ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-22/20 от 04.03.2020 Боградского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 1-22/2020

УИД 19RS0007-01-2020-000088-23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Боград Боградского района Республики Хакасия 04 марта 2020 года

Боградский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Асеевой Ю.Н.,

при секретаре Галимулиной Л.В.,

с участием

старшего следователя Усть-Абаканского МСО ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия Артюшевской О.В.,

старшего помощника прокурора Боградского района Чистанова В.С.,

обвиняемой Исаевой Л.Е.,

защитника-адвоката Мончик С.Г., представившего удостоверение (номер) и ордер (номер) от (дата),

рассмотрев открытом в судебном заседании постановление старшего следователя Усть-Абаканского МСО ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия Артюшевской О.В. от 27 февраля 2020 года о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела и уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении:

Исаевой Л.Е., родившейся (дата), зарегистрированной и проживающей по (адрес), не судимой,-

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Исаева Л.Е. органом предварительного расследования обвиняется в халатности, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а так же охраняемых законом интересов общества или государства.

По мнению органов следствия, преступление совершено при следующих обстоятельствах.

В период с 28 мая 2018 года по 31 октября 2018 года, находясь на рабочем месте Исаева Л.Е., будучи лицом, на которого возложена обязанность иметь заботу о несовершеннолетних опекаемых, обладая полномочиями по принятию мер по изъятию ребенка из семьи, заведомо и достоверно зная об опасности и непосредственной угрозе жизни и здоровью малолетнего (ФИО потерпевшего), о ненадлежащем исполнении опекуном (ФИО опекуна) обязанностей по воспитанию ребенка, о создании ее бездействием условий, представляющих угрозу жизни и здоровью ребенка и препятствующих его нормальному воспитанию и развитию, осознавая, что имеются основания для изъятия (ФИО потерпевшего) из опекаемой семьи с целью защиты его прав и законных интересов, а также для прекращения опеки со стороны (ФИО опекуна) в отношении малолетнего ребенка (ФИО потерпевшего), вследствие недобросовестного отношения к службе и нежелания надлежащим образом исполнять возложенные на нее по должности обязанности, не приняла необходимые и исчерпывающие меры по защите и соблюдению прав и законных интересов малолетнего (ФИО потерпевшего).

Так, в силу положений частей 1 и 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется, в том числе и органом опеки и попечительства. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Согласно ст. 148 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон № 48-ФЗ) основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются, в том числе защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, согласно Закону Республики Хакасия от 25 декабря 2009 года № 148-ЗРХ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», наделяются следующими государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних: обеспечение устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - на полное государственное обеспечение в соответствующие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах: а) дача заключения о возможности быть опекуном (попечителем), принятие решения о назначении опекуна (попечителя), об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, а также принятие мер для устройства таких детей на воспитание в семью; надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей и др..

В соответствии п. 2 ст. 11. Федерального закона № 48-ФЗ опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя. Согласно п. 1-2 ст. 24 Федерального закона № 48-ФЗ надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» определены «Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных». Согласно правилам осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, п. 2 в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, п. 4. данных правил при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного: а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна; б) 1 раз в 3месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна; в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна, п. 6 данных правил при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку. Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки, п. 5 данных правил при проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного. Исходя из п. 10 указанных е правил при выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются: а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения; б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей; в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости), п. 13. в случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки: а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну; б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости); в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот. И п.14 в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 29 Федерального закона № 48-ФЗ орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае: 1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; 2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; 3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом. А также п. 2 ст. 30 Федеральный закон № 48-ФЗ орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», а именно «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения | родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» п. 9 орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Решением и.о. руководителя Управления образования администрации Боградского района Республики Хакасия установлено, что надзор за деятельностью опекуна (ФИО опекуна) возложен на ведущего специалиста сектора опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района Исаеву Л.Е.. В силу требований вышеизложенных норм закона на Исаеву Л.Е. также возложена забота о несовершеннолетнем опекаемом (ФИО потерпевшего).

Так, в соответствии с приказом и.о. начальника Управления образования администрации Боградского района от 15 января 2018 года (номер) о переводе работника на другую работу Исаева Л.Е. принята на работу на должность ведущего специалиста сектора опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района администрации муниципального образования.

Согласно п. 5.1 Положения о секторе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Управления образования администрации Боградского района Республики Хакасия, утвержденного приказом Управления образования администрации Боградского района Республики Хакасия от 20 апреля 2018 года № 58 сектор опеки и попечительства при осуществлении своих полномочий обязан осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных.

Пунктом 1.5 Должностной инструкции ведущего специалиста сектора опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, утвержденной и.о. начальника Управления образования администрации Боградского района А.В. Тороповой 12 марта 2018 года (далее - Должностная инструкция), ведущий специалист в своей деятельности руководствуется действующим законодательством в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, нормативными правовыми актами, Положением о секторе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, настоящей должностной инструкцией. В силу п. 2.2 Должностной инструкции ведущий специалист должен знать законодательство Российской Федерации, Республики Хакасия, нормативные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

Согласно п. 3.5 Должностной инструкции Исаева Л.Е., обязана осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; незамедлительно отбирать ребенка у опекуна в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью подопечного в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации; проводить оценку соответствия содержания, воспитания, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов и попечителей; организации проверки при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного; составлять акт проверки (плановой и внеплановой) условий жизни подопечного; осуществлять надзор за деятельностью опекунов (попечителей); осуществлять мониторинг соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (опека, попечительство, приемная семья), исполнения обязанностей законными представителями ребенка взаимодействовать с различными образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей принявших ребенка (детей) на воспитание; несущая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на неё должностных обязанностей, в нарушение положений должностной инструкции, обладая информацией, вопреки требованиям закона не приняла мер, направленных на защиту прав малолетнего (ФИО потерпевшего) и своевременное изъятие ее из условий, представляющих угрозу жизни и здоровью, допустила халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, повлекшее за собой причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов организаций, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

В п. 5.1 Должностной инструкции установлено, что ведущий специалист сектора опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района несет установленную законом ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

Таким образом, Исаева Л.Е., являясь работником органа муниципальной власти, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от нее в служебной зависимости, а также правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляла таким образом функции представителя власти. Кроме того, Исаева Л.Е. в силу занимаемой должности осуществляет организационно-распорядительные функции, поскольку наделена полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Следовательно, Исаева Л.Е. является должностным лицом, наделенным широким кругом служебных полномочий организационно-распорядительного и властного характера по обеспечению защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, проживающих на территории Боградского района.

Постановлением администрации Боградского района Республики Хакасия (номер) от 07 марта 2018 года (ФИО опекуна), проживающий по (адрес) на период с 07 марта 2018 года по 07 июня 2018 года назначен предварительно опекуном малолетнего (ФИО потерпевшего), (дата) рождения. Местом жительства (ФИО потерпевшего) определено место проживания опекуна - (адрес).

Постановлением администрации Боградского района Республики Хакасия (номер) от 23 апреля 2018 года (ФИО опекуна), проживающий по (адрес) назначен предварительно малолетнего (ФИО потерпевшего), (дата) рождения. Местом жительства (ФИО потерпевшего) определено место проживания опекуна - (адрес).

Приговором Боградского районного суда от 25 ноября 2019 года (ФИО) признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ в отношении потерпевшего - малолетнего (ФИО потерпевшего), ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 (четыре) года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

28 мая 2018 года медицинским работником МБДОУ Детский сад № 1 «Солнышко» (далее - Детский сад) на (ФИО потерпевшего) обнаружены телесные повреждения: (описаны повреждения), в связи, с чем заведующая Детского сада Анонена Т.К. проинформировала сектор опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района в лице ведущего специалиста сектора опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних управления образования администрации Боградского района Республики Хакасия Исаевой Л.Е. о выявленном факте. В этот же день в дежурной части Отд МВД России по Боградскому району зарегистрировано соответствующее сообщение социального педагога сектора опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района Овчинниковой И.Г. (КУСП (номер) от 28 мая 2018 года). Однако, дальнейшей проверки Исаевой Л.Е., осведомленной о ненадлежащем исполнении опекуном (ФИО опекуна) обязанностей по воспитанию ребенка, не проводилось, обращения к медицинское учреждения и составление акта обследования не последовало, вопрос об изъятии (ФИО потерпевшего) у опекуна не поставлен, иных мер для защиты (ФИО потерпевшего) от преступных посягательств не принято, то есть должностные обязанности по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего опекаемого (ФИО потерпевшего) исполнены ненадлежащим образом, факт совершения в отношении опекаемого (ФИО) преступления, то есть систематического грубого нарушения его прав и законных интересов, Исаевой Л.Е. не выявлен и не пресечен. Изложенное дало возможность (ФИО) продолжить систематическое нанесение (ФИО потерпевшего) побоев, то есть совершение в отношении него преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

