ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-444/2022 от 03.08.2022 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

№ 1-444/2022

УИД 16RS0042-02-2021-023621-69

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

3 августа 2022 года г. Набережные Челны

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ахуновой А.В.,

при секретарях судебного заседания Исрафиловой Э.К., Пономаревой А.А.,

с участием государственных обвинителей Галимардановой Э.Р., Абдулвагапова А.Р.,

подсудимого Радченко А.П., его защитника-адвоката Богомолова Д.В.,

подсудимого Сырова С.В., его защитника-адвоката Валишина К.Г.,

потерпевшего ХБМ

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Радченко Артема Пантелеевича, ... несудимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 217 УК РФ,

Сырова Сергея Владимировича, ... несудимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 217 УК РФ,

установил:

Радченко А.П. и Сыров С.В. обвиняются в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, при следующих обстоятельствах.

Радченко А.П. на основании трудового договора и приказа (распоряжения) №169, заключенного 18 апреля 2014 года с Закрытым акционерным обществом «Набережночелнинский трубный завод «ТЭМ-ПО», в последующем реорганизованным в Акционерное общество «Набережночелнинский трубный завод ТЭМ-ПО» (далее по тексту – АО «НТЗ «ТЭМ-ПО»), Радченко А.П. назначен на должность начальника крановой службы АО «НТЗ «ТЭМ-ПО».

Согласно удостоверению № 11 от 15 сентября 2017 года Радченко А.П. прошел проверку знаний требований охраны труда по программе «Обучение и проверка знаний руководителей специалистов по вопросам охраны труда», в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязан: обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также в соответствии с должностной инструкцией начальника крановой службы АО «НТЗ «ТЭМ-ПО», утвержденной 15 января 2018 года управляющим АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ШРФ, обязан:

контролировать содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в работоспособном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, осуществлять систематический контроль за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременным устранением выявленных неисправностей, а также регулярный личный осмотр грузоподъемных кранов, крановых путей, съёмных грузозахватных приспособлений и тары;

своевременную подготовку грузоподъемных кранов к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями; выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;

хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала; выполнение предписаний органов Ростехнадзора и специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения;

допускать в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведенного технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученного обслуживающего и ремонтного персонала;

обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствия крана требованиям правил, совместно со специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения, готовить предприятию – изготовителю рекламацию, копию которой направляется также органу Ростехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление крана;

при монтаже, ремонте и реконструкции грузоподъемных кранов, начальник крановой службы должен строго соблюдать требования правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) органов Ростехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий;

присутствовать при технических освидетельствованиях кранов, обследовании кранов, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках опасного производственного объекта, на котором используются подъемные сооружения инспектором Ростехнадзора, или специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения;

обеспечивать подготовку крана к техническому освидетельствованию.

Если специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля, при эксплуатации подъемного сооружения было предписано проведение осмотра отдельных узлов и механизмов грузоподъемного крана до его полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании крана обязан:

проверить состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии, ослабления болтовых и клепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений; состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов; состояние изоляции проводов и заземления электрического крана; состояние канатов и их крепления;

соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в его паспорте;

обеспечивать обслуживание грузоподъемных кранов постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков для работы с одного крана на другой без его ведома.

При необходимости перевода крановщиком с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом, ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки.

Не допускать работу при: наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформации, утонения стенок и др.); выявления неисправностей кранового пути; истечения срока технического освидетельствования или нормативного срока службы крана; запрещения работы кранов инспектором Ростехнадзора или специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения. Когда кран остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих лиц, а ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на специалиста, ответственного за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии.

Начальник крановой службы имеет право:

участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых им обязанностей;

подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции; требовать от непосредственного руководителя (структурного подразделения) оказания содействия в исполнении должностных обязанностей, возложенных на него;

останавливать выполнение работ при выявлении отклонений от установленных требований.

Начальник крановой службы несет ответственность: за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации; за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии с приказом управляющего АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ШРФ «Об организации и осуществлении производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений» № 220/1505 от 10 июня 2020 года следует, что специалистом, ответственным за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, назначен начальник крановой службы Радченко А.П., прошедший аттестацию по «Промышленной безопасности» в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора (протокол от 17 февраля 2020 года № 43-20-192), подчинив ему обслуживающий персонал: крановщиков, слесарей и электриков по ремонту грузоподъемных кранов.

