ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-215/2013 от 14.08.2013 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 1-215/2013П О С Т А Н О В Л Е Н И Е     город Елизово Камчатского края 14 августа 2013 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе

председательствующего судьи Маслова Р.Ю.,

с участием: прокурора – старшего

помощника Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г.,

обвиняемого ФИО2,

защитника - адвоката Домрачева В.Г.,

представившего удостоверение № 4 ордер № 007388 от 12 августа 2013 года,

при секретаре Будаеве М.Ю.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

ФИО2, <данные изъяты>

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обвиняется в том, что он, на основании приказа генерального директора Общества с ограниченной ответственностью авиационная компания «Камчатские авиалинии» (далее по тексту ООО авиакомпания «Камчатские авиалинии») № 132/л от 31.07.2012 назначенный на должность заместителя генерального директора по организации летной работы, в соответствии с должностной инструкцией заместителя генерального директора по организации летной работы, утвержденной 09.11.2012 генеральным директором ООО авиакомпания «Камчатские авиалинии» имеющий допуск к полетам на типах воздушных судов, инструкторский допуск на типах воздушных судов эксплуатируемых авиакомпанией, а также право самостоятельно включаться в состав экипажей воздушных судов летного подразделения, являясь командиром воздушного судна (далее по тексту КВС) - вертолета Ми-8МТВ-1 государственный и регистрационный знаки RA-22986, находящегося в собственности и эксплуатации ООО авиакомпания «Камчатские авиалинии», наделенный полномочиями командира воздушного судна, который в соответствии с ч. 2 ст. 57 Воздушного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ), руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества, в соответствии с ч. 1 ст. 58 ВК РФ наделённый правами командира воздушного судна: принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде; в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения; принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна; в соответствии с должностной инструкцией командира воздушного судна, утвержденной 09.11.2012 генеральным директором ООО авиакомпания «Камчатские авиалинии» обязанный владеть техникой пилотирования в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета, уметь правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную обстановку при принятии решения на вылет и в полете, отказаться от выполнения задания на полет, если считает его непосильным для себя и экипажа или не уверен в безопасности его выполнения, выполнять полет в соответствии с заданием, планом полета и требованиями Федеральных авиационных правил, эксплуатировать воздушное судно в соответствии с требованиями РЛЭ, принимать меры по обеспечению сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации, т.е. обязанный соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта в силу выполняемой работы и занимаемой должности, совершил преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ на основании задания на полет № 251, выданного 25.03.2013 генеральным директором ООО авиакомпания «Камчатские авиалинии», экипажем в составе командира воздушного судна ФИО2, второго пилота ФИО6 и бортового механика ФИО7 с целью коммерческой воздушной перевозки груза в соответствии с заключенным между ООО авиакомпания «Камчатские авиалинии» и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» (далее по тексту ФГБУ «КГПБЗ») договором № 07/13 от 15.03.2013 на оказание услуг по авиационному обслуживанию ФГБУ «КГПБЗ», в том числе доставке пассажиров и грузов на территории Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника, государственного природного заказника федерального значения «Южно-Камчатский», на вертолете Ми-8МТВ-1 государственный и регистрационный знаки RA-22986 выполнялся полет по маршруту Атласово - Узон.

ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 15 минут вертолет Ми-8МТВ-1 государственный и регистрационный знаки RA-22986 под управлением экипажа в указанном составе произвел взлет с посадочной площадки <адрес> с грузом в виде строительных материалов (досок) на борту общей массой 3200 кг, принадлежащих ФГБУ «КГПБЗ», и проследовал по заявленному маршруту в направлении кальдеры вулкана Узон, расположенного на территории Елизовского района Камчатского края в 93 км от населенного пункта <адрес>.

