ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-490/18 от 06.12.2018 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 1-490/2018

24RS0041-01-2018-005553-02

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 декабря 2018 года г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего: судьи Н.В. Марковой

при секретаре: М.С. Викторовой

с участием государственного обвинителя: старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействий экстремизму и терроризму: В.А. Леонтьева

подсудимых: Е.В. Вавиловой, В.Е. Жгуна

защитника: адвоката Центральной коллегии адвокатов г. Красноярска Р.В. Кузнецова, представившего ордер № 000013 от 01 октября 2018 года, удостоверение № 1418

адвоката коллегии адвокатов Советского района г. Красноярска Н.Л. Мацкевич, представившей ордер № 811 от 12 октября 2018 года, удостоверение №811

представитель потерпевшего: Б.М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению Вавиловой Е.В., ххх

в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ,

Жгуна В.Е., хххххх

в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 286 УК РФ.

УСТАНОВИЛ:

Вавилова Е.В. обвиняется в превышении должностных полномочий, то есть в совершении должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. Жгун В.Е. обвиняется в пособничестве, то есть содействии путем устранения препятствий для совершения должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно обвинительного заключение преступление совершено при следующих обстоятельствах.

В соответствии с ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, которые, согласно ч. 1 ст. 74 ЛК РФ, заключаются по результатам аукционов по продаже права на заключение такого договора.

В нарушение указанных норм законодательства в период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года Вавилова Е.В. осуществила незаконное предоставление лесных участков для заготовки древесины под видом обеспечения государственных нужд без заключения договоров аренды лесных участков.

На основании ч. 8.2 ст. 29 ЛК РФ (действовала до 30.09.2015) и ч. 2 ст. 29.1 ЛК РФ в действующей редакции осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений допускается в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

В Красноярском крае исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» (далее – закон от 14.02.2007 № 21-5820), согласно которой заготовка древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд возможна для: строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности; строительства, реконструкции, ремонта зданий, строений и сооружений, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета, в том числе в рамках программ; организации электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и снабжения топливом населения; организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, в том числе строительства, ремонта, реконструкции мостовых переходов; строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений, сооружений и сушки зерна субъектами агропромышленного комплекса, зарегистрированными в реестре субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки, в соответствии с Законом Красноярского края от 21.02.2001 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края»; предупреждения стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, за исключением предупреждения лесных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров; благоустройства территорий поселений и мест массового отдыха населения, в том числе строительства и ремонта тротуаров, заборов, детских и спортивных площадок, содержания мест захоронения; проведения рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий в случае, если данные мероприятия не учтены при размещении государственного и муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственной (муниципальной) нуждой признается обеспечиваемые за счёт средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) потребности публичных образований и государственных (муниципальных) заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий государственных органов субъектов РФ (для решения вопросов местного значения), государственных (муниципальных) заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

В целях реализации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления РФ, субъект РФ или муниципальное образование, руководствуясь ст. 2 и 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», вправе через уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления учреждать некоммерческие организации - государственные и муниципальные учреждения.

Не относятся к государственным и муниципальным учреждениям государственные и муниципальные унитарные предприятия, создаваемые РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием в порядке Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» в целях извлечения прибыли от использования переданного им на праве хозяйственного ведения государственного или муниципального имущества. При этом собственник имущества, передав его на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию, возлагает на данное предприятие обязанности по его содержанию.

Статьей 4 закона от 14.02.2007 № 21-5820 установлено, что организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений.

В соответствии со ст. 22 Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1913 «О правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» и указом губернатора Красноярского края от 10.07.2008 №118-уг уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений в Красноярском крае определено министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее – министерство).

Согласно п. 1.1. Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-П (далее – Положение), министерство является органом исполнительной власти, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов Красноярского края, правовых актов Губернатора и Правительства Красноярского края, осуществляет деятельность, в том числе по управлению и распоряжению государственной собственностью в области лесных отношений, а также надзор (контроль) в данной области.

В силу п. 2 Положения задачами министерства, среди прочего, являются: обеспечение создания условий, направленных на удовлетворение потребности края в природных ресурсах; обеспечение сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов на территории края; обеспечение создания условий, способствующих повышению доходов краевого бюджета за счет эффективного использования природных ресурсов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на территории края; обеспечение соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами законодательства в области охраны окружающей среды и лесного законодательства.

В соответствии с п.п. 3.7 п. 3 Положения в компетенцию министерства в области лесных отношений, среди прочего, входит владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края; выступление продавцом права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на лесных участках, находящихся как в федеральной собственности, так и в государственной собственности края; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся как в федеральной собственности, так и в государственной собственности края; организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на лесных участках, находящихся как в федеральной собственности, так и в государственной собственности края, а также утверждение составов комиссий, разработка и утверждение форм документов в целях проведения указанных аукционов.

