ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-174/12 от 20.12.2012 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 1-174/12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении уголовного дела и уголовного преследования

г. Владивосток 20 декабря 2012 года

Ленинский районный суд г.Владивостока <адрес> в составе председательствующего судьи Николаенко Е.Ю.,

с участием государственных обвинителей заместителя прокурора <адрес> Будаквенко А.А., помощников прокурора <адрес> Мазура М.В., ФИО2, ФИО3 (ранее ФИО4),

потерпевшего ФИО10,

защитников адвоката Мамонтовой А.А., защитников Демичевой Т.П., Довганюка П.М.,

подсудимого ФИО5,

при секретаре Ашуровой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении ФИО5 ФИО17, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, гражданина РФ, имеющего среднее специальное образование, пенсионера, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Органами предварительного следствия ФИО5 обвинялся в том, что ДД.ММ.ГГГГ являясь должностным лицом – директором средней общеобразовательной хореографической школы <данные изъяты>, назначенным на данную должность приказом ректора <данные изъяты> ФИО7 №-К/1 от ДД.ММ.ГГГГ, находясь на втором этаже средней общеобразовательной хореографической школы <данные изъяты>, расположенной по адресу <адрес> в раздевалке для мальчиков, около 16 часов 00 минут, действуя умышленно, с целью совершения действий, явно выходящих за пределы его полномочий, с применением насилия, осознавая общественную опасность своих действий, нанес один удар правой рукой по голове ученику 7 класса ФИО10, причинив последнему физическую боль, нарушив тем самым личную неприкосновенность ФИО10, то есть, нарушив конституционное право предоставляемое ст. 21 Конституции Российской Федерации.

Далее, он, продолжая свои преступные действия, ДД.ММ.ГГГГ являясь должностным лицом - директором средней общеобразовательной хореографической школы <данные изъяты>, назначенным на данную должность приказом ректора <данные изъяты> ФИО7 №-К/1 от ДД.ММ.ГГГГ, находясь на втором этаже средней общеобразовательной хореографической школы <данные изъяты>, расположенной по адресу <адрес> д,36, около лестницы, около 16 часов 15 минут, действуя умышлено, с целью совершения действий, явно выходящих за пределы его полномочий, с применением насилия, осознавая общественную опасность своих, действий, на вопрос ФИО10, почему он его ударил, беспричинно нанес ФИО10 один удар правой руки по голове, причинив тем самым потерпевшему физическую боль, нарушив тем самым личную неприкосновенность ФИО10, то есть, нарушив конституционное право представляемое ст.21 Конституции РФ.

Он же, продолжая свои преступные действия, ДД.ММ.ГГГГ, являясь должностным лицом - директором средней общеобразовательной хореографической школы <данные изъяты>, назначенным на данную должности приказом ректора <данные изъяты> ФИО8 №-K/1 от ДД.ММ.ГГГГ, находясь на третьем этаже средней общеобразовательной хореографической школы <данные изъяты>, расположенной по адресу <адрес>, в гостиной, в период времени с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, действуя умышленно, с целью совершения действий, явно выходящих за пределы его полномочий, осознавая общественную опасность своих действий, в присутствии трех неустановленных следствием лиц, оказал на ФИО10 психологическое воздействие, выразившееся в том, что заставил потерпевшего зачитать благодарственное письмо о ФИО5, тем самым унизив человеческое достоинство ФИО10, то есть нарушив Конституционное право предоставляемое ст. 21 Конституции Российской Федерации.

В результате незаконных действий ФИО5, явно выходящих за пределы его полномочий, были существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетнего ФИО10,, а также его родителей, охраняемые законом интересы общества и государства, выразившиеся в дискредитации и подрыве авторитета общеобразовательных и высших учебных заведений перед учащимися и их близкими, что в результате привело к грубым нарушениям законом интересов общества и государства.

Действия ФИО5 органами предварительного расследования квалифицированы по п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, совершенные с применением насилия.

Государственный обвинитель просила прекратить уголовное преследование в отношении ФИО5 на основании п.5 ч.1 ст. 24, п.1 п.п. 2 ч.1 ст. 27 УПК РФ в связи с отсутствием заявления потерпевшего, в обоснование указав, что изучением материалов уголовного дела установлено, что вопреки позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в тексте обвинения отсутствует ссылка на нормативно-правовой акт или иной документ, устанавливающий права и обязанности ФИО5, как должностного лица, отсутствует обоснование вывода следствия о том, что на момент совершения преступления - ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 являлся должностным лицом в соответствии с п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ.

