дело 1-69/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 июня 2021 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тюриной Т.А.,
с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Первомайского района Оренбургской области Красникова В.А.,
защитника - адвоката <данные изъяты> Кондаурова Н.Н., представившего удостоверение <данные изъяты> года и ордер <данные изъяты> года,
подсудимого ФИО1,
при секретаре Зобниной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в общем порядке в отношении ФИО1, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обвиняется органами предварительного расследования в халатности, то есть в ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, обязанностей по должности, и это повлекло причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства.
Так, в том, что он в период времени с 26 ноября 2018 года по 14 декабря 2018 года, находясь на территории <данные изъяты>, являясь на основании трудового договора от <данные изъяты> начальником отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, будучи на основании распоряжения от <данные изъяты> главы администрации <данные изъяты> принятым на должность муниципальной службы начальника отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, то есть, являясь должностным лицом, осуществляя функции представителя власти, будучи муниципальным служащим по главной должности муниципальной службы, выполняя в администрации <данные изъяты> организационно-распорядительные функции по принятию решений, имеющих юридическое значение, и влекущих определенные юридические последствия, то есть, обладая полномочиями должностного лица органа местного самоуправления, совершил халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, и обязанностей по должности, повлекшее причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, и охраняемых законом интересов общества и государства при следующих обстоятельствах.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ст. 40 Конституции РФ гарантирует право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления, помимо прочего, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В силу ч. 5 ст. 19, ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ), финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, и органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Ст. 60 ЖК РФ предусматривает, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» (далее – Закон Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ) органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий Оренбургской области обязаны обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий Оренбургской области обязаны: осуществлять отдельные государственные полномочия Оренбургской области надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области; обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области; исполнять письменные предписания органов государственной власти по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий; представлять в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области необходимые документы и информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий Оренбургской области, а также с использованием выделенных на эти цели финансовых средств; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области.
В силу ч.ч. 4, 5 ст. 6 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ, использование органами местного самоуправления финансовых средств, полученных на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области, на иные цели не допускается, и субвенции в случае их нецелевого или неполного использования органами местного самоуправления подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством.
Согласно ст. 10 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ, органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных отдельных государственных полномочий Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно п. 4 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19 октября 2011 года № 1015-п «Об утверждении правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем: строительства (долевого участия в строительстве) муниципального жилья; приобретения жилья в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» (далее – Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет, что денежные обязательства – это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Согласно ст. 34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.10 ст. 55 ГК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В соответствии с Положением об отделе архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, утвержденным постановлением №<данные изъяты> года главы администрации <данные изъяты>, отдел архитектуры и строительства муниципального образования <данные изъяты> (далее - отдел архитектуры и строительства) входит в структуру администрации муниципального образования <данные изъяты> и является уполномоченным органом администрации <данные изъяты> (структурным подразделением) в области регулирования строительной деятельности на территории муниципального образования <данные изъяты> (п.1.1.); основными целями и задачами отдела архитектуры и строительства являются: осуществление деятельности по реализации полномочий района, поселений (в случае их передачи от поселений к району в установленном порядке) в сфере архитектуры и строительства, направленных на создание безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности, на комплексной и эффективное развитие и формирование рациональных систем расселения, социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктур, выразительности застройки населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты>, а также внедрение новых технологий и материалов в строительстве на территории муниципального образования <данные изъяты> (п. 2.1.1.); отдел архитектуры и строительства выполняет следующие функции: по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на территории поселений (в случае передачи полномочий муниципальному образованию <данные изъяты>: проводит проверку наличия и правильности оформления документации, прилагаемой к заявлениям о выдаче разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, ее соответствия требованиям градостроительных планов земельных участков, красным линиям, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешения на строительство, вод объекта в эксплуатацию или отказывает в выдаче таких разрешений с указанием причин отказа (п. 3.4.); рассматривает заявления и обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления строительной деятельности и принимает решения в пределах своей компетенции; выполняет иные функции, предусмотренные градостроительным законодательством.
В соответствии с п. 2.2. должностной инструкции начальника отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты> (далее - Инструкции), утвержденной распоряжением <данные изъяты> года главы администрации <данные изъяты>, к профессиональным знаниям ФИО1, как начальника отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, предъявлялись, в том числе, следующие квалификационные требования: знание Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Оренбургской области и иных нормативных актов Оренбургской области, регулирующих соответствующие сферы деятельности применительно к исполнению своих должностных обязанностей, правам и ответственности; знание законодательства о муниципальной службе Российской Федерации и Оренбургской области, муниципальных правовых актов <данные изъяты> о муниципальной службе; знание законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Оренбургской области, регламентирующих статус, структуру, компетенцию, порядок организации и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления <данные изъяты>; знание положения об органе либо структурном подразделении органа местного самоуправления, в котором муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы.
В соответствии с п. 3.1, 3.7, 3.8, 3.12, 3.20, 10.1, 10.2 Инструкции начальник отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, организует работу отдела; выполняет задачи, полномочия, функции, возложенные на отдел архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>; осуществляет прием и рассмотрение поступивших служебных документов, писем, жалоб и заявлений; подписывает разрешения на строительство и на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию на территории <данные изъяты>; выполняет иные поручения вышестоящего руководителя; в пределах своей компетенции оказывает муниципальную услугу «Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на территории муниципального образования <данные изъяты>
26 ноября 2018 года в рабочее время с 09 до 18 часов, ФИО1, который находился в помещении отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, расположенном в здании администрации <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> поступило для рассмотрения заявление от имени <данные изъяты> о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию блокированного жилого дома в ходе предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». При предоставлении указанной муниципальной услуги ФИО1 нарушил требования ч.5 ст. 55 ГК РФ, согласно которым орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 ст. 55 ГрК РФ, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; п. 62 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> года (далее Административный регламент), согласно которого уполномоченные должностные лица осуществляют проверку наличия установленных в пункте 29 настоящего Административного регламента оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и принимают решение о предоставлении либо отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Уполномоченные должностные лица в течение четырех рабочих дней со дня получения заявления обеспечивают проверку наличия и правильности оформления документов и в случае, если объект капитального строительства не подлежал государственному строительному надзору, проводят осмотр такого объекта.
Осмотр включает в себя проверку на:
1) соответствие объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство;
2) соответствие объекта требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) соответствие объекта требованиям разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
4) соответствие параметров построенного, реконструируемого объекта проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, не надлежаще исполнив свои должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностей по должности, и проявив преступное легкомыслие, не проверил правильность оформления предоставленных от имени <данные изъяты> документов, а также 29 ноября 2018 года провел осмотр объекта капитального строительства - блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> в ходе которого не произвел проверку вводимого в эксплуатацию блокированного жилого дома на предмет соответствия данного объекта требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дачу выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также на предмет соответствия параметров построенного блокированного жилого дома проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности.
29 ноября 2018 года в рабочее время с 09 до 18 часов, находясь в помещении отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, расположенном в здании администрации <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> в нарушение ч.6 ст. 55 ГК РФ и п. 29 Административного регламента, при наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ФИО1, не надлежаще исполнив свои должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностей по должности, и проявив преступное легкомыслие, дал указание ведущему специалисту отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты> подготовить проект разрешения на ввод в эксплуатацию блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> Далее <данные изъяты> 29 ноября 2018 года в рабочее время с 09 до 18 часов по указанию ФИО1 подготовила проект разрешения на ввод в эксплуатацию блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> который ФИО1, будучи должностным лицом администрации <данные изъяты>, уполномоченным подписывать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, подписал в тот же день 29 ноября 2018 года в рабочее время с 09 до 18 часов, находясь в помещении отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, расположенном в здании администрации <данные изъяты> по указанному адресу.
