ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-294/20 от 21.01.2021 Надеждинского районного суда (Приморский край)

Дело № 1-56/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21.01.2021 года с. Вольно-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Мерзляковой Д.С.,

при секретаре Крыловой А.А.

с участием государственного обвинителя помощника прокурора Надеждинского района Приморского края Коваль М.С.,

представителя подсудимого Щербинина Е.С. – Щербининой И.А.

защитника – адвоката Катенко Т.В., представившей удостоверение , ордер

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Щербинина ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, имеющего высшее образование, работающего ООО СМО «Восточно-страховой альянс», административно-хозяйственный отдел, в должности пилот, военнообязанного, женатого, детей на иждивении не имеющий, проживающего по адресу: <адрес>, не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Щербинин И.А.,приказом исполнительного директора общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" (далее – ООО СМО "ВСА") л/с от ДД.ММ.ГГГГ назначенный на должность пилота структурного подразделения - административно-хозяйственный отдел ООО СМО "ВСА", то есть командира воздушного судна (далее – КВС), обязанный в соответствии с ч. 2 ст. 57 Воздушного кодекса РФ руководить работой экипажа воздушного судна, принимать необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества; наделенный в соответствии со п. 1 ч. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ правами командира воздушного судна принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей; в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения; принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна, то есть, являясь лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, совершил преступление против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности крупный ущерб при следующих обстоятельствах.

Так, ДД.ММ.ГГГГ КВС Щербинин И.А., являясь командиром воздушного судна EurocopterEC 130 B4 заводской , государственный регистрационный опознавательный знак RA-07256 (далее – EurocopterEC 130 B4 RA-07256) и непосредственно управляя им в нарушении требования ч. 1 ст. 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которого к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства, не имея действующего свидетельства линейного пилота, так как действие полученного Щербиныным И.А. свидетельства линейного пилота IIIП , выданного ДД.ММ.ГГГГ закончился ДД.ММ.ГГГГ, имеющий соответствующую подготовку и опыт общим налетом на данном типе воздушного судна 319 часов 27 минут, налетом в качестве командира воздушного судна на данном типе воздушного судна 316 часов 27 минут, необходимые для самостоятельного управления указанным воздушным судном, в силу занимаемой должности обязанный соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, выполняя рейс в интересах владельца воздушного судна EurocopterEC 130 B4 RA-07256 по маршруту: посадочная площадка ФИО1 - "7 км" - аэродром Центральная Угольная - "16 км" - населенный пункт Тавричанка - "51 км" - населенный пункт Безверхово свысадкой пассажиров - населенный пункт Тавричанка - аэродром Центральная Угольная - посадочная площадка ФИО1, расположенные на территории Приморского края, действуя легкомысленно, то есть, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий в виде авиакатастрофы вертолета и причинения крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, в нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта:

- п. 2.3.1 трудового договора -В от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО СМО "ВСА" и Щербининым И.А., согласно которому перечень конкретных трудовых обязанностей Работника определяется функциональными обязанностями, приказами Общества, непосредственно руководителем.

- п. 2.1 должностной инструкции пилота, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ исполнительным директором ООО СМО "ВСА", согласно которому пилот осуществляет подготовку к полетам с учетом особенностей полетного задания, метеоусловий и орнитологической обстановки в районах взлета, посадки воздушных судов и маршрута их полетов;

- п. 2.6 должностной инструкции, согласно которому пилот осуществляет проверку исправности пилотажно-навигационного оборудования, выбор и расчет "трека";

- п. 2.7 должностной инструкции, согласно которому пилот осуществляет проверку готовности воздушного судна к выполнению полета;

- п. 2.9 должностной инструкции, согласно которому пилот своевременно принимает решения о посадке, устранении бокового отклонения, уходе на второй круг в сложных метеоусловиях, при отклонениях параметров полета от нормального процесса;

- п. 2.10 должностной инструкции, согласно которому пилот осуществляет контроль соблюдения режима выполнения полета (курс, высота полета, скорость); текущее программирование маршрута полета воздушного судна;

- п. 16 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31.03.2002 N 136/42/51 (далее - Федеральные авиационные правила полетов), согласно которому безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона по правилам визуальных полетов, по правилам полетов по приборам устанавливается с таким расчетом, чтобы истинная высота полета (запас высоты над препятствием) составляла: над равнинной или холмистой местностью и водным пространством на скоростях 300 км/ч и менее - 100 м; в горной местности: горы 2000 м и менее – 300 м, горы выше 2000 м - 600 м;

- п. 56 Федеральных авиационных правил полетов, согласно которого при невозможности выполнения полета по правилам визуальных полетов, КВС обязан перейти на выполнение полета по правилам полетов по приборам при наличии соответствующего допуска. КВС, не имеющий допуска к таким полетам, обязан возвратиться на аэродром вылета или произвести посадку на ближайшем запасном аэродроме.