Анализ материалов уголовного дела показал, что на момент совершения преступления ФИО5 не обладал признаками должностного лица, перечисленными в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, поскольку в его должностные обязанности на ДД.ММ.ГГГГ не входило осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в Хореографическом училище <данные изъяты>.

Как видно из материалов уголовного дела, средняя общеобразовательная хореографическая школа была создана как государственное общеобразовательное учреждение в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №. Учредителем школы являлось Управление народного образования <адрес>. На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № и заключенного в соответствии с ним соглашения о взаимных обязанностях от ДД.ММ.ГГГГ №, имущество, закрепленное за хореографической школой на праве оперативного управления, передано в безвозмездное пользование ДВГУ для организации на его базе хореографической школы <данные изъяты>.

В соответствии с приказом ректора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №- К/1 ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в среднюю общеобразовательную хореографическую школу <данные изъяты> в порядке перевода на должность директора и по совместительству на должность учителя хореографии. По приказу ректора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-с средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> была переименована в Хореографическое училище (на правах факультета) и к нему присоединены хореографические классы колледжа университета, а на ФИО5 возложены обязанности директора (на правах декана) Хореографического училища <данные изъяты>.

Согласно должностной инструкции, утвержденной ректором ДВГУ ДД.ММ.ГГГГ, декан факультета отвечал (п.п. 2.1, 2.2) за: организацию учебной, воспитательной и научной работы на факультете; проведение в жизнь учебных планов и программ, руководство производственной практикой студентов; руководство составлением учебных занятий и осуществление контроля за его исполнением; организацию контроля за самостоятельной работой студентов, а также проведение экзаменов и зачетов; подготовку проектов приказов о переводе студентов с курса на курс, о допуске к сдаче государственных экзаменов или защите дипломного проекта (работы), о назначении стипендии студентам факультета в соответствии с существующим положением; осуществление общего руководства научной работой студентов, проводимой на кафедрах; руководство работой по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава; организацию и проведение заседания Ученого Совета факультета, межкафедральные совещания, научные и научно-методические конференции, собрания трудового коллектива; ведение профориентационной работы с абитуриентами; осуществление контроля за трудовой дисциплиной на факультете; составление и исполнение учебного плана в соответствии с Госстандартом; организацию набора студентов, участие в работе приемной комиссии; финансовую деятельность факультета; подбор кадров, работу по повышению квалификации, подбор кандидатур для аспирантуры, работу аспирантов.

На основании приказа ректора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. №к\1 в целях укрепления руководства Хореографического училища на уровне ректората, а также укрепления дисциплины в финансовой и хозяйственной деятельности училища за его директором ФИО5, оставлено курирование вопросов профессиональной хореографической подготовки учащихся и организация творческих концертов и выступлений. Куратору Хореографического училища, первому проректору <данные изъяты>, ФИО9 переданы полномочия по подготовке проектов приказов о приеме и увольнении сотрудников и преподавателей училища, о приеме и отчислении учащихся, по решению всех финансовых и хозяйственных дел училища, утверждению должностных инструкций директора и заместителей директора, как и контроль за их выполнением.

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Следовательно, отнесение работника к категории должностных лиц определяется не только исходя из занимаемой им должности, но и объема предоставленных ему полномочий, которые могут быть им использованы и повлечь юридические последствия. С учетом приказа ректора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №к\1 следует вывод, что ФИО5 на ДД.ММ.ГГГГ не обладал какими-либо организационно-распорядительными или административно хозяйственными функциями в Хореографическом училище <данные изъяты>, которые фактически были переданы первому проректору <данные изъяты> ФИО9, а исполнял производственно-профессиональные функции в данном учреждении, в связи с чем, не являлся на момент совершения преступления должностным лицом, то есть не обладал признаками субъекта преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ.

Полагает, что в действиях ФИО5 также не имеются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ в связи с отсутствием заявления о привлечении к такой уголовной ответственности от потерпевшего ФИО10 и его нежелании привлекать к какой-либо ответственности ФИО5

Учитывая вышеизложенное, простит суд на основании п. 5 ч. 1 ст. 24, п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ прекратить уголовное преследование в отношении ФИО5 в связи отсутствием заявления потерпевшего и признать за ним право на реабилитацию в порядке гл.18 УПК РФ.

