П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении уголовного дела
г.Тольятти «16» октября 2023 года
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Матюшенко И.А.,
при секретаре судебного заседания – Шалиной О.А.,
с участием:
государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Юдахина В.В.,
подсудимого – Анисимова В.В.,
защитника – адвоката Морозова А.В.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Анисимова Валерия Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, образование высшее, разведенного, пенсионера, зарегистрированного: <адрес> проживающего: <адрес>, судимого:
- 01.06.2021 Центральным районным судом г. Тольятти Самарской области по ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 285 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года;
- 20.05.2022 Ставропольским районным судом Самарской области по ч. 1 ст. 293 (3 эпизода) – дело прекращено по п. 3 ч. 1 ст. 293 УК РФ
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Подсудимый Анисимов В.В. обвиняется в халатности, то есть ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, совершенном при следующих обстоятельствах.
Так, Анисимов В.В. решением Собрания Представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и распоряжением главы муниципального района Ставропольский Самарской области «О вступлении в должность» от ДД.ММ.ГГГГ№, избран высшим выборным должностным лицом муниципального района Ставропольский Самарской области - главой муниципального района Ставропольский Самарской области, вступил в указанную должность с ДД.ММ.ГГГГ, которую Анисимов В.В. занимал до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п. 6, 9 ст. 42 Устава муниципального района Ставропольский Самарской области, принятого решением Собрания Представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от 30.05.2014 № 291/43 (далее по тексту - Устав), глава муниципального района Ставропольский Самарской области, как глава администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, в пределах своих полномочий вправе от имени муниципального района приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности, обеспечивает осуществление администрацией муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Самарской области.
Согласно п. 5, 6, 17 ст. 43 Устава, глава администрации муниципального района издает в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Самарской области, Уставом, постановления администрации муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области, а также распоряжения администрации муниципального района по вопросам организации работы администрации муниципального района, формирует администрацию муниципального района и руководит ее деятельностью, распределяет обязанности между должностными лицами администрации муниципального района, осуществляет иные полномочия, вытекающие из статуса главы администрации муниципального района, в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, Уставом, решениями Собрания Представителей муниципального района.
Таким образом, в период с 13.04.2016 по 26.07.2018 Анисимов В.В. постоянно выполнял организационно - распорядительные и административно - хозяйственные функции в муниципальном учреждении, то есть являлся должностным лицом - главой органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области отнесены полномочия по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительств.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за счет субвенций.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным, применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п. 1 ст. 3 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности, изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, основываются на принципах ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
В соответствии с ч. 5, п. 3 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ (в редакции № 216-ФЗ от 13.07.2015) орган или уполномоченная организация, выдавшие разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.п. 2, 3, 5 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года» (далее по тексту - Программа). Согласно п. 2 Программы, целями являются повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, путем расселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
Согласно приложению № 25 к Программе - Областная адресная программа «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» до 2017 года, целями и задачами является решение жилищных проблем граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде на территории Самарской области; создание безопасных и комфортных условий проживания граждан, переселенных из аварийного муниципального жилищного фонда.
В соответствии с постановлением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 21.03.2017 № 2147 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» на 2017 год утверждена соответствующая муниципальная программа, целями и задачами которой являются создание безопасных и комфортных условий проживания граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда.
19.01.2016 между министерством строительства Самарской области и администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области заключено соглашение № 13 о выделении бюджетных средств в соответствии с областной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области до 2017 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684. В соответствии с п.п. 3, 8 данного соглашения, получатель бюджетных средств осуществляет закупку жилых помещений в рамках реализации программы в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; приемка жилых помещений, приобретенных в рамках реализации мероприятий программы, осуществляется с участием комиссий, в состав которых включаются представлении органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представители общественности.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст. 94 названного Федерального Закона, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
14.11.2014 и.о. начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации м.р Ставропольский Самарской области Шарковой Г.И. ООО «Базис-С.А.» выдано разрешение на строительство трехэтажного, четырехсекционного жилого дома с техническим подпольем, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, сельское поселение Подстепки, село Подстепки, ул. Школьная, дом № 17.