Прибыв в район кальдеры вулкана Узон, расположенного на территории Елизовского <адрес> в 93 км от населенного пункта <адрес>, и обнаружив неблагоприятные метеорологические явления в виде тумана в месте планируемого выполнения посадки на заранее оборудованной и подготовленной работниками ФГБУ «КГПБЗ» посадочной площадке, экипаж принял решение выполнять посадку на площадку, подобранную с воздуха, находящуюся в кальдере вулкана Узон, расположенного на территории Елизовского <адрес> в 93 км от населенного пункта <адрес> в координатах 54°30" северной широты 160°0Г восточной долготы, активное пилотирование в ходе которой осуществлялось командиром воздушного судна ФИО2 (в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 263 УК РФ в отношении ФИО6, ФИО7 отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

При этом ФИО2, имея соответствующее образование и квалификацию для работы в должности КВС на вертолетах типа Ми-8, имея с 14.05.2009 допуск к выполнению полетов в качестве КВС вертолета Ми-8МТВ-1, достоверно знал о необходимости соблюдения следующих правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна - вертолета Ми-8МТВ-1:

- п. 3.88. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утв. приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128 (далее по тексту ФАП-128), в соответствии с которым при полетах на неконтролируемый аэродром или на контролируемый аэродром, на котором временно не производится обслуживание аэродромного (воздушного и (или) наземного) движения, перед заходом на посадку КВС обязан выполнить осмотр взлетно-посадочной полосы с воздуха и оценку ее состояния и пригодности;

- п. 3.102. ФАП-128, в соответствии с которым посадка на подобранную с воздуха площадку, состояние поверхности которой неизвестно, выполняется после ее осмотра КВС для определения ее пригодности для посадки;

- Инструкция по взаимодействию и технология работы экипажа вертолета Ми-8МТВ и Ми-8АМТ, утв. 18.02.1998 заместителем начальника УГНБП ФАС России (далее по тексту Инструкции), в соответствии с которой при выполнении полетов на площадки, подобранные с воздуха, члены экипажа, прибыв в район посадки, осматривают предполагаемую площадку в целях оценки ее размеров, уклонов и состояния поверхности. Осмотр должен начинаться с высоты не менее 100 м над препятствиями и выполняться со снижением в выбранном направлении посадки до высоты не менее 10 м над препятствиями. Определяют направление ветра на площадке и в ее районе. На оборудованные площадки и на площадки, где производилась посадка, осмотры выполнять после висения;

- абз. «б» п. 37. Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утв. Приказом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51 (далее по тексту ФАП ПВП), в соответствии с которым при полете на предпосадочной прямой командир воздушного судна обязан прекратить снижение и уйти на второй круг (выполнить процедуру

прерванного захода на посадку), если положение воздушного судна в пространстве или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки;

- п. 4.7.2.1. Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-8МТВ, введенного в действие отделом летной эксплуатации Департамента воздушного транспорта 14.05.1994 (далее по тексту РЛЭ), в соответствии с которым при выполнении посадки по-вертолетному без использования влияния «воздушной подушки» уменьшение вертикальной и поступательной скорости полета следует начинать на высоте 40-50 метров над намеченной точкой зависания. Увеличение общего шага необходимо производить плавно, не допуская просадки оборотов несущего винта ниже 92%. Уменьшение скорости до 40 км/ч до зависания необходимо производить перед самой площадкой или над ней, если позволяют размеры площадки, не допуская при этом скорости снижения более 1,5 -2 м/с.

- п. 4а.3.4.4. РЛЭ, в соответствии с которым перед посадкой по вертолетному зависание вертолета следует производить на высоте, обеспечивающей видимость горизонта или наземных ориентиров впереди вихря. Снижение для посадки необходимо производить ступенчато, при постоянной горизонтальной или вертикальной видимости.

- п. 3.104 ФАП-128, в соответствии с которым в случае образования снежного или пыльного вихря перед зависанием на взлете экипаж воздушного судна обязан раздуть снег или пыль струей от несущего винта до появления устойчивой видимости наземных ориентиров. При посадке на заснеженную или пыльную площадку висение выполняется вне зоны влияния воздушной подушки. Продолжить снижение и производить посадку разрешается только при постоянном визуальном контакте с наземными ориентирами.

- п. 3.106 ФАП-128, в соответствии с которым в случае потери видимости ориентиров при висении, экипаж воздушного судна обязан вывести вертолет из зоны вихря вверх. Запрещено висение, взлет и посадка в снежном или пыльном вихре при отсутствии видимости наземных ориентиров.

