ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-279/16 от 27.05.2016 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 1-279/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Выборг 27 мая 2016 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Волкова З.В.,

при секретарях Абросимовой А.С. и Мокрецовой М.И.,

с участием помощника Ленинград – Финляндского транспортного прокурора Дворянской О.В.,

обвиняемого ФИО2

защитника – адвоката Дорониной М.Г., представившей удостоверение и ордер ,

рассмотрев на предварительном слушании уголовное дело в отношении ФИО2, Дата года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, женатого, двух малолетних детей, с высшим образованием, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, несудимого,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 предъявлено обвинение в совершении получения должностным лицом лично взятки в виде денег за совершение бездействия в пользу взяткодателя и представляемых им лиц, если такое бездействие входит в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать такому бездействию, а именно:

ФИО2 на основании приказа начальника Выборгской таможни от Дата назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> (в соответствии с приказом начальника <данные изъяты> от Дата отдел таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты><данные изъяты>

Согласно должностному регламенту главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>, утвержденному начальником <данные изъяты>Дата, ФИО2 обязан:

пп. 1 п. 12 - знать и соблюдать порядки совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную территорию Таможенного союза в зоне деятельности таможенного поста <данные изъяты>

пп. 2 п. 12 - принимать решения о применении мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации;

пп. 4 п. 12 - осуществлять осмотр прибывших транспортных средств с учетом особенностей проведения таможенного контроля и таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств;

пп. 6 п. 12 - осуществлять контроль за достоверностью и достаточностью сведений, содержащихся в документах, представленных для таможенных целей;

пп. 12 п. 12 - осуществлять выпуск товаров и транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

пп. 18 п. 12 - применять при выполнении таможенных операций и действий формы таможенного контроля, установленные действующим законодательством;

пп. 22 п. 12 - вести борьбу с контрабандой;

пп. 37 п. 12 - выявлять риски, в том числе содержащиеся в профиле рисков;

пп. 64 п. 12 - осуществлять контроль за перемещением товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию физическими лицами, норм ввоза (вывоза) на таможенную территорию Таможенного союза товаров физическими лицами, установленных законодательством Таможенного союза;

пп. 66 п. 12 - определять предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами;

пп. 69 п. 12 - соблюдать ограничения, выполнять обязательства к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими Федеральными законами;

пп. 95 п. 12 - не допускать конфликта интересов и иных ситуаций, когда личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей;

пп. 97 п. 12 - соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законодательства Таможенного союза, ФТС России, СЗТУ, Выборгской таможни и обеспечивать их исполнение;

пп. 101 п. 12 - активно участвовать в противодействии коррупции;

пп. 107 п. 12 - при исполнении обязанностей старшего смены организовывать и контролировать работу подчиненных должностных лиц смены по соблюдению условий помещения товаров транспортных средств под определённые таможенные процедуры, а также правильности применения к товарам и транспортным средствам запретов и ограничений экономического характера;

пп. 116 п. 12 - при исполнении обязанностей старшего смены осуществлять контроль за обоснованностью и порядком применения непосредственно подчиненными должностными лицами смены установленных форм таможенного контроля;

пп. 117 п. 12 - при исполнении обязанностей старшего смены осуществлять личный контроль за перемещением и проведением таможенных операций всех микроавтобусов через таможенную границу Таможенного союза;

пп. 125 п. 12 - при исполнении обязанностей старшего смены принимать меры по поддержанию высокого уровня трудовой дисциплины в смене, проводить профилактику должностных преступлений и проступков, осуществлять мероприятия по борьбе с коррупцией.

Кроме того, согласно вышеуказанному должностному регламенту главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>, ФИО2 имеет право:

пп. 5 п. 13 - на осуществление таможенного контроля в формах, предусмотренных действующим таможенным законодательством, определение достаточности применяемых форм таможенного контроля для обеспечения соблюдения законодательства Таможенного союза и Российской Федерации в таможенном деле;

пп. 48 п. 13 - в случае исполнения обязанностей старшего смены, на дачу указаний должностным лицам оперативной смены, в связи с необходимостью решения поставленных задач.

Таким образом, являясь главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>, ФИО2 в силу занимаемой должности осуществлял функции представителя власти, то есть являлся должностным лицом.

Кроме того, в соответствии с нарядами работы оперативной смены отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> утвержденными заместителем начальника <данные изъяты>Дата и ДатаФИО2 являлся старшим указанной оперативной смены, в связи с чем, согласно пп. 107, 116, 117 п. 12, пп. 48 п. 13 вышеуказанного должностного регламента, обладал организационно - распорядительными полномочиями в отношении должностных лиц указанной оперативной смены.

