ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-17/2021 от 12.07.2021 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 июля 2021 года г.Рязань

Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Чебаковой Т.В.,

с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Советского района г.Рязани Цунаева И.А.,

подсудимой Чулковой Л.М.,

ее защитника – адвоката Нечипоренко Ю.С.,

при секретаре Полуэктовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда ходатайство защитника подсудимого Чулковой Людмилы Михайловны – Нечипоренко Юлии Сергеевны о возврате уголовного дела прокурору,

У С Т А Н О В И Л :

В производстве Советского районного суда г.Рязани находится уголовное дело в отношении Чулковой Л.М., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, то есть в том, что она совершила мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем злоупотребления доверием, с использованием своего служебного положения, в крупном размере, при следующих обстоятельствах:

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Пеликен» зарегистрировано с 08.02.2000, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по Рязанской области №3, располагается по адресу: г.Рязань, ул.Куйбышевское шоссе, д.25, литер А1. В соответствии с п.1.1 устава ООО «Пеликен», утвержденным 05.05.2017 решением №3 единственного участника, ООО «Пеликен» создано в целях получения прибыли от его предпринимательской деятельности. Вместе с этим, согласно положениям устава общества: п.4.1 - общество имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, п.8.1. - единоличным исполнительным органом общества является директор, п.8.2 - директор общества без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки, п.8.4 - единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав об исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества. В соответствии с протоколом №1 общего собрания участников ООО «Пеликен» от 08.04.2014 в состав участников общества принята ФИО6, которая избрана директором ООО «Пеликен». В соответствии с приказом о приеме на работу №4 от 04.05.2014 Чулкова Л.М. принята на работу в качестве директора ООО «Пеликен». В соответствии с трудовым договором №1 от 04.05.2014 Чулкова Л.М. с 04.05.2014 назначена на должность директора ООО «Пеликен». В соответствии с протоколом №2 внеочередного общего собрания участников ООО «Пеликен» от 05.05.2017 подтверждены полномочия Чулковой Л.М. как директора ООО «Пеликен». В соответствии с приказом №6 от 05.05.2017 Чулкова Л.М. продолжила исполнять обязанности директора ООО «Пеликен». В соответствии с п.1.1 должностной инструкции руководителя ООО «Пеликен» руководитель строительной организации относится к категории руководящих работников. Кроме того, согласно положениям инструкции руководитель строительной организации: п.1.3 - ведет дела от имени собственников организации; п.2.1 – выполняет планирование и руководство деятельностью организации; п.2.3 - распределяет обязанности и определяет степень ответственности работников строительной организации: п.2.4 - контролирует соблюдение стандартов качества работы; п.3.1 - руководит хозяйственной и финансово-экономической деятельностью; п.3.2 - определяет меры и способы решения задач подчиненной организации; п.3.3 - обеспечивает своевременное и качественное выполнение договоров, подрядов, обязательств; п.3.5 - в соответствии с трудовым законодательством и установленным порядком принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания, создает условия для их профессионального роста; п.3.6 – утверждает правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, должностные инструкции, производственные инструкции и иные организационно-правовые документы; п.3.7 – координирует деятельность подразделений (служб) организации; п.3.8 - определяет ценовую политику в области строительных работ; п.3.12 - осуществляет контроль за рациональным расходованием материальных, технических и трудовых ресурсов, сокращением затрат и повышением качества строительных работ; п.4.1 - вправе без оформления доверенности действовать от имени организации; п.4.2 - представлять интересы строительной организации во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти |в управления; п.4.3 - распоряжаться финансовыми средствами и имуществом организации с соблюдением требований, определенных законодательством, уставом организации, иными нормативными правовыми актами; п.4.5 - принимать решения о приеме на работу и увольнении работы; п.4.7 - выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство и прочее. Таким образом, Чулкова Л.М. являлась лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в коммерческой организации.