Однако, 01 августа 2020 года примерно в 19 часов 00 минут начальник крановой службы АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» Радченко А.П., действуя небрежно, не проявив необходимую внимательность и предусмотрительность о безопасности работников при погрузочно-разгрузочных работах на опасном производственном объекте А43-06834-0001 «Площадка мостового крана участка контейнерного», зарегистрированном в государственном реестре опасных производственных объектов 30 октября 2014 года, IV класса опасности, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Моторная, д. 38, с применением мостового крана КМ - 50 заводской № 3294 участка № 43-21-11010-ПС грузоподъемностью 50 тонн, мостового крана КМ – 32,5 заводской № 65749 грузоподъёмностью 32,5 тонны, мостового крана КМ заводской № 4853 грузоподъемностью 20 тонн, допустил эксплуатацию мостовых кранов после монтажа без записей в паспортах о возможности пуска подъемного сооружения в работу специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения, не обеспечил контроль и надзор, что повлияло на развитие в процессе эксплуатации трещины в несущем элементе строительной металлической конструкции, образовавшейся в результате конструктивных недоработок, являющихся невыполнением требований СП 43.13330.2012 «Сооружения промышленных предприятий»; не обеспечил приостановление подъемных сооружений, не поставленных на учет в органах Ростехнадзора и без проведенных экспертиз промышленной безопасности в связи с истечением срока службы, а именно: крана мостового электрического двухбалочного опорного КМ 32.5.00.00.ПС, индекс крана 32/5-5К, г/п 32/5 т. Предприятие изготовителя - Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца в 1994 году г. Узловая смонтирован в АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» в 2015 году, на контейнерном участке заводской № 65749, грузоподъемностью Q=32/5 тонн; кран мостовой электрический двухблочный индекс 1-А-20-28.5-10 смонтирован в ЗАО «КЗМК «ТЭМ-ПО» в 2018 году, изготовлен в 1998 г. предприятие изготовитель – Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца г. Узловая на контейнерном участке, г/п 20 т., заводской № 4853; допустил недостаточный контроль за соблюдением работниками подразделения требований правил, норм, инструктажей по охране труда.

Вследствие допущенных Радченко А.П. нарушений норм и правил в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах при ведении разгрузочно-погрузочных работ с применением подъемного сооружения, 02 августа 2020 года в период времени с 01 часов 00 минут до 02 часов 30 минут, в рабочее время, на опасном производственном объекте А43-06834-0001 «Площадка мостового крана участка контейнерного», расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Моторная, д. 38, произошло разрушение подкрановых путей мостового крана КМ-50 зав. №3294 уч. №43-21-11010-ПС г/п-50 т., КМ-32,5 зав. № 65749 г/п 32,5 т., КМ зав. №4853 г/п 20 т., принадлежащего АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ось А-1А, Б-1Б-2Б-3Б с находящимися крановщиками ХБМ и ССВ в кабинах мостовых кранов.

В результате разрушения подкрановых путей мостового крана, ХБМ были получены телесные повреждения в виде закрытого компрессионно-оскольчатого перелома тела 1 поясничного позвонка, закрытого перелома переднего нижнего угла 3 поясничного позвонка с повреждением спинного мозга и нарушением функции тазовых органов, кровоподтеков в ягодичной области, в области бедер, которые причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; а также ССВ были получены телесные повреждения в виде кровоподтека за правым ухом головы, который не причинил вред здоровью человека, так как не повлекло за собой кратковременного расстройства здоровью или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности и кровоподтеков в поясничном отделе позвоночника, перелома тела 1 поясничного позвонка, тип А3, которые причинили средней тяжести вред здоровью, так как повлекли за собой длительное расстройство здоровья продолжительностью свыше 3-х недель.

Согласно акта о несчастном случае на производстве от 23 сентября 2020 года, причинами несчастного случая явились:

- в ходе выполнения строительно-монтажных работ при устройстве крановой эстакады была допущена ошибка в установке крайних колонн под поперечную ферму, что вызвало необходимость переноса места крепления опорной плиты на поперечной ферме для крепления пролетной балки и продольных ферм. Нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-Ф3 от 21 июля 1997 года, п. 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533): п. 36. Фундамент под установку ПС или рельсовый путь (для ПС на рельсовом ходу) должен соответствовать проекту. Указанное соответствие должно подтверждаться актом сдачи-приемки монтажного участка пути или актом сдачи-приемки рельсового пути под монтаж, если к проведению монтажа путь монтировался на всю рабочую длину.

- появление и развитие в процессе эксплуатации трещины в несущем элементе строительной металлической конструкции, образовавшейся в результате конструктивных недоработок, являющихся невыполнением требований СП 43.13330.2012 «Сооружения промышленных предприятий». Нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-Ф3 от 21 июля 1997 года, п. «н» п. 255 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013г. № 533: п. 255. Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что: н) здания, сооружения, конструкции, воспринимающие нагрузки от ПС, имеют недопустимые дефекты (трещины, деформации, разрушения), превышающие допустимые величины, установленные в эксплуатационных документах на здания, сооружения, конструкции.

- разгрузка полувагонов с рулонами листового металла весом 30 тонн осуществлялась без применения специального грузозахватного приспособления (захвата). Нарушение п. 2.6.1. Технологической карты на погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов мостовыми кранами грузоподъемностью от 10 тонн до 50 тонн, утвержденная техническим директором АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» Сыровым С.В. 07.02.2018г. Нарушение п. 117, п.п. «з» п. 255 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533.

- кантовка рулонов листового металла осуществлялась непосредственно в полувагонах, без использования специальных кантовальных площадок с амортизирующей поверхностью. Нарушение п. 2.6.2. Технологической карты на погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов мостовыми кранами грузоподъемностью от 10 тонн до 50 тонн, утвержденная техническим директором АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» Сыровым С.В. 07.02.2018г. Нарушение п.п. «з» п. 255 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533.

При этом лицом, допустившим нарушения правил в области промышленной безопасности на опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, повлекшее наступление несчастного случая с работниками АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ХБМ и ССВ является начальник крановой службы АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» Радченко А.П., который будучи ответственным должностным лицом неудовлетворительно организовал работу, а именно:

- допустил эксплуатацию мостовых кранов после монтажа без записей в паспортах о возможности пуска ПС в работу специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

- не обеспечил контроль и надзор, что повлияло на развитие в процессе эксплуатации трещины в несущем элементе строительной металлической конструкции, образовавшейся в результате конструктивных недоработок, являющихся невыполнением требований СП 43.13330.2012 «Сооружения промышленных предприятий».

- не обеспечил приостановление подъемных сооружений не поставленных на учет в органах Ростехнадзора и без проведенных экспертиз промышленной безопасности в связи с истечением срока службы а именно:

кран мостовой электрический двухбалочный опорный КМ 32.5.00.00.ПС, индекс крана 32/5-5К, г/п 32/5 т. предприятие изготовитель - Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца в 1994 году г. Узловая. Монтаж мостового крана в АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» в 2015 году, но контейнерном участке заводской № 65749, грузоподъемностью Q=32/5 т.

кран мостовой электрический двухблочный индекс 1-А-20-28.5-10 смонтирован в ЗАО «КЗМК «ТЭМПО» в 2018 году, изготовлен в 1998 г. предприятие изготовитель - Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца г. Узловая на контейнерном участке., г/п 20 т., заводской № 4853.

- допустил недостаточный контроль за соблюдением работниками подразделения требований правил, норм, инструктажей по охране труда, что является нарушением п. 2.22 должностной инструкции начальника крановой службы № 048-32, утвержденной управляющим АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ШРФ 09.02.2017 г.; пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-Ф3 от 21 июля 1997 года; п. «н» п. 255, п.п. «в», «и» п. 255, п. 141 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533; п. 5,6 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 263 от 10.03.1999; п. 2.15. раздела 2 должностной инструкции специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии» ДИ-002-2018 утверждена управляющим АО «НТ3 «ТЭМ-ПО» ШРФ 15.01.2018г.; ст. 212 ТК РФ.

Причиной несчастного случая с работниками АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ХБМ и ССВ явилось то, что начальник крановой службы Радченко А.П. не обеспечил должный контроль за соблюдением работниками инструкции по охране труда, а также допустил нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причинами несчастного случая.