Таким образом, сторонами при заключении договора купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях в порядке, предусмотренном ч.8.2 ст. 29 и ч. 2 ст. 29.1 ЛК РФ, выступают министерство и субъект правообразующий наличие государственных или муниципальных нужд, либо субъект, действия которого направлены на обеспечение таких нужд посредством предоставления ему лесных насаждений, к каковым государственные и муниципальные унитарные предприятия не относятся.

Кроме этого, согласно п.п. 3.25 п. 3 Положения в компетенцию министерства также входит осуществление управления в установленном порядке краевыми государственными автономными, бюджетными и казенными учреждениями, подведомственными министерству, или в отношении которых министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, а также краевыми унитарными предприятиями в областях (сферах) государственного управления, указанных в п.п. 2 п. 1.1. Положения.

В силу п. 4 Положения министерство возглавляет министр природных ресурсов и экологии Красноярского края. На основании распоряжения губернатора Красноярского края от 08.04.2010 № 145-рг на должность министра природных ресурсов и экологии Красноярского края, относящуюся в соответствии с п. 4 ст. 1 закона Красноярского края от 26.12.2006 № 21-5553 к категории государственных должностей субъекта РФ, назначена Вавилова Е.В. Согласно п. 4 Положения, ст. 103 Устава Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777, а также п. 2.3 трудового договора от 08.04.2010 № 40, заключенного губернатором Красноярского края с ВавиловойЕ.В., и дополнительными соглашениями к нему, Вавилова Е.В. наделена полномочиями по подписанию правовых актов министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края; подписанию от имени министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края договоров и соглашений; организации, координации и контролю деятельности министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края; даче указаний, обязательных для исполнения государственными гражданскими служащими и иными работниками министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края; утверждению ежегодных планов и показателей деятельности министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, а также отчетов об их исполнении; управлению и распоряжению в пределах своих полномочий собственностью Красноярского края, а также управлению федеральной собственностью, переданной в управление Красноярского края в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, Вавилова Е.В., являясь должностным лицом, замещающим государственную должность субъекта РФ, с апреля 2010 года в установленном порядке наделена организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственном органе.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 22.10.2010 № 876-Р, в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшения породного состава и качества лесов, повышения их продуктивности создано государственное предприятие Красноярского края «Красноярское управление лесами» (далее – ГП КК «Красноярсклес», Предприятие).

В соответствии с Уставом ГП КК «Красноярсклес» (далее – Устав), утвержденным приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 01.11.2010 № 06-1794п, и внесенными в него изменениями, ГП КК «Красноярсклес» является коммерческой организацией. Учредителем Предприятия является Красноярский край. От имени Красноярского края права собственника имущества Предприятия осуществляет Правительство Красноярского края и Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. Функции и полномочия учредителя в отношении Предприятия осуществляет министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. Предприятие находится в ведомственном подчинении министерства. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В соответствии с п.п. 2.2.4, 2.2.9 раздела 2 Устава ГП КК «Красноярсклес» для достижения целей его создания в установленном законодательством РФ порядке осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: осуществление заготовки и переработки древесины; реализация древесины и продукции лесопиления, в том числе посредством проведения аукционов.

Согласно п. 3.1 и 3.3 Устава имущество ГП КК «Красноярсклес» находится в собственности Красноярского края и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения с момента его передачи.

В соответствии с п. 4.6 Устава Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией, полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении Предприятия после уплаты установленных законодательством РФ налогов и других обязательных платежей и перечисления в краевой бюджет части прибыли от использования имущества ГП КК «Красноярсклес».

В соответствии с п. 7.2 Устава контроль за деятельностью Предприятия возложен на Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края и министерство, которое в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2012 № 467-п ежегодно утверждает план финансово-хозяйственной деятельности Предприятия.

ГП КК «Красноярсклес», как государственное унитарное предприятие не является исполнительным органом государственной власти. Все необходимые нужды, в том числе, содержание государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, ГП КК «Красноярсклес», как коммерческое юридическое лицо, обязано обеспечивать самостоятельно, в соответствии с целями и задачами деятельности, указанными в Уставе Предприятия.

С 00.00.0000 года в соответствии с приказом министерства от 07.03.2014 №109?ка временно исполняющим обязанности директора ГП КК «Красноярсклес» назначен Жгун В.Е..