В 2018 году в рамках подпрограммы 5 «Поддержка местных (муниципальных) инициатив и участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории Рязанской области» государственной программы Рязанской области «Развитие местного самоуправления и гражданского общества на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 11.11.2015 №280, из бюджета Рязанской области бюджету Ряжского муниципального района Рязанской области была предоставлена субсидия в размере 2000000 рублей на софинансирование расходных обязательств на выполнение мероприятий муниципальной программы, направленной на реализацию проектов местных инициатив. В соответствии с указанной программой постановлением администрации Ряжского муниципального района Рязанской области №153 от 15.02.2018 была утверждена муниципальная программа Ряжского городского поселения Ряжского района Рязанской области «Поддержка местных (муниципальных) инициатив и участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального образования - Ряжское городское поселение на 2018 год» с последующими изменениями. Для реализации целей вышеуказанной программы ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области» по заявке администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области было организовано проведение открытого электронного аукциона для закупки на право заключения муниципального контракта, предметом которого являлся ремонт городского парка по ул.Ильича г.Ряжска Рязанской области, в рамках которого ООО «Пеликен» в лице ее директора Чулковой Л.М. подало заявку на участие в указанном открытом электронном аукционе. В ходе проведения торгов электронного аукциона 13.06.2018 ООО «Пеликен» было признано победителем как единственный участник электронного аукциона, подавший заявку. 26.06.2018 администрацией муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области в лице главы администрации Свидетель №6 (далее по тексту - заказчик) с ООО «Пеликен» в лице директора Чулковой Л.М. (далее по тексту - подрядчик) заключен муниципальный контракт в соответствии с которым в срок 30 календарных дней с момента его подписания ООО «Пеликен» обязалось в соответствии с техническим заданием, локальной сметой, а также требованиями действующих нрм, правил и стандартов выполнить работы по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области, а администрация муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области оплатить данные работы за счет бюджетных денежных средств в размере 2516503 рублей. В соответствии с п.4.1 вышеуказанного муниципального контракта ООО «Пеликен» обязался выполнить все работы качественно, в объеме и сроки, определенные условиями контракта, в соответствии с требованиями законодательства, технических регламентов, технического задания, локальной сметы и передать заказчику результат работ и, помимо выполнения прочих работ, принял на себя обязательство, в том числе, выполнить следующие виды работ по устройству ограждения: устройство калиток из готовых металлических решетчатых панелей в количестве 2 штук, с использованием полотен калиток сварных из стержней диаметром 18 мм по 2 штуки через 125 мм в количестве 2 штук; по устройству спортивной площадки: устройство подстилающих и выравнивающих слоев из песка в количестве 153 куб.м. материала основания (в плотном теле), с использованием песка природного для строительных работ среднего в количестве 156,06 куб.м., устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня в количестве 153 куб.м. материала основания (в плотном теле) с использованием щебня из природного камня для строительных работ марки 400 фракции 20-40 мм в количестве 156,06 куб.м., устройство выравнивающего слоя из сфальтобетонной смеси без применения кладчиков асфальтобетона в количестве 122,91 тонн меси с использованием смеси асфальтобетонной дорожной, аэродромной и асфальтобетона (горячих для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистого, песчаного) марки III тип В в количестве 124,1391 тонн; по устройству ограждения: копание ям вручную без креплений для стоек и столбов без откосов глубиной до 0,7 метров, группа грунтов 2 в количестве 3,97 куб.м. грунта, установка металлических столбов высотой до 4 метров с погружением в бетонное основание в количестве 63 штук, с использованием бетона тяжелого, класса В3,5 (М50) в количестве 3,9947 куб.м., труб стальных квадратных (ГОСТ 8639-82) размером 80x80 мм, толщиной стенки 4 мм, в количестве 248 метров; по устройству спортивного оборудования: стойка баскетбольная со щитом и сеткой, оцинкованная, высотой 3,5 метров в количестве 4 штук, стойка волейбольная (прим. стойка для большого тенниса) в количестве 2 штук. В ходе выполнения ООО «Пеликен» работ по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области в соответствии с техническим заданием, локальной сметой, в период установленного муниципальным контрактом срока его исполнения с 26.06.2018 по 26.07.2018, точные время и дата в ходе следствия не установлены, представителями заказчика и подрядчика было согласовано изменение предмета муниципального контракта, путем достижения устной договоренности, фактического изменения перечня и объема работ по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области, содержащихся в техническом задании и локальной смете, без составления обновленной локальной сметы и технического задания, заключения дополнительного соглашения к муниципальному контракту. В связи с указанным обстоятельством Чулкова Л.М. решила совершить мошенничество путем злоупотребления доверием с использованием своего служебного положения, в крупном размере преследуя цель корыстной наживы и преступного обогащения, противоправно завладеть путем хищения бюджетными денежных средства, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы 5 «Поддержка местных (муниципальных) инициатив и участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории Рязанской области» государственной программы Рязанской области «Развитие местного самоуправления и гражданского общества на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 11.11.2015 №280, и муниципальной программы Ряжского городского поселения «Поддержка местных (муниципальных) инициатив и участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального образования - Ряжское городское поселение на 2018 год» с последующими изменениями, а также иных муниципальных программ, мероприятия в рамках которых были запланированы к реализации на территории Ряжского муниципального района Рязанской области в 2018 году, путем обмана ответственных за приемку выполненных работ и ответственных за принятие решения об оплате представителей заказчика через внесение заведомо ложных сведений об объеме выполненных строительно-монтажных (ремонтных) работ в документы, подтверждающие факт выполнения работ и их объем (акт о приемке выполненных работ формы КС-2 и справку о стоимости выполненных работ формы КС-3), и предоставления указанных документов представителю заказчика при приемке последним работ по муниципальному контракту. Осуществляя свой преступный умысел, Чулкова Л.М., воспользовавшись тем, что предмет муниципального контракта от 26.06.2018 был фактически изменен его сторонами без разработки, согласования и утверждения измененных технического задания и локальной сметы, без заключения муниципального контракта с измененным предметом или без заключения дополнительного соглашения, подтверждающего факт изменения предмета муниципального контракта, заведомо осознавая, что вновь согласованный перечень дополнительных работ по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области и объем последних не был документально подтвержден предварительно просчитанной нормативной проектно-сметной документацией, получила тем самым возможность произвести строительно-монтажные (ремонтные) работы с существенно меньшим объемом, используя значительно меньший объем материальных и ресурсных затрат, необходимых для их выполнения, путем экономии материальных затрат возглавляемой ею организации, при этом не намереваясь выполнять условия муниципального контракта в полном объеме, то есть действовала с корыстной целью, направленной на завладение бюджетными денежными средствами.