Нарушив вышеуказанные правила охраны труда и безопасности при ведении погрузочно-разгрузочных работ на опасном производственном объекте, Радченко А.П. не предвидел наступления последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью ХБМ и в виде причинения среднего вреда здоровью ССВ, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть такие последствия.

Таким образом, своими действиями Радченко А.П. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 217 УК РФ – нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, то есть нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Сыров С.В. на основании трудового договора и приказа (распоряжения) №11/1, заключенного 1 апреля 2012 года с Закрытым акционерным обществом «Набережночелнинский трубный завод «ТЭМ-ПО», в последующем реорганизованным в Акционерное общество «Набережночелнинский трубный завод ТЭМ-ПО» (далее по тексту – АО «НТЗ «ТЭМ-ПО»), Сыров С.В. назначен на должность заместителя технического директора АО «НТЗ «ТЭМ-ПО».

Сыров С.В., прошедший согласно протоколу № 43-16-8382 от 26 октября 2016 года проверку знаний требований охраны труда по программе «Обучение и проверка знаний руководителей специалистов по вопросам охраны труда», в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязан: обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также в соответствии с должностной инструкцией заместителя технического директора АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ДИ-2012/2, утвержденной 01 апреля 2012 года генеральным директором ЗАО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ШРФ, обязан:

осуществлять общее руководство производственно – хозяйственной деятельностью производства;

организовывать текущее производственное планирование, учет, составление и своевременное представление отчетности о производственной деятельности подчиненных подразделений, организовывать работу по правильному применению форм и систем заработной платы и материального стимулирования;

контролировать организацию и проведение работ в подчиненных подразделениях в соответствии с утвержденными технологическими регламентами, картами, схемами, обеспечивать технически правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств, безопасные и здоровые условия труда, а также своевременное предоставление работающим льгот по условиям труда;

контролировать соблюдение требований действующего трудового законодательства и нормативных документов предприятия относительно порядка привлечения и организации работы персонала подчиненных подразделений в выходные, нерабочие праздничные дни, сверхурочно; контролировать ведение документации на объекты, подконтрольные органам государственного надзора и другие объекты повышенной опасности; координировать работу начальников подчиненных подразделений, определять полномочия, должностные обязанности и ответственность подчиненного персонала;

организовывать и контролировать работу по обеспечению безопасности эксплуатируемого производственного оборудования, по замене и модернизации оборудования, не соответствующих требованиям безопасности;

осуществлять контроль в подчиненных подразделениях: за соблюдением норм расхода производственных ресурсов, за ведением первичной учетной документации, соблюдением финансовой и штатной дисциплины, соблюдением принятых на предприятии локальных нормативных документов, соблюдением технологического процесса; руководить разработкой мероприятий по предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства; осуществлять контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор.

Заместитель технического директора имеет право:

давать распоряжения и указания руководителям подчиненных подразделений по вопросам производственной и хозяйственной деятельности производства, осуществлять необходимый контроль их выполнения;

требовать от соответствующих структурных подразделений предприятия своевременного выполнения производственных заданий, своевременного обеспечения заданий сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, оборудованием, приспособлениями, инструментом и технологической оснасткой;

отменять распоряжения подчиненных ему руководителей, противоречащие требованиям нормативных документов.

Заместитель технического директора несет ответственность: за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством РФ; за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии с приказом управляющего АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ШРФ «Об организации и осуществлении производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений» № 220/1505 от 10 июня 2020 года следует, что ответственным за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, назначен заместитель технического директора Сыров С.В., прошедшего аттестацию по «Промышленной безопасности» в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора (протокол от 26 октября 2016 года № 43-16-8382).