00.00.0000 года министерством в лице министра Вавиловой Е.В. со Жгуном В.Е. заключен трудовой договор с руководителем государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами» № 1 (далее – трудовой договор № 1 от 07.03.2014).

В соответствии с п. 2.2 трудового договора № 1 от 07.03.2014 руководитель является единоличным исполнительным органом Предприятия, действует и подотчетен Работодателю и другим органам исполнительной власти края в пределах, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, Уставом предприятия, указанным трудовым договором. Согласно п. 2.3 трудового договора № 1 от 07.03.2014 руководитель самостоятельно решает все вопросы деятельности Предприятия, установленной правовыми актами РФ, Красноярского края, Уставом Предприятия и данным трудовым договором. Кроме этого, из п. 2.4 трудового договора № 1 от 07.03.2014, среди прочего следует, что руководитель Предприятия действует без доверенности от имени ГП КК «Красноярсклес», распоряжается имуществом Предприятия, заключает договоры.

Руководитель Предприятия на основании п. 3.1 трудового договора № 1 от 07.03.2014, среди прочего, обязан: добросовестно и разумно осуществлять текущее (оперативное) руководство Предприятием, обеспечивать выполнение предусмотренных Уставом целей и предмета деятельности Предприятия; при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться правовыми актами РФ, Красноярского края, Уставом Предприятия и данным трудовым договором; обеспечивать соответствие результатов деятельности Предприятия утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям, не допускать принятие решений, которые могут привести к неплатежеспособности (банкротству) Предприятия; обеспечивать своевременную уплату Предприятием в полном объеме всех установленных законодательством РФ налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет РФ, соответствующие бюджеты субъектов РФ, обеспечивать своевременную выплату заработной платы, пособий и иных выплат работникам Предприятия в денежной форме.

В силу п. 6.1 трудового договора № 1 от 07.03.2014 руководитель Предприятия несет ответственность за свои действия или бездействия в порядке и на условиях, установленных правовыми актами РФ, Красноярского края, Уставом Предприятия и данным трудовым договором.

В 00.00.0000 года, точное время следствием не установлено, у ВавиловойЕ.В., находящейся на территории г. Красноярска, имеющей высшее юридическое образование, обладающей знаниями в области лесного законодательства РФ, в том числе ЛК РФ и закона от 14.02.2007 № 21-5820, осуществляющей руководство министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, в целях достижения высоких показателей эффективности деятельности возглавляемого министерства, в том числе за счет успешного функционирования подконтрольного министерству ГП КК «Красноярсклес», возник преступный умысел на превышение своих должностных полномочий с целью незаконного предоставления указанному предприятию лесных насаждений, расположенных на лесных участках лесничеств Красноярского края, под видом обеспечения государственных нужд с целью их последующей перепродажи ГП КК «Красноярсклес» третьим лицам для заготовки последними древесины без заключения договоров аренды лесных участков.

Реализуя задуманное, Вавилова Е.В., достоверная зная, что лесные насаждения, приобретаемые ГП КК «Красноярсклес» не будут в дальнейшем использованы по целевому назначению, а планируются к продаже лесозаготовителям края с целью получения ГП КК «Красноярсклес» средств на текущую деятельность – выплату заработной платы, страховых взносов, налогов и сборов, погашения кредиторской задолженности, и их продажа не является исключительным случаем, предусмотренным законом от 14.02.2007 № 21-5820, осознавая противоправный характер совершаемых действий, явно выходя за пределы своих полномочий, вопреки вышеуказанным задачам деятельности министерства, в период с 00.00.0000 года находясь в здании министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края по адресу: г.Х подписала приказы об объявлении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд для целей реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в рамках содержания государственного имущества на праве хозяйственного ведения ГП КК «Красноярсклес») №№ 1/433-од, 1/434-од, 1/435-од, 1/436-од, 1/437-од, 1/438-од, 1/439-од, 1/440-од, 1/441-од, № 1/442-од, 1/443-од от 30.05.2014, 1/497-од, 1/498-од, 1/499-од, 1/500-од, 1/504-од и 1/505-од от 10.06.2014.

При этом Вавилова Е.В. осознавала, что указанные аукционы будут проведены исключительно в интересах ГП КК «Красноярсклес», которое, исходя из условий аукционов, будет являться их единственным участником и соответственно победителем по результатам проведения.

В период с 00.00.0000 года года на основании указанных приказов министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края проведены соответствующие аукционы, по результатам которых ГП КК «Красноярсклес» признано их единственным участником.

