Дело № 1-216/2022
УИД: 62RS0003-01-2022-001063-50
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Рязань 20 апреля 2022 года
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Старостиной О.В.,
при секретаре судебного заседания –помощнике судьи ФИО2,
с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора <адрес>ФИО3,
подсудимой ФИО1, ее защитника – адвоката коллегии адвокатов «Защитник» ФИО6, представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение №,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении суда материалы уголовного дела в отношении
ФИО1, 04 <данные изъяты>,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обвиняется органами следствия в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, а именно в том, что она совершила халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, повлекшее причинение крупного ущерба, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:
В соответствии с положениями, предусмотренными статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложены обязанности по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее по тексту «дети-сироты» либо «указанная категория граждан»).
В соответствии с Законом Рязанской области от 16.08.2007 № 105-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту «Закон Рязанской области от 16.08.2007 № 105-ОЗ»), принятым Рязанской областной Думой 25.07.2007, наряду с другими Муниципальными образованиями Муниципальное образование - Рязанский муниципальный район Рязанской области в лице Администрации, наделено отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в том числе полномочиями по приему заявлений о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту «Список»), и документов к нему, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации (п. 1 ч. 2); полномочиями по предоставлению в порядке, определенном законодательством Рязанской области, детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 2 ч. 2), а также иными полномочиями в этой сфере.
На основании пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Рязанской области от 16.08.2007 № 105-ОЗ органы местного самоуправления вправе получать финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из федерального и областного бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 закона Рязанской области от 16.08.2007 № 105-ОЗ органы местного самоуправления обязаны осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанным Законом и иными нормативными правовыми актами Рязанской области, а также в соответствии с пунктом 4 части 2 указанной нормы обязаны определять органы и должностных лиц местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее по тексту «Федеральный закон № 44-ФЗ» либо «Законодательство о контрактной системе»), статья 6 которого среди прочего предусматривает ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также эффективность осуществления закупок.
Согласно статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок с целью соблюдения принципа конкуренции направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, которая должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При этом в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок, с целью соблюдения принципа профессионализма, предусматривает осуществление деятельности заказчика на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, а также необходимость принятия мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, а должностные лица заказчиков при этом несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.
Статья 24 Федерального закона № 44-ФЗ при проведении закупок предусматривает 4 основных возможных способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно: 1) конкурс (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); 2) аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион), 3) запрос котировок, 4) запрос предложений, а часть 5 указанной статьи определяет, что заказчик выбирает способ выбора поставщика самостоятельно, но в соответствии требованиями указанного закона.
При этом, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ заказчикам предоставлено право осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений, путем проведения запроса предложения в электронной форме.
Использование заказчиком способа определения поставщика путем «Запроса предложения» или «Запроса предложения в электронной форме» предоставляет право заказчику наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в связи с чем при реализации данного права создаются условия для участия большего количества поставщиков в торгах, а также приобретения товаров при условии оценки их не стоимостных критериев, к которым относится качество и иные не стоимостные характеристики.
В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на заказчика возложена обязанность по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (далее по тексту «НМЦК»), способ определения которой выбирается заказчиком самостоятельно.
При этом, положение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязывает должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных органов, в силу возложенных на них полномочий, в рамках организации и контроля за осуществлением закупок, проводимых в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ, исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности).
Согласно п. 2.1, 2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее по тексту «Методические рекомендации»), обоснование НМЦК заключается в выполнении расчёта указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчёт. Указанными методическими рекомендациями в целях осуществления закупки рекомендовано выполнение последовательных действий, а именно: определения потребности в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленной целями осуществления закупок; установлении перечня требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; проведении исследования рынка путём изучения общедоступных источников информации; определении применимого метода определения НМЦК или нескольких таких методов; а также осуществление определения НМЦК соответствующим методом.
В соответствии с главой 3 Методических рекомендаций, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Указанный метод является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. При этом в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендовано по результатам изучения рынка определение товаров, работ, услуг, представленных на функционирующем рынке и соответствующих описанию объекта закупки, а также товаров, работ, услуг, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки. Указанные методические рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товаров, работ, услуг для определения НМЦК предусматривают рекомендации по осуществлению нескольких следующих процедур: направления запросов о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»); размещения запросов о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; осуществления поиска ценовой информации в реестре контрактов, заключённых заказчиками; осуществлении сбора и анализа общедоступной ценовой информации, к которой относится, в том числе, информация о ценах на товары, работы, услуги, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других приложениях, обращённых к неопределённому кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами, информации о ценах товаров, работ, услуг, содержащейся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов.
