Дело № 1-44/2023 (1-497/2022;)
УИД 91RS0001-01-2022-006024-68
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе председательствующего судьи – Романенковой Е.Ю.,
с участием государственного обвинителя – Кельбиханова Р.К.,
подсудимого – Осипенко В.В.,
защитника – адвоката – Панфилова В.Д.,
при помощнике судьи – Курьяновой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Осипенко Валерия Васильевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Украины, гражданина Российской Федерации, с высшим образованием, женатого, не имеющего на иждивении детей, работающего директором ООО «Донбасс-Анко», зарегистрированного и проживающего: <адрес>, б<адрес>А, <адрес>, ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а,г» ч. 2 ст. 194 УК Российской Федерации, -
установил:
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Приложение № к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), (Далее по тексту - ТК ЕАЭС), незаконным перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее по тексту – Союз) является, кроме прочего, перемещение товаров через таможенную границу с недекларированием товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Союза, после пересечения таможенной границы Союза и до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены главами 2, 14, 16 ТК ЕАЭС, а в отношении отдельных категорий товаров главами 37 – 43 ТК ЕАЭС. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.
Также, согласно пункта 2 статьи 56 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС – также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.
В соответствии с пунктом 5 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС (при ввозе товаров) таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 4 статьи 56 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 82 ТК ЕАЭС, таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами.
Согласно пункту 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.
Статьей 311 ТК ЕАЭС предусмотрено, что объектами таможенного контроля являются товары, находящиеся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
Согласно пункту 1 статьи 458 ТК ЕАЭС, транспортные средства международной перевозки, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС до вступления в силу ТК ЕАЭС (до 01 января 2018 года), находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС и подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с положениями главы 38 ТК ЕАЭС.
Из подпункта 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС следует, что транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования;
Транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и используются на таможенной территории ЕАЭС и подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с положениями главы 38 ТК ЕАЭС (статья 272 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства международной перевозки находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий, установленных статьей 275 ТК ЕАЭС.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 275 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства международной перевозки должны находиться в фактическом владении и пользовании лиц, осуществляющих их ввоз на таможенную территорию ЕАЭС, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей допускается передача таких транспортных средств иным лицам.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС предусмотрено, что на таможенной территории ЕАЭС не допускаются использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 279 ТК ЕАЭС использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренних перевозок либо их передача иным лицам допускается при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.
Согласно пункту 7 статьи 279 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 статьи 279 ТК ЕАЭС.
Из подпункта 1 пункта 8 статьи 279 ТК ЕАЭС следует, что при наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается: 1) в случае совершения действий, указанных в пункте 4 статьи 275 ТК ЕАЭС, - первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен, - день выпуска таких товаров в качестве временно ввезенных транспортных средств международной перевозки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 279 ТК ЕАЭС, при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 статьи 279 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению лицом, совершившим действия, указанные в пункте 4 статьи 275 ТК ЕАЭС, либо утратившим временно ввезенные транспортные средства международной перевозки.
Согласно пункту 10 статьи 279 ТК ЕАЭС, при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате, как если бы временно ввезенное транспортное средство международной перевозки помещалось под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если иной размер не предусмотрен пунктами 11 и 12 настоящей статьи. Для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на транспортное средство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС возникает при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕС возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС – также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.
