Дело № 1-241/2023
83RS0001-01-2023-001565-81
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 20 ноября 2023 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Шитикова М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сивковой И.А.,
с участием государственного обвинителя –прокурора отдела прокуратуры Ненецкого автономного округа Шонина С.П.,
подсудимого Касимчука К.Л.,
защитника - адвоката Дитятева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Касимчука Константина Леонтьевича, <данные изъяты> ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ,
у с т а н о в и л:
приказом (распоряжением) директора Казенного учреждения Ненецкого автономного округа <данные изъяты> (далее – <данные изъяты> или Учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ№-лс Касимчук К.Л. с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность ведущего инженера отдела капитального строительства Учреждения, приказом (распоряжением) и.о. директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№-лс Касимчук К.Л. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно переведен на должность заместителя директора по капитальному строительству Учреждения и приказом (распоряжением) директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№-лс, с ДД.ММ.ГГГГ постоянно переведен на должность заместителя директора по дорожной деятельности <данные изъяты>.
В соответствии с распоряжением исполняющего обязанности руководителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее – ДС и ЖКХ НАО) от ДД.ММ.ГГГГ№-к, в период вакантной должности директора Учреждения Касимчук К.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности директора <данные изъяты>.
В соответствии с Уставом <данные изъяты>, утвержденным распоряжением ДС и ЖКХ НАО от ДД.ММ.ГГГГ№-р, <данные изъяты> является некоммерческой организацией (п.1.1.); Учредителем и собственником имущества Учреждения является Ненецкий автономный округ (п. 1.2.); Учреждение находится в ведомственном подчинении ДС и ЖКХ НАО (п. 1.3.); Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, печать установленного образца, штампы, бланки, эмблему и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке, приобретает от своего имени имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком у мировых судей, судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах (п. 1.4.); Учреждение осуществляет исполнение установленных настоящим Уставом государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа в части реализации инвестиционных проектов, государственных программ, ведомственных целевых программ, внепрограммных мероприятий Ненецкого автономного округа в области строительства, капитального ремонта, ремонта, реконструкции объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов) на территории Ненецкого автономного округа, реализуемых за счет средств окружного бюджета, в том числе приобретение движимого и недвижимого имущества для удовлетворения нужд Ненецкого автономного округа за счет средств окружного бюджета в сферах, в том числе строительство (п. 2.1.); Учреждение осуществляет функции и полномочия государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ненецкого автономного округа (п. 2.2.); Учреждение от имени Ненецкого автономного округа заключает и оплачивает в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, и с учетом принятых и неисполненных обязательств, государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета, бюджета Ненецкого автономного округа и прочих источников (п. 2.3.); Учреждение участвует в реализации национальных, федеральных и региональных проектов (п. 2.4.); Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ненецкого автономного округа и Уставом осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и в Управлении финансов Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа (п. 3.2.); источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения являются, в том числе бюджетные ассигнования (п. 3.3.2.); Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 3.5.); Учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, доведенными лимитами бюджетных обязательств и в соответствии с их целевым назначением (п. 3.7.); Учреждение обязано нести ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, договорных (контрактных) обязательств (п. 5.2.2.); Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ненецкого автономного округа, Уставом Учреждения и строится на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления (п. 6.1.); непосредственное руководство Учреждением осуществляет руководитель (директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности ДС и ЖКХ НАО (п. 6.2.); руководитель (директор) Учреждения по всем вопросам, отнесенным законодательством и Уставом Учреждения к его компетенции, действует на принципах единоначалия (п.6.3.). При этом руководитель (директор) Учреждения: осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения, несет ответственность за свою деятельность перед учредителями (п. 6.3.1.); представляет Учреждение в государственных, муниципальных и общественных органах, а также во взаимоотношениях с российскими и зарубежными юридическими и физическими лицами и действует от имени Учреждения без доверенности (п. 6.3.2.); управляет в установленном порядке имуществом Учреждения и обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств и имущества Учреждения (п. 6.3.3.); в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников Учреждения, утверждает локальные нормативные акты и иные внутренние документы Учреждения (6.3.7.); заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Учреждения, принимает к ним меры поощрения и налагает взыскания (п. 6.3.8.).