Однако, 01 августа 2020 года примерно в 19 часов 00 минут заместитель технического директора АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» Сыров С.В., действуя небрежно, не проявив необходимую внимательность и предусмотрительность о безопасности работников при погрузочно-разгрузочных работах на опасном производственном объекте А43-06834-0001 «Площадка мостового крана участка контейнерного», зарегистрированном в государственном реестре опасных производственных объектов 30 октября 2014 года, IV класса опасности, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Моторная, д. 38, с применением мостового крана КМ - 50 заводской № 3294 участка № 43-21-11010-ПС грузоподъемностью 50 тонн, мостового крана КМ – 32,5 заводской № 65749 грузоподъёмностью 32,5 тонны, мостового крана КМ заводской № 4853 грузоподъемностью 20 тонн, не обеспечил: осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте в соответствии с требованиями, установленными Федеральными законами, нормативно-правовыми актами, нормативно-техническими документами, утвержденными Правительством Российской Федерации, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а именно: отсутствует соответствующий график проведения комплексных, целевых и оперативных проверок на 2020 год; согласно положению о производственном контроле не проводятся оперативные и целевые проверки; отсутствует план мероприятий по результатам проверок, проведения анализа состояния промышленной безопасности; не вносятся руководителю организации предложения о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности; не приостанавливаются работы, осуществляемые на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде; не приняты меры по предупреждению нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемного сооружения; не выявлены опасные факторы на рабочих местах - нахождение трех мостовых кранов на близком расстоянии друг от друга, один вне рабочем состоянии на месте; не обеспечено неукоснительное соблюдение специалистами Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», должностных и производственных инструкций (специалиста по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственный объектов, специалиста, ответственного за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии, крановщиками); не внесены предложения о работах с применением подъемного сооружения, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или угрозу возникновения аварий (инцидентов), о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности; приостановление подъемных сооружений, не поставленных на учет в органах Ростехнадзора проведенных экспертиз промышленной безопасности в связи с истечением срока службы: крана мостового электрического двухбалочного опорный КМ 32.5.00.00.ПС, индекс крана 32/5-5К, грузоподъемностью 32/5 тонн предприятие изготовитель - Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца в 1994 году г. Узловая Монтаж мостового крана в АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» в 2015 году, на контейнерном участке заводской № 65749, грузоподъемностью Q=32/5 т, крана мостового электрического двухблочного индекс 1-А-20-28.5-10 смонтирован в ЗАО «КЗМК «ТЭМПО» в 2018 году, изготовлен в 1998 году предприятием изготовителем – Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца г. Узловая на контейнерном участке, грузоподъемность 20 тонн, заводской № 4853, работу комиссии с участием представителя федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и специализированной организации, осуществляющий монтаж для принятия решения о возможности пуска подъемного сооружения в работу после монтажа кранов; штат работниками опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиям, а именно: отсутствует аттестованный специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения, специалисты ответственные за безопасные производства работ с применением подъемного сооружения (при работе круглосуточном режиме); проведение плановых и внеочередных проверок рельсовых путей не реже одного раза в год под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения с оформлением акта по результатам проведенных проверок; не обеспечил осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Вследствие допущенных Сыровым С.В. нарушений норм и правил в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах при ведении разгрузочно-погрузочных работ с применением подъемного сооружения, 02 августа 2020 года в период времени с 01 часов 00 минут до 02 часов 30 минут, в рабочее время, на опасном производственном объекте А43-06834-0001 «Площадка мостового крана участка контейнерного», расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Моторная, д. 38, произошло разрушение подкрановых путей мостового крана КМ-50 зав. №3294 уч. №43-21-11010-ПС г/п-50 т., КМ-32,5 зав. № 65749 г/п 32,5 т., КМ зав. №4853 г/п 20 т., принадлежащего АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ось А-1А, Б-1Б-2Б-3Б с находящимися крановщиками ХБМ и ССВ в кабинах мостовых кранов.

В результате разрушения подкрановых путей мостового крана, ХБМ были получены телесные повреждения в виде закрытого компрессионно-оскольчатого перелома тела 1 поясничного позвонка, закрытого перелома переднего нижнего угла 3 поясничного позвонка с повреждением спинного мозга и нарушением функции тазовых органов, кровоподтеков в ягодичной области, в области бедер, которые причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; а также ССВ были получены телесные повреждения в виде кровоподтека за правым ухом головы, который не причинил вред здоровью человека, так как не повлекло за собой кратковременного расстройства здоровью или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности и кровоподтеков в поясничном отделе позвоночника, перелома тела 1 поясничного позвонка, тип А3, которые причинили средней тяжести вред здоровью, так как повлекли за собой длительное расстройство здоровья продолжительностью свыше 3-х недель.