Осипенко В.В., с ДД.ММ.ГГГГ является учредителем и руководителем общества с ограниченной ответственностью «Донбасс-АНКО» (далее по тексту ООО «Донбасс-АНКО»), зарегистрированного на территории Украины по адресу: <адрес>, основной вид деятельности юридического лица – неспециализированная оптовая торговля. В собственности и в пользовании ООО «Донбасс-АНКО» находятся транспортные средства: грузовой седельный тягач марки SCANIA, модель G 380, VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА8091МА, полуприцеп WIELTON NW – 3, VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА 3873 ХО, грузовой седельный тягач SCANIA, G 380 VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА 8092 МА, полуприцеп WIELTON NV-3, VIN №, 2011 г.в., регистрационный номер АА3872ХО, принадлежащие ООО «РАЙФФАЙЗЕН ЛИЗИНГ АВАЛЬ» (Украина); грузовой седельный тягач DAF FT XF 105.460, VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА7869 КТ, полуприцеп OMEPS CM 35, VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА 3392 ХО, грузовой седельный тягач DAF FT XF 105.460 VIN №, 2011 г.в., регистрационный номер АА 7876 КТ, полуприцеп OMEPS CM 35 VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА 3395 ХО, принадлежащие ООО «ОТП ЛИЗИНГ» (Украина); грузовой седельный тягач DAF FT СF 85.460 VIN XLRTE85MС0E940693, 2012г.в., регистрационный номер АН 6669 НР, полуприцеп ALI RIZA USTA A3 YY VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6179 ХР, полуприцеп OMEPS CM 35 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 7430 ХР, грузовой седельный тягач DAF FT XF 105.460 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН6190НТ, полуприцеп OMEPS CM 35 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6258 ХР, грузовой седельный тягач DAF FTC85.460 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН2306НТ, грузовой седельный тягач DAF FTC85.460 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 66 55 НР, полуприцеп OMEPS CM 35 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6257 ХР, грузовой седельный тягач DAF FTC85.460 VIN №, 2012 г.в., регистрационный номер АН 23 05 НТ, полуприцеп KAESSBOHRER SSL VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6826 ХР, полуприцеп ALI RIZA USTRA A31Y VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6177ХР, грузовой седельный тягач DAF FTC85.460 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 23 07 НТ, принадлежащие ООО «Донбасс-АНКО» (Украина); полуприцеп WIELTON NV-3 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АА 6455 ХО, грузовой самосвал DAF FAD CF 85 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АА 75 63 MI, грузовой самосвал DAF FAD CF 85 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АА 75 68 MI, принадлежащие ООО «ВИЭЙБИ ЛИЗИНГ» (Украина); полуприцеп SAMRO SR 388 VIN №, 1999г.в., регистрационный номер АН 7516 ХТ, принадлежащий ФИО5 которые были перемещены с территории Украины через таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республику Крым в процессе осуществления ООО «Донбасс-АНКО», возглавляемым Осипенко В.В. предпринимательской деятельности, в достоверно неустановленные даты и время, не позднее 21 ноября 2014 года.
В достоверно неустановленное в ходе следствия время, не позднее 21 ноября 2014 года, у Осипенко В.В., которому в силу занимаемой должности руководителя ООО «Донбасс-АНКО» было достоверно известно о нахождении на территории Республики Крым грузовых автомобилей и полуприцепов, принадлежащих ООО «Донбасс-АНКО», а также находящихся в пользовании данного юридического лица, зарегистрированных на территории Украины и являющихся транспортными средствами международной перевозки, и Осипенко А.В., с целью извлечения прибыли от коммерческой деятельности по осуществлению грузоперевозок по территории Российской Федерации, возник совместный преступный умысел на уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере. Для реализации преступного умысла, Осипенко В.В. и Осипенко А.В., действуя из корыстных побуждений, разработали совместный план совершения преступления с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, которые подлежали бы уплате в случае помещения указанных 24 транспортных средств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для возможности их законного использования в коммерческих целях. Так, согласно задуманного, для осуществления предпринимательской деятельности по грузоперевозкам по территории Российской Федерации на грузовых транспортных средствах, принадлежащих и находящихся в пользовании ООО «Донбасс-АНКО», зарегистрированных на территории Украины и являющихся транспортными средствами международной перевозки, без таможенного оформления транспортных средств в установленном законом порядке, сын Осипенко В.В. – Осипенко А.В. должен был зарегистрировать согласно законодательства Российской Федерации коммерческую организацию, занимающуюся грузовыми перевозками, после чего, Осипенко В.В. и Осипенко А.В., для придания вида правомерного владения и использования указанными транспортными средствами международной перевозки при осуществлении грузовых перевозок для нужд сторонних организаций, подпишут договор аренды транспортных средств с экипажем, в соответствии с условиями которого, ООО «Донбасс-АНКО» в лице Осипенко В.В. передаст ООО «АЛЕВ ГРУПП» в лице Осипенко А.В., во временное возмездное владение и пользование, принадлежащие ООО «Донбасс-АНКО» грузовые автомобили и полуприцепы к ним в общем количестве не менее 24 транспортных средств. Далее, указанные транспортные средства будут использованы для перевозок грузов сторонних организаций в рамках заключенных ООО «АЛЕВ ГРУПП» договоров для получения прибыли от перевозок.
