<адрес>», которые изначально были направлены на счет с целью реализации целевых программ. На указанный счет поступают средства из федерального бюджета, субъекта федерации и местного бюджета. В данном случае получателем денежных средств является администрация МО «<адрес>», которая несет полную ответственность за расходованием денежных средств по документам представленным физическими лицами, соответственно ущерб от совершенного преступления причинен непосредственно администрации МО «<адрес>».

Из показаний свидетеля ФИО17 в судебном заседании следует, что у его супруги в собственности имелся продуктовый магазин «Остановочка» в <адрес>. В августе 2013 он был директором ООО «Айгуль», основным видом деятельности которого являлась розничная продажа вино- водочных изделий. 3.07.2012 в магазин продавцом приняли Идылбаеву А.С., которая работала до конца октября 2014, а затем у нее родился ребенок. По ее просьбе и заявлению он уволил ее, но через несколько дней она снова попросилась поработать продавцом магазина и фактически продолжала работать в магазине в с.Ватажное до сентября 2014. Он производил выплаты ей заработной платы, иные начисления в ФСС и пенсионный фонд.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании показал, что с 2007 по 2019 осуществлял трудовую деятельность в правлении сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации МО «<адрес>». Для участия в программе гражданин должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий администрацией сельского поселения, данный факт подтверждается постановлением (распоряжением). Гражданин подает заявление в администрацию МО о включении его в список участников программы. Данные документы сдаются в УСХиПП, вместе с копиями необходимых документов.

Из личного дела Идылбаевой А.С.-К. о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 следует, что она приложила копии необходимых документов. В 2014 ФЦП «Социальное развитие села до 2013» прекратила свое действие, начала свое действие государственная программа РФ «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020». В связи с тем, что основной пакет документов Идылбаевой А.С.-К. соответствовал новой программе, ей необходимо было только предоставить документы, подтверждающие ее трудоустройство в агропромышленной сфере либо в социальной сфере. Согласно документам она была трудоустроена в КФХ «Зукеев», что давало ей основание на получение социальной выплаты. В соответствии со свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях Идылбаева А.С. получила данные средства в рамках указанной государственной программы РФ. В связи с тем, что Идылбаевой А.С.-К. было одобрено получение социальной выплаты, с ней заключили договор о предоставлении социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома собственными силами участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамка ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020» на сумму 814136 руб. Согласно имеющейся в личном деле Идылбаевой А.С.-К. выписке из «Россельхозбанка», доп.офиса 3349/17/08 Астраханского РФ ОАО «Россельхозбанк», расположенного по в <адрес> Яр, <адрес>, последняя открыла на свое имя специализированный банковский счет, именно, под социальную выплату, на который были перечислены вышеуказанные денежные средства.

Из материалов уголовного дела, а именно, из заявления от 11.06.2021 (л.д.7 том 1) следует, что начальник Управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации МО «<адрес>» просит провести проверку по факту законности получения социальной выплаты в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020» Идылбаевой А.С.-К. Из постановления о предоставлении результатов ОРД от 11.06.2021, от 22.06.2021 (л.д.9, 114 том 1) следует, что результаты ОРД в виде опросов, копии документов из учетного дела Идылбаевой А.С.-К предоставлены органам следствия.

Из заявления Идылбаевой А.С.-К. следует, что она просит включить ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в т.ч. молодых семей, молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «социальное развитие села до 2013».

Из Свидетельств о государственной регистрации права от 25.02.2016 (л.д.14, 16 том 1) следует, что согласно договора аренды от 8.02.2010 на имя Идылбаевой С.Р., 25.06.2009 г.р., Идылбаевой А.Р., 3.10.2014 г.р., Идылбаева Р.М., 9.05.1990 г.р., Идылбаеву А.С.-К. зарегистрирован жилой дом по адресу, <адрес>.