Согласно статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий среди прочего обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (Уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, Устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ Решением Рязанской районной Думы от 21.03.2013 № 111 принят Устав Муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, основной целью которого является конкретизация норм федерального законодательства и законодательства Рязанской области о местном самоуправлении применительно к условиям осуществления самоуправления на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, а также закрепления иных положений об организации местного самоуправления, компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Согласно статьи 1 указанного Устава, Муниципальное образование - Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее по тексту «Муниципальное образование») наделено Законом Рязанской области от 07.10.2004 года № 74-ОЗ «О наделении муниципального образования - Рязанский район статусом муниципального района, об установлении его границ и границ муниципальных образований, входящих в его состав» статусом муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 43 указанного Устава администрация Рязанского муниципального района, фактически находящаяся в здании по адресу: <адрес> где расположены рабочие места должностных лиц и муниципальных служащих указанного органа местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Рязанского муниципального района, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Рязанского муниципального образования федеральными законами и законами <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, в лице главы администрации ФИО4, был заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО1, именуемая муниципальным служащим, приняла на себя обязательства лично исполнять обязанности по должности муниципальной службы заместителя главы администрации по экономике, финансам и сельскому хозяйству (далее по тексту - «Заместитель главы администрации по экономике и финансам»), в соответствии с должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка. Кроме этого ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа (распоряжения) о приеме работника на работу №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, изданного главой администрации ФИО4 на основании указанного трудового договора, ФИО1 была назначена на должность заместителя главы администрации по экономике и финансам.
Раздел 6 заключенного с ФИО1 трудового договора возлагал на последнюю обязанности по добросовестному исполнению должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, а также бережному отношению к имуществу администрации муниципального образования и при необходимости принятия мер для предотвращения ущерба имуществу.
В соответствии должностной инструкцией заместителя главы администрации по экономике и финансам, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ главой администрации ФИО4, с которой ФИО1 была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, занимаемая последней должность является должностью муниципальной службы и относится к высшей категории должностей муниципальной службы (п. 1.1); ФИО1 должна была иметь навыки: оперативного принятия решений и реализации управленческих решений; анализа и обобщения информации; работы с нормативными правовыми актами и применения их на практике; подготовки информационно-аналитических материалов; эффективного планирования работы; анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений (п. 2.3); ФИО1 была обязана координировать работу структурных подразделений администрации муниципального образования, муниципальных предприятий и учреждений, учредителем которых является муниципальное образование, контролировать их деятельность, давать поручения в числе прочего по вопросам: владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования; разработки и утверждения планов и программ социально-экономического развития муниципального образования; организации конкурсного размещения муниципальных заказов по закупке товаров и услуг для нужд муниципального образования (п. 3.1.5); ФИО1 были делегированы полномочия главы администрации по рассмотрению, подписанию и утверждению документов по предоставлению субсидий, документов бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, конкурсной и аукционной документации, муниципальных контрактов в рамках муниципальных программ (п. 3.1.6); ФИО1 была обязана курировать деятельность: финансового управления муниципального образования, управления градостроительства и имущественных отношений, отдела экономики и инвестиционной политики, МБУ «Централизованная бухгалтерия Рязанского муниципального района», МКУ Рязанского муниципального района «Центр торгов» (п. 3.1.7); ФИО1 при исполнении своих должностных обязанностей обладала правами: по принятию решений в соответствии с должностными обязанностями, по даче консультаций и разъяснений в переделах своей компетенции, по осуществлению запросов и получению в установленном порядке необходимой для исполнения должностных обязанностей информации и материалов от структурных подразделений администрации муниципального образования, учреждений, предприятий и организаций вне зависимости от форм собственности и организационно-правовой принадлежности.
Кроме этого, согласно должностным обязанностям заместителя главы администрации по экономике и финансам, являющимся приложением № к Распоряжению администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении должностных обязанностей между заместителями главы администрации и руководителем аппарата администрации», подписанному главой администрации ФИО4, на ФИО1 были возложены обязанности по организации процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, а также обязанности по регулированию цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных предприятий (учреждений) Рязанского муниципального района в пределах полномочий администрации Рязанского муниципального района.