После чего, 00.00.0000 года и 00.00.0000 года Вавилова Е.В., находясь в здании министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края по адресу: Х, используя для формального обоснования своих заведомо незаконных действий результаты указанных аукционов, заключила со ссылкой на ст. 5 закона от 14.02.2007 № 21-5820 по начальной цене предмета вышеуказанных аукционов, то есть по минимальной цене, рассчитанной в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», со Жгуном В.Е., действовавшим от имени ГП КК «Красноярсклес» с целью обеспечения указанного Предприятия денежными средствами, необходимыми для функционирования ГП КК «Красноярсклес», как с единственным участником таких аукционов, следующие договоры купли-продажи лесных насаждений якобы для обеспечения государственных или муниципальных нужд по реконструкции, ремонту, отоплению зданий, строений и сооружений, находящихся на праве хозяйственного ведения во владении ГП КК «Красноярсклес»: ххх

В свою очередь, Жгун В.Е. 00.00.0000 года, находясь в здании ГПКК «Красноярсклес» по адресу: Х, Х, получив указанные договоры, подписанные Вавиловой Е.В., будучи осведомленным о незаконном характере действий Вавиловой Е.В., осознавая, что оснований для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для целей, предусмотренных ст. 5 закона от 14.02.2007 № 21-5820, не имеется, а приобретенные ГП КК «Красноярсклес» лесные насаждения не будут использованы для реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся на праве хозяйственного ведения во владении Предприятия, руководствуюсь интересами по обеспечению возглавляемого им Предприятия денежными средствами, решил оказать содействие Вавиловой Е.В. в совершении ею преступления, создав условия последней для беспрепятственного отчуждения лесных насаждений из государственной собственности (лесного фонда РФ), путем подписания от имени ГП КК «Красноярсклес» указанных договоров купли-продажи лесных насаждений, и у него возник преступный умысел на пособничество, то есть на содействие путем устранения препятствий для совершения должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, действий, явно выходящих за пределы его полномочий.

Реализуя свой преступный умысел, 00.00.0000 года и 00.00.0000 года Жгун В.Е., находясь в здании ГПКК «Красноярсклес» по адресу: Х подписал от имени ГП КК «Красноярсклес» указанные договоры купли-продажи лесных насаждений, полученные и подписанные Вавиловой Е.В.

В результате данных незаконных действий Вавиловой Е.В. при пособничестве Жгуна В.Е. из лесного фонда РФ необоснованно, без наличия правовых оснований в пользу ГП КК «Красноярсклес» выбыли лесные насаждения общей площадью 449,22 Га объемом 69466 м3 по цене 3420371 рубль, определенной для случаев продажи лесных насаждений с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года Жгун В.Е., действуя от имени ГП КК «Красноярсклес» и во исполнение преступного умысла своего непосредственного работодателя - министра Вавиловой Е.В., не исполняя и не намереваясь исполнять условия указанных выше договоров купли-продажи лесных насаждений в части использования лесных насаждений по целевому назначению, то есть в целях реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности (в рамках содержания государственного имущества на праве хозяйственного ведения ГП КК «Красноярское управление лесами»), полученные в распоряжение по указанным договорам купли-продажи лесные насаждения в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности Предприятия, утвержденными Вавиловой Е.В., реализовал в рамках заключенных договоров подряда общей стоимостью в размере 18165445 рублей 45 копеек следующим лесозаготовителям Красноярского края: ИП В.Г.Г., ИП А36 ИП К., ИП К., ООО «А44А34., А43

Вырученные по договорам купли-продажи средства ГП КК «Красноярсклес» направило на финансирование своей текущей деятельности.

Вышеуказанные действия Вавиловой Е.В. при пособничестве Жгуна В.Е. повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в выделении лесных насаждений ГП КК «Красноярсклес» в отсутствие исключительного случая заготовки древесины, выставлении лесных насаждений на аукционы без наличия к тому оснований, что привело к незаконному выбытию из федеральной собственности леса, расположенного на землях лесного фонда Российской Федерации в общем объеме 69466 м3 на площади 449,22 Га, а также к ограничениям в связи с вырубкой леса права пользования обществом указанными лесными ресурсами, нарушив тем самым основные принципы лесного законодательства РФ, в том числе экологическую безопасность общества, обеспечиваемую охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах в порядке, определенном ЛК РФ.

Кроме того, заведомо незаконные действия Вавиловой Е.В. повлекли дискредитацию должности министра природных ресурсов и экологии Красноярского края и в целом уполномоченного органа исполнительной власти края в области лесных отношений в глазах граждан, в том числе подчиненных лиц и субъектов лесопользования, подрыв авторитета указанного министерства, как органа исполнительной власти Красноярского края, обязанного обеспечивать соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами лесного законодательства, формирование и подтверждение негативного мнения в обществе о превышении должностных полномочий лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, дискредитацию и подрыв общественно-значимых целей, заложенных в основу деятельности государства в сфере соблюдения лесного законодательства РФ и, как следствие, в целом в сфере освоения лесов.

