Челябинский Областной суд - Судебный акт №А3-001073-03/2011 table.main tr.row td.cell div.block div.paragraph .font0 font:9.00pt "Times New Roman", serif; .font1 font:12.00pt "Times New Roman", serif; .font2 font:13.00pt "Times New Roman", serif;
№4al 1-553
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 ноября 2011г. г.Челябинск
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 09 августа 2010г., решение заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 25 августа 2010г., решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2011г., решение (определение) судьи Челябинского областного суда от 12 августа 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 09 августа 2010г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 25 августа 2010г. указанное постановление от 09 августа 2010г. оставлено без изменения.
Решением судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2011г. постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 09 августа 2010г. и решение заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 25 августа 2010г. оставлены без изменения.
Решением (определением) судьи Челябинского областного суда от 12 августа 2011г. решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2011г. оставлено без изменения.
2
В жалобе ФИО1, поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 09 августа 2010г., решения заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 25 августа 2010г., решения судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2011г., решения (определения) судьи Челябинского областного суда от 12 августа 2011г. и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, а также ввиду нарушения требований закона, допущенных при производстве по делу.
Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу, вместе с тем, решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2011г. и решение (определение) судьи Челябинского областного суда от 12 августа 2011г. подлежат изменению по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 8.37 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (далее Федеральный закон № 166-ФЗ) граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со ст. 26 данного Федерального закона.
В силу п. 4 ст. 24 Федерального закона № 166-ФЗ любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.
Согласно п. 5 ст. 24 Федерального закона № 166-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) водные биоресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с
3
оказанием услуг гражданам, осуществляющим любительское и спортивное рыболовство (организации любительского и спортивного рыболовства), на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 13.3 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна (утв. Приказом Росбыловства от 13 ноября 2008 г. № 319), на рыбопромысловых участках: не предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства - гражданам необходимо получить согласие пользователя рыбопромысловым участком; предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства -гражданам необходимо заключить договор об оказании услуг с пользователем, имеющим договор о предоставлении рыбопромыслового участка для организации указанного вида рыболовства (далее - путевка на добычу (вылов) водных биоресурсов). В путевке на добычу (вылов) водных биоресурсов должен быть указан объем водных биоресурсов, согласованный для добычи (вылова), и места добычи (вылова) в пределах рыбопромыслового участка, срок ее действия, иная информация.
Из представленного в дело договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на водоемах Челябинской области № 24 от 19 августа 2009г. следует, что Министерство сельского хозяйства Челябинской области предоставило ОАО «Уралпромжелдортранс» рыбопромысловый участок № 189 - озеро Юлаш Каслинского муниципального образования Челябинской области для осуществления промышленного рыболовства (л.д.37-39). Указанный договор вступил в силу 19 августа 2009г. и действует до 19 августа 2014г. Таким образом, ОАО «Уралпромжелдортранс» является законным пользователем озера Юлаш площадью 600 га.
На основании указанного договора № 24 от 19 августа 2009г. ОАО «Уралпромжелдортранс» выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 10-108/4, определен срок добычи (вылова) водных биоресурсов - с 01 июля 2010г. по 31 декабря 2010г. (л.д. 40).
Приказом генерального директора ОАО «Уралпромжелдортранс» К.А.Б. от 02 августа 2010г. запрещена любая рыбная ловля на озере Юлаш, включая любительскую рыбную ловлю (на удочку) (л.д. 41).
Из материалов дела следует и установлено судьями, что 06 августа 2010г. в 13 часов 05 минут на рыбопромысловом участке озера Юлаш Каслинского района Челябинской области ФИО1 осуществлял любительское рыболовство без согласия пользователя рыбопромыслового участка.
Кроме того, письменным заявлением ОАО «Уралпромжелдортранс», направленным старшему государственному инспектору отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области Ю.Р.Ф. 06 августа 2010г., подтверждается, что ФИО1 при осуществлении любительского рыболовства на рыбопромысловом участке озера Юлаш Каслинского муниципально-
4
го района не получал соответствующего согласия у пользователя рыбопромысловым участком ОАО «Уралпромжелдортранс» (л.д. 42).
