П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении уголовного преследования
с.Красный Яр 28 марта 2019 года
Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Кузнецова А.В.,
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Канатовой Н.В.,
представителя потерпевшего Н.Г.А.,
подсудимой ФИО1,
защитника - адвоката Вряшник Н.Н., представившего удостоверение № и ордер №,
при секретаре Семенюк Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению
ФИО1, <>,
в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286, ч.1 ст.286, ч.1 ст.286, ч.1 ст.286 Уголовного Кодекса Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обвиняется в совершении четырех преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286 УК РФ, связанных с совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций, при следующих обстоятельствах.
Приказом руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области № 10-г от 30.05.2008 ФИО1 назначена на должность директора Автономного учреждения Астраханской области «Красноярский лесхоз», являющегося некоммерческой организацией, в связи с чем являлась должностным лицом - руководителем автономного бюджетного учреждения, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Согласно трудовому договору от 01.04.2008 и дополнительному соглашению к трудовому договору от 03.06.2013, она имела право: самостоятельно решать вопросы деятельности учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации или Уставом к компетенции учредителя и наблюдательного совета (п.2.2), организовывать работу учреждения, п.2.3.3 распоряжаться имуществом учреждения в порядке и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации (п.2.3.1), утверждать штатное расписание учреждения и должностные инструкции (п.2.3.7), в пределах своей компетенции издавать приказы, распоряжения и давать указания обязательные для всех работников учреждения (п. 2.3).10, решать иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации, Уставом учреждения, настоящим договором и должностной инструкции к компетенции руководителя (п. 2.3.12). На ФИО1, согласно указанному трудовому договору, возложены обязанности: добросовестно и разумно руководить учреждением, обеспечивать выполнение, установленных для учреждения основных видов деятельности и осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, Уставом учреждения и настоящим договором к его компетенции (п.3.1.1), при исполнении своих должностных обязанностей соблюдать законодательством Российской Федерации, Устав учреждения, локальные нормативные акты и условия настоящего договора (п.3.1.2), обеспечивать использование имущества учреждения, в том числе недвижимого по целевому назначению в соответствии с видами деятельности учреждения, установленными Уставом учреждения (п.3.1.11). Руководитель учреждения несет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и трудовым договором (п.5.1), несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению, а также возмещает учреждению убытки, причиненные его виновными действиями, в случае и в соответствии с нормами действующего законодательства (п.5.3), может быть привлечен к материальной, административной и уголовной ответственности в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.4).
Согласно должностной инструкции директора АУ АО «Красноярский лесхоз», ФИО1 руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, несет ответственность за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышение эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника, за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия в пределах предоставленных ему законодательством прав.
Вышеуказанные полномочия сформировали у ФИО1 должностное положение, которое было использовано ею против интересов вверенного ей учреждения АУ АО «Красноярский лесхоз».
Так, в январе 2014, точная дата и время следствием не установлены, у ФИО1, из корыстной заинтересованности, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы ее полномочий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов организации, в которой она работает - АУ АО «Красноярский лесхоз», а именно, в незаконном получении из бюджета вверенного ей учреждения денежных средств в виде необоснованных ежемесячных денежных выплат стимулирующего характера за период с января 2014 по август 2014 года.
В продолжение своего преступного умысла, ФИО1, в период с января 2014 по август 2014 года, являясь директором АУ АО «Красноярский лесхоз», обладая признаками должностного лица, то есть наделенная организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, имея умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы ее должностных полномочий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов организации, руководителем которой она является, находясь на своем рабочем месте в здании АУ АО «Красноярский лесхоз», расположенном по адресу: <адрес>, из корыстных побуждений, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба и желая их наступления, заведомо зная, что в соответствии с п.3.7 Постановления Правительства Астраханской области от 12.04.2012 № 142-П «О Примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области» выплаты стимулирующего характера руководителям учреждения устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, осуществляются с учетом результатов деятельности учреждения и показателей эффективности работы руководителя учреждения, установленных главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, размеры выплат стимулирующего характера руководителям учреждения устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, исходя из задач, стоящих перед учреждением, и отражаются в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения, без заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, умышленно и незаконно издавала и подписывала собственные ежемесячные приказы о начислении себе выплат стимулирующего характера «За расширение зоны обслуживания», «За значок», выйдя тем самым за пределы своих должностных полномочий, предусмотренных, заключенными с ней трудовым договором и дополнительным соглашением к трудовому договору. Незаконно изданные приказы ФИО1 передавала за своей подписью в бухгалтерию АУ АО «Красноярский лесхоз», сотрудники которой в период с января 2014 по август 2014 года, произвели на имя ФИО1 дополнительные начисления к заработной плате в виде выплат стимулирующего характера.
Таким образом, ФИО1 умышленно и незаконно, без составления соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору со Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, ежемесячно издавала заведомо незаконные приказы о выплате себе стимулирующей доплаты к заработной плате за расширение зоны обслуживания, по которым произведены начисления денежных средств в общей сумме 75089 рублей, в том числе в январе 2014 года в размере 7800 рублей, в феврале 2014 года в размере 7800 рублей, в марте 2014 года в размере 7800 рублей, в апреле 2014 года в размере 7800 рублей, в мае 2014 года в размере 3695 рублей, в июне 2014 года в размере 24594 рубля, в июле 2014 года в размере 7800 рублей, в августе 2014 года в размере 7800 рублей, а также за указанный период произведены незаконные начисления стимулирующих доплат к заработной плате ФИО1 «За значок» в общей сумме 57327 рублей, в том числе в январе 2014г. в размере 7800 рублей, в феврале 2014г. в размере 7800 рублей, в марте 2014г. в размере 7800 рублей, в апреле 2014г. в размере 7800 рублей, в мае 2014г. в размере 3695 рублей, в июне 2014г. в размере 6832 рублей, в июле 2014г. в размере 7800 рублей, в августе 2014г. в размере 7800 рублей. Всего за период с января 2014 по август 2014 работники бухгалтерии АУ АО «Красноярский лесхоз», не осведомленные о преступных намерениях директора ФИО1, по вышеуказанным незаконно изданным приказам, произвели доплаты к заработной плате последней из бюджета АУ АО «Красноярский лесхоз» в виде выплат стимулирующего характера в общей сумме 132416 руб., которые были перечислены на расчетный счет №, открытый в отделении № 8625 Сбербанка России на имя ФИО1, которыми последняя распорядилась по собственному усмотрению.