От защитника Кузнецова Р.В. поступило ходатайство о назначении предварительного слушания и возврате настоящего уголовного дело прокурору, поскольку в постановлении о привлечении Вавиловой Е.В. в качестве обвиняемой по ч.2 ст.286 УК РФ и как следствие в обвинительном заключении, следствием не приведены конкретные права и обязанности должностного лица, которые, по мнению следствия, превысила Вавилова Е.В. и которые ставятся ей в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Кроме того, выявлены многочисленные нарушения, допущенные органами предварительного следствия в описании (в частности времени, места, способа и других обстоятельства совершения преступления, виновности лица, характер и размер вреда, причиненного преступлением) предъявленных в обвинении действий Вавиловой Е.В. и их несоответствие обстоятельствам, установленных материалами дела. Данные нарушения являются существенными и исключают возможность постановления приговора или иного окончательного решения на основе имеющегося в деле обвинительного заключения.

Статьей 32 УПК РФ установлено, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. В обвинении Вавиловой Е.В., в нарушение ст. 73 и ст. 171 УПК РФ не конкретизировано место совершение преступления, указан весь г. Красноярск. Вместе с тем, рабочее место министра экологии и природных ресурсов Красноярского края и предполагаемое место совершения преступления находилось в Центральном районе г. Красноярска, по адресу ХХ. Таким образом, уголовное дело в отношении Вавиловой Е.В. подлежало направлению в Центральный районный суд г. Красноярска. Однако, в нарушение указанных выше норм, прокуратура направило дело в Октябрьский районный суд г. Красноярска. Полагает, что рассмотрение настоящего уголовного дела в Октябрьском районном суде г. Красноярска приведет к нарушению прав Вавиловой Е.В., гарантированных Конституцией РФ и предоставленные ей ч. 3 ст. 8 УПК РФ, в силу которых подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено.

В судебном заседании защитник Кузнецов Р.В. заявленное ходатайство поддержал по изложенным в ходатайстве основаниям, так же пояснил, что Вавиловой Е.В. не было вручено обвинительной заключение, что также является одним из оснований для возвращения уголовного дела прокурору. Кроме того, в ходе предварительного расследования не установлено место совершения преступления, никто из свидетелей, сама Вавилова Е.В. по данным обстоятельствам не допрашивалась. Так же полагает, что место подписания договоров Жгуном В.Е. имеет существенное значение для дела, поскольку при их подписании только Вавиловой Е.В. он не считается заключенным. Представленные стороной обвинения путевые листы, не подтверждают, что договоры подписывались Вавиловой Е.В. в Академгородке, служебная машина могла приезжать без ее присутствия, по ее поручению. Свидетели Я., Г., М. пояснили, что не видели, где Вавилова Е.В. подписывала договоры, а свидетели Р. и Д. подтвердили, что документы на подпись министру привозились именно на Х.

Подсудимая Вавилова Е.В. заявленное ходатайство поддержала, также пояснила, что с 2010 года ее рабочее место находилось на Х, все документы, в том числе и договоры, указанные в обвинительном заключении, ею подписывались по данному адресу. Служебный автомобиль мог выезжать по ее поручению без нее, могли выезжать другие работники по ее поручению, она также могла выезжать в другие подразделения.

Защитник Мацкевич Н.Л. заявленное ходатайство поддержала, по основаниям изложенным защитником Кузнецовым Р.В.

Подсудимый Жгун В.Е. поддержал доводы адвоката Мацкевич Н.Л., так же суду пояснил, что рабочее местом Вавиловой Е.В. находилось на Х.

Представитель потерпевшего Б.М.С. полагает ходатайство на усмотрение суда.