На основании изложенного, поскольку факт совершения административного правонарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении, договором о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на водоемах Челябинской области, другими доказательствами, то вывод о наличии в действиях Заусаева В.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, является правильным.
Протокол об административном правонарушении в отношении Заусаева В.И. отвечает требованиям закона, установленным в ст. 28.2 КоАП РФ. В нем указано на нарушение ФИО1 п. 4 ст. 24 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004г. № 166-ФЗ и п. 13.3 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна (утв. Приказом Росбыловства от 13 ноября 2008 г. № 319), имеются другие сведения, необходимые для разрешения дела (л.д. 32-33).
Таким образом, вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, установлена.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Несостоятельны и доводы жалобы о том, что рассмотрение дела старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области в отсутствие ФИО1 нарушило его право защиту. Участвующие в деле лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им процессуальными правами, в том числе правом на участие в судебном заседании.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Данная норма закона направлена на необходимость обеспечения активного участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в процессе и на недопущение игнорирования вызовов для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, о рассмотрении дела об административном правонарушении в 10 часов 00 минут 09 августа 2010г. ФИО1 извещался старшим государственным инспектором отдела государственного
5
контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области надлежащим образом, что подтверждается подписью ФИО1 в соответствующей графе протокола об административном правонарушении (л.д. 33).
Отложение дела при неявке надлежаще извещенного лица может иметь место при наличии двух обязательных условий - наличие ходатайства об отложении рассмотрения дела и наличие уважительной к тому причины.
Ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от ФИО1 не поступало, в материалах дела указанное ходатайство отсутствует, сведения об уважительности неявки ФИО1 не представил.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области меры, необходимые для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, были предприняты, вследствие чего дело правомерно было рассмотрено в отсутствие ФИО1, что согласуется с требованиями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 разъяснялись права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и положения ст. 51 Конституции РФ, о чем свидетельствует подпись ФИО1 в соответствующей графе протокола (л.д. 32-33). Также в судебном заседании ФИО1 разъяснялись права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и положения ст. 51 Конституции РФ (л.д. 54, 55).
Свои права при производстве по делу ФИО1 реализовал в полном объеме, обжаловал постановление и судебные решения, представлял свои доказательства, заявлял ходатайства, давал объяснения в судебных заседаниях при рассмотрении жалобы. В связи с чем не имеется оснований полагать, что право ФИО1 на судебную защиту было нарушено.
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности Заусаева В.И.
Вместе с тем, решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2011г. и решение (определение) судьи Челябинского областного суда от 12 августа 2011г. подлежат изменению по следующим основаниям.
Ссылаясь на показания Ю.Р.Ф., допрошенного судьей городского суда в качестве свидетеля, как на доказательство вины ФИО1, судьи не учли, что данные показания не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку при их получении Ю.Р.Ф. не разъяснялись положения ст. 17.9 КоАП РФ (л.д. 46, 55). Следовательно, показания
6
Ю.Р.Ф. не могли быть использованы в качестве доказательств, они подлежат исключению.
При этом другие доказательства, исследованные судьями и приведенные в постановлениях, являются достаточными и допустимыми для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
В остальной части решение судьи городского суда и решение судьи областного суда соответствуют требованиям ст. 30.7 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом должностное лицо Федерального агентства по рыболовству учел личность виновного, характер совершенного административного правонарушения. Оснований для снижения наказания не имеется, назначено оно в пределах санкции ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16-30.18 КоАП
РФ,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 09 августа 2010г. и решение заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Челябинской области от 25 августа 2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения.
Решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2011г. и решение (определение) судьи Челябинского областного суда от 12 августа 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении ФИО1 изменить: исключить ссылку на показания Ю.Р.Ф. как на доказательства вины.
В остальной части решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 12 апреля 2011г. и решение (определение) судьи Челябинского областного суда от 12 августа 2011г. оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда