Дело № 1-78 -17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 марта 2017 года город Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Хисматулиной М.И.
при секретаре Дубововой А.Р.
С участием государственного обвинителя - старшего помощника военного прокурора Читинского гарнизона Брянцева А.Н.
Подсудимой Афанасьевой А.М.
Защитника Кошовской Н.А., представившего ордер № 8688 и удостоверение № 86
Представителя потерпевшего <данные изъяты>ФИО19
Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по обвинению:
Афанасьевой А.М., <данные изъяты>
- в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ
У С Т А Н О В И Л
Органами предварительного следствия Афанасьева А.М. обвинялась в совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, с причинением тяжких последствий при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министра Обороны Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева А.М. назначена на должность «заместитель командующего войсками Сибирского военного округа по финансово-экономической работе - начальник управления».
В соответствии со ст.ст. 6-7 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от ДД.ММ.ГГГГ года, ст.ст. 24 и 33 приказа Министра Обороны Российской Федерации № 250 <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, положением «О заместителе командующего войсками Сибирского военного округа по финансово-экономической работе», утвержденным приказом командующего войсками СибВО № от ДД.ММ.ГГГГ, Афанасьева A.M. являлась руководителем финансового органа распорядителя и получателя бюджетных средств (Командующего СибВО) и в силу своих служебных полномочий отвечала и несла ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, контроль за законностью расходования денежных средств Федерального бюджета РФ, в том числе, за правильностью образования и расходования доходов, полученных из бюджетных и внебюджетных источников в части обеспечения целевого, эффективного и результативного использования средств федерального бюджета, обеспечение к установленному сроку представления распорядителю средств предложения на утверждение бюджетных смет и смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности, обеспечение своевременного начисления и выдачи личному составу денежного довольствия (заработной платы) и иных установленных законодательством РФ выплат, за осуществление руководства и контроля за деятельностью должностных лиц финансового органа и организацию их специальной подготовки, а также имела право подписывать по письменному распоряжению распорядителя средств первой подписью первичные учетные документы, служащие основанием для списания (оплаты, перечисления средств получателям и т.п.) денежных средств с лицевых счетов (счетов), открытых распорядителю (получателю) средств в органах казначейства (кредитных организациях), давать в установленном порядке указания (приказы) в пределах своих полномочий, организовывать и проверять их исполнение, имела право, исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения.
Таким образом, Афанасьева A.M., будучи наделенная полномочиями, связанными с руководством Финансово-экономического управления СибВО, по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, выполняла организационно-распорядительные функции в данном воинском формировании. Одновременно она, обладая полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах воинских частей, осуществлению контроля за их расходованием, исполняла административно-хозяйственные функции, то есть являлась должностным лицом.
При этом, Афанасьева A.M., имея должностные обязанности, объём и пределы которых определены соответствующими нормативно-правовыми актами, обязана была использовать их только в интересах службы, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством Обороны Российской Федерации и Открытым акционерным обществом «<данные изъяты>» МО РФ заключен государственный контракт №, согласно которому полномочия по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков МО РФ возложены на ОАО «<данные изъяты>».
В ноябре ДД.ММ.ГГГГ года Афанасьева A.M., достоверно зная о том, что ФБУ «Управление СибВО» подлежит ликвидации в связи с переформированием Сибирского военного округа Дальневосточного военного округа в объединенное стратегическое командование Восточного военного округа, а на базе его структурного подразделения - финансово-экономического управления планировалось создать новый самостоятельный финансовый орган - ФБУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю», возглавить которое должна была именно она, в нарушение положений вышеуказанного государственного контракта №, согласно которому полномочия по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков МО РФ возложены на ОАО «<данные изъяты>», а также требований Приказа МО РФ № «Об утверждении Руководства по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту зданий и объектов МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, которым регламентирован порядок планирования, назначения, проведение ремонта и его приемка в помещениях (зданиях) казарменно-жилищного фонда МО РФ, решила самостоятельно спланировать и организовать проведение текущего ремонта в здании ФЭУ СибВО, в котором планировалось разместить ФБУ «УФО по Забайкальскому краю».
С этой целью, Афанасьева A.M., зная о наличии на лицевом счете ФБУ «Управление СибВО» денежных средств, сформировавшихся за счет средств от приносящей доход деятельности, сумма которых позволяла оплатить запланированный ею текущий ремонт, а также полагая, что указанные денежные средства при закрытии финансового периода ДД.ММ.ГГГГ года будут перечислены в доход государства в ДД.ММ.ГГГГ году, решила использовать данные денежные средства не по назначению, а по своему усмотрению на оплату планируемого ею текущего ремонта в ДД.ММ.ГГГГ
Для этого, Афанасьева A.M., превышая свои служебные полномочия, в нарушение требований ст. ст. 10, 11, 15 и 297 вышеуказанного приказа МО РФ 2008 года №<данные изъяты> без соответствующего разрешения Командующего войсками СибВО и представителя главного распорядителя бюджетных средств, в один из дней ДД.ММ.ГГГГ года, находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, самостоятельно утвердила сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, тем самым назначив лимиты бюджетных обязательств для их расходования в установленном порядке.
Реализуя задуманное, действуя умышленно и вопреки интересам службы, явно выходя за пределы своих служебных полномочий, находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева A.M. неправомерно издала приказ № о создании комиссии по приемке, учету и расценке выполненных работ, в состав которой включила некомпетентных и неправомочных на осуществление приема выполненных ремонтных работ лиц, а именно подчиненных ей по службе бывших военнослужащих ФБУ «Управление СибВО», выведенных в распоряжение командующего войсками СибВО полковника ФИО8, полковника ФИО9, майора ФИО10 и подполковника ФИО11, а также инженеров <данные изъяты> КЭЧ района - ФИО12 и ФИО13
ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева A.M., находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, действуя в нарушение установленного руководящими документами вышеуказанного порядка обслуживания казарменно-жилищного фонда, не имея полномочий по планированию, назначению, проведению текущего ремонта, по заключению государственных контрактов на проведение такого ремонта, его оплаты, без письменного разрешения (распоряжения) распорядителя и получателя средств, используя своё служебное положение, неправомерно основываясь на доверенности №, выданной Командующим СибВО ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой Афанасьева A.M. наделена полномочиями представлять интересы ФБУ «Управление СибВО» как юридического лица по всем вопросам, отнесенным к компетенции ФЭУ СибВО во всех учреждениях, организациях и перед гражданами в порядке, установленном законодательством РФ с правом заключения, регистрации и исполнения договоров и государственных контрактов для нужд СибВО в пределах сметы доходов и расходов, за исключением государственных контрактов, которые будут заключаться МО РФ в централизованном порядке, действуя от лица Федерального бюджетного учреждения Управление Сибирского военного округа» (далее ФБУ «Управление СибВО») (заказчик) единолично заключила государственный контракт № с индивидуальным предпринимателем Свидетель №1 (подрядчик) не в интересах ФБУ «Управление СибВО», а в интересах вновь создаваемого ФБУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>». Согласно данному государственному контракту заказчик Афанасьева A.M.) поручает, а подрядчик (Свидетель №1) обязуется собственными и привлеченными силами и средствами выполнить работы по текущему ремонту объекта Территориально-финансового управления (в здании бывшего ФЭУ ФБУ «Управление СибВО») в соответствии с условиями контракта и перечнем работ, приведенным в сметной документации, являющейся приложением к контракту, на ремонт объекта. Заказчик, в свою очередь, обязуется оплатить общую стоимость работ с учетом всех материалов и связанных с выполнением контракта платежей. Цена контракта составила 10 880 000 (десять миллионов восемьсот восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева A.M., находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на незаконное расходование денежных средств, в нарушение п. 2.1. заключенного государственного контракта №, а также Федерального закона №ДД.ММ.ГГГГ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которым ценаконтракта являлась окончательной и не могла изменяться в ходе его исполнения, в связи сувеличением объема работ, заключила с тем же индивидуальным предпринимателемдополнительное соглашение к вышеуказанному государственному контракту,Окончательная стоимость оплаты за проведение работ по текущему ремонту составила11 968 000 (одиннадцать миллионов девятьсот шестьдесят восемь тысяч) рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева A.M., находясь в своем служебном кабинете по адресу <адрес>, продолжая преследовать преступный умысел на незаконное использование оставшихся на лицевом счете ФБУ «Управление СибВО» денежных средств, явно выходя за пределы своих полномочий, достоверно зная о том, что фактически работы по текущему ремонту выполнены не в полном объеме, действуя умышленно, желая выполнить обязательства по заключенному государственному контракту, дала указание лицам, входящим в состав комиссии, а именно: ФИО8, ФИО10, ФИО9 и ФИО11, подписать акт о приемке, якобы, выполненных работ, мотивируя данное решение завершением финансового года и невозможностью оплаты подрядчику за проведенные им работы в следующем году. При этом Афанасьева A.M. ввела в заблуждение каждого из членов комиссии, пояснив им, что каждый из них, расписываясь в акте о приемке выполненных работ, отвечает за приемку работ лишь в тех помещениях, которые были за ними закреплены по изданному ею, Афанасьевой A.M., вышеуказанному приказу №. Члены комиссии являлись зависимыми от Афанасьевой A.M. в связи с ее должностным положением и выполнили обязательное для исполнения ее указание, ненадлежащим образом приняв работы по текущему ремонту, подписав акт унифицированной формы № о приемке, якобы, выполненных работ по текущему ремонту в помещениях здания ТФУ (ФЭУ СибВО) от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 8 748 348 (восемь миллионов семьсот сорок восемь тысяч триста сорок восемь) рублей.
Наличие подписанного членами комиссии акта о приемке выполненных работ являлось необходимым условием для дальнейшей оплаты денежных средств подрядчику(ИП Мкояну).
Далее, Афанасьева A.M., продолжая совершать действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, ДД.ММ.ГГГГ, находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, в нарушение требований вышеприведенных нормативно-правовых актов, а именно - Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказа Министра Обороны Российской Федерации № «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с которыми руководитель финансового органа получателя и распорядителя средств (главный бухгалтер) отвечает и несет ответственность за обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за законностью расходования денежных средств Федерального бюджета РФ, в том числе, за правильностью образования и расходования доходов, полученных из бюджетных и внебюджетных источников, собственноручно безосновательно подписала отражающие недостоверные хозяйственные операции первичные учетные документы, необходимые для производства перечисления денежных средств ФБУ «Управление СибВО» на расчетный счет ИП Свидетель №1, а именно: справку о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы № на сумму 8 748 348 рублей 00 копеек; составленные по ее указанию подчиненными ей должностными лицами заявку на кассовый расход № на сумму 7 779 200 рублей 00 копеек и заявку на кассовый расход № на сумму 3 590 400 рублей 00 копеек, тем самым разрешила безналичное перечисление денежных средств с лицевого счета ФБУ «Управление СибВО» в пользу ИП Свидетель №1 на вышеуказанную сумму, в то время, когда работы по текущему ремонту еще не были завершены.
При этом, Афанасьева A.M. осознавала, что подписание данных финансовых документов и перечисление денежных средств является преждевременным, так как приемка в эксплуатацию объекта - помещений здания ТФУ (ФЭУ СибВО), в которых производились работы по текущему ремонту, производилась ненадлежащим образом и приемка объекта в эксплуатацию не осуществлялась.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указания Афанасьевой A.M. и подписанных ею вышеуказанных заявок на кассовый расход №№ и № от ДД.ММ.ГГГГ, государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, справки о стоимости выполненных работ и затрат № от ДД.ММ.ГГГГ, а также акта о приемке, якобы, выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ, органы федерального казначейства РФ платёжными поручениями № и № осуществили безналичные платежи с лицевого счёта получателя бюджетных средств ФБУ «Управление СибВО» на расчётный счет ИП Свидетель №1 на сумму 7 779 200 рублей в качестве основного платежа за текущий ремонт и 3 590 400 рублей в качестве аванса, предусмотренного Государственным контрактом, на общую сумму 11 369 600 рублей.
Согласно заключению проведенной строительно-технической судебной экспертизы затраты на работы по текущему ремонту, выполненные ИП Свидетель №1 в рамках государственного контракта № и дополнительного соглашения № в помещениях здания, ранее закрепленного за Территориальным финансовым управлением (ФЭУ СибВО), составили 6 766 654 рублей, что не соответствует сумме 11 369 600 рублей, оплаченной ИП Свидетель №1 за указанные работы. В результате неправомерных действий Афанасьевой A.M. был инициирован и произведен незаконный расход бюджетных средств от приносящей доход деятельности в виде оплаты невыполненных подрядчиком ИП Свидетель №1 работ по текущему ремонту в помещениях здания ФЭУ СибВО согласно государственному контракту № и дополнительному соглашению № к нему на общую сумму 4 602 (четыре миллиона шестьсот две тысячи) 946 рублей, чем государству в лице Министерства Обороны Российской Федерации причинен значительный имущественный ущерб.