Так, в период с 26.06.2018 по 26.07.2018 Чулкова Л.М. продолжая, реализацию своего преступного умысла, направленного на хищение бюджетных денежных средств, из полагаемого по техническому заданию и локальной смете к муниципальному контракту на выполнение ООО «Пеликен» работ по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области, произвела комплекс строительно-монтажных (ремонтных) работ, при этом фактически не выполнила следующие виды работ в предусмотренных техническим заданием и локальной сметой объемах: устройство калиток из готовых металлических решетчатых панелей в количестве 1 штуки (вместо 2 штук, предусмотренных локальной сметой), с использованием полотен калиток сварных из стержней диаметром 18 мм по 2 штук через 125 мм в количестве 1 штуки (вместо 2 штук, предусмотренных локальной сметой); по устройству спортивной площадки: устройство подстилающих и выравнивающих слоем слоев из песка в количестве 121,81 куб.м. материала основания (в плотном теле) (вместо 153 куб.м., предусмотренных локальной сметой), с использованием песка природного для строительных работ среднего в количестве 124,24 куб.м. (вместо 156,06 куб.м., предусмотренных локальной сметой), устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня в количестве 121,81 куб.м. (в 100 куб.м.) материала основания (в плотном теле), вместо 153 куб.м. (в 100 куб.м., указанных в локальной смете) с использованием щебня из природного камня для строительных работ марки 400, фракции 20-40 мм в количестве 124,24 куб.м. (вместо 156,06 куб.м., указанных в локальной смете), устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси без применения кладчиков асфальтобетона в количестве 97,85 тонн смеси (вместо 122,91 тонны, предусмотренных локальной сметой) с использованием смеси асфальтобетонной дорожной, аэродромной и асфальтобетона (горячих для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистого, песчаного) марки III тип В в количестве 98,83 тонн (вместо 124,1391 тонн, предусмотренных локальной сметой), по устройству ограждения: копание ям вручную без креплений для стоек и столбов без откосов глубиной до 0,7 метров, группа грунтов 2 в количестве 3,726 куб.м. грунта (вместо 3,97 куб.м. грунта, предусмотренного локальной сметой,) установка металлических столбов высотой до 4 метров с погруждением в бетонное основание в количестве 46 штук, (вместо 63 штук, предусмотренных локальной сметой), с использованием бетона тяжелого, класса В3,5 (М50) в количестве 3,9123 куб.м. (вместо 3,9947 куб.м., предусмотренных сметой), с использованием труб стальных квадратных ГОСТ 8639-82), размером 80x80 мм, толщиной стенки 4 мм, в количестве 184 метров (вместо 248 метров, предусмотренных локальной сметой); по устройству спортивного оборудования: стойка баскетбольная со щитом и сеткой, оцинкованная, высотой 3,5 метров в количестве 2 штук (вместо 4 штук, предусмотренных сметой), стойка волейбольная (прим. стойка для большого тенниса) в количестве 0 штук (вместо 2 штук), предусмотренных локальной сметой.

Вместе с этим, ООО «Пеликен» были выполнены дополнительные, не предусмотренные техническим заданием и локальной сметой к муниципальному контракту от 26.06.2018 строительно-монтажные (ремонтные) работы, общая стоимость которых составила 2555163,81 рублей.

После этого, Чулкова Л.М., заведомо осознавая, что умышленно не выполнила надлежащим образом условия муниципального контракта, обладая всей полнотой сведений о перечне и объемах выполненных работ, путем обмана должностных лиц администрации муниципального образования Ряжский муниципальный район Рязанской области, ответственных за приемку выполненных по муниципальному контракту работ, умалчивая о несоответствующем действительности объеме фактически выполненных работ, пользуясь попустительством со стороны представителя заказчика, слабым контролем, проявленным со стороны последнего за ходом выполнения ООО «Пеликен» строительно-монтажных (ремонтных) работ, обладая в соответствии с занимаемой ей должностью необходимыми организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, дала указание подготовить формы КС-2 (акт о приемке выполненных работ) и КС-3 (справку о стоимости выполненных работ), датированные 26.07.2018, с заведомо для нее не соответствующими действительности сведениями об объемах выполненных ООО «Пеликен» при исполнении муниципального контракта по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области строительно-монтажных (ремонтных) работ, и после их изготовления и подписания, не позднее 13.08.2018, точные дата и время в ходе следствия не установлены, представила указанные документы в администрацию муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области, находящуюся по адресу: Рязанская область, г.Ряжск ул.Советская д.8, для осуществления оплаты выполненных работ.

