ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-165/18 от 06.06.2018 Березовского районного суда (Красноярский край)

№1-165/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П. Березовка 06 июня 2018 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,

с участием помощника прокурора Березовского района Красноярского края Жданова А.К.,

обвиняемого Выволокина К.В.,

защитника – адвоката Красноярской краевой коллегии адвокатов Подборского И.С., представившего ордер от <дата>,

при секретаре Медюк Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело с постановлением следователя по ОВД Красноярского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ ФИО5 о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении

Выволокин К.В., родившегося <дата> в <адрес> Красноярского края, гражданина РФ, с высшим образованием, холостого, работающего дежурным по станции Ачинск-1 Ачинского ДЦС – структурного подразделения Красноярской железной дороги, проживающего по адресу: <адрес>. 15а-6, зарегистрированного по адресу: <адрес>А, не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.263 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Органом предварительного расследования Выволокин К.В. обвиняется в том, что приказом начальника железнодорожной станции Красноярск-Восточный (внеклассной) структурного подразделения Красноярской Дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерною общества «Российские железные дороги» (далее по тексту - <адрес>) -ок от <дата>Выволокин К.В. назначен на должность дежурного по сортировочной горке железнодорожной станции Красноярск-Восточный (внеклассной) структурного подразделения Красноярской Дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее по тексту - ДСПГ).

Согласно п.п. 1.4, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.8, 2.9, 2.11, 2.14, 2.16, 3.1, 4.1 его должностной инструкции (далее по тексту - ДИ), утвержденной <дата> и.о. начальника железнодорожной <адрес>, дежурный по сортировочной горке обеспечивает бесперебойную работу сортировочной горки, координирует и контролирует действия работников смежных служб; руководит работой по роспуску вагонов на сортировочной горке; обеспечивает выполнение работ по расформированию и формированию составов в соответствии с планом формирования поездов, требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в соответствии с техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы станции; обеспечивает выполнение сменного задания по расформированию и формированию составов; устанавливает режим роспуска составов с горки, согласовывает порядок производства маневровых работ со станционным диспетчером и дежурными по железнодорожной станции Красноярск-Восточный на постах ЭЦ-1, ЭЦ-2; контролирует процесс торможения вагонов; обеспечивает подготовку путей сортировочного парка к роспуску составов; организует осаживание и подтягивание вагонов; обеспечивает безопасность производства маневровой работы, сохранность подвижного состава и перевозимых грузов; руководит работой оператора сортировочной горки и другими работниками горочного комплекса, связанными с расформированием-формированием составов на сортировочной горке; обязан соблюдать требования охраны труда, установленные законом и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда; несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим уголовным законодательством Российской Федерации; имеет право давать всем работникам других структурных подразделений обязательные для исполнения указания по вопросам производственной деятельности станции и осуществлять контроль за их исполнением.

В соответствии с п. 34 Приложения Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от <дата> (далее по тексту - ПТЭ) и п. 17 Приложения Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденной Министерством путей и сообщения Российской Федерации <дата> № ЦД-790 (далее по тексту - ИДП) команды на движение локомотива, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава, производящего маневры, должен отдавать только один работник - руководитель маневров, ответственный за правильное их выполнение. Руководитель маневров обязан: точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу; обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в производстве маневров, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы; формировать поезда в точном соответствии с требованиями норм и ПТЭ; организовывать маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, сохранность железнодорожного подвижного состава и груза.

В соответствии с п. 3.6.2 Приложения к Техническо- распорядительного акта станции Красноярск-Восточный - «Инструкция по работе сортировочной горки станции Красноярск-Восточный Красноярской железной дороги», утвержденного <дата> главным инженером Красноярской железной дороги (далее по тексту - Инструкция), ДСПГ обязан следить за первым (со стороны горки) вагоном на пути, по которому дано разрешение на осаживание вагонов. В случае нахождения вагонов на участке пути между предельным столбиком и третьей тормозной позицией, когда создается угроза выхода соединяемого состава за пределы полезной длины пути, ДСПГ обязан прекратить роспуск в пучок, в который входит путь осаживания.

