Уголовное дело № 1-589/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 22 июля 2021 года
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Очировой А.В. единолично, при секретаре судебного заседания Дувановой Н.В., с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Р.Д.А.., обвиняемого Сафьянова Ю.П., его защитника – адвоката Н.Д.М, представившего удостоверение и ордер,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в порядке предварительного слушания материалы уголовного дела в отношении
Сафьянова Ю.П., родившегося *** в <адрес>, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, имеющего на иждивении троих несовершеннолетних детей, работающего место работы», военнообязанного, проживающего по адресу: <адрес>, ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Органами предварительного следствия Сафьянов Ю.П. обвиняется в преступлении против государственной власти и интересов государственной службы при следующих обстоятельствах. Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.03.2007 № 65 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия», Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, сокращенное наименование - Минприроды РБ, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства и охраны (защиты) природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий регионального значения и государственной экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха, исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в пределах предоставленных полномочий.
Согласно п.3.4 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, Министерство природных ресурсов Республики осуществляет закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п.3.5 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Минприроды РБ и реализацию возложенных на Минприроды РБ полномочий.
Согласно п.3.11.2 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия имеет право привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Минприроды РБ, научные и иные организации, ученых и специалистов.
В соответствии с п.3.14 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия осуществляет ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п.4.1 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, Минприроды РБ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Бурятия.
Указом Главы Республики Бурятия «О Сафьянове Ю.П.» от 19.06.2014 № ... Сафьянов Ю.П. назначен министром природных ресурсов Республики Бурятия.
Согласно п.4.2.1 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, министр природных ресурсов Республики Бурятия осуществляет общее руководство деятельностью Минприроды РБ на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минприроды РБ полномочий.
В соответствии с п.4.2.2 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, министр природных ресурсов Республики Бурятия утверждает:
- положения о структурных подразделениях Минприроды РБ, положения о координационных, совещательных и экспертных органах Минприроды РБ, должностные регламенты государственных гражданских служащих и должностные инструкции иных работников Минприроды РБ;
- штатное расписание, смету расходов на содержание аппарата Минприроды РБ в установленных пределах численности работников, фонда оплаты труда и бюджетных ассигнований;
- прогнозные показатели деятельности подведомственных Минприроды РБ исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и государственных учреждений, а также отчеты об их исполнении.
Согласно п.4.2.3 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, министр назначает на должность и освобождает (отстраняет) от должности работников структурных подразделений Минприроды РБ, распределяет обязанности между заместителями министра.
В соответствии с п.4.2.4 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, министр издает в пределах своей компетенции приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Минприроды РБ - приказы и распоряжения ненормативного характера, дает указания и организует контроль их исполнения; выдает доверенности работникам Минприроды РБ, подписывает от имени Минприроды РБ договоры (в том числе трудовые), соглашения, государственные и служебные контракты, иные документы.
Согласно п.4.2.6 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, министр назначает на должность и освобождает (отстраняет) от должности руководителей подведомственных Минприроды РБ государственных учреждений.
В соответствии с п.4.2.8 Положения о Министерстве природных ресурсов РБ, министр вносит в Министерство финансов Республики Бурятия предложения по формированию республиканского бюджета в части финансового обеспечения деятельности Минприроды РБ, подведомственного Минприроды РБ исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия и государственных учреждений.
Таким образом, в период с 19.06.2014 и до момента увольнения, то есть до 03.05.2018, Сафьянов Ю.П. являлся должностным лицом, постоянно осуществлявшим функции представителя власти и выполнявшим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе.
Сафьянову Ю.П. в связи с занимаемой им указанной должностью министра и опытом работы по ней, его должностными обязанностями, были достоверно известны нижеизложенные положения нормативно - правовых актов.
В соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации основана в том числе на принципе эффективности использования бюджетных средств.
Согласно ст.34 Бюджетного кодекса РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.2 ст.104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация: наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи.
Согласно п.1 ч.1 ст.94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч.3 ст.94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.15 ч.1 ст.3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, эксперт, экспертная организация - это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом «а» п.1 ч.2 ст.41 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены физические лица: являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.4 ст.41 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, в случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.
