ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-861/20 от 30.12.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 1-861 /2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Якутск 30 декабря 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)

в составе председательствующего судьи Каратаева А.Н. /единолично/,

с участием государственного обвинителя Эверстова К.Е.,

подсудимого Габышева И.А.,

защитников Ермолаева А.Е., представившего удостоверение и ордер , Лупановой Л.В., представившей удостоверение и ордер ,

представителя потерпевшего ___ по доверенности Т

при секретаре Петровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

ГАБЫШЕВА И.А., ___,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Органом предварительного следствия Габышев И.А. обвинялся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных ст. 271.1 УК РФ, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба, при следующих обстоятельствах.

____ года решением Межрегионального территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта «О внесении квалификационной отметки в свидетельство коммерческого пилота Гражданской авиации Российской Федерации» , Габышеву И.А. выдано свидетельство коммерческого пилота от ____ 2019 года с квалификационной отметкой «___». С ____ 2019 года приказом ___ от ____ 2019 года Габышев И.А. переведён постоянно на должность командира воздушного судна Лётной службы Авиационной эскадрильи . КВС осуществляет свою деятельность в лётной службе ___ КВС подчиняются члены экипажа (п. 1.3. раздела 1 инструкции). КВС в своей деятельности руководствуется законодательством России, приказами и распоряжениями руководства авиакомпании, воздушным законодательством России, нормативными актами уполномоченного органа Гражданской авиации, приказами и указаниями авиакомпании в части касающейся, требований Руководства по производству полётов и инструкцией (п. 1.5). КВС должен знать нормативные документы, регламентирующие лётную деятельность, технические документы, регламентирующие правила эксплуатации авиационной техники, методы и правила безопасного выполнения полётов, навигации и связи, необходимую информацию, касающуюся аэродромов и маршрутов для безопасного выполнения полётов (п. 2.2). В задачи КВС входит обеспечение безопасности при выполнении полётов, руководство деятельностью экипажа воздушного судна (далее-ВС), деятельность в рамках общих организационных вопросов (п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 3.1.1). В рамках задачи «Обеспечения безопасности при выполнении полётов» к функциям КВС относятся: владение техникой пилотирования и самолётовождения в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полёта, умение правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную обстановку при принятии решения на вылет и в полёте, принимать решение на вылет в соответствии с Руководством по производству полётов авиакомпании, в полном объёме готовиться к полёту, руководить предполётной подготовкой экипажа, контроль в соответствии с Руководством по лётной эксплуатации и технологией работы экипажа, состояние и готовность воздушного судна, правильность его загрузки, выполнение полёта в соответствии с флайт-планом и требованиями РПП, эксплуатировать воздушное судно в соответствии с Руководством по лётной эксплуатации, принятие окончательного решения о взлёте и посадке ВС, принятие иных мер по обеспечению безопасного завершения полёта ВС. КВС обязан прекратить снижение и выполнить прерванный заход на посадку (уйти на второй круг), если наблюдаются опасные метеорологические условия, положение ВС в пространстве или параметры его движения относительно взлётно-посадочной полосы не обеспечивают безопасность посадки, расчёт на посадку не обеспечивает безопасность его выполнения (абз. 1, 3-6, 10, 13, 16 п.п. 2.1., п. 3.1.2. инструкции). КВС имеет право принимать окончательное решение о вылете, полёте и посадке ВС (п. 4.1). КВС имеет право отступать от плана полёта и задания на полёт, изменять, по возможности с установленными правилами полётов, в случае явной угрозы его безопасности, а также спасения жизни людей, находящихся на борту судна, с немедленным докладом об этом организации воздушного движения (п. 4.3). КВС предоставлено неотъемлемое право выполнять уход на второй круг, исходя из условий и (или) обстоятельств, побудивших его принять такое решение (п. 4.1.5). КВС несёт ответственность за выполнение требований нормативных документов полномочного органа Гражданской авиации, РЛЭ ВС и Руководства по производству полётов ___ КВС несёт ответственность за наличие на борту ВС РЛЭ в каждом полёте и обеспечение возможности быстрого получения необходимой информации в любой момент на земле и в полёте (п. 5.10). КВС несёт ответственность за безопасный исход каждого полёта независимо от того, пилотирует ли он лично или передал управление второму пилоту (п. 5.13). КВС несёт ответственность за выдерживание установленного режима полёта и точность самолётовождения (п. 5.14). КВС несёт ответственность за принимаемые решения (п. 5.16). Ответственность КВС за безопасность ВС, лиц и груза, находящихся на борту, начинается с того момента, как входные двери ВС закрыты с целью выполнения полёта до момента, когда ВС окончательно останавливается, двигатель (-и) отключается (-ются) и открываются входные двери (п. 5.19). В соответствии с п. 5.48. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта России от ____, ВС эксплуатируется в соответствии с положениями сертификата лётной годности (удостоверения о годности к полётам), РЛЭ. РЛЭ ВС Ан-24 (Ан-24РВ) разработано заводом изготовителем ВС и утверждено в Авиационном сертификационном центре Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации в ревизии от ____.

Таким образом, Габышев И.А. являлся лицом, обязанным в силу выполняемой работы и занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, за нарушения которых при наступлении последствий в виде причинения по неосторожности крупного ущерба несет установленную законом уголовную ответственность.

____ 2019 года Габышев И.А., имевший свидетельство коммерческого пилота ___, выданное ____ 2019 года Саха (Якутским) межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства Воздушного транспорта Министерства транспорта России, выполняющий обязанности КВС, допущенный к самостоятельным полетам в качестве ___ приказом летного директора ___ от ___ года , совместно со вторым пилотом П., бортмехаником С., бортпроводником К. на ___, государственный регистрационный знак ___, с ___.

___ 2019 года в 23 час. 55 мин. (время местное) осуществлен взлет ___ под активным пилотированием КВС Габышева И.А. с ___, расположенного по адресу: ____, при этом КВС Габышев И.А., являясь лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, небрежно относясь к последствиям допускаемых им нарушений, не предвидя наступления последствий в виде причинения крупного ущерба собственнику ВС - ____, хотя в силу своего опыта, занимаемой должности, стажа работы, квалификации, имеющихся специальных познаний в области воздушного транспорта, при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление этих последствий, управляя источником повышенной опасности - ВС, нарушая правило безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, предусмотренного п. 7.6.3. РЛЭ ВС ___, согласно которому включение выключателя ___ производится перед выруливанием, а выключение - после заруливания самолёта на стоянку, а именно в процессе полета отключил систему автоматического торможения колёс ВС, с целью быстрой остановки ВС на взлетно-посадочной полосе, сокращения тормозного пути с момента касания пневматиков шасси взлётно-посадочной полосы и дальнейшего заруливания на стоянку ВС аэропорта.

____ 2019 года в период времени с 01:29:49 до 01:32:59 в процессе посадки ___ с государственным регистрационным знаком ___ на искусственную взлетно-посадочную полосу аэродрома Акционерного общества ___ КВС Габышев И.А., осуществляя активное пилотирование при посадке ВС, являясь лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, небрежно относясь к последствиям допускаемых им нарушений, не предвидя наступления последствий в виде причинения крупного ущерба собственнику ___ хотя в силу своего опыта, занимаемой должности, стажа работы, квалификации, имеющихся специальных познаний в области воздушного транспорта, при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление этих последствий, управляя источником повышенной опасности - ВС, перелетел по невнимательности зону посадки ВС на взлётно-посадочной полосе на ___ метров, в нарушение ___ согласно которому при отключенной системе автоматического торможения торможение колес в начале пробега производить импульсами с постепенным увеличением обжатия педалей, после касания стоек шасси искусственного покрытия взлётно-посадочной полосы аэродрома ____, произвел интенсивное нажатие педалей тормоза основных стоек шасси, и в результате несоразмерного применения тормозов в процессе стандартных действий экипажа в нестандартной ситуации, произошёл разрыв авиашин колёс правой стойки шасси с повреждением двух колес ___ и двух тормозов ___.

