ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-923/2021 от 30.12.2021 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№ 1-923/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Барнаул 30 декабря 2021 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Никитиной Н.М.,

при секретаре Пеньковой А.С.,

с участием помощника прокурора Алексина Н.О.,

подозреваемого Казанцева Д.В.,

защитника Лахониной О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство следователя Барнаульского следственного отдела на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации Корзуна М.В. о прекращении уголовного дела и уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении

Казанцева Д.В., <данные изъяты>, не судимого,

подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

органом предварительного расследования Казанцев Д.В. подозревается в превышении должностных полномочий при следующих обстоятельствах.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года (далее - Указ). В соответствии с Указом, Правительству Российской Федерации поручалось утвердить до 01.10.2018 основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей, разработав (скорректировав) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представив до 01.10.2018 для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, - национальные проекты (программы), среди прочего по направлению образование.

В рамках исполнения Указа президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден «Паспорт национального проекта «Образование» (далее - Паспорт).

Паспортом предусмотрены: 1. Основные положения; 2 Цели, целевые и дополнительные показатели, национального проекта; 3. Структура национального проекта; 4. Задачи и результаты национального проекта, среди которых, Федеральный проект «Успех каждого ребенка»; 5. Финансовое обеспечение реализации национального проекта; 6. Дополнительная информация.

С целью эффективной реализации мероприятий национального проекта «Образование» в Алтайском крае, на основании указа Губернатора Алтайского края от 12.03.2019 № 39, постановления Администрации Алтайского края от 23.09.2013 № 502, постановлением Правительства Алтайского края от 13.12.2019 № 494 утверждена Государственная программа Алтайского края «Развитие образования в Алтайском крае» (далее - Программа развития АК).

Целью Программы развития АК является повышение доступности качественного образования, соответствующего потребностям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Одной из задач Программы развития АК является повышение качества общего образования посредством обновления содержания, технологий обучения и материально-технической базы.

Ответственным исполнителем Программы развития АК выступает Министерство образования и науки Алтайского края (далее - Министерство)

Программа развития АК предусматривает выполнение 8 подпрограмм, среди которых, «Развитие дополнительного образования детей и сферы отдыха и оздоровления детей в Алтайском крае» и «Развитие общего образования в Алтайском крае». При этом Программа развития АК предусматривает конкретные сроки реализации указанных подпрограмм и объем их финансирования.

Кроме того, в рамках реализации Программы развития АК разработаны региональные проекты, среди которых, - региональный проект «Успех каждого ребенка». Региональный проект «Успех каждого ребенка» направлен на достижение показателей указанных подпрограмм, и предусматривает также конкретные сроки реализации и объем финансирования.

В целях реализации в 2020, 2022 годах федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», распоряжением Правительства Алтайского края от 04.07.2019 № 247-р утвержден комплекс мер (дорожной карты) по созданию и функционированию мобильного технопарка «Кванториум», а также описание создаваемого мобильного технопарка «Кванториум», региональным координатором, ответственным за создание и функционирование мобильных технопарков «Кванториум» на территории Алтайского края определено Министерство.

Комплексом мер предусмотрены, в том числе мероприятия, направленные на создание и открытие детских технопарков «Кванториум», которые предусматривали, в том числе представление информация об объемах средств операционных расходов на функционирование детских технопарков «Кванториум» по статьям расходов, формирование и согласование перечня оборудования для оснащения детских технопарков «Кванториум», заключения соглашений, дополнительных соглашений по реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка»» на территории Алтайского края в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», объявление закупок товаров, работ, услуг для создания детских технопарков «Кванториум».

Согласно распоряжению Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-134, определены требования к комплектованию набора средств обучения и воспитания для оснащения мобильного технопарка, при этом минимальные функциональные и (или) технические требования и количество средств обучения и воспитания для оснащения мобильного технопарка, включая оборудование (далее - инфраструктурный лист), определяются региональным координатором на основе примерного перечня средств обучения и воспитания в целях создания мобильных технопарков, приведенного в Приложении № 4 к данному распоряжению «Примерный перечень средств обучения и воспитания в целях создания мобильных технопарков «Кванториум» для детей, проживающих в сельской местности и малых городах», а также примерного типового инфраструктурного листа, определяемого федеральным оператором. Региональный координатор обеспечивает согласование инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором. При проведении закупок средств обучения и воспитания из инфраструктурного листа для оснащения мобильного технопарка рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию отечественных производителей при эквивалентных технологических характеристиках.