В соответствии ч.6 ст.94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Согласно ч.7 ст.94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В соответствии с ч.1 ст.101 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
08.05.2014 между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> заключен государственный контракт № .... В соответствии с указанным контрактом ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> взяло на себя обязательство выполнить работы по корректировке проектной документации и разработке рабочей документации «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината». Цена контракта составила 24 550 072 рубля.
30.04.2015 Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в лице министра Сафьянова Ю.П. приняло решение об одностороннем расторжении государственного контракта № ... от 08.05.2014. Вышеуказанный контракт был расторгнут вследствие неисполнения по нему в полном объеме ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> взятых на себя обязательств. Стоимость невыполненных работ составила 9 550 072 рубля. При этом Министерство природных ресурсов РБ в нарушение ч.2 ст.104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 не внесло сведения об ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>, а также о руководителе и учредителе общества Ш.А.И., в реестр недобросовестных поставщиков.
С целью дальнейшего финансирования производства работ, которые не были выполнены по контракту № ..., ввиду необходимости их окончания, а также с целью реализации Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 № 847 «О Федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы»», 15.05.2015 Министерству природных ресурсов РБ доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 9 550 000 рублей.
В связи с этим 19.11.2015 на официальном сайте закупок размещена конкурсная документация, в том числе согласованное министром природных ресурсов Республики Бурятия Сафьяновым Ю.П. извещение о проведении 14.12.2015 конкурса на выполнение работ по разработке рабочей документации «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера». Указанной конкурсной документацией был установлен необоснованно сжатый срок исполнения подрядчиком контракта, а также среди конкурсной документации не размещены для неограниченного круга лиц отчеты по инженерным изысканиям, проведенным ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>), что объективно не позволило всем участникам рынка принять участие в торгах.
Для участия в конкурсе поступила единственная заявка от ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>. При этом аффилированными лицами ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> являлись ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> и Ш.А.И. ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> и ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> были взаимосвязаны, имели одних и тех же работников (проектную группу), Ш.А.И. являлся учредителем обеих организаций. Об указанных обстоятельствах министру природных ресурсов Республики Бурятия Сафьянову Ю.П. было достоверно известно.
28.12.2015 в период с 07 часов до 22 часов министр природных ресурсов Республики Бурятия Сафьянов Ю.П., находясь в своем рабочем кабинете, в здании Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, расположенном по адресу: г. Улан-Удэ Республики Бурятия, ул. Революции 1905 года, 11 «а», вследствие недобросовестного отношения к службе и обязанностям по должности, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде некачественного исполнения ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>, взятых на себя по государственному контракту № ... обязательств, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, не желая их наступления, зная, что фактически ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, ненадлежаще исполняя свои должностные обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, по соблюдению законодательства Российской Федерации, предусмотренные пунктами 3.4, 3.14, 4.2.1 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, в нарушение статей 28, 34 Бюджетного кодекса РФ, части 1 статьи 12 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, подписал, тем самым заключив от имени Министерства природных ресурсов Республики Бурятия с ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> государственный контракт № ... по разработке рабочей документации «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера». В силу своих должностных обязанностей, опыта работы и полномочий по занимаемой должности Сафьянов Ю.П. мог выявить указанные нарушения закона и не подписывать, не заключать вышеуказанный контракт № ....
В соответствии с указанным контрактом № ... от 28.12.2015 ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> (генеральный проектировщик) взяло на себя обязательство выполнить работы по разработке рабочей документации «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера». Цена контракта составила 9 550 000 рублей. Финансирование контракта осуществлялось за счет средств республиканского бюджета и субсидии федерального бюджета с целью реализации Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 № 847 «О Федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы»». При этом, несмотря на то, что условиями контракта предусмотрено его исполнение в два этапа, стоимость работ по каждому из них не была установлена.
В соответствии со статьей 5 государственного контракта № ... от 28.12.2015 для проверки предоставленных ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> работ (этапов), в части их соответствия условиям контракта, Министерство природных ресурсов РБ проводит экспертизу.