Своими неправомерными действиями ФИО1 существенно нарушила охраняемые законом интересы АУ АО «Красноярский лесхоз», поскольку незаконно и необоснованно распорядилась от своего имени бюджетными денежными средствами, чем дискредитировала АУ АО «Красноярский лесхоз», что выразилось в подрыве авторитета государственного учреждения со стороны общества и граждан. Умышленные действия ФИО1 противоречили тем целям и задачам, для достижения которых она была наделена должностными полномочиями. Кроме того, неправомерными действиями ФИО1 существенно нарушила права и законные интересы возглавляемой ею организации, что выразилось в причинении АУ АО «Красноярский лесхоз» имущественного вреда материального характера в общей сумме 132416 руб., которые могли быть направлены на финансирование иных вопросов указанного автономного учреждения.
В январе 2015, точная дата и время следствием не установлены, у ФИО1, из корыстной заинтересованности, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы ее полномочий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов организации, в которой она работает - АУ АО «Красноярский лесхоз», а именно, в незаконном получении из бюджета вверенного ей учреждения денежных средств в виде необоснованных ежемесячных денежных выплат стимулирующего характера за период с января 2015 по август 2015 года.
В продолжение своего преступного умысла, ФИО1, в период с января 2015 по август 2015 года, являясь директором АУ АО «Красноярский лесхоз», обладая признаками должностного лица, то есть наделенная организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, имея умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы ее должностных полномочий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов организации, руководителем которой она является, находясь на своем рабочем месте в здании АУ АО «Красноярский лесхоз», расположенном по адресу: <адрес>, из корыстных побуждений, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба и желая их наступления, заведомо зная, что в соответствии с п.3.7 Постановления Правительства Астраханской области от 12.04.2012 № 142-П «О Примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области» выплаты стимулирующего характера руководителям учреждения устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, осуществляются с учетом результатов деятельности учреждения и показателей эффективности работы руководителя учреждения, установленных главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, размеры выплат стимулирующего характера руководителям учреждения устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, исходя из задач, стоящих перед учреждением, и отражаются в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения, без заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, умышленно и незаконно издавала и подписывала собственные ежемесячные приказы о начислении себе выплат стимулирующего характера «За расширение зоны обслуживания», «За значок», «За совмещение»,выйдя тем самым за пределы своих должностных полномочий, предусмотренных, заключенными с ней трудовым договором и дополнительным соглашением к трудовому договору. Незаконно изданные приказы ФИО1 передавала за своей подписью в бухгалтерию АУ АО «Красноярский лесхоз», сотрудники которой в период с января 2015 по август 2015 года, произвели на имя ФИО1 дополнительные начисления к заработной плате в виде выплат стимулирующего характера.
Таким образом, ФИО1 умышленно и незаконно, без составления соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору со Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, ежемесячно издавала заведомо незаконные приказы о выплате себе стимулирующей доплаты к заработной плате за расширение зоны обслуживания, по которым произведены начисления денежных средств в общей сумме 89120 рублей, в том числе в январе 2015 года в размере7800 рублей, в феврале 2015 года в размере 7800 рублей, в марте 2015 года в размере 7800 рублей, в апреле 2015 года в размере 18720 рублей, в мае 2015 года в размере 18720 рублей, в июне 2015 года в размере 7700 рублей, в июле 2015 года в размере 9660 рублей, в августе 2015 года в размере 10920 рублей, а также за указанный период произведены незаконные начисления стимулирующих доплат к заработной плате ФИО1 «За значок» в общей сумме 43600 рублей, в том числе в январе 2015г. в размере 7800 рублей, в феврале 2015г. в размере 7800 рублей, в марте 2015г. в размере 7800 рублей, в июне 2015г. в размере 5500 рублей, в июле 2015г. в размере 6900 рублей, в августе 2015г. в размере 7800 рублей. Всего за период с января 2015 по август 2015 работники бухгалтерии АУ АО «Красноярский лесхоз», не осведомленные о преступных намерениях директора ФИО1, по вышеуказанным незаконно изданным приказам, произвели доплаты к заработной плате последней из бюджета АУ АО «Красноярский лесхоз» в виде выплат стимулирующего характера в общей сумме 143720 рублей, которые были перечислены на расчетный счет №, открытый в отделении № 8625 Сбербанка России на имя ФИО1, которыми последняя распорядилась по собственному усмотрению.
Своими неправомерными действиями ФИО1 существенно нарушила охраняемые законом интересы АУ АО «Красноярский лесхоз», поскольку незаконно и необоснованно распорядилась от своего имени бюджетными денежными средствами, чем дискредитировала АУ АО «Красноярский лесхоз», что выразилось в подрыве авторитета государственного учреждения со стороны общества и граждан. Умышленные действия ФИО1 противоречили тем целям и задачам, для достижения которых она была наделена должностными полномочиями. Кроме того, неправомерными действиями ФИО1 существенно нарушила права и законные интересы возглавляемой ею организации, что выразилось в причинении АУ АО «Красноярский лесхоз» имущественного вреда материального характера в общей сумме 143720 рублей, которые могли быть направлены на финансирование иных вопросов указанного автономного учреждения.
В феврале 2016 года, точная дата и время следствием не установлены, у ФИО1, из корыстной заинтересованности, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы ее полномочий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов организации, в которой она работает - АУ АО «Красноярский лесхоз», а именно, в незаконном получении из бюджета вверенного ей учреждения денежных средств в виде необоснованных ежемесячных денежных выплат стимулирующего характера за период с марта 2016 по ноябрь 2016 года.