Вместе с тем, при строительстве дома по указанному адресу фактически было возведено подвальное помещение высотой 2 метра 95 см. Согласно приложению «Б» СП 54.13330.2011, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.12.2010 № 778 – под техническим этажом понимается этаж для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье), верхней (технический чердак) или между надземными этажами. Пространство высотой 1,8 м и менее, используемое только для прокладки коммуникаций, этажом не является.
Соответственно, в нарушение выданного разрешения на строительство ООО «Базис-С.А.» фактически был возведен четырехэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, три этажа которого надземные, а один подземный.
Согласно п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ (в редакции от 01.01.2014), государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ; предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы; экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
В соответствии с п. 2.2 постановления Правительства Самарской области от 18.01.2006 № 1 «О принятии Положения о государственной инспекции строительного надзора Самарской области» в редакции Постановления Правительства Самарской области от 17.03.2013 № 127, в рамках закрепленных предметов ведения Инспекция осуществляет следующие полномочия: принимает от застройщика (технического заказчика) извещения о начале работ, направляемые в соответствии с ч. 5 ст. 52 ГрК РФ; разрабатывает программу проверок с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями проектной документации; проводит проверки: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований ч.ч. 2 и 3 ст. 52 ГрК РФ.
Следовательно, жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес> подлежал государственному строительному надзору, который должен был быть осуществлен государственной инспекцией строительного надзора Самарской области, с проведением экспертизы проектной документации.
27.04.2016 глава муниципального района Ставропольский Самарской области Анисимов В.В., находясь на своем рабочем месте, в администрации муниципального района Ставропольский Самарской области по адресу: Самарская область, г. Тольятти, площадь Свободы, д. 9, в нарушение вышеназванных требований нормативных актов, ч. 5 ст. 55 ГрК РФ, ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей», п.п. 4, 5 ст. 2, п. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», Устава муниципального района Ставропольский Самарской области, п.п. 2, 3, 5 ст. 2, ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», соглашения № 13 от 19.01.2016 между министерством строительства Самарской области и администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области, действуя небрежно, т.е. не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия) в виде нарушения прав граждан на безопасность жилища, нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение благоустроенного жилья, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также в виде формирования негативного общественного мнения о деятельности организации, администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, подрыва авторитета органов местного самоуправления и государства, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, то есть халатно, ненадлежащим образом исполняя свои должностные обязанности, не организовал проведение и не провел осмотр построенного объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, сельское поселение Подстепки, село Подстепки, ул. Школьная, дом № 17 на предмет соответствия данного объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, будучи прямо обязанным это сделать, то есть фактически, не выявив несоответствие объекта капитального строительства требованиям, оформленным в разрешении на строительство, подписал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ удостоверил факт выполнения строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, что в дальнейшем послужило основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности у ООО «Базис – С.А.» на указанный объект, недвижимости состоящий из 45 квартир.
Результатом указанных халатных преступных действий главы муниципального района Ставропольский Самарской области Анисимова В.В., стала незаконная выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, построенного с многочисленными нарушениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», строительных норм и правил, связанных с безопасным проживанием в нем граждан, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан в виде угрозы причинения вреда здоровью и жизни людей.
Так, при обследовании <адрес><адрес>, выявлены следующие нарушения:
Наружная входная дверь многоквартирного жилого дома имеет глухое полотно, что не соответствует требованиям п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в части устройства смотровых панелей в полотнах наружных дверей, соблюдением которого на обязательной основе согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 обеспечивалось соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в период осуществления строительства.
