ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-29/2022 от 24.03.2022 Венгеровского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 1-29/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении уголовного дела и уголовного преследования с назначением судебного штрафа

Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Зеленковой Н.П.

при секретаре Филоненко К.Ю.,

с участием государственного обвинителя Редько И.А.,

подсудимого Крепкого А.В.,

защитника Кушаева Р.К.,

рассмотрев ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования с применением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Крепкого А. В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно приказу руководителя департамента Федеральной Государственной службы занятости населения по Новосибирской области -л от ДД.ММ.ГГГГКрепкий А.В. был принят на должность директора государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения Венгеровского района» (далее – директор Центра занятости).

В соответствии с п. 2.1 трудового договора от 06.06.2002, заключенного между департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области и Крепким А.В., он обязан добросовестно исполнять трудовые функции, предусмотренные должностной инструкцией.

В соответствии с утвержденной временно исполняющим обязанности министерства труда и социального развития Новосибирской области должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ, директор Центра занятости Крепкий А.В. является единоличным исполнительным органом учреждения (п. 1.7). В соответствии с указанной должностной инструкцией директор Центра занятости Крепкий А.В. обязан: соблюдать требования законодательства при исполнении должностных обязанностей; осуществлять контроль за организацией деятельности по оказанию государственных услуг населению и государственного статистического наблюдения по вопросам деятельности учреждения; осуществлять контроль за исполнением работниками учреждения их должностных обязанностей, качества и сроков исполнения документов; обеспечивать выполнение планов и программ деятельности учреждения; обеспечивать подготовку и выполнение государственных заданий, заданий установленных министерством, предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения (п. 2.1.1); организовывать финансово-хозяйственной деятельности учреждения; обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного в оперативное управление в установленном порядке; осуществлять контроль за расходованием финансовых средств учреждения; обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операций (п. 2.1.5); действовать без доверенности от имени учреждения и представлять его интересы; заключать от имени учреждения государственные контракты и договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения, заключать трудовые договоры, выдавать доверенности (п. 2.2).

В соответствии с п. 5 Устава Центра занятости в редакции от ДД.ММ.ГГГГ учредителем и собственником Центра занятости является Новосибирская область. Центр занятости подведомственен министерству труда и социального развития Новосибирской области. Согласно п. 10 указанного Устава Центр занятости создан для оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Согласно п. 11 указанного Устава Центр занятости для достижения целей, указанных в п. 10 Устава, осуществляет кроме всего прочего следующие виды деятельности:

- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

- реализация государственных и региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Согласно п. 15 Устава Центра занятости учреждение возглавляет руководитель-директор, который является единоличным исполнительным органом Центра занятости. Права и обязанности Руководителя, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым договором. В соответствии с п. 16 Устава Центра занятости руководитель действует от имени Центра занятости без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами. Руководитель несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области, заключенными с ним трудовым договором.

Таким образом, Крепкий А.В. на период 2019 года и по настоящее время является должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном учреждении.

Крепкий А.В. являясь должностным лицом в государственном учреждении, совершил превышение своих должностных полномочий при следующих обстоятельствах:

Протоколом от 24.12.2018 № 16 президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Паспорт национального проекта «Демография», задачами которого являются разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

В 2019 году в рамках данного национального проекта на всей территории Российской Федерации органами службы занятости населения начата реализация мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста.

ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов Крепкому А.В., находящемуся в своем служебном кабинете, расположенном в здании Центра занятости по адресу: <адрес>, от ведущего профконсультанта Центра занятости Свидетель №1 стало известно о том, что Свидетель №2 и ФИО, которые якобы проходили профессиональное обучение по специальности «повар» в рамках национального проекта «Демография», как лица предпенсионного возраста, за счет средств бюджета Новосибирской области, на самом деле обучение в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Межрегиональный учебно-консультационный центр Профсоюзов (далее – Учебный центр) не проходили.

Непосредственно после этого ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов у Крепкого А.В., находящегося в своем служебном кабинете, расположенном в здании Центра занятости по адресу: <адрес>, не преследовавшего цели личного обогащения, достоверно осведомленного Свидетель №1 о том, что Свидетель №2 и ФИО не проходили обучение в Учебном центре, в целях карьеризма, выразившегося в повышения авторитета в глазах вышестоящего руководства, недопущения снижения показателей работы в возглавляемом им Центре занятости и укрепления своего статуса руководителя, то есть из иной личной заинтересованности, возник преступный умысел, направленный на превышение своих должностных полномочий, а именно подписания акта приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договору на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 32000 рублей и акта приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договору на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 32000 рублей за якобы пройденное обучение в Учебном центре ФИО и Свидетель №2 по специальности «повар», которое они на самом деле не проходили.