При этом, в соответствии с п. 2.3.2. Порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных, средств, перемещаемых физическими лицами через таможенные посты <данные изъяты> утвержденного приказом начальника <данные изъяты> от Дата, и ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза, при проведении таможенного контроля должностное лицо отдела таможенного оформления и таможенного контроля исходит из принципа выборочности, при выборе объектов и форм таможенного контроля использует систему управления рисками. При этом, должностные лица таможенных органов при проведении таможенных процедур самостоятельно выбирают формы таможенного контроля, установленные ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Дата в период времени с 21 часа 05 минут до 21 часа 10 минут ФИО2 являясь должностным лицом таможенного органа, постоянно осуществляющим функции представителя власти, наделенный в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, действуя с прямым преступным. умыслом, направленным на получение взятки лично в виде денежных средств, находясь на территории таможенного поста <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, путем передачи из ладони в ладонь при рукопожатии с ФИО9, лучил лично от последнего взятку в виде денег в размере 100 евро (в соответствии с установленным курсом Центрального банка Российской Федерации, указанная сумма по состоянию на 02.09.2014 составляет 4896 рублей 07 копеек) за:

- совершение бездействия в пользу взяткодателя, если такое бездействие входит в служебные полномочия должностного лица, выраженное в непринятии ФИО2 мер, осуществляемых должностными лицами таможенного органа в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при перемещении физическими лицами товаров через таможенную границу, а именно: неиспользовании ФИО2 полномочий, установленных ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза и вышеуказанным должностным регламентом главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>, в том числе указанных в пп. 18 п. 12, пп. 5 п. 13, то есть полномочий по принятию решений о необходимости применения дополнительных форм таможенного контроля, предусмотренных ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза, в отношении груза, перевозимого ФИО9 через <данные изъяты>Дата с территории Российской Федерации на территорию Финляндской Республики, располагавшегося в багажном отсеке микроавтобуса <данные изъяты> государственный регистрационный знак «

- совершение бездействия в пользу представителя взяткодателя, если должностное лицо в силу должностного положения может способствовать такому бездействию, выраженное в способствовании главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>ФИО2 являвшимся Дата старшим оперативной смены отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>, совершению, в силу своего должностного положения, бездействия в пользу представляемого взяткодателем лица - ФИО8, которое выразилось в использовании ФИО2 организационно - распорядительных полномочий в отношении должностных лиц указанной оперативной смены, а также авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на неустановленных должностных лиц оперативной смены отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>, в целях совершения ими бездействия по службе: непринятии в соответствии со ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза решения о необходимости применения такой формы таможенного контроля как «таможенный досмотр» в отношении легкового автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак следовавшего с грузом через <данные изъяты>Дата под управлением ФИО8 (являющегося знакомым ФИО9) с территории Финляндской Республики на территорию Российской Федерации.

Ему же ФИО2 предъявлено обвинение в совершении халатности, то есть ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, а именно:

ФИО2 на основании приказа начальника Выборгской таможни от Дата назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> (далее по тексту - <данные изъяты>) <данные изъяты> (в соответствии с приказом начальника <данные изъяты><данные изъяты> от Дата отдел таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> переименован в отдел таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>

Согласно должностному регламенту главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>, утвержденному начальником <данные изъяты>Дата, ФИО2 обязан:

пп. 1 п. 12 - знать и соблюдать порядки совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную территорию Таможенного союза в зоне деятельности таможенного поста <данные изъяты>

пп. 2 п. 12 - принимать решения о применении мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации;

пп. 4 п. 12 - осуществлять осмотр прибывших транспортных средств с учетом особенностей проведения таможенного контроля и таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств;

пп. 6 п. 12 - осуществлять контроль за достоверностью и достаточностью сведений, содержащихся в документах, представленных для таможенных целей;

пп. 12 п. 12 - осуществлять выпуск товаров и транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

пп. 18 п. 12 - применять при выполнении таможенных операций и действий формы таможенного контроля, установленные действующим законодательством;

пп. 22 п. 12 - вести борьбу с контрабандой;

пп. 37 п. 12 - выявлять риски, в том числе содержащиеся в профиле рисков;

пп. 66 п. 12 - определять предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами;

пп. 97 п. 12 - соблюдать Конституцию РФ, федеральный законы, иные нормативные правовые акты РФ, законодательства Таможенного союза, ФТС России, СЗТУ, Выборгской таможни и обеспечивать их исполнение;

пп. 117 п. 12 - при исполнении обязанностей старшего смены, обязан осуществлять личный контроль за перемещением и проведением таможенных операций всех микроавтобусов через таможенную границу Таможенного союза.

Кроме того, согласно вышеуказанному должностному регламенту главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>ФИО2 имеет право:

пп. 5 п. 13 - на осуществление таможенного контроля в формах, предусмотренных действующим таможенным законодательством, определение достаточности применяемых форм таможенного контроля для обеспечения соблюдения законодательства Таможенного союза и Российской Федерации в таможенном деле;

пп. 48 п. 13 - в случае исполнения обязанностей старшего смены, на дачу указаний должностным лицам оперативной смены, в связи с необходимостью решения поставленных задач.