Отсутствие разделения подвального (технического) этажа противопожарными перегородками по секциям на отсеки является отступлением от требований п. 7.1.10 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», соблюдение которого на обязательной основе согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 в период осуществления строительства с 01.07.2015 обеспечивало соблюдение требований ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» о строительстве здания таким образом, чтобы в процессе эксплуатации обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение. Указанное также не отвечает положениям п. 7.1.10 СНиП 31-01-2003 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003».
Узлы сопряжения колонн с фундаментами в уровне подвального (технического) этажа многоквартирного жилого дома фактически выполнены без устройства бетонной подливки между верхом подколонника и опорной плитой базы колонны, что не соответствует положениям п. 3.14 Пособия по проектированию фундаментов на естественном основании под колонны зданий и сооружений (к СНиП 2.03.01-84).
Узлы сопряжения колонны с фундаментом в уровне подвального (технического) этажа многоквартирного жилого дома фактически выполнены без затягивания гаек фундаментных болтов до отказа и обеспечения плотного примыкания (без зазоров) опорной плиты базы колонны к фундаменту, что не соответствует положениям п.п. 4.5.6 и 4.5.7 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87», соблюдением которых на добровольной основе согласно приказу Росстандарта от 30.03.2015 № 365 обеспечивалось соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в период осуществления строительства. Указанное также не соответствует положениям п.п. 4.16 и 4.17 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» в части затягивания гаек фундаментных болтов до отказа и обеспечения плотного примыкания (без зазоров) опорной плиты базы колонны к фундаменту.
Данные нарушения могут повлиять на несущую способность несущих конструкций – колонн и балок перекрытия, в сторону уменьшения, то есть повлиять на безопасность пребывания в здании людей, поскольку негативные последствия в виде обрушения здания могут наступить непредвиденно.
Фактическое исполнение трубопроводов системы отопления многоквартирного жилого дома без устройства тепловой изоляции по наружной поверхности не соответствует требованиям п. 4.6 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003», соблюдение которого на обязательной основе согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 обеспечивало соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в период осуществления строительства «Объекта». Указанное также не соответствует положениям п. 4.4.4 СНиП 41-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Отопление, вентиляция и кондиционирование».
Фактическое исполнение трубопроводов системы горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома без устройства тепловой изоляции по наружной поверхности не соответствует требованиям п. 5.4.17 СП 30.13330.2012 «Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*», соблюдение которого на обязательной основе согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 обеспечивало соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в период осуществления строительства «Объекта». Кроме этого, фактическое исполнение трубопроводов горячей воды (кроме подводок к водоразборным приборам) из полимерных труб без устройства тепловой изоляции по наружной поверхности не соответствует положениям п. 9.16* СНиП 2.04.01-85* «Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий», п. 3.8.1 СП 40-102-2000 «Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования».
Указанные нарушения могут способствовать возникновению повышенных теплопотерь при транспортировке теплоносителя от источника к отопительным приборам и точкам водоразбора потребителей, что влечет за собой повышенное потребление коммунальных и энергетических ресурсов (электроэнергии на нагрев воды, объема потребляемой горячей воды) и соответственно платы за указанные ресурсы.
