ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-202/2013 от 06.11.2013 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 1-202/2013

     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   

пгт. Чернышевск 06 ноября 2013 года

    Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Толстовой И.А.,

при секретаре Кожуховской Е.А.,

с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Чернышевского района Пешковой А.Б.,

подсудимого  ФИО1,

защитника Кулакова А.С., удостоверение № и ордер №,

представителей потерпевшего ХТГ, МАЮ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении  ФИО1,

 ФИО1, <данные изъяты>: <адрес>, <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 УК РФ,

у с т а н о в и л:

    Органами предварительного следствия  ФИО1 обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба, которое как указано в обвинительном заключении, было совершено им при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ  ФИО1 был назначен приказом начальника Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» (Далее - филиал ОАО «РЖД»)  ИСЮ №/полс на должность начальника Чернышевск-Забайкальской дистанции пути, то есть лица, в силу занимаемой должности обязанного знать правила эксплуатации и состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта на участке обслуживаемом подчиненной ему дистанцией пути, систематически проверять их и обеспечить высокое качество содержания, технического обслуживания и ремонта с соблюдением метрологических правил и норм и требований стандартов для сооружений и устройств железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

В соответствии с Положением о Чернышевск-Забайкальской дистанции пути – структурном подразделении Забайкальской дирекции инфраструктуры Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением начальника Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № 113р/Н, одной из основных задач является обеспечение установленного объема перевозок на обслуживаемом участке пути при полной их безопасности и оптимальных затратах на выполнение требуемых объемов работ по текущему содержанию пути.

Однако, к исполнению своих должностных обязанностей начальник Чернышевск-Забайкальской дистанции пути  ФИО1, отнесся недобросовестно и не обеспечил, чтобы все элементы железнодорожного пути, расположенного на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> по прочности, устойчивости и состоянию обеспечивали безопасное и плавное движение поездов с установленными скоростями, поскольку данный путь работниками Чернышевск-Забайкальской дистанции пути содержался в неудовлетворительном состоянии, более того имел на ДД.ММ.ГГГГ сверхнормативное превышение пропущенного по участку груза, поскольку объем пропущенного груза составлял 629 миллионов тонн брутто, что превышает на 89 миллионов тонн брутто нормативный межремонтный тоннаж, который в соответствии с регламентирующими документами должен составлять не более 540 миллионов тонн брутто для данного участка.

При этом текущее состояние железнодорожного пути, расположенного на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес>, не отвечало требованиям, предъявляемым нормативными документами, о чем свидетельствует следующее:

    ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне <адрес> проследовал контрольный путеизмерительный вагон №, по результатам проверки которого на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> было выявлено 56 отступлений II-ой степени, не требующие уменьшения установленной скорости движения поездов, но оказывающие влияние на плавность движения подвижного состава и интенсивность расстройства пути, указывающие на необходимость проведения профилактических работ по выправке пути, а при необходимости производства работ по сплошной либо выборочной выправке пути, и 3-и отступления III степени, которые при неустранении их после обнаружения могут за период до очередной проверки пути путеизмерительным вагоном достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути, а некоторые из них могут даже перерасти в отступления, требующие уменьшения установленной скорости движения поездов, поэтому такие отступления устраняются в первоочередном порядке (в течение 2-3 дней после обнаружения). При наличии на километре более 6 (более 3 при скоростях движения 60 км/ч и менее 3) отступлений III степени - уменьшается установленная скорость движения поездов. В таких случаях работы по устранению отступлений III степени производятся без промедления.

    ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути были проведены работы по устранению отступлений по перекосам и уровням на втором (четном) пути 6551 км 4 пикет с 14 по 15 звено, а ДД.ММ.ГГГГ были произведены работы по устранению отступлений по шаблону на втором (четном) пути 6551 км 4 пикет 16 звено.

ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне Куэнга-Укурей Забайкальской железной дороги проследовал рабочий путеизмерительный вагон №, по результатам которого на втором (четном) пути 6551 км перегона Куэга-Укурей было выявлено 47 отступлений II степени, в том числе 11 отступлений по сужению пути, 1 отступление по уширению пути, 5 отступлений по уровню, 5 отступлений по перекосу, 10 отступлений по просадкам, 15 отступлений по рихтовке, а также 1 отступление III степени по рихтовке.

    ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути были проведены работы по устранению отступлений по рихтовке на втором пути 6551 км 6 пикет 23 звено.

    ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с графиком проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне Куэнга-Укурей Забайкальской железной дороги проследовал рабочий путеизмерительный вагон №, по результатам прохода которого на втором (четном) пути 6551 км перегона Куэга-Укурей было выявлено 57 отступлений II степени, в том числе 21 отступление по сужению пути, 1 отступление по уширению пути, 5 отступлений по уровню, 3 отступления по перекосу, 14 отступлений по просадкам, 13 отступлений по рихтовке; а также 4 отступления III степени, в том числе 1 отступление по сужению, 3 отступления по рихтовке.

ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне <адрес> проследовал контрольный путеизмерительный вагон №, по результатам проверки которым на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> было выявлено 55 отступлений 2-ой степени, в том числе 12 отступлений по сужению пути, 3 отступления по уширению пути, 2 отступления по уровню, 7 отступлений по перекосу, 16 отступлений по просадкам, 15 отступлений по рихтовке.

    ДД.ММ.ГГГГ с целью устранения выявленных отступлений Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути на втором (четном) пути 6551 км 6 пикет и 7 пикет 25 звено были проведены работы по рихтовке пути.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути проведены работы по устранению отступлений по шаблону на втором (четном) пути 6551 км 8 пикет 30 звено, а на 31 звене были проведены работы по устранению отступлений по рихтовке.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути на втором (четном) пути с 6550 км 1 пикет по 6551 км 10 пикет были проведены работы по регулировке ширины рельсовой колеи в количестве 170 концов шпал и проведены работы по укладке пучинных карточек большей толщины в количестве 50 штук.

    ДД.ММ.ГГГГ в соответствии графиком проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне Куэнга-Укурей Забайкальской железной дороги проследовал рабочий путеизмерительный вагон №, по результатам прохода которого на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> было выявлено 56 отступлений II степени, в том числе 10 отступлений по сужению пути, 6 отступлений по уширению пути, 3 отступления по уровню, 8 отступлений по перекосу, 13 отступлений по просадкам, 16 отступлений по рихтовке.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути на втором (четном) пути 6551 км. с 1 пикет по 10 пикет были проведены работы по регулировке ширины рельсовой колеи в количестве 150 концов шпал и проведены работы по укладке пучинных карточек большей толщины в количестве 70 штук.

    ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне Куэнга-Укурей Забайкальской железной дороги проследовал контрольный путеизмерительный вагон №, по результатам прохода которого на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> было выявлено 60 отступлений II степени, в том числе 16 отступлений по сужению пути, 5 отступлений по уширению пути, 6 отступлений по уровню, 7 отступлений по перекосу, 12 отступлений по просадкам, 14 отступлений по рихтовке.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути на втором (четном) пути 6551 км c 1 пикет по 10 пикет были проведены работы по перешивке пути в количестве 100 концов шпал.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути на втором (четном) пути 6551 км c 3 пикет по 10 пикет были проведены работы по перешивке пути в количестве 50 концов шпал.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии графиком проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне Куэнга-Укурей Забайкальской железной дороги проследовал рабочий путеизмерительный вагон №, по результатам прохода которого на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> было выявлено 44 отступления II степени, в том числе 4 отступления по сужению пути, 2 отступления по уширению пути, 5 отступлений по уровню, 7 отступлений по перекосу, 14 отступлений по просадкам, 12 отступлений по рихтовке.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути на втором (четном) пути 6551 км с 1 пикет по 10 пикет были проведены работы по смене шпал в количестве 16 штук, а также работы по перешивке пути в количестве 200 концов шпал.

ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне <адрес> <адрес> проследовал контрольный путеизмерительный вагон №, по результатам прохода которого на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> было выявлено 54 отступления II степени, в том числе 7 отступлений по уширению пути, 6 отступлений по уровню, 11 отступлений по перекосу, 16 отступлений по просадкам, 14 отступлений по рихтовке.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии графиком проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне <адрес> Забайкальской железной дороги проследовал рабочий путеизмерительный вагон №, по результатам прохода которого на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> было выявлено 49 отступлений II степени, в том числе 1 отступление по сужению пути, 3 отступления по уширению пути, 5 отступлений по уровню, 6 отступлений по перекосу, 20 отступлений по просадкам, 14 отступлений по рихтовке; и 2 отступления III степени по уширению пути.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути с целью устранения неисправностей III степени на втором (четном) пути 6551 км 3 пикет и 97 метров 4-го пикета были выполнены работы по устранению отступлений по шаблону.

ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне Куэнга-Укурей Забайкальской железной дороги проследовал контрольный путеизмерительный вагон №, по результатам прохода которого на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> было выявлено 56 отступлений II степени, в том числе 5 отступлений по уширению пути, 8 отступлений по уровню, 10 отступлений по перекосу, 18 отступлений по просадкам, 15 отступлений по рихтовке; и 3 отступления III степени, в том числе 2 отступления по уширению пути, 1 отступление по рихтовке.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути с целью устранения неисправностей III степени на втором (четном) пути 6551 км 3 пикет и 97 метров 4-го пикета были выполнены по устранению отступлений по шаблону, также в этот же день проводились работы по устранению отступлений по рихтовке на втором (четном) пути 6551 км 7 пикет и 84 метра 8 пикет, проводились работы по регулировке рельсовой колеи на втором (четном) пути 6550 км 1 пикет до 6551 км 9 пикет в количестве 100 концов шпал.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути на втором (четном) пути с 6551 км 7 пикет по 9 пикет были проведены работы по смене костылей в количестве 540 штук, а также произведены работы по смене шпал на 6551 км 1 пикет по 6 пикет в количестве 64 штук.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с графиком проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне <адрес> Забайкальской железной дороги проследовал рабочий путеизмерительный вагон №, по результатам прохода которого на втором (четном) пути 6551 км перегона Куэга-Укурей было выявлено 68 отступлений II степени, в том числе 2 отступления по сужению пути, 4 отступления по уширению пути, 7 отступлений по уровню, 5 отступлений по перекосу, 33 отступления по просадкам, 17 отступлений по рихтовке; и 2 отступления III степени, в том числе 1 отступление по просадкам пути и 1 отступление по рихтовке.

Регулярно обнаруживаемые неисправности пути II и III степени в соответствии с Техническими условиями на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути, утвержденными МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ЦПТ-53 указывали на необходимость производства ремонта пути на участке второго (четного) пути 6551 км перегона Куэга-Укурей в объеме не ниже среднего ремонта пути.

Таким образом,  ФИО1 не контролировал качество выполняемых работ подчиненными ему работниками, не производил осмотры и проверки пути и не предпринял неотложные меры по обеспечению безопасности движения поездов с установленными скоростями, в том числе по производству среднего ремонта пути, в результате чего техническое состояние железнодорожного пути, расположенного на втором (четном) пути 6551 км, не обеспечивало безопасное движение и эксплуатацию железнодорожного транспорта, и создавало угрозу схода подвижного состава, о чем указывает следующее:

ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне Куэнга-Укурей Забайкальской железной дороги проследовала путеобследовательская станция ЦНИИ-4 №, по результатам прохода которой на втором (четном) пути 6551 км с 4 пикет по 9 пикет перегона Куэнга-Укурей было выявлено 110 неисправностей II степени, 17 неисправностей III степени и 8 неисправностей IV степени, в связи с которыми скорость движения подвижного состава на участке 6551 км с 4 пикет по 9 пикет из-за уширения рельсовой колеи до 1548 мм и перекоса пути на 23 мм была ограничена на уровне 25 км/ч.

В связи с выявленными неисправностями в текущем содержании пути, ДД.ММ.ГГГГ в 09 час 55 мин (московского времени) скорость движения на железнодорожном пути, расположенном на 6551 км с 4 пикет по 9 пикет перегона Куэнга-Укурей была ограничена поездным диспетчером на уровне не более 25 км/ч.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути на втором (четном) пути 6551 км 4 пикет 15 звено, на 6551 км 5 пикет 17-18 звено, на 6551 км 6 пикет 22-23 звено, на 6551 км 7 пикет 28-29 звено, на 6551 км 8 пикет 32 звено, на 6551 км 9 пикет 34 звено были проведены работы по устранению уширения рельсовой колеи.

11 и ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути проводились работы по смене костылей на втором (четном) пути с 1 пикет 6551 км по 1 пикет 6554 км, а также ДД.ММ.ГГГГ проводилась смена шпал на втором (четном) пути 6551 км с 6 по 10 пикет перегона <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки текущего состояния и текущего содержания железнодорожного пути на перегоне Куэнга-Укурей Забайкальской железной дороги проследовала путеобследовательская станция №, по результатам которого железнодорожный путь, расположенный на втором (четном) пути 6551 км перегона Куэнга - Укурей был признан содержащимся в «неудовлетворительном» состоянии, поскольку были выявлены 82 неисправности II степени, в том числе по сужению – 1, уширению – 4, уровню – 6, перекосам – 11, просадкам – 47, рихтовке – 13; выявлены 4 неисправности III степени, в том числе по перекосу - 2, просадке – 1, рихтовке – 1; а также выявлена 1 неисправность IV степени, а именно уширение до 1547 мм, то есть отступление, вызывающие рост сил взаимодействия пути и подвижного состава до величин, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда и др. могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому при обнаружении отступлений IV степени уменьшается скорость или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической величины отступления). Работы по устранению отступлений IV степени производятся без промедления в течении суток.

