ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-178/17 от 12.05.2017 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 1-178/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 мая 2017 года судья Ленинского районного суда города Севастополя Василенко А.Н., при секретаре Лобовой В.А., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Севастополя Шевчук И.С., следователя по ОВД СО по Ленинскому району СУ СК России по г. Севастополю ФИО9 защитника – адвоката Перепечая А.С., ордер , удостоверение , обвиняемого Ященко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении

Ященко С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, работающего в должности начальника службы ГУПС «<данные изъяты> зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего в <адрес>, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа от 28 апреля 2017 года,

УСТАНОВИЛ:

Ященко С.Н. обвиняется в совершении служебного подлога при следующих обстоятельствах.

Так, как указано в постановлении о возбуждении перед судом указанного ходатайства, в ходе предварительного следствия установлено, что постановлением Правительства Севастополя от 01.07..2014 создано Государственное казенное учреждение Севастополя «<данные изъяты> (далее – Казенное учреждение), расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. ч. 25, 26, 27 и 28 устава Казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, Ященко С.Н., как директор Казенного учреждения, помимо прочего, возглавляет Казенное учреждение, назначаясь Учредителем по согласованию с органом управления Казенного учреждения; осуществляет текущее руководство деятельностью Казенного учреждения, за исключением вопросов, относящихся к компетенции Учредителя; организует работу Казенного учреждения; действует без доверенности от имени Казенного учреждения; заключает договора, в том числе трудовые; решает иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации и города Севастополя; несет ответственность за деятельность Казенного учреждения.

Распоряжением Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГЯщенко С.Н. назначен на должность исполняющего обязанности директора Казенного учреждения с 05.08.2014.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность» Ященко С.Н. назначен исполняющим обязанности директора Казенного учреждения.

Согласно п. п. 2.5, 2.8, 2.9 и 2.12 должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ директором Государственного казенного учреждения города Севастополя «<данные изъяты>», Ященко С.Н., как директор Казенного учреждения, обязан обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договорных обязательств Организации; в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, совершать сделки с имуществом с согласия Правительства Севастополя, в соответствии с законодательством города Севастополя; представлять отчетность о работе предприятия в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации; распоряжаться имуществом предприятия в порядке и пределах, законодательством города Севастополя.

Таким образом, Ященко С.Н., занимая указанную выше должность исполняющего обязанности директора государственного учреждения, а именно, Государственного казенного учреждения Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства», являлся должностным лицом по признаку выполнения организационно-распорядительных и административно- хозяйственных функций.

Однако, Ященко С.Н., занимая указанные выше должности, используя свое служебное положение, действуя из иной личной заинтересованности, совершил умышленное преступление против интересов государственной службы при следующих обстоятельствах.

Так, постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 -ПП «О выделении средств из резервного фонда Правительства Севастополя на приобретение специальной техники и аварийного запаса материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ в режиме чрезвычайной ситуации техногенного характера, связанной с прекращением поставок электроэнергии из энергосистемы Украины» (далее – постановление Правительства Севастополя -ПП) Казенное учреждение, в лице исполняющего обязанности директора Ященко С.Н., определено главным распорядителем бюджетных средств и заказчиком мероприятий по приобретению специальной техники и аварийного запаса материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ в режиме чрезвычайной ситуации техногенного характера, связанной с прекращением поставок электроэнергии из энергосистемы Украины.

Также, Казенное учреждение, в лице исполняющего обязанности директора Ященко С.Н., обязано было осуществить закупку у единого поставщика (подрядчика, исполнителя) и распределить приобретенную специальную технику и аварийные запасы материалов отдельным государственным унитарным предприятиям для выполнения аварийно-восстановительных работ в режиме чрезвычайной ситуации техногенного характера, связанной с прекращением поставок электроэнергии из энергосистемы Украины.

