ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-361/19 от 20.08.2019 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело №1-361/19

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 августа 2019 года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Ишмаевой Ф.М.,

при секретаре Шороховой Н.А.,

с участием государственного обвинителя Халиуллина М.Х.,

подсудимого Матренина П.С.,

защитника адвоката Федоровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Матренина П.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, холостого, имеющего малолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, не работающего, не военнообязанного, не судимого,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 238, ч.1 ст. 171 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Органами предварительного следствия обвиняется в том, что Матрёнин П.С., являясь индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого являлась торговля в розничных неспециализированных магазинах, заведомо знал о том, что в соответствии сост. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» он, обязан соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в его собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь. При этом у Матрёнина П.С. возник преступный умысел на оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей путем розничной торговли моторным топливом - сжиженным углеводородным газом без соблюдения требований правил пожарной безопасности и требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997).

Матрёнин П.С., являясь индивидуальным предпринимателем, из корыстных побуждений, с целью извлечения прибыли, реализуя свой преступный умысел, осознавая, что своими действиями оказывает услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей - неограниченному кругу лиц, и, желая оказать данную услугу, в нарушение ст. 2 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997, согласно которой опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, незаконно установил на арендованном им 01.04.2014 у ФИО13. земельном участке по адресу: г. Уфа, ул. Речная, д. 38, являющимся неотъемлемой частью земельного участка с кадастровым номером , автоцистерну заправочную на базе полуприцепа, предназначенную для хранения сжиженного углеводородного газа, для последующей реализации его потребителям, тем самым организовав АГЗС, то есть объект по розничной продаже моторного топлива - сжиженного углеводородного газа.

После этого, в период времени с 22.02.2015 г. по 10.07.2017 г. Матренин П.С. использовал данный объект АГЗС для реализации неограниченному кругу лиц сжиженного углеводородного топлива, не обеспечив при этом в соответствии со ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей» безопасность оказываемой им услуги для жизни и здоровья потребителей, при этом Матренин П.С. заведомо знал, что в нарушение требований пожарной и промышленной безопасности АГЗС, расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Речная, д. 38, не соответствует следующим требованиям, пожарной и промышленной безопасности выявленным Прокуратурой Октябрьского района г. Уфы 17.07.2015, а именно в части нарушения требований пожарной безопасности:

здание (сооружение) АГЗС не соответствует I или II степени огнестойкости, а также классу СО или С1, чем нарушены требования п. 30 раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

- на АГЗС допущено размещение здания сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их водителей, чем нарушены требования п. 29 раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

АГЗС не обеспечено водоемом или резервуаром для подачи воды на наружное пожаротушение и охлаждение, чем нарушены требования п. 38 раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до лесного массива лиственных пород не соответствует установленным требованиям — 60 м (при натурном обмере

расстояние составило 15 м), чем нарушены требования п. 2 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до общественного здания (автосервиса) не

соответствует установленным требованиям - 300 м (при натурном обмере

расстояние составило 15 м), чем нарушены требования п. 3 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ Ш-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до открытой стоянки для автомобилей не соответствует установленным требованиям - 100 м (при натурном обмере расстояние составило 5 м), чем нарушены требования п. 5 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до автомобильной дороги общей сети не соответствует установленным треблваниям-100 м (при натурном обмере расстояние составило 20 м), чем нарушены требования п.7 Таблицы П.6.4 п.32* раздела V* Приложения 6 * (Обязательного) к НПБ 111-98 * «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до жилого здания не соответствует установленным требованиям - 300 м (при натурном обмере расстояние составило 15 м), чем нарушены требования п. 3 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до торгового киоска не соответствует установленным требованиям — 100 м (при натурном обмере расстояние составило 10 м), чем М нарушены требования п. 6 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6*(Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-не представлены документы, подтверждающие проведение очистки и предремонтной подготовки технологического оборудования на АГЗС (резервуары, емкости, трубопроводы), чем нарушены требования п. 438 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация, чем нарушены требования п. 439 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-отсутствует жесткая буксировочная штанга для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС, чем нарушены требования п, 455 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.20 1 2 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

на АГЗС отсутствуют первичные средства пожаротушения, чем нарушены требования п. 457 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25,04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