Согласно представленным директором ООО «Пеликен» Чулковой Л.М. документам, главой администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области в лице главы администрации Свидетель №6, не предполагавшим в действиях Чулковой Л.М. преступного умысла, работы по муниципальному контракту по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области были приняты и в последующем оплачены за счет бюджетных денежных средств платежными поручениями от 13.08.2018 на сумму 390670 рублей, от 31.08.2018 на сумму 125833 рубля, от 11.09.2018 на сумму 2000000 рублей, которые в те же даты были списаны со счета администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области открытом УФК по Рязанской области на балансовом счете УФК по Рязанской области «Средства местных бюджетов» в Отделении по Рязанской области Главному управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу - отделении Рязань, расположенном по адресу: г.Рязань, ул.Соборная, д.20 и поступили на счет ООО «Пеликен» , открытый в Рязанском отделении ПАО «Сбербанк России» г.Рязань. Таким образом, условия муниципального контракта по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области с 11.09.2018 считались сторонами надлежащим образом выполненными в общей сумме 2516503 рубля. Однако, стоимость фактически выполненных ООО «Пеликен» строительно-монтажных ремонтных работ) в рамках исполнения муниципального контракта по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области с учетом стоимости дополнительных (не предусмотренных названным муниципальным контрактом) строительно-монтажных (ремонтных) работ составила 2555163,81 рублей.

Таким образом, ООО «Пеликен» были излишне выполнены строительно-монтажные, не предусмотренные муниципальным контрактом по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области на сумму 38660,81 рублей.

Вместе с этим в рамках названной государственной программы Рязанской области бюджету Ряжского городского поселения была предоставлена субсидия в размере 6000000 рублей на поддержку осуществления мероприятий муниципальной программы Ряжского городского поселения «Формирование современной городской среды на территории Ряжского городского поселения Рядского муниципального района на 2018-2022 годы», осуществляемой на условиях софинансирования из федерального бюджета. Для реализации целей вышеуказанной программы администрацией муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области было организовано проведение открытого электронного аукциона для закупки на право заключения муниципального контракта, предметом которого являлся ремонт городского парка по ул.Красной Армии г.Ряжска Рязанской области, в рамках которого ООО «Пеликен» в лице ее директора Чулковой Л.М. не позднее 09.07.2018 подало электронную заявку на участие в указанном открытом электронном аукционе. При этом, по состоянию на указанную дату ООО «Пеликен» состояло в договорных отношениях с администрацией муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области, выполняя работы, предусмотренные ранее заключенным между ООО «Пеликен» в лице директора Чулковой Л.М. и администрацией муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области в лице главы администрации Свидетель №6 муниципальным контрактом по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области. В ходе рассмотрения единственной поданной ООО «Пеликен» заявки на участие в открытом электронном аукционе 10.07.2018 последний признан несостоявшимся, а ООО «Пеликен» признан победителем как единственный участник электронного аукциона, подавший заявку.

23.07.2018 администрацией муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области в лице главы администрации Свидетель №6 с ООО «Пеликен» в лице директора Чулковой Л.М. заключен муниципальный контракт , в соответствии с которым в срок 2 месяца с момента подписания контракта ООО «Пеликен» обязалось в соответствии с техническим заданием, локальной сметой, а также требованиями действующих норм, правил и стандартов для нужд заказчика выполнить работы по ремонту городского парка по ул.Красной Армии в г.Ряжске Рязанской области, а администрация муниципального образования принять и оплатить данные работы за счет выделенных на указанные цели бюджетных денежных средств в размере 6600000 рублей.

В соответствии с п.4.1. вышеуказанного муниципального контракта ООО «Пеликен» обязалось выполнить все работы качественно, в объеме и сроки, определенные условиями контракта, в соответствии с требованиями законодательства, технических регламентов, технического задания, локальной сметы и передать заказчику результат работ. Помимо выполнения прочих предусмотренных контрактом работ ООО «Пеликен» приняло на себя обязательство, в том числе, выполнить следующие виды работ по устройству освещения: монтаж связей и распорок из одиночных и парных уголков, гнутосварных профилей для пролетов до 24 метров при высоте зданий до 25 метров (монтаж стальных опор декоративных светильников) в объеме 0,5478 тонн; по устройству озеленения: посев газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную в объеме 400 кв.м.; по устройству сцены: монтаж стропильных и подстропильных ферм на высоте до 25 метров пролетом до 24 метров массой до 3,0 тонн в объеме 3,57 тонн, устройство покрытий из плит древесностружечных в объеме 24 кв.м., монтаж кровли из профилированного листа для объектов непроизводственного назначения: простой в объеме 24 кв.м., огрунтовка металлических поверхностей за один раз грунтовкой ХС-068 в объеме 26 кв.м., окраска металлических огрунтованных поверхностей эмалью ХС-436 в объеме 26 кв.м.; по устройству скейт-парка: монтаж связей и распорок из одиночных и парных уголков, гнутосварных профилей для пролетов до 24 метров при высоте здания до 25 метров в объеме 6,41 тонн, устройство покрытий из плит древесностружечных в объеме 259 кв.м.