Статьей 6 государственного контракта № 2-р от 28.12.2015 предусмотрен порядок приемки и сдачи выполненных работ.
Так, в соответствии со статьей 6 государственного контракта № ..., для приемки результатов выполненных работ (этапов), Министерство природных ресурсов РБ (заказчик) вправе создавать приемочную комиссию, состоящую не менее чем из 5 человек. ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> обеспечивает участие в работе комиссии своего представителя, однако его отсутствие приемке не препятствует (п. 6.1).
Не позднее чем за 1 календарный месяц до срока окончания этапа работ, установленного календарным планом, ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> представляет в профильное подразделение (ответственному сотруднику подразделения) электронной почтой отчетную документацию в соответствии с требованиями контракта. В случае нарушения ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> представления отчетной документации в установленный срок, на основании поручения Министерства природных ресурсов РБ контрактная служба обеспечивает уведомление ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> о нарушении порядка сдачи и возможности применения штрафных санкций (п. 6.3.1).
Профильное подразделение (ответственный сотрудник подразделения) обеспечивает через комиссию или самостоятельно (в случае отсутствия комиссии) рассмотрение отчетной документации и оформляет: 1) заключение по предусмотренной контрактом форме, если имеются замечания по отчетной документации; 2) справку произвольной формы, если отсутствуют замечания по отчетной документации (п. 6.3.2).
Профильное подразделение (ответственный сотрудник подразделения) не позднее чем через пять календарных дней после получения отчетной документации: 1) размещает электронную версию заключения (справки) в сети Интернет; 2) направляет заключение (справку) в Комиссию (при приемке работ комиссией) и/или по электронной почте ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>п. 6.3.3).
Генеральный проектировщик - ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> в течение 1 рабочего дня обязан подтвердить по электронной почте получение заключения (справки) (п. 6.3.4).
Не позднее, чем за 20 календарных дней до срока окончания выполнения работ (этапа) ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> обязано предоставить в профильное подразделение (ответственному сотруднику подразделения) на бумажном носителе в 2-х экземплярах и электронной версии на СД-диске: 1) уведомление о готовности работы (этапа) к сдаче по предусмотренной контрактом форме; 2) отчетную документацию, доработанную в соответствии с замечаниями (при их наличии) (п. 6.3.5).
Профильное подразделение (ответственный сотрудник подразделения) в день регистрации отчетной документации от ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>: 1) организует проведение независимой экспертизы качества полученных результатов выполненных работ в случае ее обязательности. Экспертиза проводится в срок не более 10 календарных дней после поступления отчетной документации. Электронные версии заключений независимой экспертизы размещаются в сети Интернет и в бумажном формате прилагаются к отчетной документации ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>; 2) информирует комиссию (если приемка осуществляется комиссией) о поступлении отчетной документации (п. 6.3.6).
Комиссия после предоставления ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> отчетной документации: 1) в течение 3-х календарных дней проверяет комплектность отчетной документации и правильность ее оформления, соответствие представленной отчетной документации отчетным формам, порядку их заполнения и срокам исполнения, установленным требованиям контракта; 2) при отсутствии замечаний составляет Технический акт по утвержденной Министерством природных ресурсов Республики Бурятия форме, представляет его Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, размещает его в сети Интернет и информирует ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>; 3) при наличии замечаний оформляет Перечень замечаний (недостатков) по утвержденной Министерством природных ресурсов Республики Бурятия форме, представляет его Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, размещает его в сети Интернет и информирует ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> (п. 6.3.7).
Генеральный проектировщик в срок, указанный в Перечне выявленных недостатков, обязан предоставить в профильное подразделение (ответственному сотруднику подразделения) исправленную отчетную документацию с сопроводительным письмом в бумажном виде в двух экземплярах и электронную версию на СД-диске (п. 6.3.8).
