Дело № 1- 212/2018 (11702320009132203)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении уголовного дела и о назначении подсудимому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа
г. Ленинск- Кузнецкий 07 марта 2018 года
Ленинск- Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Ромасюка А.В.,
при секретаре Шохиной Т.В.,
с участием прокурора Тимонина А.Ю.,
защитника - адвоката Насоновой М.Л.,
потерпевшей Ф,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком уголовное дело с постановлением следователя следственного отдела по г.Ленинск-Кузнецкий Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации Кемеровской области К, с согласия руководителя следственного органа, о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела и назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, в отношении
ФИО1, <данные изъяты> не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.216 УК РФ
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.216 УК РФ - нарушение правил безопасности при ведении иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах.
ФИО1 имеющий среднее-специальное горнотехническое образование, был ознакомлен с инструкцией по охране труда для машиниста электровоза <номер>, проходил курс по охране труда и сдавал по нему экзамен, приказом директора ОАО «СУЭК-Кузбасс» Шахта им С.М. Кирова <номер> от <дата> назначен на должность горнорабочего 1 разряда участка ВШТ рабочим поверхности «Шахта имени С.М. Кирова» открытого акционерного общества «СУЭК-Кузбасс», расположенной по адресу: <адрес>. Данное предприятие ведет горные работы и в соответствии с пунктом 5 приложения № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к категории опасного производственного объекта. Согласно приказа зам.директора ОАО «СУЭК-Кузбасс» Шахта им С.М. Кирова <номер> от <дата>ФИО1 переведен на должность машиниста электровоза. ФИО1 является лицом, выполняющим перевозку людей и горно-шахтного оборудования на опасном производственном объекте, то есть лицом, на которое в силу служебного положения и должностных обязанностей непосредственно возложена обязанность по соблюдению «Правил безопасности в угольных шахтах». ФИО1 обязан в своей деятельности руководствоваться действующим законодательством: Трудовым кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.04.2014 № 55-ФЗ), Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 186- ФЗ), Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах»», утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.11.2013 № 550, приказами, распоряжениями и локальными актами ПЕ «Шахта имени С.М. Кирова» ОАО «СУЭК-Кузбасс», Инструкцией по охране труда для водителя электровоза № 2, утвержденной директором ПЕ «Шахта имени С.М. Кирова» ОАО «СУЭК-Кузбасс».
В соответствии с трудовым договором (далее - Договор) <номер> от <дата>ФИО1 принят на работу в ОВО «СУЭК-Кузбасс» Шахта имени Кирова в участок ВШТ рабочие поверхности на должность рабочий 1 разряда. При этом ФИО1 был обязан в течение срока действия Договора добросовестно выполнить условия Договора, свои трудовые обязанности, предусмотренные Договором и должностной инструкцией; соблюдать Правила трудового распорядка, Правила по технике безопасности и пожарной безопасности, трудовую дисциплину и другие правила, установленные Работодателем.
ФИО1 при выполнение своей работы был обязан соблюдать:
Основные требования безопасности при перевозке людей подземным рельсовым электротранспортом (электровозами) изложены в следующих нормативно-технических документах:
«Правила безопасности в угольных шахтах»:
п.200. Перевозку персонала по горным выработкам осуществляют техническими устройствами, предназначенными для этих целей, в соответствии с технической документацией изготовителя;
п.211. Запрещается перевозка персонала по горным выработкам транспортными средствами, не предназначенными для этих целей;
п.212. Машинист электровоза принимает решение о перевозке персонала в электровозе при условии, что электровоз имеет вторую кабину или в кабине машиниста есть второе сиденье.
«Инструкцию по охране труда машиниста электровоза шахта им. С.М. Кирова»:
-п. 3.4. л) Запрещается: перевозить людей на электровозах не приспособленных для перевозки людей.
<дата> в четвертую смену помощником начальника участка АБ Х был выдан наряд подземному горному мастеру участка АБ Ф на обследование маршрута №1 - выработки пласта Поленовский, пласта ФИО2, околоствольные выработки Западного вентиляционного ствола, с уточнением наряда: в ходе обследования маршрута уточнить наличие строительных материалов в местах возведения вентиляционных сооружений.