ДД.ММ.ГГГГ, Осипенко А.В., согласно ранее достигнутой со своим отцом Осипенко В.В. договоренности, в соответствии с законодательством Российской Федерации создано ООО «АЛЕВ ГРУПП», юридический адрес: 295493, <адрес>, пгт. Грэсовский, <адрес> этаж 3 офис 3.5, основной вид деятельности: деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (52.29). С периода создания ООО «АЛЕВ ГРУПП», фактическим руководством финансово – хозяйственной деятельностью занимался Осипенко В.В. совместно с сыном Осипенко А.В.
ДД.ММ.ГГГГ, Осипенко В.В. и Осипенко А.В., для придания вида правомерного владения и использования указанными транспортными средствами международной перевозки при осуществлении грузовых перевозок для нужд сторонних организаций и извлечения прибыли от коммерческой деятельности, заключен договор аренды транспортного средства с экипажем (водителем) №, согласно которого, ООО «Донбасс - АНКО» в лице Осипенко В.В. передало ООО «АЛЕВ ГРУПП» в лице Осипенко А.В. во временное возмездное владение и пользование, принадлежащие ООО «Донбасс-АНКО» грузовые автомобили и полуприцепы к ним в общем количестве не менее 24 транспортных средств. Таким образом, директором ООО «Донбасс-АНКО» Осипенко В.В. были переданы ООО «АЛЕВ ГРУПП», принадлежащие указанному украинскому предприятию, в том числе 24 транспортных средства по договору аренды транспортного средства с экипажем (водителем) №, в нарушение подпунктов 1, 2 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС без помещения иностранных товаров под таможенные процедуры и уплаты таможенных платежей.
В дальнейшем, Осипенко В.В. и Осипенко А.В., в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляя фактическое руководство деятельностью ООО «АЛЕВ ГРУПП», в нарушение таможенного законодательства ЕАЭС, организовали незаконное использование указанных транспортных средств международной перевозки без таможенного оформления и уплаты таможенных платежей, в качестве транспорта для перевозки грузов по территории ЕАЭС, в рамках ряда договоров на оказание ООО «АЛЕВ ГРУПП» услуг по перевозки грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации, заключенных от имени ООО «АЛЕВ ГРУПП»: договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «КРОСС»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Магнит Инвест»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «УПТК «Молодежное»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «АВТОБЕТОН»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «СВ-ЦЕМЕНТ»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Бетосити»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «БауМикс»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЭЛИСТРОЙ - НОВА»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Асфальтобетонный завод-ВАД»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ВЕКТОР-КРЫМ»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ВЗМП-РЕГИОН»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «КРЫМКОМ»; договора №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «КРЫМБЕТОН»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Монолит-Альянс»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «КРЫМ-ИНВЕСТСТРОЙ»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ИНТЕРСЕРВИС ГРУПП»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «КОДАР»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Индустриальный союз развития»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Евразия-Транзит Авто»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «БЕТАС-ЮГ»; договор №/ТР от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «КрымТрансЛогистик»; договор №Р от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ПРОМРЕСУРС»; а также без заключения договоров с индивидуальным предпринимателем ФИО7, ООО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия».
ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной таможенной проверки проводимой в отношении ООО «АЛЕВ ГРУПП» при осмотре помещений и территорий по адресу: <адрес>, пгт. Грэсовский, <адрес> было установлено нахождение 24 единиц транспортной техники с иностранными регистрационными номерами Украины, а именно грузовой седельный тягач марки SCANIA, модель G 380, VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА8091МА, полуприцеп WIELTON NW – 3, VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА 3873 ХО, грузовой седельный тягач SCANIA, G 380 VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА 8092 МА, полуприцеп WIELTON NV-3, VIN №, 2011 г.в., регистрационный номер АА3872ХО, грузовой седельный тягач DAF FT XF 105.460, VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА7869 КТ, полуприцеп OMEPS CM 35, VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА 3392 ХО, грузовой седельный тягач DAF FT XF 105.460 VIN №, 2011 г.в., регистрационный номер АА 7876 КТ, полуприцеп OMEPS CM 35 VIN №, 2011г.в., регистрационный номер АА 3395 ХО; грузовой седельный тягач DAF FT СF 85.460 VIN XLRTE85MС0E940693, 2012г.в., регистрационный номер АН 6669 НР полуприцеп ALI RIZA USTA A3 YY VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6179 ХР, полуприцеп OMEPS CM 35 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 7430 ХР, грузовой седельный тягач DAF FT XF 105.460 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН6190НТ, полуприцеп OMEPS CM 35 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6258 ХР, грузовой седельный тягач DAF FTC85.460 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН2306НТ, грузовой седельный тягач DAF FTC85.460 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 66 55 НР, полуприцеп OMEPS CM 35 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6257 ХР, грузовой седельный тягач DAF FTC85.460 VIN №, 2012 г.в., регистрационный номер АН 23 05 НТ, полуприцеп KAESSBOHRER SSL VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6826 ХР, полуприцеп ALI RIZA USTRA A31Y VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 6177ХР, грузовой седельный тягач DAF FTC85.460 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АН 23 07 НТ, принадлежащие ООО «Донбасс-АНКО» (Украина); полуприцеп WIELTON NV-3 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АА 6455 ХО, грузовой самосвал DAF FAD CF 85 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АА 75 63 MI, грузовой самосвал DAF FAD CF 85 VIN №, 2012г.в., регистрационный номер АА 75 68 MI, принадлежащие ООО «ВИЭЙБИ ЛИЗИНГ» (Украина); полуприцеп SAMRO SR 388 VIN №, 1999г.в., регистрационный номер АН 7516 ХТ.