Заседание комиссии проводится не позднее 10-ти календарных дней со дня завершения этапа, предусмотренного контрактом при наличии надлежащей отчетной документации. Комиссия при необходимости проводит фактический осмотр результатов работ на месте (по месту нахождения), включая выезд на место. Комиссия на своем заседании рассматривает представленные материалы, а также результаты осмотра, и при отсутствии замечаний принимает выполненные работы с оформлением в день проведения заседания протокола заседания и акта сдачи-приемки выполненных работ по предусмотренной контрактом форме (п. 6.3.9).
Для приемки выполненных работ (этапов) по государственному контракту № ... от 28.12.2015 была создана приемочная комиссия, о чем министром природных ресурсов Республики Бурятия Сафьяновым Ю.П. был вынесен приказ № ... от 29.12.2015.
Далее, 30.12.2015 ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>), исполняя условия государственного контракта, предоставило в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия рабочую документацию «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера».
В этот же день, то есть 30.12.2015 в период с 07 часов до 22 часов ответственный за исполнение государственного контракта № ... от 28.12.2015 работник Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Б.Ц.Е., проверив указанную рабочую документацию, доложил Сафьянову Ю.П. о том, что рабочая документация «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера» по государственному контракту № ... от 28.12.2015 выполнена ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> и представлена Министерству природных ресурсов Республики Бурятия.
Сразу после этого, 30.12.2015 Сафьянов Ю.П., находясь в своем рабочем кабинете, в здании Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, расположенном по адресу: г. Улан-Удэ Республики Бурятия, ул. Революции 1905 года, 11 «а», вследствие недобросовестного отношения к службе и обязанностям по должности, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде некачественного исполнения ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты>), взятых на себя по государственному контракту № ... обязательств, поскольку ранее вышеуказанные аффилированные с ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> лица не выполнили в полном объеме свои обязательства по государственному контракту № ..., в виде не получения положительных заключений экспертов, предусмотренных вторым этапом исполнения контракта № 2-р от 28.12.2015 в виде необоснованной оплаты ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> денежных средств по указанному контракту, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, не желая их наступления, продолжая ненадлежаще исполнять свои должностные обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, по надлежащей приемке выполненных работ по контракту № ..., предусмотренные пунктами 3.4, 3.14, 4.2.1, 4.2.4 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, статьями 5, 6 государственного контракта № ..., зная, что работник Министерства природных ресурсов РБ Б.Ц.Е. в силу положений подпункта «а» п. 1 ч. 2 ст. 41 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 не может быть экспертом, в нарушение вышеуказанных положений статей 3, 41 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 дал Б.Ц.Е. указание о том, чтобы он составил и подписал как эксперт заключение, в котором бы указал, что разработанная ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> рабочая документация «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера» соответствует требованиям государственного контракта № ... от 28.12.2015 и техническому заданию к указанному контракту, а также организовал приемку выполненных работ (1-го этапа). При этом Сафьянов Ю.П. самонадеянно полагал, что ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> в сжатый срок качественно выполнило первый этап контракта и на предоставленную ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> документацию будут получены положительные заключения экспертов, предусмотренные вторым этапом контракта. В силу своих должностных обязанностей, опыта работы и полномочий по занимаемой должности Сафьянов Ю.П. мог организовать проведение независимой экспертизы по приемке первого этапа выполненных работ по контракту.
Работник Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Б.Ц.Е., исполняя указание Сафьянова Ю.П., 30.12.2015 составил и подписал от своего имени экспертное заключение, в котором указал, что разработанная ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> рабочая документация «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера» соответствует требованиям государственного контракта № ... от 28.12.2015 и техническому заданию к указанному контракту, а также организовал приемку выполненных работ приемочной комиссией Министерства природных ресурсов Республики Бурятия.
30.12.2015 состоялось заседание приемочной комиссии Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, созданной приказом Министерства природных ресурсов РБ № ...-ПР от 29.12.2015. По итогам заседания приемочной комиссии какие-либо документы о приемке выполненных работ, предусмотренные контрактом № ..., членами комиссии не составлялись и не подписывались. При этом Сафьянов Ю.П. знал, что приемка первого этапа выполненных работ по контракту № ... от 28.12.2015 произведена не по порядку, предусмотренному статьями 5 и 6 контракта, а также то, что работники Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, входящие в состав приемочной комиссии, а также Б.Ц.Е.., не обладают специальными познаниями для приемки выполненных работ по государственному контракту № ФИО20 от 28.12.2015.