Государственный обвинитель Леонтьев В.А. полагает, что оснований для возвращения уголовного дела прокурору нет. Обвинительное заключение содержит подробное описание преступных деяний, инкриминируемых Вавиловой Е.В. и Жгуну В.Е. с указанием времени, места его совершения, подробно приведены нормативные акты, регулирующие правоотношения в сфере предоставления продажи лесов, четко и ясно указано требования каких нормативных актов ею нарушены и какими действиями ссылкой на конкретные нормы законодательства. При этом в судебном заседании Вавилова Е.В. пояснила, что обвинительное заключение ей понятно. По мнению обвинения путевые листы объективно подтверждают, что Вавилова Е.В. 00.00.0000 года дважды приезжала на рабочее место в Академгородок, 00.00.0000 года- дважды, 00.00.0000 года дважды 00.00.0000 года- дважды, 00.00.0000 года- один раз, 00.00.0000 года-дважды, (7,8 выходные дни), 00.00.0000 года- один раз, 00.00.0000 года- трижды, 00.00.0000 года- трижды, 00.00.0000 года- дважды, 00.00.0000 года- один раз, 00.00.0000 года- дважды, 00.00.0000 года- трижды, 00.00.0000 года- дважды, 00.00.0000 года также по два раза, что свидетельствует о том, что специально огромный документооборот целого агентства (выполнение министром полномочий заместителей) не перестраивали, как подписывались документы в Академгородке заместителями министров курирующих вопросы в сфере лесных отношений, так и подписывались те же документы и Вавиловой Е.В., о чем свидетельствуют ее частые поездки, отраженные в вышеуказанных документах. Показания свидетелей Р. и Д. не опровергают изложенное, поскольку никто не смог пояснить, где были подписаны договоры. При этом Д. не исключила сам факт подписания документов Вавиловой Е.В. в Академгородке. Между тем показания Г., Я. и М. в совокупности с исследованными документами свидетельствуют о подписании документов Вавиловой Е.В. в Академгородке. При этом место выполнение объективной стороны пособничества в превышении Вавиловой Е.В. должностных полномочий Жгуном В.Е. значения для определения окончания преступных деяний организатором и исполнителем значения не имеет. В предъявленном Вавиловой Е.В. и Жгуну В.Е. обвинении место окончания совершения преступления указано верно, а как следствие верно определена подсудность рассмотрения настоящего уголовного дела.

Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В части заявленного ходатайства о проведении предварительного слушания по делу заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит, поскольку постановлением от 00.00.0000 года настоящее дело назначено к рассмотрению, а ходатайство о проведении предварительного слушания подано 00.00.0000 года. Порядок обжалования постановления о назначении дела к слушанию разъяснен в постановлении о назначении дела к слушанию. При этом, сторона защиты не лишена возможности заявлять ходатайства в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, обвинительное заключение Вавиловой Е.В. вручено в судебном заседании 00.00.0000 года, в связи с чем, данное обстоятельство не является основанием для возвращения настоящего дела прокурору.

Статья 32 УПК РФ предусматривает, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления.

Местом совершения преступления Вавиловой Е.В. согласно обвинительного заключения указано: Х «а». Местом совершения преступления Жгуном В.Е. указано: Х.

В судебном заседании подсудимая Вавилова Е.В. пояснила, что ее рабочее место находилось на Х, кабинет У, где она подписывала все документы, в том числе договоры купли продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд в целях реконструкции, ремонта, отоплений зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в рамках содержания государственного имущества на праве хозяйственного ведения ГПКК «Красноярское управление лесами») № У, 231-241. Подсудимый Жгун Е.В. так же подтвердил, что рабочее место Вавиловой Е.В. находилось на Х.

Из договоров купли продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд в целях реконструкции, ремонта, отоплений зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в рамках содержания государственного имущества на праве хозяйственного ведения ГПКК «Красноярское управление лесами») № №207-226, 231-241 следует, что договоры были заключены между Министерством природных ресурсов и экологии Х в лице исполняющего обязанности министра Вавиловой Е.В. (Продавец) и ГП Красноярского края «Красноярское управление лесами» в лице временно исполняющего обязанности директора Жгуна В.Е. (Покупатель). При этом юридический адрес Министерства природных ресурсов и экологии Х: Х, фактический адрес: Х, Х Адрес ГП Красноярского края «Красноярское управление лесами»: Х «б».

В судебном заседании свидетель Я. пояснила, что работает заместителем начальника охраны и защиты лесов в Министерстве лесного хозяйства. Она участвовала в подготовке проектов договоров по продаже лесных насаждений, передаче на подпись заместителю министра, в его отсутствие министру, их регистрация, выдача победителям аукциона. Документы, после подписания победителем аукциона она передавала в приемную секретарю, находящуюся на Х «а», после подписания забирала их у секретаря. Сам момент подписания договоров она не видела. Договоры купли- продажи №У, У она также передавала секретарю, была ли в тот момент Вавилова Е.В. на месте пояснить не может. Юридический адрес Министерства- Х.

Свидетель Г. в судебном заседании пояснил, что работает начальником отдела арендных отношений Министерства лесного хозяйства Х. В 00.00.0000 года он занимал должность начальника отдела лесопользования. В его должностные обязанности входило: организация и проведение аукционов, их контроль, осмотр документов. Договоры купли- продажи лесных насаждений он визировал. Данные договоры подписывал зам. министра либо министр. Договоры передавались в приемную, находящуюся в Академгородке либо передавались в канцелярию. Министерство расположено на Х где также находилась и Вавилова Е.В., приемная также была в Академгородке, где она находилась раз в неделю. При подписании договоров Вавиловой Е.В. с ГП Красноярского края «Красноярское управление лесами» он не присутствовал.