В ходе выполнения ООО «Пеликен» работ по ремонту городского парка по ул.Красной Армии в соответствии с техническим заданием, локальной сметой, в период установленного муниципальным контрактом срока его исполнения с 23.07.2018 по 23.09.2018, точные даты и время в ходе следствия не установлены, представителями заказчика и подрядчика было согласовано изменение предмета муниципального контракта путем достижения устной договоренности о фактическом изменении перечня и объема работ по ремонту парка, содержащихся в техническом задании и локальной смете, без составления обновленной локальной сметы и технического задания, заключения дополнительного соглашения к муниципальному контракту. В связи с указанным обстоятельством Чулкова Л.М., действуя в продолжение ранее возникшего у нее при исполнении муниципального контракта по ремонту городского парка по ул.Ильича преступного умысла, направленного на хищение бюджетных денежных средств администрации муниципального образования Ряжский муниципальный район Рязанской области, решила совершить хищение путем обмана, с использованием своего служебного положения, преследуя цель корыстной наживы и преступного обогащения, противоправно завладеть путем хищения бюджетными денежными средствами в размере 6000000 рублей, путем обмана ответственных за приемку выполненных работ и ответственных за принятие решения об оплате представителей заказчика - путем внесения заведомо ложных сведений об объеме выполненных строительно-монтажных (ремонтных) работ в документы, подтверждающие факт выполнения работ и их объем (акт о приемке выполненных работ формы КС-2 и справку о стоимости выполненных работ формы КС-3), и предоставления указанных документов представителю заказчика при приемке последним работ по муниципальному контракту.

Осуществляя свой преступный умысел, Чулкова Л.М., воспользовавшись тем, что предмет муниципального контракта от 23.07.2018 по ремонту городского парка по ул.Красной Армии был фактически изменен его сторонами без разработки, согласования и утверждения измененных технического задания и локальной сметы, без заключения муниципального контракта с измененным предметом или без заключения дополнительного соглашения к ранее заключенному муниципальному контракту, подтверждающего факт изменения предмета муниципального контракта, заведомо осознавая, что вновь согласованный перечень дополнительных работ по ремонту городского парка по ул.Красной Армии и их объем не был документально подтвержден, предварительно просчитанной нормативной проектно-сметной документацией, получила тем самым вновь возможность произвести строительно-монтажные (ремонтные) работы с заниженным объемом, используя значительно меньший объем материальных и ресурсных затрат, необходимых для их выполнения, путем экономии материальных затрат возглавляемой ей организации, при этом не намереваясь выполнять условия указанного муниципального контракта в полном объеме, то есть продолжила действовать с корыстной целью, направленной на завладение бюджетными денежными средствами.

Так, в период с 23.07.2018 по 23.09.2018 Чулкова Л.М., продолжая реализацию своего преступного умысла, направленного на хищение бюджетных денежных средств, из полагаемого по техническому заданию и локальной смете к муниципальному контракту от 23.07.2018 по ремонту городского парка по ул.Красной Армии произвела комплекс строительно-монтажных (ремонтных) работ, при этом, фактически не выполнила следующие виды работ в предусмотренных техническим заданием и локальной сметой объемах: монтаж связей и распорок из одиночных и парных уголков, гнутосварных профилей для пролетов до 24 метров при высоте зданий до 25 метров (монтаж стальных опор декоративных светильников) объеме 0,5368 тонн (вместо 0,5478 тонн, предусмотренных локальной сметой); посев газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную в объеме 0 кв.м. (вместо 400 кв.м., предусмотренных локальной сметой); монтаж стропильных и подстропильных ферм на высоте до 25 метров пролетом до 24 метров массой до 3,0 тонн в объеме 2,71 тонн (вместо 3,57 тонн, предусмотренных локальной сметой), устройство покрытий из плит древесностружечных в объеме 18,13 кв.м. (вместо 24 кв.м., предусмотренных локальной сметой), монтаж кровли из профилированного листа для объектов непроизводственного назначения: простой в объеме 18,13 кв.м. (вместо 24 кв.м., предусмотренных локальной сметой), огрунтовка металлических поверхностей за один раз грунтовой ХС-068 в объеме 19,76 кв.м. (вместо 26 кв.м., предусмотренных локальной сметой), окраска металлических огрунтованных поверхностей эмалью ХС-436 в объеме 19,76 кв.м. (вместо 26 кв.м., предусмотренных локальной сметой); монтаж связей и распорок из одиночных и парных уголков, гнутосварных профилей для пролетов до 24 метров при высоте здания до 25 метров в объеме 1,1538 тонн (вместо 6,41 тонны, предусмотренных локальной сметой), устройство покрытий из плит древесностружечных в объеме 47,73 кв.м. (вместо 259 кв.м., предусмотренных локальной сметой).

Вместе с этим, ООО «Пеликен» были выполнены дополнительные, не предусмотренные техническим заданием и локальной сметой к муниципальному контракту от 23.07.2018 строительно-монтажные (ремонтные) работы, сумма затрат на производство которых составила 650177,95 рублей.