В продолжение своего преступного умысла, ФИО1, в период с марта 2018 по ноябрь 2016 года, являясь директором АУ АО «Красноярский лесхоз», обладая признаками должностного лица, то есть наделенная организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, имея умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы ее должностных полномочий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов организации, руководителем которой она является, находясь на своем рабочем месте в здании АУ АО «Красноярский лесхоз», расположенном по адресу: <адрес>, из корыстных побуждений, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба и желая их наступления, заведомо зная, что в соответствии с п.3.7 Постановления Правительства Астраханской области от 12.04.2012 № 142-П «О Примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области» выплаты стимулирующего характера руководителям учреждения устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, осуществляются с учетом результатов деятельности учреждения и показателей эффективности работы руководителя учреждения, установленных главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, размеры выплат стимулирующего характера руководителям учреждения устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, исходя из задач, стоящих перед учреждением, и отражаются в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения, без заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, умышленно и незаконно издавала и подписывала собственные ежемесячные приказы о начислении себе выплат стимулирующего характера «За расширение зоны обслуживания», «За значок», выйдя тем самым за пределы своих должностных полномочий, предусмотренных, заключенными с ней трудовым договором и дополнительным соглашением к трудовому договору. Незаконно изданные приказы ФИО1 передавала за своей подписью в бухгалтерию АУ АО «Красноярский лесхоз», сотрудники которой в период с марта 2016 по ноябрь 2016 года, произвели на имя ФИО1 дополнительные начисления к заработной плате в виде выплат стимулирующего характера.
Таким образом, ФИО1 умышленно и незаконно, без составления соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору со Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, ежемесячно издавала заведомо незаконные приказы о выплате себе стимулирующей доплаты к заработной плате за расширение зоны обслуживания, по которым произведены начисления денежных средств в общей сумме 60840 рублей, в том числе в марте 2016 года в размере 10920 рублей, в июле 2016 года в размере 6240 рублей, в августе 2016 года в размере 10920 рублей, в сентябре 2016 года в размере 10920 рублей, в октябре 2016 года в размере 10920 рублей, в ноябре 2016 года в размере 10920 рублей, а также за указанный период произведены незаконные начисления стимулирующих доплат к заработной плате ФИО1 «За значок» в общей сумме 46800 рублей, в том числе в марте 2016г. в размере 7800 рублей, в июле 2016г. в размере 7800 рублей, в августе 2016г. в размере 7800 рублей, в сентябре 2016 года в размере 7800 рублей, в октябре 2016 года в размере 7800 рублей, в ноябре 2016 года в размере 7800 рублей. Всего за период с марта 2016 по ноябрь 2016 работники бухгалтерии АУ АО «Красноярский лесхоз», не осведомленные о преступных намерениях директора ФИО1, по вышеуказанным незаконно изданным приказам, произвели доплаты к заработной плате последней из бюджета АУ АО «Красноярский лесхоз» в виде выплат стимулирующего характера в общей сумме 107640 руб., которые были перечислены на расчетный счет №, открытый в отделении № 8625 Сбербанка России на имя ФИО1, которыми последняя распорядилась по собственному усмотрению.
Своими неправомерными действиями ФИО1 существенно нарушила охраняемые законом интересы АУ АО «Красноярский лесхоз», поскольку незаконно и необоснованно распорядилась от своего имени бюджетными денежными средствами, чем дискредитировала АУ АО «Красноярский лесхоз», что выразилось в подрыве авторитета государственного учреждения со стороны общества и граждан. Умышленные действия ФИО1 противоречили тем целям и задачам, для достижения которых она была наделена должностными полномочиями. Кроме того, неправомерными действиями ФИО1 существенно нарушила права и законные интересы возглавляемой ею организации, что выразилось в причинении АУ АО «Красноярский лесхоз» имущественного вреда материального характера в общей сумме 107640 руб., которые могли быть направлены на финансирование иных вопросов указанного автономного учреждения.
В феврале 2017, точная дата и время следствием не установлены, у ФИО1, из корыстной заинтересованности, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы ее полномочий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов организации, в которой она работает - АУ АО «Красноярский лесхоз», а именно, в незаконном получении из бюджета вверенного ей учреждения денежных средств в виде необоснованных ежемесячных денежных выплат стимулирующего характера в феврале 2017 года.
В продолжение своего преступного умысла, ФИО1, в феврале 2017 года, являясь директором АУ АО «Красноярский лесхоз», обладая признаками должностного лица, то есть наделенная организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, имея умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы ее должностных полномочий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов организации, руководителем которой она является, находясь на своем рабочем месте в здании АУ АО «Красноярский лесхоз», расположенном по адресу: <адрес>, из корыстных побуждений, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба и желая их наступления, заведомо зная, что в соответствии с п.3.7 Постановления Правительства Астраханской области от 12.04.2012 № 142-П «О Примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области» выплаты стимулирующего характера руководителям учреждения устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, осуществляются с учетом результатов деятельности учреждения и показателей эффективности работы руководителя учреждения, установленных главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, размеры выплат стимулирующего характера руководителям учреждения устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, исходя из задач, стоящих перед учреждением, и отражаются в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения, без заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, умышленно и незаконно издавала и подписывала собственные ежемесячные приказы о начислении себе выплат стимулирующего характера «За расширение зоны обслуживания», «За значок», выйдя тем самым за пределы своих должностных полномочий, предусмотренных, заключенными с ней трудовым договором и дополнительным соглашением к трудовому договору. Незаконно изданные приказы ФИО1 передавала за своей подписью в бухгалтерию АУ АО «Красноярский лесхоз», сотрудники которой в феврале 2017 года, произвели на имя ФИО1 дополнительные начисления к заработной плате в виде выплат стимулирующего характера.
Таким образом, ФИО1 умышленно и незаконно, без составления соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору со Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, издавала заведомо незаконные приказы о выплате себе стимулирующей доплаты к заработной плате за расширение зоны обслуживания, по которым в феврале 2017 года были произведены начисления денежных средств в общей сумме 10929 рублей, а также за указанный период произведены незаконные начисления стимулирующих доплат к заработной плате ФИО1 «За значок» в общей сумме 7800 рублей, Всего в феврале 2017 года работники бухгалтерии АУ АО «Красноярский лесхоз», не осведомленные о преступных намерениях директора ФИО1, по вышеуказанным незаконно изданным приказам, произвели доплаты к заработной плате последней из бюджета АУ АО «Красноярский лесхоз» в виде выплат стимулирующего характера в общей сумме 18720 руб., которые были перечислены на расчетный счет №, открытый в отделении №8625 Сбербанка России на имя ФИО1, которыми она распорядилась по собственному усмотрению.