Так, в период с 09 часов до 12 часов 31 декабря 2015 года Ященко С.Н., находясь в помещении своего служебного кабинета , расположенного в здании Казенного учреждения по адресу: <адрес>, с целью придания видимости эффективности своей работы в части закупки и передачи аварийного запаса материалов государственным управляющим компаниям, освоения бюджетных средств, выделенных из резервного фонда Правительства Севастополя на выполнение указанных в постановлении Правительства Севастополя -ПП мероприятий, а также во избежание возможной дисциплинарной и материальной ответственности за неисполнение названного постановления и не освоения полученных из резервного фонда Правительства Севастополя бюджетных средств, собственноручно подписал и заверил печатью возглавляемого им предприятия государственные контракты, датированные 28 декабря 2015 года, № на общую сумму 3819099 (три миллиона восемьсот девятнадцать тысяч девяносто девять) рублей 04 копейки с директорами ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», заведомо зная, что фактически они не заключались и не оплачивались.

В вышеуказанный период времени, находясь в помещении своего служебного кабинета, Ященко С.Н., действуя в продолжение своего преступного умысла, собственноручно подписал и заверил печатью возглавляемого им предприятия товарные накладные, датированные 29 декабря 2015 года, № , акты приема-передачи товарно-материальных ценностей, датированные 31 декабря 2015 года, являющиеся официальными документами и содержащие заведомо недостоверные сведения о получении Ященко С.Н., в лице Казенного учреждения, от ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты> и передаче директорам Государственных унитарных предприятий города Севастополя «<данные изъяты>», «УК «<данные изъяты>», «УК «<данные изъяты>», «УК <данные изъяты>» в рамках исполнения государственных контрактов от 28 декабря 2015 года № , аварийного запаса материалов на общую сумму 3819099 (три миллиона восемьсот девятнадцать тысяч девяносто девять) рублей 04 копейки.

Вышеуказанные государственные контракты, товарные накладные и акты приема-передачи товарно-материальных ценностей с момента их подписания Ященко С.Н. приобрели официальный характер и являлись официальными документами, так как имели установленные формальные реквизиты и подписи уполномоченных лиц, а также имели юридическое значение и влекли за собой соответствующие юридические последствия.

Учитывая, что оплата по этим контрактам не была осуществлена, а по имеющимся первичным документам товар по контрактам не был поставлен, у Казенного учреждения перед директорами ООО «<данные изъяты> ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и ООО <данные изъяты>» образовалась кредиторская задолженность на общую сумму 3819099 (три миллиона восемьсот девятнадцать тысяч девяносто девять) рублей 04 копейки.

Действия Ященко С.Н. органом предварительного следствия квалифицированы по ч. 1 ст. 292 УК РФ.

Ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении обвиняемого и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа мотивировано тем, что совокупность собранных и исследованных в ходе предварительного следствия доказательств объективно свидетельствует о доказанности вины Ященко С.Н. в совершении инкриминируемого ему деяния.

Как указано в ходатайстве, 30 марта 2017 года Ященко С.Н. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, после чего он допрошен в указанном качестве с участием адвоката.

25 апреля 2017 года от обвиняемого поступило ходатайство о рассмотрении вопроса о вынесении постановления о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении в отношении него уголовного дела и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

В рамках предварительного следствия было установлено, что желая загладить причиненные его действиями негативные последствия в виде не освоения выделенных из резервного фонда бюджетных средств, Ященко С.Н. были предприняты меры к возврату указанных денежных средств через Министерство финансов Российской Федерации и Законодательное собрание города Севастополя путем направления соответствующих писем, с целью погашения кредиторской задолженности и выполнения контрактов № . В результате действий Ященко С.Н. указанные денежные средства были снова выделены во исполнение указанных государственных контрактов только в августе 2016 года, однако Государственные унитарные предприятия, в лице их директоров, отказались от материалов, которые должны были быть поставлены, в связи с чем, оплата по ним не была произведена. Так, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, полученного из Государственного казенного учреждения города Севастополя «<данные изъяты> денежные средства, выделенные в рамках исполнения указанных государственных контрактов для приобретения аварийного запаса материалов израсходованы не были. Таким образом, вышеуказанные денежные средства были возвращены в резервный фонд Правительства Севастополя.