В том числе требования промышленной безопасности опасных производственных объектов:

- размещение резервуара хранения СУГ осуществлено в отсутствие проектной (исполнительной) документации, отчетов по инженерным изысканиям и положительного заключения соответствующей экспертизы проектной документации;

-эксплуатация оборудования, работающего под давлением свыше 16 кгс/кв.см. (резервуар хранения СУГ) осуществляется в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

-площадка, на которой эксплуатируется оборудование, работающее под давлением 16 кгс/кв.см. (резервуар хранения СУГ) не зарегистрирована в Государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением ему соответствующего класса опасности (III класс опасности);

на АГЗС отсутствует персонал, обслуживающий газозаправочное оборудование (оператор- заправщик);

-площадка АГЗС не оборудована сигнализацией загазованности.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности и законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, а также совершения террористического акта, а именно совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека. Об устранении данных нарушений заместителем прокурора Октябрьского района г. Уфы юристом 1 класса ФИО14 23.07.2015 вынесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства.

Несмотря на это Матрёнин П.С. продолжил свои преступные действия по оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей и 31.08.2016 Инспектором ОНД и ПР по г. Уфе УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ ФИО15 повторно выявлены нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности:

здание (сооружение) АГЗС не соответствует I и II степени огнестойкости, а также классу СО или С1, чем нарушены требования п. 30 раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

размещение здания сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, чем нарушены требования п. 29 раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

АГЗС не обеспечено водоемом или резервуаром для подачи воды на наружное пожаротушение и охлаждение, чем нарушены требования п. 38 раздела Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до лесного массива лиственных пород не мответствует установленным, требованиям - 60 м (при натурном обмере расстояние составило 15 м), чем нарушены требования п. 2 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до общественного здания (автотехцентра «Авангард», автомойки, автосервиса «Мобиль-Сервис») не соответствуют установленным требованиям - 300 м (при натурном обмере расстояния составили 30 м, 45 м, 35 я), чем нарушены требования п. 3 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения (Р (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до места массового пребывания людей (автотехцентра «Авангард») не соответствует установленным требованиям - 300 м (при натурном обмере расстояние составило 30 м), чем нарушены требования п. 4 Таблицы П.6.4 п, 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до открытой стоянки для автомобилей не соответствует установленным требованиям - 100 м (при натурном обмере расстояние составило 5 м), чем нарушены требования п. 5 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до автомобильной дороги общей сети не соответствует установленным требованиям - 60 м (при натурном обмере расстояние составило 30 м), чем нарушены требования п. 7 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

не представлены документы, подтверждающие проведение очистки и предремонтной подготовки технологического оборудования на АГЗС (резервуары, емкости, трубопроводы), чем нарушены требования п. 438 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация, чем нарушены требования п. 439 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-отсутствует жесткая буксировочная штанга для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС, чем нарушены требования п. 455 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-На АГЗС отсутствуют первичные средства пожаротушения, чем нарушены требования п. 457 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

В том числе требования промышленной безопасности опасных производственных объектов:

-размещение резервуара хранения СУГ осуществлено в отсутствие проектной (исполнительной) документации, отчетов по инженерным изысканиям и положительного заключения соответствующей экспертизы проектной документации;

-эксплуатация оборудования, работающего под давлением свыше 16 кгс/кв.см. (резервуар хранения СУГ) осуществляется в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

-площадка, на которой эксплуатируется оборудование, работающее под давлением 16 кгс/кв.см. (резервуар хранения СУГ) не зарегистрирована в Государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением ему соответствующего класса опасности (III класс опасности);

-на АГЗС отсутствует персонал, обслуживающий газозаправочное оборудование (оператор- заправщик);

-площадка АГЗС не оборудована сигнализацией загазованности.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности и законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, а также совершения террористического акта, а именно совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека. Об устранении данных нарушений заместителем прокурора Октябрьского района г. Уфы юристом 1 класса ФИО14 23.07.2015 вынесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства.

Несмотря на это Матрёнин П.С. продолжил свои преступные действия по оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей и 31.08.2016 Инспектором ОНД и ПР по г. Уфе УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ ФИО15 повторно выявлены нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности:

здание (сооружение) АГЗС не соответствует I и II степени огнестойкости, а также классу СО или С1, чем нарушены требования п. 30 раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

размещение здания сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, чем нарушены требования п. 29 раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-АГЗС не обеспечено водоемом или резервуаром для подачи воды на наружное пожаротушение и охлаждение, чем нарушены требования п. 38 раздела Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до лесного массива лиственных пород не соответствует установленным, требованиям - 60 м (при натурном обмере расстояние составило 15 м), чем нарушены требования п. 2 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до общественного здания (автотехцентра «Авангард», автомойки, автосервиса «Мобиль-Сервис») не соответствуют установленным требованиям - 300 м (при натурном обмере расстояния составили 30 м, 45 м, 35 м.,, чем нарушены требования п. 3 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения (Р (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до места массового пребывания людей (автотехцентра «Авангард») не соответствует установленным требованиям - 300 м (при натурном обмере расстояние составило 30 м), чем нарушены требования п. 4 Таблицы П.6.4 п, 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до открытой стоянки для автомобилей не соответствует установленным требованиям - 100 м (при натурном обмере расстояние составило 5 м), чем нарушены требования п. 5 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до автомобильной дороги общей сети не соответствует установленным требованиям - 60 м (при натурном обмере расстояние составило 30 м), чем нарушены требования п. 7 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

не представлены документы, подтверждающие проведение очистки и предремонтной подготовки технологического оборудования на АГЗС (резервуары, емкости, трубопроводы), чем нарушены требования п. 438 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация, чем нарушены требования п. 439 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-отсутствует жесткая буксировочная штанга для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС, чем нарушены требования п. 455 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-На АГЗС отсутствуют первичные средства пожаротушения, чем нарушены Я требования п. 457 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25. 04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

Кроме того, 31.08.2016 на указанной АГЗС в очередной раз выявлены «нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов выявленные Государственным инспектором Западно- Уральского Управления Ростехнадзора ФИО18., 31.08.2016 установивший, что:

-на автомобильной газозаправочной станции (далее по текстам АГЗС) по адресу РБ, г. Уфа, ул. Речная, 28, (ИП Матренин П.С., ИНН ), размещена и эксплуатируется автоцистерна для хранения и перевозки сжиженных углеводородных газов (далее по текстам - СУГ). Разрешенное давление для сосудов СУГ, пропан-бутановых смесей -1,6 МПа. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», производственный объект, АГЗС адресу РБ, г. Уфа, ул. Речная, 28, является опасным производственным объектом;

-В нарушение требований промышленной безопасности, АГЗС эксплуатируется без лицензии (ст.9 ФЗ № 116 от 21.07.1997г.), опасный производственный объект (далее по текстам - ОПО) не зарегистрирован в Государственном реестре ОПО. Оборудование, применяемое на автозаправочной станции, не имеет паспортов и руководства по эксплуатации организаций- изготовителей. П. 21 ФНП «ПБ АСГТ»;

-Автоцистерна для хранения и перевозки СУГ не обслуживается владельцем: цистерна подвержена коррозии, утеря окраски более 30% поверхности, отсутствуют сведения о настройке и проверке исправности действия предохранительных сбросных клапанов сосуда. Узлы настройки клапанов автоцистерны (два клапана) а не опломбированы, наличие ржавчины не узле настройки свидетельствуют об отсутствии проведения проверок подрывом и проверок настройки клапана (п.п.62-65 ФНП «ПБ АСГТ»), манометры контроля давления сосуда, предусмотренные изготовителем сосуда отсутствуют. П. 218, к) ФНП «ПБ ОРД». АГЗС размещена на территории жилого дома РБ, г. Уфа, ул. Речная, 30, в непосредственной близости от жилых построек (до 90 м), без проекта. Предусмотрено строительными номами (СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы, СП62.13330.2011 Прилож. 9,_табл. 9) - не ближе 150 м.