Потерпевший ФИО10 в судебном заседании пояснил, что не желает привлекать ФИО5 к уголовной ответственности за действия, которые тот совершил в отношении него в январе 2005 года. У него была обида на ФИО5, так как уважал его как преподавателя. В настоящий момент обиды, претензий к ФИО5 он не имеет. Заявление о привлечении ФИО5 к уголовной ответственности за нанесенные ему ФИО5 удары он не подавал и подавать не желает.

Защитник адвокат ФИО11, защитники наряду с адвокатом ФИО12, ФИО13, подсудимый ФИО5 полагали позицию прокурора обоснованной, верной и справедливой, просили производство по делу прекратить по основаниям, указанным прокурором, и признать за ФИО5 право на реабилитацию.

Исследовав представленные сторонами доказательства в ходе судебного следствия, суд пришел к выводу, о наличии оснований для прекращения уголовного дела и уголовного преследования ФИО5 по реабилитирующим основаниям - в связи с отсутствием заявления потерпевшего о привлечении к уголовной ответственности.

Согласно принципу состязательности уголовного судопроизводства, положениям и смыслу ст. ст. 246, 254 УПК РФ, позиция прокурора об уменьшении объема обвинения или об отказе от обвинения обязательна для суда, если она мотивирована и основана на исследованных доказательствах, значимых для принятия решения в соответствии с позицией прокурора.

Позиция прокурора об отсутствии в действиях ФИО5 состава преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ и оснований для привлечения ФИО5 к уголовной ответственности как по п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ, так и по ч.1 ст. 116 УК РФ является мотивированной, основанной на законе и исследованных доказательствах, значимых для принятия решения в соответствии с позицией прокурора.

Субъектами преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ, вменявшегося органами предварительного расследования ФИО5, могут являться лишь должностные лица, каковыми, согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 286 УК РФ, состоит в совершении действий, явно выходящих за пределы предоставленных в связи с занимаемой должностью полномочий должностного лица.

Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 286 УК РФ, надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

В обвинении ФИО5 не указано, превышение каких должностных полномочий ему вменяется в вину, какими документами и нормами эти полномочия были предоставлены.

При этом, из исследованных доказательств следует, что ФИО5 в январе 2005 г. как директор хореографического училища <данные изъяты> фактически не обладал полномочиями на осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий, влекущих правовые последствия для иных лиц.

Согласно приказу ректора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №- К/1 ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в среднюю общеобразовательную хореографическую школу ДВГУ в порядке перевода на должность директора и по совместительству на должность учителя хореографии. ( т.1 л.д. 245)

Согласно приказу ректора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, №-с средняя общеобразовательная школа ДВГУ была переименована в Хореографическое училище (на правах факультета) и к нему присоединены хореографические классы колледжа университета, на ФИО5 возложены обязанности директора (на правах декана) Хореографического училища <данные изъяты> (т.2 л.д.95)

Согласно должностной инструкции, утвержденной ректором <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, декан факультета отвечал (п.п. 2.1, 2.2) за: организацию учебной, воспитательной и научной работы на факультете; проведение в жизнь учебных планов и программ, руководство производственной практикой студентов; руководство составлением учебных занятий и осуществление контроля за его исполнением; организацию контроля за самостоятельной работой студентов, а также проведение экзаменов и зачетов; подготовку проектов приказов о переводе студентов с курса на курс, о допуске к сдаче государственных экзаменов или защите дипломного проекта (работы), о назначении стипендии студентам факультета в соответствии с существующим положением; осуществление общего руководства научной работой студентов, проводимой на кафедрах; руководство работой по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава; организацию и проведение заседания Ученого Совета факультета, межкафедральные совещания, научные и научно-методические конференции, собрания трудового коллектива; ведение профориентационной работы с абитуриентами; осуществление контроля за трудовой дисциплиной на факультете; составление и исполнение учебного плана в соответствии с Госстандартом; организацию набора студентов, участие в работе приемной комиссии; финансовую деятельность факультета; подбор кадров, работу по повышению квалификации, подбор кандидатур для аспирантуры, работу аспирантов. (т.2 л.д.96-98)

Отдельная должностная инструкция для директора хореографического училища не утверждалась.