Своими неправомерными действиями ФИО1 существенно нарушила охраняемые законом интересы АУ АО «Красноярский лесхоз», поскольку незаконно и необоснованно распорядилась от своего имени бюджетными денежными средствами, чем дискредитировала АУ АО «Красноярский лесхоз», что выразилось в подрыве авторитета к государственному учреждению со стороны общества и граждан. Умышленные действия ФИО1 противоречили тем целям и задачам, для достижения которых она была наделена должностными полномочиями. Кроме того, неправомерными действиями ФИО1 существенно нарушила права и законные интересы возглавляемой ею организации, что выразилось в причинении АУ АО «Красноярский лесхоз» имущественного вреда материального характера в общей сумме 18720 руб., которые могли быть направлены на финансирование иных вопросов указанного автономного учреждения.
Допрошенная в судебном заседании подсудимая ФИО1 вину не признала и показала, что с 2008г. по июль 2016г. состояла в должности директора АУ АО «Красноярский лесхоз», которое находится в подчинении Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, с 2017 года учреждение переименовано в ГАУ АО «Красноярский лесхоз», в котором она проработала в должности директора до 12.02.2018. В ее обязанности входило ведение финансово – хозяйственной, лесохозяйственной деятельности, контроль за качественным и своевременным выполнением государственных заданий и др. О начислении и выплате премий и иных выплат стимулирующего и компенсационного характера в инкриминируемый следствием период, она издавала приказы, руководствуясь коллективным договором на 2014-2017 годы, Положением о системе оплаты труда работников АУ АО «Красноярский лесхоз», Положением об автономных учреждениях, Трудовым кодексом. Положение о системе оплаты труда работников автономных учреждений и их руководителей Службой природопользования и природных ресурсов в указанный в обвинении период не принималось и до них не доводилось. Данное положение было принято Постановлением Правительства Астраханской области лишь 23.05.2018г. за № 192-П. Все указанные выплаты производились ею только из собственно заработанных учреждением средств, которыми в соответствии с Уставом они распоряжаются самостоятельно. При наличии заработанных учреждением средств, учитывая выполнение государственного задания и отсутствие задолженности по заработной плате и налогам, она издавала приказы о начислении указанных выплат не только себе, как руководителю, но и сотрудникам учреждения. Все указанные выплаты закладывались в штатные расписания учреждения, которые передавались в Службу природопользования и охраны окружающей среды и в соответствии с которыми формировался фонд оплаты труда. Никакого согласования со Службой природопользования и охраны окружающей среды для издания ею соответствующих приказов не предусмотрено и до неё таких требований не доводилось. Напротив, после преобразования в 2007 году в АУ АО «Красноярский лесхоз», в отделе кадров ей пояснили, что меняется лишь название, что они остаются самостоятельными, и все остается так, как было заведено раньше, то есть никаких согласований не требуется. Считает, что своих полномочий она не превышала, так как имеет право на указанные надбавки к заработной плате в силу действующего законодательства и коллективного договора. Надбавки «за расширение зон обслуживания», «за совместительство», что является одним и тем же, обусловлены присоединением к «Красноярскому лесхозу» лесхозов «Володарский» и «Икрянинский», то есть фактическим увеличением её работы, и являются компенсационными, а не стимулирующими надбавками. Трудовое соглашение, заключенное с ней Службой природопользования и охраны окружающей среды в части определения её оплаты труда, считает нелегитимным, так как оно заключено в нарушение Устава АУ АО«Красноярский лесхоз» без согласования с Минимуществом Астраханской области. После проведенной в АУ АО «Красноярский лесхоз» проверки, в апреле 2017 года все начисляемые ею выплаты закреплены в дополнительном соглашении, так как они прямо предусмотрены коллективным договором и не противоречат действующему законодательству. Просила её по предъявленному обвинению полностью оправдать.
Доводы подсудимой об оправдании не основаны на фактических обстоятельствах, установленных судом и нормах действующего законодательства.
В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области № 534-Пр от 05.09.2007 г. проведена реорганизация, в ходе которой к государственному учреждению «Красноярский лесхоз» присоединено государственное учреждение «Володарский лесхоз».
Постановлением Правительства Астраханской области № 568-П от 27.12.2007 г. принято решение о создании автономных учреждений Астраханской области, в том числе «Красноярский лесхоз», путем изменения типа существующих государственных учреждений Астраханской области.
Совместным распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области и Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области № 122/05-р от 14.02.2013 г. реорганизовано автономное учреждение Астраханской области «Красноярский лесхоз» путем присоединения к нему автономного учреждения Астраханской области «Икрянинский лесхоз».
Согласно Уставу автономного учреждения Астраханской области «Красноярский лесхоз», утвержденного приказом Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области № 181 от 28.12.2007г., и Уставу государственного автономного учреждения Астраханской области «Красноярский лесхоз», утвержденного распоряжением Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 23.03.2017 г., данное учреждение является некоммерческой организацией, находится в ведомственном подчинении Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета Астраханской области и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, законодательством Астраханской области, Уставом АУ АО «Красноярский лесхоз», путем выполнения работ, оказания услуг в сфере охраны, защиты и производства лесов. Основной целью деятельностью учреждения является обеспечение рационального, непрерывного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства, выполнение работ по тушению лесных пожаров, осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, исходя из принципов устойчивого управления. К компетенции руководителя учреждения относятся вопросы осуществления текущего производства деятельностью учреждения.
