ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-463/2021 от 20.07.2021 Гуковского городского суда (Ростовская область)

61RS0013-01-2021-002208-71 Дело № 1-463/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Гуково Ростовской области «20» июля 2021 года

Гуковский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кошутина Д.П.,

при секретаре Волобуевой В.В.,

с участием государственного обвинителя – помощника прокурора г.Гуково Костиной В.Г.,

подсудимого Максимова В.Ю.,

защитника – адвоката Кульковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Максимова В.Ю., <данные изъяты>, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Подсудимый Максимов В.Ю. обвиняется в том, что он, будучи должностным лицом, в период времени с 15.03.2019 по 05.07.2019, не надлежаще исполнил свои должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностям по должности, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства при следующих обстоятельствах.

Так, Максимов В.Ю., назначен на должность директора МКУ «УКС и ЖКХ», в соответствии с распоряжением главы администрации <данные изъяты> от 21.11.2017 за , на основании которого с последним заключен трудовой договор от 21.11.2017, согласно должностной инструкции директора МКУ «Управление КС и ЖКХ» МО «Города <данные изъяты>» от 29.12.2018 за в его обязанности входит: в соответствии с п. 3.1 организовывать разработки и реализации городских целевых программ, участвовать в реализации областных и федеральных целевых программ, обеспечивать выполнения иных обязательств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с п.3.2 соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений локальных нормативных актов и трудового договора, обеспечивать планирование деятельности учреждения с учетом средств, получаемых из всех источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств, а также имущества учреждения по целевому назначению в соответствии с видами деятельности, установленными Уставом учреждения, а также использовать по целевому назначению выделенные учреждению бюджетных средств, обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операции.

В соответствии с положениями Устава муниципального казенного учреждения города <данные изъяты> «Управления капитального строительства и жилищного-коммунального хозяйства» МО «Города <данные изъяты>» (далее Устава), утвержденного постановлением Администрации города <данные изъяты> от 23.11.2015 , зарегистрированного 01.12.2015 в Межрайонном ИФНС России по <данные изъяты> области ОГРН , учредителем и собственником имущества МКУ является муниципальное образование «Город <данные изъяты>» (п.3.1 Устава); функции и полномочия учредителя МКУ осуществляются в рамках своей компетенции, установленной муниципальными правовыми актами города <данные изъяты>, Администрация города <данные изъяты> (п. 3.2 Устава); функции организации осуществления работ по сносу аварийного жилья и до разбора аварийного жилищного фонда осуществляет МКУ в лице его директора (п.5.2.5 Устава); администрация города <данные изъяты> и ДИО города <данные изъяты> рассматривает и согласовывает предложение МКУ о внесении изменений в устав МКУ, утверждение устава МКУ и дополнение к нему (п.7.10.1 Устава); рассматривает и утверждает бюджетную смету МКУ (п.7.10.2 Устава); осуществляет анализ финансово-хозяйственной деятельности МКУ, корректировку программ деятельности МКУ (п.7.10.6 Устава); МКУ является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и лично неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 8.2 Устава); финансовое обеспечение деятельности МКУ осуществляется за счет средств бюджета города <данные изъяты> в соответствии с законодательством Российской Федерации и МПА (п. 8.8 Устава); МКУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам МКУ несет собственник его имущества – муниципальное образование «Город <данные изъяты>» (п. 8.10 Устава); МКУ осуществляет списание недвижимых основных средств в порядке, установленном законодательством, по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 8.22 Устава). На основании вышеизложенного в обязанности директора МКУ «УКС и ЖКХ» входит общее руководство учреждением, обеспечение целевого и эффективного использования программ, участие в реализации областных и федеральных программ, а также иные обязанности, предусмотренные Уставом и должностной инструкцией директора.

Согласно статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для муниципальных нужд. Выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для муниципальных нужд.