В местах прохода стояков систем отопления, хозяйственно-бытовой канализации и внутреннего водостока через перекрытия многоквартирного жилого дома фактически отсутствуют проходные гильзы, а зазоры в указанных местах не заделаны негорючими материалами на всю толщину перекрытия, что не соответствует требованиям п. 8.2.8 СП 30.13330.2012 «Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*» в части заделывания мест прохода стояков внутренней канализации и водостоков через перекрытия цементным раствором на всю толщину перекрытия и требованиям п. 6.3.5 СП 60.13330.2012 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» в части прокладывания трубопроводов системы отопления в местах пересечений перекрытий в гильзах из негорючих материалов и заделывания зазоров и отверстий негорючими материалами, соблюдение которого на обязательной основе согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 в период осуществления строительства «Объекта» обеспечивало соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Указанное также не соответствует положениям п. 17.9 СНиП 2.04.01-85* «Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий» в части заделывания мест прохода стояков внутренней канализации и водостоков через перекрытия цементным раствором на всю толщину перекрытия, п. 6.4.5 СНиП 41-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Отопление, вентиляция и кондиционирование» в части прокладывания трубопроводов системы отопления в местах пересечений перекрытий в гильзах из негорючих материалов и заделывания зазоров и отверстий негорючими или горючими Г1 материалами, п. 3.6.1 СП 40-102-2000 «Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования» в части прокладывания трубопроводов систем водоснабжения и канализации в местах пересечений перекрытий в гильзах, п. 5.7 СП 41-102-98 «Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование и монтаж трубопроводов систем отопления с использованием металлополимерных труб» в части прокладывания трубопроводов системы отопления в местах пересечений перекрытий в гильзах, п. 9.21 СНиП 23-03-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Защита от шума» в части монтажа стояков систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации в местах пересечений перекрытий в гильзах. Кроме этого, фактически монтаж стояков систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации выполнен без установки гильз в местах их прохода через межэтажные перекрытия, что не соответствует требованиям п. 9.19 СП 51.13330.2011 «Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003», соблюдение которого на обязательной основе согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 в период осуществления строительства «Объекта» обеспечивало соблюдение требований п. 5 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части обеспечения защиты от воздействия шума для безопасного проживания и пребывания человека в помещениях жилых зданий.
В подвальном (техническом) этаже многоквартирного жилого дома имеется строительный мусор в виде обломков бетонных блоков, что не соответствует требованиям пункта 6.2.6 СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», соблюдением которого на добровольной основе согласно приказу Росстандарта от 30.03.2015 № 365 обеспечивалось соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в период осуществления строительства. Указанное также не соответствует положениям п. 5.5 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».
Размещение групповых электрощитов в зоне этажных коллекторных узлов многоквартирного жилого дома, в котором находятся стояки систем отопления и водоснабжения с ответвлениями на квартиры, а также стояки внутреннего водостока могут привести к попаданию воды в электрощиты в случае протечки коллекторных узлов или стояков отопления и водоснабжения, и как следствие к возможному возникновению условий для замыкания электрической сети, которое может привести к возгоранию конструкций многоквартирного дома. Указанное не соответствует требованиям п. 13.3 СП 31-110-2003 «Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» и п. 7.1.29 «Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2».
Парапетное ограждение кровли многоквартирного жилого дома высотой менее 1,2 м от уровня кровли, не соответствует требованиям п. 8.3 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», соблюдением которых на обязательной основе согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 обеспечивалось соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в период осуществления строительства дома. Указанное также не соответствует положениям п. 8.3 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».
Фактическая высота расположения устьев вентканалов, выходящих из вентшахт, составляет 0,65 м относительно уровня плоской кровли многоквартирного жилого дома, что не соответствует обязательным требованиям п. 4.9 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», согласно которому шахты вытяжной вентиляции должны выступать над плоской кровлей на высоту не менее 1 м.
Фактическое расположение вентиляционной шахты с выходными отверстиями (устьями) вентканалов в зоне ветрового подпора стены надстройки (вентшахта, расположенная в непосредственной близости к крышной надстройке) может привести к нарушению тяги в вентиляционных каналах вплоть до опрокидывания тяги, то есть течению воздуха в вентиляционных каналах в обратном направлении и задуванию воздуха в объем квартир через вытяжные отверстия, в том числе поступлению в квартиры воздуха и неприятных запахов из других квартир. Указанное не соответствует обязательным требованиям п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» в части исключения поступления воздуха из одной квартиры в другую.
В техническом паспорте на исследуемый объект по адресу: <адрес> указано, что рассматриваемый объект является трехэтажным многоквартирным жилым домом с техническим подпольем. Вместе с тем, фактическая высота помещения, расположенного ниже перекрытия (пола) первого надземного этажа, заявленного в техническом паспорте на указанный объект как техническое подполье, составляет не менее 2 м 95 см в чистоте. Помещение с такими параметрами не соответствует определению «подполье» с учетом определения «технический этаж», данное помещение является этажом, то есть фактическое количество этажей в <адрес> - 4 этажа.
