Дело № 1-245/2020
79RS0002-01-2020-002492-15
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Биробиджан 25 мая 2020 года
Судья Биробиджанского районного суда ЕАО Безотеческих В.Г.,
при секретаре Кузовлевой Л.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Биробиджана Баселиной М.В.,
подсудимого ФИО1,
защитника адвоката Канаметовой А.Б., предоставившей удостоверение № 82, ордер № 000054 от 26 марта 2020 г.,
представителя потерпевшего ФИО5,
рассмотрев в особом порядке уголовное дело в отношении:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина России, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, имеющего высшее образование, работающего в Управлении архитектуры и строительства правительства ЕАО главным консультантом отдела технического заказчика, военнообязанного, женатого, детей на иждивении не имеющего, не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ,
установил:
ФИО1 и другое лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование (далее другое лицо), обвиняются в том, что являясь должностными лицами, использовали свои служебные полномочия вопреки интересам службы, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Преступление совершили в г. Биробиджане Еврейской автономной области при следующих обстоятельствах.
Так, распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29 августа 2017 года № 470-л другое лицо с 1 сентября 2017 года был назначен на государственную должность Еврейской автономной области начальника управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области - главного архитектора Еврейской автономной области.
В соответствии с Положением об управлении архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области, утверждённого постановлением Губернатора Еврейской автономной области от 27 ноября 2007 года № 339-пп
данное Управление являлось органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством названной области, осуществляющим в пределах своих полномочий функции по реализации государственной политики, управлению и регулированию в сферах строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Еврейской автономной области (пункт 1.1);
одними из основных задач которого были:
проведение на территории Еврейской автономной области государственной политики и осуществление правового регулирования в области строительства, архитектуры и градостроительства, направленных на обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий для размещения объектов капитального строительства, их реконструкции и капитального ремонта (пункт 2.1),
обеспечение эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию на территории Еврейской автономной области федеральных и областных целевых программ, по которым управление является распорядителем бюджетных средств (пункт 2.3);
при этом Управление являлось распорядителем средств:
областного бюджета, выделяемых на капитальное строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объектов жилищного, социально-культурного назначения, а также на ремонт объектов областной государственной собственности (пункт 3.10.2),
федерального бюджета, выделяемых Еврейской автономной области на строительство объектов социально-культурного назначения, включённых в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд федеральных целевых и адресных инвестиционных программ, и обеспечивало целевое и эффективное их использование (пункт 3.10.3);
выполняло функции заказчика-застройщика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства областной и муниципальной собственности, включённых в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд и финансируемых за счёт средств федерального бюджета на территории Еврейской автономной области, а также в перечень строек и объектов для областных государственных и муниципальных нужд, финансируемых за счёт капитальных расходов областного бюджета (пункт 3.10.5);
и имело право заключать в соответствии с законодательством договоры (контракты) (пункт 4.5).
Занимая указанную должность, другое лицо являлся должностным лицом, поскольку в соответствии с пунктом 5.3 вышеназванного Положения об управлении архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области, он постоянно выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном органе, поскольку:
нёс персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на управление, с учётом прав, предоставленных ему настоящим Положением;
руководил на принципах единоначалия деятельностью управления, без доверенности представлял управление в отношениях с другими органами государственной власти, судами, органами самоуправления, организациями и гражданами, заключал договоры, выдавал доверенности;
издавал приказы, в том числе носящие нормативный характер, в пределах своей компетенции;
осуществлял иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании приказа другого лица, как начальника управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области от 8 октября 2018 года № 82-л ФИО1. с даты издания приказа был назначен на должность главного консультанта отдела технического заказчика того же Управления.
В связи с занимаемой должностью, ФИО1. постоянно выполнял административно-хозяйственные функции в государственном органе, то есть являлся должностным лицом, поскольку в соответствии с разделом III и IV его должностного регламента, утверждённого 8 октября 2018 года начальником управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области, он был обязан при осуществлении строительно-ремонтных работ, заказчиком которых выступало управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области:
самостоятельно принимать решения по проверке форм КС-2 и КС-3 на соответствие выполненных объёмов работ, примененных расценок и норм, согласно утверждённой проектно-сметной документации;
осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием
средств федерального и областного бюджетов, направленных на финансирование строек и объектов, включённых в федеральные и областные программы,
в процессе строительства объектов областной и муниципальной собственности, включённых в перечень строек и объектов для федеральных и областных государственных нужд и финансируемых за счёт средств федерального и областного бюджетов, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка,
оформлять в письменном виде замечания о недостатках выполнения работ при строительстве.