В соответствии статьей 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии выступает заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с частью 2 статьи 161, 221 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1,6 порядка составления и ведения бюджетной росписи, бюджетной сметы Администрации города <данные изъяты> и подведомственных ей учреждений - приложения Администрации города <данные изъяты> от 21.01.2019 , формирование бюджетной росписи осуществляется на основании бюджетных заявок по расходам, представленных в отдел бухгалтерского учета и отчетности подведомственными учреждениями в процессе составления проекта решения о местном бюджете. Бюджетная смета составляется одновременно с бюджетной росписью по получателю средств местного бюджета, являющегося казенным учреждением.

Согласно положениям раздела 8 областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2030 годах», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство <данные изъяты> области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством.

Согласно разделу 6 областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 — 2030 годах», утвержденной постановлением Правительства <данные изъяты> области от 12.08.2016 установлено, что объем финансирования мероприятий по переселению граждан за счет средств областного и местных бюджетов определяется исходя из общей площади аварийного жилищного фонда и предельной стоимости переселения на 1 кв. метр общей площади предоставляемого жилого помещения, определенной на основании приказа министерства строительства, архитектуры и территориального развития <данные изъяты> области на соответствующий квартал реализации мероприятий.

В силу требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В силу п. 26 пп. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе вопросы резервирования земель и изъятия земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 38 Устава МО «Город <данные изъяты>», утвержденного решением Гуковской городской Думы от 31.03.2016 администрация г. <данные изъяты> осуществляет резервирование земель и изъятие земельных участков в границах города <данные изъяты> для муниципальных нужд.

Постановлением главы администрации города <данные изъяты> от 23.11.2015 создано МКУ «УКС и ЖКХ» г. <данные изъяты>. В соответствии с постановлением главы администрации города <данные изъяты> от 14.01.2019 МКУ «УКС и ЖКХ» является подведомственным учреждением главного распорядителя средств местного бюджета - администрации г. <данные изъяты>. Постановлением главы администрации г. <данные изъяты> от 31.12.2015 с 01.01.2016 МКУ «УКС и ЖКХ» переданы функции по решению вопросов местного значения. В соответствии с Уставом МКУ «УКС и ЖКХ» предметом деятельности и целями создания учреждения является выполнение работ по исполнению муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления г. <данные изъяты>, предусмотренных п. 4,5,6,11,23,24,25,26 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в сфере капитального строительства, реконструкции объектов муниципальной собственности и ЖКХ.

Согласно постановлению главы администрации г. <данные изъяты>Г.В. от 01.08.2016 в постановление от 31.12.2015 внесены изменения в части наделения полномочий по организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление мероприятий связанных с переселением граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, регистрация прав, сделок об отчуждении имущества, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным кодексом РФ.

Муниципальное образование «Город <данные изъяты>» является соисполнителем областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийных после 01.01.2012 года, в 2017-2025 годах», утвержденной постановлением Правительства <данные изъяты> области от 12.08.2016 года. Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного и муниципального бюджетов.

В рамках реализации названных программ постановлениями главы администрации г. <данные изъяты>, от 15.03.2019 за и от 25.03.2019 за изъяты жилые помещения, а также земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Так, Максимов В.Ю., будучи директором МКУ «УКС и ЖКХ», предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба муниципальному образованию, обладающий организационно-распорядительными полномочиями, в том числе в вопросах изъятия для муниципальных нужд земельных участков и недвижимого имущества, установления объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на 2019 год, в неустановленное следствием время в период с 15.03.2019 по 05.07.2019, действуя вопреки интересам муниципальной службы, пунктов должностной инструкции, пунктов Устава, статьи закона, находясь по месту своего трудоустройства, а именно по адресу: <адрес>, осознавая неправомерный характер своих действий, вследствие небрежного отношения к муниципальной службе и неисполнения возложенных на него обязанностей, в нарушение требований статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а так же вопреки стати 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при изъятии жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, заключил договоры об изъятии жилых помещений с П.Ю., С.И., П.С., Б.В., не принял мер к определению потребности в расходах на предстоящий период 2019 года в разрезе действующих и принимаемых бюджетных обязательств, не исполнил обязательные требования земельного и жилищного законодательства о проведении оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества, что повлекло причинение ущерба <данные изъяты> области и местному бюджету на общую сумму 2 436 000 рублей, тем самым подорвав авторитет органов местного самоуправления в целом.