Согласно заявления от 25.08.2014 (л.д.18 том 1) Идылбаева А.С.К. просит перечислись денежные средства с ее счета на счет ФИО13 за приобретение строительных материалов по договору от 16.06.2014 на сумму 408816руб., по договору от 23.06.2014 на сумму 296039руб. (л.д.25 том 1), что нашло свое подтверждение из счет-фактуры, накладных (л.д.28 том 1). Из заявления Идылбаевой А.С.К. (л.д.24 том 1) следует, что она дает согласие на участие в программе, с ее условиями ознакомлена, сообщила, что представленные ею документы для участия в Программе имеют достоверную информацию.

Согласно сведениям ГУП «Сартехинвентаризация» Астраханский филиал, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.37 том 1) были выполнены работы по геодезической съемке объекта недвижимого имущества на земельном участке, расположенного в <адрес>. Далее Идылбаевой А.С.К. выдано разрешение на строительство жилого дома (л.д.41 том 1).

Из трудовой книжки Идылбаева А.С.К. следует, что 3.07.2012 она принята на работу на должность продавца ООО «Айгуль», откуда уволена по собственному желанию 31.03.2014, 1.04.2014 принята на работу КФХ ФИО5 на должность рабочий рыбовод (л.д.64 том 1). Что нашло свое подтверждение из трудового договора № 3 от 1.04.2014 (л.д.66 том 1).

Из договора от 10.06.2014 (л.д.68 том 1) следует, что Идылбаевой А.С.К. предоставлена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома собственными силами участнику мероприятии по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014, 2017, на период до 2020» в размере 814136руб. Из договора от 11.06.2014 (л.д.72 том 1) следует, что Идылбаева А.С.К. использовала социальные выплаты на строительство индивидуального жилого дома собственными силами, как участник мероприятии по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014, 2017, на период до 2020» в размере 814136руб.

Из справки № 237 по результатам исследования документов в отношении Идылбаевой А.С.К. от 16.06.2021 (л.д.93 том 1) следует, что согласно представленных к исследованию документов сумма денежных средств положенных и выплаченных Идылбаевой А.С.К. администрацией МО «Красноярский район» в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014, 2017, на период до 2020» к получению составляет 814136руб., что подтверждается и Списком граждан, получивших социальные выплаты на улучшение жилищных условий, проживающих в сельской местности, в т.ч. молодых семей, молодых специалистов за 2014 (л.д.119 том 1).

Из протокола выемки от 10.03.2021 (л.д.121 том 1) следует, что надлежащим должностным лицом из администрации МО «Красноярский район» изъято учетное дело Идылбаевой А.С.К., которое далее осмотрено, признано в качестве вещественного доказательства по делу. Из протокола осмотра места происшествия от 25.06.2021, фототаблицы к нему (л.д.176 том 1) следует, что предметом осмотра явился офис ОАО «Россельхозбанк», расположенный по адресу, <адрес> Яр, <адрес>.

Из протокола осмотра места происшествия от 25.06.2021, фототаблицы к нему (л.д.184 том 1) следует, что предметом осмотра явилось здание администрации МО «<адрес>» <адрес> расположенное по адресу, <адрес> Яр, <адрес>. Из протокола осмотра места происшествия от 25.06.2021, фототаблицы к нему следует, что предметом осмотра явилось здание Казначейского отдела УФК по <адрес> расположенное по адресу: <адрес> Яр, <адрес> (л.д. 193-194 том 1).

Действия Идылбаевой А.С.К. органами предварительного расследования квалифицированы по ч.3 ст.159.2 УК Российской Федерации, как мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных иными нормативными правовыми актами путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное в крупном размере.

В судебном заседании от подсудимой Идылбаевой А.С.-К. поступило ходатайство о прекращении уголовного дела, в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, указывая, что как следует из описательно-мотивировочной части обвинительного заключения она совершила хищение путем обмана бюджетных денежных средств при получении социальных выплат в период с 1 апреля 2014 по 30 сентября 2014, т.е. совершенное ею преступление было окончено 30 сентября 2014, что указано и в постановлении о привлечении в качестве обвиняемой. Действующим на момент совершения преступления УК Российской Федерации преступление, предусмотренное ч.3 ст.159.2 УК Российской Федерации в соответствии со ст.15 УК Российской Федерации относилось к преступлению средней тяжести. Последствия прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности ей разъяснены и понятны, она понимает, что данное основание не является реабилитирующим.