Спустившись в шахту в 00 часов 57 минут Ф присел в вагон пассажирского поезда, где уже находились три человека. В 01 час 00 минут пассажирский поезд под управлением машиниста электровоза ФИО1 отправился с Западной пассажирской станции в сторону Западного ствола. Когда электровоз доехал до пикета (далее - ПК) 105 Западного полевого штрека пл.Поленовского, рабочие шахты вышли из вагона. Два человека направились на Блочный квершлаг № 1, а два человека, горный мастер участка АБ Ф и машинист подземных установок (далее - МПУ) участка «Осушение» Ж, поскольку им было необходимо доехать до конечного пункта - Западного вентиляционного ствола оставались на ПК 105.
Машинист электровоза ФИО1 отцепив пассажирский вагон и оставив его на тех же путях, нарушив правила безопасности посадил в кабину электровоза горного мастера участка АБ Ф и МПУ участка «Осушение» Ж, после чего поехал далее по маршруту следования. Доехав до ПК 225 ФИО1 не смог проследовать дальше, поскольку рельсовые пути были перекрыты. Доехав до ПК 225 Западного полевого штрека пл. Поленовского в 01 час 35 мин., горный мастер участка АБ Ф и МПУ участка «Осушение» Ж вышли из кабины электровоза. Ф направился по Западному полевому штреку пл. Поленовского. МПУ участка «Осушение» Ж направился в насосную камеру Западного вентиляционного ствола, где находилось его рабочее место. Машинист электровоза ФИО1, дождался МПУ участка «Осушение» В, которого сменил Ж, после чего в нарушение правил техники безопасности ФИО1 разрешил МПУ участка «Осушение» В сесть в качестве пассажира в кабину электровоза и начал осуществлять его перевозку. ФИО1 направил электровоз в направлении клетевого ствола. В 01 час 50 минут <дата>, у ПК 223 электровоз под управлением ФИО1 был остановлен горным мастером участка АБ Ф, который попросил подвезти его до заезда на ПК 212. Машинист электровоза ФИО1, зная о том, что в соответствии с подпунктом л) п. 3.4 Инструкции по охране труда машиниста электровоза шахта им. С.М. Кирова «запрещается перевозить людей на электровозах не приспособленных для перевозки людей», в нарушение п. 200 Правил безопасности в угольных шахтах, согласно которому «перевозку персонала по горным выработкам осуществляют техническими устройствами, предназначенными для этих целей, в соответствии с технической документацией изготовителя», а также п. 211 согласно которому запрещается перевозка персонала по горным выработкам транспортными средствами, не предназначенными для этих целей; п. 212 Правил безопасности в угольных шахтах, согласно которому «Машинист электровоза принимает решение о перевозке персонала в электровозе при условии, что электровоз имеет вторую кабину или в кабине машиниста есть второе сиденье», умышленно нарушая указанные правила безопасности, принял решение о перевозке Ф в кабине электровоза необорудованной для перевозки людей и разрешил Ф войти в кабину электровоза для дальнейшей его перевозки до заезда на ПК 212. После того как Ф вошел в кабину электровоза, ФИО1 нарушая правила перевозки людей по горным выработкам, начал движение электровоза. В кабине электровоза в тот момент находились горный мастер участка АБ Ф, МПУ участка «Осушение» В и машинист электровоза ФИО1, который и осуществлял непосредственное управление электровозом. Во время движения электровоза, Ф находился в кабине электровоза, стоя слева по ходу движения со стороны борта выработки. Проехав 20 метров, в 01 час 55 мин., Ф зацепился плечом за крючок для подвески кабеля, выпал из кабины и оказался зажат между движущимся электровозом и бортом выработки, в результате чего был смертельно травмирован. Увидев произошедшее, машинист электровоза ФИО1 произвел экстренное торможение, после применения которого электровоз по инерции еще проехал около 3-4 м. и остановился.
В результате нарушения ФИО1 правил ведения иных работ, Ф были причинены следующие повреждения:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Данная травма является прижизненной, возникла незадолго до наступления смерти, от воздействия тупого твердого предмета (предметов) расценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
От полученных в результате травмирования повреждений, Ф скончался на месте. Причиной смерти Ф явилась обильная кровопотеря в исходе сочетанной тупой травмы <данные изъяты>
ФИО1 не предвидел наступление общественно опасных последствий в виде смерти Ф в результате своих противоправных действий, однако в силу занимаемой должности, профессионального опыта и знаний норм по технике безопасности, при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть их наступление.