Кроме того, 28 августа 2018 года и 03 сентября 2018 года в Детском саду медицинским работником у (ФИО потерпевшего) выявлены и зафиксированы телесные повреждения в виде (описаны повреждения), в связи, с чем 03 сентября 2018 года заведующая Детского сада проинформировала сектор опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района о появлении (ФИО потерпевшего) с телесными повреждениями в Детском саде (28 августа 2018 года и 03 сентября 2018 года). 05 сентября 2018 года в дежурной части Отд МВД России по (адрес) зарегистрировано заявление ведущего специалиста сектора опеки и попечительства Управления образования администрации (адрес) по данному факту (КУСП (номер) от 05 сентября 2018 года).Однако, дальнейшей проверки Исаевой Л.Е. осведомленной о ненадлежащем исполнении опекуном (ФИО опекуна) обязанностей по воспитанию ребенка, не проводилось, обращения к медицинское учреждения и составление акта обследования не последовало, вопрос об изъятии (ФИО потерпевшего) у опекуна не поставлен, иных мер для защиты (ФИО потерпевшего) от преступных посягательств не принято, то есть должностные обязанности по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего опекаемого (ФИО потерпевшего) исполнены ненадлежащим образом, факт совершения в отношении опекаемого (ФИО) преступления, то есть систематического грубого нарушения его прав и законных интересов, Исаевой Л.Е. не выявлен и не пресечен. Изложенное дало возможность (ФИО) продолжить систематическое нанесение (ФИО потерпевшего) побоев, то есть совершение в отношении него преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

03 сентября 2018 года и 11 сентября 2018 года в телефонном режиме поступали устные обращения к ведущему специалисту сектора опеки и попечительства управления образования Исаевой Л.Е. от заведующей МБДОУ Детский сад №1 «Солнышко» Аноненой Т.К. о телесных повреждениях у воспитанника детского сада малолетнего (ФИО потерпевшего) (опекун (ФИО опекуна)), также в управление образования администрации Боградского района Республики Хакасия поступали письменные обращения телесных повреждениях у воспитанника детского сада малолетнего (ФИО потерпевшего) 07 сентября 2018 года и 12 сентября 2018 года. Данные обращения были отписаны для проведения проверки специалисту сектора опеки и попечительства управления образования Исаевой Л.Е.. Однако, 12 сентября 2018 года акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (ФИО потерпевшего), не составлялся, дальнейшей проверки Исаевой Л.Е., осведомленной о ненадлежащем исполнении опекуном (ФИО опекуна) обязанностей по воспитанию ребенка, не проводилось, обращения к медицинское учреждения и составление акта обследования не последовало, вопрос об изъятии (ФИО потерпевшего) у опекуна не поставлен, иных мер для защиты (ФИО потерпевшего) от преступных посягательств не принято, то есть должностные обязанности по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего опекаемого (ФИО потерпевшего) исполнены ненадлежащим образом, факт совершения в отношении опекаемого (ФИО) преступления, то есть систематического грубого нарушения его прав и законных интересов, Исаевой Л.Е. не выявлен и не пресечен. Изложенное дало возможность (ФИО) продолжить систематическое нанесение (ФИО потерпевшего) побоев, то есть совершение в отношении него преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

В августе 2018 года в сектор опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района поступило устное обращение (ФИО1), о том, что малолетнего (ФИО потерпевшего) в семье опекуна (ФИО опекуна) избивает его жена (ФИО) Приказом (номер) от 17 августа 2018 года была назначена внеплановая проверка семьи опекуна (ФИО опекуна), по результатам которой 17 августа 2018 года Исаевой Л.Е. был составлен акт проверки условий жизни несовершеннолетнего (ФИО потерпевшего), были выявлены нарушения: со слов старшей сестры - Любови, мальчика в семье обижают, недостаточно уделяют внимании. Выводы: продолжить наблюдение за семьей, обратить внимание психолога . Однако данная проверка была проведена поверхностно, неэффективно, с высокой долей формализма, (ФИО потерпевшего) не осматривался, факт совершения (ФИО) в отношении опекаемого преступления, то есть систематического грубого нарушения его прав и законных интересов, Исаевой Л.Е., осведомленной о ненадлежащем исполнении опекуном (ФИО опекуна) обязанностей по воспитанию ребенка, не выявлен и не пресечен. Приказом (номер) от 17 августа 2018 года была назначена плановая проверка семьи опекуна (ФИО опекуна), по результатам которой 20 августа 2018 года Исаевой Л.Е. был составлен акт проверки условий жизни несовершеннолетнего (ФИО потерпевшего), были выявлены нарушения и рекомендации по их устранению: обновлено наличие детских книг, приобретены развивающие игры, детский велосипед. Данная проверка была проведена формально, (ФИО потерпевшего) не осматривался, поверхностно, неэффективно, с высокой долей формализма, (ФИО потерпевшего) не осматривался, факт совершения в отношении опекаемого (ФИО) преступления, то есть систематического грубого нарушения его прав и законных интересов, Исаевой Л.Е., осведомленной о ненадлежащем исполнении опекуном (ФИО опекуна) обязанностей по воспитанию ребенка, не выявлен и не пресечен. Изложенное дало возможность (ФИО) продолжить систематическое нанесете (ФИО потерпевшего) побоев, то есть совершение в отношении него преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

03 сентября 2018 года и 06 сентября 2018 года специалистом первой категории УО администрации Боградского района Янковской О.Н. были проведены обследования жизни семьи (ФИО опекуна), нарушения не были выявлены, в данных актах не значатся телесные повреждения (ФИО потерпевшего)

Кроме того, 11 сентября 2018 года в Детском саду при медицинском осмотре (ФИО потерпевшего) установлены телесные повреждения в виде (описаны повреждения). 12 сентября 2018 года от заведующей Детского сада в сектор опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района поступила информация об обнаружении телесных повреждений у (ФИО потерпевшего) При этом, с 13 сентября 2018 года (ФИО потерпевшего) перестал посещать МБДОУ Детский сад № 1 «Солнышко». Однако, ведущим специалистом сектора опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района Исаевой Л.Е. соответствующее сообщение в правоохранительные органы района не направлено, соответственно уголовно-правовая оценка фактам образования телесных повреждений у (ФИО потерпевшего), обнаруженных 11 сентября 2018 года, не была дана. Кроме того, в период с 12 сентября 2018 года по 20 сентября 2018 года сотрудниками сектора опеки и попечительства по месту жительства (ФИО потерпевшего) выезды не осуществлялись, причины получения телесных повреждений (ФИО потерпевшего) не устанавливались. Меры к обеспечению безопасности ребенка и пресечению фактов жестокого обращения не принимались, вопрос об изъятии (ФИО потерпевшего) у опекуна не поставлен, иных мер для защиты (ФИО потерпевшего) от преступных посягательств не принято, то есть должностные обязанности по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего опекаемого (ФИО потерпевшего) Исаевой Л.Е., осведомленной о ненадлежащем исполнении опекуном (ФИО опекуна) обязанностей по воспитанию ребенка, исполнены ненадлежащим образом, факт совершения в отношении опекаемого (ФИО) преступления, то есть систематического грубого нарушения его прав и законных интересов, Исаевой Л.Е. не выявлен и не пресечен. Изложенное дало возможность (ФИО) продолжить систематическое нанесение (ФИО потерпевшего) побоев, то есть совершение в отношении него преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ.

Лишь, 01 ноября 2018 года в дежурную часть Отд МВД России по Боградскому району поступило сообщение от ведущего специалиста сектора опеки и попечительства Исаевой Л.Е. о том, что несовершеннолетнему (ФИО потерпевшего) причинены телесные повреждения (КУСП (номер)). В ходе проверки по данному факту установлено, что опекуны (ФИО) и (ФИО опекуна) путем систематического нанесения побоев (ФИО потерпевшего), причинили последнему физические и психические страдания.

Следовательно, в период с мая 2018 года по сентябрь 2018 года в отношении (ФИО опекуна) и (ФИО) в сектор опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района неоднократно поступала информация о нарушении прав и законных интересов малолетнего (ФИО потерпевшего). При этом, в указанный период времени малолетний (ФИО потерпевшего) находился в условиях, опасных для его жизни и здоровья, ввиду систематического причинения ему опекунами телесных повреждений.