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Касимчук К.Л., являлся должностным лицом, государственного учреждения, временно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, связанные с руководством трудовым коллективом государственного учреждения, применением мер поощрения, наложения дисциплинарных взысканий и распоряжению бюджетными средствами в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ):
- главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ;
- получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ;
- казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
- бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;
- бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Между государственной корпорацией – <данные изъяты> (далее также - Фонд), генеральный директор которой действует на основании Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) и <данные изъяты> заключен договор о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№/ПС (далее – Договор от ДД.ММ.ГГГГ№/ПС).
Пунктом 1.1. Договора от ДД.ММ.ГГГГ№/ПС предусмотрено, что предметом Договора от ДД.ММ.ГГГГ№/ПС является обязательственные взаимоотношения Сторон по предоставлению и использованию финансовой поддержки в целях реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда» за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, возникающие в случае подачи субъектом Российской Федерации в Фонд заявок на предоставление указанной финансовой поддержки и принятия правлением Фонда решений о её предоставлении в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом, нормативно правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1.2. Договора от ДД.ММ.ГГГГ№/ПС предусмотрено, что сумма средств финансовой поддержки за счет средств Фонда, предоставляемой на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, определяется при принятии правлением Фонда решения о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании поданной субъектом Российской Федерации заявки на предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда и отражается в дополнительных соглашениях к Договору от ДД.ММ.ГГГГ№/ПС, являющихся его неотъемлемой частью. В случае подачи субъектом Российской Федерации заявки, заявок на предоставление финансовой поддержки на этап региональной адресной программы текущего года, этап последующего года в пределах установленного для этого субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение на текущий год, а также рассчитанного для него в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации увеличения (прогнозного увеличения) лимита средств на переселение на последующие годы, объем средств финансовой поддержки за счет средств Фонда указывается в дополнительном соглашении с указание этапа региональной адресной программы, на реализацию которого предоставляется эта финансовая поддержка.
Указанные дополнительные соглашения подписываются главным распорядителем бюджетных средств субъекта Российской Федерации, имеющим право распределять бюджетные ассигнования, сформированные за счет средств Фонда. Данный главный распорядитель бюджетных средств должным образом уполномочивается субъектом Российской Федерации на подписание указанного дополнительного соглашения.
В рамках дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№/ПС к Договору от ДД.ММ.ГГГГ№/ПС (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), заключенного между Фондом с одной стороны и ДС и ЖКХ НАО с другой стороны, на реализацию этапа 2021-2022 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от Фонда на лицевой счет №, открытый ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу для финансирования главного распорядителя бюджетных средств - ДС и ЖКХ НАО поступили денежные средства на общую сумму 332 399 171,07 руб. платежными поручениями: от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 40 559 671,63 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 27 039 781,08 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 42 446 998,50 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 94 704 248,74 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 32 708 000,00 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 78 485 214,63 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 20 934 871,26 руб.
В рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14, части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Ненецкого автономного округа, получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа» (далее – Программа).
Ответственным исполнителем Программы и главным распорядителем бюджетных средств является ДС и ЖКХ НАО, участником Программы является, в том числе <данные изъяты>.
Цель Программы: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Ненецкого автономного округа.
Задачами Программы является: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Принятие Программы обеспечивает выполнение обязательного условия получения финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию мероприятий, включенных в Проект.
Программой в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ предусмотрено расселение жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Расселение частных индивидуальных жилых домов, находящихся в аварийном состоянии, многоквартирных домов, признанных аварийными по причинам, не связанным с физическим износом в процессе их эксплуатации (пожары и прочее), многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ, домов блокированной застройки Программой не предусмотрено.
Программой установлен предельный уровень софинансирования расходного обязательства Ненецкого автономного округа за счет средств Фонда в размере 90%, доля финансирования программных мероприятий за счет средств окружного бюджета – 10%.
