ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-262/2022 от 17.05.2022 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Елисеевой Е.А.,

при секретаре Арбузовой А.А.,

с участием: государственного обвинителя старшего помощника Свердловского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Калишевича И.В.,

защитника-адвоката Бадасян А.Р.,

обвиняемой Потемкиной И.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании уголовное дело в отношении

ПОТЕМКИНОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ, <данные изъяты> не судимой,

в порядке ст.91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не задерживалась,

мера пресечения по уголовному делу не избиралась,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации,

Установил:

Органами предварительного расследования Потемкина И.А. обвиняется в совершении посредничества в коммерческом подкупе, то есть непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа по поручению лица, получающего предмет коммерческого подкупа, за совершение заведомо незаконных действий и бездействий, в значительном размере.

ОАО «Федеральная пассажирская компания» - коммерческая организация, созданная в 2010 году на основе имущественного комплекса Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД»), 100% акций ОАО «ФПК» принадлежат ОАО «РЖД». В 2014 году название изменено на акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее по тексту-АО «ФПК»).

В соответствии с п.п.2, 6 раздела 3 Положения о Центре внутреннего аудита АО «ФПК», утвержденного генеральным директором АО «ФПК» 10.03.2016 № ФПК-80 (далее по тексту - Положение о Центре 2016), основными функциями Центра являются в том числе: проведение аудита перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты; осуществление контроля за соблюдением установленных норм и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа и почты в пути следования пассажирских, почтово-багажных и почтовых поездов.

В соответствии с п.п. 2,5 раздела 3 Положения о Центре контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК», утвержденного генеральным директором АО «ФПК» 10.12.2017 № ФПК-558, утвержденного генеральным директором АО «ФПК» 14.03.2018 № ФПК-108, утвержденного генеральным директором АО «ФПК» 04.04.2018 № ФПК-163, основными функциями Центра являются: разработка планов и графиков проведения ревизий, проверок и контроля клиентских услуг в пассажирских поездах и пунктах продажи проездных документов, производственной, финансовой и экономической деятельности АО «ФПК», осуществление контроля за их выполнением; осуществление контроля за соблюдением установленных норм и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа и почты, сервисным обслуживанием пассажиров, соблюдением поездными бригадами трудовой и производственной дисциплины в пути следования пассажирских и почтово-багажных поездов, работой билетных касс по оформлению проездных и перевозочных документов.

В соответствии с п.п.2, 5, 6, 13 п.4 раздела 3 Положения о региональном отделении Центра внутреннего аудита структурного подразделения АО «ФПК», утвержденного приказом генерального директора АО «ФПК» 09.03.2016 №80 (далее по тексту - Положение об Отделении 2016), основными функциями Отделения являются в том числе: проведение аудита перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа; проведение внутреннего аудита обеспечения противодействия мошенничеству и другим противоправным действиям; осуществление контроля за соблюдением установленных норм и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, и почты в пути следования пассажирских, почтово-багажных и почтовых поездов; осуществление мониторинга выполнения Филиалом мероприятий по результатам проведенного аудита, оценки своевременности и эффективности действий, направленных на устранение нарушений и недостатков, а также на совершенствование систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления. Согласно п.п.3 п.5 раздела 5 Положения об Отделении 2016, начальник Отделения осуществляет в порядке, установленном АО «ФПК», обязанности работодателя в отношении работников Отделения. По согласованию с Центром производит прием, увольнение и перемещение работников, заключает с ними трудовые договоры.

В соответствии с п.п.5 п.5 раздела 3 Положения об Уральском региональном отделении Центра контрольно-ревизионной деятельности структурного подразделения АО «ФПК», утвержденного приказом генерального директора АО «ФПК» 29.11.2017 № ФПКЦКР-12 (далее по тексту - Положение об Отделении 2017), основными функциями Отделения являются: осуществление контроля за соблюдением установленных норм и правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, сервисным обслуживанием пассажиров, соблюдением поездными бригадами трудовой и производственной дисциплины в пути следования пассажирских поездов, работой билетных касс по оформлению проездных и перевозочных документов.

