ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-30/2023 от 13.10.2023 Мышкинского районного суда (Ярославская область)

Копия Дело № 1-30/2023 г.

УИД 76RS0020-01-2023-000454-60

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«13» октября 2023 г. <адрес>

Мышкинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

с участием и.о. прокурора <адрес> Голиковой Е.В.,

подозреваемого ФИО2 <данные изъяты>,

защитника – адвоката Адвокатской конторы <данные изъяты> МО Зайцева С.В., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство старшего следователя <данные изъяты> следственного отдела следственного управления СК России по <адрес> ФИО3 о прекращении уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении

ФИО2 <данные изъяты>,

подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО4 обвиняется в том, что совершил в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершенны из иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), а именно согласно ФЗ от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на 2021 г. запланирована реализация Федерального проекта «Создание комфортной городской среды» - «Создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды». Национальный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на создание условий для обеспечения благоприятного и безопасного проживания населения в муниципальных образованиях, с целью обеспечения соответствия городской среды санитарным и гигиеническим нормам, а также придания ей завершенного, привлекательного и эстетичного внешнего вида. В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства ЯО от 20.01.2020 г. № 11-п «Об утверждении региональной целевой программы «Создание комфортной городской среды на территории Ярославской области» на 2020-2024 годы», Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления городского поселения <данные изъяты> органам местного самоуправления Мышкинского муниципального района на 2021-2022 годы, утвержденным решением Собрания депутатов Мышкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и решением Муниципального Совета городского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, на уровне <данные изъяты> муниципального района Постановлением Администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Развитие общественных пространств <адрес>» на 2021-2022 годы». Согласно ст. 6 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее ФЗ № 44-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается, в частности, на принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Согласно ч. 1 ст. 94 ФЗ № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы результатов выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ № 44-ФЗ обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пунктом 10.3 муниципального контракта предусмотрено, что для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в случаях, предусмотренных ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. В соответствии со ст. 107 ФЗ № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. В соответствии с ч. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Согласно ч. 3 ст. 307 ГК РФ при исполнении обязательства стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу частей 1, 2 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Финансирование мероприятия осуществлялось в целях реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» региональной целевой программы «Создание комфортной городской среды на территории <адрес>» на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства ЯО от 20.01.2020 г. № 11-п (далее Региональная целевая программа № 11-п). Разработка и реализация Региональной целевой программы № 11-п осуществляется в целях достижения национальных целей развития РФ на период до 2024 г., определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в области благоустройства общественных и дворовых территорий в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда». В целях реализации Федерального проекта «Создание комфортной городской среды» - «Создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды» между муниципальным бюджетным учреждением «Управление по развитию территории Мышкинского муниципального района» и ООО Строительно-коммерческая фирма «СКиФ» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт по благоустройству территории в рамках «Концепции развития общественных пространств <адрес> в 2021 году» на сумму 51 502 858,09 руб.. Финансирование объекта в соответствии с Паспортом программы, утвержденным Постановлением Администрации <данные изъяты> МР от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется из средств федерального, областного и местного бюджета. Источник финансирования согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ: бюджет <данные изъяты> МР. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ цена контракта составляет 76 168 548 руб.. На основании п. 6.1 Контракта срок выполнения работ с даты заключения Контракта до ДД.ММ.ГГГГ поэтапно в соответствии с графиком производства работ (приложение к Контракту). Согласно п. 5.1 Контракта (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) оплата за выполненные по Контракту работы в размерах, установленных Контрактом, графиком оплаты выполненных работ с учетом графика производства работ осуществляется заказчиком в российских рублях по безналичному расчету после выполнения Подрядчиком работ на основании выставленного Подрядчиком счета (счета-фактуры при наличии) в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке в единой информационной системе в сфере закупок. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено авансирование в размере 49 % от цены Контракта, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляло 25 236 400,10 руб.. Указанные средства были перечислены подрядчику платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению (график производства работ пункт 12) срок исполнения работ по озеленению в рамках указанного Контракта ДД.ММ.ГГГГ, (график производства работ пункт 13), срок исполнения работ по малым архитектурным формам октябрь-ноябрь 2022. В соответствии с приложением к Контракту в редакции соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по озеленению предусмотрено 3 118 519,84 руб., на малые архитектурные формы 27 665 360,15 руб.. Приняты по акту о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и оплачены не выполненные работы по озеленению (подготовка почвы, посев газонов, посадка многолетних цветников, посадка деревьев и кустарников, подготовка стандартных посадочных мест, посадка кустарников-саженцев, подготовка стандартных посадочных мест для однорядной живой изгороди, посадка кустарников-саженцев в живую изгородь) в общей сумме 3 118 519,84 руб., в том числе авансирование платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 866 823,38 руб., платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 902 203, 93 руб., окончательный расчет произведен платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 349 492,53 руб.. Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ (авансирование) и от ДД.ММ.ГГГГ оплачены выполненные работы и поставленные малые архитектурные формы по актам о приемке выполненных работ КС-2 и от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 346 942,26 руб., фактически не исполнено на сумму 1 434 494,14 руб.. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра и контрольного подсчета поставленных и изготовленных малых архитектурных форм при проведении благоустройства территории в рамках «Концепции развития общественных пространств <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ»: принято фактически отсутствующего оборудования на сумму 1 406 121,19 руб., <данные изъяты>); принято не выполненных работ на сумму 28 372, 95 руб. (<данные изъяты>). Не установлены: <данные изъяты>; принято невыполненных работ по озеленению на сумму 3 118 519, 84 руб. (подготовка почвы, посев газонов, посадка многолетних цветников, посадка деревьев и кустарников, подготовка стандартных посадочных мест, посадка кустарников-саженцев, подготовка стандартных посадочных мест для однорядной живой изгороди, посадка кустарников-саженцев в живую изгородь). Муниципальным бюджетным учреждением (МБУ) «Управление по развитию территории <данные изъяты> муниципального района» в лице директора ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на оказание услуг по техническому контролю и надзору за исполнением работ по благоустройству территории в рамках «Концепции развития общественных пространств <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ» и муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг авторского надзора. Указанными контрактами проведение экспертизы не предусмотрено. Работы по озеленению на объекте в <адрес> ЯО в рамках исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ по благоустройству территории в рамках «Концепции развития общественных пространств <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ» не выполнены, малые архитектурные формы поставлены не в полном объеме, часть не установлена на объекте. Указанные нарушения привели к неправомерному расходованию бюджетных средств и в соответствии со ст. 1102 ГК РФ неосновательному обогащению Подрядчика и, соответственно, ущерб бюджету составил 4 553 013,98 руб. (по этапу озеленение и малые архитектурные формы). Акты о приемке выполненных работ по озеленению от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по малым архитектурным формам от ДД.ММ.ГГГГ подписаны электронной цифровой подписью МБУ «Управление по развитию территории Мышкинского муниципального района».

Таким образом, неустановленное должностное лицо из числа сотрудников МБУ «Управление по развитию территории <данные изъяты> муниципального района», осуществляющее административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в муниципальном учреждении, находясь в помещении учреждения по адресу: <адрес>, будучи осведомленным о том, что работы по озеленению не выполнены, а по малым архитектурным формам выполнены не в полном объеме, действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, с целью реализации муниципального контракта и освоения выделенных денежных средств, вопреки интересам служебной деятельности, в нарушение своих должностных обязанностей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подписало акты выполненных работ, на основании которых подрядчику <данные изъяты> незаконно перечислены денежные средства в размере 4 553 013,98 руб., чем причинен ущерб бюджетам всех уровней. Таким образом, в действиях неустановленного должностного лица из числа сотрудников МБУ «Управление по развитию территории <данные изъяты> муниципального района», усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, т.е. использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства (т. 1 л.д. 1-5).

ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело переквалифицировано с ч. 1 ст. 285 УК РФ на ч. 1 ст. 292 УК РФ (т. 3 л.д. 53).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 допрошен в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, вину в инкриминируемом деянии признал в полном объеме (т. 3 л.д. 63-66).

Старший следователь <данные изъяты> следственного отдела следственного управления СК России по ЯО ФИО3 с согласия руководителя следственного органа обратился в <данные изъяты> районный суд ЯО с ходатайством о прекращении уголовного дела в отношении ФИО4, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, в порядке, предусмотренном ст. 25.1 УПК РФ, ст. 76.2 УК РФ, в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. В ходатайстве указано, что ФИО4, допрошенный в качестве подозреваемого, вину в совершении инкриминируемого преступления признал полностью, заявил ходатайство о направлении уголовного дела в суд в порядке ст. 25.1 УПК РФ для решения вопроса о возможности прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении него в соответствии со ст. 76.2 УК РФ, указанное ходатайство подозреваемого удовлетворено. ФИО4 подозревается в совершении преступления небольшой тяжести, преступление совершил впервые, загладил причиненный вред.

Подозреваемый ФИО4 в судебном заседании поддержал ходатайство следователя о прекращении уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, последствия прекращения уголовного дела ему разъяснены и понятны, он признает вину в совершении преступления, пояснил о возмещении им вреда, имеет возможность для уплаты судебного штрафа.

Защитник адвокат Зайцев С.В. в судебном заседании поддержал ходатайство следователя о прекращении уголовного дела в отношении подозреваемого ФИО4 в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, просил с учетом данных о личности и материального положения назначить минимально возможный размер судебного штрафа.

Прокурор Голикова Е.В. не возражала против прекращения уголовного дела в отношении подозреваемого ФИО4 в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, основания для этого, предусмотренные ст. 25.1 УПК РФ и ст. 76.2 УК РФ, имеются.

Выслушав подозреваемого ФИО4, его защитника адвоката Зайцева С.В. и прокурора Голикову Е.В., изучив материалы дела, суд считает возможным прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого ФИО4 в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

В соответствии со ст. 25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции - до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.

В силу ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Условиями применения ст. 76.2 УК РФ, как следует из ее содержания, является совершение впервые преступлений небольшой и средней тяжести, а также возмещение ущерба или заглаживание вреда, причиненного преступлением. При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 2.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», под заглаживанием вреда (ч. 1 ст. 75, ст. 76.2 УК РФ) понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.

Судом установлено, что ходатайство о прекращении уголовного дела с назначением подозреваемому ФИО4 меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа возбуждено перед судом надлежащим процессуальным лицом – следователем, в производстве которого находится уголовное дело, с согласия руководителя следственного органа.

Подозреваемый ФИО4 в судебном заседании согласился на прекращение уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

ФИО4 подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, которое относится к категории преступлений небольшой тяжести.

ФИО4 ранее не судим (т. 3 л.д. 76-77), к уголовной ответственности привлекается впервые, обвиняется в совершении преступления, относящегося к категории небольшой тяжести, вину в инкриминируемом преступлении признал полностью, раскаялся, причиненный вред загладил путем оказания денежной помощи в сумме 3 000 руб. Общеросийской общественной организации «Российский красный крест», что свидетельствует о том, что подозреваемый ФИО4 своими действиями уменьшил степень общественной опасности совершенного деяния.

Таким образом, по мнению суда, имеются все, предусмотренные ст. 76.2 УК РФ и ст. 25.1 УПК РФ, основания для освобождения подозреваемого ФИО4 от уголовной ответственности с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

При определении размера судебного штрафа и срока его уплаты суд учитывает степень общественной опасности и тяжесть совершенного деяния, личность подозреваемого, который по месту жительства характеризуется положительно, его семейное и материальное положение, ФИО4 в настоящее время является пенсионером.

При решении судьбы вещественных доказательств суд руководствуется положениями ст. 81 УПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 76.2 УК РФ, 25.1, 446.2 УПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении ФИО2 <данные изъяты>, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, на основании ст. 25.1 УПК РФ в соответствии со ст. 76.2 УК РФ в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб., который следует уплатить в течение трех месяцев со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Оплату штрафа производить по реквизитам:

<данные изъяты>

Разъяснить необходимость предоставления сведений об уплате судебного штрафа в суд или судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа. В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.

Меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащем поведении ФИО4 отменить после вступления в законную силу настоящего постановления.

Вещественные доказательства хранить при уголовном деле.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение 15 суток со дня вынесения.

Судья Н.Ю. Акутина