В связи с выявленными неисправностями в текущем содержании пути, ДД.ММ.ГГГГ в 15 час 21 мин (московского времени) скорость движения на железнодорожном пути, расположенном на втором (четном) пути 6551 км 6 пикет перегона <адрес> была ограничена поездным диспетчером на уровне не более 25 км/ч.

При этом в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЦП-774, стандартная ширина колеи для кривой перегона <адрес> составляет 1530 мм.

В соответствии с п. 3 Порядком устранения неисправностей в содержании пути III и IV степени, сочетаний отступлений II, III степени, неисправностей II степени, приближенных к III степени, выявленных вагоном-путеизмерителем, утвержденных ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ № ЦПП-8/35, работы по устранению отступлений IV степени должны быть выполнены без промедления в суточный срок.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути на втором (четном) пути 6551 км 6 пикет 22 звено были проведены работы по устранению уширения рельсовой колеи.

ДД.ММ.ГГГГ Чернышевск-Забайкальской дистанцией пути после получения уведомления об ограничении скорости движения на 6551 км были проведены работы на втором (четном) пути 6551 км с 4 пикета по 9 пикет по устранению просадок и перекосов в количестве 25 шпал и проведены работы по регулировке рельсовой колеи в количестве 110 концов шпал.

Таким образом, в период времени с 10 по ДД.ММ.ГГГГ начальник Чернышевск-Забайкальской дистанции пути  ФИО1, находясь на своем рабочем месте, расположенном по адресу: <адрес> края, <адрес>, осознавая, что железнодорожный путь, расположенный на 6551 км перегона <адрес>, находится в таком техническом состоянии, которое не обеспечивает по прочности, устойчивости безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке, а производимые работниками Чернышевск-Забайкальской дистанции пути на данном участке пути работы по устранению выявляемых неисправностей не могут устранить угрозу возникновения схода подвижного состава, даже при соблюдении технологии производства работ, поскольку уже на ДД.ММ.ГГГГ сверхнормативное превышение пропущенного по участку груза составляло 664 миллионов тонн брутто, что превышает на 124 миллиона тонн брутто нормативный межремонтный тоннаж для данного участка и требует проведения капитального ремонта, имея возможность производства на данном участке среднего ремонта пути, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде схода подвижного состава и как следствие причинения крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на их предотвращение, допустил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а именно нарушил:

- ст. 15 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в соответствии с которой железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам;

- п. 2.1 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных МПС России от 26 мая 2000 года ЦРБ-756, в соответствии с которым сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии. Предупреждение появления неисправностей и обеспечение длительных сроков службы сооружений и устройств железных дорог должны быть главным в работе лиц, ответственных за их содержание. Ответственными за состояние сооружений и устройств железных дорог является работники, непосредственно их обслуживающие, и руководители предприятий, в ведении которых находятся эти сооружения;

- п. 3.1 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных МПС России от 26 мая 2000 года ЦРБ-756, в соответствии с которым все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке;

    - п. 1.7 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС РФ от 01 июля 2000 года №ЦП-774, в соответствии с которым организация работ по содержанию пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование, а также работ по содержанию рельсовых цепей, возложенных на дистанцию пути, и руководство ими возлагается на начальников дистанций пути. На них же возлагается контроль за состоянием пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование. Начальником дистанции пути должны периодически проверяться вверенные им участки пути, обеспечиваться высокое качество текущего содержания пути, сооружений и устройств, создаваться необходимые условия для бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями, а также для продления срока службы элементов пути;

- нарушил требования Рекомендаций по организации личного труда начальников дистанций пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 23 января 2007 года № 89р, согласно которым начальник дистанции пути обязан принимать личное участие и осуществлять руководство мероприятиями по проведению весеннего и осеннего комиссионных осмотров пути и сооружений. При этом начальник дистанции пути должен лично осмотреть все неблагополучные околотки и узкие места (участки с повторяющейся неудовлетворительной оценкой, километры, где длительное время действуют предупреждения, места зимней смены рельсовых плетей, рельсов и т. д.). По результатам осмотра составляется акт с указанием обнаруженных неисправностей, сроков и ответственных за их устранение. Устранение неисправностей по актам ежедневно контролируется лично начальником дистанции пути;

Начальник дистанции пути на вверенном ему участке работы должен постоянно изучать и досконально знать: техническое состояние всех объектов железнодорожного пути и сооружений; технологию и организацию работ по обслуживанию и ремонту железнодорожного пути и сооружений; ход выполнения планово-предупредительных работ и противоаварийных мероприятий.