После этого, 30.12.2015 в период с 07 часов до 22 часов министр природных ресурсов Республики Бурятия Сафьянов Ю.П., находясь в своем рабочем кабинете, в здании Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, расположенном по адресу: г. Улан-Удэ Республики Бурятия, ул. Революции 1905 года, 11 «а», вследствие недобросовестного отношения к службе и обязанностям по должности, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде некачественного исполнения ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> взятых на себя по государственному контракту № ... обязательств, поскольку ранее вышеуказанные аффилированные с ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> лица не выполнили в полном объеме свои обязательства по государственному контракту № ... в виде не получения положительных заключений экспертов, предусмотренных вторым этапом исполнения контракта от 28.12.2015 в виде необоснованной оплаты ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> денежных средств по указанному контракту, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, не желая их наступления, продолжая ненадлежаще исполнять свои должностные обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, по надлежащей приемке выполненных работ по контракту № ..., предусмотренные пунктами 3.4, 3.14, 4.2.1, 4.2.4 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, статьями 5, 6 государственного контракта № ..., в нарушение статей 28, 34 Бюджетного кодекса РФ, части 1 статьи 12, п. 15 ч. 1 ст. 3, «а» п. 1 ч. 2 ст. 41, ч. 6, 7 ст. 94, ч. 1 ст. 101 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, зная о том, что независимая экспертиза выполненных работ, предусмотренная статьями 5, 6 контракта, проведена ненадлежащим лицом – работником Министерства природных ресурсов РБ Б.Ц.Е., не обладающим для этого специальными познаниями, а также то, что приемка осуществлена приемочной комиссией в нарушение порядка приемки, предусмотренного статьями 5, 6 контракта, осознавая, что члены комиссии не обладают специальными познаниями для принятия работ по указанному контракту, то, что разработка вышеуказанной документации и ее приемка произведены в сжатые сроки, принял у ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> первый этап выполненных работ по государственному контракту № ... от 28.12.2015 – разработанную с существенными недостатками рабочую документацию «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера», подписав от имени Министерства природных ресурсов РБ акт № 4 от 30.12.2015, акт № 1 «Сдачи-приемки рабочей документации по объекту «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера» в рамках выполненных работ по государственному контракту № ... от 28.12.2015 (I этап)» от 30.12.2015, счет-фактуру № 5 от 30.12.2015, заявку на кассовый расход № 00001047 от 30.12.2015. При этом Сафьянов Ю.П. самостоятельно принял решение о выплате ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> именно 7 000 000 рублей, хотя имел возможность оплатить денежные средства в меньшем размере, поскольку контрактом не была предусмотрена стоимость первого и второго этапов выполненных работ. Сафьянов Ю.П. самонадеянно полагал, что на предоставленную ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> документацию будут получены положительные заключения экспертов, и контракт будет исполнен полностью. В силу своих должностных обязанностей, опыта работы и полномочий по занимаемой должности Сафьянов Ю.П. мог организовать приемку выполненных работ по контракту надлежащим образом.
В соответствии с актом № 1 «Сдачи-приемки рабочей документации по объекту «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера» в рамках выполненных работ по государственному контракту № <данные изъяты> от 28.12.2015 (I этап)» от 30.12.2015 Сафьянов Ю.П. принял следующую рабочую документацию:
- раздел 1. Пояснительная записка (1 книга, 68 листов);
- раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Текстовая часть. Графическая часть (1 книга, 14 листов);
- раздел 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения: 4.1. Текстовая часть (1 книга, 83 листа); 4.2. Графическая часть (1 книга, 53 листа);
- раздел 6. Проект организации строительства. Текстовая часть, графическая часть (1 книга, 33 листа);
- раздел 7. Проект организации работ по сносу и демонтажу объектов капитального строительства (1 книга, 60 листов);
- раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды: 8.1.-8.2. Текстовая часть, графическая часть (1 книга, 248 листов); 8.3. Программа мониторинга за состоянием окружающей среды (1 книга, 48 листов); 8.4. Программа санитарно-эпидемиологического мониторинга (1 книга, 60 листов);
- раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (1 книга, 21 лист);
- раздел 11. Смета на строительство: 11.1. Сводный сметный расчет (1 книга, 51 лист); 11.2. Объектные и локальные сметы (1 книга, 374 листа).