Таким образом, заместитель главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1 в рамках осуществления своих служебных полномочий была обязана осуществлять организацию и прямой контроль за деятельностью должностных лиц администрации Рязанского муниципального района, связанной с приобретением квартир для детей-сирот, проживающих на территории Рязанского района Рязанской области, в том числе при составлении технической документации с указанием НМЦК, необходимой для конкурсных процедур при проведении закупок, и постоянно осуществляя свои служебные полномочия, была наделена организационно-распорядительными функциями, в связи с чем в соответствии с примечанием к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации являлась должностным лицом.
В связи с этим, в ходе исполнения своих должностных обязанностей заместитель главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1, в соответствии с вышеуказанными положениями, в том числе предусмотренными статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с целью добросовестного исполнения своих обязанностей, а также безусловного соблюдения интересов общества и Государства, была обязана организовывать деятельность подчиненных ей должностных лиц и работников структурных подразделений администрации Рязанского муниципального района, при которой достигалась бы максимальная экономность, рациональность, разумность и результативность использования бюджетных средств, а полученный при этом результат отвечал требованиям, стоящим перед муниципальным образованием.
При этом, в ходе исполнения своих должностных обязанностей заместитель главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1, занимающая должность, относящуюся к высшей категории должностей муниципальной службы, используя имеющиеся у нее полномочия, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Уставом Муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес>, должностной инструкцией заместителя главы администрации по экономике и финансам, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ главой администрации ФИО4, а также распоряжением администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области № 211-р от 21.03.2019 «О распределении должностных обязанностей между заместителями главы администрации и руководителем аппарата администрации», имела фактическую возможность и в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должна была организовывать используемые муниципальным образованием процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, таким образом, при котором бы достигалась максимальная экономность, рациональность, разумность и результативность расходования бюджетных средств, а полученный при этом результат отвечал требованиям, стоящим перед муниципальным образованием.
В связи необходимостью достижения указанных целей заместителю главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1 в рамках осуществления возложенных на нее должностных полномочий было достоверно известно о том, что при организации процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, могли быть использованы предусмотренные статьей 24 Федерального закона № 44-ФЗ способы определения поставщиков, в том числе электронный аукцион и запрос предложений, выбор одного или нескольких из которых она, как лицо, на которое была возложена обязанность по организации и контролю указанных процедур, с целью достижения экономности, результативности и эффективности должна была определить самостоятельно, а также о том, что для достижения указанных целей она должна была принять решение об определении метода определения НМЦК, осознавая при этом, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), является приоритетным и позволяет достичь поставленных перед администрацией Рязанского муниципального района целей.
В рамках исполнения своих должностных полномочий заместитель главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1, располагала сведениями о том, что начальная максимальная цена контракта в предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ случаях могла быть определена и обоснована путем применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод, в связи с чем достоверно знала при этом о том, что в соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, а также главой 3 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), предусматривающий определение начальной максимальной цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является приоритетным для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в связи с чем использование указанного метода предоставило бы администрации муниципального образования при приобретении жилых помещений для указанной категории граждан возможность достижения максимальной экономности, рациональности, разумности и результативности расходования бюджетных средств, а также исключило бы возможность неоправданно завышенного расходования бюджетных средств, предназначенных для оплаты приобретаемых администрацией муниципального образования товаров, работ или услуг.
При этом, заместителю главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1 при надлежащем исполнении своих служебных обязанностей должно было быть достоверно известно о том, что использование указанного метода могло быть осуществлено как путем организации мониторинга общедоступной информации в сети «Интернет» либо информации, размещенной в периодических печатных изданиях, так и путем направления запросов в агентства недвижимости либо привлечения лиц, обладающих специальными познаниями в указанной области.
ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес> ФИО8 в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», во исполнение постановления <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка выделения средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», на основании Приказа Минстроя России №/пр от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2018 года» был утвержден норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на III квартал 2018 года (в рублях) для приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес>, в размере 37 678 рублей.