Начальник дистанции пути лично анализирует состояние дел в хозяйстве, в том числе: техническое состояние хозяйства (основных элементов верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений и обустройств); состояние безопасности движения поездов; достаточность объемов выполненных работ по выправке пути, динамику изменения количества отступлений и неисправностей; достаточность объемов выполненных работ по закреплению пути; допущенные просчеты и недостатки.

При проведении анализа положения дел с безопасностью движения поездов начальнику дистанции пути следует оценить: эффективность работы дистанции пути по предупреждению нарушений безопасности движения поездов (на основе анализа, разработки и реализации мероприятий по недопущению повторяемости грубых неисправностей), количество нарушений безопасности движения с проведением сравнения за ряд лет, причины нарушений, выявить слабые места и выполнение мероприятий по их устранению; отказы в работе рельсовых цепей и других технических средств; ход выполнения мероприятий, приказов и указаний по безопасности движения.

- нарушил положение Должностной инструкции начальника Чернышевск-Забайкальской дистанции пути, утвержденной начальником Службы пути Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 01 июня 2011 года, согласно которому начальник дистанции обязан контролировать и направлять деятельность работников в вопросах обеспечения безопасности движения подвижного состава.

    ДД.ММ.ГГГГ  ФИО1 для выполнения работ по выправке второго (четного) пути 6551 км с 4 по 9 пикет перегона Куэнга-Укурей была направлена бригада монтеров пути Чернышевск-Забайкальской дистанции пути, при этом  ФИО1 в нарушение требований пункта п. 43 таблицы 2.3 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждённая МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ № ЦП-485 предусматривающая, что при производстве работ по выправке пути с одновременной подъемкой до 20 мм., руководителем работ назначается бригадир пути - назначил ответственным за выполнение вышеуказанных работ монтера пути 5-го разряда  САВ

В связи с проведением работ по выправке железнодорожного пути было выдано предупреждение об ограничении скорости на втором (четном) пути 6551 км перегона <адрес> до 40 км/ч.

ДД.ММ.ГГГГ в 05 час 32 мин (московского времени) в начале 30 звена рельс 6551 км 8 пикет второго (четного) пути перегона <адрес> двухпутного электрифицированного участка Карымская-Чернышевск Могочинского региона Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», при следовании грузового груженого поезда № с электровозом ВЛ 80С 2540/2548 приписки локомотивного эксплуатационного депо Чита Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» под управлением локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Чита в составе машиниста  ЛАА и помощника машиниста  МАГ при скорости 39 км/ч в режиме тяги, вследствие раскантовки наружной (правой) рельсовой нити произошел провал левого колеса первой по ходу движения колесной пары №, 58-го с головы состава вагона №, с последующим сходом всех колесных пар следующих шести вагонов №№, 61029062, 64190408, 67320903, 62458302, 66862038. В результате схода было повреждено 7 вагонов в объеме текущего отцепочного ремонта и 100 метров второго (четного) пути с заменой рельсошпальной решетки на общую сумму <данные изъяты> и следовательно причинения крупного ущерба Забайкальской железной дороге - филиала ОАО «РЖД».

Причиной раскантовки правой рельсовой нити на 6551 км пикет 8 второго (четного) пути перегона Куэнга-Укурей, явилось плохое прикрепление рельса к шпалам, а именно: наличие провесов и отрясенных шпал, а также общее плохое состояние пути и просрочка капитального ремонта, которая с 2002 года на ДД.ММ.ГГГГ составила 124 миллионов тонн брутто. Прикрепление рельса к шпалам стало плохим в результате интенсивного движения на 6551 км пикет 8 второго (четного) пути перегона <адрес> и отсутствия необходимого ремонта.     

Преступление, в совершении которого обвиняется  ФИО1, органами предварительного следствия квалифицировано по ч.1 ст. 263 УК РФ.

        В судебном заседании защитник Кулаков А.С. заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении  ФИО1 по п.3 ч.1 ст.24 УК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Подсудимый  ФИО1 поддержал ходатайство защитника и не возражает против прекращения в отношении него уголовного дела по указанному основанию. Последствия прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования ему понятны.