После этого Чулкова Л.М. заведомо осознавая, что умышленно не выполнила надлежащим образом условия муниципального контракта, обладая всей полнотой сведений о перечне и объемах выполненных работ, путем обмана должностных лиц администрации муниципального образования, ответственных за приемку выполненных работ, умалчивая о несоответствующем действительности объеме фактически выполненных работ, пользуясь попустительством со стороны представителя заказчика, слабым контролем, проявленным со стороны последнего за ходом выполнения ООО «Пеликен» строительно-монтажных (ремонтных) работ, обладая в соответствии с занимаемой ей должностью необходимыми организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, дала указание подготовить формы КС-2 (акт о приемке выполненных работ) и КС-3 (справку о стоимости выполненных работ), датированные 23.09.2018, с заведомо для нее не соответствующими действительности сведениями об объемах выполненных ООО «Пеликен» при исполнении муниципального контракта от 23.07.2018 по ремонту городского парка по ул.Красной Армии работ, и после их изготовления и подписания, не позднее 24.10.2018, точные дата и время в ходе следствия не установлены, представила указанные документы в администрацию муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области для осуществления оплаты выполненных работ.

Согласно представленным директором ООО «Пеликен» Чулковой Л.М. документам, главой администрации муниципального образования Свидетель №6, не предполагавшим в действиях Чулковой Л.М. преступного умысла, работы по муниципальному контракту от 23.07.2018 по ремонту городского парка по ул.Красной Армии были приняты и в последующем оплачены за счет бюджетных денежных средств платежным поручением от 24.10.2018 в размере 6600000 рублей, которые в ту же дату были списаны со счета администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области , открытом УФК по Рязанской области на балансовом счете УФК по Рязанской области «Средства местных бюджетов» в Отделении по Рязанской области Главному управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу - отделении Рязань, расположенном по адресу: г.Рязань ул.Соборная д.20, и поступили на счет ООО «Пеликен» , открытый в операционном офисе «Рязанский» ПАО «ТРАНСКАПИТАЛБАНК». Таким образом, условия муниципального контракта от 23.07.2018 по ремонту городского парка по ул.Красной Армии с 24.10.2018 считались сторонами надлежащим образом выполненными в общей сумме 6600000 рублей.

Однако стоимость фактически выполненных ООО «Пеликен» строительно-монтажных (ремонтных) работ в рамках исполнения муниципального контракта от 23.07.2018 по ремонту городского парка по ул.Красной Армии с учетом стоимости дополнительных (не предусмотренных названным муниципальным контрактом) строительно-монтажных (ремонтных) работ составила 6228866,53 рублей.

Таким образом, установлено, что общая стоимость фактически выполненных ООО «Пеликен» строительно-монтажных (ремонтных) работ в рамках исполнения муниципального контракта по ремонту городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области и муниципального контракта от 23.07.2018 по ремонту городского парка по ул.Красной Армии в г.Ряжске Рязанской области составила 6267527,34 рублей, а сумма необоснованно полученных ООО «Пеликен» в качестве оплаты за выполнение строительно-монтажных (ремонтных) работ в рамках исполнения обоих муниципальных контрактов составила 332472,66 рубля, которая относится к крупному размеру.

Таким образом, директор ООО «Пеликен» Чулкова Л.М. в период с 26.06.2018 по 24.10.2018, действуя умышленно, осознавая преступный характер своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде причинения администрации муниципального образования Ряжский муниципальный район Рязанской области имущественного вреда и желая их наступления, из корыстных побуждений, путем злоупотребления доверием, используя свое служебное положение, в крупном размере, совершила хищение бюджетных денежных средств в сумме 332472,66 рублей, которыми распорядилась по своему усмотрению, причинив администрации муниципального образования имущественный вред на указанную сумму.

Таким образом, своими действиями Чулкова Л.М. совершила преступление, предусмотренное ч.3 ст.159 УК РФ, то есть хищение чужого имущества путем обмана, с использованием своего служебного положения, в крупном размере.

