Дело № 1-921/17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Нальчик 18 декабря 2017 года
НАЛЬЧИКСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
в составе председательствующего - судьи Ахобекова А.А., с участием старшего помощника прокурора <адрес> Думановой Ф.Х., подозреваемого ФИО1, защитника – адвоката Бецуковой Л.М., представившей удостоверение № и ордер № от 15.12.2017г., при секретаре Шоровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство старшего следователя СО по <адрес> СУ СК РФ по КБР ФИО17 о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> КБАССР, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, имеющего на иждивении двоих несовершеннолетних детей, не работающего, не судимого, военнообязанного, зарегистрированного и проживающего по адресу: КБР, <адрес>, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 подозревается в том, что он, являясь в период 2010-2016 года старшим инспектором отдела № Управления Федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике и в период 2016-2017 года старшим инспектором отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по городскому округу Нальчик, имея специальное звание капитана полиции, то есть являясь должностным лицом МВД РФ, постоянно осуществляющим функции представителя власти в государственном органе, совершил в период с 21.01.2016г. по 02.05.2017г. умышленное преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления при следующих обстоятельствах.
При этом, полномочия ФИО1, в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, в том числе выдаче, замене паспортов Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, были регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:
- ст.2 Конституции Российской Федерации, которая признает человека, его права и свободы высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства;
- ст.ст.22, 52 Конституции Российской Федерации, которые гарантируют каждому право на свободу и личную неприкосновенность, а также охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью;
- ст.3 ФЗ №273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», которая устанавливает в качестве основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- п.п.1, 2 и 4 ч.1 ст.12 ФЗ от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возлагает на сотрудника органа внутренних дел обязанность: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные акты и иные нормативные акты Российской Федерации в сфере внутренних дел и обеспечивать их исполнение; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
- п.п.12 и 14 ч.1 ст.12 ФЗ от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возлагает на сотрудника органа внутренних дел обязанность не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;
- п.п.2 и 7 ст.13 ФЗ от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возлагает на сотрудника органа внутренних дел обязанность: заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти; выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
- п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.2 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», согласно которым деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- ч.1 ст.5 и ч.1 ст.6 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», которые возлагают на органы полиции осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, в точном соответствии с законом;
- ч.3 ст.6 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», которая запрещает сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий;
- п.п.2, 5 ч.1 ст.27 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», которые возлагают на органы полиции выполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан;
- п.п. 11 ч.1 ст.12 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», которые возлагают на полицию пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;
- административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России N 391 от 30.11.2012г., согласно которому определены сроки и последовательность административных процедур (действий) ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
- п.п.2., 2.2 административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России N 391 от 30.11.2012г., согласно которым получателями государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации: по замене паспортов в случае: достижения 20-летнего возраста; достижения 45-летнего возраста;
- п.15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от 08.07.1997г., согласно которому документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 суток после наступления обстоятельств указанных в п.1, 7, 12 данного положения;
- ч.1 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
- п. 4.19 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № от 05.05.2012г., согласно которому, должностные лица подразделений по вопросам миграции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.19.15 КоАП Российской Федерации;
- п.п. 3.2, 3.4, 39, 3.9.5, 3.9.7, 4.1 должностного регламента, утвержденного 12.01.2015г. Начальником УФМС России по Кабардино-Балкарской <адрес> М.Х., согласно которым старший инспектор отдела № УФМС России по КБР в <адрес>ФИО1 в своей деятельности обязан: знать и исполнять должностной регламент и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения начальника УФМС России по КБР, а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения непосредственного начальника; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций; осуществлять прием заявлений по вопросам утраты и кражи паспортов от граждан Российской Федерации; осуществляет регистрацию заявлений в журнале учета дел по утрате, формирует дело по выдаче паспорта в связи с утратой и несет ответственность за соблюдение сроков; контролирует соблюдение гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории РФ иностранных граждан и ЛПГ; несет персональную ответственность за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей и поставленных задач в соответствии с должностным регламентом;
- п.п. 4, 31, 33, 39, 39.1, 39.2, 39.4, 39.6, 39.9.9.5, 39.9.9.6 должностного регламента (должностной инструкции), утвержденного 30.11.2016г. врио начальника Управления МВД России по г.о. Нальчик полковником полиции ФИО8, согласно которым старший инспектор отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г.о. Нальчик ФИО1 в своей деятельности обязан: руководствоваться Конституцией Российской федерации; Федеральными конституционными законами; Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции»; №273-ФЗ «О противодействии коррупции», приказ ФМС России № от 11.09.2012г. «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», приказ ФМС России № от 30.11.2012г. «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», от 30.11.2011г. №-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 15.08.1996г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, МВД РФ, а также органов власти и управления Кабардино-Балкарской Республики, положение об Управлении, положение об отделе по вопросам миграции Управления, контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации; знать и исполнять должностной регламент и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения начальника ОВМ Управления, а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения непосредственного начальника; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций; осуществлять прием заявлений по вопросам утраты и кражи паспортов от граждан Российской Федерации; осуществлять регистрацию заявлений в журнале учета дел по утрате, формированию дел по выдаче паспорта в связи с утратой и несение ответственности за соблюдение сроков; осуществлять проверки по учетам ИЦ и ОАСБ УВМ по Кабардино-Балкарской Республике, в случае необходимости делать запросы в другие отделы УВМ МВД по Кабардино-Балкарской Республике, по месту получения паспорта; проверять по месту жительства лиц, обратившихся по утрате паспорта, с целью выявления граждан пытающихся иметь двойные паспорта; контролировать соблюдения гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории РФ иностранных граждан и ЛБГ; в соответствии с приказом МВД России от 5.05.2012г. № составлять протокола по административным правонарушениям по статьям 19.15-19.18, ст.20.25 ч.1 и ч.3 КоАП Российской Федерации, несет ответственность за ведение административной практики.
Таким образом, ФИО1, как должностное лицо, был наделен в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, и правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, обладал как представитель власти в силу занимаемой должности широким кругом прав и полномочий, властного характера в отношении неопределенного круга лиц, в том числе полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением миграционного законодательства РФ и, при выявлении фактов совершения административного законодательства в сфере миграции, по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст.ст.19.15-19.18, ст.20.25 ч.1 и ч.3 КоАП Российской Федерации.
ФИО1, при исполнении своих должностных обязанностей, систематически выявлял факты совершения гражданами Российской Федерации административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15. КоАП РФ – проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), за совершение которого административным законодательством предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, который при этом, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя из корыстной заинтересованности, выражающееся в желании личного материального обогащения, систематически, при выявлении фактов совершения гражданами указанного правонарушения, не составляя протокола об административном правонарушении, получал от этих граждан денежные средства в сумме от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, якобы предназначенные на оплату штрафа за выявленное им правонарушение, присваивал и расходовал их на свои личные нужды.
При этом, ФИО1, в период времени с 21.01.2016г. по 02.05.2017г., при исполнении своих служебных обязанностей, выявив факты совершения ФИО9, ФИО10, ФИО21, ФИО26, ФИО25, ФИО11, ФИО20, ФИО27, ФИО12, ФИО16, ФИО28, ФИО15, ФИО14 и ФИО13 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15. КоАП РФ, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя из корыстной заинтересованности, выразившейся в желании получить выгоду имущественного характера, при отсутствии законных на то оснований, не составлял в отношении вышеуказанных лиц протокола об административном правонарушении, и при этом получил от ФИО11 деньги в сумме 2 тыс. рублей, ФИО13 деньги в сумме 3 тыс. рублей, ФИО14 деньги в сумме 2 тыс. рублей, ФИО15 деньги в сумме 2 тыс. рублей, ФИО9 деньги в сумме 3 тыс. рублей и ФИО16 деньги в сумме 3 тыс. рублей, якобы предназначенные на оплату штрафа за выявленные им правонарушения, и использовал полученные денежные средства на общую сумму 15000 руб. на личные нужды.