Согласно акта о несчастном случае на производстве от 23 сентября 2020 года, причинами несчастного случая явились:

- в ходе выполнения строительно-монтажных работ при устройстве крановой эстакады была допущена ошибка в установке крайних колонн под поперечную ферму, что вызвало необходимость переноса места крепления опорной плиты на поперечной ферме для крепления пролетной балки и продольных ферм. Нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-Ф3 от 21 июля 1997 года, п. 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533): п. 36. Фундамент под установку ПС или рельсовый путь (для ПС на рельсовом ходу) должен соответствовать проекту. Указанное соответствие должно подтверждаться актом сдачи-приемки монтажного участка пути или актом сдачи-приемки рельсового пути под монтаж, если к проведению монтажа путь монтировался на всю рабочую длину.

- появление и развитие в процессе эксплуатации трещины в несущем элементе строительной металлической конструкции, образовавшейся в результате конструктивных недоработок, являющихся невыполнением требований СП 43.13330.2012 «Сооружения промышленных предприятий». Нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-Ф3 от 21 июля 1997 года, п. «н» п. 255 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533: п. 255. Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что: н) здания, сооружения, конструкции, воспринимающие нагрузки от ПС, имеют недопустимые дефекты (трещины, деформации, разрушения), превышающие допустимые величины, установленные в эксплуатационных документах на здания, сооружения, конструкции.

- разгрузка полувагонов с рулонами листового металла весом 30 тонн осуществлялась без применения специального грузозахватного приспособления (захвата). Нарушение п. 2.6.1. Технологической карты на погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов мостовыми кранами грузоподъемностью от 10 тонн до 50 тонн, утвержденная техническим директором АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» Сыровым С.В. 07.02.2018г. Нарушение п. 117, п.п. «з» п. 255 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533.

- кантовка рулонов листового металла осуществлялась непосредственно в полувагонах, без использования специальных кантовальных площадок с амортизирующей поверхностью. Нарушение п. 2.6.2. Технологической карты на погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов мостовыми кранами грузоподъемностью от 10 тонн до 50 тонн, утвержденная техническим директором АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» Сыровым С.В. 07.02.2018г. Нарушение п.п. «з» п. 255 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533.

При этом лицом, допустившим нарушения правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, повлекшее наступление несчастного случая с работниками АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ХБМ и ССВ является заместитель технического директора АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» Сыров С.В., который будучи ответственным должностным лицом неудовлетворительно организовал работу, а именно не обеспечил:

- осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте в соответствии с требованиями, установленными Федеральными Законами, нормативно-правовыми актами, нормативно-техническими документами, утвержденными Правительством Российской Федерации, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а именно: отсутствует соответствующий график проведения комплексных, целевых и оперативных проверок на 2020 год; согласно положению о производственном контроле, не проводятся оперативные и целевые проверки; отсутствует план мероприятий по результатам проверок, проведения анализа состояния промышленной безопасности; не вносятся руководителю организации предложения о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности; не приостанавливаются работы, осуществляемые на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде; не приняты меры по предупреждению нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации ПС; не выявлены опасные факторы на рабочих местах - нахождение трех мостовых кранов на близком расстоянии друг от друга, один вне рабочем состоянии на месте; не обеспечено неукоснительное соблюдение специалистами Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», должностных и производственных инструкций (специалиста по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности ОПО, специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, крановщиками); не внесены предложения о работах с применением ПС, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или угрозу возникновения аварий (инцидентов), о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности.

- приостановление подъемных сооружений, не поставленных на учет в органах Ростехнадзора проведенных экспертиз промышленной безопасности в связи с истечением срока службы: кран мостовой электрический двухбалочный опорный КМ 32.5.00.00.ПС, индекс крана 32/5-5К, г/п 32/5 т. предприятие изготовитель - Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца в 1994 году г. Узловая. Монтаж мостового крана в АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» в 2015 году, на контейнерном участке заводской № 65749, грузоподъемность Q=32/5 т.; кран мостовой электрический двухблочный индекс 1-А-20-28.5-10 смонтирован в ЗАО «КЗМК «ТЭМПО» в 2018 году, изготовлен в 1998 г. предприятие изготовитель - Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца г. Узловая на контейнерном участке, г/п 20 т., заводской № 4853.

- работу комиссии с участием представителя федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и специализированной организации, осуществляющий монтаж для принятия решения о возможности пуска ПС в работу после монтажа кранов.

- штат работниками опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиям, а именно: отсутствует аттестованный специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалисты ответственные за безопасные производства работ с применением ПС (при работе круглосуточном режиме).

- проведение плановых и внеочередные проверок рельсовых путей не реже одного раза в год под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС с оформлением акта по результатам проведенных проверок.

- не обеспечил осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, что является нарушением п. 1 Приказа АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» «Об организации и осуществлении производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений» № 42/331 от 29.01.2018 года; п. 23ж, п. 213, 214, п.п. «в», «и» п. 255, 149, 141 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533, зарегистрированных в Минюсте РФ 31 декабря 2013 года, регистрационный № 30992; ст. 9, ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 11 «Правил по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (с изменениями на 1 февраля 2005 года) постановления Правительства РФ № 263 от 10.03.1999; ст. 212 ТК РФ.

Причиной несчастного случая с работниками АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ХБМ и ССВ явилось то, что заместитель технического директора Сыров С.В. не обеспечил должный контроль за соблюдением работниками инструкции по охране труда, а также допустил нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причинами несчастного случая.

Нарушив вышеуказанные правила охраны труда и безопасности при ведении погрузочно-разгрузочных работ на опасном производственном объекте, Сыров С.В. не предвидел наступления последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью ХБМ и в виде причинения среднего вреда здоровью ССВ, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть такие последствия.

Таким образом, своими действиями Сыров С.В. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 217 УК РФ – нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, то есть нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Подсудимыми Радченко А.П., Сыровым С.В., и их защитниками - адвокатами Богомоловым Д.В., Валишиным К.Г. в судебном заседании заявлены ходатайства о прекращении уголовного преследования и уголовного дела в отношении подсудимых в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Государственный обвинитель Галимарданова Э.Р. не возражала против прекращения уголовного преследования в отношении Радченко А.П. и Сырова С.В. по ч. 1 ст. 217 УК РФ, поскольку двухлетний срок давности привлечения к уголовной ответственности за данное преступление истек.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы уголовного дела, суд считает возможным удовлетворить заявленные ходатайства.

В соответствии со ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года, уголовное дело и уголовное преследование подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 217 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести, согласно предъявленному обвинению, совершено Радченко А.П. и Сыровым С.В. в период с 1 августа 2020 года по 2 августа 2020 года.

Таким образом, сроки давности привлечения Радченко А.П. и Сырова С.В. к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 217 УК РФ, истекли, уголовное преследование в отношении них подлежит прекращению.

При этом суд учитывает, что Радченко А.П. и Сыров С.В. от следствия и суда не уклонялись, в розыске не находились, на прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию согласились. Кроме того, подсудимые сообщили суду, что все правовые последствия прекращения уголовного дела и уголовного преследования по нереабилитирующему основанию им ясны и понятны.

Руководствуясь ст. 78 УК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 254 УПК РФ, суд

постановил:

прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении Радченко Артема Пантелеевича, ... и Сырова Сергея Владимировича, ... по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 217 УК РФ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, освободив их от уголовной ответственности на основании п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Радченко А.П. и Сырова С.В. отменить.

Вещественные доказательства по настоящему уголовному делу:

- копии должностной инструкции заместителя технического директора ДИ – 2012/2 от 1 апреля 2012 года; должностной инструкции начальника крановой службы, службы технического директора АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» от 15 января 2018 года; должностной инструкции заместителя начальника отдела жд обеспечения ДИ №06-32/2017 от 9 июня 2017 года; должностной инструкции для специалиста ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, крановой службы технического директора АО «НТЗ «ТЭМПО» ДИ №002-2018 от 15 января 2018 года; должностной инструкции для специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» ДИ №003-2018 от 10 января 2018 года; технологической карты на погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов мостовыми кранами от 7 февраля 2018 года; акта о соответствии параметров построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства от 5 ноября 2015 года; приказа (распоряжения) о приеме на работу Радченко А.П. №169 от 18 апреля 2014 года; должностной инструкции начальника крановой службы, службы технического директора АО «НТЗ «ТЭМ-ПО» от 1 февраля 2017 года; удостоверения №11 выданного Радченко А.П.; приказа №220/1505 от 10 июля 2020 года; выписки из протокола №43-20-192 от 17 февраля 2020 года; выписки из протокола №43-19-14 от 29 ноября 2019 года - хранить при уголовном деле.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий «подпись» Ахунова А.В.

...

Постановление12.09.2022