При осуществлении государственных и муниципальных закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе:

- о предоставлении приоритета товарам российского происхождения в соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925;

- об ограничениях на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878;

- о применении национального режима при осуществлении закупок, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ;

- об учете требований антимонопольного законодательства в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в том числе планирование начальных (максимальных) цен исходя из рыночных цен товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно положению об отделе информатизации Министерства, утвержденного Министром образования и науки Алтайского края, в полномочия отдела входит проведение соответствующей уровню и выделенным средствам единой политики в области разработки, внедрения, применения и развития информационных технологий, информационного обеспечения системы образования в Алтайском крае, а также по вопросам информатизации применения информационных технологий, в том числе в области защиты информации по направлениям деятельности Министерства, информационное обеспечение управленческих функций в образовательной среде Алтайского края, организация обработки и обеспечение безопасности персональных данных, организация приобретения современного оборудования и программного обеспечения, учет и распределение аппаратных и программных средств, обеспечивающих применение информационных технологий, обслуживание технических и программных средств в учреждениях образования, осуществление контроля над эффективным использованием имущества и средств, переданных в муниципальную собственность, в рамках своей компетенции. Отдел возглавляет начальник, при этом отдел имеет право получать в установленном порядке от органов местного самоуправления, образовательных организаций, предприятий, общественных организаций, материалы, документы, необходимые для осуществления возложенных на отдел функций.

Приказом Министра образования и науки Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ л/с Казанцев Д.В. назначен на главную должность государственной гражданской службы Алтайского края - начальника отдела информации Министерства с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 6 служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Алтайского края и замещении должности государственной гражданской службы Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, а также пунктами 1.5, 3.1. должностного регламента начальника отдела информатизации, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Министром образования и науки Алтайского края, Казанцев Д.В. имел в своем подчинении 1 начальника сектора, 1 главного специалиста, сотрудников, не являющихся государственными гражданскими служащими, из них 1 главного специалиста и 9 старших инспекторов, обязан был исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон), в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Законом и другими федеральными законами, осуществлять организацию и мониторинг деятельности отдела информатизации, осуществлять методическое и практическое руководство за эффективностью предусмотренных мер защиты информации в Министерстве, ежегодно проводит контроль состояния защиты информации с целью своевременного выявления и предотвращения утечки информации по техническим каналам, исключения несанкционированного доступа к ней, участвовать в разработке и внедрения проектов по информатизации системы образования Министерства, осуществлять координацию и организационные мероприятия по вопросу оказания государственных услуг и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде, координировать работу краевых рабочих групп, экспертных советов, осуществлять разработку и мониторинг реализации краевых программ в области информационной безопасности, качественно и своевременно готовить служебные документы в соответствии с установленными требованиями.

Таким образом, Казанцев Д.В., в силу занимаемого служебного положения и возложенных на него должностных обязанностей, являлся должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, обладающим полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих юридические последствия, а также полномочиями, связанными с руководством подчиненными ему работниками.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Казанцева Д.В., находившегося в неустановленном следствием месте, осведомленного, что у Министерства, с целью выполнения указанных выше программ (подпрограмм), региональных проектов и мероприятий, имеется потребность в приобретении и поставке квадрокоптеров для создания детских технопарков «<данные изъяты>», в связи с чем, Министерством с этой целью будут объявлены закупки в электронном виде на приобретение и поставку таковых, из иной личной заинтересованности, выразившейся в получении премий, а также в стремлении показать свое влияние на правоотношения в области проведения закупок, в результате чего, повысить собственный авторитет и заручиться поддержкой со стороны руководства, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, а именно на предоставление представителям ИП ФИО4 и ООО «<данные изъяты>» конфиденциальной, инсайдерской информации, в том числе о технических характеристиках, сроках поставки требовавшихся Министерству квадрокоптеров, тем самым, создав преимущественные условия вышеуказанным участникам закупок до проведения соответствующих электронных аукционов, сформировав технические задания под материально-технические ресурсы узкой группы хозяйствующих субъектов, в том числе по приемке товара, что давало им возможность одерживать победы в проводивших Министерством аукционах.

Реализуя свой преступный умысел, Казанцев Д.В. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь в неустановленных местах, действуя в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также пункта 6 служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Алтайского края и замещении должности государственной гражданской службы Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, а также пунктов 1.5 и 3.1. должностного регламента начальника отдела информатизации, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Министром образования и науки Алтайского края, умышленно, из иной личной заинтересованности, осознавая, что совершает действия, явно выходящие за пределы его полномочий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде причинения существенного нарушения прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в подрыве авторитета, доверия и уважения граждан не только к Министерству, но и системе государственных органов Алтайского края в целом, в дискредитации исполнительных органов государственной власти Алтайского края, предоставлял представителям ИП ФИО4 и ООО «<данные изъяты>» конфиденциальную, инсайдерскую информацию, в том числе о технических характеристиках, сроках поставки квадрокоптеров, требовавшихся Министерству, тем самым, создал преимущественные условия вышеуказанным участникам закупок до проведения соответствующих электронных аукционов, сформировав технические задания под материально-технические ресурсы узкой группы хозяйствующих субъектов, в том числе по приемке товара.

