ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-200/17 от 15.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 1-200/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Кострома 15 ноября 2017 г.

Ленинский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи Загарова И.Н.,

при секретаре Солодковой Ю.Л.,

с участием прокурора Смирновой Т.А.,

обвиняемого ФИО1,

защитника – адвоката Змойро А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

ФИО1, <данные изъяты>

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ,

установил:

Подсудимый ФИО2 обвиняется в нецелевом расходовании бюджетных средств, то есть в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в особо крупном размере, при следующих обстоятельствах:

На основании постановления избирательной комиссии Костромского муниципального района «О результатах выборов главы Костромского муниципального района Костромской области» от 15.09.2015 №107, а также распоряжения №265-к от 25.09.2015 ФИО1 вступил в должность главы Костромского муниципального района Костромской области и приступил к выполнению должностных обязанностей. В силу бюджетного кодекса РФ и Устава Костромского муниципального района ФИО1 как глава муниципального района наделен полномочиями должностного лица главного распорядителя и получателя бюджетных средств.

В соответствии со ст. 158 БК РФ, главным распорядителем бюджетных средств – администрацией Костромского муниципального района установлен перечень подведомственных получателей бюджетных средств на 2016 год, в число которых МУП «Коммунсервис» и ООО «НОВАТЭК-Кострома» не входят. Таким образом, указанные организации не являются получателями бюджетных средств, подведомственными главному распорядителю бюджетных средств - администрации Костромского муниципального района.

dd/mm/yyФИО1, исполняя функции получателя бюджетных средств, осознавая, что Администрация Костромского муниципального района не несет ответственность по обязательствам МУП «Коммунсервис», направил от имени администрации Костромского муниципального района в департамент финансов Костромской области заявку №3381/1 «О предоставлении бюджетного кредита» в сумме 25 000 000 рублей, планируя использовать данные средства с целью погашения задолженности указанного предприятия перед ООО «Новатэк-Кострома».

dd/mm/yy на основании распоряжения губернатора Костромской области №238-р администрации Костромского муниципального района выделен бюджетный кредит с целью частичного покрытия дефицита бюджета Костромского муниципального района, который составлял на тот момент 66 388 300 рублей.

dd/mm/yy между департаментом Финансов Костромской области в лице директора департамента З и администрацией Костромского муниципального района в лице главы района ФИО1 заключен договор о предоставлении бюджетного кредита №2016-ДБ/13-3, согласно которому Администрации Костромского муниципального района выделен бюджетный кредит в размере 25 000 000 рублей с целевым назначением – на частичное покрытие дефицита бюджета Костромского муниципального района, при этом за пользование бюджетным кредитом установлена плата в размере ? ставки рефинансирования ЦБ РФ на день заключения договора, срок возврата кредита - 23.06.2017.

В нарушение требований действующего законодательства, фактически выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные полномочия в администрации Костромского муниципального района, ФИО1, находясь по адресу: ..., имея умысел, направленный на использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в особо крупном размере, игнорируя требования бюджетного законодательства, регламентирующего порядок расходования бюджетных средств, действуя от имени главного распорядителя бюджетных средств, dd/mm/yy на заведомо не выгодных для Костромского муниципального района условиях, вопреки требованиям ст. 38.1 БК РФ, согласно которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств, а также требованиям ст. 158 БК РФ, согласно которым главный распорядитель бюджетных средств - администрация Костромского муниципального района отвечает от имени Костромского муниципального района Костромской области по денежным обязательствам подведомственных получателей бюджетных средств, к которым МУП «Коммунсервис» не относится, зная об отсутствии обязательств Администрации Костромского муниципального района перед МУП «Коммунсервис», умышленно, руководствуясь ложно понятыми интересами службы, фактически действуя в интересах ООО «Новатэк-Кострома», подписал договор перевода долга №24-6-17393 с директором МУП «Коммунсервис», согласованный представителем ООО «Новатэк-Кострома», согласно которому администрация Костромского муниципального района взяла на себя безвозмездные обязательства по оплате кредиторской задолженности, возникшей у МУП «Коммунсервис» по договору поставки газа №44-5-20004 от 17.11.2014 в размере 25 000 000 рублей перед ООО «Новатэк-Кострома», осознавая, что обязательства указанного Предприятия не являются обязательствами Костромского муниципального района и что он не должен отвечать по обязательствам, возникшим в МУП «Коммунсервис», а также будучи осведомленным, что на момент заключения указанного договора Администрация Костромского муниципального района имела перед МУП «Коммунсервис» задолженность в размере 31 178 рублей 86 копеек, а задолженность муниципальных учреждений Костромского муниципального района, подведомственных получателю бюджетных средств, перед МУП «Коммунсервис», составляла 4 288 073 рубля 38 копеек, тем самым ФИО1 понимал, что средства выделенного бюджетного кредита не будут расходоваться на цели, на которые они будут получены.

Тем самым, не имея бюджетных полномочий по принятию безвозмездных обязательств и заключению договора перевода долга, ФИО1 принял решение о принятии Костромским муниципальным районом Костромской области безвозмездного долгового обязательства коммерческой организации в размере 25 000 000 рублей, возложив его исполнение на бюджет Костромского муниципального района.

Заключив договор перевода долга №24-6-17393 от 23.12.2016, являющийся основанием для перечисления бюджетных средств Костромского муниципального района в размере 25 000 000 рублей на цели, не соответствующие условиям их получения, ФИО1, в продолжение умысла, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, дал указание руководителю Финансового управления администрации Костромского муниципального района С осуществить оплату по нему и подготовить для этого необходимые бухгалтерские документы. Действуя во исполнение незаконного указания ФИО1 о выделении финансирования бюджетных средств на оплату по договору перевода долга №24-6-17393 от 23.12.2016, С подготовила расходное расписание, в котором отразила коды бюджетной классификации в соответствии с указанным договором, после чего передала его руководителю МКУ «Централизованная бухгалтерия Администрации Костромского муниципального района» П и главному бухгалтеру К а также сообщила, что ФИО1 распорядился осуществить оплату и подготовить заявку на кассовый расход по договору перевода долга №24-6-17393 от 23.12.2016. К действуя во исполнение условий договора перевода долга согласно указанию ФИО1, подготовила заявку на кассовый расход в размере 25 000 000 рублей и направила ее в УФК по ... для последующего перечисления бюджетных средств в ООО «Новатэк-Кострома».

dd/mm/yy на основании платежного поручения №3592 на расчетный счет администрации Костромского муниципального района из бюджета Костромской области поступили 25 000 000 рублей в качестве бюджетного кредита. После чего на основании платежного поручения №517103 от 28.12.2016, в рамках исполнения договора перевода долга №24-6-17393 от 23.12.2016, на расчетный счет ООО «Новатэк-Кострома» были перечислены средства в размере 25 000 000 рублей с назначением платежа - в качестве оплаты кредиторской задолженности за поставленный газ МУП «Коммунсервис» с указанием кодов бюджетной классификации (901 0502 3610020510 244 223).

Данное направление средств бюджета Костромского муниципального района и оплата денежных обязательств по договору перевода долга №24-6-17393 от 23.12.2016 в сумме 25 000 000 не соответствует Решению о бюджете района на 2016 год, сводной бюджетной росписи Костромского муниципального района, бюджетной росписи и бюджетной смете главного распорядителя и получателя бюджетных средств администрации Костромского муниципального района.

Таким образом, расходы по принятию денежных обязательств за МУП «Коммунсервис» перед ООО «НОВАТЭК-Кострома» по договору перевода долга от 23.12.2016 №24-6-17393 в сумме 25 000 000 рублей не являются мероприятиями в области коммунального хозяйства и не соответствуют коду раздела, подраздела 0502 «Коммунальное хозяйство».

Направление средств бюджета Костромского муниципального района и оплата денежных обязательств по договору перевода долга №24-6-17393 от 23.12.2016 в сумме 25 000 000 полностью и частично не соответствует Решению о бюджете района на 2016 год, сводной бюджетной росписи Костромского муниципального района, бюджетной росписи и бюджетной смете главного распорядителя и получателя бюджетных средств администрации Костромского муниципального района.

В результате вышеуказанных действий, выразившихся в подписании договора перевода долга №24-6-17393 от 23.12.2016 в нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов, ФИО1, будучи должностным лицом получателя бюджетных средств, осуществил расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, в размере 25 000 000 рублей, что в соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК РФ является особо крупным размером.

Действия ФИО1 в ходе следствия были квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ – расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в особо крупном размере.

В ходе судебного следствия подсудимый ФИО1 совместно с защитником заявил ходатайство о прекращении уголовного дела и назначении ему судебного штрафа.

Выслушав участвующих в деле лиц суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Подсудимый ФИО2 обвиняется в совершении 1 преступления средней тяжести впервые, фактически факт совершения вменённых ему действий признал и не отрицал необходимости ответственности за свои действия. Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что ФИО1 характеризуется положительно, на учетах у нарколога и психиатра не состоит, с самого начала предварительного следствия не отрицал тех действий, которые ему вменялись в вину, также суд учитывает конкретные обстоятельства совершения преступления, принятие Нодой мер к возвращению в бюджет района денежных средств, которые согласно обвинения были потрачены не по целевому назначению.

Отсутствие каких-либо значимых негативных последствий от совершения преступления, принятие мер к возвращению денежных средств в бюджет района, которые исходя из объёма обвинения были потрачены не по целевому назначению, свидетельствуют о намерении заглаживания вреда и о возможности применения к нему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, поскольку совокупность оснований для применения ст.76.2 УК РФ имеется.

Принимая во внимание изложенное, а также, что ФИО1 ходатайствует о прекращение уголовного дела с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, уголовное дело в отношении него должно быть прекращено по данному основанию.

Размер судебного штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения ФИО1 и его семьи, а также с учетом возможности получения им заработной платы или иного дохода. ФИО1 трудоустроен и имеет возможность получения дохода и в будущем.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 25.1, 446.3, 256 УПК РФ, суд

постановил:

Прекратить уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ и назначить ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 25000 (Двадцать пять тысяч) рублей в соответствии со ст. 76.2 УК РФ в связи с освобождением от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

Судебный штраф подлежит уплате ФИО1 в срок до 15 января 2018 года включительно.

Реквизиты для уплаты судебного штрафа: федеральный бюджет Российской Федерации, получатель УФК по Костромской области (Управление ФССП по Костромской области), ИНН <***>, КПП 440101001 р/с <***> в Отделении Кострома г. Кострома, БИК 043469001, КБК 322 1 16 17000 01 0000 140, ОКТМО 34701000.

Разъяснить ФИО1 необходимость представления сведений об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа; что в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности.

Меру пресечения ФИО1 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья И.Н.Загаров