По результатам выездной таможенной проверки установлено, что Осипенко В.В. нарушены требования п.п. 1, 2 п. 4 ст. 275 ТК ЕАЭС, ДД.ММ.ГГГГ Крымской таможней в адрес плательщика ООО «Донбасс – АНКО» вынесено уведомление №/У2020/0000035, а также в адрес лица, несущего солидарную обязанность ООО «Алев Групп» вынесено уведомление №/У2020/0000036 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. Сумма неисполненной Осипенко В.В. обязанности по уплате таможенных платежей, без учета пеней, составила 18455955,54 руб.
В силу пункта 4 статьи 56 ТК ЕАЭС в связи с неустановлением даты пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС, срок уплаты таможенных платежей за транспортные средства, принадлежащие ООО «Донбасс-АНКО» наступил ДД.ММ.ГГГГ
При этом, лицом, обладающим полномочиями в отношении вышеустановленных иностранных транспортных средств с регистрационными номерами Украины являлся директор ООО «Донбасс-АНКО» Осипенко В.В., который совместно с Осипенко А.В. организовал на указанных иностранных транспортных средствах, имеющих на территории ЕАЭС статус транспортных средств международной перевозки, внутренние перевозки товаров.
В связи с нарушением Осипенко В.В. и Осипенко А.В. подпунктов 1,2 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС, Осипенко В.В. и Осипенко А.В. подлежит исполнению солидарная обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении ТСМП:
Согласно заключению специалистов от ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении транспортных средств с иностранными регистрационными номерами Украины принадлежащих «Донбасс- АНКО» 18455955, 54 рублей.
Таким образом, Осипенко В.В. и Осипенко А.В., действуя совместно и согласованно, в нарушение требований таможенного законодательства ЕАЭС, совершили заранее спланированные умышленные действия, направленные на незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза и использование для внутренних перевозок на таможенной территории Евразийского экономического союза 24 ТСМП без уплаты ввозных таможенных платежей.
Действия Осипенко В.В., органами предварительного следствия квалифицированы по п.п. «а», «г» ч.2 ст.194 УК РФ - уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере.
В ходе судебного заседания защитник подсудимого – адвокат Панфилов В.Д. заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Осипенко В.В., указав, что в соответствии с ч.3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 №5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народнои? Республики и образовании в составе Российской? Федерации нового субъекта - Донецкой Народнои? Республики») (далее - Закон №5- ФКЗ) следует, что ДНР считается принятой в Россию с даты подписания Договора о принятии в Россию ДНР и образовании в составе России нового субъекта (30.09.2022), а следовательно подлежит применению ст. 10 УК РФ.
Подсудимый поддержал ходатайство своего защитника.
Государственный обвинитель не возражал о прекращении уголовного дела в отношении Осипенко В.В. по ст. 10 УК РФ при изложенных защитником обстоятельствах, указав, что иного состава преступления в действиях подсудимого не имеется.
По смыслу статьи 4 Договора о принятии во взаимосвязи со статьями 67 и 71 (пункт «н») Конституции России регулирование вопросов государственной границы Российской Федерации после принятия ДНР в Россию направлено на обеспечение целостности и неприкосновенности территории России и на защиту этих и других конституционных ценностей на всей территории России, включая вновь образованный субъект России. Статья 8 Договора о принятии определяет действие на территории ДНР законодательных и иных нормативных правовых актов в связи с принятием в Россию, имеет целью ее интеграцию в Российскую правовую систему при обеспечении максимальной? стабильности правового регулирования и избежание в нем пробелов, затрудняющих реализацию прав, свобод и законных интересов граждан и организации?.
Исходя из статьи 3 Закона №5-ФКЗ пределы территории ДНР определяются границами территории ДНР, установленными Конституцией ДНР на день ее образования и на день принятия в Россию ДНР и образования в составе России нового субъекта. Граница ДНР, сопряженная с территориеи? иностранного государства, является Государственнои? границеи? России.
Со дня принятия в Россию ДНР и образования в составе России нового субъекта и до 01.01.2026 деи?ствует переходныи? период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта России в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, в систему её органов государственнои? власти (статья 36 Закона №5-ФКЗ).
Законодательство России о таможенном регулировании применяется на территории ДНР с 01.01.2023. Особенности применения в течение переходного периода нормативных правовых актов ДНР и законодательства России устанавливаются Правительством России (часть 13 статьи 31 Закона №5-ФКЗ).
Пунктом 1 Особенностеи? применения законодательства России?скои? Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в России?скую Федерацию Донецкои? Народнои? Республики, Луганскои? Народнои? Республики, Запорожскои? области и Херсонскои? области, утвержденных постановлением Правительства России?скои? Федерации от 02.12.2022 №2215 «Об утверждении особенностеи? применения законодательства России?скои? Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в России?скую Федерацию Донецкои? Народнои? Республики, Луганскои? Народнои? Республики, Запорожскои? области и Херсонскои? области» (далее - Особенности) отменен таможенныи? и иные виды государственного контроля, осуществление которого возложено на таможенные органы (за исключением мер по защите государственнои? безопасности, осуществляемых в порядке, установленном соглашениями территориальных органов федерального органа исполнительнои? власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, с иными уполномоченными на принятие таких мер территориальными органами федеральных органов исполнительнои? власти), в том числе на границах территории ДНР, сопредельнои? с территориями других субъектов России.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Особенностеи?, товары, находящиеся на день принятия в России?скую Федерацию Донецкои? Народнои? Республики, Луганскои? Народнои? Республики, Запорожскои? области и Херсонскои? области и образования в составе России?скои? Федерации новых субъектов на территории России?скои? Федерации, ввезенные с территории? указанных субъектов, - со дня принятия в России?скую Федерацию Донецкои? Народнои? Республики, Луганскои? Народнои? Республики, Запорожскои? области и Херсонскои? области и образования в составе России?скои? Федерации новых субъектов, рассматриваются как «товары Союза», указанные в подпункте 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.
В силу части 2 статьи 54 Конституции России?скои? Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новыи? закон.
Согласно статье 10 УК Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость (часть первая); если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом (часть вторая).
Таким образом, товары, ввезенные с территории Донецкои? Народнои? Республики, Луганскои? Народнои? Республики, Запорожскои? и Херсонскои? областеи? на территорию России?скои? Федерации до 30.09.2022 без прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежеи?, не следует считать незаконно перемещенными через таможенную границу для целеи? уплаты таможенных платежеи? и применения ответственности, установленнои? Главои? 16 КоАП РФ, ст. 194 УК РФ, статьеи? 270 ТК ЕАЭС, статьеи? 72 Закона №89-ФЗ.
Следовательно, исключена объективная сторона преступления, которая выражается в активном действии, направленном на уклонение от уплаты таможенных платежей.
Все вышеперечисленное, позволяет сделать вывод о возможности применения судом ст. 10 УК РФ и прекращении уголовного дела.
В данном случае после вхождения ДНР в состав России незаконныи? ввоз спорных товаров устранен, тем самым устранена обязанность по уплате таможенных платежеи? за данные товары, а вследствие чего в данный момент в действиях Осипенко В.В. отсутствует объективная сторона преступления, предусмотренного п. п. «а,г» ч. 2 ст. 194 УК РФ, что, в связи с принятием данного Закона, исключает его наказуемость за ранее содеянное, так как указанное обстоятельство улучает его положение, имея обратную силу, а его действия не образуют какого-либо иного состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 10 УК РФ, согласно которым уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, суд приходит к выводу о том, что общественно-опасное деяние, в совершении которого в рамках уголовного дела обвиняется Осипенко В.В., в настоящее время не образует состава преступления, предусмотренного п.п. «а,г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в силу отсутствия объективной стороны данного преступления. Данное обстоятельство влечет прекращение производства по делу за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного указанной статьей, на основании ч. 2 ст. 24 УПК РФ, поскольку уголовная ответственность за деяние, в совершении которого обвиняется Осипенко В.В, устранена в силу принятия Федерального Конституционного Закона №.