Согласно Приказу руководителя службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области № 10-г от 30.05.2008 ФИО1 назначена на должность директора Автономного учреждения Астраханской области «Красноярский лесхоз», являющегося некоммерческой организацией, в связи с чем являлась должностным лицом - руководителем автономного бюджетного учреждения, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
В соответствии с трудовым договором от 01.04.2008 г. и дополнительным соглашением к трудовому договору от 03.06.2013 г., она имела право: самостоятельно решать вопросы деятельности учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации или Уставом к компетенции учредителя и наблюдательного совета (п.2.2), организовывать работу учреждения (п.2.3.1), распоряжаться имуществом учреждения в порядке и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации (п.2.3.3), утверждать штатное расписание учреждения и должностные инструкции (п.2.3.7), в пределах своей компетенции издавать приказы, распоряжения и давать указания обязательные для всех работников учреждения (п.2.3.10), решать иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации, Уставом учреждения, настоящим договором и должностной инструкции к компетенции руководителя (п.2.3.12). На неё возложены обязанности: добросовестно и разумно руководить учреждением, обеспечивать выполнение, установленных для учреждения основных видов деятельности и осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, Уставом учреждения и настоящим договором к его компетенции (п.3.1.1), при исполнении своих должностных обязанностей соблюдать законодательством Российской Федерации, Устав учреждения, локальные нормативные акты и условия настоящего договора (п.3.1.2), обеспечивать использование имущества учреждения, в том числе недвижимого по целевому назначению в соответствии с видами деятельности учреждения, установленными Уставом учреждения (п.3.1.11). Руководитель учреждения несет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и трудовым договором (п.5.1), несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению, а также возмещает учреждению убытки, причиненные его виновными действиями, в случае и в соответствии с нормами действующего законодательства (п.5.3), может быть привлечен к материальной, административной и уголовной ответственности в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (п.5.4).
Согласно должностной инструкции директора АУ АО «Красноярский лесхоз», ФИО1 руководит в соответствии с действующим законодательством, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, несет ответственность за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышение эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника, за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Решает вопросы финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия в пределах предоставленных ей законодательством прав.
Таким образом, судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что ФИО1 являлась должностным лицом, руководителем автономного учреждения, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Обвинение ФИО1 основывается на доказательствах, полно и всесторонне исследованных в судебном заседании, а именно на показаниях представителя потерпевшего, свидетелей, письменных материалах уголовного дела.
Так, представитель потерпевшего ФИО2 в суде показала, что о нарушениях со стороны подсудимой ей стало известно из результатов проведенной службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в 2017 году проверки, которая выявила нарушения со стороны ФИО1, которая в период с 2013г. по 2017г. незаконно издавала приказы о начислении и выплате себе стимулирующих надбавок к окладу – «За расширение зон обслуживания», «За значок» и другие, что не входило в её компетенцию, и не предусмотрено было заключенным с ней трудовым соглашением. Причиненный подсудимой ущерб, установленный материалами дела, в настоящее время не возмещен, для их организации он является существенным, т.к. эти деньги могли быть направлены на иные нужды их учреждения. Заявленный гражданский иск поддержала, просила суд удовлетворить его в полном объеме, не настаивая на строгом наказании ФИО1
Свидетель С.Л.П. в судебном заседании показала, что в 2018 году исполняла обязанности директора ГАУ АО «Красноярский лесхоз». В ходе проверки в 2017 выявлены нарушения со стороны подсудимой, которая без согласования с руководителем Службы природопользования и охраны окружающей среды издавала приказы о начислении и выплате стимулирующих надбавок к своему окладу из внебюджетных средств. Однако, это не входит в компетенцию директора ГАУ АО «Красноярский лесхоз», так как отнесено к полномочиям руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды. Порядок, условия и размеры стимулирующих и компенсационных выплат устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области. «Красноярский лесхоз» находится в подчинении у Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области. В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 12.04.2012 № 142-П «О Примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области» выплаты, размеры выплат стимулирующего характера руководителям учреждений устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, и отражаются в трудовом соглашении или дополнении к трудовому соглашению. Для выплат стимулирующего характера директору необходимо выполнение государственного задания согласно плану, отсутствие задолженности по заработной плате и налогам, наличие собственных средств, заработанных лесхозом.
Свидетель К.И.О., руководитель Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, в судебном заседании показал, что в 2017 проводилась плановая проверка ГАУ АО «Красноярский лесхоз» за 2013-2015, где директором являлась ФИО1 В ходе проверки установлено, что подсудимая незаконно оформляла и получала различного вида стимулирующие надбавки к должностному окладу, не согласовывая данный вопрос с ним. Конкретные виды надбавок стимулирующего и компенсационного характера, по соглашению сторон трудового договора и в соответствии с положением о системе оплаты труда, отражаются в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору. Решение о разовой выплате принимается им в виде издания приказа. Самостоятельно директор ГАУ АО «Красноярский лесхоз» не имеет права оформлять себе премии либо иные выплаты стимулирующего, а также компенсационного характера. С обращениями либо ходатайствами подобного рода подсудимая к нему не обращалась. Им, как руководителем службы, дополнительные соглашения к трудовому договору, предусматривающие данные выплаты, в указанный период не подписывались, приказы им не издавались. Локальные нормативные акты по данному вопросу службой также не принимались. В связи с чем произведенные ФИО1 стимулирующие выплаты «за расширение зон обслуживания», «за совместительство», «за значок» являются необоснованными и незаконными, и действия директора ФИО1 явно выходят за пределы ее полномочий. В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 12.04.2012 года № 142-П «О Примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области» выплаты, размеры выплат стимулирующего характера руководителям учреждений устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, и отражаются в трудовом договоре. Условием осуществления выплат стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных трудовым договором.
При назначении на должность директора АУ АО «Красноярский лесхоз» ФИО1 знала, что непосредственно подчиняется Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, которая и принимает решение о всех выплатах, с учетом опыта и продолжительности ее работы на руководящей должности. В результате незаконных действий, явно выходящих за пределы полномочий директора ФИО1, бюджету ГАУ АО «Красноярский лесхоз» причинен материальный ущерб. Эти денежные средства, при рациональном и правильном расходовании, могли были быть направлены на иные нужды учреждения, в том числе на выплату заработной платы работникам, оплату коммунальных услуг, на ремонт, приобретение инвентаря, иные выплаты, которые могли бы улучшать деятельность учреждения.
Свидетель Е.О.А. в суде показала, что с 2013г. до середины 2015г. работала в ГАУ АО «Красноярский лесхоз» главным бухгалтером, затем ушла в декретный отпуск, вернулась в апреле 2017, ее директором являлась ФИО1, которая работала по трудовому договору. В 2017 в ходе проведенной Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проверки в ГАУ АО «Красноярский лесхоз» выявлены нарушения со стороны ФИО1, которая без согласования с работодателем Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, К.И.О. сама себе приказами начисляла и получала как премии, так и иные выплаты стимулирующего характера - «За расширение зоны обслуживания», «за совместительство», «за медаль», «за значок». Указанные выплаты стимулирующего характера в расчетных листках обозначались по разному, однако это фактически два вида стимулирующих выплат – «за расширение зоны обслуживания» и «за значок». В связи с небольшим опытом работы, не знала порядок начисления таких выплат, опиралась на опыт работы прежнего бухгалтера. Лишь после проверки ей стало известно, что данные выплаты производятся лишь на основании трудового договора, если они в нем прописаны, или по приказу руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды. Денежные средства подсудимая получала перечислением на карту Сбербанка России.