В результате злоупотребления ФИО1 своими служебными полномочиями, им были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, выразившиеся в непривлечении вышеуказанных лиц к административной ответственности, в нарушении принципа неотвратимости наказания, подрыве в результате использования своего служебного положения из корыстных побуждений авторитета органов государственной власти, их дискредитации, дезорганизации нормальной, регламентированной законом деятельности государственного аппарата, создание негативного общественного мнения о сотрудниках полиции.
Действия ФИО1 органами предварительного следствия квалифицированы по ч.1 ст.285 УК РФ, по признакам: использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Старший следователь СО по <адрес> СУ СК РФ по КБР ФИО17 обратился в суд с ходатайством о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении подозреваемого ФИО1, в соответствии со ст.ст.76.2, 104.4 УК РФ, мотивируя тем, что ФИО1 ранее не судим, подозревается в совершении преступления средней тяжести, чистосердечно раскаялся, возместил ущерб и иным образом загладил причиненный вред, положительно характеризуется, согласен на прекращение уголовного дела с назначением судебного штрафа.
ФИО1 предпринял исчерпывающие меры, направленные на возмещение причиненного им ущерба и заглаживание причиненного им в результате совершенного преступления вреда, а именно: согласно ходатайству и приложенной к нему квитанции, ФИО1 внес на счет СУ СК России по Кабардино-Балкарской Республике полученные от от ФИО11, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО9 и ФИО16 денежные средства в сумме 15000 руб., якобы предназначенные на оплату штрафа за выявленные им правонарушения и тем самым возместил причиненный ущерб; осознав свою вину и раскаявшись в содеянном, ФИО1 по собственному желанию уволился из органов внутренних дел и больше не обладает полномочиями сотрудника полиции, добровольно явился в СО по <адрес> СУ СК России по Кабардино-Балкарской Республике и обратился с заявлением о его дополнительном допросе и дал признательные показания по обстоятельствам совершенного преступления. Тем самым ФИО1 возместил ущерб, а также иным образом загладил причиненный вред.
Защитник Бецукова Л.М. не возражала против удовлетворения заявленного ходатайства и просила освободить ФИО1 от уголовной ответственности по ч.1 ст.285 УК РФ, с назначением судебного штрафа. Просила суд назначить судебный штраф в размере 5 000 рублей.
Подозреваемый ФИО1 не возражал против удовлетворения ходатайства о прекращении уголовного дела в отношении него с назначением судебного штрафа. Просил назначить минимально возможный штраф, так как он является пенсионером и у него на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей.
Прокурор Думанова Ф.Х. не возражала против удовлетворения поступившего ходатайства.
Выслушав мнение сторон, обсудив ходатайство и изучив материалы уголовного дела, суд находит его подлежащим удовлетворению.
В силу ст.25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
В соответствии со ст.104.4 УК РФ, судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 настоящего Кодекса.
Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции - до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.
Причастность подозреваемого ФИО1 к совершению данного преступления подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах уголовного дела №.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 подозревается в совершении преступления средней тяжести, ранее к уголовной ответственности не привлекался, по материалам уголовного дела характеризуется положительно, отягчающих обстоятельств по делу не имеется, возместил ущерб и иным образом загладил причиненный вред, согласен на прекращение уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство.
Определяя размер судебного штрафа, суд исходит из учета тяжести преступления, в совершении которого подозревается ФИО1, его имущественного и семейного положения.
Судьбу вещественных доказательств суд считает необходимым определить в соответствии со ст.81 УПК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.76.2 УК РФ, ст.ст. 25.1, 446.2 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело в отношении ФИО1, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, прекратить по основанию, предусмотренному ст.25.1 УПК РФ.
Назначить ФИО1 меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей, определив срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Разъяснить ФИО1, что в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.
Вещественные доказательства: заявления о выдаче (замене) паспорта на имя: ФИО9, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО10, ФИО23, ФИО24, ФИО11, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО12, ФИО16, ФИО28, ФИО15, ФИО14, хранящиеся при уголовном деле, хранить при нем же по вступлении постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда КБР через Нальчикский городской суд КБР в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья А.А. Ахобеков