Таким образом, ФИО1, нарушил п.п. 211, 212 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (ФНП) «Правила безопасности в угольных шахтах», утверждены приказом Ростехнадзора от 19.11.2013. № 550; п.3.4. подпункт: л) Инструкции № 2 по охране труда для машиниста электровоза шахты им. С.М. Кирова.
ФИО1 сдал экзамены по охране труда, был ознакомлен с Инструкцией № 2 по охране труда для машиниста электровоза шахта им.С.М. Кирова, и, следовательно, в достаточной и необходимой мере был подготовлен к безопасному ведению работ в качестве машиниста электровоза.
ФИО1 осуществлял перевозку людей (трех человек) без пассажирского вагона, при отсутствии второй кабины или наличия в кабине машиниста второго сиденья. Был обязан не допустить в кабину машиниста электровоза Ф, что предотвратило бы несчастный случай.
Поэтому нарушения, допущенные ФИО1 находятся в непосредственной причинной связи со смертью Ф
Обвиняемый ФИО1 согласился с предъявленным обвинением, согласился с прекращением в отношении него уголовного дела и назначении ему судебного штрафа.
Потерпевшая в судебном заседании Ф в судебном заседании не возражала против прекращения уголовного дела с назначением обвиняемому судебного штрафа.
Защитник подсудимого адвокат Насонова М.Л. не возражала против прекращения уголовного дела с назначением судебного штрафа.
Прокурор не возражал против прекращения уголовного дела с назначением судебного штрафа.
Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, а также данные о личности обвиняемого, суд находит ходатайство следователя подлежащим удовлетворению, поскольку имеются все основания, предусмотренные ст.76.2 УК РФ, предъявленное ФИО1 обвинение в совершении преступления предусмотренного ч.2 ст.216 УК РФ, относящегося к категории средней тяжести обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, и в материалах содержатся достаточные сведения, позволяющие суду принять итоговое решение о прекращении уголовного дела и назначении обвиняемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Обвинение, с которым согласился ФИО1 суд находит обоснованным, оно подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, обвиняемый согласился на прекращение уголовного дела по данному основанию.
Суд приходит к выводу, что действия ФИО1 органами предварительного следствия правильно квалифицированы по ч.2 ст.216 УК РФ, как совершение нарушения правил безопасности при ведении иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Санкцией ч.2 ст.216 УК РФ не предусмотрено в качестве основного вида наказания назначение штрафа, ввиду чего при назначении судебного штрафа, с учетом положений ст.104.5 УК РФ его размер не может превышать двухсот пятидесяти тысяч рублей.
При определении размера судебного штрафа суд учитывает тяжесть совершенного преступления и имущественное положение обвиняемого и его семьи, а также возможность получения указанным им заработной платы или иного дохода.
Суд учитывает, что ФИО1 официально трудоустроен, имеет доход 38000-39000 рублей, его жена имеет ежемесячный доход 22000-25000 рублей, кроме того, обвиняемый имеет на иждивении двоих малолетних детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.25.1, ст.ст.446.1-446 УПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить уголовное дело № 1- 212/2018 (11702320009132203) по обвинению ФИО1 в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.216 УК РФ, освободив его от уголовной ответственности в соответствии со ст.76.2 УК РФ с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 30 000 рублей, который следует оплатить в течении 30 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по Кемеровской области (Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области л/с <***>)
Отделение Кемерово
р/с/ 40101810400000010007
БИК 043207001
КБК – 417 1 16 21010 01 6000 140 перечисление суммы принудительного изъятия в доход государства по решению суда (уголовное дело №11702320009132203)
ИНН <***>
КПП 420501001
ОКТМО 32701000001 г.Ленинск-Кузнецкий
Разъяснить ФИО1, что, в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса.
Разъяснить ФИО1 необходимость представления сведений об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.
Постановление может быть обжаловано и принесено представление в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий: подпись
Подлинный документ находится в материалах уголовного дела № 1-212/2018 Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области.