При этом, указанный норматив не подлежал использованию для определения НМЦК, а должен был использоваться в рамках определения размера субвенций, подлежащих выделению для приобретения жилых помещений для детей-сирот в 2019 году по всей <адрес>, в том числе по <адрес>, в связи с чем ничем не обоснованное использование указанного норматива для определения НМЦК при определении поставщиков квартир в рамках приобретения указанных жилых помещений могло повлечь увеличение цены контрактов, и как следствие, создать условия, при которых поставщики квартир, принимающие участие в конкурсных процедурах, получили бы возможность реализации принадлежащих им объектов недвижимого имущества за цену, превышающую рыночную, в результате чего в нарушение требований, предусмотренных статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, могли наступить негативные последствия в виде невозможности достижения максимальной экономности, рациональности, разумности и результативности расходования бюджетных средств, и, как следствие, их необоснованного перерасхода.
В первой половине 2019 года заместитель главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1, занимающая должность, относящуюся к высшей категории должностей муниципальной службы, в связи с чем являющаяся должностным лицом, на которое напрямую в соответствии с должностными обязанностями, а также распоряжением Главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении должностных обязанностей между заместителями главы администрации и руководителем аппарата администрации», были возложены обязанности по организации процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, находясь на своем рабочем месте в помещении администрации муниципального района, расположенном по адресу: <адрес>, приняв самостоятельное решение не использовать способ определения поставщиков в виде запроса предложений, позволяющий достичь наибольшей экономности, результативности и эффективности, ненадлежащим образом исполняя свои обязанности, вследствие небрежного отношения к службе, не предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла их предвидеть, организовала подготовку документации для проведения 9 электронных аукционов по покупке 9 квартир для детей-сирот.
В ходе этого, заместитель главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1, достоверно зная, что в соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, а также главой 3 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, в рамках определения НМЦК метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), предусматривающий определение начальной максимальной цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, является приоритетным, ненадлежащим образом исполняя свои обязанности, вследствие небрежного отношения к службе, не предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла их предвидеть, поручила начальнику Управления градостроительства и имущественных отношений - начальнику отдела имущественных отношений и земельного контроля администрации указанного муниципального образования ФИО5 осуществить разработку технических заданий (технической части аукционной документации) с указанием в них НМЦК, равной вышеуказанному нормативу. При этом, заместитель главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1 в силу сложившейся практики располагала достоверными сведениями об отсутствии у ФИО5 познаний и навыков в области определения начальной максимальной цены контракта на основании информации о рыночных ценах жилых квартир, в связи с чем должна была и могла предвидеть, что в связи с указанными обстоятельствами ФИО5 при разработке технических заданий (технической части аукционной документации) с указанием в них НМЦК без проведения анализа действующих на территории <адрес> цен будет использован единственный источник информации, которым последняя располагала, то есть утвержденный ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес> ФИО8 норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на III квартал 2018 года (в рублях) для приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес>, составляющий 37 678 рублей, что может привести к завышению НМЦК, а также в случае не использования способа определения поставщиков в виде запроса предложений, а использования способа определения поставщиков в виде электронного аукциона, может повлечь за собой необоснованное увеличение затрат на приобретение требовавшихся 9 квартир, исключив, таким образом, возможность достижения стоящих перед муниципальным образованием в рамках реализации вышеуказанных отдельных государственных полномочий задач по достижению наибольшей экономности, результативности и эффективности бюджетных средств.
В результате указанных халатных действий заместителя главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1, начальник Управления градостроительства и имущественных отношений - начальник отдела имущественных отношений и земельного контроля администрации указанного муниципального образования (далее по тексту - «Начальник Управления градостроительства и имущественных отношений администрации») ФИО5, располагая единственным вышеуказанным источником информации при разработке технических заданий (технической части аукционной документации) с указанием в них НМЦК, использовала вышеуказанный норматив, в связи с чем в рамках составления аукционной документации для проведения 9 электронных аукционов при определении и обосновании НМЦК были указаны суммы в размере 1 296 838 рублей 95 копеек. При этом, начальник Управления градостроительства и имущественных отношений администрации ФИО5, по причине допущенной заместителем главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1 халатности, выполняя поручение последней, не обладая необходимыми познаниями, в нарушение требований, предусмотренных ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, а также главой 3 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, при расчете НМЦК приняла во внимание расчетную норму общей площади жилого помещения, равной 33 кв. м., коэффициент индексации на очередной финансовый и плановый год, равный 1,043, а также вышеуказанный норматив средней стоимости одного квадратного метра жилья, составляющий 37 678 рублей.
Таким образом, в рамках организованного и контролируемого заместителем главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1 процесса подготовки и проведения конкурсных процедур, который в связи с принятым последней решением, не предусматривал использование способа определения поставщиков в виде запроса предложений, предусматривая при этом использование единственного способа определения поставщиков в виде электронного аукциона, начальник Управления градостроительства и имущественных отношений администрации ФИО5, выполняя указания ФИО1, использовала не являющийся приоритетным метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), а применила нормативный метод определения НМЦК, не проведя при этом предусмотренные вышеуказанными Методическими рекомендациями процедуры, в том числе: не направив запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам, обладающим опытом поставок соответствующих товаров; не разместив запросы о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; не осуществив поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключённых заказчиками; не осуществив в полной мере сбор и анализ общедоступной ценовой информации, а также не приняв иных мер по получению актуальных и достоверных данных, на основании которых могли быть получены сведения о фактический стоимости расположенных на территории <адрес> квартир, соответствующих установленным требованиям, что привело к явному завышению НМЦК, и, как следствие, повлекло невозможность достижения наибольшей экономности, результативности и эффективности при последующем организованном и контролируемом заместителем главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1 процессе проведения конкурсных процедур.
Несмотря на указанные обстоятельства, заместитель главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1, являясь должностным лицом, на которое напрямую были возложены обязанности по организации процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, находясь на своем рабочем месте в помещении администрации муниципального района, расположенном по адресу: <адрес>, явно ненадлежащим образом исполняя свои обязанности, проявляя недобросовестное отношение к службе, при проверке подготовленных ФИО5 технических заданий (технических частей аукционной документации) с указанием в них НМЦК, и осознавая, что при определении НМЦК начальником Управления градостроительства и имущественных отношений администрации ФИО5 не были соблюдены требования, предусмотренные Методическими рекомендациями процедуры, в том числе: не были направлены запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам, обладающим опытом поставок соответствующих товаров; не были размещены запросы о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; не был осуществлен поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключённых заказчиками; не был осуществлен в полной мере сбор и анализ общедоступной ценовой информации, а также не были приняты иные меры по получению актуальных и достоверных данных, на основании которых могли быть получены сведения о фактический стоимости расположенных на территории <адрес> квартир, соответствующих установленным требованиям, в связи с чем были нарушены требования, предусмотренные ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, а также главой 3 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, что привело к явному завышению НМЦК, не приняла мер к их корректировке, после чего дала указание ФИО5 передать разработанные последней технические задания работникам Муниципального казенного учреждения Рязанского муниципального района «Центр торгов», для осуществления непосредственной организации проведения электронных аукционов.
При этом, у заместителя главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1 при надлежащем исполнении своих должностных обязанностей имелись как должностные полномочия, так и фактическая возможность по организации и контролю за ходом подготовки аукционной документации для проведения 9 электронных аукционов, а также определением и обоснованием НМЦК, в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, а также главой 3 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривающих использование в рамках определения НМЦК являющегося приоритетным метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), то есть определение НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, однако халатно относясь к своим должностным обязанностям, желая облегчить и ускорить процесс определения поставщиков требовавшихся 9 квартир для детей-сирот, в связи с недобросовестным отношением к исполнению возложенных на нее должностных обязанностей, не приняла никаких мер к достижению вышеуказанных целей, не предвидя при этом возможности наступления негативных последствий в виде необоснованного увеличения затрат на приобретение требовавшихся 9 квартир, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть эти последствия.
Таким образом, заместителем главы администрации по экономики и финансам администрация Рязанского муниципального района <адрес>ФИО1 была допущена халатность, выразившаяся в недобросовестном отношении к организации и контролю за процессом использования находящимися в ее подчинении работниками администрации муниципального образования способа определения поставщиков квартир, а также метода определения НМЦК, что в нарушение предусмотренного статьей 8 Федерального закона № 44-ФЗ принципа конкуренции, исключило возможность выявления лучших условий поставок квартир путем создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, основанной на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.