Переселение граждан в рамках Программы возможно путем, в том числе предоставления иных жилых помещений.
Строительство (приобретение) жилых помещений для целей реализации Программы осуществляется в рамках государственных контрактов с их последующей передачей в муниципальную собственность. Государственным заказчиком по строительству (приобретению) жилых помещений выступает <данные изъяты>, то есть Учреждение является получателем бюджетных средств.
Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ приведен в приложении № Программы.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, по способам переселения представлен в приложении № Программы.
Информация в разбивке по этапам, по численности подлежащей к расселению граждан, количестве и площади расселяемых жилых помещений, стоимости Программы за весь период её действия представлена в приложении № Программы.
Из приложений №№ № Программы следует, что в рамках 3 этапа реализации Программы – 2021 – 2022 годы, с использованием средств Фонда запланировано переселение 1 человека из 1 жилого помещения площадью 33,4 кв.м., расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, путем приобретения жилых помещений у застройщика.
Вышеназванный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением Администрации муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ р.
Каких-либо иных многоквартирных домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации на территории муниципального образования <данные изъяты> не имелось, то есть в рамках реализации Программы по всем её этапам с использованием средств Фонда по муниципальному образованию <данные изъяты> определено переселение только 1 человека из 1 жилого помещения площадью 33,4 кв.м., путем приобретения жилого помещения у застройщика.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> (Инвестор) и Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее – ООО <данные изъяты> или Подрядчик) заключен государственный контракт № на приобретение (путем инвестирования) жилых помещений в целях переселения граждан, проживающих в жилых домах, непригодных для проживания и/или с высоким уровнем износа (далее – Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ), сведения о котором в соответствии со статьей 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подлежат включению в реестр контрактов. Срок начала работ: ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему контракту Инвестор осуществляет вложения средств окружного бюджета в объект капитального строительства (жилой дом) в целях приобретения права собственности на жилые помещения/ квартиры: 1) количество комнат – не менее 1, общей площадью не менее 34,0 кв.м.; 2) количество комнат – не менее 2, общей площадью не менее 44,0 кв.м.; 3) количество комнат – не менее 2, общей площадью не менее 52,0 кв.м.; 4) количество комнат – не менее 3, общей площадью не менее 56,0 кв.м.; 5) количество комнат – не менее 3, общей площадью не менее 66,0 кв.м.; 6) количество комнат – не менее 3, общей площадью не менее 68,0 кв.м.; 7) количество комнат – не менее 3, общей площадью не менее 71,0 кв.м.
Подрядчик обязуется в предусмотренный настоящим контрактом срок и на условиях настоящего контракта ввести в эксплуатацию объект капитального строительства и передать жилые помещения/ квартиры в собственность Инвестору.
В пункте 6 Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ указана его цена в размере 31 089 060 руб., исходя из стоимости приобретаемых жилых помещений/ квартир.
Дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ вынесены изменения в части корректировки цены контракта, количества квартир и общей площади жилых помещений – исключена квартира общей площадью не менее 34,0 кв.м., предметом закупки стали являться 6 жилых помещений/квартир.
Цена Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составила 28 385 663,98 руб., исходя из стоимости приобретаемых жилых помещений/ квартир: 1) общей площадью не менее 44,0 кв.м. – 3 498 513,23 руб.; 2) общей площадью не менее 52,0 кв.м. – 4 134 606,52 руб.; 3) общей площадью не менее 56,0 кв.м. – 4 452 653,16 руб.; 4) общей площадью не менее 66,0 кв.м. – 5 247 769,8 руб.; 5) общей площадью не менее 68,0 кв.м. – 5 406 793,15 руб.; 6) общей площадью не менее 71,0 кв.м. – 5 645 328,12 руб.