Однако ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 59 минут, находясь в кальдере вулкана Узон Елизовского <адрес>, расположенного в 93 км от населенного пункта <адрес> в координатах 54°30" северной широты 160°0Г восточной долготы, управляя и осуществляя активное i пилотирование вертолетом Ми-8МТВ-1 государственный и регистрационный знаки RA-Г 22986 в качестве КВС в целях выполнения посадки в кальдере вулкана Узон, являясь лицом обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта в силу выполняемой работы и занимаемой должности, действуя легкомысленно, то есть, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий в виде причинения крупного ущерба ООО авиакомпания «Камчатские авиалинии», но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, в нарушение п. 3.88., п. 3.102. ФАП-128, Инструкции перед заходом на посадку не выполнил осмотр подобранной с воздуха площадки для оценки ее состояния, пригодности для посадки, размеров, уклонов и состояния поверхности, после чего, выполняя посадку по-вертолетному без использования влияния «воздушной подушки» в нарушение п. 4.7.2.1. РЛЭ превысил максимально допустимую скорость снижения, выполняя снижение вертолета со скоростью 3 м/с, при этом в нарушение абз. «б» п. 37. ФАП ПВП не прекратил снижение вертолета и не ушел на второй круг в связи с наличием параметров движения воздушного судна не обеспечивающих безопасность посадки, в нарушение п. 3.104 ФАП-128 не раздул снег струей от несущего винта до появления устойчивой видимости наземных ориентиров, в нарушение п. 4а.3.4.4. РЛЭ перед посадкой не произвел зависание вертолета на высоте, обеспечивающей видимость горизонта или наземных ориентиров впереди вихря, и не выполнил снижение ступенчато, при постоянной горизонтальной и вертикальной видимости, в результате чего вертолет попал в образовавшийся от вращения несущего винта снежный вихрь и произошла потеря членами экипажа вертолета пространственной ориентировки, находясь в условиях которого и отсутствии видимых наземных ориентиров в нарушение п. 4.7.2.1. РЛЭ допустил просадку оборотов несущего винта ниже 92%, и в нарушение п. 3.106 ФАП-128 не вывел вертолет из зоны вихря вверх, в результате чего произошла разбалансировка, касание и последующее падение вертолета правым бортом на снежную поверхность, что по неосторожности повлекло причинение ущерба ООО авиакомпания «Камчатские авиалинии» в виде следующих повреждений вертолета Ми-8МТВ-1 государственный и регистрационный знаки RA-22986: носовая часть фюзеляжа: остекление кабины экипажа, правое нижнее стекло разрушено; в кабине экипажа разрушено крепление амортизационной рамы электронного блока БЭ-9Е аппаратуры ИВ-500Е сер.2; центральная часть фюзеляжа: правый капот вспомогательной силовой установки (ВСУ) АИ-9 деформирован; правый капот отсека гидравлической системы деформирован; правый подвесной топливный бак, передняя часть сверху, имеет вмятину обшивки размером 300x400 мм; на заднем отсеке центральной части фюзеляжа в районе шпангоута № 18 сверху трещина обшивки шириной 20 мм и длиной 560 мм; на заднем отсеке центральной части фюзеляжа в районе шпангоута № 18-21 снизу пробоина обшивки размером 360x300 мм с повреждением продольного набора стрингеров; деформирован капот-обтекатель керосинового обогревателя КО-50; пробоина обшивки размером 250x200 мм спереди сверху на внешнем дополнительном топливном баке; разрушен приемопередатчик А-037-1Г и двух антенн А-037-2 и амортизационной рамы радиовысотомера А-037; разрушено основание ЗБН-1-3 сер.З системы БУР-1-2; оборвана тросовая антенна 8АТ.7103.030 радиостанции «Ядро-1А»; хвостовая балка: на нижней части хвостовой балки от шпангоута № 11-13 пробоина обшивки хвостовой балки размером 500x300 мм с разрушением продольного набора (стрингера, профили, диафрагмы); на шпангоуте № 15 по всей окружности хвостовой балки разрушена обшивка и продольный набор (стрингера), в месте разрушения обшивки хвостовая и концевая балка отделена от основной балки; на шпангоуте № 6 разрушено крепление опоры хвостового вала трансмиссии в месте соединения средней шарнирной и задней жесткой части, задняя жесткая часть вала вышла из шлицевого соединения; у промежуточного редуктора разрушено соединение задней шарнирной части хвостового вала трансмиссии и ведущего вала промежуточного редуктора; в районе шпангоута № 6 хвостовой балки оборваны четыре троса тросовой проводки путевого управления вертолетом; на хвостовой балке разрушена антенна АРК-УД АШС-УД; оборван электрожгут; хвостовая опора: левый и правый подкос хвостовой опоры разрушены; стабилизатор: правая половина стабилизатора - деформирован лонжерон, повреждения 1-2 нервюры хвостового стрингера между ними, обшивки; левая половина стабилизатора - между 1-2 нервюрой разрушен лонжерон, загнут под углом 90 градусов; рулевой винт: лопасть № 1 - лонжерон разрушен у комлевого наконечника; лопасть № 2, 3 разрушен хвостовой отсек; втулка несущего винта: рычаги, установленные на осевых шарнирах, поворота лопасти несущего винта деформированы; разрушены кронштейны крепления гидравлических демпферов вертикального шарнира; автомат перекоса: тяги поворота лопастей деформированы; лопасти несущего винта: лопасти несущего винта разрушены; трансмиссия: рама крепления главного редуктора ВР-14, два прицепных подкоса слева имеют деформацию, на общую сумму которая превышает один миллион рублей и составляет 19 851 595 рублей, что в соответствии с примечанием к ст. 263 УК РФ является крупным ущербом.