Таким образом, являясь главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>, ФИО2 в силу занимаемой должности осуществлял функции представителя власти, то есть являлся должностным лицом.

Кроме того, в соответствии с нарядом работы оперативной смены отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> утвержденным заместителем начальника <данные изъяты>, ДатаФИО2 являлся старшим указанной оперативной смены.

Согласно ч. 3 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза. В соответствии с ч. 2 ст. 213 Таможенного кодекса Таможенного союза, условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений.Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенные посты <данные изъяты> производится в строгом соответствии с п. 2.3.3 порядка, утвержденного приказом начальника Выборгской таможни от Дата, согласно которому, при убытии с таможенной территории легковых транспортных средств, в случае выбора объекта таможенного контроля должностное лицо отдела таможенного оформления и таможенного контроля осуществляет следующие действия:

1) требует от водителя транспортного средства представления следующих документов: документов, удостоверяющих личность водителя транспортного средства; свидетельства о регистрации транспортного средства; документов, подтверждающих право владения транспортным средством;

2) путем осмотра идентифицирует транспортное средство, Идентификация транспортного средства включает сверку марки, модели, цвета, регистрационного номера идентификационного номера;

3) проводит устный опрос водителя и пассажиров, пересекающих таможенную границу Таможенного союза об обстоятельствах поездки, о наличии багажа, а также о наличии товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию;

4) проводит таможенный осмотр салона и багажного отделения (грузового отсека) транспортного средства;

5) в случае отсутствия оснований для осуществления иных видов контроля либо для отказа в выпуске товаров и транспортного средства, оформляет решение о выпуске транспортного средства и перемещаемых в нём товаров и разрешает водителю транспортного средства убыть с линии таможенного контроля на линию пограничного (паспортного) контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Соглашения, заключенного между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из: заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением; характера и количества товаров; частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Согласно п. 4. Положения «О порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения», утвержденного Указом Президента РФ № 1062 от 10.09.2005, а также в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения организациям, не получившим в установленном порядке право на осуществление этой деятельности, а также российским физическим лицам.

Дата в 21 час 02 минуты на территорию <данные изъяты>, управляя автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак прибыл ФИО9 с целью незаконного перемещения на территорию республики Финляндия через Таможенную границу Таможенного союза следующих товаров военного назначения, находившихся в грузовом отсеке указанного транспортного средства:

- лампа УВИ - предназначена для работы в качестве предварительного усилителя радиолокационного комплекса 5Н87. Относится к оборудованию, которое может быть использовано при создании иного вооружения, иной военной техники;

- блок - передатчик 2Н2 станции наведения и целеуказания самоходной установки разведки и наведения 1С91М2, которая входит в состав зенитно - ракетного комплекса 2К12МЗ, имеющего название «Куб». Относится к оборудованию, которое используется при создании иной военной техники;

- 2 высокочастотных усилителя ШУВЧ (широкополосных усилителя высокой частоты), являющихся приемными устройствами аппаратной машины в составе мобильной радиолокационной станции метрового диапазона волн П-18 1PJI131, имеющей наименование «Терек». Относится к оборудованию, которое используется при создании иной военной техники.

Дата в период времени с 21 часа 02 минут до 21 часа 10 минут ФИО2 располагаясь на территории выездной полосы <данные изъяты> являясь должностным лицом таможенного органа, постоянно осуществляющим функции представителя власти, наделённый в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, выбрав в качестве объекта таможенного контроля автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак следовавший под управлением ФИО9, вследствие недобросовестного отношения к службе, ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, а именно: в нарушение требований ст.ст. 152, 213 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 3 Соглашения, заключенного между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», п. 4. Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначении, утвержденного Указом Президента РФ № 1062 от 10.09.2005, п.п. 1, 2, 4, 6, 12, 18, 22, 37, 66, 97, 117 должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты>, утвержденного начальником <данные изъяты><данные изъяты>Дата; п. 2.3.3 порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенные посты <данные изъяты>, утвержденного приказом начальника <данные изъяты> от Дата, при производстве таможенного осмотра салона и багажного отделения (грузового отсека) транспортного средства ФИО9, с учетом внешнего вида вывозимого ФИО9 товара, необоснованно отнес перевозимый ФИО9 груз к товарам для личного пользования; по результатам устного опроса и таможенного осмотра, на основании ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза, не принял решение о необходимости применения иных форм таможенного контроля, достаточных для соблюдения таможенного законодательства.