С учетом изложенного, в период с 28 мая 2018 года по 31 октября 2018 года, находясь на рабочем месте Исаева Л.Е., являясь ведущим специалистом сектора опеки и попечительства Управления образования администрации Боградского района, являясь должностным лицом, на которого возложена обязанность иметь заботу о несовершеннолетних опекаемых, обладая полномочиями по принятию мер по изъятию ребенка из семьи, заведомо и достоверно зная об опасности и непосредственной угрозе жизни и здоровью малолетнего (ФИО потерпевшего), о нарушении его прав и законных интересов, о ненадлежащем исполнении опекуном (ФИО опекуна) обязанностей по воспитанию ребенка и от защиты ее прав и интересов, о создании ее бездействием условий, представляющих угрозу жизни и здоровью ребенка и препятствующих его нормальному воспитанию и развитию, осознавая, что имеются основания для изъятия (ФИО потерпевшего) из опекаемой семьи с целью защиты его прав и законных интересов, а также для прекращения опеки со стороны (ФИО опекуна) в отношении малолетнего ребенка (ФИО потерпевшего), вследствие недобросовестного отношения к службе и нежелания надлежащим образом исполнять возложенные на нее по должности обязанности, в нарушение ст.ст. 3, 19, 20, 27, 37 Конвенции о правах ребенка, ст.ст. 2, 7, 17, 18, 20, 38, 41, 45 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 54, 56, 69, 73, 77, 121, 122 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 15 от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.ст. 7, 12, 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48- ФЗ «Об опеке и попечительстве», ст.ст. 5, 9, 16 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, п. 5.1 Положения о секторе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Управления образования администрации Боградского района Республики Хакасия, утвержденного приказом Управления образования Администрации Боградского района Республики Хакасия от 20 апреля 2018 года № 58, п. 1.5, п. 2.2, 3.5 Должностной инструкции ведущего специалиста сектора опеки и попечительства Управления образования Администрации Боградского района, не приняла необходимые исчерпывающие меры по защите и соблюдению прав и законных интересов малолетнего (ФИО потерпевшего), а именно, в нарушение своих должностных обязанностей о своевременной организации проверки при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, не обеспечила защиту прав и интересов ребенка от противоправных действий опекуна, а именно:

- не провела 28 мая 2018 года, а также в период с 12 сентября 2018 года по 20 сентября 2018 года оперативное обследование условий проживания малолетнего (ФИО потерпевшего) по (адрес), а также не сообщила в правоохранительные органы о появлении (ФИО потерпевшего). 11 сентября 2018 года в МБДОУ Детский сад № 1 «Солнышко» с телесными повреждениями, в связи, с чем уголовно-правовая оценка фактам образования телесных повреждений у (ФИО потерпевшего), обнаруженных 11 сентября 2018 года, не была дана;

- при наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью (ФИО потерпевшего) не приняла меры по изъятию, отбиранию последнего у опекуна (ФИО опекуна);

- получив информацию о нарушении прав и законных интересов (ФИО потерпевшего), не выяснила причины и условия, способствовавшие совершению данных нарушений, не организовала проведение индивидуальной профилактической работы с (ФИО опекуна) и (ФИО), зная, что опекун не исполняет свои обязанности опекуна по воспитанию ребенка, его обучению и содержанию;

- не обеспечила своевременно подготовку материалов для прекращения опекунства со стороны (ФИО опекуна) над (ФИО потерпевшего);

- не сообщила информацию о неблагополучии в семье (ФИО опекуна) с несовершеннолетним (ФИО потерпевшего), в иные органы, входящие в систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних, тем самым заведомо оставив его без помощи.