Согласно приказу ректора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №к/1 в целях укрепления руководства Хореографического училища на уровне ректората, а также укрепления дисциплины в финансовой и хозяйственной деятельности училища за его директором ФИО5 было оставлено курирование вопросов профессиональной хореографической подготовки учащихся и организация творческих концертов и выступлений. Куратору Хореографического училища, первому проректору <данные изъяты>, ФИО9 переданы полномочия по подготовке проектов приказов о приеме и увольнении сотрудников и преподавателей училища, о приеме и отчислении учащихся, по решению всех финансовых и хозяйственных дел училища, утверждению должностных инструкций директора и заместителей директора, как и контроль за их выполнением. (т.1 л.д.44-47)

Согласно показаниям ФИО9, данным в судебном заседании и в ходе предварительного расследования (т.1 л.д. 229-232), допрошенного относительно круга полномочий директора хореографического училища <данные изъяты> ФИО5, он работал первым проректором <данные изъяты> более десяти лет. ФИО5 ФИО18 являлся директором хореографического училища <данные изъяты> с данной должности он был уволен ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ, то есть за применение физического и психического насилия над личностью обучающегося в хореографическом училище <данные изъяты> ученика 4-7 класса ФИО19. Хореографическое училище было передано в состав <данные изъяты> в 2002 году, после чего оно стало структурным подразделением <данные изъяты>. Структурные подразделения университета юридическими лицами не являлись и не являются.

Полномочия ФИО5, как директора хореографического училища определялись приказами ректора Университета. Права и обязанности директора хореографического училища, как структурного подразделения Университета, были аналогичными правам и обязанностям декана факультета. Как директор на правах декана ФИО5 занимался организационно-хозяйственной работой, организацией методической работы, учебно-воспитательной работой.  Правом найма и увольнения работников директор хореографического училища не обладал. Все права по решению кадровых вопросов, найму и увольнению работников Университета по уставу Университета относятся к полномочиям ректора или по доверенности или приказу его заместителя. Директор училища имел право заниматься подбором кадров, предложить кандидатуру ректору, как и любые иные лица. Ректор мог принять предложение, мог не принять. За деканом закреплена обязанность составления учебного плана, расписания занятий, но утверждать учебный план не имел полномочий, утверждает учебный план проректор. На декана, директора на правах декана была возложена обязанность текущего контроля за деятельностью педагогов, которые проводят занятия. Однако полномочий на принятие мер дисциплинарных воздействий и взысканий ФИО5 не имел. Юридически значимые решения о приеме ребенка на учебу и отчислении директор хореографического училища, как и деканы, также принимать не мог. Решения о зачислении в Университет учеников, студентов, принимает ректор своим приказом. Каждое подразделение в университете имеет смету расходов, как правило, она составляется на 1 год, Директор училища, как декан, отвечает за исполнение этой сметы, но при этом не имеет распорядительных функций по денежным средствам.

Таким образом, из исследованных документов, регламентировавших права и обязанности ФИО5 как директора хореографического училища <данные изъяты> показаний свидетеля ФИО9 следует, что на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 не мог являться субъектом преступления, предусмотренного п.«а» ч.3 ст. 286 УК РФ, поскольку не являлся должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и обладающим соответствующими полномочиями.

Позиция прокурора об отсутствии оснований для привлечения ФИО5 к уголовной ответственности по ч.1 ст. 116 УК РФ также основана на материалах дела и уголовно-процессуальном законе.

В соответствии со ст. 20 УПК РФ, уголовное преследование по ч.1 ст. 116 УК РФ может осуществляться лишь в частном порядке и при наличии соответствующего заявления потерпевшего. Согласно ст. 20 УПК РФ, позиция потерпевшего (по делам частного обвинения) о нежелании привлекать обвиняемого к уголовной ответственности обязательная для суда.

Как следует из материалов дела, заявление как потерпевшего, так и его законного представителя ФИО14 (на момент возбуждения уголовного дела) о привлечении ФИО5 к уголовной ответственности за причинение побоев ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. В судебном заседании потерпевший ФИО10 ясно выразил свое нежелание привлекать ФИО5 к какой - бы то ни было уголовной ответственности и подавать соответствующее заявление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 246, 254, 20 УПК РФ, главой 18 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Уголовное дело и уголовное преследование ФИО5 ФИО20 прекратить на основании п.5 ч.1 ст. 24 УК РФ и п.2 ч.1 ст. 27 УПК РФ - за отсутствием заявления потерпевшего о привлечении к уголовной ответственности, если дело не может быть возбуждено иначе, как по его заявлению.

Признать за ФИО5 ФИО21 право на реабилитацию.

Настоящее постановление может быть обжаловано в <адрес> суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья Ленинского районного суда

г. Владивостока Е.Ю. Николаенко