Свидетель М. суду пояснил, что в 00.00.0000 года работал консультантом отдела лесопользования и арендных отношении Министерства природных ресурсов и экологии Х. Отдел занимался организацией и проведением аукционов, заключением договоров купли- продажи лесных насаждений, договоров аренды, в том числе в исключительных случаях. Данные договоры подписывались зам. министра либо министром. В июле 00.00.0000 года- подписывались министром. Отдел готовил договоры, согласовывали и передавали на рассмотрение юристам, которые согласовывали, стали визы и передавали на подпись. Часть договоров согласовывалась в Академгородке, часть возили на Ленина. После согласования юристов договоры возвращались в их отдел, затем на подписание передавались им (М.) либо специалистом в приемную в Академгородке. На ул. Х находится Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. Юридический отдел находился и в Х и на ул. Х. Рабочий кабинет Вавиловой Е.В. также находился и на ул. Х Подписанные договоры они забирали либо с канцелярии, либо с приемной. Момент подписания договоров Вавиловой Е.В. он не видел.

Свидетель Р. суду пояснила, что в 00.00.0000 года она работала начальником отдела кадровой работы Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края. Вавилова Е.В. являлось министром. Ее (Р.) рабочее место находилось на Х. Договоры купли- продажи лесных насаждений заключались по результатам аукциона. Сначала принималось решение о проведении аукциона в форме приказа министерства, который проходил согласование в отраслевом и правовом отделе, то есть юридическую экспертизу, визировался отраслевым и правовым отделом и заместителем министра. После этого проводился аукцион по результатам которого составлялся протокол аукциона и по результатам аукциона подписывались договоры. В 00.00.0000 года была реорганизация, проект договора поступал в правовой отдел на юридическую экспертизу. Затем договор визировался и отдавался на подпись руководителю. Когда претензий по проекту договора не было, то они могли уже не поступать в правовой отдел, а шли на подпись руководителю. Место подписания договора определялось в договоре, указан юридический адрес- Х и следовательно там и подписывался. Кабинет Министра №ззз находился по адресу: Х. Все документы она (Р.) отдавала через канцелярию или уносила в приемную на подпись министру. По адресу Х» находились отраслевые отделы в области лесных отношений, где проводились совещания, там находился кабинет руководителя агентства и заместителя. Если договор готовился в Х, с применением транспортных средств он поступал на ул. Х. Указание фактического адреса в договоре предусмотрено Законодательством, это адрес того структурного подразделения, которые готовили договор. Но договоры передавались в приемную на Х, там и подписывались министром, что отражено в договорах купли- продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд в целях реконструкции, ремонта, отоплений зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в рамках содержания государственного имущества на праве хозяйственного ведения ГПКК «Красноярское управление лесами») № У, У, с указанием юридического адреса Х.

Свидетель Д. суду пояснила, что в Х она работала в Министерстве природных ресурсов и экологии красноярского края в должности заместителя начальника отдела организационно аналитической работы. Отдел занимался обеспечением и контролем, формированием почты министра, зам. министра, входящее. В Министерстве имелось несколько структурных подразделений, один находились на Х, где формировалась вся почта для министра. Рабочий кабинет министра У находился на Х, канцелярия находилась там же. Еще одна канцелярия находилась на ХХ Ее (Д.) рабочее место находилось на Х «а», где формировалась почта, которую отделы готовили для передачи министру и зам. министру. Приказы в Министерстве регистрировались только на Х. Все документы, которые подписывал министр, регистрировались на Х. В Академгородке министр почту не подписывал, в том числе приказы. Мог быть единичные случай возможного подписания срочного письма, но не приказа. В основном документы с Академгородка на Х возились с почтой, в том числе была служебная машина. При поступлении документов в канцелярию- на Х формируются папки и передаются начальником отдела на подпись министру. Она (Д.,Ю.) непосредственно принимала документы на Х», чтобы передать их на Х. Для подписания документы отдавались в канцелярию, которые могли отдать их секретарю для визирования зам. министром или министром. Секретарь у них была одна.

В соответствии со ст.73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления).

Как указывалось выше, адрес Министерства Природных ресурсов и экологии Красноярского края: Х, что относится к подсудности Центрального районного суда г. Красноярска. Место совершения преступления Жигун В.Е. согласно обвинительного заключения- Х, что относится к подсудности Советского районного суда г. Красноярска.