Пунктом 15 Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок оплаты: оплата по контракту осуществляется Инвестором путем перечисления средств на расчетный счет Подрядчика в пределах лимитов бюджетных обязательств в следующем порядке:
Первый инвестиционный платеж – 10 % от цены Контракта осуществляется в течение 30 (тридцати) дней с момента предоставления Подрядчиком разрешения на строительство объекта, выхода Подрядчика на строительную площадку, уведомления Инвестора о начале работ по возведению жилого дома и подписания Сторонами акта осмотра, подтверждающего начало выполнения работ по строительству объекта, на основании счета и счета-фактуры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
Второй инвестиционный платеж – 20 % от цены Контракта осуществляется в течение 30 (тридцати) дней с момента подписания Сторонами акта осмотра объекта, подтверждающего выполнение комплекса работ по монтажу фундаментов, смонтированного в несущих и ограждающих конструкциях цокольного этажа, устройства перекрытий на отметке 0,000 в жилом доме, на основании счета и счета-фактуры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
Третий инвестиционный платеж – 20 % от цены Контракта осуществляется в течение 30 (тридцати) дней с момента подписания Сторонами акта осмотра объекта, подтверждающего выполнение комплекса работ по возведению несущих и ограждающих конструкций (включая внутренние стены), по устройству кровли, по заполнению оконных проемов жилого дома, на основании счета и счета-фактуры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
Четвертый инвестиционный платеж – 20 % от цены Контракта осуществляется в течение 30 (тридцати) дней с момента подписания Сторонами акта осмотра объекта, подтверждающего выполнение комплекса строительно-монтажных и отделочных работ внутри помещений, монтажу сетей и систем инженерно-технического обеспечения, монтажу оборудования жилого дома, на основании счета и счета-фактуры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
Пятый инвестиционный платеж – 10 % от цены Контракта осуществляется в течение 30 (тридцати) дней с момента подписания Сторонами акта осмотра объекта, подтверждающего выполнение комплекса работ по благоустройству прилегающей к дому территории, и получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, на основании счета и счета-фактуры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
Шестой инвестиционный платеж – 20 % от цены Контракта осуществляется в течение 5 (Пяти) дней после подписания сторонами акта приёма-передачи жилых помещений/ квартир в жилом доме, на основании счета и счета-фактуры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
Приложением № «Техническое задание» к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ определено место нахождения жилых помещений – Ненецкий автономный округ, территория муниципального образования «Шоинский сельсовет».
В силу пункта 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из содержания данных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Бюджетной сметой на 2021 финансовый год получателя бюджетных средств – <данные изъяты>, утвержденной директором Учреждения ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены бюджетные ассигнования по целевой статье «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда за счет средств государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в сумме 332 399 171,07 руб., то есть ровно в той сумме, которая получена от Фонда главным распорядителем бюджетных средств - ДС и ЖКХ НАО.
ДД.ММ.ГГГГ в Учреждение из ДС и ЖКХ НАО для применения в работе поступил реестр контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многократных домов, заключение договоров о развитии застроенной территории, соглашений на предоставление возмещения за изымаемое жилое помещение и иных типов контрактов в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе по этапу 2021 - 2022 годов, с информацией по муниципальным образованиям, количестве приобретаемых жилых помещений и источникам финансирования, согласно которому по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования <данные изъяты> запланировано приобретение только 1 жилого помещения за счет средств Фонда.
Приложением № к Порядку учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н установлен перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, из пункта 4 которого следует, что государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов, является документом, на основании которого возникает бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета.
Таким образом, из вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», реализуемого в Ненецком автономном округе по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа» для переселения 1 человека из 1 жилого помещения площадью 33,4 кв.м., расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, путем приобретения жилых помещений у застройщика, из определенных утвержденной бюджетной сметы на 2021 финансовый год <данные изъяты> лимитов бюджетных обязательств в соответствии с их целевым назначением, связанным с обеспечением устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на общую сумму 332 399 171,07 руб., определено затратить средств Фонда в сумме 3 148 661,91 руб., которая (сумма) определена Государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, а именно стоимость наименьшего из приобретаемых жилого помещения/квартиры общей площадью не менее 44,0 кв.м. – 3 498 513,23 руб., из которых средств Фонда - 3 148 661,91 руб. (согласно Программе в доле 90% от стоимости квартиры).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с порядком оплаты по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в адрес ООО <данные изъяты> за выполненные работы за счет полностью средств окружного бюджета осуществлены первый и второй инвестиционные платежи на общую сумму 8 515 699,19 руб., а именно платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 2 838 566,4 руб. и платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 5 677 132,79 руб. ДД.ММ.ГГГГ Касимчук К.Л., находясь в служебном кабинете <данные изъяты>, расположенном по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, являясь должностным лицом получателя бюджетных средств, которому в соответствии с Уставом Учреждения делегированы полномочия самостоятельно распоряжаться денежными средствами в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, доведенными лимитами бюджетных обязательств и в соответствии с их целевым назначением, обеспечивать целевое и эффективное использование бюджетных средств, получив ДД.ММ.ГГГГ из ДС и ЖКХ НАО письмо-уведомление с просьбой произвести с привлечением федеральных средств уточнение в рамках реализации Программы платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 2 838 566,4 руб. и от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 5 677 132,79 руб., действуя умышленно, стремясь извлечь выгоду неимущественного характера, выразившуюся в ложном чувстве карьеризма и сокрытии своей профессиональной некомпетентности, желая создать о себе, как руководителе государственного учреждения, благоприятное мнение в глазах главного распорядителя бюджетных средств, и освоить любым, в том числе противоправным способом, выделенные бюджетные средства, осознавая общественную опасность, противоправность и фактический характер своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, желая этого, с целью скорейшего освоения выделенных бюджетных средств, действуя в нарушение ст. 38 БК РФ, провозглашающей (устанавливающей) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, запрещающей любые действия, приводящие к нарушению адресности, на открытом ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФК по АО и НАО) счете получателя бюджетных средств №, произвел уточнение вида и принадлежности платежей платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 2 838 566,4 руб. и от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 5 677 132,79 руб., а именно ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 32 минуты подписал усиленной электронной подписью:
- уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ об уточнении вида и принадлежности платежа, внеся изменения по первому инвестиционному платежу от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 2 838 566,4 руб., согласно которому из указанной суммы источником финансирования – средства Фонда стала сумма в размере 2 554 709,76 руб. (90% от общей суммы по платежу) и 283 856,64 руб. (10% от общей суммы по платежу) – средства окружного бюджета;
- уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ об уточнении вида и принадлежности платежа внеся изменения по второму инвестиционному платежу от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 5 677 132,79 руб., согласно которому из указанной суммы источником финансирования – средства Фонда стала сумма в размере 5 109 419,51 руб. (90% от общей суммы по платежу) и 567 713,28 руб. (10% от общей суммы по платежу) – средства окружного бюджета,
которые (уведомления) обработаны и исполнены УФК по АО и НАО в тот же день, то есть ДД.ММ.ГГГГ в период с 12 часов 38 минут до 13 часов 24 минут, тем самым Касимчук К.Л. по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ израсходовал средств Фонда на общую сумму 7 664 129,27 руб., что на 4 515 467,36 руб. больше стоимости приобретаемой по Программе для переселения 1 человека из 1 жилого помещения площадью 33,4 кв.м., расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, жилого помещения/квартиры площадью не менее 44,0 кв.м. стоимостью 3 498 513,23 руб., из которых средств Фонда - 3 148 661,91 руб. (согласно Программе в доле 90% от стоимости квартиры), то есть средства Фонда в сумме 4 515 467,36 руб., которая в соответствии с примечанием к статье 285.1 УК РФ является крупным размером, израсходована на цели, не соответствующие условиям их получения, определенные Программой для переселения 1 человека из 1 жилого на территории муниципального образования <данные изъяты>
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии с частями 1.1, 1.2 статьи 20 Закона № 185-ФЗ проверку использования средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование, в том числе, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, - Федеральное казначейство и его территориальные органы.