Защитник ФИО14 в судебном заседании поддерживает заявленное подсудимой ходатайство, просил прекратить в отношении Идылбаевой А.С.К. уголовное дело по вышеуказанным основаниям.

Представитель потерпевшего Водолазская А.В. в судебном заседании оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда, государственный обвинитель, помощник прокурора Егоров К.В. не возражают против прекращения уголовного дела в отношении Идылбаевой А.С.К., в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Суд, выслушав заявленное ходатайство, участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно п.3 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если истекли сроки давности уголовного преследования.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.27 УПК Российской Федерации прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, является основанием для прекращения уголовного преследования в отношении, подозреваемого или обвиняемого. Как следует из ч.2 ст.27 УПК Российской Федерации, прекращение уголовного дела по основанию, указанному в п.3 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает.

Согласно п. "б" ч. 1 ст.78 УК Российской Федерации лицо освобождается от уголовной ответственности по истечении шести лет со дня совершения преступления средней тяжести.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности", в случае, если во время судебного разбирательства будет установлено обстоятельство, указанное в пункте 3 части 1 статьи 24 УПК Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных статьями 25, 25.1, 28 и 28.1 УПК Российской Федерации, суд прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование только при условии согласия на это подсудимого. При этом не имеет значения, в какой момент производства по делу истекли сроки давности уголовного преследования.

Как следует из обвинительного заключения, инкриминируемые органами Идылбаевой А.С.К. действия в период с 1.04.2014 по 30.09.2014 квалифицированы органами следствия по ч.3 ст. 159.2 УК Российской Федерации, как мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных иными нормативными правовыми актами путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное в крупном размере, то есть в период действия ч.3 ст.159.2 УК Российской Федерации в редакции ФЗ РФ от 29.11.2012 № 207-ФЗ, которое, в соответствии с ч.3 ст.15 УК Российской Федерации, относилось к категории преступлений средней тяжести.

Подсудимая Идылбаева А.С.К. согласна на прекращение дела по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации, заявив данное ходатайство.

Согласно ч.3 ст.78 УК Российской Федерации течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия и суда. Течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки с повинной. Каких-либо сведений о том, что Идылбаева А.С.К. уклонялась от органов предварительного расследования и суда, не имеется.

Учитывая изложенное, поскольку со дня совершения Идылбаевой А.С.К. преступления истекли сроки давности уголовного преследования, предусмотренные ст.78 УК Российской Федерации, и подсудимая не возражает против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным частью 2 ст.27 УПК Российской Федерации, суд считает возможным удовлетворить ходатайство подсудимой Идылбаевой А.С.К. и прекратить уголовное дело в отношении нее. Течение сроков давности применительно к указанному преступлению не приостанавливалось, он истек 30 сентября 2020 года.

Последствия прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности Идылбаевой А.С.К. разъяснены и понятны, она понимает, что данное основание не является реабилитирующим.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Вещественное доказательство по делу, хранить при деле в течение всего срока последнего, согласно ч.1 ст.81 УПК Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1.ст.24, ст.ст.27, 254, 256 УПК Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

- уголовное дело в отношении Идылбаевой Асем Сирек-Калиевны, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации прекратить, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Мера пресечения в отношении Идылбаевой Асем Сирек-Калиевны не избиралась.

Вещественное доказательство по делу, учетное дело Идылбаевой А.С.К., находящееся в камере хранения вещественных доказательств Приволжского МСО СУ СК России по Астраханской области, хранить при деле в течение всего срока хранения последнего.

Постановление может быть обжалован в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

В случае подачи апелляционной жалобы, Идылбаева А.С.К. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем она должна заявить в своей апелляционной жалобе в течение 10 суток со дня вручения ей копии постановления, а также вправе поручать осуществление своей защиты избранному ею защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника. В случае принесения апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих интересы Идылбаевой А.С.К., она вправе подать свои возражения в письменном виде в течении 10 суток со дня вручения ей указанных документов.

Приговор постановлен и отпечатан в совещательной комнате на компьютере.

Судья Н.Р. Нургалиева