Согласно заключения эксперта <данные изъяты> года жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> не пригоден для проживания, так как объект экспертизы не соответствует требованиям градостроительным, строительно-техническим, противопожарным, экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и правилам действующим на территории Российской Федерации.
Согласно заключения эксперта <данные изъяты> года жилое помещение, расположенное в блокированном жилом доме по адресу: <данные изъяты> не соответствует градостроительным, строительно - техническим, противопожарным, экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и правилам согласно СП 55.13330.2016 (Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением № 1), утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.102016 №725/пр., по следующим требованиям:
Раздел 4. Общие положения: п. 4.1 ; п. 4.4 ; п. 4.6 ;
Раздел 5. Требования к функционально-планировочному зонированию придомового (приусадебного земельного) участка: п. 5.6; п. 5.8;
Раздел 6. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям: п. 6.1; п. 6.3; п. 6.4; п. 6.10;
Раздел 7. Требования пожарной безопасности: п. 7.3;
Раздел 8. Требования к безопасной эксплуатации: п. 8.1; п. 8.2; п. 8.3;
Раздел 9. Требования к внутриквартирному оборудованию: п. 9.19.
Согласно заключения эксперта <данные изъяты> года жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> не пригоден для проживания, так как объект экспертизы не соответствует требованиям градостроительным, строительно-техническим, противопожарным, экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и правилам действующим на территории Российской Федерации.
Согласно заключения эксперта <данные изъяты> года жилое помещение, расположенное в блокированном жилом доме по адресу: <данные изъяты> не соответствует градостроительным, строительно - техническим, противопожарным, экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и правилам согласно СП 55.13330.2016 (Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением № 1), утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.102016 №725/пр., по следующим требованиям:
Раздел 4. Общие положения: п. 4.1 ; п. 4.4 ; п. 4.6 ;
Раздел 5. Требования к функционально-планировочному зонированию придомового (приусадебного земельного) участка: п. 5.6; п. 5.8;
Раздел 6. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям: п. 6.1; п. 6.3; п. 6.4; п. 6.10;
Раздел 7. Требования пожарной безопасности: п. 7.3;
Раздел 8. Требования к безопасной эксплуатации: п. 8.1; п. 8.2; п. 8.3;
Раздел 9. Требования к внутриквартирному оборудованию: п. 9.19.
Согласно заключению эксперта <данные изъяты> года жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> не пригоден для проживания, так как объект экспертизы не соответствует требованиям градостроительным, строительно-техническим, противопожарным, экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и правилам действующим на территории Российской Федерации.
Согласно заключению эксперта <данные изъяты> года жилое помещение, расположенное в блокированном жилом доме по адресу: <данные изъяты> не соответствует градостроительным, строительно - техническим, противопожарным, экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и правилам согласно СП 55.13330.2016 (Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением № 1), утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.102016 №725/пр., по следующим требованиям:
Раздел 4. Общие положения: п. 4.1; п. 4.4; п. 4.6 ;
Раздел 5. Требования к функционально-планировочному зонированию придомового (приусадебного земельного) участка: п. 5.6; п. 5.8;
Раздел 6. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям: п. 6.1; п. 6.3; п. 6.4; п. 6.10;
Раздел 7. Требования пожарной безопасности: п. 7.3;
Раздел 8. Требования к безопасной эксплуатации: п. 8.1; п. 8.2; п. 8.3;
Раздел 9. Требования к внутриквартирному оборудованию: п. 9.19.
С учетом изложенного, у ФИО1 имелись основания для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> Однако ФИО1, не надлежаще исполнив свои должностные обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностей по должности, и проявив преступное легкомыслие и преступную халатность, выразившуюся в не проведении проверки правильности оформления документов, представленных для введения в эксплуатацию вышеуказанного блокированного жилого дома, а также в не проведении осмотра данного блокированного жилого дома на предмет его соответствия требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также на предмет соответствия параметров построенного блокированного жилого дома проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности, незаконно выдал разрешение на ввод его в эксплуатацию, удостоверяющее соответствие построенного блокированного жилого дома требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, соответствие параметров построенного блокированного жилого дома проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности.
04 декабря 2018 года в рабочее время с 09 до 18 часов в отдел архитектуры и строительства администрации <данные изъяты> расположенный в здании администрации <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> обратилась <данные изъяты> действующая в интересах <данные изъяты> которая с целью внесения изменений в ранее выданное <данные изъяты> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29 ноября 2018 года предоставила от имени <данные изъяты>. заявление о внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в связи с изменением технического плана и пакет документов, необходимых для внесения соответствующих изменений.
04 декабря 2018 года в рабочее время с 09 до 18 часов ФИО1, который находился на своем рабочем месте в помещении отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, расположенном в здании администрации <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> поступило для рассмотрения указанное заявление о внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в связи с изменением технического плана. При этом ФИО1 в ходе рассмотрения указанного заявления о внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в связи с изменением технического плана, поданного 04 декабря 2018 года <данные изъяты> от имени <данные изъяты> в нарушение ч.6 ст. 55 ГК РФ и п. 29 Административного регламента, при наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не надлежаще исполнив свои должностные обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе и обязанностей по должности, и проявив преступное легкомыслие, дал указание ведущему специалисту отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты> подготовить проект разрешения на ввод в эксплуатацию блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> взамен ранее выданного 29 ноября 2018 года. Далее <данные изъяты> 04 декабря 2018 в рабочее время с 09 до 18 часов по указанию ФИО1 подготовила проект разрешения на ввод в эксплуатацию блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> который ФИО1, будучи должностным лицом администрации <данные изъяты>, уполномоченным подписывать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, подписал в тот же день 04 декабря 2018 года в рабочее время с 09 до 18 часов, находясь в помещении отдела архитектуры и строительства администрации <данные изъяты>, расположенном в здании администрации <данные изъяты> по указанному адресу.
Указанное разрешение на ввод в эксплуатацию блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> явилось основанием для постановки на кадастровый учет данного блокированного жилого дома.
Необоснованная выдача разрешения на ввод в эксплуатацию блокированного жилого дома, имеющего жилые блоки автономные по адресу: <данные изъяты> повлекла необоснованную регистрацию <данные изъяты> 10 декабря 2018 года права собственности на вышеуказанные жилые блоки автономные в Едином государственном реестре недвижимости Российской Федерации.
Далее ФИО1, в соответствии с постановлением от 14 июля 2017 года №722-п главы администрации <данные изъяты>, находясь в составе районной комиссии по обследованию жилых помещений (далее - Комиссия), достоверно зная, что по результатам проведения электронных аукционов «Приобретение жилого дома (квартиры) в <данные изъяты> для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения» администрацией <данные изъяты> решается вопрос о заключении муниципальных контрактов на приобретение жилых блоков автономных, расположенных по адресу: <данные изъяты> 14 декабря 2018 года в рабочее время с 09 до 18 часов принял участие в обследовании вышеуказанных жилых помещений в качестве члена Комиссии. В ходе проведения обследования вышеуказанных жилых помещений Комиссией ФИО1, являясь единственным членом Комиссии, обладающим специальными знаниями в области строительства, в нарушение п. 3.1 Положения о районной комиссии по обследованию жилых помещений, утвержденного постановлением от 10 февраля 2017 года №88-п первого заместителя главы администрации <данные изъяты> согласно которому к полномочиям Комиссии относится обследование жилых помещений с целью установления пригодности обследуемых жилых помещений для постоянного проживания, а также соответствие обследуемых жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, ненадлежаще исполнив свои обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе и обязанностей по должности, и проявив преступное легкомыслие и преступную халатность, выразившуюся в ненадлежащем обследовании жилых помещений на предмет их пригодности для постоянного проживания, а также их соответствия установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Впоследствии ФИО1 14 декабря 2018 года подписал акт обследования жилого помещения от 14 декабря 2018 года по адресу: <данные изъяты> акт обследования жилого помещения от 14 декабря 2018 года по адресу: <данные изъяты> акт обследования жилого помещения от 14 декабря 2018 года по адресу: <данные изъяты> согласно которым указанные жилые помещения являются пригодными для постоянного проживания граждан и соответствуют санитарным и техническим правилам и нормам. Такое заключение районной комиссии по обследованию жилых помещений, в деятельности которой участвовал ФИО1 как лицо, обладающее специальными знаниями в области строительства, повлекло беспрепятственное приобретение администрацией <данные изъяты> на основании муниципальных контрактов № <данные изъяты> года жилых блоков автономных, расположенных по адресу: <данные изъяты> которые не пригодны для проживания, так как не соответствуют градостроительным, строительно - техническим, противопожарным, экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и правилам согласно СП 55.13330.2016 (Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением № 1), утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 года №725/пр., по следующим требованиям:
Раздел 4. Общие положения: п. 4.1; п. 4.4; п. 4.6 ;
Раздел 5. Требования к функционально-планировочному зонированию придомового (приусадебного земельного) участка: п. 5.6; п. 5.8;
Раздел 6. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям: п. 6.1; п. 6.3; п. 6.4; п. 6.10;
Раздел 7. Требования пожарной безопасности: п. 7.3;
Раздел 8. Требования к безопасной эксплуатации: п. 8.1; п. 8.2; п. 8.3;
Раздел 9. Требования к внутриквартирному оборудованию: п. 9.19,
которые в дальнейшем 11.01.2019 были переданы по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>
В результате халатности ФИО1 Министерством социального развития Оренбургской области, являющимся главным распорядителем денежных средств, выделяемых для реализации муниципальными образованиями Оренбургской области полномочий по предоставлению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из бюджета Оренбургской области на основании муниципальных контрактов <данные изъяты> года необоснованно перечислены продавцу жилых помещений <данные изъяты> денежные средства в размере 2 949 210 рублей, оформлено 20 декабря 2018 года, 25 декабря 2018 года право собственности муниципального образования <данные изъяты> на жилые блоки автономные, расположенные по адресу: <данные изъяты> не пригодные для проживания, так как они не соответствуют требованиям градостроительным, строительно-техническим, противопожарным, экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации.
Таким образом, преступными действиями ФИО1 Министерству социального развития Оренбургской области был причинен крупный ущерб в размере 2 949 210 рублей, были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, дискредитированы органы государственной власти Оренбургской области - Министерство социального развития Оренбургской области, органы местного самоуправления Оренбургской области - администрация <данные изъяты>, нарушен установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок осуществления градостроительной деятельности с соблюдением технических регламентов, а также законные права и интересы граждан из числа детей-сирот - <данные изъяты> которые в рамках социальной поддержки должны обеспечиваться жилыми помещениями, пригодными для проживания.
Существенное нарушение прав и законных интересов граждан из числа детей-сирот - <данные изъяты> выразились в незаконном предоставлении им по договорам найма специализированного жилых помещений, не пригодных для проживания и не соответствующих требованиям градостроительным, строительно-техническим, противопожарным, экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации. Таким образом, нарушено гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации, право гражданина на жилище.
Органами предварительного расследования действия ФИО1 квалифицированы по ч.1 ст. 293 УК РФ как халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, и обязанностей по должности, повлекшее причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, и охраняемых законом интересов общества и государства.
После оглашения обвинения подсудимый ФИО1 свою по ч.1 ст. 293 УК РФ вину признал полностью, не оспаривая обстоятельств, указанных в обвинении.
В судебном заседании защитник - адвокат Кондауров Н.Н., действуя в интересах подсудимого ФИО1, заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1 и освобождении его от уголовной ответственности по ч. 1 ст. 293 УК РФ на основании п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ и ст. 78 УК РФ в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Подсудимый ФИО1 не возражал против прекращения дела в связи с истечением сроков уголовного преследования, также ходатайствовал о прекращении производства по делу.