Действия ФИО2 квалифицированы органом предварительного следствия по ч. 1 ст. 263 УК Российской Федерации – как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, что повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба.

На предварительном следствии представитель потерпевшего ФИО8 пояснила, что авиакомпания не имеет материальных претензий к обвиняемому. (т. 2 л.д. 84-86)

До предварительного слушания в суд поступило ходатайство председателя Наблюдательного совета ООО АК «Камчатские авиалинии» об отсутствии претензий материального характера к ФИО2 и прекращении в отношении него уголовного дела.

В судебном заседании обвиняемый ФИО2 поддержал свое ходатайство, которое он заявил на предварительном следствии о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием. (т. 3 л.д. 56-61)

Защитник Домрачев В.Г. и прокурор не возражали против прекращения уголовного дела по указанному потерпевшим основанию.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы уголовного дела, суд считает возможным прекратить уголовное дело по обвинению ФИО2 в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК Российской Федерации по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 239 УПК Российской Федерации на предварительном слушании судья может прекратить уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 28 УПК Российской Федерации.

На основании ст. 28 УПК Российской Федерации суд вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 75 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 УК Российской Федерации  лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

ФИО2 предъявлено обвинение в совершении преступления небольшой тяжести. Юридически не судим. (т. 3 л.д. 38-42, 45, 46)

Согласно материалам уголовного дела ФИО2 явился с повинной, способствовал раскрытию и расследованию преступления и предпринял меры к возмещению вреда причиненного преступлением, которые не были приняты потерпевшим, в связи с тем, что претензий материального характера потерпевший не имеет. (т. 2 л.д. 45-47, 58-62, 72-76)

Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренные ст. 75 УК Российской Федерации основания для прекращения уголовного дела в связи с деятельным раскаянием соблюдены.

Принимая решение, суд также учитывает положительные характеристики с места работы и жительства в отношении ФИО2, наличие постоянного места жительства, регистрации, несовершеннолетних детей, отсутствие по уголовному делу других общественно-опасных последствий в отношении здоровья людей. (т. 2 л.д. 77-79, т. 3 л.д. 31-37, 51)

Совокупность вышеизложенных сведений, с учётом мнения сторон, обстоятельств инкриминируемого преступления и личности подсудимого, позволяют суду прийти к выводу, что ФИО2 не представляет опасности для общества и не требуется его исправления мерами уголовного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 28, 239 УПК Российской Федерации, ст. 75 УК Российской Федерации суд,

П О С Т А Н О В И Л :

прекратить уголовное дело в отношении ФИО2, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК Российской Федерации по основанию, предусмотренному ст. 28 УПК Российской Федерации - в связи с деятельным раскаянием.

Вещественное доказательство по уголовному делу вертолет Ми-8МТВ-1 государственный и регистрационный знаки RA-22986, который хранится на территории аэропорта «Корякский» по адресу: п. Центральные Коряки Елизовского района Камчатского края, аэропорт «Корякский» оставить его собственнику ООО авиакомпании «Камчатские авиалинии».

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий Р.Ю. Маслов