Таким образом, Афанасьева A.M., являясь заместителем командующего войсками СибВО по финансово-экономической работе - начальником управления, т.е. должностным лицом, в период с ДД.ММ.ГГГГ, в своем служебном кабинете, расположенном по адресу: <адрес>, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, предусмотренных вышеуказанными нормативно-правовыми актами и руководящими документами, выразившиеся в незаконном заключении государственного контракта №, а также дополнительного соглашения № на проведение текущего ремонта в здании Финансово-экономического управления, в даче указания членам комиссии о подписании акта о приемке, якобы, выполненных работ, подписании лично финансовых документов, необходимых для оплаты по заключенному государственному контракту и дополнительному соглашению и указаний о перечислении подрядчику денежных средств за работы, выполненные не в полном объеме, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организации и охраняемых законом интересов общества и государства по законному расходованию бюджетных средств от приносящей доход деятельности с причинением тяжких последствий в виде значительного имущественного ущерба государству в лице Министерства Обороны Российской Федерации в размере 4 602 946 (четыре миллиона шестьсот две тысячи девятьсот сорок шесть) рублей.
В судебном заседании государственным обвинителем Брянцевым А.Н. заявлено ходатайство об изменении объема обвинения, и поддержания обвинения в части причиненного ущерба в размере 680807 рублей, в связи с чем исключением квалифицирующего признака «с причинением тяжких последствий» и переквалификации действий Афанасьевой А.М.с п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ на ч. 1 ст. 286 УК РФ..
Согласно ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.
При таких обстоятельствах, суд проводя судебное разбирательство в рамках предъявленного обвинения, учитывая, что изменение обвинения государственным обвинителем не ухудшает положение подсудимой Афанасьевой А.М. и не нарушает ее право на защиту, полагает возможным считать Афанасьеву А.М. обвиняемой по ч. 1 ст. 286 УК РФ.
Защитником Кошовской Н.А. и подсудимой Афанасьевой А.М. заявлено ходатайство, о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности, поскольку со дня совершения вменяемого ей преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, относящегося к категории средней тяжести, прошло более шести лет.
Представитель потерпевшего ФИО23 возражений суду не представил.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение государственного обвинителя Брянцева А.Н., полагавшего ходатайство подсудимой Афансьевой А.М. и защиты обоснованным по указанным в нем основаниям, находит возможным ходатайство подсудимой Афанасьевой А.М. и защитника Кошовской Н.А. удовлетворить и уголовное дело прекратить.
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления средней тяжести истекло шесть лет.
Преступление, в котором органами следствия обвиняется Афанасьева А.М., было совершено 30.12.2010 года и является преступлением средней тяжести. Со дня его совершения прошло более шести лет.
При таких обстоятельствах Афанасьева А.М. подлежит освобождению от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.
При решении вопроса по гражданскому иску, заявленному Министерством обороны Российской Федерации в размере 4602946 рублей с учетом ходатайства государственного обвинителя о передаче его на рассмотрение в гражданском порядке суд оставляет за Министерством обороны Российской Федерации право на обращение в порядке гражданского судопроизводства.
При решении вопроса о судьбе вещественных доказательств суд приходит к следующему. Государственный контракт на производство работ по текущему ремонту ТФУ № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (локальным сметным расчетом); дополнительное соглашение № к государственному контракту №; платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ: заявки на кассовые расходы № и № от ДД.ММ.ГГГГ; акт о приемки выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ и справку о стоимости выполненных работ и затрат № от ДД.ММ.ГГГГ, хранить при уголовном деле.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 254 УПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
Прекратить уголовное дело в отношении Афанасьевой А.М., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, на основании п. 3 ч. 1 ст. ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Меру пресечения в отношении Афанасьевой А.М.. подписку о невыезде отменить.
Оставить за Министерством обороны Российской Федерации право на обращение в порядке гражданского судопроизводства с исковыми требованиями.
Вещественные доказательства государственный контракт на производство работ по текущему ремонту ТФУ № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (локальным сметным расчетом); дополнительное соглашение № к государственному контракту №; платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ: заявки на кассовые расходы № и № от ДД.ММ.ГГГГ; акт о приемки выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ и справку о стоимости выполненных работ и затрат № от ДД.ММ.ГГГГ, хранить при уголовном деле.
Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня его оглашения.
Председательствующий Хисматулина