- п. 127 Федеральных авиационных правил полетов, согласно которого при встрече в полете с условиями погоды ниже минимума и опасными метеоявлениями КВС разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха. Взлет с этой площадки разрешается при метеоусловиях, соответствующих минимуму КВС. О своих действиях КВС, по возможности, информирует орган ОВД (управления полетами), который осуществляет обслуживание (управление) полета данного вертолета.

- п. 219 Федеральных авиационных правил полетов, согласно которого при попадании в метеоусловия, к полетам в которых экипаж не подготовлен, КВС обязан доложить об этом органу ОВД (управления полетами), принять все возможные меры к выходу из них и в зависимости от обстановки продолжить или прекратить выполнение задания.

- п. 3.33.1. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (далее – ФАП-128), согласно которому полет по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) на истинных высотах ниже 300 метров выполняется днем, при видимости не менее 1000 метров для вертолетов;

- п. 3.33.4. ФАП-128, согласно которому КВС при полете по ПВП принимает своевременное решение о возврате на аэродром вылета, о полете на запасной аэродром или о переходе на полет по правилам полетов по приборам (далее - ППП) при ухудшении метеоусловий до значений ниже установленных;

- п. 5.45. ФАП-128, согласно которому за исключением случаев, когда это необходимо для взлета и посадки, запрещается выполнять полет воздушного судна по ПВП: днем – ниже 100 метров над поверхностью земли и ближе 150 метров по горизонтали от препятствия.

ДД.ММ.ГГГГ Щербинин И.А. планировал выполнить полет на воздушном судне по перевозке 5 пассажиров по маршруту: посадочная площадка ФИО1 - "7 км" - аэродром Центральная Угольная - "16 км" - населенный пункт Тавричанка - "51 км" - населенный пункт Безверхово с высадкой пассажиров - населенный пункт Тавричанка - аэродром Центральная Угольная - посадочная площадка ФИО1 расположенные на территории Приморского края.

Согласно Схеме метеообеспечения районов полетов по территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Еврейской Автономной областей, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ начальником департамента Росгидромета по ДФО и начальником МТУ Росавиации во исполнение Приказа Дальневосточного филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" от ДД.ММ.ГГГГ, указанный маршрут следования воздушного судна расположен в районе метеообеспечения авиаметцентра (далее -АМЦ) Артем Дальневосточного филиала ФГБУ "АвиаметтелекомРосгибромета".

Согласно Решению территориальной квалификационной комиссии по летному и кабинному экипажам, инженерно-техническому персоналу и сотрудникам по обеспечению полетов Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, Щербинин И.А. допущен к полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха при метеоминимуме по правилам визуальных полетов со следующими значениями - значение нижней границы высоты облачности - 200 метров над средним уровнем моря, видимость не менее 3000 метров и скорость ветра не выше 13 м/сек.

Согласно анализу синоптической обстановки АМЦ Артем Дальневосточного филиала ФГБУ "АвиаметтелекомРосгибромета", в районе метеообеспечения ДД.ММ.ГГГГ в период с <адрес> погодные условия составляли следующие значения - скорость ветра у земли 14 м/сек с порывами 19 м/сек; видимость местами 2000 метров, ливневый дождь со снегом, дымка; облачность изолированная кучево-дождевая высотой нижней границы 600 метров над средним уровнем моря, местами значительная облачность высотой нижней границы 200 метров над средним уровнем моря; обледенение умеренное в облаках и осадках, что по отношению к метеоминимуму Щербинина И.А. является погодными условиями, запрещающими выполнение летного задания и полета.

Взлет с п. <адрес> Щербининым И.А. произведен ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ полет проходил по заявленному маршруту. Разрешение на выполнение полета и условия выданы диспетчером внетрассового сектора РЦ Хабаровского ЗЦ. Полет выполнялся по ПВП. Посадка в районе н. <адрес> выполнена ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ. На всем протяжении маршрута Щербинин И.А. поддерживал устойчивую радиосвязь с органами обслуживания воздушного движения, замечаний по работе техники у Щербинина И.А. не было.

ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ Щербинин И.А. действуя легкомысленно, то есть, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий в виде авиакатастрофы вертолета и причинения крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, осознавая, что погодные условия в районе выполнения маршрута полета ухудшаются, отказался воспользоваться правом, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ, и приостановить выполнение летного задания в части выполнения маршрута н.<адрес> - <адрес>, управляя воздушным судном EurocopterEC 130 B4 RA-07256, набрал высоту 150 м, и начал его выполнение. При этом полет по маршруту н.<адрес> - н.<адрес> проходил по береговой черте Уссурийского залива <адрес> при ухудшении погодных условий. ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ Щербинин И.А. отклонился влево от маршрута полета, проследовал по береговой линии в устье реки <адрес> и вышел в район холмистой местности с превышением над уровнем моря до 50 м. на 2-3 км севернее н.<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ Щербинин И.А. доложил о проходе н.<адрес> и о расчетном времени посадки на посадочную площадку <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ Щербинин И.А. следовал по кратчайшему пути к месту посадки.

Согласно анализу синоптической обстановки АМЦ Артем Дальневосточного филиала ФГБУ "АвиаметтелекомРосгибромета", в районе метеообеспечения ДД.ММ.ГГГГ в период ДД.ММ.ГГГГ погодные условия составляли следующие значения - скорость ветра у земли 6 м/сек с порывами 11 м/сек, местами 9 м/сек с порывами 14 м/сек; видимость местами 2000 метров, ливневый дождь со снегом; облачность изолированная кучево-дождевая высотой нижней границы 600 метров над средним уровнем моря, местами значительная облачность высотой нижней границы 200 метров над средним уровнем моря; обледенение умеренное в облаках и осадках, что по отношению к метеоминимуму Щербинина И.А. является погодными условиями, запрещающими выполнение летного задания и полета.

ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ Щербинин А.И. управляя воздушным судном EurocopterEC 130 B4 RA-07256 по маршруту населенный пункт Безверхово - населенный пункт Тавричанка - посадочная площадка <адрес> подошел к зоне с ухудшенными метеоусловиями, после чего, в нарушении п. 16 Федеральных авиационных правил полетов п. 56, п. 127, п. 219 Федеральных авиационных правил полетов, п. 3.33.1., п. 3.33.4., п. 5.45. ФАП-128, при ухудшении погодных условий к пределам, не отвечающим его метеоминимуму, а также до значений ниже установленных для полетов по ПВП, не принял своевременное решение о возврате на аэродром вылета, о полете на запасной аэродром или о поиске подходящей для вынужденной посадки площадки, действуя легкомысленно, то есть, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий в виде авиакатастрофы вертолета и причинения крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, в нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта принял решение облететь зону, где значения погодных условий не отвечают его метеоминимуму, а также состоят ниже установленных для полетов по ПВП, в результате чего потерял ориентацию в пространстве, допустил снижение высоты, столкновение с деревьями и земной поверхностью, то есть крушение воздушного судна .

Местом крушения воздушного судна под управлением Щербинина И.А. явился земельный участок с кадастровым номером , расположенный в Надеждинском районе Приморского края с географическими координатами 43 градуса 21 минута 53 секунды Северной широты 131 градуса 53 минуты 16 секунд Восточной долготы, в районе метеообеспечения АМЦ Артем Дальневосточного филиала ФГБУ "АвиаметтелекомРосгибромета".

В результате крушения воздушного судна Щербинин И.А. погиб, а компании ООО СМО "ВСА" причинен ущерб в сумме 10 400 000 рублей, что в соответствии с примечанием к ст. 263 УК РФ является крупным ущербом.

Действия ФИО1 И.А. органами предварительного расследования квалифицированы верно по ч. 1 ст. 263 УК РФ, как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности крупный ущерб.

В ходе судебного заседания установлено, что Щербинин И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется запись акта о смерти Управления записи актов гражданского состояния администрации Артемовского городского округа Приморского края, в связи с чем, защитником подсудимого Катенко Т.В. заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела по ст. 24 ч.1 п.4 УПК РФ.

Представитель подсудимого ФИО1 И.А. – супруга ФИО1 Е.С. ходатайство защитника о прекращении производства по уголовному делу в связи со смертью ФИО1 И.А. поддержала, согласна с прекращением уголовного дела.

Государственный обвинитель, помощник прокурора Надеждинского района Приморского края Коваль М.С. не возражает против прекращения производства по уголовному делу в отношении ФИО1 И.А., в связи с его смертью.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, поскольку требования не противоречат ст.24 УПК РФ.