В соответствии с ч.1 ст.47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

При этом, состав превышения должностных полномочий является материальным. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

В соответствии сп.п.1 ч.1 ст.237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 22.12.2009 года №28 «О применении судами норм уголовно- процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству» при решении вопроса о возвращении уголовного дела прокурору по основаниям, указанным в статье 237 УПК РФ, под допущенными при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта нарушениями требований уголовно- процессуального закона следует понимать такие нарушения, изложенные в статьях 220,225 УПК РФ положений, которые служат препятствием для принятия судом решения по существу дела на основании данного заключения или акта.

Согласно ст.220 УПК РФ в обвинительном заключении следователь указывает существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.

Согласно выписке из Единого реестра юридических лиц, юридический адрес Министерства Природных ресурсов и экологии Красноярского края: Х.

В соответствии с п.1.8 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края место нахождение Министерства: Х (т.19, л.д.14-48).

Как следует из договоров купли продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд в целях реконструкции, ремонта, отоплений зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в рамках содержания государственного имущества на праве хозяйственного ведения ГПКК «Красноярское управление лесами») № У, У договоры были заключены между Министерством природных ресурсов и экологии Х в лице исполняющего обязанности министра Вавиловой Е.В. (Продавец) и ГП Красноярского края «Красноярское управление лесами» в лице временно исполняющего обязанности директора Жгуна В.Е. (Покупатель). При этом юридический адрес Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края: Х, фактический адрес: Х, Х Адрес ГП Красноярского края «Красноярское управление лесами»: Х

Договор считается заключенным с момента его подписания.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Я., Г., М. пояснили, что договоры готовились отделами Министерства на ХХ, где они подписывались Вавиловой Е.В. они пояснить не смогли. Свидетель Р. пояснила, что договоры перед подписанием зам. министра, министром поступали в правовой отдел на юридическую экспертизу, визировался и передавался на подпись руководителю. При этом место подписания определялось в договоре, где указан юридический адрес Министерства Х, там они и подписывались. Свидетель Д. пояснила, что все документы, которые подписывал министр регистрировались на Х. В Академгородке, министр почту не подписывал.

Подсудимая Вавилова Е.В. в судебном заседании также пояснила, что все документы, в том числе и вышеуказанные договоры купли продажи № №У она подписывала на своем рабочем месте на Х. Подсудимый Жгун Е.В. так же подтвердил, что рабочее место Вавиловой Е.В. находилось на Х.

Представленные стороной обвинения путевые листы о посещении Вавиловой Е.В. рабочего места в Академгородке с 00.00.0000 года года, не свидетельствуют о подписании ею вышеуказанных договоров№ №У именно там. Сама Вавилова Е.В. не отрицает, что приезжала туда по служебным вопросам, но договора подписывала именно на Х.

Иных доказательств, подтверждающих заключение вышеуказанных договоров купли- продажи № №У не на Х и опровергающих показания Вавиловой Е.В. в этой части, суду не представлено. В ходе предварительного расследования, данный вопрос не выяснялся. Как указывалось выше местом совершения преступления Вавиловой Е.В. согласно обвинительного заключения указано: Х Местом совершения преступления Жгуном В.Е. указано: Х.

При таких обстоятельствах, обвинительное заключение в отношении Вавиловой Е.В. и Жгуна В.Е. нарушают гарантированные Конституцией РФ права обвиняемого на судебную защиту, на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и исключают возможность постановления законного и обоснованного приговора, на основании данного обвинительного заключения. В связи с чем, настоящее уголовное дело подлежит возвращения прокурору, для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Доводы защитника Кузнецова Р.В. о том, что в постановлении о привлечении Вавиловой Е.В. в качестве обвиняемой, в обвинительном заключении не приведены конкретные права и обязанности должностного лица, которые по мнению следствия, превысила Вавилова Е.В. и которые ставятся ей в вину, со ссылкой на конкретные нормы закона (статью, часть, пункт) подлежат проверке судом, после устранения вышеуказанных недостатков.

Оснований для избрания меры пресечения в отношенииВавиловой Е.В., Жгуна В.Е. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 271, п.1 ч.1 ст. 237 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Уголовное дело по обвинениюВавиловой Е.В.в совершении преступления предусмотренного ч..2 ст.286 УК РФ, Жгуна В.Е., в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.33 УК РФ, ч.2 ст.286 УК РФ возвратить прокурору Красноярского края для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Меру пресечения в отношении Вавиловой Е.В., Жгуна В.Е. не избирать.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10- ти суток со дня вынесения, с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Копия верна

Подписано председательствующим

Судья: Н.В.Марковой