Министерство спорта Российской Федерации 14 февраля 2018 года заключило с правительством Еврейской автономной области соглашение № 777-09-2018-078 о предоставлении из федерального бюджета в 2018 году бюджету Еврейской автономной области субсидии на финансовое обеспечение мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» в целях софинансирования строительства здания крытого катка с искусственным льдом по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 81.
Реализуя данное соглашение управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области, другое лицо 22 октября 2018 года заключило с ООО «Масис», в лице генерального директора ФИО4, государственный контракт № 13 и дополнительное соглашение к этому контракту № 2 от 17 декабря 2018 года на выполнение определённого вида работ по строительству вышеуказанного здания крытого катка.
Для осуществления на данном объекте строительного контроля другое лицо своим приказом от 8 октября 2018 года № 114/1 назначил ФИО1. представителем названного Управления.
Исполнитель работ не успевал в срок до 15 декабря 2018 года завершить строительство катка, в частности выполнить работы по организации рельефа на сумму 1013 416,00 рублей.
Другое лицо и ФИО1., сознавая данное обстоятельство, в период с 21 ноября по 17 декабря 2018 года, при неустановленных обстоятельствах вступили в предварительный сговор на злоупотребление своими должностными полномочиями, посредством которого решили сокрыть названную недоделку, которая исключала введение в эксплуатацию всего комплекса катка и безусловно влекла возвращение неиспользованной суммы субсидии в федеральный бюджет, и создать перед Министерством спорта Российской Федерации видимость успешной реализации на территории Еврейской автономной области федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». При этом другое лицо и ФИО1. договорились о том, что каждый в части его касающейся подпишет соответствующие официальные документы, с внесёнными в них заведомо ложными сведениями о том, что все работы по строительству катка, предусмотренные вышеуказанным контрактом и дополнительным соглашением к нему, выполнены в полном объёме.
Реализуя предварительную договорённость, другое лицо и ФИО1., злоупотребляя своими должностными полномочиями в группе лиц по предварительному сговору, в период с 21 ноября по 17 декабря 2018 года, по месту исполнения своих должностных обязанностей в здании Управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, <адрес><адрес>, каждый умышленно используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы из иной личной заинтересованности, обусловленной желанием получить для себя выгоду неимущественного характера (другое лицо хотел показать себя губернатору Еврейской автономной области в качестве эффективного руководителя, а ФИО1. желал заручиться поддержкой на будущее другого лица., то есть своего непосредственного руководителя), при этом оба рассчитывали, тем самым, сокрыть свою профессиональную некомпетентность и намеревались создать своими преступными действиями перед Министерством спорта Российской Федерации видимость успешной реализации на территории Еврейской автономной области упомянутой федеральной целевой программы, осуществили следующее:
ФИО1. от своего имени подписал акты (по форме КС-2) приёмки выполненных работ от 21 ноября 2018 года № 1 и от 17 декабря того же года № 9, содержащие заведомо ложные сведения о выполнении ООО «Масис» в рамках строительства вышеупомянутого катка работ по организации рельефа на сумму 1013 416,00 рублей;
Другое лицо на основании указанных актов, сознавая, что они являются заведомо подложными, от своего имени подписал и заверил печатью возглавляемого им Управления справки (по форме КС-3) о стоимости выполненных работ и затрат от 21 ноября 2018 года № 1, от 10 декабря 2018 года № 2 и 17 декабря того же года № 3, содержащие заведомо ложные сведения о том, что ООО «Масис» все работы по строительству названного катка выполнило в полном объёме, в том числе и работы по организации рельефа.
На основании перечисленных заведомо подложных документов ООО «Масис» из бюджета Еврейской автономной области за выполнение якобы в полном объёме работ по строительству катка получило денежные средства в сумме 20 233 781, 79 рублей, из которых 1 013 416,00 рублей - за рельефные работы, которые фактически исполнены не были.
Таким образом, деяние другого лица и ФИО1. повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, предусмотренных в ч.1 ст.1, ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации,
Другое лицо и ФИО1., в силу занимаемых должностей, как представители исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны были реализовывать социальную политику государства на территории Еврейской автономной области, в том числе и посредством строительства катка в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Несмотря на это, другое лицо и ФИО1., скрывая невыполненные работы и в результате этого необоснованно обеспечив выплату ООО «Масис» из бюджета Еврейской автономной области 1 013 416,00 рублей, умышленно не воплотили в жизнь социальную политику государства в сфере развития физической культуры и спорта на территории Еврейской автономной области, то есть действовали в разрез с задачами, стоящими перед органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в частности и государством в целом, поскольку, в результате недоделок по организации рельефа, каток так и не был введён в эксплуатацию, что не позволило людям, проживающим на территории Еврейской автономной области, использовать его по своему назначению. Таким образом, другое лицо и ФИО1., помимо прочего, в результате своего злоупотребления должностными полномочиями, дискредитировали органы государственной власти Еврейской автономной области и подорвали авторитет государства в целом, а кроме того их деяние вовлекло причинение бюджету Еврейской автономной области ущерба на сумму 1 013 416,00 рублей, то есть на сумму необоснованно оплаченных работ.
ФИО1 органом предварительного следствия обвиняется в совершении преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
ФИО1 заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
После разъяснения положений Главы 51.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обвиняемый поддержал заявленное ходатайство, заявив, что он осознаёт последствия прекращения уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, а так же последствия уклонения от уплаты судебного штрафа. Обвиняемый согласился с прекращением уголовного дела по не реабилитирующему основанию.
В судебное заседание представитель потерпевшего ФИО2 не возражал против прекращения уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, пояснил, что ФИО1. предпринял все меры по возмещению материального ущерба, причиненного преступлением, своими действиями способствовал возвращению ООО «Масис» суммы причиненного ущерба, на сегодняшний день ущерб возмещен в полном размере, сроки строительства катка перенесены не были. На сегодняшний день сумма 1 013 416 рублей ООО «Масис» возвращена в бюджет Еврейской автономной области. Претензий правительство ЕАО к ФИО1 не имеет
Согласно ст. 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
На основании ч. 1 ст. 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд по собственной инициативе в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Сведения об участии ФИО1 в инкриминируемом преступлении, изложенные в обвинительном заключении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Предъявленное обвинение подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
ФИО1 на момент совершения инкриминируемого преступления судимости не имел, впервые обвиняется в совершении преступления средней тяжести. Характеризуется исключительно положительно, имеет смягчающие обстоятельства: активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, выполнил действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением, вину признал полностью.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Обвиняемому разъяснено, что также имеется основание для прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим. Обвиняемый заявил, что поддерживает свое ходатайство о прекращении уголовного дела и применении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Поэтому, по мнению суда, требования, предусмотренные ст. 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, для прекращения уголовного дела и назначении ФИО1 меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, соблюдены.
Закон не связывает возможность прекращения уголовного дела и назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа с объектом совершенного преступления.
Следовательно, ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа подлежит удовлетворению.
Санкцией ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание, в том числе, в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
При назначении размера судебного штрафа суд учитывает тяжесть совершенного подсудимым преступления – преступление средней тяжести, обстоятельства его совершения, а также имущественное положение ФИО1 и наличие у него постоянного источника дохода.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении ФИО1 по вступлении постановления в законную силу подлежит отмене.
Гражданский иск по делу не заявлен.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 25.1, 254, 446.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил :
Прекратить уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 258 УК РФ по основанию, предусмотренному ст. 25.1 УПК РФ, в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Назначить ФИО1 судебный штраф в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Судебный штраф подлежит оплате в течение 2 месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Получатель: управление федерального казначейства по Хабаровскому краю (Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области)
Банк: Отделение Хабаровск
р/с <***>, БИК 040813001,
ИНН <***> КПП 272101001 ОКТМО 08701000
КБК 41711621010016000140 (Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, зачисляемые в федеральный бюджет)
Назначение платежа: денежный штраф, номер уголовного дела: 11902990001000030.
Сведения об уплате судебного штрафа необходимо предоставить судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.
Лицу, в отношении которого уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному ст. 25.1 УПК РФ, в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, разъяснено, что в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса РФ.
Меру пресечения – в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении ФИО1 по вступлению постановления в законную силу отменить.
Постановление может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья В.Г.Безотеческих