В соответствии со ст. 24.ч.1 п.4 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.

При указанных обстоятельствах, учитывая согласие близких лиц умершего подсудимого, уголовное дело подлежит прекращению на основании п.4 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Вопрос о вещественных доказательствах суд разрешает в соответствии с требованиями ст. 81 УПК РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 24, 254 УПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Прекратить уголовное дело в отношении Щербинина ФИО15, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ в связи со смертью подсудимого ( п.4 ч.1 ст. 24 УПК РФ).

Вещественные доказательства по делу по вступлению постановления в законную силу: вертолет EurocopterEC 130B4 с бортовым номером переданный на ответственное хранение ООО СМО "Восточно-страховой альянс" – оставить в распоряжении законного владельца,

- блокнот белого цвета с записями на иностранном языке; документы в обложке синего цвета (фотографии (5 штук), свидетельство линейного пилота гражданской авиации , вкладыши о прохождении тренировок (4 штуки), сертификат о результате тестирования на определение уровня владения английском языком , медицинское заключение в отношении ФИО1 И.А. (2 штуки), талоны нарушений к свидетельству ; блокнот в голубо-розовой обложке с записями; аварийный маяк в пластиковом корпусе желтого цвета KANNAD 406 AF-H. PN: S/N: ; сумка с судовой документацией (руководство по летной эксплуатации, журнал завода-изготовителя полетных заданий, санитарный журнал вертолета, контрольные карты, информация по безопасности для пассажиров, схема аэропорта Кневичи, зеленая полимерная папка с сертификатом летной годности гражданского воздушного судна , свидетельством о государственной регистрации прав на воздушное судно серия АА , индивидуальным страховым полисом, свидетельством о регистрации гражданского воздушного судна , подтверждением регистрации, страховым полисом страхования гражданской ответственности авиаперевозчика , разрешением на бортовые радиостанции, договором финансовой аренды (лизинга) -ВСА, списком дежурных сил и средств по зонам авиационно-космического поиска и спасания); папка синего цвета с документацией (карта Приморского края, счет оплаты на топливо от ДД.ММ.ГГГГ, навигационные расчеты полета, данные минимума аэродрома для взлета и посадки воздушных судов, данные об отметках в аэропортах, схема аэропорта Кневичи), хранящиеся в материалах уголовного дела -хранить в уголовном деле,

- формуляр двигателя вертолета «EurocopterEC-130 B4» (бортовой ); формуляр планера вертолета «EurocopterEC-130 B4» (бортовой ); журнал учета движения ВС на ПП «ФИО1» и принятия решения КВС на вылет; карты и наряды периодического технического обслуживания вертолета «EurocopterEC-130 B4» (бортовой ); карты и наряды оперативного технического обслуживания вертолета «EurocopterEC-130 B4» (бортовой );бортовой журнал вертолета «EurocopterEC-130 B4» (бортовой ); формуляр по техническому обслуживанию вертолета «EurocopterEC-130 B4» (бортовой ); папка с данными об обучении ФИО1 И.А. и повышении квалификации на различных воздушных судах; летная книжка желтого цвета на имя ФИО1 И.А.; летная книжка желтого цвета на имя ФИО1 И.А.; копия страхового полиса на вертолет EC 130 B4 Eurocopter; копия свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна EC 130 B4 Eurocopter (RA-07256); копия свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно – вертолет типа ЕС 130 В4; копия договора финансовой аренды (лизинга) -ВСА от ДД.ММ.ГГГГ; копия договора купли-продажи гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ, хранящиеся в материалах уголовного дела– хранить в уголовном деле,

- стеклянная бутылка зеленого цвета, объемом 0,7 л с маслом (MobilJetOil 254) из бачка масляной системы двигателя вертолета; стеклянная бутылка зеленого цвета, объемом 0,7 л с маслом (Mil-PRF-83282D) из бачка гидросистемы вертолета; стеклянная бутылка зеленого цвета, объемом 0,7 л с маслом (Royco 586M) из хвостового редуктора вертолета, хранящиеся в материалах уголовного дела – уничтожить,

- жесткий диск WD (серийный номер ) в металлическо-пластиковом корпусе; модуль в гофрированном металлическом корпусе (серийный флеш-накопитель Mirex, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств – хранить в уголовном деле.

Меру пресечения не избиралась.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение 10 суток.

Судья: Д.С. Мерзлякова