Также нарушения Матрениным П.С. требований пожарной и промышленной безопасности выявлены 04.07.2017 старшим государственным инспектором отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора по РБ Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО20

-размещение резервуара хранения СУГ осуществлено в отсутствие проектной (исполнительной) документации, отчетов по инженерным изысканиям положительного заключения соответствующей экспертизы проектной документации;

-эксплуатация оборудования, работающего под давлением свыше 16 кгс/кв.см осуществляется в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

-площадка, на которой эксплуатируется оборудование, работающее под давлением 16 кгс/кв.см не зарегистрирована в Государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением ему соответствующего класса опасности (III класс опасности);

-на АГЗС отсутствует персонал, обслуживающий газозаправочное оборудование (оператор-заправщик);

-площадка АГЗС не оборудована сигнализацией загазованности.

-допущено размещение здания сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, чем нарушены требования п. 29 раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-АГЗС не обеспечено водоемом или резервуаром для подачи воды на наружное пожаротушение и охлаждение, чем нарушены требования п. 38 раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

-расстояние от АГЗС до лесного массива лиственных пород не соответствует установленным, требованиям - 60 м (при натурном обмере расстояние составило 15 м), чем нарушены требования п. 2 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояния от АГЗС до общественных зданий не соответствуют установленным требованиям - 300 м (при натурном обмере расстояния составили 30 м, 45 м, 35 м), чем нарушены требования п. 3 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до места массового пребывания людей не соответствует установленным требованиям - 300 м (при натурном обмере расстояние составило 30 м), чем нарушены требования п. 4 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до открытой стоянки для автомобилей не соответствует установленным требованиям - 100 м (при натурном обмере расстояние составило 5 м), чем нарушены требования п. 5 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

расстояние от АГЗС до автомобильной дороги общей сети не соответствует установленным требования - 60 м (при натурном обмере расстояние составило 30 м), чем нарушены требования п. 7 Таблицы П.6.4 п. 32* раздела V* Приложения 6* (Обязательного) к НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

не представлены документы, подтверждающие проведение очистки и предремонтной подготовки технологического оборудования на АГЗС «(резервуары, емкости, трубопроводы), чем нарушены требования п. 438 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация, чем нарушены требования п. 439 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства (Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

отсутствует жесткая буксировочная штанга для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС, чем нарушены требования п. 455 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12104.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

-на АГЗС отсутствуют первичные средства пожаротушения, чем нарушены требования п. 457 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 125.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

- На АГЗС размещена и эксплуатируется автоцистерна для хранения и перевозки СУГ. Разрешенное давление для сосудов СУГ, пропан-бутановых смесей - 1,6 МПа.

цистерна подвержена коррозии, утеря окраски более 30% поверхности, отсутствуют сведения о настройке и проверке исправности действия предохранительных сбросных клапанов сосуда. Узлы настройки клапанов автоцистерны (два клапана) а не опломбированы, наличие ржавчины не узле, настройки свидетельствуют об отсутствии проведения проверок подрывом и проверок настройки клапана (п.п.62-65 ФНП «ПБ АСГТ»),

манометры контроля давления сосуда, предусмотренные изготовителем сосуда отсутствуют. П. 218, к) ФНП «ПБ ОРД».

АГЗС размещена на территории жилого дома РБ, г. Уфа, ул. Речная, 30, в непосредственной близости от жилых построек (до 90 м), без проекта. Предусмотрено строительными номами (СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы, СП62.13330.2011 Прилож. 9, табл. 9) - не ближе 150 м.

размещение резервуара хранения СУГ осуществлено в отсутствие проектной (исполнительной) документации, отчетов по инженерным изысканиям и положительного заключения соответствующей экспертизы проектной документации;

эксплуатация оборудования, работающего под давлением свыше 16 кгс/кв.см осуществляется в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

площадка, на которой эксплуатируется оборудование, работающее под рением 16 кгс/кв.см не зарегистрирована в Государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением ему соответствующего класса юности (III класс опасности);

персонал, осуществляющий деятельность по эксплуатации АГЗС, не прошел аттестацию в объеме, соответствующем должностным обязанностям;

площадка АГЗС не оборудована сигнализацией загазованности.

Кроме того 10.07.2017 в ходе осмотра места происшествия по адресу: г.Уфа, ул. Речная, д. 38 и проведенных оперативно-розыскных мероприятий «Наблюдение» установлено осуществление Матрениным П.С. деятельности по оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.

Согласно заключения эксперта от 16.08.2017 - не соответствие здания (сооружения) АГЗС и II степени огнестойкости, а также классу СО или С1; размещение здания сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств; не обеспечение АГЗС водоемом или резервуаром для подачи воды на наружное пожаротушение и охлаждение; близкое расстояние от АГЗС до лесного массива лиственных пород (при натурном обмере 15 м); близкое расстояние от АГЗС до общественного здания - автосервиса (при натурном обмере 15 м); близкое расстояние от АГЗС до открытой стоянки для автомобилей (при натурном обмере 5 м); близкое расстояние от АГЗС до автомобильной дороги общей сети (при натурном обмере 20 м); близкое расстояние от АГЗС до хилого здания (при натурном обмере расстояние 15 м); близкое расстояние от АГЗС до торгового киоска (при натурном обмере 10 м); отсутствие документов, подтверждающих проведение очистки и предремонтной подготовки технологического оборудования на АГЗС; отсутствие технико-эксплуатационной и конструкторской документации; отсутствие жесткой буксировочной штанги для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС; отсутствие первичных средств пожаротушения; в реальных условиях пожара могут привести к опасности гибели и травматизму людей.

Отсутствие противопожарного разрыва (противопожарного расстояния) между автомобильной газозаправочной станции расположенной по адресу: г Уфа, Речная, 38 и зданиями, лесным массивом, открытой стоянки для автомобилей, автомобильной дороги общей сети, торговым киоском в условиях реального пожара может привести к распространению огня. Передача лучистой энергии от пламени горящего здания или сооружения в направлении смежных объектов может вызвать возникновение новых очагов пожара или взрывов. Излучение факела, может, представлять опасность для жизни и здоровья людей, вследствие чего действия пожарных подразделений в значительной мере затруднятся.

Отсутствие на территории автомобильной газозаправочной станции расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Речная, 38 водоема или резервуара для подачи воды на наружное пожаротушение и охлаждение в условиях реального пожара может привести к невыполнению подразделениями пожарной охраны своих функций при тушении пожара. Отсутствие на автомобильной газозаправочной станции расположенной по адресует. Уфа, ул. Речная, 38 жесткой буксировочной штанги для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территорий АГЗС в условиях пожара может привести к возможности быстрой эвакуации транспортного средства, опасности распространения огня и усложнению задачи подразделениям пожарной охраны при тушении пожара.

Отсутствие и незнание технико-эксплуатационной документации и инструкторской документации может привести к несвоевременным и неквалифицированным действиям персонала на объекте в реальных условиях пожара.

Отсутствие на указанной автомобильной газозаправочной станций первичных средств пожаротушения в условиях реального пожара приведет к невозможности прекращения горения на начальной стадии развития и дальнейшему развитию пожара.

Вышеуказанные нарушения Матрёниным П.С. требований пожарной безопасности и законодательства о промышленной безопасности опасных 4 производственных объектов создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, и оказанные им услуги по розничной торговле моторным топливом, не отвечают требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

2) Кроме того, он же, Матрёнин П.С., из корыстных побуждений, с целью извлечения прибыли, без регистрации, не имея лицензий на эксплуатацию взрывоопасного и I пожароопасного объекта, хранения и реализации газа, действуя умышленно, из корыстных побуждений, в нарушение действующего законодательства, а именно - Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, зарег. Минюстом России от 19.05.2014, per. № 32326, в период с 22.02.2015 года по 09.07.2017 незаконно осуществляя I деятельность по розничной торговле моторным топливом на автогазозаправочной станции (далее - АГЗС), являющейся взрывоопасным и пожароопасным производственным объектом, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , рядом со зданием по адресу: г. Уфа, ул. Речная, дома № 38, тем самым, осуществив незаконную предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), направленную на получение дохода в крупном размере от розничной торговли моторным топливом -сжиженным углеводородным газом.

Так, Матрёнин П.С., являясь индивидуальным предпринимателем, вопреки требованиям ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которого необходимо иметь специальное разрешение (лицензию) для осуществления эксплуатации взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов, хранение и реализации газа, решил осуществлять данный вид деятельности, не имея на то специального разрешения (лицензии) Для осуществления своего преступного умысла на незаконную предпринимательскую деятельность Матренин П.С., достоверно зная, что хранение и розничная реализация моторного топлива - сжиженного водородного газа, без специального разрешения (лицензии) запрещено, в силу взрывоопасности и пожарной опасности данной деятельности, в период времени с 22.02.2015 года по 09.07.2017 занял земельный участок с кадастровым номером , рядом со зданием, расположенным по адресу: г. Уфа, ул. речная, дом 38, где незаконно, установил автоцистерну заправочную на базе полуприцепа СУГ, предназначенную для хранения сжиженного углеводородного газа, для последующей реализации его потребителям, тем самым организовав АГЗС, то есть опасный производственный объект по розничной продаже моторного топлива - сжиженного углеводородного газа.

В результате осуществления Матрёниным П.С. незаконной предпринимательской деятельности реализовано сжиженного углеводородного газа с 22.02.2015 по 09.07.2017 на общую сумму 8 796 450 рублей 34 копейки.

10.07.2017 г. в ходе осмотра места происшествия — автомобильной газозаправочной станции у дома 38 по ул. Речная г. Уфы обнаружены и изъяты денежные средства, полученные от незаконной реализации сжиженного углеводородного газа в размере 8000 рублей.

Итого в результате осуществления незаконной предпринимательской деятельности Матрёниным П.С. в период с 22.02.2015 по 10.07.2017 извлечен доход в крупном размере в сумме 8 804 450 рублей 34 копейки.

Действия Матрёнина П.С. органами предварительного следствия квалифицированы по ч.1 ст. 238 УК РФ- как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также по ч.1 ст. 171 УК РФ-как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, в случаях когда такая лицензия обязательна, и сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса.

В судебном заседании защитник заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Матрёнина П.С. с назначением ему судебного штрафа.

Подсудимый Матрёнин А.С. также просил назначить ему судебный штраф, прекратив в отношении него уголовное дело.

Прокурор против прекращения уголовного дела не возражал.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает ходатайство защитника о прекращении уголовного дела в отношении Матрёнина П.С. и применении к нему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.25.1 УПК РФ суд в случаях, предусмотренных ст.76.2 УПК РФ вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

По мнению суда, основания, предусмотренные законом, для освобождения Матрёнина П.С. от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа имеются.

Как видно из материалов дела Матрёнин П.С. обвиняется органами предварительного расследования в совершении преступлений предусмотренных ч.1 ст. 238, ч.1 ст. 171 УК РФ, которые относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Ранее Матрёнин П.С. к уголовной ответственности не привлекался, характеризуется положительно, свою вину признал полностью, против прекращения уголовного дела с назначением судебного штрафа не возражает.

Кроме того, в целях заглаживания причиненного вреда Матрёнин П.С. передал в качестве пожертвования в Автономную некоммерческую организацию Центр социальной адаптации «Актау» 30 000 рублей.

Каких-либо иных оснований для прекращения уголовного дела в отношении Матрёнина П.М. не имеется.

Санкции ч.1 ст. 171, ч.1 ст.238 УК РФ предусматривают в качестве основного наказания штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет.

В силу ч.1 ст.104.5 УК РФ размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей особенной части УК РФ.

При определении размера судебного штрафа суд учитывает тяжесть совершенных преступлений, имущественное положение Матрёнина П.С., который не работает, имеет малолетнего ребенка.

Руководствуясь статьей 446.3 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

уголовное дело в отношении Матренина П.С., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 238, ч.1 ст. 171 УК РФ, на основании ст.25.1 УПК РФ прекратить.

В соответствии со ст.76.2 УК РФ освободить Матренина П.С. от уголовной ответственности с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, который подлежит уплате в течение 6 месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Разъяснить Матрёнину П.С., что сведения об уплате судебного штрафа представить судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Также разъяснить Матрёнину П.С., что в соответствии с ч.2 ст.104.4 УК РФ в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.

Меру пресечения Матрёнину П.С. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить по вступлении постановления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г. Уфы в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Ф.М. Ишмаева