Представители потерпевшего ХТГ, МАЮ возражают против прекращения уголовного дела в отношении  ФИО1.

     Государственный обвинитель Пешкова А.Б. не возражает против прекращения уголовного дела в отношении  ФИО1, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Заслушав мнение подсудимого  ФИО1, представителей потерпевшего ХТГ, МАЮ, государственного обвинителя Пешковой А.Б., проанализировав материалы уголовного дела, суд приходит к выводу, что заявленное защитником Кулаковым А.С. ходатайство подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в соответствии с ч.2 ст. 15 УК РФ, преступление, предусмотренное ч.1 ст. 263 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

    В соответствии с п. «а» ч.1 ст. 78 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести.

Согласно п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

В судебном заседании установлено, что  ФИО1 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 УК РФ, которое, как указано в обвинительном заключении было совершено ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо обстоятельств, нарушающих течение срока давности уголовного преследования по данному уголовному делу, судом не установлено.

Таким образом, с момента совершения преступления прошло уже более двух лет.

Доводы представителей потерпевших, о том, что они считают  ФИО1 виновным в совершении данного преступления, в связи с чем, не согласны на прекращение уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования, не могут быть приняты судом, поскольку при обнаружении на любой стадии судебного разбирательства такого основания прекращения уголовного дела, как истечение сроков давности, рассмотрение уголовного дела может быть продолжено лишь по волеизъявлению обвиняемого.

Как было установлено в судебном заседании, подсудимый  ФИО1 поддержал ходатайство защитника Кулакова А.С. о прекращении уголовного преследования, о чём также представил письменное заявление. Последствия прекращения уголовного дела ему были разъяснены и понятны.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении ходатайства, заявленного защитником Кулаковым А.С., суд не усматривает, а поэтому уголовное дело в отношении  ФИО1 подлежит прекращению вследствие истечения сроков давности уголовного преследования.

Разрешая вопрос о судьбе вещественных доказательств, суд исходит из требований ст. 81 УПК РФ.

В материалах уголовного дела первичная бухгалтерская документация восстановительного поезда, первичная бухгалтерская документация эксплуатационного вагоноремонтного депо, первичная бухгалтерская документация Шилкинской дистанции электроснабжения, первичная бухгалтерская документация Читинской автобазы, первичная бухгалтерская документация эксплуатационного локомотивного депо ст.Чернышевск, первичная бухгалтерская документация эксплуатационного локомотивного депо ст.Чернышевск, первичная бухгалтерская документация из эксплуатационного вагонного депо, первичная бухгалтерская документация Могочинского производственного участка Читинской автобазы, первичная бухгалтерская документация Чернышевской дистанции пути, «Книги записей предупреждений на поезда» ДУ-60 – 2 штуки, материалы служебного расследования по случаю схода вагонов грузового поезда №, графические диаграммы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ дорожного центра мониторинга устройств, ведомости ультразвукового контроля от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, скоростемерная лента грузового поезда №, в соответствии с п. 3 ч.1ст. 81 УПК РФ, признаны вещественными доказательствами и приобщены к материалам уголовного дела.

При этом журнал ДУ-60 ст. Укурей возвращен дежурному по станции, материалы служебного расследования возвращены в отдел технического анализа аппарата РБ, остальные документы находятся при уголовном деле.

В соответствии с п.5 ч.3 ст. 81 УПК РФ документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при уголовном деле либо передаются заинтересованным лицам по их ходатайству.

В соответствии с ч.2 ст. 306 УПК РФ, гражданский иск Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» следует оставить без рассмотрения, разъяснив, что оставление судом гражданского иска без рассмотрения не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24, 254, 256 УПК РФ, ст. 78 УК РФ, суд

п о с т а н о в и л:

Прекратить уголовное дело в отношении  ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 УК РФ, по п.3 ч.1 ст. 24 УК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Меру процессуального принуждения избранную  ФИО1 в виде обязательства о явке, отменить.

Вещественные доказательства - документы, хранить при уголовном деле, а при наличии ходатайств о выдаче – выдать по принадлежности, по вступлении постановления в законную силу.

    Гражданский иск Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» оставить без рассмотрения, разъяснить право обращения с иском в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Забайкальского краевого суда в течение 10 суток со дня его вынесения через Чернышевский районный суд. В случае подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления  ФИО1 вправе ходатайствовать о своем участии и участии защитника в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий по делу судья:                 И.А. Толстова