В ходе судебного заседания представитель подсудимой адвокат Нечипоренко Ю.С. заявила ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору. В обоснование ходатайства указано, что 26.06.2019 старшим следователем Скопинского МСО СУ СК РФ возбуждено уголовное дело в отношении Чулковой Л.М. по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, по факту хищения бюджетных денежных средств в рамках реализации муниципального контракта на ремонт городского парка по ул.Красной Армии в г.Ряжске Рязанской области. 28.06.2019 тем же старшим следователем возбуждено еще одно уголовное дело в отношении Чулковой Л.М. по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, по факту хищения бюджетных денежных средств в рамках реализации муниципального контракта на ремонт городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области. Тем же числом уголовные дела соединены в одно производство. 24.01.2020 следователем получено заключение эксперта, согласно которому стоимость фактически выполненных ООО «Пеликен» работ при ремонте городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области превышает стоимость контракта на 38660,81 рублей, то есть, хищения бюджетных денежных средств в рамках реализации данного муниципального контракта не было. Мошенничеству как одной из форм хищения характерны наличие ущерба, причиненного собственнику. Отсутствие ущерба влечет прекращение уголовного преследования. Однако 11.08.2020 следствием Чулковой Л.М. предъявляется обвинение по ч.3 ст.159 УК РФ по признакам хищения бюджетных денежных средств в рамках реализации обоих муниципальных контрактов. Кроме того, органы следствия из ущерба, установленного экспертным заключением, в рамках реализации ООО «Пеликен» муниципального контракта на ремонт городского парка по ул.Красной Армии в г.Ряжске вычитают убыток, полученный ООО «Пеликен» при реализации муниципального контракта на ремонт городского парка по ул.Ильича в г.Ряжске Рязанской области, также установленный экспертным заключением. В ходе исследования доказательств по уголовному делу стороной обвинения было представлено заключение эксперта от 31.05.2019 и заключение эксперта от 08.06.2020, назначенные с целью установления стоимости фактически выполненных ООО «Пеликен» работ при выполнении муниципального контракта по ремонту городского парка по ул.Красной Армии в г.Ряжске Рязанской области. При оценке данных заключений стороной защиты было установлено, что они получены с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства. Более того, все показания свидетелей и представителя потерпевшего, указанные в обвинительном заключении как доказательства обвинения по делу, фактически являются доказательствами защиты. Из предъявленного обвинения не представляется возможным уяснить, совершение каких именно фактических действий Чулковой Л.М. образует объективную сторону преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ. В обвинительном заключении не указывается, каким образом, когда, где и при каких обстоятельствах Чулкова Л.М. непосредственно участвовала в совершении преступления, в котором она обвиняется, какие конкретные действия, непосредственно направленные на исполнение объективной стороны преступления она лично выполняла. Кроме того, обвинительное заключение содержит ряд существенных взаимоисключающих противоречий: следователь указывает в начале в существе обвинения о совершении мошенничества путем злоупотребления доверием, а в последующем, в формулировке предъявленного обвинения, о совершении мошенничества в форме хищения чужого имущества путем обмана.

Подсудимая Чулкова Л.М. поддержала ходатайство своего защитника.

Представитель потерпевшего ФИО7 в письменном заявлении указала, что оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

Государственный обвинитель считает, что обвинительное заключение составлено в соответствии требованиями уголовно-процессуального законодательства, поэтому основания для возвращения уголовного дела прокурору отсутствуют.

Выслушав мнение участников процесса, суд пришел к следующему.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесение иного решения на основе данного заключения.

Также одним из оснований для возврата дела является ситуация, когда фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий обвиняемого как более тяжкого преступления, либо в ходе судебного разбирательства установлены фактические обстоятельства, указывающие на наличие оснований для квалификации действий лица как более тяжкого преступления (п.6 ч.1 ст.237 УПК РФ).

При этом, согласно правовой позиции, изложенной в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 №28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству», п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2017 №51 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)» при решении вопроса о возвращении уголовного дела прокурору по основаниям, указанным в ст.237 УПК РФ, под существенными нарушениями закона, допущенными при составлении обвинительного заключения, следует понимать такие нарушения изложенных в ст.220 УПК РФ положений, которые являются препятствием к постановлению судом приговора или вынесению иного итогового решения, и которые не могут быть устранены судом, при условии, что их устранение не будет связано с восполнением неполноты произведенного предварительного следствия.

Согласно ст.220 УПК РФ в обвинительном заключении следователь указывает, в том числе, существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.

Таким образом, в обвинительном заключении должны быть указаны обстоятельства совершенного преступления, конкретные действия и роль обвиняемого и иных соучастников преступления при его совершении, чтобы позволить суду при исследовании доказательств объективно разрешить вопрос о виновности или невиновности привлеченного к уголовной ответственности лица. Формулировка обвинения должна быть конкретной, понятной, охватывающей все имеющие уголовно-правовое значение признаки предъявленного обвинения

Обвинительное заключение в отношении Чулковой Л.М., имеющееся в материалах уголовного дела, не соответствует требованиям данной нормы УПК РФ.

Так, из фабулы обвинения следует, что подсудимая, являясь директором ООО «Пеликен» и действуя в его интересах, путем участия в открытых электронных аукционах, заключила 26.06.2018 и 23.07.2018 два муниципальных контракта с администрацией Ряжского муниципального района. Предметом каждого из них выступали не связанные между собой ремонтные работы городских парков по ул.Ильича и по ул.Красной армии г.Ряжска. При этом, органами предварительного следствия фактически описываются два эпизода преступной деятельности подсудимой, имеющей целью хищение бюджетных денежных средств, выделенных для оплаты двух разных контрактов, при проведении двух независимых электронных аукционов, с самостоятельными датами заключения самих контрактов и выполнения работ по ним, свидетельствующих о наличии двух объектов преступного посягательства, что исключает возможность квалификации преступления как одного продолжаемого. Указанное влечет необходимость квалификации действий Чулковой Л.М. по двум статьям УК РФ.

Вместе с тем, настаивая на корыстной цели у подсудимой при совершении преступления, следствие указывает, что Чулкова Л.М. при ремонте городского парка по ул.Ильича выполнила дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, причинив урон собственной организации на сумму 38660 рублей 81 копейку, чем, по сути, принесла потерпевшему прибыль.