Свидетель Л.Е.В. в судебном заседании показала, что в начале 2017 года в ГАУ АО «Красноярский лесхоз» ею в составе группы, в которую также входили заместитель руководителя В.С.В., заведующая финансово – экономическим сектором Б.Н.В., заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения С.В.В., проводилась проверка учреждения за 2013-2015 годы, директором которого являлась ФИО1 Целью проверки была оценка выполнения государственного задания, результатов финансово – хозяйственной деятельности. В ходе проверки установлено, что ФИО1 незаконно издавала приказы на выплаты себе как премий, так и иных выплат стимулирующего характера без согласования своего руководителя К.И.О. либо исполняющего обязанности руководителя. Самостоятельно подсудимая не могла издавать подобные приказы. Проверка расчетов по заработной плате была проведена выборочным методом за период 2013-2015 годов. В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 12.04.2012 № 142-П «О Примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области» выплаты, размеры выплат стимулирующего характера руководителям учреждений устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение. С директором ГАУ АО «Красноярский лесхоз» заключен трудовой договор от 01.04.2008, должностной оклад 6206 рублей. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 03.06.2013 должностной оклад устанавливается в размере 15600 рублей. Премиальное вознаграждение, определяемое по итогам работы учреждения, а также иные стимулирующие выплаты, устанавливаются работодателем. В нарушение этого, без согласования с руководителем Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, приказами ГАУ АО «Красноярский лесхоз» директору учреждения ФИО1 начислялись и выплачивались премия «За успешное ведение лесного хозяйства и выполнение лесохозяйственных объемов», стимулирующие выплаты – «За расширение зоны обслуживания», «За совмещение», «За значок», «За медаль». Как было установлено, расширение зоны обслуживания и совмещение, а также значок и медаль, это два вида произведенных выплат, обозначенных в платежных документах по разному. Конкретную сумму ущерба назвать не может, так как прошло много времени.
Показания свидетеля Б.Н.В., К.Е.Е., данные в судебном заседании, аналогичны показаниям свидетеля Л.Е.В. Свидетель К.Е.Е. уточнила, что согласно плану финансово-хозяйственной деятельности выплаты по заработной плате производятся частично из бюджетных средств, частично из внебюджетных средств, то есть дохода самого учреждения.
Свидетель Г.Т.Г. показала, что состоит в должности заместителя начальника отдела правового и кадрового обеспечения Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области с 15 августа 2017года. В её обязанности входит ведение кадрового делопроизводства Службы. За 2013-2017 годы в её отдел письма, согласования на выплату премий и иных стимулирующих выплат ФИО1 не поступали.
Свидетель М.Д.П., специалист – ревизор ОДПР УЭБ и ПК УМВД России по Астраханской области, в судебном заседании показала, что проводила исследование финансово-хозяйственной деятельности ГАУ АО «Красноярский лесхоз» за период времени с 2013г. по 2017г. В ходе исследования установлено, что структура и порядок формирования систем оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области определяются «Примерным положением о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области», утвержденными Постановлением Правительства АО от 12.04.2012 №142-П. В соответствии с п. 3 данного документа заработная плата руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров и лиц, отнесенных к данной категории в установленных системах оплаты труда, состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителю устанавливается в трудовом договоре.
Выплаты компенсационного, стимулирующего характера руководителя учреждения отражаются в трудовом договоре, заключенном в соответствии с Положением об оплате труда. При установлении компенсационных выплат характеристика условий труда на рабочем месте должна быть отражена в трудовом договоре.
Размер выплат стимулирующего характера руководителям учреждений устанавливается главным распорядителем бюджетных средств или собственником имущества исходя из задач, стоящих перед учреждением, и отражаются в дополнительных соглашениях к трудовому договору руководителя учреждения. В дополнительном соглашении от 03.06.2013г. к трудовому договору от 01.04.2008г. размеры выплат стимулирующего характера, установленных работодателем директору АУ АО «Красноярский лесхоз» ФИО1 составили – за выслугу лет 30%, премия на усмотрение работодателя.
С апреля 2017 года, в результате подписания срочного трудового договора от 03.04.2017г., размеры оклада и стимулирующих выплат директора АУ АО «Красноярский лесхоз» составили – оклад 15600 рублей, доплата за выслугу лет 30 %, дополнительная надбавка за увеличение объема работ 70%, за медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» 50%, премия на усмотрение работодателя.
Таким образом, выплаты стимулирующего характера (доплаты, премии), за исключением выслуги лет, произведены директору АУ АО «Красноярский лесхоз» ФИО1 без соответствующего разрешения или согласования с главным распорядителем бюджетных средств – Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Аналогичные показания в суде дали свидетели З.В.В. и З.Р.Ю., проводившие процессуальную проверку по факту незаконных начислений директору ГАУ АО «Красноярский лесхоз» ФИО1 При этом оба показали, что проводили проверку по выделенному в отдельное производство материалу из уголовного дела в отношении ФИО1
Свидетели П.Я.В. и П.И.Е., допрошенные в суде, показали, что являясь директорами ГАУ АО «Левобережный лесхоз» и ГАУ АО «Черноярский лесхоз» соответственно, выплат стимулирующего характера не получали, в трудовых договорах данные выплаты им не предусмотрены, кроме премии, которая выплачивается на усмотрение работодателя, но им не назначалась. Своими приказами они себе стимулирующие выплаты не назначали, так как это не входит в их компетенцию.
Показания представителя потерпевшего, свидетелей объективно согласуются с материалами уголовного дела, исследованными в судебном заседании.