В результате халатного отношения Исаевой Л.Е. к исполнению своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе и нежелания надлежащим образом исполнять возложенные на нее по должности обязанности, в период с 28 мая 2018 года по30 октября 2018 года малолетний (ФИО потерпевшего) неоднократно подвергался насилию со стороны опекунов (ФИО опекуна) и (ФИО), в вышеуказанный период времени в отношении (ФИО потерпевшего)(ФИО) совершалось преступление, предусмотренное п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ, в результате были существенны, нарушены права малолетнего (ФИО потерпевшего) на нормальное развитие и воспитание, охрану его жизни и здоровья, предусмотренные ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, а также право на защиту его прав и законных интересов, предусмотренное ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации, поскольку в течение длительного периода времени (ФИО потерпевшего) находился в условиях, угрожающих его жизни и здоровью. Исаева Л.Е. существенно нарушила права и законные интересы малолетнего (ФИО потерпевшего), а также своим бездействием дискредитировала органы опеки и попечительства Республики Хакасия, и умалила их авторитет перед обществом, существенно нарушив охраняемые законом интересы общества и государства в сфере защиты детей.

Органами предварительного расследования действия Исаевой Л.Е. квалифицированы по ч. 1 ст. 293 УК РФ.

Старший следователь Усть-Абаканского МСО ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия Артюшевская О.В., с согласия и.о. руководителя Усть-Абаканского МСО ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия Нагрузова С.В., возбудила перед судом ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Исаевой Л.Е. и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, в связи с тем, что обвиняемая Исаева Л.Е. совершил впервые преступление небольшой тяжести, ущерб возмещен.

В ходе предварительного расследования 26 февраля 2020 года обвиняемая Исаева Л.Е. заявила ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (том № 3 л.д. 64).

В судебном заседании старший следователь Усть-Абаканского МСО ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия Артюшевская О.В., поддержала заявленное ходатайство по изложенным в нем доводам.

Обвиняемая Исаева Л.Е. подтвердила свое согласие на прекращение уголовного дела и уголовного преследования по нереабилитирующему основанию с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, обязуется уплатить назначенный штраф в срок, установленный судом, последствия неуплаты судебного штрафа ей разъяснены и понятны.

Защитник-адвокат Мончик С.Г. ходатайство следователя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Исаевой Л.Е. с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа просила удовлетворить.

Законный представитель потерпевшего Капач О.Ю. полагала ходатайство следователя подлежащим удовлетворению.

Участвующий старший помощник прокурора Чистанов В.С. поддержал ходатайство следователя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Исаевой Л.Е. с применением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Выслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 УПК РФ суд вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Согласно ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Исаева Л.Е. не судима, обвиняется в совершении преступления, относящегося к категории преступлений небольшой тяжести, ущерб потерпевшему (ФИО потерпевшего) возмещен путем принесения извинений и компенсации, последствия прекращения дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа обвиняемой разъяснены и понятны.

При этом суд приходит к выводу, что обвинение Исаевой Л.Е. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, обосновано, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу и имеющимися в материалах дела.

Таким образом, судом установлено отсутствие обстоятельств, препятствующих освобождению обвиняемой Исаевой Л.Е. от уголовной ответственности с назначением ей меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. При таких обстоятельствах ходатайство следователя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Исаевой Л.Е. и назначении судебного штрафа подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 104.4 УК РФ судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 настоящего Кодекса. В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса.

При определении размера судебного штрафа судом учитывается тяжесть совершенного преступления, имущественное положение лица, освобождаемого от уголовной ответственности – Исаева Л.Е., которая работает главным специалистом сектора опеки и попечительства Управления образования администрация Боградского района Республики Хакасия, средний ежемесячный доход составляет (сумма).

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 25.1, 446.2, 254 УПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Ходатайство старшего следователя Усть-Абаканского МСО ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия Артюшевской О.В. о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Исаевой Л.Е. - удовлетворить.

Прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении Исаевой Л.Е., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, на основании ст. 76.2 УК РФ, ст. 25.1 УПК РФ, в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Назначить Исаевой Л.Е. судебный штраф в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей, установив срок уплаты в течение 60 (шестидесяти) суток с момента вступления настоящего постановления в законную силу.

Разъяснить лицу, в отношении которого прекращено уголовное дело и уголовное преследование, - Исаевой Л.Е. необходимость представления сведений об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Разъяснить лицу, в отношении которого прекращено уголовное дело и уголовное преследование, - Исаевой Л.Е., что в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, судебный штраф подлежит отмене, а Исаева Л.Е. – привлечению к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.

По вступлению постановления в законную силу вещественные доказательства по уголовному делу: личное дело (ФИО потерпевшего) хранить при уголовном деле.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 суток со дня его вынесения через Боградский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий Ю.Н. Асеева