Вещественными доказательствами следует распорядиться в соответствии со ст. 81 УПК РФ.
Меру процессуального принуждения обязательство о явке отменить.
Гражданский иск по делу не заявлен.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным Конституционным Законом от 4 октября 2022 № 8-ФКЗ; ст. 10 УК РФ, ч.2 ст. 24, п.1 ст.254 УПК Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело в отношении Осипенко Валерия Васильевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а,г» ч. 2 ст. 194 УК Российской Федерации, производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления, в связи с устранением новым Законом преступности и наказуемости совершенного им деяния, то есть на основании ст. 10 УК РФ, и в соответствии с ч. 2 ст. 24 УПК Российской Федерации.
Меру процессуального принуждения – обязательство о явке – отменить.
Вещественные доказательства:
- материалы оперативно – розыскной деятельности, проведенные УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ), содержащие сведения о коммерческой деятельности директора иностранного юридического лица ООО «Донбасс-Анко» Осипенко В.В. – хранить в материалах уголовного дела (т.3 л.д.85-87);
- грузовой седельный тягач марки «DAF CF 85.460» рег.номер АН6655НР, VIN: №; полуприцеп цементовоз марки «OMEPS CM 35» рег.номер АН6257ХР, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «DAF FT ХF 105.460» рег.номер АF7869RN, VIN: №; полуприцеп цементовоз марки «OMEPS CM 35» рег.номер АА3392ХО, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «DAF FT ХF 105.460» рег.номер АА7876КТ, VIN: №; полуприцепа цементовоз марки «OMEPS CM 35» рег.номер АН7430ХР, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «DAF FT ХF 105.460» рег.номер АН6190НТ, VIN: №; полуприцепа цементовоз марки «OMEPS CM 35» рег.номер АН6258ХР, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «SCANIA G 380» рег.номер АА8091МА, VIN: №; полуприцеп цементовоз марки «WIELTON» рег.номер АА3873ХО, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «DAF СF 85.460» рег.номер АН2305НТ, VIN: №; полуприцеп цементовоз марки «KAESSBOHRER» рег.номер АН6826ХР, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «DAF СF 85.460» рег.номер АН2306НТ, VIN: №; полуприцеп цементовоз марки «OMEPS CM 35» рег.номер АА3395ХО, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «DAF СF 85.460» рег.номер АН6669НР, VIN: №; полуприцеп цементовоз марки «ALI RIZA USTRA A31Y» рег.номер АН6179ХР, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «SCANIA G 380» рег.номер АА8092МА, VIN: №; полуприцеп цементовоз марки «WIELTON» рег.номер АА3872ХО, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «DAF СF 85.460» рег.номер АН2307НТ, VIN: №; полуприцеп цементовоз марки «WIELTON» рег.номер АА6455ХО, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «DAF СF 85.460» рег.номер АА7563MI, VIN: №; полуприцепа цементовоз марки «ALI RIZA USTRA A31Y» рег.номер АH6177ХP, VIN: №; грузовой седельный тягач марки «DAF СF 85.460» рег.номер АА7568MI, VIN: X№; полуприцеп цементовоз марки «SAMRO SR388» рег.номер АH7516ХT, VIN: № – переданы на ответственное хранение Осипенко Валерию Васильевичу – оставить по принадлежности ему же (т. 3 л.д. 123-131, 132-133);
- материалы таможенной проверки в отношении ООО «Алев – Групп», состоящие из 24 томов, не подшитых документов на 186 листах, оптического диска, опечатанные в трех коробках из-под бумаги формата А4 – переданные в камеру хранения вещественных доказательств Крымского ЛУ МВД России на транспорте под квитанцией 002062 от ДД.ММ.ГГГГ – оставить там же (т. 6 л.д. 20-22,23).
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение 15 суток со дня его постановления в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Председательствующий – судья Романенкова Е.Ю.