Из Акта плановой проверки ГАУ АО «Красноярский лесхоз» от 31.05.2017 г. следует, что расчеты по выплате заработной платы проверены выборочным методом за период 2013, 2014 и 2015 годов. В соответствии с Постановления Правительства Астраханской области от 12.04.2012 №142-П « О Примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области» выплаты, размеры выплат стимулирующего характера руководителям учреждений устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение. Премии, определяемые по итогам работы учреждения, и стимулирующие выплаты устанавливаются работодателем. В нарушение этого, без согласования с работодателем - Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, приказами директора АУ АО «Красноярский лесхоз» ФИО1 ей незаконно и необоснованно начислялись и выплачивались: премии «За успешное ведение лесного хозяйства и выполнение лесохозяйственных объемов», доплаты «за расширение зоны обслуживания и ненормированный рабочий день» (т.1 л.д.25-36).
На основании акта, в предписании №1 заместителя руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды от 9.08.2017г. директору ГАУ АО «Красноярский лесхоз» ФИО1 предписано принять меры по исправлению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений и недостатков, обеспечить возврат средств, использованных не по целевому назначению, представить в службу информацию об исполнении предписания (т.1 22-24).
Из протокола осмотра места происшествия следует, что местом происшествия является помещение ГАУ АО «Красноярский лесхоз», расположенный в <адрес> (т.1 л.д.203-210).
Приказами № 25 от 30.01.2014г., № 37 от 28.02.2014г., № 57 от 26.03.2014г., №67 от 30.04.2014г., №75 от 29.05.2014г., №82 от 25.06.2014г., №91 от 28.07.2014г., №95 от 29.08.2014г., №23 от 12.01.2015г., №27 от 26.02.2015г., №49 от 30.03.2015г., №54 от 28.04.2015г., №64 от 29.05.2015г., №72 от 26.06.2015г., №80 от 27.07.2015г., №92 от 26.08.2015г., №43 от 29.03.2016г., №57-а от 29.07.2016г., №60 от 29.08.2016г., №63 от 30.09.2016г., №67 от 25.10.2016г., №28-е от 28.02.2017г. «О начислении выплат стимулирующего характера «За расширение зоны обслуживания», изданными и подписанными директором АУ АО «Красноярский лесхоз» ФИО1 по согласованию с профсоюзным комитетом, определено произвести выплаты в соответствующих времени подписания приказов месяцах указанных стимулирующих доплат, в том числе директору ФИО1, которые определены в процентном отношении к должностному окладу (т.1 л.д.107-114, 143-150, 179-183, 186).
Согласно расчетным листам за период времени с января 2014г. по декабрь 2014г., с января 2015г. по декабрь 2015г., с января 2016г. по декабрь 2016г., с января 2017г. по декабрь 2017г. (т.1 117-119, 153-156, т.3 л.д.14-16,, 17-19) директору ФИО1 ежемесячно с января по август 2014г, с января по август 2015г., с марта по ноябрь 2016г., в феврале 2017г. на счет начислялась выплаты в виде доплат «за расширение зоны обслуживания», «за совместительство», «за значок», «за медаль». Кроме этого следует, что в тот же период ей начислялись доплаты в виде премий.
Из штатных расписаний на 2014, 2015, 2016 и 2017 годы, утвержденных директором ФИО1, следует, что оплата труда предусмотрена как за счет средств бюджета, так и за счет собственных средств. Суммы в виде стимулирующих выплат в них не отражены (т.1 л.д.115-116, 151-152, 184-185, 187-188).
Из справки №130 по результатам исследования документов ГАУ АО «Красноярский лесхоз» (т.1 л.д.242-250) следует, что общая сумма выплат стимулирующего характера ФИО1, без соответствующего разрешения вышестоящего органа, за период времени с января 2014г. по август 2014г. составила 132416 рублей, с января 2015г. по август 2015г. составила 143720 рублей, с марта 2016г. по ноябрь 2016г. составила 107640 рублей, в феврале 2017г. составила 18720 рублей.
Анализируя приведенные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что в действиях ФИО1 формально усматриваются признаки инкриминируемых ей деяний.
Однако, в соответствии с п.4 ч.1 ст.27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается при наличии в отношении него вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению.
Данной норме закона о недопустимости вынесения повторного судебного решения при наличии вступившего в законную силу решения суда в отношении одного и того же лица по тому же вопросу корреспондируют положения ч.1 ст.50 Конституции РФ, ч.2 ст.6 УПК РФ, в силу которых никто не может дважды нести уголовную ответственность за одно и тоже преступление, а также закрепленный в п.7 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и п.1 ст.4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод общепризнанный правовой принцип, согласно которому никто не может быть повторно судим или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое он уже был окончательно оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства. При этом, как следует из ч.3 ст.50 Конституции РФ и п.5 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, под окончательным решением суда понимаются такие судебные решения, которые после реализации осужденным или оправданным, а также другими участниками процесса права на рассмотрение его дела в вышестоящем суде вступили в законную силу и подлежат исполнению.
Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается при наличии вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, равно как неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п.п.4, 5 ч.1 ст.27 УПК РФ). Причем каких-либо исключений из этого правила, обусловленных особенностями тех или иных оснований прекращения уголовного преследования или отдельных стадий судопроизводства, на которых оно производилось, ни статьи 24 и 27, ни другие нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ не содержат.
В ходе рассмотрения уголовного дела установлено, что приговором Красноярского районного суда Астраханской области от 10 июля 2018 года ФИО1 осуждена за совершение пяти преступлений, связанных с совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций, квалифицированных каждое по ч.1 ст.286 УК РФ, совершенных в 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017 годах.
Апелляционным постановлением Астраханского областного суда от 06.09.2018г. приговор Красноярского районного суда Астраханской области от 10.07.2018г. в отношении ФИО1, в части признания виновной в совершении инкриминируемых деяний, оставлен без изменения и вступил в законную силу.
Приговором суда установлено, что ФИО1, являясь директором автономного учреждения Астраханской области «Красноярский лесхоз», являющегося некоммерческой организацией, заведомо зная, что в соответствии с п.3.7 постановления Правительства Астраханской области от 12.04.2012г. № 142-П «О примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области» выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений устанавливаются локальным нормативным актом главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, путем издания незаконных приказов и утверждения штатного расписания, в 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017 годах незаконно получила дополнительные доплаты к заработной плате в виде стимулирующей премии, которые были ей перечислены на банковский счет в Сбербанке России, чем существенно нарушены охраняемые законом интересы АУ АО «Красноярский лесхоз», поскольку указанные денежные средства могли быть направлены на финансирование иных вопросов указанного автономного учреждения.