Учитывая, что в составе Программы определен перечень домов, количество жилых помещений и количество лиц, подлежащих расселению, другие дома и лица, проживающие в других домах, в рамках данной программы не могут подлежать расселению, а расходование средств на предоставление жилых помещений лицам, не проживающим в аварийных домах, отраженных в ее (данной Программы) составе, в соответствии со статьями 162 и 306.4 БК РФ, является нецелевым использованием предоставленных Фондом бюджету <адрес> средств, имеющих целевое назначение на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения законодательства при расходовании средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» Управлением Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФК по АО и НАО) в адреса получателя бюджетных средств – <данные изъяты> и главного распорядителя бюджетных средств – ДС и ЖКХ НАО внесены представления, согласно которым <данные изъяты> в нарушение статьи 38 БК РФ средства Фонда использованы на осуществление инвестиционной деятельности по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ в целях приобретения жилых помещений, в объеме, превышающем установленный Программой на сумму 4 515 467,36 руб., что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств, в связи с чем необходимо устранить выявленные нарушения путем возврата денежных средств в сумме 4 515 467,36 руб. <данные изъяты> главному распорядителю бюджетных средств – ДС и ЖКХ НАО, а последний в Фонд.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, вступившему ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, по заявлениям <данные изъяты> и ДС и ЖКХ НАО о признании недействительными вышеуказанных представлений УФК по АО и НАО, проверенных на соответствие нормам действующего законодательства, - отказано.
Указанные действия Касимчука К.Л. органом предварительного расследования квалифицированы по ч. 1 ст. 285.1 УК РФ - как расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.
В судебном заседании адвокат Дитятев А.А. ходатайствовал перед судом о прекращении в отношении Касимчука К.Л. уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования, то есть по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, мотивируя своё ходатайство тем, что срок уголовного преследования подсудимого истёк ДД.ММ.ГГГГ.
Подсудимый согласился на прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Суду показал, что последствия прекращения уголовного дела и уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям ему разъяснены и понятны, он осознаёт юридические последствия данного решения и согласен на прекращение уголовного дела по данным основаниям.
Государственный обвинитель Шонин С.П. против заявленного защитником ходатайства не возражал.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Касимчук К.Л. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления, относящегося к преступлениям средней тяжести, истекло 2 года.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Таким образом, с учётом того, что подсудимый Касимчук К.Л. согласен на прекращение уголовного дела по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, срок давности привлечения Касимчука К.Л. по вменяемому ему преступлению истёк, суд полагает, что имеются основания для освобождения его от уголовной ответственности, по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Вещественные доказательства: письмо-уведомление Департамента строительства и ЖКХ Ненецкого АО от ДД.ММ.ГГГГ№, входящий ДД.ММ.ГГГГ№ и лист резолюций руководителя <данные изъяты> к входящему документу от ДД.ММ.ГГГГ№, хранящиеся при уголовном деле, по вступлении постановления суда в законную силу следует хранить при уголовном деле.
Процессуальные издержки по уголовному делу в ходе предварительного расследования составили 14614 рублей 20 копеек (т. 7 л.д. 189), которые подлежат возмещению за счёт средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3. ч. 1 ст. 24 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
уголовное дело и уголовное преследование в отношении Касимчука Константина Леонтьевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации - прекратить в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Избранную Касимчуку К.Л. меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении по вступлении постановления суда в законную силу - отменить.
Вещественные доказательства: письмо-уведомление Департамента строительства и ЖКХ Ненецкого АО от ДД.ММ.ГГГГ№, входящий ДД.ММ.ГГГГ№ и лист резолюций руководителя <данные изъяты> к входящему документу от ДД.ММ.ГГГГ№, хранящиеся при уголовном деле – хранить при уголовном деле.
Процессуальные издержки по уголовному делу в сумме 14614 рублей 20 копеек - возместить за счёт средств федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение 15 суток со дня его вынесения путём продажи жалобы, представления через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты> М.А. Шитиков