После этого ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов Крепкий А.В., являясь должностным лицом, находясь при исполнении служебных обязанностей в помещении Центра занятости, расположенного по указанному адресу, будучи достоверно уведомлен о том, что лица предпенсионного возраста Свидетель №2 и ФИО не проходили обучение в Учебном центре, в связи с чем оснований для оплаты денежных обязательств по договорам не имелось, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде не реализации задач в рамках национального проекта «Демография» и причинения существенного имущественного ущерба бюджету Новосибирской области, и желая их наступления, в целях карьеризма, выразившегося в повышения авторитета в глазах вышестоящего руководства, недопущения снижения показателей работы в возглавляемом им Центре занятости и укрепления своего статуса руководителя, то есть из иной личной заинтересованности, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, которые он не вправе был совершать ни при каких обстоятельствах, а именно подписал акт приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договору на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 32000 рублей и акт приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договору на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 32000 рублей за якобы пройденное обучение в Учебном центре ФИО и Свидетель №2 по специальности «повар», которое они на самом деле не проходили.

На основании незаконно подписанных Крепким А.В. указанных актов приемки оказания услуг и вышеуказанных договоров на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста ФИО и Свидетель №2, Центром занятости с ведома и по поручению Крепкого А.В. незаконно перечислены денежные средства Учебному центру ДД.ММ.ГГГГ платёжным поручением на сумму 32000 рублей за якобы пройденное обучение ФИО и ДД.ММ.ГГГГ платёжным поручением на сумму 32000 рублей за якобы пройденное обучение Свидетель №2, всего на общую сумму 64000 рублей, хотя фактически ФИО, и Свидетель №2 такое обучение не проходили, учебную программу на осваивали, учебные занятия не посещали, итоговую аттестацию не проходили, не приобрели и не развили профессиональные знания, компетенции и навыки.

Таким образом, Крепкий А.В., являясь должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном учреждении, в целях карьеризма, выразившегося в повышения авторитета в глазах вышестоящего руководства, недопущения снижения показателей работы в возглавляемом им Центре занятости и укрепления своего статуса руководителя, то есть из иной личной заинтересованности, совершил противоправные умышленные действия, явно выходящие за пределы его полномочий – причинил существенный материальный вред Министерству труда и социального развития Новосибирской области в общей сумме 64000 рублей.

Совершая описанные выше действия, Крепкий А.В. осознавал общественно опасный и противоправный характер своих действий, предвидел возможность наступления вышеуказанных общественно опасных последствий, не желал этого, но относился к ним безразлично.

Таким образом, директор Центра занятости Крепкий А.В., превышая свои должностные полномочия, действуя умышленно, незаконно и необоснованно, в нарушение вышеупомянутых положений нормативно-правовых актов, находясь при исполнении служебных обязанностей в помещении своего служебного кабинета по указанному адресу, незаконно утвердил (подписал) акты выполненных работ на обучение граждан Свидетель №2 и ФИО в рамках программы «Демография», а затем произвел полную оплату вышеуказанных договоров на оказание образовательных услуг граждан предпенсионного возраста Свидетель №2 и ФИО, всего на общую сумму 64000 рублей, которые были перечислены в Учебный центр.

Вышеуказанные незаконные действия директора Центра занятости Крепкого А.В. привели к существенному нарушению охраняемых законом интересов общества и государства, выразившихся в нарушении законной и правильной деятельности органов государственной власти Новосибирской области; причинении существенного и значительного материального ущерба ввиду необоснованного расходования бюджетных денежных средств Министерству труда и социального развития Новосибирской области в общей сумме 64000 рублей, подрыве авторитета и дискредитации органов государственной власти Новосибирской области, неисполнении Центром занятости Венгеровского района Новосибирской области функций по переобучению граждан предпенсионного возраста на территории <адрес>.

Своими действиями Крепкий А.В. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 286 УК РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В судебном заседании подсудимым Крепким А.В. заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении него на основании ст.76.2 УК РФ, защитник поддержал ходатайство.