Исходя из содержания поддержанного обвинения по настоящему уголовному делу и описания совершенных ФИО1 преступлений по приговору от 10.07.2018г., в части времени, места, способа, складывающихся из одних и тех тождественных действий продолжаемых преступлений, охватываемых бюджетным годом, который совпадает с годом календарным, в отношении одного и того же потерпевшего, совпадающих по умыслу и корыстной заинтересованности, видно, что новое обвинение отличается от предыдущего лишь добавлением в рамках старого обвинения дополнительного перечня приказов, оформленных с нарушением порядка их издания, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов потерпевшего.
Сами по себе новые составные инкриминируемого деяния при надлежащем усердии органов предварительного расследования и должной инициативе потерпевшей стороны могли быть своевременно включены в составы преступлений по делу, рассмотренному Красноярским районным судом Астраханской области 10 июля 2018 года. При направлении первого уголовного дела в суд, потерпевшему и органу следствия были известны все обстоятельства совершенных преступлений и нарушения порядка выплаты стимулирующих надбавок со стороны ФИО1, в том числе и тех, которые включены в обвинение по настоящему делу.
Судом установлено, что в ходе расследования уголовного дела №, по которому 10.07.2018г. постановлен обвинительный приговор в отношении ФИО3 по пяти преступлениям, предусмотренным ч.1 ст.286 УК РФ, следователем вынесено постановление от 13.03.2018г. о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела по фактам незаконного и необоснованного начисления и выплаты доплаты за расширение зоны обслуживания и за ненормированный рабочий день директору АУ АО «Красноярский лесхоз» ФИО4, которое мотивировано целесообразностью проведения процессуальной проверки.
В соответствии с ч.1 ст.155 УПК РФ в случае, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения в соответствии со ст.144 и 145 УПК РФ.
Обстоятельства, по которым материалы выделены в отдельное производство, не содержали сведений о новом преступлении либо о совершении этого деяния иными лицами, а были связаны с расследуемым делом, в связи с чем выделение дела не вызывалось необходимостью и являлось необоснованным.
В соответствии с ч.2 ст.6 УК РФ никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и тоже преступление.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению.
Частью 1 ст.6 Федерального конституционного закона от 21 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплено положение о том, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех без исключения органов, объединений, должностных, физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определение КС РФ от 21.10.2008г., от 23.09.2010г., 24.01.2013г.) повторное привлечение к уголовной ответственности одних и тех же лиц в рамках фактически одного и того же обвинения, по которому вынесен приговор, пусть даже с выявлением других, не вскрытых ранее фактов, увеличивающих его объем, не может быть законным и обоснованным. Принцип, закрепленный в ч.1 ст.50 Конституции РФ «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» в силу своей конституционно-правовой природы не подлежит ограничению.
Согласно вступившему в законную силу приговору от 10.07.2018г. и предъявленному обвинению все действия, в которых обвиняется ФИО1 и по которым она уже признана виновной, являются составной частью единого события преступлений, по которым ранее принято решение о возбуждении уголовного дела и уголовное судопроизводство по нему завершено принятием итогового решения.
Действия ФИО1, указанные во вступившем в законную силу приговоре и во вновь предъявленном обвинении, не содержат совокупности преступлений, поскольку они не содержат описания разных преступлений, которые соотносились бы между собой как часть и целое, либо которые могли быть квалифицированы по общей и специальной нормам уголовного закона.
Таким образом, суд приходит к выводу, что уголовное преследование в отношении ФИО1 по настоящему обвинению в совершении четырех преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286 УК РФ, подлежит прекращению на основании п.4 ч.1 ст.27 УПК РФ.
Принятие такого решения соответствует практике Европейского Суда по правам человека, который неоднократно в своих решениях констатировал в качестве фундаментального принципа «никакое лицо не может быть судимо Судом за деяние, составляющее основу состава преступления, в отношении которого данное лицо было признано виновным или оправдано Судом».
В статье 4 Протокола № 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод правовой смысл исключения повторности уголовного разбирательства, которое было завершено «окончательным» решением, сформулирован в трех гарантиях: никто не будет предан суду, судим или наказан за то же преступление.
В связи с выводом суда о прекращении уголовного преследования ФИО1 на основании п.4 ч.1 ст.27 УПК РФ по настоящему уголовному делу, на основании п.3 ч.1 ст.133 УПК РФ, за ней подлежит признание права на реабилитацию в порядке, предусмотренном главой 18 УПК РФ.
Учитывая прекращение уголовного преследования, в соответствии с ч.2 ст.306 УПК РФ гражданский иск ГАУ АО «Красноярский лесхоз» следует оставить без рассмотрения, что не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.27, п.1 ч.1 ст.254 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л :
Уголовное преследование в отношении ФИО1, по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286, ч.1 ст.286, ч.1 ст.286, ч.1 ст.286 УК РФ, прекратить на основании п.4 ч.1 ст.27 УПК РФ в связи с наличием в отношении неё вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению.
На основании п.3 ч.2 ст.133 УПК РФ за ФИО1 признать право на реабилитацию и разъяснить, что она имеет право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановления в иных правах.
Меру процессуального принуждения в отношении ФИО1– обязательство о явке, до вступления постановления в законную силу, оставить без изменения.
Гражданский иск государственного автономного учреждения Астраханской области «Красноярский лесхоз» к ФИО1 оставить без рассмотрения, что не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
После вступления постановления в законную силу, снять ограничения, связанные с производством по настоящему уголовному делу, с оригиналов документов, возвращенных ГАУ АО «Красноярский лесхоз» под сохранную расписку, копии документов, приобщенные к материалам уголовного дела – хранить при уголовном деле на весь срок хранения уголовного дела.
Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Астраханского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения.
В случае подачи апелляционной жалобы ФИО1 вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, об участии в деле защитника по соглашению или назначению суда, о чем следует указать в апелляционной жалобе или возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.
Председательствующий судья А.В. Кузнецов
Постановление Красноярского районного суда Астраханской области от 28.03.2019г. апелляционным постановлением от 16.05.2019г. Астраханского областного суда отменено дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.