Орган предварительного следствия полагает, что в ходе предварительного расследования установлены основания, предусмотренные ст. 25.1 УПК РФ, для освобождения обвиняемого Ященко С.Н. от уголовной ответственности и назначения ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, поскольку Ященко С.Н. впервые совершил преступление, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, по месту работы характеризуется положительно, иным образом загладил причиненный преступлением вред.

В судебном заседании следователь, а также обвиняемый и его защитник ходатайство поддержали, просили его удовлетворить.

Прокурор против удовлетворения ходатайства не возражал полагая, что по делу имеются предусмотренные ст. 25.1 УПК РФ основания для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении обвиняемого Ященко С.Н.

Заслушав мнения участников судебного заседания, рассмотрев ходатайство и материалы уголовного дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Согласно ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Таким образом, по смыслу указанных норм, освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа возможно при наличии всех указанных оснований для прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования, а именно: лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести и возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Основным объектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, которому причиняется вред, является нормальная деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере обращения с официальными документами, в том числе и в бюджетной сфере.

Как указано в направленном в суд постановлении какой-либо материальный ущерб действиями, в совершении которых обвиняется Ященко С.Н., не причинен.

В тоже время, из Отчета о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, эффективности, результативности и целевого использования бюджетных средств резервного фонда Правительства Севастополя, выделенных в период введения на территории города Севастополя режима «чрезвычайных ситуаций» в 2015-2016 г.г.», утвержденного Постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 30.09.2016 (т. 1 л.д. 28-112), акта по результатам указанного контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 115-163), сведений, предоставленных Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю (т. 3 л.д. 211-228), следует, что в нарушение ст. ст. 3, 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указанные первичные документы на сумму 3819099,40 рублей были оформлены по не имевшим места фактам хозяйственной жизни, Федеральным казначейством 31 декабря 2015 года были приняты бюджетные обязательства по ним, в результате чего Законом города Севастополя от 23.06.2016 № 251-ЗС в Закон города Севастополя от 29 декабря 2015 года № 228-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2016 год» были внесены изменения по увеличению бюджетных ассигнований на погашение, в том числе, указанной кредиторской задолженности по соответствующей целевой статье, чем нарушены требования ст. 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части соблюдения принципа достоверности бюджета, означающего надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Сведений о том, что указанная кредиторская задолженность, которая учтена, подтверждает бюджетное обязательство перед кредиторами по ее погашению, при этом нарушает принцип достоверности бюджета, установленным образом списана с учета, материалы уголовного дела не содержат.

Кроме того, сам факт того, что по данной задолженности бюджетные денежные средства фактически не были перечислены, соответствующими документами Федерального казначейства, осуществляющим учет операций по кассовому исполнению бюджета, в материалах уголовного дела не подтвержден, а указанный органом предварительного следствия ответ от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный главным бухгалтером самого Казенного учреждения, о том, что денежные средства, выделенные в рамках исполнения указанных государственных контрактов для приобретения аварийного запаса материалов не были израсходованы (т. 6 л.д. 12), не является достаточным доказательством этого.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что сведения, изложенные в постановлении о возбуждении ходатайства о применении к лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, в части заглаживания причиненного преступлением вреда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного рассмотрения ходатайства, оснований для удовлетворения указанного ходатайства не усматривается, в связи с чем в его удовлетворении следует отказать, а ходатайство с материалами уголовного дела – возвратить руководителю следственного органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 446.2 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

В удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Ященко С.Н., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа – отказать, и возвратить его вместе с материалами уголовного дела руководителю следственного отдела по Ленинскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю.

Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья