ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-438/2023 от 27.11.2023 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело

(УИН: )

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 27 ноября 2023 года

Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Гречишко И.Ю., при секретаре Костюминской А.А., с участием:

государственного обвинителя – помощника Санкт-Петербургского транспортного прокурора Федуна И.И.,

потерпевших Гамаюновой Д.В., Меньшиковой М.А.,

обвиняемого Бобкова В.О.,

защитника обвиняемого – адвоката Сенькиной Ю.В.,

рассмотрев в предварительном слушании уголовное дело в отношении:

<ФИО>2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

<ФИО>2 органами предварительного следствия предъявлено обвинение в том, что он совершил оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, а именно:

<ФИО>1, являясь индивидуальным предпринимателем «<ФИО>1» (далее по тексту - ИП <ФИО>1), оказывая услуги по аренде яхт и катеров с целью перевозки пассажиров по рекам и каналам Санкт-Петербурга, не позднее ДД.ММ.ГГГГ на сайте <данные изъяты> разместил информацию о прокате маломерного судна - катера <данные изъяты> с регистровым номером для оказания услуг по аренде яхт и катеров с целью перевозки пассажиров по рекам и каналам Санкт-Петербурга с капитаном стоимостью 10 000 руб. в час.

В период времени не позднее ДД.ММ.ГГГГ в ИП <ФИО>1 на должность капитана назначен <ФИО>2, имеющий удостоверение на право управления маломерным судном и диплом члена экипажа судов внутреннего водного транспорта , выданный <данные изъяты> для оказания услуг по перевозке пассажиров по рекам и каналам Санкт-Петербурга за денежное вознаграждение в сумме 1 000 рублей в час, которые должны соответствовать требованиям безопасности жизни и здоровья пассажиров, а именно:

- ч.1 ст.7, ч.1 ст.10 Закона РФ от 07.02 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым потребитель имеет право на то, чтобы оказываемая услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья, потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни или здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Обязанность обеспечения безопасности возлагается на исполнителя услуги. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования услуги, она причиняет или может причинить вред жизни или здоровью потребителя, исполнитель обязан незамедлительно приостановить ее реализацию. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предоставляемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора;

- п.8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 №487, согласно которому каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях,

- п.10 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 №487, согласно которому применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду;

- п.п.«г» п.13 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 №487, согласно которому при плавании на маломерных судах запрещается превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с п.7 ст.25 Водного кодекса Российской Федерации;

- п.п.«ф» п.13 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 №487, согласно которому плавании на маломерных судах запрещается создавать угрозу безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

- п.п.«а,б,в» ст.16 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 №487, согласно которым судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны выполнять требования настоящих Правил, ППВВП, МППСС-72, обязательных постановлений в морском порту, Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.03.2014 №58 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.07.2014, регистрационный №33349), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.06.2015 №189 (зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 14.07.2015, регистрационный №38007), правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемых в соответствии с п.7 ст.25 Водного кодекса Российской Федерации, и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды; проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»; обеспечить безопасность пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне.

- п.4 Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 05.05.2012 №140, согласно которому на судах транспортных, туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутов капитан судна в возможно короткие сроки после окончания посадки пассажиров на судно организует с пассажирами инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях. При проведении инструктажа пассажиры должны быть ознакомлены с приемами применения индивидуальных спасательных средств, местами расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств и планом эвакуации пассажиров, требованиями пожарной безопасности, местами, отведенными на судне для курения, оказываемыми на судне услугами и местами размещения справочной информации;

- п.49 Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 05.05.2012 №140, согласно которому перевозчик обязан обеспечить организованное осуществление посадки и высадки пассажиров. Для безопасности посадки (высадки) пассажиров выход пассажиров к месту посадки (высадки) должен быть ограничен специальными ограждениями. Ответственные лица из числа вахтенной службы судна обязаны постоянно находиться у трапа судна и осуществлять контроль за посадкой (высадкой) пассажиров.

- п.2 Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса 10.07.2013 №235, согласно которому движение судов габаритной длиной менее 20м, спортивных парусных и прогулочных судов вблизи пляжей, районов массового отдыха населения на воде разрешается со скоростью не более 12км/ч, а в акваториях речных портов, на искусственных каналах, в пределах границ населенных пунктов, рейдов, в районах стоянок судов - со скоростью не более 15км/ч, то есть являлся лицом, оказывающим услуги и на которое в соответствий с вышеуказанными нормами возложены обязанности по принятию мер по обеспечению безопасности плавания судна и предотвращению причинения вреда находящимся на плавучем объекте людям.

ДД.ММ.ГГГГ к менеджеру ИП <ФИО>1 за услугой по перевозке пассажиров по рекам и каналам Санкт-Петербурга на катере «Пионер» с регистровым номером с капитаном обратилась <ФИО>7 Для этого последняя посредством звонка по мобильному телефону с абонентским номером + забронировала дату прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга на маломерном судне - катере <данные изъяты> с регистровым номером с капитаном ДД.ММ.ГГГГ и посредством перевода денежных средств на расчетный счет , открытый в <данные изъяты> на имя ИП <ФИО>1 внесла аванс в размере 4 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ не позднее 14 час. 50 мин. <ФИО>2, которому в соответствий с судовой ролью маломерного судна - катера <данные изъяты> с регистровым номером поручено управление вышеуказанным судном, находясь у причала яхт-клуба <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в акватории реки <данные изъяты> осуществил посадку на маломерное судно - катер <данные изъяты>» с регистровым номером пассажиров <ФИО>7, Потерпевший №2, <ФИО>8, <ФИО>9, <ФИО>10, Потерпевший №1, <ФИО>11

При этом <ФИО>7, Потерпевший №2, <ФИО>8, <ФИО>9, <ФИО>10, Потерпевший №1, <ФИО>11, в соответствии с положениями ч.1 ст.7, ч.1 ст.10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ, <ФИО>2, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 час. 50 мин. до 15 час. 10 мин., находившимся у причала яхт-клуба «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> должным образом не была доведена необходимая информация об оказываемой им услуге по перевозке пассажиров по рекам и каналам Санкт-Петербурга на маломерном судне - катере «<данные изъяты> с регистровым номером , то есть о соблюдении правил оставления судна в аварийных ситуациях и приемами применения индивидуальных спасательных средств, местами расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств и планом эвакуации пассажиров, требованиями пожарной безопасности, местами, отведенными на судне для курения, оказываемыми на судне услугами и местами размещения справочной информации, чем последний, действуя умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения пассажирам (потребителям) вреда здоровью различной степени тяжести, в том числе с наступлением смертельного исхода, желая оказать услугу, не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в целях извлечения прибыли, то есть из корыстных побуждений, создал реальную угрозу жизни или здоровью <ФИО>7, Потерпевший №2, <ФИО>8<ФИО>12, <ФИО>10, Потерпевший №1, <ФИО>11, и других граждан, а также угрозу безопасности судоходства.

При этом ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 14 час. 50 мин. до 15 час. 10 мин., <ФИО>2, находясь у причала яхт-клуба <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> действуя умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения пассажирам (потребителям) вреда здоровью различной степени тяжести, в том числе с наступлением смертельного исхода, желая оказать услугу, не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в целях извлечения прибыли, то есть из корыстных побуждений, в нарушение п.10, п.«б» ст.16 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 №487, не убедился в наличии на маломерном судне индивидуальных спасательных средств (спасательных кругов), а также в нарушение п. 4 Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 05.05.2012 №140, не организовал проведения с пассажирами инструктажа по условиям оставления судна в аварийных ситуациях и приемами применения индивидуальных спасательных средств, местами расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств и планом эвакуации пассажиров, требованиями пожарной безопасности, местами, отведенными на судне для курения, оказываемыми на судне услугами и местами размещения справочной информаций, после чего осуществил движение на маломерном судне - катере «Понер» с 7 пассажирами на борту по заявленному маршруту, чем создал реальную угрозу жизни и здоровья потребителей, поскольку при движении катера могло произойти опрокидывание судна и температура воздуха составляла +18,4 °С, ветер Западный 2м/с с порывами 4м/с, глубина реки Большая Невка составляет 8,5м и указанные нарушения могли привести к несчастному случаю со смертельным исходом.

Затем в период примерно с 15 час. 10 мин. ДД.ММ.ГГГГ по 16 час. 50 мин. ДД.ММ.ГГГГ, <ФИО>2, в продолжение преступного умысла при следовании вышеуказанного маломерного - катера <данные изъяты> с регистровым номером по акватории реки <адрес>, напротив здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Средней Невки, д,24, в нарушение п.8, п.п.«г» п.13, «в» ст.16 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 №487, п.2 Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса от 10.07.2013 № 235, умышленно, в целях извлечения прибыли, то есть из корыстных побуждений, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения пассажирам (потребителям) вреда здоровью различной степени тяжести, в том числе с наступлением смертельного исхода, желая оказать услугу, не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, стал двигаться по вышеуказанному участку акватории со скоростью, превышающей 15км/ч. от чего катер совершил удар носовой частью об воду, в результате чего Потерпевший №2 получила удар в область головы кранцем, расположенным по правому борту и испытала физическую боль и нравственные страдания.

После этого, по окончании водной прогулки примерно в 16 час. 50 мин., <ФИО>2, находившийся в носовой части маломерного судна – катера <данные изъяты> ошвартованного им в акватории <адрес>, к причалу яхт-клуба <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в продолжение преступного умысла, в нарушение п.п.«ф» п.13, «в» ст.16 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 06.07.2020 №487, п.49 Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 05.05.2012 №140, не обеспечил безопасность пассажиров при высадке, не подал руку при сходе с катера, в результате чего Потерпевший №1 при выходе с маломерного судна упала в воду и получила гематомы в области правого плеча в верхней трети, левого бедра в верхней трети, правой голени в нижней трети, ссадины в области левого локтевого сустава, в области левого коленного сустава по передней поверхности. Установленные травмы в соответствии с «Медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного, здоровью человека», п.9 Приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 №194н, по признакам опасности для жизни расцениваются как повреждения, не причинившие вреда здоровью человека.

Таким образом, оказанная <ФИО>2 услуга по перевозке пассажиров по рекам и каналам Санкт-Петербурга представляла реальную угрозу жизни и здоровью потребителей, поскольку последний, не убедившись в наличии на маломерном судне индивидуальных спасательных средств (спасательных кругов), не организовав проведение с пассажирами инструктажа по условиям оставления судна в аварийных ситуациях и приемам применения индивидуальных спасательных средств, местам расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств и о плане эвакуации пассажиров, а также превысив допустимую скорость 15км/ч создал своими действиями реальную угрозу жизни и здоровья потребителей, поскольку указанные нарушения повлекли за собой причинение травм и в случае падения пассажиров за борт, затопления или опрокидывания судна создал реальную угрозу жизни и здоровью потребителей в виде причинения им вреда здоровью различной степени тяжести, в том числе и с наступлением смертельного исхода.

Потерпевшие Потерпевший №1 и Потерпевший №2 в ходе предварительного слушания, каждая в отдельности, заявили перед судом ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении <ФИО>2, по основаниям, предусмотренным ст.76 УК РФ, в связи с примирением между обвиняемым и потерпевшими, сообщив, что <ФИО>2 возместил причиненный каждой потерпевшей ущерб в полном объеме в т.ч. и компенсировал им моральный вред, принес свои извинения, каких-либо претензий к обвиняемому потерпевшие не имеют, стороны примирились, о чем потерпевшие Потерпевший №1 и Потерпевший №2 указали в своем заявлении.

Государственный обвинитель <ФИО>13 возражал по заявленному ходатайству, указав, что факт возмещения обвиняемым причиненного потерпевшим ущерба и компенсация морального вреда не свидетельствует об исправлении <ФИО>2, поскольку ущерб в т.ч. причинен и общественным отношениям.

Обвиняемый <ФИО>2 и его защитник – адвокат <ФИО>14 против удовлетворения ходатайства потерпевших возражений не заявили, полагая ходатайство о прекращении уголовного дела по указанным основаниям, подлежащим удовлетворению.

При обсуждении в ходе судебного разбирательства заявленного потерпевшими Потерпевший №1 и Потерпевший №2 ходатайства о прекращении уголовного дела за примирением сторон, <ФИО>2 признал вину по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ, просил суд удовлетворить ходатайство потерпевших, пояснил, что возместил ущерб, причиненный преступлением в полном объеме и принес свои извинения.

Волеизъявление обвиняемого <ФИО>2 на прекращение уголовного дела за примирением с потерпевшими установлено в судебном заседании. Обвиняемый не возражает против прекращения уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, в том числе и после разъяснения ему судом последствий прекращения уголовного дела по данным основаниям.

Преступление, в совершении которого обвиняется <ФИО>2, отнесено уголовным законом к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности, объектами преступления являются не только жизнь и здоровье потерпевших, при этом непосредственным объектом данного преступления являются отношения, обеспечивающие охрану жизни и здоровья населения.

Вместе с тем, закон не содержит запрета на возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон и в тех случаях, когда диспозиция соответствующей статьи УК РФ не предусматривает причинение ущерба или иного вреда в качестве обязательного признака объективной стороны преступления. Поэтому, причиненный преступлением вред может быть возмещен в любой форме, позволяющей компенсировать негативные изменения, причиненные преступлением охраняемым законом общественным отношениям, в том числе и в той форме, в какой это сделал <ФИО>2, ходатайствовавший о прекращении производства по делу, по не реабилитирующим основаниям.

Исследовав материалы дела, принимая во внимание мнения сторон, тот факт, что <ФИО>2 согласен на прекращение уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, он не судим, примирился с потерпевшими и загладил причиненный преступлением потерпевшим вред в полном объеме, вину в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ, признал полностью, учитывая, в том числе, что совершенное <ФИО>2 деяние является преступлением средней тяжести, суд считает, что оснований, препятствующих прекращению уголовного дела, указанных в ст.76 УК РФ, не имеется.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленное потерпевшими Потерпевший №1 и Потерпевший №2 ходатайство подлежит удовлетворению, данное уголовное дело в отношении <ФИО>2, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ, – подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным ст.25 УПК РФ и ст.76 УК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.25, 239 ч. 2, 254 ч. 3, 256 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить уголовное дело в отношении <ФИО>2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ, на основании ст.25 УПК РФ – в связи с примирением сторон.

Меру пресечения <ФИО>2 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении по вступлении постановления в законную силу - отменить.

Вещественные доказательства по вступлении постановления в законную силу:

- маломерное судно «Пионер» с регистрационным номером , переданное на ответственное хранение <ФИО>15, - оставить по принадлежности <ФИО>15, освободив его от ответственного хранения;

- пластиковую папку на молнии с расширением с находящимися внутри документами: удостоверение личности моряка <ФИО>2, ДД.ММ.ГГГГ/р., , выданное <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, действительное до ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ об успешном прохождении <ФИО>2 в Институте повышения квалификации <данные изъяты> курса подготовки в соответствии с требованиями конвенции ПДНВ 1978г. с поправками (Раздел A-VI/1, таблицы A-VI/1-1, A-VI/1-2, A-VI/1-3, A-VI/1-4, модельный курс IMO 1.13, 1.19, 1.20, 1.21), действительно до ДД.ММ.ГГГГ; диплом судоводителя маломерного судна, используемого в коммерческих целях № , выдан ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2; свидетельство , выданное <данные изъяты> о прохождении <ФИО>2 проверки знаний «Правил плавания судов по внутренним водным путям»; Судовой билет от ДД.ММ.ГГГГ, заводской - <данные изъяты> тип судна и назначение - маломерное/перевозка пассажиров. Срок действия судового билета - бессрочно. Регистровый номер судна . Документ , от ДД.ММ.ГГГГ; протокол испытаний статической остойчивости маломерного судна <данные изъяты>, регистровый номер , регистрационный ; Страховой полис <данные изъяты> Санкт-Петербургский филиал страхование от несчастных случаев, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ; Сертификат обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров № . Оформленное на судно «<данные изъяты>» (инд. ); Сертификат страхования гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта <данные изъяты> Сертификат обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров № . Оформленное на судно «<данные изъяты>»,

хранящиеся в камере вещественных доказательств Санкт-Петербургского СО на транспорте Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, возвратить по принадлежности <ФИО>2 при наличии соответствующего ходатайства;

- оптические диски DVD-R и CD-R, хранящиеся в уголовном деле, - оставить хранить при уголовном делн;

- USB флеш-накопитель в корпусе желтого цвета без каких-либо пояснительных надписей и идентификационных номеров, находящийся в бумажном конверте белого цвета, хранящийся в камере вещественных доказательств Санкт-Петербургского СО на транспорте Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ по адресу: <адрес> - уничтожить;

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 15 суток с момента его вынесения.

В случае подачи апелляционной жалобы либо представления прокурора <ФИО>2 вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Судья –