<дата> в соответствии с планом маневровой работы в сортировочном парке «С» железнодорожной станции Красноярск-Восточный по адресу: 662510, Красноярский край, <адрес>, необходимо было произвести расформирование поезда из 66 вагонов груженых углем с 19 пути парка «А». В то же время с сортировочного пути в парк отправления требовалось переставить сформированный состав назначением на станцию Ачинск-1 (далее - Состав ).

<дата> в 23 часа 42 минуты местного времени по команде ДСПГ Выволокин К.В. начато расформирование состава из 66 груженых углем вагонов с 19 пути парка «А».

<дата> в 23 часа 45 минут Выволокин К.В. отдал машинисту маневрового локомотива ТЭМ-18ДМ ФИО6 команду на сцепление вагонов Состава по 32 пути в сторону сортировочной горки, сообщив о выводе стрелок в положение «на выход» и наблюдении за сцепляемыми вагонами. Продублировав команду Выволокин К.В., ФИО6 привёл маневровый Состав в движение в направлении сортировочной горки. На момент дублирования команды Выволокин К.В. рельсовая цепь парковых замедлителей 32 сортировочного пути показывала свободность.

<дата> в 23 часа 47 минут после сцепления всех вагонов и продолжения движения маневрового Состава в сторону сортировочной горки рельсовая цепь парковых замедлителей показала занятость, что указывало Выволокин К.В. о движении вагонов Состава в сторону сортировочной горки, в это же время ДСПГ Выволокин К.В., находясь в здании Электрической централизации-2 <адрес> (далее - ЭЦ-2) по адресу: 662510, Красноярский край, <адрес>, являясь руководителем маневровых работ, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать правила безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта, осознавая нарушение им правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, действуя неосторожно, легкомысленно, предвидя возможность наступления общественно - опасных последствий в результате нарушения им правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая, что боковое столкновение отцепов из полувагонов, следовавших с горки на 35 путь сортировочного парка с Составом не наступит, в нарушение п.п. 1.4, 1,5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.8, 2.9, 2.11, 2.14, 2.16, 3.1, 4.1 его должностной инструкции, утвержденной <дата> и.о. начальника железнодорожной станции Красноярск- Восточный, п. 34 ПТЭ, п. 17 ИДП, п. 3.6.2 Инструкции, мер к остановке маневрового состава, двигавшегося в сторону сортировочной горки по 32 сортировочному пути, не принял, за первым со стороны горки вагоном на пути, по которому производилось сцепление, не пронаблюдал, при вступлении первого по ходу движения вагона на участок между предельным столбиком и вагонными замедлителями 32 сортировочного пути роспуск отцепов из полувагонов, следовавших с горки на 35 путь сортировочного парка, - не прекратил, <дата> в 23 часа 49 минут 5 отцеп из 12 груженых вагонов направил с сортировочной горки на путь .

В результате непринятия Выволокин К.В. мер к остановке маневрового Состава , двигавшегося в сторону сортировочной горки по 32 сортировочному пути, на разделительной стрелке произошло боковое столкновение первого по ходу движения вагона в составе из 67 порожних вагонов Состава с шестым по ходу движения вагоном 5 отцепа из 12 груженых вагонов.

В результате бокового столкновения вагон сошел двумя колесными парами первой по ходу движения тележки, вагоны и сошли обеими тележками и опрокинулись на бок, вагон сошел двумя колесными парами первой по ходу движения тележки, повреждено 8 устройств фиксации прохождения осей У ФПО-21, расположенных на стрелочном переводе .

Таким образом, осознавая, что в соответствии с ДИ, ПТЭ, ИДП и Инструкцией, он является руководителем маневровых работ, несет ответственность за принимаемые решения, предвидя наступление транспортного происшествия, но легкомысленно, без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение транспортного происшествия, Выволокин К.В. нарушил требования ДИ, ПТЭ, ИДП и Инструкции.