Судом разъяснены подсудимому ФИО1 последствия прекращения уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования.
Государственный обвинитель Красников В.А. не возражал против удовлетворения ходатайства и прекращения дела в связи с истечением сроков уголовного преследования в отношении ФИО1
Выслушав защитника Кондаурова Н.Н., подсудимого ФИО1, государственного обвинителя Красникова В.А., суд считает, что ходатайство подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 6 части первой статьи 24 УПК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по основаниям, если истекли сроки давности уголовного преследования.
Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
В силу ч. 2 ст. 15 УК РФ, преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.
Согласно ч.2 ст.15 УК РФ преступление по ч.1 ст. 293 УК РФ, в совершении которого обвиняется ФИО1, отнесено законом к категории преступлений небольшой тяжести.
В соответствии с. п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки - два года после совершения преступления небольшой тяжести.
Из предъявленного ФИО1 обвинения следует, что инкриминируемое ему преступление было совершено 14 декабря 2018 года.
В соответствие с ч. 3 ст. 78 УК РФ течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.
В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» разъясняется, что при применении положений ч. 3 ст. 78 УК РФ о приостановлении сроков давности в случае уклонения лица, совершившего преступление, от следствия или суда необходимо проверять доводы лица о том, что оно не уклонялось от следствия и суда.
По смыслу уголовного закона, под уклонением от следствия и суда следует понимать такие действия подсудимого, которые направлены на то, чтобы избежать задержания и привлечения к уголовной ответственности (например, намеренное изменение места жительства, нарушение подозреваемым, обвиняемым, подсудимым избранной в отношении его меры пресечения).
Как следует из материалов уголовного дела, уголовное дело возбуждено 04 декабря 2020 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, в отношении ФИО1, который не уклонялся от следствия и суда.
Пункт 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ обязывает прекращать уголовные дела в случае истечения сроков давности уголовного преследования, что обусловлено как нецелесообразностью применения мер уголовной ответственности вследствие существенного уменьшения общественной опасности преступления по прошествии значительного времени с момента его совершения, так и осуществлением в уголовном судопроизводстве принципа гуманизма. При этом отказ государства в лице его законодательных органов от уголовного преследования ввиду истечения срока давности имеет безусловный характер, не зависит от усмотрения органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, и исключает возможность осуществления уголовного преследования как правоохранительными органами (по делам публичного и частно-публичного обвинения), так и потерпевшими (по делам частного обвинения).
Исходя из правовых позиций Конституционного суда РФ обязательным условием для принятия - до завершения в установленном порядке судебного разбирательства - решения о прекращении уголовного дела, в связи с истечением сроков давности, является получение на это согласия подозреваемого (обвиняемого, подсудимого).
Подсудимый ФИО1 после разъяснения ему судом, что прекращение уголовного дела за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности является не реабилитирующим основанием, настаивал на прекращении уголовного дела по данному основанию.
На основании изложенного, суд считает необходимым освободить ФИО1 от уголовной ответственности в соответствии с п. «а» ч. 1 ст.78 УК РФ, и прекратить уголовное дело по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Судьба вещественных доказательств по уголовному делу разрешается судом в соответствии со ст. 81 УПК РФ.
Гражданский иск по делу не заявлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24, 27, 254 УПК РФ, 78 УК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить уголовное дело по обвинению ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования и освободить его от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности на основании п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ.
Меру пресечения в отношении ФИО1 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении после вступления постановления в законную силу отменить.
Вещественные доказательства по уголовному делу: <данные изъяты>, возвратить по принадлежности законным владельцам.
Отменить арест на имущество ФИО1 - автомобиль марки <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты> стоимостью 457 000 рублей, наложенный на основании постановления Первомайского районного суда Оренбургской области от 16 апреля 2021 года.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Оренбургского областного в течение десяти суток со дня его вынесения через Первомайский районный суд Оренбургской области.
Судья Т.А.Тюрина