В результате допущенной заместителем главы администрации по экономики и финансам администрация Рязанского муниципального района <адрес>ФИО1 халатности, выразившейся в недобросовестном отношении к организации и контролю за процессом использования находящимися в ее подчинении работниками администрации муниципального образования способа определения поставщиков квартир, а также метода определения НМЦК, последними была подготовлена необходимая конкурсная документация по проведению 9 вышеуказанных электронных аукционов с имеющимися в ней сведениями о необоснованно завышенных начальных (максимальных) ценах контрактов, которая была размещена в единой информационной системе в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru», и после проведения Муниципальным казенным учреждением Рязанского муниципального района «Центр торгов» на электронной площадке «www.sberbank-ast.ru» 9 электронных аукционов были определены 9 победителей электронных аукционов.
По результатам проведенных вышеуказанных конкурсных процедур, администрацией муниципального района, расположенной по адресу: <адрес>, с победителями электронных аукционов были заключены:
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся объект недвижимого имущества - квартира общей площадью 34,5 кв.м., расположенная на 1 этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес> (кадастровый №), стоимостью 1 296 838 рублей 95 копеек, имеющий фактическую стоимость 635 000 рублей, в связи с чем стоимость указанного объекта недвижимого имущества была фактически завышена на 661 838 рублей 95 копеек;
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся объект недвижимого имущества - квартира общей площадью 33,7 кв.м., расположенная на 2 этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес> (кадастровый №), стоимостью 1 296 838 рублей 95 копеек, имеющий фактическую стоимость 698 000 рублей, в связи с чем стоимость указанного объекта недвижимого имущества была фактически завышена на 598 838 рублей 95 копеек;
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся объект недвижимого имущества - квартира общей площадью 34,4 кв.м., расположенная на 4 этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>, стоимостью 890 982 рубля 40 копеек, имеющий фактическую стоимость 710 000 рублей, в связи с чем стоимость указанного объекта недвижимого имущества была фактически завышена на 180 982 рубля 40 копеек;
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся объект недвижимого имущества - 2-х комнатная квартира общей площадью 44,3 кв.м., расположенная на 4 этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>, стоимостью 1 290 354 рубля 76 копеек, имеющий фактическую стоимость 892 000 рублей, в связи с чем стоимость указанного объекта недвижимого имущества была фактически завышена на 398 354 рубля 76 копеек;
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся объект недвижимого имущества - квартира общей площадью 34,1 кв.м., расположенная на 5 этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>, стоимостью 1 283 870 рублей 57 копеек, имеющий фактическую стоимость 679 000 рублей, в связи с чем стоимость указанного объекта недвижимого имущества была фактически завышена на 604 870 рублей 57 копеек;
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся объект недвижимого имущества - квартира общей площадью 34,7 кв.м., расположенная на 3 этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>, стоимостью 1 290 354 рублей 76 копеек, имеющий фактическую стоимость 715 000 рублей, в связи с чем стоимость указанного объекта недвижимого имущества была фактически завышена на 575 354 рубля 76 копеек;
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся объект недвижимого имущества - квартира общей площадью 34,1 кв.м., расположенная на 4 этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>, стоимостью 1 283 870 рублей 57 копеек, имеющий фактическую стоимость 705 000 рублей, в связи с чем стоимость указанного объекта недвижимого имущества была фактически завышена на 585 354 рубля 76 копеек;
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся объект недвижимого имущества - квартира общей площадью 34,2 кв.м., расположенная на 2 этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес> (кадастровый №), стоимостью 1 290 354 рублей 76 копеек, имеющий фактическую стоимость 707 000 рублей, в связи с чем стоимость указанного объекта недвижимого имущества была фактически завышена на 583 354 рубля 76 копеек;
- муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся объект недвижимого имущества - квартира общей площадью 34,7 кв.м., расположенная на 2 этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>, стоимостью 1 290 354 рублей 76 копеек, имеющий фактическую стоимость 715 000 рублей, в связи с чем стоимость указанного объекта недвижимого имущества была фактически завышена на 575 354 рубля 76 копеек.
Таким образом, фактическая стоимость 9 вышеуказанных квартир, приобретенных Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес> за 11 213 820 рублей 48 копеек, составила 6 638 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с условиями указанных муниципальных контрактов на основании платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 18.06.2019№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, с лицевого счета Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес>№, открытого в Отделение Рязань Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, расположенном в <адрес>, на расчетные счета лиц, осуществивших отчуждение указанных объектов недвижимого имущества, из бюджета <адрес> были перечислены денежные средства на общую сумму 11 213 820 рублей 48 копеек, а администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес> было приобретено право собственности, то есть право владения, пользования и распоряжения, девятью упомянутыми объектами недвижимого имущества.
В результате допущенной заместителем главы администрации по экономики и финансам администрации Рязанского муниципального района <адрес>ФИО1 преступной халатности, выразившейся в недобросовестном исполнении последней своих должностных полномочий в части организации и контроля за подготовкой конкурсной документации и последующих конкурсных процедур, наступили негативные последствия в виде необоснованного увеличения затрат на приобретение требовавшихся 9 квартир.
Указанные преступные действия заместителя главы администрации Рязанского муниципального района по экономике и финансам ФИО1, повлекли нарушение требований, предусмотренных ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и как следствие привели к невозможности достижения максимальной экономности, рациональности, разумности и результативности расходования бюджетных средств, в связи с чем из бюджета муниципального образования - Рязанский муниципальный район <адрес> были фактически необоснованно израсходованы денежные средства на общую сумму 4 757 820 рублей 48 копеек, что повлекло причинение крупного ущерба на указанную сумму Министерству образования и молодежной политики <адрес>, являющемуся главным распорядителем денежных средств, предназначенных в виде субвенций для приобретения жилых помещений для детей-сирот в 2019 году, и как следствие существенно нарушило охраняемые законом интересы общества и государства в части предоставления благоустроенных жилых помещений максимально большему количеству лиц из числа детей-сирот.
Совершая указанные преступные действия заместитель главы администрации по экономики и финансам администрация Рязанского муниципального района <адрес>ФИО1 не предвидела возможность наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла их предвидеть, то есть действовала с преступной небрежностью.
В судебном заседании защитник подсудимой ФИО1 – ФИО6, огласил ходатайство ФИО1 о прекращении в отношении нее уголовного дела, за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Подсудимая ФИО1 в судебном заседании пояснила, что поддерживает оглашенное ходатайство, выразила свое согласие, которое, как она пояснила, дает добровольно и после консультации с защитником, на прекращение настоящего уголовного дела по основанию истечения срока давности уголовного преследования, также ей разъяснено, что в случае удовлетворения ее ходатайства дело будет прекращено по нереабилитирующим основаниям, о чем ей было подано письменное заявление.
Государственный обвинитель ФИО3 полагала возможным прекратить уголовное дело в отношении ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
От представителя потерпевшего ФИО7 поступило заявление, согласно которому она не возражает против прекращения уголовного дела в отношении ФИО1 в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
В соответствии п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, ч.2 ст.27 УК РФ уголовное дело и уголовное преследование с согласия обвиняемого подлежат прекращению в случае истечения сроков давности уголовного преследования.
Согласно п. «а» ч. 1 статьи 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истек срок два года после совершения преступления небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Учитывая, что ФИО1 обвиняется в преступлении небольшой тяжести, совершенном ДД.ММ.ГГГГ, и на момент рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ прошло более двух лет.
В силу ч. 1 ст. 254 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в пунктах 3 - 6 части первой, в части второй статьи 24 УПК РФ.
Каких-либо действий связанных с уклонением от следствия и суда, обуславливающих приостановление течения сроков давности, подсудимой не совершено.
Таким образом, по настоящему делу имеются все основания, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, для его прекращения, по основанию истечения сроков давности уголовного преследования.
При указанных обстоятельствах, суд находит возможным освободить от уголовной ответственности и прекратить уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемой совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ.
В целях обеспечения исполнения постановления суд полагает необходимым оставить ФИО1 без изменения меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащем поведении - до вступления постановления в законную силу.
Судьбу вещественных доказательств разрешить в соответствии с положениями ст. 81 УПК РФ.
Руководствуясь ст. 78 УК РФ, ст.ст. 24, 239, 256 УПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Освободить от уголовной ответственности и прекратить настоящее уголовное дело и уголовное преследование в отношении ФИО1 обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса РФ, в связи с истечения сроков давности уголовного преследования, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Меру пресечения - подписку о невыезде и надлежащем поведении ФИО1 отменить по вступлении постановления в законную силу.
Вещественные доказательства по уголовному делу:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> – хранить при уголовном деле.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Рязанского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья О.В. Старостина