На основании подписанных Сафьяновым Ю.П. акта № 4 от 30.12.2015, счет-фактуры № 5 от 30.12.2015, заявки на кассовый расход № 00001047 Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, расположенным по адресу: г. Улан-Удэ Республики Бурятия, ул. Ермаковская, 12, от плательщика Министерства природных ресурсов РБ получателю ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации платежным поручением № ... от 30.12.2015 были перечислены денежные средства в общем размере 7 000 000 рублей.
В дальнейшем, а именно 12.10.2016 и 18.08.2017 предоставленная ООО «Гидроспецстрой» <данные изъяты> рабочая (техническая) документация «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера» получила отрицательные заключения экспертов, проводивших экологические экспертизы. До настоящего времени указанная рабочая документация экологическую экспертизу не прошла, работы по ней не ведутся, цели для которой она создавалась, не реализуются.
Таким образом, указанные преступные действия Сафьянова Ю.П. повлекли:
- причинение крупного ущерба бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в размере 7 000 000 рублей;
- существенное нарушение прав и законных интересов Министерства природных ресурсов РБ, выразившееся в не реализации им в полной объеме мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 № 847 «О Федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы»», в нарушении принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, в не исполнении министерством возложенных на него функций;
- существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выражающихся в обеспечении проживания граждан Российской Федерации в благоприятной экологической среде;
- существенное нарушение прав и интересов непосредственно жителей Закаменского района Республики Бурятия, выразившееся в нарушении их права на благоприятную окружающую среду, предусмотренного ст.42 Конституции РФ, поскольку цель - ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината - достигнута не была, разделом 3 указанной Федеральной целевой программы предусматривалось, что реализация программы позволит создать благоприятные условия жизнедеятельности для населения, проживающего на Байкальской природной территории, повысит качество окружающей среды г. Закаменска.
29.06.2021 обвиняемый Сафьянов Ю.П. получил копию обвинительного заключения.
29.06.2021 данное уголовное дело поступило в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ для рассмотрения по существу.
06.07.2021 в суд поступило ходатайство обвиняемого Сафьянова Ю.П., датированное 30.06.2021, о проведении предварительного слушания для решения вопроса о прекращении уголовного преследования в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
В судебном заседании Сафьянов Ю.П. пояснил, что вину в инкриминируемом ему деянии признает, ущерб им возмещен в полном объеме, осведомлен о юридических последствиях прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, просит прекратить в отношении него уголовное преследование в виду истечения срока давности. После разъяснения Сафьянову Ю.П. судом положений закона о том, что прекращение уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования является нереабилитирующим основанием и его право возражать против прекращения дела по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, свое ходатайство поддержал.
Адвокат Н.Д.М ходатайство Сафьянова Ю.П. поддержал в полном объеме, пояснив, что последствия прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям им подзащитному разъяснены, последнему понятны.
Государственный обвинитель Р.Д.А. не возражал против удовлетворения ходатайства Сафьянова Ю.П. о прекращении в отношении него уголовного преследования в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку инкриминируемое Сафьянову Ю.П. деяние относится к категории преступления небольшой тяжести, Сафьянов Ю.П. в судебном заседании поддержал свое ходатайство, пояснив, что оно заявлено добровольно, последствия прекращения уголовного дела по указанному основанию ему разъяснены и понятны.
Суд, выслушав мнение сторон, приходит к следующему.
Согласно ст.ст.9 ч. 1, 10 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.
В силу требований п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года.
Согласно п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению за истечением сроков давности уголовного преследования.