Согласно п.п.1, п.3 раздела 2 Положения об отделе операционного аудита пассажирских перевозок Уральского регионального отделения Центра внутреннего аудита АО «ФПК» (далее по тексту - УРО ЦВА АО «ФПК») от 13.05.2016 (далее по тексту – Положение 2016), утвержденного начальником УРО ЦВА АО «ФПК», основными задачами отдела является проведение операционного аудита пассажирских перевозок и их оформления, обеспечения сохранности активов, соблюдения требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов АО «ФПК». Согласно п.п.4,7,8 п.4 раздела 3 Положения 2016 основными функциями является разработка проектов графиков проведения операционного аудита пассажирских поездов, билетных и багажных касс; мониторинг выполнения подразделениями АО «ФПК» мероприятий по результатам проведенного операционного аудита пассажирских перевозок, оценки своевременности и эффективности действий, направленных на устранение нарушений и недостатков, а также на совершенствование систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления; проведение анализа причин возникновения нарушений и недостатков, разработка предложений и рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков в процессе пассажирских перевозок, по совершенствованию систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, а также по совершенствованию пассажирских перевозок.

Согласно п.п.1, п.3 раздела 2 Положения об отделе контроля пассажирских перевозок Уральского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК» (далее по тексту - УРО ЦКРД АО «ФПК») от 27.11.2017 №2 (далее по тексту - Положение 2017), утвержденного начальником УРО ЦКРД АО «ФПК», основными задачами отдела является проведение ревизий и проверок пассажирских поездов и пунктов продажи проездных и перевозочных документов.

Согласно п.п.5,6,7,8,9 п.4 раздела 3 Положения 2017 основными функциями является планирование и разработка на основании ранее выявленных нарушений информации полученной из обращений граждан и других источников, графиков проведения проверок поездов и пунктов продажи проездных и перевозочных документов. После утверждения Центром разработанного графика неукоснительное его исполнение; подготовка отчетов (заключений), служебных записок (рапортов) о результатах проведенных ревизий и проверок, информирование начальника отделения, начальника отдела организации контроля пассажирских перевозок Центра, заместителя начальника Центра, начальника Центра о результатах ревизий и проверок, а также о недостатках в производственной, финансовой и экономической деятельности АО «ФПК» по вопросам контроля пассажирских перевозок, а также неэффективных и (или) незаконных действиях или бездействии руководителей и работников; правильное и обоснованное составление актов формы ЛУ-4фпк, других актов, установленных в АО «ФПК», и иных документов, оформляемых работниками отдела при выявлении нарушений, влекущих предъявление контрагентам штрафных санкций; мониторинг выполнения подразделениями АО «ФПК» мероприятий по результатам проведенных ревизий и проверок, оценки своевременности и эффективности действий, направленных на устранение нарушений и недостатков, в том числе полноты предъявления филиалами штрафных санкций и оплаты их контрагентами; проведение анализа причин возникновения нарушений и недостатков, разработка предложений и рекомендаций по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контроля пассажирских перевозок.

Разделом 2 Регламента организации ревизии поездов, утверждённого Распоряжением АО «ФПК» от 23.12.2010 №1271р (далее по тексту - Регламент №1271р), определяются основные цели и задачи ревизий поездов и билетных касс.

Согласно п.п.2.2., 2.3 Регламента №1271р, ревизии поездов и проверки билетных касс организуются и проводятся в целях выявления и предупреждения потерь доходов от пассажирских перевозок, недопущения провоза безбилетных пассажиров, неоплаченной излишней ручной клади, багажа, грузобагажа и скрытия свободных мест от продажи, установления случаев нерационального использования пассажирских, багажных вагонов, вагонов-ресторанов, вагонов-кафе, выявления фактов несоблюдения технологий и правил в работе структурных подразделений филиалов АО «ФПК», а также своевременного обеспечения руководства АО «ФПК» достоверной информацией о результатах ревизий поездов и проверок билетных касс для принятия соответствующих управленческих решений. Основными задачами ревизий поездов, являются в том числе: контроль соблюдения филиалами АО «ФПК» и их структурными подразделениями нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов АО «ФПК», в части организации пассажирских перевозок.

Разделом 3 Регламента №1271р определяется порядок планирования и проведения ревизий поездов. Так согласно п.3.1 Регламента № 1271р, ревизии проводятся в соответствии с утвержденным графиком на соответствующий месяц. Согласно п.п.3.2, 3.3, 3.5, 3.6 Регламента №1271р график разрабатывается по каждому региональному отделению Центра. При формировании графика обеспечивается равномерный охват ревизиями поездов, следующих по полигону ответственности филиала АО «ФПК» и соответственно регионального отделения Центра. Региональными отделениями Центра разработанные проекты графиков за подписью начальника регионального отделения Центра представляются на согласование и утверждение в Центр не позднее, чем за 10 дней до начала планируемого месяца. Графики утверждаются начальником Центра и направляются в региональные отделения Центра за 3 дня до начала планируемого месяца. Начальником регионального отделения Центра утверждаются расшифровки маршрутов ревизий и проверок с указанием дат их проведения. Форма таких расшифровок устанавливается Центром. Утвержденные графики и сформированная региональными отделениями Центра информация о поездах, билетных кассах, дате и месте проведения ревизий и проверок являются конфиденциальной информацией. Ограниченный доступ к графикам и информации о поездах, билетных кассах, дате и месте проведения ревизий и проверок в Центре и его региональных отделениях обеспечивается: установлением в должностных инструкциях работников их ответственности за несоблюдение конфиденциальности информации; запретом на передачу в устном, письменном и электронном виде третьим лицам, в том числе работникам Центра, региональных отделений Центра информации о дате и месте проведения ревизий и проверок; установлением причин утечки информации и своевременным принятием мер к виновным, допустившим такую утечку; соблюдением порядка доступа уполномоченных работников к графикам и информации о поездах, билетных кассах, дате и месте проведения ревизий и проверок.

Разделом 4 Регламента №1271р определяются обязанности и права лиц, осуществляющих ревизии и проверки (далее по тексту - ревизор), начальников пассажирских поездов (далее по тексту - НПП) и билетных кассиров. Так, согласно п.4.1 Регламента №1271р, ревизоры при проведении ревизий и проверок, должны руководствоваться законодательными и правовыми нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами АО «ФПК», распоряжениями генерального директора АО «ФПК», начальника Центра, указанным регламентам. Согласно п.4.3 Регламента № 1271р, требования ревизоров, связанные с проведением ревизий или проверок, являются обязательными для работников АО «ФПК». Согласно п.5.1 раздела 5 указанного регламента, в случаях обнаружения нарушений, указанных в приложении №1 к Регламенту №1271 р, результаты ревизий оформляются актами формы ЛУ-4фпк. Согласно п.6.1 раздела 6 Регламента №1271 р, в Центре и его региональных отделениях осуществляется контроль за своевременностью поступления материалов разборов и мероприятий по устранению нарушений по каждому акту формы ЛУ-4фпк и фактическим устранением нарушений.

Согласно п. 2.2., 2.3 Регламента организации контроля пассажирских перевозок, утверждённого Распоряжением АО «ФПК» от 25.02.2019 №170р (далее по тексту - Регламент №170р), определяющего основные цели и задачи контроля пассажирских перевозок, основными задачами контроля пассажирских перевозок являются выявление нарушений и недостатков в производственной, финансовой, экономической деятельности АО «ФПК» в ходе контроля пассажирских перевозок, в том числе пассажирских поездах и пунктах продажи проездных и перевозочных документов, а также подготовка предложений по их предотвращению. Выполнение задач контроля пассажирских перевозок достигается в ходе проведения ревизий (проверок) пассажирских, скорых, скоростных, туристических и других поездов формирования АО «ФПК», пассажирских вагонов АО «ФПК», филиалов АО «ФПК» и их структурных подразделений.