В результате действий Выволокин К.В., не принявшего мер к остановке маневрового Состава , двигавшегося в сторону сортировочной горки по 32 сортировочному пути, не проконтролировавшего первый со стороны горки вагон на пути, по которому производилось сцепление, не прекратившего при вступлении первого по ходу движения вагона на участок между предельным столбиком и вагонными замедлителями 32 сортировочного пути роспуск отцепов из полувагонов, следовавших с горки на 35 путь сортировочного парка, по его вине произошло транспортное происшествие, в результате которого поврежден вагон на сумму 115 936 рублей 70 копеек без учета НДС, вагон на сумму 134 030 рублей 24 копейки без учета НДС, вагон на общую сумму 941 ООО рублей без учета НДС, а всего АО «ФГК» причинен ущерб на общую сумму 1 190 966 рублей 94 копейки без учета НДС, что является крупным ущербом.

Действия Выволокин К.В. органом предварительного расследования квалифицированы по ч. 1 ст. 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 УК РФ, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба.

В ходе предварительного расследования от обвиняемого Выволокин К.В. и его защитника ФИО2 поступило ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Выволокин К.В. на основании ст.25.1 УПК РФ, с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

В связи с этим, следователем по ОВД Красноярского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ ФИО5 возбуждено перед судом ходатайство о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении обвиняемого Выволокин К.В., с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

В судебном заседании Выволокин К.В. вину в инкриминируемом преступлении признал в полном объеме, поддержал ходатайство о прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Последствия прекращения уголовного дела по указанному основанию ему разъяснены и понятны. Суду пояснил, что он принес извинения потерпевшему. Ущерб возместила страховая компания, но впоследствии к нему могут быть предъявлены требования от страховой компании в порядке регресса. Он лично ущерб потерпевшему не возмещал.

Защитник – адвокат ФИО2 поддержал заявленное ходатайство, суду пояснил, что данное ходатайство заявлено в связи с тем, что ущерб возместила страховая компания, которая впоследствии предъявит иск Выволокин К.В. в порядке регресса.

Представитель потерпевшего Потерпевший №1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на прекращение уголовного дела в отношении Выволокин К.В. согласна, претензий к обвиняемому не имеет.

Прокурор возражал против прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении Выволокин К.В. с назначением ему судебного штрафа, поскольку ущерб обвиняемый потерпевшему не возмещал, ущерб выплачен страховой компанией.

В силу ст.25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Согласно ст.76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Судом установлено, что Выволокин К.В. обвиняется в совершении впервые преступления, предусмотренного ч.1 ст.263 УК РФ, относящегося к категории небольшой тяжести.

Однако, одним из обязательных условий прекращения уголовного дела и уголовного преследования на основании ст.25.1 УПК РФ в соответствии со ст.76.2 УК РФ является возмещение ущерба или иное заглаживание вреда, причиненного преступлением, лицом, совершившим преступление.

Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено и не отрицалось обвиняемым, что ущерб потерпевшему возместила страховая компания, с которой у потерпевшего был заключен договор страхования. При этом, сам Выволокин К.В. никаких мер к возмещению ущерба и ли иному заглаживанию вреда не предпринимал.

Принесение извинений потерпевшему не может расцениваться в качестве заглаживания вреда при отсутствии принятия иных мер к возмещению материального ущерба.

Последующее право страховой компании взыскать с Выволокин К.В. выплаченное страховое возмещение в порядке регресса также не может быть расценено как возмещение ущерба, так как предъявление такого иска является правом страховой компании, которое она может и не реализовывать, при этом, в настоящее время такого иска к обвиняемому не предъявлено.

В связи с этим, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения уголовного дела и уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера в виде штрафа в отношении Выволокин К.В., в связи с чем, отказывает в удовлетворении ходатайства и возвращает уголовное дело руководителю следственного органа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 446.2 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Отказать следователю по ОВД Красноярского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ ФИО5 в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Выволокин К.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.263 УК РФ.

Возвратить уголовное дело в отношении Выволокин К.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.263 УК РФ, руководителю Красноярского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Березовский районный суд Красноярского края в течение 10 дней.

.

Председательствующий: Е.С.Лапунова