Ненадлежащее исполнение ФИО2 своих должностных обязанностей, выразившееся в ненадлежащем проведении таможенного контроля в отношении вышеуказанного автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак привело к перемещению ФИО9 вышеуказанных товаров военного назначения через Таможенную границу Таможенного союза в нарушение ст.ст. 152, 213 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», что повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в сфере: таможенного регулирования; борьбы с контрабандой товаров; обеспечения мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза; деятельности в области международных отношений, связанной с вывозом продукции военного назначения; государственной монополии на деятельность в области военно-технического сотрудничества.

Деяния ФИО2 органами предварительного следствия квалифицированы по ч. 1 ст. 290 УК РФ, ч. 1 ст. 293 УК РФ.

Предварительное слушание по уголовному делу назначено по инициативе суда в связи с тем, что при подготовке уголовного дела к судебному разбирательству судом установлено, что уголовное дело подлежит возвращению прокурору, поскольку обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

В соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении должны быть указаны существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, которые, согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ, подлежат доказыванию, как на стадии предварительного расследования, так и в суде.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления.

По смыслу ст. 237 УПК РФ, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения по делу, принимать меры к устранению препятствующих вынесению такого решения обстоятельств.

При этом возвращение уголовного дела прокурору должно рассматриваться как исключительное обстоятельство и осуществляться в тех случаях, когда невозможно в судебном заседании устранить недостатки, препятствующие рассмотрению дела.

Судом установлено, что органом предварительного следствия в нарушение ст. 171 УПК РФ и ст. 220 УПК РФ в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении не указан обязательный признак объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ.

Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, являются последствия в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов государства.

В обвинительном заключении и в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого указано, что ненадлежащее исполнение должностным лицом ФИО2 своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в сфере: таможенного регулирования; борьбы с контрабандой товаров; обеспечения мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза; деятельности в области международных отношений, связанной с вывозом продукции военного назначения; государственной монополии на деятельность в области военно-технического сотрудничества. При этом, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении отсутствует описание последствий, являющихся обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, а именно в чем конкретно выразилось существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства, какой вред этим интересам причинен в результате допущенного должностным лицом ненадлежащего исполнения своих обязанностей, существенность этого нарушения.

Изложенное, в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, свидетельствует о том, что обвинительное заключение, составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

Прокурор ФИО7 возражала против возвращения уголовного дела в отношении ФИО2 прокурору, полагает, что обвинительное заключение составлено в соответствии с требованиями ст. 220 УПК РФ, существенность нарушения охраняемых законом интересов общества и государства отражена в обвинительном заключении, которое утверждено надлежащим должностным лицом.

Защитник – адвокат Доронина М.Г. просила возвратить уголовное дело прокурору, поскольку допущенное нарушение препятствует рассмотрению данного уголовного дела судом, формулировка обвинения по ч. 1 ст. 293 УК РФ не соответствует требованиям закона.

Обвиняемый ФИО2 с позицией защитника согласился, полагает, что в обвинении также содержатся противоречия в части запретов, которые должны в соответствии с ФЗ № 183 «Об экспортном контроле», применяться к товарам военного назначения и образцам вооружения, являющихся продукцией военного назначения. Из предъявленного обвинения невозможно определить какие запреты и ограничения должны были применяться в данном конкретном случае – к товарам военного назначения или образцам вооружения.

Суд, выслушав прокурора Дворянскую О.В., обвиняемого ФИО2 и его защитника – адвоката Доронину М.Г., приходит к выводу, что уголовное дело в отношении ФИО2 обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 290 УК РФ, ч. 1 ст. 293 УК РФ, подлежит возврату прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Обвинительное заключение составлено с нарушением требований уголовно-процессуального закона, с нарушением права обвиняемого на защиту от предъявленного обвинения, поскольку в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении должны быть указаны существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, которые, согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ, подлежат доказыванию.

Эти требования закона в полной мере не выполнены органами предварительного следствия, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного обвинительного заключения по существу дела. Устранить указанные недостатки в судебном заседании невозможно, так как суд не вправе изменить, дополнить обвинение, выходя за рамки, указанных как в обвинительном заключении, так и в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, признаков события и состава преступления. Согласно ч. 2 ст. 252 УПК РФ, изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. Отсутствие в обвинительном заключении и в постановлении о привлечении ФИО2 в качестве обвиняемого обязательного признака преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, - последствий ненадлежащего исполнения обязанностей, вследствие небрежного отношения к службе, отсутствие описания в чем конкретно выразилось существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства, какой вред этим интересам причинен в результате допущенного им ненадлежащего исполнения своих обязанностей, нарушает право на защиту ФИО2 от предъявленного обвинения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 236, 237 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Уголовное дело в отношении ФИО2, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, возвратить Ленинград-Финляндскому транспортному прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Меру пресечения либо меру процессуального принуждения ФИО2 не избирать.

Копию постановления вручить обвиняемому ФИО2 его защитнику, прокурору.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Волкова З.В.