При описании стоимости фактически выполненных работ по второму контракту (парк по ул.Красной Армии) отражена сумма 6228866 рублей 53 копейки из оплаченных потерпевшим 6600000 рублей. Таким образом, размер ущерба, причиненного потерпевшему при выполнении работ по второму контракту, составил 371133 рубля 47 копеек (6600000 – 6228866,53). Однако окончательно обвинение предъявлено на сумму 332472 рубля 66 копеек. Указанное свидетельствует о наличии в обвинительном заключении неясности в части размера причиненного ущерба, при этом, сумма фактически причиненного ущерба в размере 371133 рубля 47 копеек не нашла своего отражения в тексте обвинения.

Также, состав преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, подразумевает обязательное причинение потерпевшему ущерба. Однако в предъявленном обвинении в качестве обстоятельств совершения преступления описаны планируемые работы, отраженные в контрактах; согласование изменения объема этих работ между сторонами контракта, то есть, между подсудимой и потерпевшим; последующую приемку без каких-либо нареканий со стороны потерпевшего выполненных работ в соответствии с данными изменениями условий договора. При этом, как указано в подп.2 п.2.2 обоих Муниципальных контрактов, стороны пришли к соглашению, что цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по предложению заказчика объема работ не более, чем на 10 процентов (т.1 л.д.158). Указанное подтверждено всеми свидетелями стороны обвинения и представителем потерпевшего. Таким образом, обвинительное заключение, по сути, описывает исполнение договорных обязательств подсудимой в полном объеме (с учетом ранее согласованных сторонами изменений условий контракта) и представляет доказательства этому.

Отсутствие дополнительного письменного соглашения при изменении сторонами предмета договора в силу действующего УК РФ не является самостоятельным основанием привлечения к уголовной ответственности. Нарушением каких охраняемых законом интересов потерпевшего, положений какого закона является данное обстоятельство в обвинении не отражено.

Кроме того, Чулкова Л.М. изначально обвиняется в мошенничестве путем злоупотребления доверием, однако в тексте обвинительного заключения при описании способа совершения хищения указано совершение преступления путем обмана должностных лиц, ответственных за приемку работ.

Так, обвинение ссылается на внесение подсудимой заведомо ложных сведений в документы, подтверждающие факт и объем выполненных работ по обоим объектам (обман), изначальное отсутствие у нее намерения выполнить условия контрактов в полном объеме (злоупотребление доверием), при приемке работ представителем администрации - умолчание о несоответствии действительности объеме фактически выполненных работ (обман). Итоговая формулировка обвинения также содержит указание на совершение мошенничества путем обмана.

Как следует из фабулы ст.159 УК РФ и разъяснений, содержащихся в п.п.2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №48 (ред. от 29.06.2021) «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», злоупотребление доверием как способ совершения хищения не тождественен обману, каждый их данных способов хищения имеет отличительные особенности и обстоятельства их применения при хищении, что исключает вменение одновременно обоих при квалификации деяния.

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 №55 «О судебном приговоре» судам следует исходить из того, что более тяжким считается обвинение, когда в него включаются дополнительные, не вмененные обвиняемому факты, увеличивающие фактический объем обвинения, хотя и не изменяющие юридической оценки содеянного. Существенно отличающимся обвинением от первоначального по фактическим обстоятельствам следует считать всякое иное изменение формулировки обвинения (вменение других деяний вместо ранее предъявленных или преступления, отличающегося от предъявленного по объекту посягательства, форме вины и т.д.), если при этом нарушается право подсудимого на защиту.

Указанное как по отдельности, так и в совокупности исключает возможность постановления по делу приговора или иного судебного решения на основании имеющегося обвинительного заключения, поскольку суд не вправе, расширив и уточнив обвинение, устранить самостоятельно указанные нарушения, что в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 №18-П, является препятствием для рассмотрения дела, влечет стеснение гарантируемых законом прав участников уголовного судопроизводства, в том числе, ущемление права обвиняемого на защиту, так как он не может возражать против обвинения, предъявленного, по сути, судом, то есть, фактически не позволяет суду реализовать возложенную на него Конституцией РФ функцию осуществления независимого правосудия.

Статья 252 УПК РФ предусматривает, что судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению (часть первая), а изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (часть вторая).

Несоблюдение указанных положений создает неопределенность в предъявленном обвинении, в связи с чем данное обвинительное заключение исключает постановление судом на его основе приговора или вынесению иного решения, отвечающего принципу законности и справедливости.

При таких обстоятельствах в силу п.1 ч.1 ст.237 УПК РФ уголовное дело подлежит возврату прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, а именно для устранения допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства и пересоставления обвинительного заключения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.237 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Возвратить прокурору Советского района г.Рязани уголовное дело по обвинению Чулковой Людмилы Михайловны в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, для устранения допущенных нарушений и пересоставления обвинительного заключения.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Советский районный суд г.Рязани в течении 10 дней со дня его вынесения.

Судья - подпись