По смыслу закона, в случае, если во время судебного разбирательства будет установлено обстоятельство, указанное в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело и уголовное преследование при согласии на это подсудимого, при этом не имеет значения, в какой момент производства по делу истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности, и в какой момент и по каким мотивам подсудимый согласился с прекращением уголовного дела в связи с истечением сроков давности.
Учитывая требования ст.24 УПК РФ и ст.78 УК РФ, при принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, суду надлежит установить согласие подсудимого, с разъяснением юридических последствий принятия такого решения, и что прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования не влечет за собой реабилитацию лица, обвиняемого в совершении преступления.
В судебном заседании установлено, что Сафьянов Ю.П. против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности не возражает, самостоятельно заявил данное ходатайство, последствия прекращения уголовного дела по указанному основанию ему разъяснены и понятны.
Принимая во внимание то обстоятельство, что преступление, предусмотренное ч.1 ст.293 УК РФ в силу требований закона относится к категории небольшой тяжести, к моменту принятия судом решения, сроки давности привлечения Сафьянова Ю.П. к уголовной ответственности истекли, Сафьянов согласен на прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, суд считает возможным ходатайство Сафьянова Ю.П. удовлетворить, прекратить в отношении него уголовное дело по ч.1 ст.293 УК РФ, на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Учитывая то обстоятельство, что по данному уголовному делу Сафьяновым Ю.П. ущерб возмещен в полном объеме, в бюджет Республики Бурятия от него поступили денежные средства в размере 7 000 000 рублей (т.6 л.д.26, 27), суд приходит к выводу о необходимости отменить арест, наложенный на имущество:
- земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., индивидуальная собственность, кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей;
- автомашину <данные изъяты>, ... года выпуска, № кузова ... (государственный регистрационный знак ...), средней рыночной стоимостью ... рублей.
Гражданский иск не заявлен.
Процессуальные издержки, связанные с вознаграждением труда адвоката Н.Д.М, осуществлявшего защиту Сафьянова Ю.П. в ходе предварительного следствия в размере 6500 рублей, а также в судебном заседании в размере 2250 рублей подлежат взысканию с Сафьянова Ю.П., оснований для его освобождения от уплаты процессуальных издержек суд не находит.
Разрешая судьбу вещественных доказательств, суд руководствуется положениями ст.81 УПК РФ.
Меру пресечения Сафьянову Ю.П. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить прежней до вступления постановления в законную силу, после - отменить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24, 236, 239 ч. 1 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело и уголовное преследование в отношении Сафьянова Ю.П., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, прекратить в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в соответствии с п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Меру пресечения Сафьянову Ю.П. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить прежней до вступления постановления в законную силу, после - отменить.
Процессуальные издержки, связанные с вознаграждением труда адвоката Н.Д.М в общей сумме 8750 рублей взыскать с Сафьянова Ю.П..
Вещественные доказательства: 7 папок с документами – проектной и рабочей документацией «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Мероприятия капитального характера»; оригинал приказа Минприроды РБ от 29.12.2015 № ...; копию экспертного заключения от 30.12.2015; копию обложки и описи уголовного дела; копии из журнала регистрации приказов по основной деятельности Министерства природных ресурсов РБ; копию письма Управления Роспотребнадзора по РБ от 13.10.2016 № ...; копию приказа Управления Роспотребнадзора по РБ от 12.10.2016 № ...; копию заключения экспертной комиссии от 12.10.2016; копию письма Управления Роспотребнадзора по РБ от 22.08.2017 № ...; копию приказа Управления Роспотребнадзора по РБ от 18.08.2017 № ...; копию заключения экспертной комиссии от 18.08.2017, по вступлению постановления в законную силу – хранить при уголовном деле.
Отменить арест, наложенный на имущество Сафьянова ФИО28 – на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, индивидуальная собственность, кадастровой стоимостью ... рублей; на автомашину <данные изъяты>, ... года выпуска, № кузова ... (государственный регистрационный знак ...), средней рыночной стоимостью ... рублей.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня его провозглашения.
Судья А.В. Очирова
копия верна А.В. Очирова
УИД: 04RS0007-01-2021-005019-74