Согласно п.п.4.1-4.3, 4.10 раздела 4 Регламента №170р ревизии поездов и пунктов продажи проводятся в соответствии с утвержденным графиком контроля пассажирских перевозок. При формировании графика проверок применяется риск-ориентировочный подход с учетом результатов ранее проведенных ревизий и другой информации, полученной из различных источников. Центром до 20 числа месяца, предшествующего месяцу, на который планируется график, формируется и направляется в региональное отделение (участок) Центра задание на разработку графика проверок по форме согласно приложению №1 к Регламенту. Региональным отделением (участком) Центра на основании задания разрабатывается проект графика проверок по форме согласно приложению № 2 к настоящему Регламенту, и не менее чем за 5 календарных дней до начала месяца, на который планируется график, представляется в Центр для утверждения. В графике учитываются ревизии (проверки) всех типов вагонов, следующих в составе поезда. Проведение ревизий (проверок) пассажирских поездов, вагонов, вагонов-ресторанов может осуществляться как в пути следования, так и в пункте формирования или оборота пассажирского поезда. Графики проверок не подлежат разглашению лицам, не связанным с их разработкой, утверждением или исполнителем. Информация об объекте, времени и месте проведение ревизии предоставляется начальнику отдела контроля пассажирских перевозок регионального отделения Центра, который обладает информацией о ревизиях (проверках) отдела (участка) на месяц для организации общего контроля за работой ревизоров в текущем периоде.

Согласно п.3.4 Регламента №170р, ревизоры при проведении ревизий (проверок), должны руководствоваться нормативными актами Российской Федерации, локальными нормативными актами АО «ФПК», ОАО «РЖД», Центра.

Согласно п.3.7 Регламента №170р ревизоры несут ответственность за отражение в отчете (акте) о результатах ревизии (проверки) непроверенной, необоснованной, неполной или документально неподтверждённой информации, а также за недостоверную оценку размеров последствий нарушений; за использование служебного положения в личных целях; за проведение ревизий (проверок) без предписания или открытого листа, отсутствие при исполнении своих должностных обязанностей бланков актов формы ЛУ-4фпк; за несоблюдение утвержденного графика ревизий (проверок), планов-заданий на проведение ревизий и проверок.

ФИО5 в период с 22.03.2016 по 30.11.2017 на основании приказа начальника Уральского регионального отделения Центра внутреннего аудита структурного подразделения АО «ФПК» /УФКлс от ДД.ММ.ГГГГ занимал должность начальника отдела операционного аудита пассажирских перевозок Уральского регионального отделения Центра внутреннего контроля и аудита - структурного подразделения акционерного общества «Федеральная пассажирская компания». В связи с реорганизацией предприятия в период с 01.12.2017 по 09.07.2019 на основании приказа начальника Уральского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК» /УОлс от ДД.ММ.ГГГГФИО5 занимал должность начальника отдела контроля пассажирских перевозок УРО ЦКРД АО «ФПК» (далее по тексту - начальник Отдела).

В соответствии с п.1.6 должностной инструкции, утвержденной начальником УРО ЦКРД АО «ФПК» ДД.ММ.ГГГГ, в своей деятельности ФИО5 должен руководствоваться законодательством Российской Федерации, Уставом АО «ФПК», нормативными документами ОАО «РЖД», АО «ФПК», положением об Отделе, Отделении, а также должностной инструкцией. В соответствии с нормами раздела 2 указанной должностной инструкции, ФИО5 обеспечивает выполнение функции по планированию и организации проведения операционного аудита (п.2.2.); осуществляет оперативно-функциональное руководство в организации операционного аудита пассажирских перевозок в соответствии с нормативными документами АО «ФПК», положением об Отделе, настоящей должностной инструкцией (п.3.1); планирует работу Отдела, организует разработку и утверждение графиков операционного аудита пассажирских поездов, пунктов продажи проездных и перевозочных документов, графиков работы работников Отдела (п.3.2); принимает участие в проведении операционного аудита, производственно-хозяйственной деятельности филиалов АО «ФПК», с последующим осуществлением контроля своевременности и полноты устранения структурными подразделениями филиалов АО «ФПК» нарушений и недостатков, выявленных в результате проведенного аудита (п.3.3); осуществляет контроль за выполнением работниками пассажирского комплекса Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, железнодорожным транспортом и иных нормативных документов ОАО «РЖД», АО «ФПК», должностных инструкций (п.3.4); обобщает материалы проведенного аудита пассажирских поездов, билетных и багажных касс, структурных подразделений филиалов АО «ФПК» и на их основе представляет руководству Центра предложения по повышению доходов от пассажирских перевозок в дальнем следовании (п.3.6); принимает участие в проводимых контрольных мероприятиях по вопросам соблюдения норм и правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, работы билетных и багажных касс по оформлению проездных и перевозочных документов, сервисного обслуживания пассажиров, соблюдения поездными бригадами трудовой, производственной и финансовой дисциплины (п.3.7); распределяет обязанности, устанавливает ответственность ревизора-инструктора, контролеров-ревизоров Отдела (п. 3.8); проверяет исполнение должностных обязанностей контролерами-ревизорами, ревизором-инструктором Отдела. При необходимости проводит повторные ревизии пассажирских поездов с принятием мер по выявленным нарушениям (п.3.9); контролирует своевременность выполнения и правильное использование руководящих распоряжений и указаний АО «ФПК», Центра в части организации пассажирских перевозок, соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, обеспечивает в установленном порядке режим секретности (п.3.10). В соответствии с п.п.5.1, 5.2, 5.6 раздела 5 указанной должностной инструкции, начальник Отдела несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией; нарушение установленных в Компании требований по защите информации, составляющей коммерческую тайну; нарушение действующего законодательства Российской Федерации, приказов и распоряжений АО «ФПК» и Центра.

В соответствии с нормами раздела 2 указанной должностной инструкции, ФИО5 осуществляет общее руководство деятельностью Отдела; осуществляет планирование, организацию и участие в проведении ревизий и проверок, в том числе оперативных, пассажирских поездов в пути следования, в пунктах формирования и оборота, в пунктах продажи проездных и перевозочных документов по вопросам организации пассажирских перевозок; обеспечивает контроль за работой контролеров-ревизоров пассажирских поездов, ревизора-инструктора по контролю пассажирских поездов, в том числе за правильностью и обоснованностью составленных актов формы ЛУ-4фпк, других актов, установленных в АО «ФПК» и иных документов, оформленных контролерами-ревизорами и ревизором-инструктором; осуществляет организацию и проведение совместных с работниками отдела контроля клиентских услуг ревизий и проверок поездов и пунктов продажи проездных и перевозочных документов; обеспечивает подготовку отчетов (заключений), служебных записок (рапортов) о результатах проведения ревизий и проверок пассажирских поездов и пунктов продажи поездных и перевозочных документов; осуществляет организацию и проведение анализа причин возникновения нарушений и недостатков, разработку предложений и рекомендаций по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контроля пассажирских перевозок; осуществляет организацию и проведение мониторинга выполнения подразделениями АО «ФПК» мероприятий по результатам проведенных ревизий и проверок, оценку полноты, своевременности и эффективности действий, направленных на устранение нарушений и недостатков; планирует работу отдела, организует разработку и утверждение графиков ревизий (проверок) пассажирских поездов, пунктов продажи проездных и перевозочных документов, графиков работы работников Отдела; принимает участие в проведении проверок производственно-хозяйственной деятельности филиалов АО «ФПК», с последующим осуществлением контроля своевременности и полноты устранения структурными подразделениями филиалов АО «ФПК» нарушений и недостатков, выявленных в результате проведенных проверок; осуществляет контроль выполнения работниками пассажирского комплекса Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, железнодорожным транспортом и иных нормативных документов ОАО «РЖД», АО «ФПК», должностных инструкций; распределяет обязанности, устанавливает ответственность заместителя начальника Отдела, ревизора-инструктора по контролю пассажирских перевозок, контролеров-ревизоров пассажирских поездов Отдела; контролирует своевременное выполнение и правильное использование руководящих распоряжений и указаний АО «ФПК», Центра, Отделения в части организации пассажирских перевозок, соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, обеспечивает в установленном порядке режим секретности; в течении рабочего дня осуществляет контроль за поступающим по ЕАСД и электронной почте документами, проверяет их по срокам исполнения, важности и принимает меры к своевременному их исполнению; начальник Отдела несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией; нарушение установленных в Компании требований по защите информации, составляющей коммерческую тайну; нарушение действующего законодательства Российской Федерации, приказов и распоряжений АО «ФПК» и Центра.

Таким образом, в период с 22.03.2016 по 09.07.2019 ФИО5 являлся лицом, постоянно выполняющим управленческие, организационно-распорядительные функции в коммерческой организации.

Потемкина И.А. на основании приказа начальника пассажирского вагонного депо Новосибирск-Главный структурного подразделения Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» от ДД.ММ.ГГГГ занимала должность проводника пассажирского поезда Резерв проводников пассажирских вагонов пассажирское вагонное депо Новосибирск- Главный - структурного подразделения Западно-Сибирского филиала АО «ФПК».

В период до 13.11.2017 ФИО6, являющийся начальником пассажирского поезда сообщением «Новосибирск-Новый Уренгой», в ходе личной встречи с ФИО5 в пределах станции Тюмень, достиг с последним соглашения о совершении ФИО5 за незаконное денежное вознаграждение в интересах ФИО6 или иных знакомых ему начальников поездов пассажирского поезда сообщением «Новосибирск-Новый Уренгой», незаконных действий - заблаговременном предоставлении ФИО6 или иным начальникам поездов, информации конфиденциального характера о дате и месте проведения ревизий их поездов. В это же время у ФИО6 возник умысел на передачу ФИО5 коммерческого подкупа, и на способствование в получении ФИО5 коммерческого подкупа от иных начальников поездов, пассажирского поезда сообщением «Новосибирск-Новый Уренгой» за совершение аналогичных незаконных действий в интересах других начальников поездов Резерва проводников пассажирских вагонов Вагонного участка Новосибирск-Главный - структурного подразделения Западно-Сибирского филиала АО «ФПК», путем подыскания посредников для непосредственной передачи незаконного вознаграждения от других начальников поездов ФИО5

В те же самые время и месте ФИО6 и ФИО5 договорились о том, что в случае согласия начальников поездов за денежное вознаграждение минимизировать негативные последствия посредством предупреждения о времени и месте ревизий, в сумме не менее 3000 рублей за каждый рейс от каждого начальника поезда, желающего получать конфиденциальную информацию о времени и месте ревизий, ФИО6 будет передавать коммерческий подкуп, путем безналичных банковских переводов от себя или иных лиц, которых ФИО6 привлечет к указанному посредничеству, на банковскую карту , привязанную к банковскому счету , открытому 18.09.2017 на имя ФИО7 в филиале банка ПАО «Банк ВТБ», (далее по тексту - карта ), находящуюся в пользовании ФИО5, на что ФИО6 согласился.

После этого ФИО6 желая скрыть свое участие в способствовании ФИО5 в получении коммерческого подкупа от начальников поездов, в период с 18.09.2017 до 13.11.2017, находясь в вагоне пассажирского поезда сообщением «Новосибирск-Новый Уренгой», высказал Потемкиной И.А. предложение выступить посредником в передаче ФИО5 коммерческого подкупа от него и иных начальников поездов пассажирского поезда сообщением «Новосибирск-Новый Уренгой», за заблаговременное предоставление ФИО5 тому или иным начальникам поездов информации конфиденциального характера о дате и месте проведения ревизий их поездов напрямую, или через ФИО8, на что Потемкина И.А. согласилась. В период с 18.09.2017 до 13.11.2017 у Потемкиной И.А. возник умысел на посредничество в коммерческом подкупе в форме непосредственной передачи предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего коммерческий подкуп.

После достижения договоренности с ФИО6 и получения от последнего наличных денег для дальнейшей передачи ФИО5, Потемкина И.А., действуя по поручению ФИО6, в целях посредничества последнему в передаче коммерческого подкупа ФИО5, путем перечисления со своего банковского счета открытого на ее имя в филиале ВТБ (ПАО), на банковскую карту , привязанную к банковскому счету , открытому 18.09.2017 на имя ФИО7 в филиале банка ПАО «Банк ВТБ», денежных средств: 18.12.2017 в сумме 18000 рублей, 14.01.2018 в сумме 18000 рублей, а всего на общую сумму в размере 36000 рублей.

Помимо этого, в период времени с 13.11.2017 по 12.05.2018 Потемкина И.А., действуя по поручению ФИО6, в целях посредничества ФИО9, ФИО10-О. в передаче коммерческого подкупа ФИО5, незаконно получила от ФИО11 для последующей непосредственной передачи ФИО8, которая должна была передать предмет коммерческого подкупа ФИО5, денежные средства на общую сумму 96000 рублей, путем перечисления с банковского счета открытого 29.06.2015 в филиале ВТБ (ПАО) на имя ФИО11, действовавшего в интересах ФИО9 и ФИО10-О. на её банковский счет открытый в филиале ВТБ (ПАО), а именно:

13.11.2017 в сумме 18000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О., 9000 рублей от ФИО9),

13.12.2017 в сумме 18000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О., 9000 рублей от ФИО9),

13.01.2018 в сумме 18000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О., 9000 рублей от ФИО9),

07.02.2018 в сумме 15000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О., 6000 рублей от ФИО9),

09.03.2018 в сумме 9000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О.),

11.05.2018 в сумме 18000 рублей (12000 рублей от ФИО10-О., 6000 рублей от ФИО9).

Далее, действуя в рамках достигнутой договоренности в целях посредничества ФИО9 и ФИО10-О. Потемкина И.А. передала ФИО8 в неустановленном месте наличные денежные средства:

13.11.2017 в сумме 18000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О., 9000 рублей от ФИО9),

в период с 13.11.2017 до 13.12.2017 в сумме 18000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О., 9000 рублей от ФИО9),

в период с 13.12.2017 до 13.01.2018 в сумме 18000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О., 9000 рублей от ФИО9),

в период с 13.01.2018 до 07.02.2018 в сумме 15000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О., 6000 рублей от ФИО9),

в период с 07.02.2018 до 09.03.2018 в сумме 9000 рублей (9000 рублей от ФИО10-О.),

Кроме того, действуя в рамках достигнутой договоренности в целях посредничества ФИО9 и ФИО10-О. Потемкина И.А. 12.05.2018 перечислила с банковского счета открытого в филиале ВТБ (ПАО), на банковский счет открытый в открытом в филиале ВТБ (ПАО) на имя ФИО8 денежные средства в сумме 18000 рублей (12000 рублей от ФИО10-О., 6000 рублей от ФИО9).

В свою очередь ФИО8, действуя по поручению ФИО6, посредничая ФИО6, ФИО9, ФИО10-О. в передаче коммерческих подкупов ФИО5, в период с 18.10.2017 по 17.06.2019 путем безналичных переводов со своего банковского счета , открытого 29.06.2015 в филиале ВТБ (ПАО) на банковскую карту , привязанную к банковскому счету , открытому 18.09.2017 на имя ФИО7 в филиале банка ПАО «Банк ВТБ», находящейся в пользовании ФИО5, перевела частями коммерческий подкуп (незаконное вознаграждение) в виде денежных средств:

18.11.2017 в 09:00 часов в сумме 45000 рублей, из которых 9000 являлись коммерческим подкупом от ФИО10-О., 9000 рублей от ФИО9,

18.12.2017 в 07:35 часов в сумме 27000 рублей, из которых 9000 являлись коммерческим подкупом от ФИО10-О., 9000 рублей от ФИО9,

14.01.2018 в 08:17 часов в сумме 27000 рублей, из которых 9000 являлись коммерческим подкупом от ФИО10-О., 9000 рублей от ФИО9,

14.02.2018 в 10:03 часов в сумме 42000 рублей, из которых 9000 являлись коммерческим подкупом от ФИО10-О., 6000 рублей от ФИО9,

16.03.2018 в 07:39 часов в сумме 48000 рублей, из которых 9000 являлись коммерческим подкупом от ФИО10-О.,

13.05.2018 в 12:28 часов в сумме 45000 рублей, из которых 12000 являлись коммерческим подкупом от ФИО10-О., 6000 рублей от ФИО9

Таким образом, Потемкина И.А. осуществила непосредственную передачу ФИО5, то есть лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) в виде денег в сумме 36000 рублей от ФИО6, а также осуществила передачу предмета коммерческого подкупа посреднику ФИО8, для последующей непосредственной передачи ФИО5, незаконного вознаграждения - предмета коммерческого подкупа в виде денежных средств в размере 96000 рублей из которых: 57000 рублей от ФИО10-О., 39000 рублей от ФИО9, а всего посредничая ФИО6, ФИО9 и ФИО12-О., в передаче ФИО5 коммерческих подкупов, передала в качестве предмета коммерческого подкупа денежные средства в общей сумме 132000 рублей, то есть в значительном размере.

Обвиняемой Потемкиной И.А. заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в соответствии с примечанием к ст.204.1 УК РФ, поскольку она добровольно сообщила о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, а также активно способствовала раскрытию и расследованию преступления.

Обвиняемая Потемкина И.А. и её защитник поддержали заявленное ходатайство.

Государственный обвинитель ФИО13 полагал возможным освободить от уголовной ответственности Потемкину И.А. по п.«б» ч.2 ст.204.1 УК РФ по примечанию к ст.204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку имеются предусмотренные законом основания для прекращения уголовного дела.

Выслушав мнение обвиняемой, защитника, поддержавших заявленное ходатайство, мнение государственного обвинителя, не возражавшего против удовлетворения заявленного ходатайства, суд считает, что уголовное дело в отношении Потемкиной И.А. подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.75 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный этим преступлением, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным. Лицо, совершившее преступление иной категории, освобождается от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Согласно ч.2 ст.28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьямиОсобенной частиУголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно примечанию 2 к статье 204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Согласно материалам уголовного дела, постановление о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного п.«б» ч.2 ст.204.1 УК РФ вынесено ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.1), явка с повинной, в которой ФИО1 добровольно сообщила о совершенном ею преступлении, предусмотренном п.«б» ч.2 ст.204.1 УК РФ, отобрана у Потемкиной И.А. 06.04.2021 (том 1 л.д.9).

Таким образом, учитывая, что Потемкина И.А. ранее не судима, после совершенного ею преступления добровольно обратилась с явкой с повинной, а также активно способствовала раскрытию и расследованию совершенного преступления, суд считает, что имеются предусмотренные законом основания для прекращения уголовного дела и уголовного преследования по п п.«б» ч.2 ст.204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении Потемкиной И.А. согласно примечанию к ст.204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вопрос о судьбе вещественных доказательств подлежит разрешению в соответствии с п.5 ч.3 ст.81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.28, 239 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Уголовное дело и уголовное преследование в отношении ПОТЕМКИНОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ по п.«б» ч.2 ст.204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации прекратить на основании примечания к статье 204.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с деятельным раскаянием.

Вещественные доказательства по уголовному делу по вступлению приговора в законную силу:

- выписки по банковским счетам, открытым в ПАО «Банк ВТБ», содержащиеся на CD-R дисках, выписку по банковскому счету, открытому в ПАО «Банк ВТБ» на имя Гасанова М.Р., копии графиков ревизий поездок и проверок пунктов продаж проездных документов, хранящиеся в уголовном деле - оставить при уголовном деле.

Постановление может быть обжаловано в Свердловском областном суде в течение 10 суток со дня вынесения с подачей жалобы через Первоуральский городской суд.