Таким образом, КВС Габышев И.А. нарушил правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, выразившиеся в нарушении требований п. . Должностной инструкции КВС, которые обязательны для исполнения КВС, а именно в отключении системы автоматического торможения колёс ВС в процессе полета, при перелете зоны посадки ВС на взлетно-посадочной полосе, не принял решения об уходе ВС на второй круг и применении несоразмерного торможения с интенсивным обжатием педалей тормоза после посадки ВС на искусственное покрытие взлетно-посадочной полосы аэродрома ___, что повлекло разрыв авиашин колес и правой стойки шасси с повреждением двух колес и двух тормозов .

В результате преступных действий Габышева И.А., выразившихся в небрежных действиях при производстве движения и эксплуатации ___ с государственным регистрационным знаком ______ по неосторожности, причинен ущерб в размере ___., что в соответствии с примечанием к ст. 263 УК РФ признается крупным.

В ходе судебного заседания государственный обвинитель Э. пояснил, что в судебном следствии не нашел своего подтверждения обязательный элемент объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, а именно последствия в виде причинения крупного ущерба, который в соответствии с примечанием к ст. 263 УК РФ должен превышать один миллион рублей. Установлено, что после авиационного события тормозные устройства в количестве ___ штук были демонтированы с воздушного судна ___, после чего произведена замена тормозных дисков в количестве ___ штук, иные компоненты тормозных устройств дефектов не имели. В связи с этим были составлены талоны годности компонентов для дальнейшей эксплуатации. Согласно счету-фактуре, представленной ___, стоимость ___., общая стоимость ___ замененных тормозных дисков составляла ___ руб. Установлено, что действиями Габышева И.А. ___ причинен фактический ущерб на сумму ___ руб., состоящий из стоимости ___ в сумме ___ руб., ___ авиашин ___ в сумме ___ руб., ___ тормозных дисков ___ в сумме ___ руб. В связи с тем, что причиненный ущерб не превышает одного миллиона рублей, действия Габышева И.А. не образуют состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ.

С учетом изложенного, в соответствии с ч. 7 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель полностью отказался от обвинения в отношении Габышева И.А. по ч. 1 ст. 263 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием в действиях Габышева И.А. состава преступления.

Представитель потерпевшего Т. пояснил, что факт причинения ущерба подсудимым имел место. Документы, подтверждающие ущерб, не представлены суду в связи с хакерской атакой на сеть авиакомпании. Разрешение ходатайства государственного обвинителя оставил на усмотрение суда.

Защитник Лупанова Л.В. поддержала мнение государственного обвинителя и просила вынести оправдательный приговор.

Защитник Ермолаев А.Е. согласился с мнением государственного обвинителя и просил прекратить уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления.

Подсудимый Габышев И.А. поддержал мнение защитников и просил его оправдать.

Выслушав мнения сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается в связи с прекращением уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством, отказаться от осуществления уголовного преследования.

Согласно ч. 7 ст. 246 УПК РФ, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 УПК РФ.

Позиция государственного обвинителя мотивирована со ссылками на предусмотренные законом основания, все значимые для такого вывода обстоятельства были исследованы в ходе судебного следствия, мнения участников процесса по данному вопросу выяснены.

Принимая во внимание положения ч. 7 ст. 246 УПК РФ, согласно которым полный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела и уголовного преследования полностью, суд соглашаясь с позицией представителя государственного обвинения, и следуя ей, считает необходимым уголовное дело в отношении Габышева И.А. по ч. 1 ст. 263 УК РФ прекратить в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения в связи с отсутствием в действиях подсудимого Габышева И.А. состава вышеуказанного преступления.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 7 ст. 246, ст. 256 УПК РФ, суд

п о с т а н о в и л:

Уголовное дело и уголовное преследование в отношении Габышева И.А. по ч. 1 ст. 263 УК РФ прекратить в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения в связи с отсутствием в действиях Габышева И.А. состава преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Меру пресечения Габышеву И.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении – отменить после вступления постановления в законную силу.

Признать за Габышевым И.А. право на реабилитацию в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 133 УПК РФ.

Вещественные доказательства по уголовному делу отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Председательствующий А.Н. Каратаев