В связи с совершением Казанцевым Д.В. действий, явно выходящих за пределы его полномочий, от имени Министерства при проведении шести закупок в форме электронных аукционов, Министерством ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 заключено два государственных контракта ( от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) на суммы 3 747 641 рубль 36 копеек и 457 964 рубля соответственно, а также ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» четыре государственных контракта ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) на суммы 191 000 рублей, 510 000 рублей, 392 790 рублей и 392 790 рублей соответственно, на поставку квадрокоптеров, как с единственными участниками электронных аукционов, соответствующими требованиям контрактов.

При совершении всех указанных выше действий Казанцев Д.В. осознавал общественно-опасный и противоправный характер своих действий, предвидел неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желал их наступления.

Действия Казанцева А.В. квалифицированы по ч.1 ст.286 УК РФ, - превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.

Следователь с согласия руководителя следственного органа ходатайствует о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Казанцева А.В. и назначении ему меры уголовно – правового характера в виде судебного штрафа.

В судебном заседании Казанцев А.В. и его защитник поддержали ходатайство следователя, указав, что вину в совершении преступления подозреваемый признает в полном объеме и просит прекратить в отношении него уголовное дело с назначением меры уголовно - правового характера в виде судебного штрафа. Правовые последствия прекращения уголовного дела по данному основанию Казанцеву А.В. разъяснены и понятны.

Прокурор поддержал ходатайство следователя и просил его удовлетворить по указанным в нем основаниям, назначив подозреваемому штраф в размере 20 000 рублей.

Суд, изучив материалы уголовного дела, выслушав мнения участников процесса, считает ходатайство подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

В соответствии со ст.25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

В судебном заседании установлено, что выдвинутое в отношении Казанцева А.В. подозрение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, и в материалах содержатся достаточные сведения, позволяющие суду принять итоговое решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении подозреваемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Преступление, предусмотренное ч.1 ст.286 УК РФ, в соответствии со ст.15 УК РФ относится к категории преступлений средней тяжести.

Казанцев А.В. ранее к уголовной ответственности не привлекался, полностью признал вину в содеянном, чистосердечно раскаялся, причиненный преступлением вред загладил путем перечисления денежных средств в сумме 10 000 рублей на расчетный счет Фонда помощи многодетным и малоимущим семьям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию «Облака», кроме того, принес официальные извинения коллективу Министерства образования и науки Алтайского края, официально трудоустроен, имеет положительные характеристики личности как с места жительства, так и со стороны прежнего работодателя.

Тем самым, необходимые условия для освобождения подозреваемого от уголовной ответственности установлены, потому суд считает возможным прекратить уголовное дело в отношении Казанцева Д.В., назначив ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Иных оснований для прекращения уголовного дела не имеется.

Размер судебного штрафа определяется судом в соответствии со ст.104.5 УК РФ, с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения лица, освобождаемого от уголовной ответственности, его семьи, а также с учетом возможности получения указанным лицом заработной платы или иного дохода.

С учетом вышеизложенного, а также характера совершенного деяния, суд считает необходимым назначить Казанцеву Д.В. судебный штраф в размере 10 000 руб.

Судьба вещественных доказательств подлежит разрешению в соответствии с требованиями ст.81 УПК РФ.

По смыслу ч.1 ст.132 УПК РФ процессуальные издержки взыскиваются только с осужденного, однако Казанцев Д.В. осужденным не является, в связи с чем процессуальные издержки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 25.1, 239, 254, 256, 446.2 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

ходатайство следователя Барнаульского следственного отдела на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации Корзуна М.В. о прекращении уголовного дела и уголовного преследования и назначении меры уголовно – правового характера в виде судебного штрафа в отношении Казанцева Д.В. удовлетворить.

Прекратить на основании ст.25.1 УПК РФ в отношении подозреваемого Казанцева Д.В. уголовное дело по ч.1 ст.286 УК РФ и назначить ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей по следующим реквизитам: .

Штраф должен быть оплачен Казанцевым Д.В. в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу с дальнейшим представлением сведений об его уплате судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Разъяснить Казанцеву Д.В., что в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующе статье Особенной части УК РФ.

Вещественные доказательства после вступления постановления в законную силу: <данные изъяты> - оставить в мобильном технопарке <данные изъяты> по принадлежности.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Н.М. Никитина