38RS0***-85
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования
г. Братск 08 октября 2021 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего Тирской М.Н.,
при секретаре Бутыленковой Д.Д.,
с участием государственного обвинителя - Исакановой Л.Е.,
подсудимого ФИО1,
защитника - адвоката Умовист В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-378/2021 в отношении
ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, имеющего высшее образование, женатого, не имеющего несовершеннолетних детей, не состоящего на воинском учете военного комиссариата <данные изъяты>, <данные изъяты> зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, не судимого,
меры пресечения не избиралась,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обвиняется органами предварительного следствия в совершении халатности, то есть неисполнение и ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:
Устав муниципального образования «Братский район» зарегистрирован управлением юстиции администрации Иркутской области 17.09.1999 г. за
№ 22 (далее Устав).
В соответствии с Уставом в силу ст. 99 закона Иркутской области «О местном самоуправлении в Иркутской области» Братский район является муниципальным образованием (ст. 1). Районным муниципальным образованием осуществляется реализация всех вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными, областными законами в установленном порядке (ч. 1 ст. 5). В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся: принятие и изменением устава муниципального образования, контроль за его соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения ( ч. 3 ст. 5).
Мэр района является главой муниципального образования, высшим должностным лицом местного самоуправления на территории муниципального образования, осуществляющим представительные, исполнительные, распорядительные и контрольные полномочия в соответствии с уставом. Мэр района является главой районной администрации. Мэр района избирается населением муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. В своей деятельности мэр района руководствуется интересами населения районного муниципального образования, своей предвыборной программой, строит свою работу на основе федерального, областного законодательства, настоящего Устава, иных нормативных правовых актов органов районного самоуправления (ст. 33).
В соответствии со статьей 35 Устава, к компетенции мэра района как главы муниципального образования относятся: представление муниципального образования во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, юридическими и физическими лицами, населением, во внешнеэкономических взаимоотношениях; содействие работе органов территориального общественного самоуправления; осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению мэра района как главы муниципального образования настоящим Уставом, областным, федеральным законодательством. К компетенции мэра района как главы районной администрации относятся: представление районной администрации во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, юридическими и физическими лицами, населением во внешнеэкономических взаимоотношениях; руководство деятельностью районной администрацией, утверждение её структуры и штата, положений о структурных подразделениях районной администрации; принятие решений по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности; осуществление контроля за исполнением собственных постановлений и распоряжений, деятельностью должностных лиц районной администрации; осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению мэра района как главы исполнительного органа местного самоуправления настоящим Уставом, областным, федеральным законодательством (ст. 35).
В соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 4).
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ст. 7).
К вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (ст. 15).
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 36).
До решения Братского районного суда от 20 октября 1995 года о лишении родительских прав У.В. и У.Т. в отношении несовершеннолетних У.И. (в настоящее время М.И.) У.И., У.Ю., последние проживали в <адрес> в качестве членов семьи нанимателя.
Постановлением главы администрации Братского района Иркутской области № 276 от 28.05.1996 «Об определении несовершеннолетних У.И. в детское государственное учреждение» несовершеннолетние У.Ю. и У.И., родители которых лишены родительских прав в 1995 г., направлены в детское государственное учреждение. За несовершеннолетними У.Ю. и У.И. (в настоящее время М.И.) У.И. закреплена жилплощадь на <адрес>.
Вынесенное постановление основано на действующем законодательстве, а именно:
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда:
1) руководят подведомственным жилищным хозяйством;
2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении;
3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
4) распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении;
5) решают другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР.
Жилая площадь на станции <адрес>, закрепленная за несовершеннолетними У.И. (в настоящее время М.И.) У.И.. и У.Ю. отнесена к федеральной собственности и закреплена на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием Восточно-Сибирская железная дорога МПС России.
Распоряжением Правительства РФ от 28.02.2003 № 249-р приняты предложения представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Бурятия, Иркутской области и Минимущества России, согласованные с Минфином России, МПС России, Правительством Республики Бурятия, администрацией Иркутской области и федеральным государственным унитарным предприятием "Восточно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (г. Иркутск), о безвозмездной передаче в муниципальную собственность относящихся к федеральной собственности находящихся в хозяйственном ведении указанного предприятия объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения.
Согласно приложению № 1 к распоряжению Правительства РФ от 28.02.2003 г. №249-р, в перечень передаваемых в собственность муниципального образования «Братский район» Иркутской области относящихся к федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия «Восточно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации», среди прочих вошёл жилой <адрес>.
ФИО1 ненадлежащим образом исполнил возложенные на него должностные обязанности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.
ФИО1 не ранее 01 января 2004 года, более точный период времени в ходе предварительного следствия не установлен, находясь в г. Братске, действуя, как должностное лицо - глава администрации муниципального образования «Братский район», во исполнение распоряжения Правительства РФ от 28.02.2003 № 249-р заключил с федеральным государственным унитарным предприятием «Восточно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» (далее по тексту ФГУП ВСЖД МНС РФ) договор по приему-передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Братский район» жилищного фонда и объектов коммунально-бытового назначения в <адрес>, находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия «Восточно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации».
Согласно условиям указанного выше договора, следует, что:
- п. 3.1 администрация муниципального образования «Братский район» обязуется принять с 01.01.2004 по акту приема передачи и акту технического состояния «Имущество» от ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога» на содержание и обслуживание муниципальными унитарными предприятиями: Вихоревское МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», Вихоревское МУП «Теплоэнергообеспечение», жилищный фонд, объекты коммунального назначения, расположенные в <адрес>.
- п. 4.1 «Имущество» считать принятым на содержание и обслуживание с момента подписания настоящего договора обеими сторонами и актов приема-передачи.
Актом технического состояния объектов федеральной собственности, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП ВСЖД МНС РФ, передаваемых в муниципальную собственность муниципального образования «Братский район» от 2002 г. без даты закреплено техническое состояние жилого <адрес> 2-х квартирного, полезной площадью 76 кв.м, износом 87.8 %.
01.04.2004 по акту приема-передачи жилищный фонд <адрес> ФГУП ВСЖД МНС РФ передан в муниципальную собственность Муниципального образования «Братский район».
ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ находясь в г. Братске вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, ненадлежащим образом исполнил возложенные на него должностные обязанности по осуществлению государственного учета жилищного фонда, государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда на территории муниципального образования «Братский район» на <адрес>, после подписания акта приема-передачи, что повлекло не включение жилищного фонда - д. № 1 на ст. Балага, переданного ФГУП ВСЖД МНС РФ в муниципальную собственность Братского района и отсутствие возможности предоставления жилой площади несовершеннолетним У.И. (в настоящее время М.И.) У.И.. и У.Ю. закрепленной за ними постановлением главы администрации <адрес>*** от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетних У.И. в детское государственное учреждение».
В реестр муниципальной собственности муниципального образования «Братский район» жилой <адрес>, расположенный на <адрес> не включался.
При этом ФИО1 надлежащим образом не исполнил возложенные на него должностные обязанности не предвидя наступления общественно-опасных последствий своего бездействия, в виде нарушения жилищных прав несовершеннолетних У.И. (в настоящее время М.И.) У.И. и У.Ю. на закрепленную постановлением главы администрации Братского района *** от ДД.ММ.ГГГГ за ними жилую площадь, не обеспечил включение в баланс муниципального образований «Братский район» принятого жилищного фонда на <адрес> в полном объеме в соответствии с условиями договора, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, а также не принял мер к отмене п. 2 постановления главы администрации Братского района № 276 от 28.05.1996 о закреплении жилой площади за несовершеннолетними У.И. для своевременного включения У.И. (в настоящее время М.И.) У.И.. и У.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Братского районного суда Иркутской области от 19.09.2014 пункт 2 постановления главы администрации Братского района № 276 от 28.05.1996 «Об определении несовершеннолетних У.И. в детское государственное учреждение», о закреплении жилой площади на <адрес> за несовершеннолетними У.И. признан незаконным, в связи с тем, что станция Балага в реестре муниципальной собственности Вихоревского муниципального образования и в реестре муниципальной собственности Братского района не значится.
Ненадлежащее исполнение главой администрации муниципального образования «Братский район» ФИО1 своих должностных обязанностей повлекло нарушение:
- статьи 7 Конституции РФ, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;
- статьи 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
- статьи 155.3 Семейного кодекса, согласно которой дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
- статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Ненадлежащее исполнение главой администрации муниципального образования «Братский район» ФИО1 своих должностных обязанностей повлекло существенное нарушение прав и законных интересов У.И. (в настоящее время М.И.) У.И. и У.Ю. по предоставлению последним закрепленной за ними жилой площади постановлением главы администрации Братского района № 276 от 28.05.1996 на <адрес> из числа муниципальной собственности, а также охраняемых законом интересов общества и государства выразившееся в дискредитации и подрыве авторитета администрации муниципального образования «Братский район»,так как местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании защитник подсудимого - адвокат Умовист В.С. заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1 в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, мотивируя тем, что деяние инкриминируемое ФИО1 совершено в период с 01.01.2004 года по 19.09.2014 года и, в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести. Исходя из требований п.а ч.2 ст.78 УК РФ, срок привлечения к уголовной ответственности по преступлению небольшой тяжести составляет 2 года, с момента окончания совершения преступления прошло более 7 лет.
Подсудимый ФИО1 подержал ходатайство своего защитника, на прекращении уголовного дела настаивает, правовые последствия и основания прекращения уголовного дела, а также его право возражать против прекращения уголовного преследования ему разъяснены и понятны.
Государственный обвинитель Исаканова Л.Е. в судебном заседании, с учетом предъявленного ФИО1 обвинения, считает необходимым удовлетворить ходатайство защитника подсудимого о прекращении производства по уголовному делу в отношении ФИО1 в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Других заявлений и ходатайств от сторон не поступило.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы уголовного дела, приходит к следующему.
Согласно требованиям п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Согласно положениям ч. 1 ст. 239 УПК РФ, в случаях, предусмотренных п.п. 3 - 6 ч. 1, ч. 2 ст. 24 УПК РФ и п.п. 3 - 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, судья выносит постановление о прекращении уголовного дела.
В силу ч. 3 ст. 24 УПК РФ, прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
Согласно положениям ч. 2 ст. 15 УК РФ, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести.
При этом, в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также исходя из предъявленного ФИО1 обвинения, инкриминированное подсудимому преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ, было совершено в период с 01 января 2004 года до 19 сентября 2014 года.Данное преступление, в силу положений ч. 2 ст. 15 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести, в связи с чем, срок давности привлечения ФИО1 к уголовной ответственности, составляющий, согласно положениям п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ, два года после, истек 19 сентября 2016 года.
При этом, подсудимый ФИО1 добровольно поддержал ходатайство своего защитника о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, согласен на прекращение уголовного дела по не реабилитирующему основанию. Других обстоятельств, препятствующих прекращению уголовного дела и уголовного преследования подсудимого, действующим уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленное защитником ходатайство о прекращении уголовного дела № 1-378/2021 в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования подлежит удовлетворению.
Судьбу вещественных доказательств разрешить в соответствии со ст. 81 УПК РФ.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 239, ст. 256 УПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Уголовное дело № 1-378/2021 по обвинению ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
ФИО1 освободить от уголовной ответственности.
По вступлении постановления в законную силу вещественные доказательства: <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий М.Н. Тирская