Согласно заключению эксперта за , рыночная стоимость жилого помещения, общей площадью 67,8 кв.м., 1 этажного дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , по состоянию на 26.02.2019, составляет 950 000,00 (Девятьсот пятьдесят тысяч) рублей. Рыночная стоимость жилого помещения, общей площадью 79,2 кв.м., 1-этажного дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , по состоянию на 28.02.2019, составляет 1 050 000,00 (Один миллион пятьдесят тысяч) рублей. Рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 700,0 кв. м. по состоянию 26.02.2019, составляет 522 000,00 (Пятьсот двадцать две тысячи) рублей. По итогу выкупная стоимость указанных помещений завышена на 2 436 000 рублей.

В результате ненадлежащего исполнения Максимовым В.Ю., своих должностных полномочий существенным образом нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, ввиду не принятия мер к определению потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и принимаемых бюджетных обязательств, не исполнил обязательные требования земельного и жилищного законодательства о проведении оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества, что повлекло причинение ущерба Ростовской области и местному бюджету на общую сумму 2 436 000 рублей, вследствие переплаты за приобретенные жилые помещения, в связи с незаконным определением стоимости изъятых жилищных помещений и земельных участков, явно несоразмерной рыночной стоимости, тем самым подорвав авторитет местных органов власти, в целом, создал условия к формированию общественного мнения о возможности решения должностными лицами вопросов в органах власти в нарушение действующего законодательства на территории Российской Федерации.

То есть в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ.

В судебном заседании подсудимым Максимовым В.Ю. заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении него в связи тем, что истекли сроки давности уголовного преследования. Его обвиняют в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, которое отнесено законом к категории преступлений небольшой тяжести. Со времени его совершения прошло более 2 лет, а потому согласно п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ сроки давности привлечения к уголовной ответственности истекли. Ходатайствуя о прекращении дела по данному основанию предусмотренному п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ и п.2 ч.1 ст.27 УПК РФ, последствия прекращения уголовного преследования и уголовного дела по не реабилитирующему основанию, положения ч.2 ст.27 УПК РФ ему ясны и понятны.

Защитник – адвокат Кулькова Т.С. поддержала ходатайство подзащитного по доводам в нем изложенным и просила его удовлетворить.

Государственный обвинитель Костина В.Г. полагала, что имеются основания для удовлетворения ходатайства подсудимого, так как сроки давности уголовного преследования Максимова В.Ю. в настоящий момент истекли.

Обсудив доводы ходатайств, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению за истечением сроков давности уголовного преследования.

Подсудимый Максимов В.Ю. обвиняется в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, отнесенного законом к категории преступлений небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание не связанное с лишения свободы.

Согласно п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности если после совершения преступления небольшой тяжести истекло 2 года.

Как видно из предъявленного Максимову В.Ю. обвинения, преступление в котором он обвиняется, совершено 05.07.2019 года. Следовательно, к настоящему времени со времени совершения данного преступления прошло более 2 лет.

В соответствии с ч.2 ст.27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается вследствие истечения сроков давности уголовного преследования, если подозреваемый или обвиняемый против этого не возражает.

В своем ходатайстве подсудимый Максимов В.Ю. явно выразил свое согласие на прекращении дела по данному основанию, дал об этом устные пояснения суду, в том числе о том, что сознает не реабилитирующий характер прекращения дела по данном основанию.

При данных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении ходатайства подсудимого.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.24, п.2 ч.1 ст.27, ч.1 ст.239 УК РФ, суд,

П О С Т А Н О В И Л :

Ходатайство подсудимого Максимова В.Ю. удовлетворить.

Прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении Максимова В.Ю., <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ вследствие истечения сроков давности уголовного преследования в соответствии с п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Меру пресечения Максимову В.Ю. в виде подписки о невыезде, отменить.

Вещественные доказательства, <данные изъяты>.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи жалобы через Гуковский городской суд Ростовской области в течение 10 суток со дня его оглашения.

Судья Д.П. Кошутин