Обвиняемый Крепкий А.В. в судебном заседании виновным себя в инкриминируемом преступлении признал, не возражает против прекращения уголовного дела и уголовного преследования с применением ст.76.2 УК РФ и назначением судебного штрафа. Порядок, последствия прекращения уголовного дела и уголовного преследования по основанию ст.76.2 УК РФ ему разъяснены и понятны.

Государственный обвинитель возражал против удовлетворения ходатайства о прекращении уголовного дела.

Представитель потерпевшего просила применить меру ответственности (в том числе судебный штраф) на усмотрение суда.

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы уголовного дела, суд приходит к следующим выводам.

Выдвинутое в отношении Крепкого А.В. обвинение обосновано и подтверждено собранными по уголовному делу доказательствами.

В соответствии со ст.76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции - до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.

Как установлено в судебном заседании, Крепкий А.В. ранее не судим, инкриминируемое ему преступление в силу ст.15 УК РФ относится к категории средней тяжести. Вину в указанном выше преступлении Крепкий А.В. признал, как личность характеризуются положительно, в содеянном раскаивается, в ходе предварительного следствия давал признательные показания, ущерб от преступления в сумме 64000 руб. полностью возмещен, кроме того, суд учитывает участие подсудимого в благотворительной деятельности – перечисление денежных средств в благотворительный фонд «Защити жизнь» в сумме 5000 руб., тем самым загладил причиненный преступлением вред.

Учитывая изложенное, суд считает, что имеются основания для удовлетворения ходатайства подсудимого и прекращения уголовного дела и уголовного преследования с применением судебного штрафа в отношении Крепкого А.В.

При определении размера штрафа суд в соответствии со ст.105.5 УК РФ учитывает санкцию статьи 286 ч.1 УК РФ, тяжесть совершенного преступления, имущественное положение Крепкого А.В. и его семьи, имеющего доход в виде заработной платы.

В связи с прекращением уголовного дела и уголовного преследования оснований для избрания в отношении Крепкого А.В. меры пресечения не имеется.

Вещественные доказательства в соответствии с п.6 ч.3 ст.81 УПК РФ: свидетельство на имя ФИО, свидетельство на имя Свидетель №2 подлежат хранению при уголовном деле; документы, изъятые ДД.ММ.ГГГГ в ходе выемки в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебно-консультационный центр профсоюзов», документы, изъятые ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования помещений в Центре занятости населения по Венгеровскому району, подлежат хранению в указанных организациях.

В соответствии с ч. 10 ст. 316 УПК РФ процессуальные издержки, предусмотренные ст. 131 УПК РФ, взысканию с подсудимого не подлежат.

Руководствуясь статьями 76.2, 104.4 УК РФ, 25.1, 446.2 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Удовлетворить ходатайства Крепкого А.В. о прекращении уголовного дела о преступлении, предусмотренном ч.1 ст.286 УК РФ, в отношении Крепкого А. В. с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Освободить Крепкого А. В. от уголовной ответственности по ч.1 ст.286 УК РФ, прекратив производство по уголовному делу.

Назначить Крепкому А. В. меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 30000 рублей, установив срок уплаты судебного штрафа – 2 месяца с момента вступления в законную силу настоящего постановления.

Разъяснить Крепкому А. В. положения статьи 104.4 УК РФ, ч.2 ст.446.3 УПК РФ, согласно которым в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется, лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье особенной части УК РФ.

Разъяснить Крепкому А. В., что лицу, в отношении которого назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, необходимо представлять сведения об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель – УФК по Новосибирской области (СУ СК РФ по Новосибирской области л/с04511А59310), ИНН 5406656032, КПП – 540601001 номер казначейства 03100643000000015100, в Сибирской ГУ Банка России, счет 40102810445370000043, БИК ТОФК 015004950, ОКТМО 50701000, КБК 417 116 03130 01 0000 140.

Вещественные доказательства:

свидетельство на имя ФИО, свидетельство на имя Свидетель №2 хранить при уголовном деле; документы, изъятые ДД.ММ.ГГГГ в ходе выемки в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебно-консультационный центр профсоюзов», документы, изъятые ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования помещений в Центре занятости населения по Венгеровскому району, хранить в данных организациях.

Меру пресечения подсудимому Крепкому А. В. не избирать.

Процессуальные издержки отнести за счет государства.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения с соблюдением требований ст.317 УПК РФ.

Судья Н.П.Зеленкова