Преступные действия главы муниципального района Ставропольский Самарской области Анисимова В.В., в нарушение ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов неопределенной группы граждан проживающих и ранее проживавших в квартирах данного дома на безопасное жилище, в виде угрозы причинения вреда здоровью и жизни в результате произведенного строительства с нарушением норм строительной и пожарной безопасности, а также повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, Гришаева Е.В., которому квартира в вышеназванном доме подлежала предоставлению в собственность для проживания администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области и которому на основании ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей», п.п. 4, 5 ст. 2, п. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», Устава муниципального района Ставропольский Самарской области, п.п. 2, 3, 5 ст. 2, ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», соглашения № 13 от 19.01.2016 между министерством строительства Самарской области и администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области, должно гарантироваться предоставление жилья, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Кроме того, вышеуказанные преступные действия главы муниципального района Ставропольский Самарской области Анисимова В.В. также повлекли существенное нарушение прав и законных интересов организации, охраняемых законом интересов общества и государства в виде формирования негативного общественного мнения у граждан о безнаказанности и вседозволенности высшего выборного должностного лица муниципального района Ставропольский Самарской области, допустившего нарушения законодательства РФ, тем самым подорвали авторитет органов местного самоуправления и государства.
----------------------------
В судебном заседании подсудимый Анисимов В.В. и его защитник Морозов А.В. просили прекратить производство по уголовному делу в отношении Анисимова В.В. по преступлению, предусмотренному ч.1 ст.293 УК РФ, в связи с истечением сроков давности.
Государственный обвинитель и потерпевшие ФИО7, ФИО8 не возражали против прекращения уголовного дела по ч.1 ст.293 УК РФ в связи с истечением сроков давности.
Согласно п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Учитывая, что со дня совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, относящихся к преступлению небольшой тяжести, прошло более двух лет, уголовное дело в отношении Анисимова В.В. по ч.1 ст.293 УК РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.239 (254) УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить уголовное дело в отношении Анисимова Валерия Вячеславовича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, по п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ - в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде – отменить.
Вещественные доказательства:
- документация по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, а именно: архитектурно-строительные решения, водопровод и канализация, отопление и вентиляция, сведения об инженерном оборудовании, схема планировочной организации участка, рабочие проект, документы относительно земельного участка под строительство дома, документы относительно обеспечения коммунальных услуг, сетей снабжения дома, а также разрешение на строительство дома, документы о завершении строительства дома, заявление ООО «Базис- С.А.» о выдаче разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ОО «Базис – С.А.» за подписью Анисимова В.В. – вернуть по принадлежности в Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области;
- протоколы допроса свидетелей, постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству на 2-х листах; протокол допроса специалиста на 3-х листах; постановление о производстве выемки на 1 листе; протокол выемки на 4-х листах; протокол осмотра места происшествия на 22-х листах; заключение эксперта на 45 листах; запрос и ответ на запрос на 7 листах; распоряжения на 3-х листах; устав на 44 листах; в оригиналах – протокол осмотра предметов на 7 листах; техническая разрешительная документация, связанная со строительством и вводом в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного <адрес> изъятая в ходе выемки в 1 кортонной коробке; ордер на 1 листе; протокол допроса свидетеля на 10 листах; протокол осмотра предметов на 71 листе; постановление о назначении комиссионной строительно-технической экспертизы на 2-х листах; требование о судимости на 1 листе; запросы и ответа на них на 32 листах – хранить при материалах уголовного дела.
Копию настоящего постановления направить прокурору Ставропольского района Самарской области, подсудимому Анисимову В.В., потерпевшим.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 15 суток со дня его вынесения через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья И.А. Матюшенко